Невротические привычки у детей: что это и как с ними бороться?

Значение маминых рук для малыша

Для новорожденного малыша мамины руки – это весь мир. Это ощущение тепла, любви и защиты. И это вовсе не его прихоть, а базовая потребность. Согласно Теории привязанности Джона Боули, важным фактором в развитии гармоничной личности является заложенное в младенчестве ощущения доверия к окружающему миру.

Для новорожденного крохи это доверие формируется напрямую через его связь с матерью, когда мама активно реагирует на его потребности – кормит, берет на руки по требованию, улыбается.

Если кроха с детства испытывает ощущение безопасности и покоя, то он растет с твердой уверенностью, что весь окружающий мир такой же прекрасный. Он не испытывает тревогу даже там, где она может возникать у других детей.

Знаете ли вы? Исследования и наблюдения за брошенным малышами в Домах малютки показывают, что дети, которых не берут на руки, чаще болеют и даже умирают. Малыши, которым няни уделяют внимания и заботу именно через ношение на руках, растут более здоровыми и спокойными.

Эта теория имеет научное подтверждение и активно внедряется в современном мире, начиная с роддома. Ведь еще совсем недавно малышей не выкладывали на маму сразу после родов, не предлагали грудь с первых минут рождения

Сейчас же, понимая важность тактильного контакта для малыша и мамы, ситуация в родильных домах кардинально изменилась

Поэтому, кроме тесного контакта с первых секунд жизни, малыш находится с мамой в палате постоянно, а не приносится только на кормление, как это было ранее.

Чем намазать ногти ребенку, чтобы не грыз?

Для усиления эффекта можно воспользоваться специальными средствами, помогающими справиться с такой привычкой. Некоторые из них можно приобрести в аптеке. Каждое такое средство, чтобы ребенок не грыз ногти, содержит сопроводительную инструкцию, где подробно расписаны рекомендации по поводу использования «препарата». Следуя этим указаниям, можно рассчитывать на успех в борьбе с привычкой. Не менее эффективны народные средства, их список немал.

Мазь, чтобы не грызть ногти

По сей день пока не изобретен крем, который помог бы в борьбе с данной привычкой. Однако из-за обгрызания ногтей зачастую вокруг них воспаляются мягкие ткани. Если в ранки попадают болезнетворные организмы, они начинают активно орудовать, поэтому в этом случае без особого лечения не обойтись. Когда ребенок кусает ногти, могут применяться такие препараты для обработки поврежденных мягких тканей:

  • Радевит (если инфекция не попала в ранки);
  • Альгофин (при микробном поражении);
  • Афлодерм – противовоспалительное средство с противозудным эффектом;
  • Белогент – антибактериальный препарат.

Лак, чтобы не грызть ногти

Данное косметическое средство обладает следующими преимуществами:

  1. Безопасность. Такой лак рекомендован к использованию с двухлетнего возраста. Это средство гипоаллергенно: оно не провоцирует развитие зуда, сыпи и прочих проявлений аллергии. К тому же лак при попадании в рот не вызывает расстройство ЖКТ.
  2. Эффективность. У этого лака неприятный привкус, поэтому он вызывает стойкое отвращение.
  3. Экономичность. Такого средства хватает надолго, а наносить его лучше дважды-трижды в неделю. Нельзя ежедневно покрывать ногти лаком, поскольку от этого они станут хрупкими и ломкими.
  4. Естественный вид. Для мальчиков можно использовать прозрачное средство, а для девочек – лак с нежным розовым оттенком.

Лак, чтобы не грызть ногти для детей, выпускается различными брендами:

  • Frenchi Products;
  • Принцесса;
  • Belweder;
  • Limoni;
  • Severina.

