Как отучить ребёнка от рук: причины привычки и способы её преодоления

Что происходит с ребенком в этот период

Характерные признаки кризиса одного года:

  • Самостоятельность;
  • Неуправляемость;
  • Упрямство;
  • Непослушание;
  • Требование внимания к себе;
  • Чувствительность к замечаниям;
  • Обиды;
  • Агрессия;
  • Капризность;
  • Противоречивое поведение.

В это время у ребенка наблюдается определенный скачок в развитии. Внутри него происходят глубокие психологические преобразования. Он начинает ощущать себя личностью и хочет быть самостоятельным. У маленького человека возникают собственные желания, которые больше не зависят от взрослых. Он стремится познавать мир самостоятельно — все потрогать, попробовать на вкус, посмотреть, что внутри. И любые запреты вызывают в нем волну непослушания. 

Что значат мамины руки для ребёнка?

За девять месяцев нахождения в материнской утробе кроха привыкает к тесноте матки, биению женского сердца, равномерному покачиванию, определённой температуре тела, запаху. Подобные условия обеспечивают комфорт и безопасность.

Но в один прекрасный момент всё меняется. Новорождённый оказывается в совершенно незнакомом и непонятном мире, к которому нужно приспособиться. А делать это необходимо с помощью материнской любви и нежности.

Специалисты называют первые 3 месяца «четвёртым триместром». Подобное сравнение вполне уместно, поскольку ребёнок, хоть уже и не связан с матерью пуповиной, полностью зависит в физическом и эмоциональном плане от неё.

Близость материнского тела успокаивает малыша, даёт ему ощущение надёжности. Именно мамины объятия и её забота приводят к возникновению так называемого базового доверия к окружающему миру, которое потом трансформируется в открытость ко всему новому и желание познавать пространство.

Кроме того, нахождение на материнских руках благотворно влияет и на физическое развитие ребёнка.

  • ношение на ручках, вскармливание грудью обеспечивает тесный телесный контакт, что позволяет активно стимулировать развитие коры больших полушарий;
  • также мамины прикосновения способствуют стимуляции кровообращения, совершенствованию эндокринной и нервной систем, развитию иммунитета;
  • если носить ребёнка на ручках правильно, то можно поспособствовать оптимальному формированию у детей опорно-двигательного аппарата, позвоночного столба и тазобедренных суставов;
  • малыш, находясь на ручках, принимает участие в материнской деятельности, внимательно наблюдает за её манипуляциями, что позволяет ему получать большой объём информации и развиваться в интеллектуальном плане.

Чаще всего в шестимесячном возрасте, когда ребёнок приступает к ползанию, начинает активно познавать окружающий мир, понемногу становится более самостоятельным, время нахождения в материнских объятиях значительно сокращается.

Почему возникает кризис

Так почему же они возникают? Прежде всего, потому что у детей появляются новые потребности, а старые формы их удовлетворения уже не подходят, иногда даже мешают, сдерживают, и потому перестают выполнять свои функции.

Давайте поговорим о кризисе одного года, о тех важнейших заданиях, которые решаются на этом этапе. В конце первого года жизни социальная ситуация полного слияния ребенка с взрослым как будто взрывается изнутри. Малыш начинает понимать и разграничивать: я малыш, а он — взрослый, мы — разные. В этом суть кризиса первого года жизни. В этом возрасте ребенок приобретает определенную степень самостоятельности: появляются первые слова, происходит становление навыков ходьбы, развиваются действия с предметами. Но диапазон возможностей для воплощения этого еще достаточно ограничен.

Вот ваш малыш сделал свой первый шаг. Расширилось пространство его существования. Теперь он может самостоятельно путешествовать по квартире и не только, значит, есть возможность находить множество очень интересных вещей, которые просто требуют совершенного изучения и экспериментирования с ними. Но почему-то оказывается, что маме можно пользоваться всеми предметами на кухне, а ребенку — нет. Папе позволяется сколько угодно работать с инструментами, а сыну или дочке опять же запрещают брать в руки гвозди или молоток. Почему? Детское любопытство, желание знакомиться со всем, что встречается вокруг, — это естественная потребность этого возраста. И запреты, которых малыш не понимает, вызывают у него протест, который проявляется плачем, упрямством, неудовлетворением, то есть всем тем, что так удивляет родителей, и получило в психологии название «кризиса».

Конечно же, каждый ребенок развивается по своему особенному «графику», потому первые шаги малыш может предпринять и в девять месяцев, и в год и три месяца. Так и первые проявления кризиса часто проявляются в разное время. Но чаще это происходит именно тогда, когда ребенку исполняется год.