Народные средства, чтобы не грызть ногти

Существует немало проверенных временем эффективных методов, позволяющих ребенку избавиться от этой привычки. На что только не идут родители, когда малыш кусает ногти

Хотя большинство народных средств эффективны, перед тем, как отдать предпочтение какому-то конкретному из них, важно учесть возраст чада. Вот самые распространенные методы, как отучить ребенка грызть ногти:

  • Чеснок. Чистят зубчик от шелухи, режут его на дольки и натирают им ногтевые пластины. Либо можно натереть чеснок на мелкой терке, переместить кашицу на сложенную в несколько слоев марлю и выдавить сок. Им-то и нужно смазать ногти. Данное средство приемлемо для детей старшего возраста.
  • Лимон. Дольками протирают обгрызенные пластины. Кисловатые ногти вряд ли понравится грызть малышу.
  • Горчица. Данное средство наносят на ногти. Только использовать его в раннем детском возрасте запрещено, поскольку малыш может случайно потереть глаза, что спровоцирует новую проблему.

Как отучить ребенка грызть свои ногти с помощью полыни?

Ингредиенты:

  • сушеная полынь – 1 десертная ложка;
  • вода – 200 мл.

Приготовление, применение

Сырье заливают кипятком и настаивают полчаса.
Опускают кончики пальцев на пару минут в настой.
Делать такую процедуру можно несколько раз в день

Однако важно помнить, что горечь полностью не вымывается: она остается даже после мытья рук.

Что делать и как отучать?

Итак, поняв и разобрав, почему дети просятся на руки, вы сможете успешно отучить ребенка от рук, следуя советам психологов. Что же можно предпринять?

Разделение обязанностей

Важно, чтобы малыш проводил время еще с кем-то, кроме мамы: гулял с бабушкой, играл с папой, купался с дедушкой
Его внимание будет переключаться с главного значимого лица, что максимально освободит мамины руки.

Детский шезлонг. Мама может делать свои дела, положив ребенка в шезлонг и поставив его рядом с собой
Эти удобные детские приспособления сделаны как кресла, что позволяет крохе наблюдать за мамой и ее действиями

Желательно разговаривать с малышом и улыбаться ему, чтобы он ощущал внимание к себе.

Запись маминого голоса. На диктофон можно записать пение колыбельной, чтение сказки и просто общение с малышом. Слыша голос матери, ребенок будет концентрироваться на нем и интересоваться, откуда же он раздается. Таким образом можно даже начать укладывать малыша спать.

Частая смена игрушек. Ребенку не важно, дорогие они или нет. Самое главное – рассматривать что-то новое. Вы можете даже собирать их из домашних предметов. Дети любят играть с посудой (лучше, чтобы она была пластиковая), с пузырьками, колбочками, а также со всем ярким и блестящим.

Ходунки и манеж. С данными приспособлениями переусердствовать не стоит, но они могут облегчить ваш труд. Когда ребенок может передвигаться в ходунках, ему уже не требуется ваша непосредственная помощь, чтобы «ездить» по комнате и изучать пространство. Если малыш остается у бабушек, им тоже необходимо приобрести ходунки, чтобы и у них он не сидел на руках.

Манеж удобен своей безопасностью, ребенок будет наблюдать за вами оттуда. Но долго оставлять его в манеже нельзя, так как это все-таки замкнутое пространство.

Борьба с усталостью. Если причина, по которой вы хотите отучить ребенка от рук, это усталость, значит, необходимо задуматься о пересмотре распорядка дня.Во-первых, готовьте что-то простое, нетрудоемкое. Существуют интересные передачи и рубрики на эту тему, например «Обед за 15 минут» или «Когда гости на пороге», «Быстрый ужин» и т. п. Запаситесь такими рецептами, чтобы не тратить лишнее время на готовку.Во-вторых, откажитесь от тщательной глажки вещей, утюжьте только необходимое. Зачем утюжить ползунки, которые через пару часов опять бросать в стирку?В-третьих, не бойтесь просить помощи. Переложите часть обязанностей на мужа или подключите ближайших родственников.

Слинг. Это устройство не поможет отучить ребенка от рук, зато вы не так сильно будете ощущать его вес и некоторые дела сможете выполнять с ним на руках: мытье посуды, готовку, стирку и т. п.

Привычка разбрасывать везде свои игрушки

Маленькие дети часто грешат неаккуратностью. Если вовремя не отучить ребенка разбрасывать свои вещи, то эта привычка может сохраниться надолго и даже на всю жизнь. Чтобы ее одолеть, поступайте следующим образом:

1. Убедитесь в том, что никто из членов семьи не показывает малышу дурной пример своей небрежностью.

Если ваш муж разбрасывает везде свою одежду, бросает, где не следует, личные вещи, оставляет в раковине грязную посуду и т.п., то и ребенок вполне может копировать его модель поведения.

Научите всех членов семьи соблюдать аккуратность и опрятность, сразу же складывая все вещи на свои места.

2. Приучите ребенка сортировать свои игрушки по категориям и выделите место для каждой категории.

Например, этот ящик комода – для машинок, этот – для конструктора, этот – для мелких игрушек и т.п.
Всегда хвалите ребенка за то, что он сортирует игрушки правильно и собирает их после игры. Если ребенок пока не привык собирать игрушки, делайте с ним это наперегонки. Дух соперничества всегда мотивирует.

3. Объясните ребенку, что он может достать новые игрушки только тогда, когда соберет те, которыми уже не играет. Пусть запомнит, что в игре работает правило замены одних игрушек на другие. А доставать все и сразу ему не разрешено.

4. Введите правило, что если ребенок не будет собирать игрушки, а потом в процессе ходьбы на них наступит и раздавит, то вы не станете чинить поломанные игрушки, а выбросите их. Малыш должен понять, что порядок – это не ваша прихоть, а необходимое условие для сохранения целостности его вещей.

5. Расскажите ребенку историю, что забытые в конце дня на полу игрушки могут обидеться на него и уйти жить к другому ребенку. Если ребенок будет забывать собирать игрушки, однажды спрячьте какую-нибудь игрушку и напомните малышу о своем рассказе.

Позже верните игрушку, сказав, что она действительно обиделась и хотела уйти навсегда, но потом вернулась с условием, что ее больше не будут бросать на полу (эта уловка работает для совсем маленьких детей).

6. Скажите ребенку, что не разрешите ему приглашать в дом друзей, если он не будет убирать игрушки в своей комнате.

7. Объясните ребенку, что вы не станете покупать ему новые игрушки, если старые все время будут лежать на полу.

Как прекратить укачивать ребенка на руках перед сном

Очень часто родителям грудных малышей приходится сталкиваться с ситуацией, когда малыш отказывается засыпать в своей кроватке, плачет и капризничает, чтобы его взяли на руки.

В данной ситуации можно использовать следующие методы:

  • необходимо подойти к малышу, при этом, не включая слишком яркого раздражающего света;
  • необходимо ласково поговорить с ним или спеть колыбельную;
  • ребенка можно погладить по животику, спинке или голове;
  • малышу необходимо спокойным, но уверенным голосом обозначить, что пришло время спать и мама уходит;
  • затем нужно также спокойно покинуть детскую комнату.

Выполняя эти условия каждый раз, когда кроха пытается манипулировать взрослыми, можно постепенно полностью отказаться от укачивания перед сном. Если ребенок все равно проявляет недовольство можно на некоторое время взять его на руки и посидеть с ним, не качая его.

Грамотно оборудованное место для сна малыша, удобная кроватка с мягкими постельными принадлежностями, легкий массаж и купание перед сном, прогулка на свежем воздухе или проветривание – будут способствовать засыпанию без укачиваний и спокойному сну.

https://youtube.com/watch?v=JFEFM_6i-w0

Почему приучать малыша к рукам — плохо?

Заметив, что младенец использует плач, чтобы оказаться у вас на руках, вы должны немедленно начинать отучать дитя от такой зарождающейся пагубной привычки.

  • Ребенок будет манипулировать вами, используя плач, как средство привлечения вашего внимания;
  • в первое время вам будет легко носить малыша на руках, но вскоре вес его окажется довольно ощутимым и опасным для вашего опорно-двигательного аппарата;
  • малыши, которых постоянно переносят на себе мамы, становятся ленивыми: они не желают осваивать двигательные навыки, плохо развиваются физически и не умеют развлекать себя самостоятельно;
  • поскольку ребенок практически весь период бодрствования находится на материнских руках, у него нет возможности и желания исследовать окружающий его мир и таким образом развиваться: трясти погремушками, ощупывать разнофактурные предметы, передвигать и бросать игрушки;
  • если у мамы будет постоянно заняты руки, она просто физически не сможет заниматься хозяйством: стирать, гладить, убираться дома и готовить кушать; ей придется делать все это в те периоды, когда кроха спит.