Брать ли ребенка на руки при каждой его просьбе

Ваш малыш просится на ручки потому, что чувствует одиночество, ему необходимо почувствовать ваше тепло, близость родного ему человека рядом с которым он чувствует себя в безопасности.

Впоследствии, во взрослой жизни, это чувство одиночества, пережитое в младенчестве и в раннем возрасте, повлечет за собой:

  • ослабление чувства собственной безопасности;
  • дети могут вырасти менее уверенными в себе, менее общительными;
  • если мать то нежна с малышом, то груба в отношении к нему, у него может возникнуть установка: «меня любят только тогда, когда я хороший». В связи с этим в дальнейшем может сформироваться низкая самооценка, тревожность.

Маленьких детей можно и нужно брать на руки, когда у них возникает в этом потребность. Для них это необходимо, и это является доказательством того, что мир надежен, а они сами любимы и нужны

Кроме этого, благодаря телесным прикосновениям, ласкам у малыша возникают предпосылки формирования такого важного человеческого качества, как эмпатия – способность сопереживать другому, понимать чувства близких ему людей

Иногда взрослые, стремясь воспитать самостоятельного ребенка (особенно если это мальчик), боясь избаловать его и думая, что он уже достаточно «взрослый», все реже и реже берут его на руки, ласкают его. Тогда ребенок по-своему решает свою проблему. Так, если он не удовлетворен количеством и качеством телесных контактов, он может научиться добиваться их различными способами, манипулируя родителями.

Если вы долго не видели ребенка, например, он был в ясельках/садике или у бабушки, и, только увидев вас, кроха бежит сломя голову и бросается на ручки, ни в коем случае не отказывайте – мылыш должен убедиться, что вы все так же его любите и за эти пару часов разлуки ничего не изменилось. Если же вы, оправдываясь усталостью (и т.д.), этого не сделаете, малыш крошка может подумать, что вы его не любите и почувствовать себя брошенным и не нужным.. Если у вас есть проблемы со спиной, сядьте, но возьмите малыша на руки и крепко обнимите.

Ребенок раннего возраста, как правило, проявляет больше интереса к взрослому, который за ним ухаживает, чаще всего матери. Если эти отношения носят эмоционально положительный характер, то у ребенка формируется ранняя детская привязанность, с помощью которой удовлетворяется потребность ребенка в любви и безопасности. Исследования многих ученых доказали, что если в раннем возрасте ребенок привязан к матери или к другим близким родственникам, в дальнейшем он будет испытывать меньше проблем в учебе и в общении со сверстниками и со взрослыми.

Именно поэтому специалисты не рекомендуют отдавать в ясли ребенка с года до полутора лет. Трехмесячный младенец не может выдержать даже часовую разлуку с матерью, а до 5 лет допустима разлука не более чем на 15 дней.

Для ребенка раннего возраста общение со взрослым является необходимым условием его полноценного развития. К сожалению, некоторые родители подменяют истинное общение уходом за ребенком. Они предпочитают в первую очередь выполнить домашние дела, а уж после этого… Как правило, после того, как все дела сделаны, ни у мамы, ни у ребенка не остается сил и желания играть, читать книги… А ведь совместное чтение, игра, беседа с ребенком может принести столько радости, эмоционального тепла, удовольствия и для ребенка, и для мамы. Иногда несколько минут «теплого» общения с мамой, ласковая песенка, нежные прикосновения самого нужного на свете человека могут быть самым главным желанием малыша.

Многие родители торопятся научить  малыша читать,считать и т.д.  И порой, сами того не замечая, очень давят на него и даже требуют невозможного.  Не берите с них пример, всему свое время – придет время и крошка сам попросит вас научить его.. А пока ему нужны Вы: близкий и родной человек, который его понимает, любит, оберегает. Вы для него — олицетворение огромного мира, доброго и приветливого, если вы добры и приветливы и злого и колючего, если это не так.

Краткое резюме

Итак, подведём краткие итоги нашего разговора, сформулировав основные моменты:

  • новорождённый ребёнок жизненно нуждается в материнских объятиях;
  • привычка находиться на руках формируется в первые месяцы жизни, если малыш болеет или мама ощущает повышенную тревожность;
  • зависимость не означает, что матери нужно забросить все дела, чтобы носить малыша на руках в течение всего дня;
  • оптимальный возраст для начала отучения – 7 — 8 месяцев, однако ориентироваться стоит всё же на самого ребёнка, его индивидуальные особенности;
  • продолжительность отучения и сам результат будет зависеть от характера малыша, силы его привычки и маминой настойчивости.

Если вы стремитесь отучить ребёнка от ручек, то стоит подбирать способы, которые позволят максимально безболезненно и без особых проблем избавить кроху от привычки. Самое главное – помните, что малыши растут очень быстро, поэтому, возможно, вы совсем скоро будете с ностальгией вспоминать детские объятия и желание ребёнка побыть рядом с вами.