Таким образом, подобная патологическая привязанность к матери может грозить крохе задержкой развития, а маме — хронической усталостью, проблемами со спиной и нервами из-за постоянных капризов младенца.

Выясните, в чем причина?

В те дни, когда потребность быть с вами в постоянном контакте с Вами особо остро выражается, попробуйте выяснить, в чем причина? Может ребенок плохо себя чувствует, может обстановка в доме стала несколько напряженнее, может Вы поторопились с «отделением» и т. п. Устраняйте, в первую очередь, причину такого поведения, а не ее следствие. И, конечно же, дайте своему малышу или малышке «насладиться» контактом с Вами. Это позволит ему снова ощутить стабильность своего положения, успокоиться.

Потребность постоянно спать у мамы на руках может быть следствием повышенной привязанности. Однако, очень часто бывают ситуации, когда ребенок испытывает дискомфорт, лежа в кроватке, вследствие физиологических особенностей. Например, это может быть совершенно незаметные для мамы компрессии шейных позвонков или в тазовой области, которые чрезвычайно распространены у детей, особенно в тот период, когда они учатся ходить и часто ударяются головой и падают на попку. Обязательно проконсультируйтесь у мануального терапевта по этому вопросу. Также может мешать даже едва уловимый особенный запах в кроватке или текстура постельного белья. Если же все в этом аспекте окажется в порядке, то для корректировки рекомендаций, нужно будет уточнить два вопроса: продолжается ли период кормить дочь грудью, практикуете ли совместный сон?

Как отучить ребенка от излишней привязанности к рукам?

Если грудничок признает только маминым рукам, то можно попробовать «передать» ребенка в руки родственников или папы. Вы можете воспользоваться услугами няни. Если ребеночек привыкнет к рукам бабушки, тети, папы, дяди, то ему будет легче привыкнуть к няне или походу в садик.
Заменить пребывание на руках тесным физическим контактом. То есть, например, когда мама сидит на диване, то ребенок может лежать рядом. Мамочка может делать ему легкий массаж спины и животика. Этим вы не отнимаете у ребенка должной заботы и внимания. С течением времени малыш отвыкнет от рук.
Когда карапуз вдруг заплачет и начнет яростно просится на ручки, то мама может отвлечь его играми, прятками, мультфильмами, показать ему собачку, домик, картинку.
Отвлечь ребенка можно яркими музыкальными игрушками

Они сразу же привлекут внимание крохи. Громкая веселая музыка, пищащий плюшевый зайчик станет ему другом и заменой маминым рукам.
Для детей постарше подойдут игры в паре — катание мячика, прятки, догонялки, катание машинки.
Не отлучайте малыша от рук резко.
Над кроваткой ребенка повесть мобиль, показывайте ему различные игрушки.
Приобретите разноцветный развивающий коврик

Многим детям интересно сидеть на них и разглядывать. Такие коврики очень мягкие, что предоставляет дополнительную защиту от получения ссадин и синячков при падении.
Укладывая ребенка спать, не качайте его. Можно немного подержать его на коленях и позже переложить в кроватку.

Важно!

Применять данные методы нужно постепенно, сначала по 1-2 минуте.Увеличивать время гуляния ножками с тесным контактом с мамой (хождением за руку).

Лечение диспраксии

Лечение диспраксии должно быть комплексным. В зависимости от вида и степени тяжести заболевания, в лечении должны принимать участие неврологи, психологи и логопеды.

Советы родителям:

Поощрять ребенка и помогать ему в приобретении специальных навыков

Хвалить ребенка за любые попытки выполнить действие, не обращая внимание на результат. Обязательно соблюдать режим дня

Ставить перед ребенком ясные и понятные цели.

Лучше начинать с тех действий, которые нравятся самому ребенку.

Быть терпеливым к своему ребенку.

Игры для развития координационных возможностей у детей с диспраксией:

«На ощупь».

(развивает мелкую моторику рук, осязание, тактильную чувствительность).

В непрозрачный мешок из ткани складывают до 10 небольших предметов, предварительно показав их ребенку: ручку, пробку от бутылки, блокнотик, пульт и др. Ребенок на ощупь определяет предметы, находящиеся в мешке.

«Замок».

(развивает моторику мелких мышц кисти, устную связную речь, память и воображение).

Во время проговаривания текста: «На двери висит замок.

Кто открыть его бы смог?
Потянули, покрутили,
Постучали и открыли!»,
происходят ритмичные быстрые соединения пальцев рук в замок, затем ручки тянуться в разные стороны, кисти рук со сцепленными пальцами двигаются от себя — к себе, основания ладоней постукивают друг о друга, пальцы расцепляются, ладони разводятся в стороны. Повторяется несколько раз.

«Чья лошадка быстрее».

(развивает координацию и быстроту движений крупных и мелких мышечных групп, формирует правильную осанку, тренирует внимание, улучшает зрение и слух, координирует движения туловища и конечностей).

Необходимы палочки длиной 20 см, шнурки или куски веревки, игрушечные лошадки или любые другие игрушки.

Дети сидят на стульях и держат в руках палочки, к которым за шнурки привязаны игрушечные лошадки (или другие игрушки) на расстоянии 15-20 шагов. По сигналу, дети начинают наматывать шнурок на палочку, приближая к себе игрушку.

«Поймай мяч».

(развивает внимание, память, приобретаются навыки игры в мяч).

Игроки становятся по кругу. Водящий в центре подкидывает мяч вверх и называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч. Если мяч не пойман, игрок меняется местом с водящим. Побеждает тот, кто меньше всех был водящим.

Диагноз «диспраксия» может быть поставлен только врачом-педиатром или детским неврологом, психоневрологом. Запишитесь на прием по телефону единого контакт-центра в Москве +7 (495) 775 75 66, воспользуйтесь сервисом  к врачу или обратитесь в регистратуру клиники.

Хитрости для отвлечения ребенка

Занимать ребенка на предполагаемое время кормления нужно правильно, не травмируя психику малыша. Представляем несколько советов по этому вопросу. Что же стоит и ни в коем случае нельзя применять, отучая кроху от груди:

  • Намазывание груди различными горькими и неприятными для ребенка средствами — не правильно. Принцип не вкусно, значит больше не возьму в рот работает, но… стоит учитывать, что мама подрывает доверие малыша, ведь грудь, это психологическая и эмоциональная связная нить, которая дает малышу чувство защищенности и умиротворения рядом с любимым человеком. Действуя таким способом в грудничковом возрасте, мама лишает себя в будущем доверительных отношений со своим ребенком. 
  • Новые игрушки: кусалки, шелестелки, погремушки, которыми нужно забавлять только в момент, когда крохе требуется сосание груди. Можно вовлекать в это игровое действие всех родственников: пап, бабушек и дедушек.
  • Ребенку нужно предоставить множество других тактильных ощущений от контакта с близкими: частые объятия, поцелуи, ношение на руках по разным комнатам, все это способствует новым эмоциям, что в итоге заменят тепло маминой груди. 
  • Грудь при бодрствующем ребенке нельзя обнажать. Даже малейшие намеки, такие как глубокие декольте на блузках, могут стать провоцирующим фактором для востребования малышом маминой груди.

С помощью маминой груди ребенок и питается, и вдохновляется и познает мир. В момент кормления младенец может все рассмотреть вокруг. Если же этот процесс затянуть, тогда это может являться проблемой не только для мамы, но и для психологического состояния малыша. Выбор способа, как ребенка отучить от грудного вскармливания, зависит от многих факторов, в первую очередь от самой мамы. Стоит помнить, что, определившись с методом, кормящая мама нуждается в хорошей поддержке, которую должны оказать все окружающие, тогда процесс пройдет быстрее, а малыш научиться любить не только свою кормилицу, но и родственников.