Когда не стоит отучать от рук?

Чаще всего сокращают тактильное взаимодействие с ребёнком, когда тому исполняется 7 — 8 месяцев. В этом возрасте он уже отличается самостоятельностью: ползает, сидит, кушает прикорм.

Однако не всегда малыш добровольно соглашается с подобным решением. В этом случае не нужно особо настаивать, чтобы избежать стресса или психологической травмы. Некоторые ребятишки отказываются от маминых ручек только после годовалого возраста.

Не рекомендована спешка в тех случаях, если ребёнок:

  • отстаёт в развитии;
  • перенёс травму во время родов;
  • слабенький или недоношенный.

Если не получается отучить от ручек или вы временно решили отказаться от этой идеи, воспользуйтесь переноской-кенгуру, которым можно пользоваться с рождения и до годовалого возраста. Однако для новорождённого придётся подбирать специальный вкладыш, поскольку держать его вертикально категорически не рекомендовано.

Для перемещения новорождённого лучше использовать специальный слинг: май-слинг, переноску с кольцами или переноску-шарф. Все они представляют своеобразный карман, который формируется путём обматывания тканевого отреза вокруг маминого тела.

Такие виды слингов позволяют совсем маленьким ребятишкам располагаться в горизонтальной позиции у мамы на животе. А вот полугодовалых младенцев уже можно размещать вертикально и за спиной у родительницы.

Кроме того, следует подумать, почему ребёнок устраивает истерики при отлучении от маминых рук. Вполне вероятно, что малыш видит постоянные семейные скандалы или ощущает некоторую отстранённость матери. Помните, что до 7-месячного возраста стоит воздерживаться от отучения детей от родительских объятий.

Режутся зубы: как помочь ребенку?

Помните, что все малыши индивидуальны и прорезывание зубов у всех происходит по индивидуальному сценарию. Некоторые груднички практически бессимптомно переносят период прорезывания зубов: зуд десен и повышенное слюноотделение – вот и все признаки. Мамы же других малышей встречают каждый новый зуб во всеоружии и ждут, когда же это все закончится.

Давайте разберемся какие методы и средства помогут быстро снять болевой синдром, уменьшат воспаление и чувствительность десен.

1. Массаж десен

Массаж десен – это самый простой способ временно уменьшить зуд десен. Массаж можно выполнять как пальцем, так и тампоном из марли или при помощи специального силиконового напальчника

Перед процедурой необходимо тщательно вымыть руки с мылом, уделив особое внимание зоне под ногтями. Выполняйте массаж круговыми движениями спереди, сзади и по бокам

Все движения должны быть легкими, чтобы не травмировать ребенка. Обычно такая процедура занимает 10-15 минут.

2. Гели для десен при прорезывании зубов

Самый эффективный способ снять боль, зуд и другие неприятные ощущения – это использовать специальные детские гели для десен.Фармацевтический рынок сейчас предлагает огромное количество гелей для облегчения периода прорезывания зубов у детей, которые условно можно разделить на 3 категории:

  • Обезболивающие гели (основные действующие компоненты которых анестетик или анальгетик, например, лидокаин, бензокаин и другие);
  • Комбинированные гели (в составе синтетический анестетик или анальгетик и растительные экстракты);
  • Гели на основе натуральных экстрактов

Важно отметить, что лидокаин является лекарственным средством, который при превышении дозировки может вызывать побочные реакции в виде аллергии, судорог и нарушения глотания. У ребенка младшего возраста это может вызвать онемение языка, и как следствие – нарушение процессов глотания и захлебывание слюной.Большинство мам рекомендует натуральный итальянский гель Dentinale natura

Основные активные компоненты геля – натуральные экстракты:

  • Ромашка помогает снять воспаление, оказывает ранозаживляющее действие, обладает успокаивающими свойствами;
  • Алоэ вера – природный антисептик;
  • Экстракт босвеллии является натуральным противовоспалительным средством, которое быстро блокирует боль и оказывает противовоспалительное действие.

Гель при прорезывании зубов Dentinale natura не содержит лидокаина, сахара и парабенов, безвреден при проглатывании, а еще имеет приятный вкус, поэтому процедура нанесения нравится малышам. Выдавите гель на кончик чистого пальца и аккуратными массирующими движениями нанесите на десны малыша. Не рекомендуется есть и пить в течение 30 минут после нанесения, чтобы преждевременно не удалить гель с десен. Используйте при необходимости до 5 раз в день.

Гель Dentinale natura производится известной фармацевтической компанией Montefarmaco OTC с более чем 75-ти летней историей.

3. Народные средства

Масло гвоздики обладает обезболивающими свойствами. Перед применением необходимо развести масло гвоздики с миндальным или оливковым маслом в пропорции 1,5 к 1.

Ромашка обладает широким спектром действия – успокаивает, снимает воспаление, купирует боль. Обычно теплый компресс прикладывают к той стороне щеки, где режутся зубы. Также можно дать малышу одну или две чайные ложки ромашкового чая.

Слабый настой шалфея можно втирать в десны или давать малышам. Шалфей укрепит зубы и ткань десны. Также можно добавить отвар шалфея в ванночку для купания, так как он обладает успокаивающим действием.

Сода – самое популярное и известное всем противовоспалительное средство, которое есть в каждом доме. Приготовьте содовый раствор в пропорции 1 чайная ложка соды на стакан воды, наносите средство на десны несколько раз в день.

4. Прорезыватели

Это специальные игрушки-грызунки, которые могут быть выполнены из силикона, натурального каучука или дерева. Выбирайте прорезыватели без мелких, слабо закрепленных деталей, которые малыш может случайно проглотить. Прорезыватель должен иметь множество текстур, которые промассажируют и успокоят раздраженные десны малыша.

Прорезывание зубов – это новый и важный этап развития малыша. Да, порой бывает непросто – малышу больно, он капризничает и плохо спит, но все это временно.

Окружите малыша заботой, любовью, чаще берите его на ручки, тогда этот сложный период пройдет намного легче!

Причины. Почему ребенок дерется в 1 год

Почти все годовалые детки дерутся. Бывает даже, ребенок 1 год кусается без остановки. И тому есть четыре основные причины.

Ребенок требует понравившуюся вещь. В этом возрасте кроха открывает, что отобрать или стукнуть — один из способов получить желаемое. И пробует снова и снова.

Пытается что-то сказать. Годовалый малыш может не говорить или говорить плохо. Как ему порой обидно, что он не может донести свою мысль! И речь других он понимает с трудом, особенно слова, которые не относятся к конкретным предметам:

«Это ложка, это кошка, а ваше „нельзя“, оно где? Один раз я его рядом с мамой слышал, другой — рядом с плитой. Везде оно что ли?».

Развивайте речь малыша, и уже к двум годам во многих случаях вместо драки он начнет договариваться. А пока ребенок кусается в 1 год, пытаясь войти в контакт, так, например, он проявляет свое недовольство или заинтересованность.

Не контролирует эмоции. Чувства годовалого быстро сменяют друг друга. Сегодня он бушует, а завтра само спокойствие. Контролировать эмоции и выражать их приемлемыми способами ему еще предстоит научиться. Часто малыш настолько захвачен злостью, что бьет всех, кто попал под руку. Годовалый ребенок бьет маму по лицу, а успокоившись снова обнимает и гладит. Укус или удар по лицу не отличаются для ребенка по смыслу, он просто дерется, хотя маме и кажется иначе.

Привлекает внимание. Только после трех лет малыш научится оценивать, хорошо или плохо он поступает

В год он стремится получить любые эмоции взрослого, не понимая разницы между позитивными и негативными. Допустим, он полез к розетке и увидел целый спектакль: мама хмурит брови, срывается с места и многословно ругает. Он обязательно попросит ее выступить еще — снова поползет туда же. Годовалый ребенок кусается и щипается, потому что может воспринимать происходящее как игру. Поверьте, к подлинной жестокости этот поступок не имеет никакого отношения.

В год нельзя сказать, агрессивный ребенок или нет. Слишком многое зависит от настроения, ситуации. Понять, спокойный он или задиристый, можно будет годам к трем-четырем.

Конечно, такое поведение может быть признаком расстройства. Но заболевание всегда имеет несколько признаков, родителя должно напрягать еще что-то. При аутизме, например, ребенок не только дерется, но и плохо идет на контакт, не смотрит в глаза. Все настораживающие признаки можно обсудить у психиатра, которого всем малышам рекомендуют проходить в возрасте одного года.

«Если любовь к дракам — возрастное, получается, само пройдет?». Правда, но лишь отчасти. Грамотные действия взрослого помогут малышу освоить жизнь без рукоприкладства. А из-за неграмотных нормальная драчливость может перерасти в подлинную агрессивность.

Почему ребёнок в 8 месяцев плохо спит ночью?

Педиатры и Всемирная организация здравоохранения утверждают, что в норме малыш в 8 месяцев должен спать 13-15 часов в сутки. При этом 10-12 часов ребенок должен спать ночью, а 2-3 часа — днем. Если Вы укладываете ребенка спать чаще, то он может просыпаться ночью