А стоит ли отучать от рук?

Привычка быть на руках у взрослых формируется у ребенка с первых дней жизни. И если годовалого малыша можно усадить с игрушками, отвлечь или заинтересовать чем-либо, то с 5-месячным грудничком невозможно договориться в силу его возраста. Решать вопрос привыкания к самостоятельности нужно постепенно, но регулярно и без давления – тогда результат не заставит себя ждать.

Пока малыш еще помещается в ваших руках, при возможности не лишайте его желания побыть в тепле материнских ладоней. Дети растут слишком быстро, и однажды ребенок перестанет проситься “на ручки”, а процесс отучения будет вспоминаться вами с грустью и теплотой.

Как отучить от рук ребенка старше 6 месяцев

Ваши действия по отучиванию должны приобретать более твердый характер. Отказывать малышу нужно строже, но при отказе неизменно оставайтесь спокойными, помните: малыш по-прежнему остро реагирует на ваше настроение.

На улице старайтесь привлекать внимание малыша к различным предметам и персонажам: всегда найдется необычное дерево, яркая машина, толстый кот, дяденька с большими усами. Дома приучайте малыша к самостоятельным играм: кубики, конструкторы для самых маленьких, мячики, барабаны и трещотки.

Дома приучайте малыша к самостоятельным играм: кубики, конструкторы для самых маленьких, мячики, барабаны и трещотки.

Есть малыши того же возраста в окружении? Приглашайте их для совместного досуга. Малыши будут заняты совместными играми или даже играми рядом друг с другом, это освободит ваши руки.

Как отучить ребенка засыпать на руках

Это очень актуальный вопрос для детей от 3 лет и старше. Для начала убедитесь, что малыш не голоден, у него сухие пеленки. Погладьте его по голове, спинке или животику. Спойте монотонную песенку. Если кроха не засыпает, скажите ему, что пора спать и отойдите от кроватки. Малыш может поворочаться и заснуть. Если не заснул, повторите процедуру. В случае неудачи возьмите малыша на руки. Сядьте на диван или на кресло, не качайте его. Поглаживая, напевая песенку, постарайтесь уложить кроху спать. Затем аккуратно переложите в кроватку.

Как отучить ребенка от укачивания?

Отучить малыша засыпать во время качания не всегда получается быстро, поэтому нужно запастись терпением. Если для ребенка это привычный ритуал, он от него так просто не откажется. Заранее приготовьтесь к тому, что отступать нельзя, – действуйте уверенно, последовательно, не поддавайтесь эмоциям.

Если ребенок младше года

Чаще всего дети до года еще кормятся грудным молоком или молочной смесью перед сном, поэтому отучить от укачивания малышей этого возраста проще, чем детей постарше.

Перед укладыванием выполняйте несложные рекомендации:

  • старайтесь гулять на свежем воздухе незадолго до отхода ко сну, проветривайте комнату перед укладыванием;
  • перед сном купайте малыша в просторной ванне с добавлением отвара успокаивающих трав – лаванды, валерианы, душицы (если нет аллергии на травы);
  • избегайте перед сном активных игр, которые могут привести нервную систему в возбужденное состояние.

Если младенец на грудном вскармливании, он, скорее всего, засыпает во время кормления, остается только переложить его в кроватку и оставить там. У малышей на искусственном вскармливании дела обстоят иначе: съев порцию смеси, ребенок не успевает уснуть, и родителям приходится прибегнуть к укачиванию на руках. Такое случается и с особо чуткими детками на груди – малыш просыпается при перекладывании. В таких случаях можно попробовать следующие приемы:

  • положите ребенка в кроватку и покачайте (если это предусмотрено конструкцией кроватки), спойте колыбельную;
  • если кроватка не качается, можно использовать коляску, шезлонг, люльку с возможностью качания;
  • поглаживайте животик ребенка, делайте ему легкий массажик, не забывайте ласково общаться или петь колыбельную;
  • попробуйте укачивать ребенка на большой подушке, на ней же потом можно перенести его в кроватку.

Ваша цель – отучить малыша от укачивания на руках, постепенно заменяя его другим способом укладывания, а в дальнейшем – научить засыпать без вашей помощи.

Если ребенок старше года

Бывает, что родители полностью доверяются желаниям малыша, пуская все на самотек, но вот уже ему 1,5-2 года, а он не засыпает сам. В редких случаях дело затягивается даже до 3 лет. Нетрудно представить, с какими сложностями сталкиваются родители, каждый раз качая своего крепыша на руках. Про нестандартные ситуации (уложить в гостях, в аэропорту) или осуждение окружающих и говорить не приходится.

Отучить тоддлера (ребенка 1-3 лет) от укачивания перед сном сложнее, чем младенца. Это логично, ведь малыш многое понимает, может самостоятельно вылезти из кроватки, устроить истерику, симулировать приступ голода, тошноты или справить естественную нужду прямо в кровать, добиваясь своего.

Если вы сторонник длительного, но мягкого отучения от рук, попробуйте найти свой способ перестать носить тяжелого ребенка по комнате:

  • придумайте ежедневный ритуал и выполняйте его каждый вечер: сначала почитайте книжку, посмотрите спокойный, добрый мультфильм, потом уложите ребенка в кроватку и включите колыбельные на телефоне, сидите рядом, гладьте малыша или держите за руку (отучить от этого гораздо легче, чем от укачиваний);
  • купайте ребенка подолгу перед сном, пусть это тоже станет частью ритуала: малыш привыкнет к тому, что за купанием следует сладкий сон, события повторяются каждый день и это совсем не страшно;
  • положите в кроватку вещь, которая может отвлекать и успокаивать ребенка: любимую игрушку, особенную тряпочку, плюшевый плед;
  • привлекайте к процессу папу или бабушку – может, с другим членом семьи малышу будет легче уснуть без привычных укачиваний.

Если у вас крепкие нервы и вы мечтаете забыть про укачивания раз и навсегда, а заодно приучить ребенка самостоятельно засыпать в своей кроватке, можете попробовать один следующих методов. Учтите, что если при первой слезинке вы готовы ворваться в комнату и взять малыша на руки – эти методы не для вас.

Засыпание и укачивание

Так как не приучить ребенка к рукам? Первое время после рождения малыша интересует его новый мир. И пусть он будет находиться только в его комнате. Зато это весьма удобно — мама берет на руки, а карапуз указывает пальчиком, куда он хочет «пойти» дальше. Иногда даже полезно предоставить ему эту возможность, ведь когда крошка научиться ползать, он станет залезать даже туда, куда не надо.

Самую большую сложность будет доставлять засыпание. Именно в этот момент мама способна потерять последние силы, особенно если понадобится укачивать малыша ночами. Для облегчения маминой «работы» можно использовать кроватку, в которой есть маятниковый механизм.

Случается и так, что после того, как малыша покормили, он нуждается в укачивании. И ему не нравится, когда мама пытается убрать его от груди. Правильно будет поступить так: маме можно просто полежать с ним рядом или даже постоять, держа кроху на руках. Только ни в коем случае не ходить и не покачивать его. Малыш с самого детства должен понимать, что мама и укачивания — не одно и то же.

Особенности течения болезни

Изначально у ребенка проявляются моторные тики, а если ситуация ухудшается, то к ним присоединяются и вокальные. Однако бывают случаи, когда гиперкинез начинается со звуковых тиков, что значительно усложняет диагностику и затягивает лечение.

В тяжелых случаях наблюдается одновременно несколько видов спонтанных движений. Иногда им сопутствуют и голосовые тики.

Нервные тики у детей имеют свои характерные особенности, дающие возможность отличать их от других патологий двигательных функций. Их можно выделить в несколько пунктов:

  1. Самоконтроль. Работает он, следует отметить, только на ранних стадиях заболевания. Это означает, что ребенок может контролировать свои приступы, только со временем делать это становится все сложнее.
  2. Усиление симптомов на фоне стрессовых ситуаций. Такая же тенденция наблюдается в конце дня вследствие переутомления нервной системы. Осенне-зимний период является пиком протекания заболевания.
  3. Никоим образом не страдает сознание ребенка. Этот факт позволяет исключить развитие эпилепсии.
  4. Гиперкинезы не проявляются во сне. Особенность актуальна при наличии вокальных тиков и подтверждает отсутствие патологий верхних дыхательных путей.
  5. Нервный тик глаза у ребенка сначала можно принять за развивающийся конъюнктивит, но вскоре все становится понятно.

Замечена такая закономерность: чем раньше заболевание проявится у ребенка, тем тяжелее оно будет протекать. Если не предпринять соответствующие меры, гиперкинез перерастает в хроническую форму. В таком случае лечение усложняется тем, что постепенно могут быть вовлечены несколько групп мышц. Патологические движения переходят с головы на нижние органы и становятся более сложными, присоединяются вокальные тики. Врачи оценивают их как генерализированные.

Тикозные проявления, возникшие после десятилетнего возраста, почти всегда квалифицируются, как преходящие. Это означает, что они пропадают спонтанно и незаметно, так же, как и появились. Их также называют транзиторными. Особого участия с медицинской стороны они не требуют.

Как отучить от укачивания перед сном?

Если ребенок уже привык к укачиванию, отучить его будет сложно, но возможно. Родителям просто необходимо запастись энергией и терпением.

Начинать отучивать малыша от засыпания на руках лучше в возрасте до года. Так будет проще осуществить задуманное. Для этого стоит попробовать:

  • Ложиться спать вместе с малышом. Чувствуя присутствие мамы, карапуз успокоится и быстро заснет.
  • Последовательно выполнять одни и те же действия при засыпании (например, теплая ванна с травами, песенка или сказки). Сложившийся ритуал поможет приучить ребенка засыпать без укачивания.
  • Использовать специальные приспособления для засыпания. Качалка со звуками биения сердца поможет освободить маме руки, приучит карапуза засыпать отдельно.
  • Присутствовать возле ребенка. При укладывании крохи в кроватку не нужно сразу уходить. Если находиться в видимой доступности для малыша, ребенок успокоится и заснет сам.

Если отучить ребенка от укачивания на руках до года не удалось, родителям придется проявить крайнюю степень выдержки и спокойствия. Время поможет преодолеть все трудности.

Годовалому ребенку укачивание на руках по советам психологов следует заменить сном в кроватке. Чтобы процесс проходил быстрее, стоит испытать следующие способы:

  1. Укачивать малыша в кроватке. Если при этом карапузу спеть песенку, он быстрее успокоится и заснет
  2. Положить в кроватку любимую игрушку. Ребенку веселее будет засыпать в компании с мишкой или зайчиком.
  3. Сделать массаж перед сном. Поглаживание и растирание помогут беспокойному малышу расслабиться и уснуть.

Все попытки изменить привычный образ жизни будут вызывать у крохи сопротивление и протесты. Лишь ласка и любовь помогут все преодолеть.

Возможные последствия

Нервные тики у детей различного возраста, независимо от причины возникновения, являются сигналами о том, что с ребенком не все в порядке, его психическое состояние на пределе возможностей, и он нуждается в безотлагательной помощи. Если вовремя убрать раздражитель, то тикозные проявления уходят самопроизвольно.

А что произойдет, если оставить все как есть? Здесь возможны несколько вариантов развития событий:

  1. Эпилепсия. Тики могут быть симптомами начальной стадии этого тяжелого неврологического заболевания.
  2. Тяжелые неврозы, психоэмоциональные нарушения. Нелеченый гиперкинез прогрессирует в детском организме, подключая новые проявления тикозного состояния. Отсутствие квалифицированной помощи приводит к развитию депрессии и других критических состояний.
  3. Синдром Туретта. Это психическое расстройство хоть и не является последствием родительской бездеятельности, но ее клиническая картина обязательно включает в себя и моторные, и вокальные тики.

Даже если гиперкинез через неделю самостоятельно исчезнет без каких-либо последствий, идти к врачу и проходить диагностические процедуры нужно обязательно. Это – залог здоровья ребенка, и делается с целью исключения вышеперечисленных заболеваний.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector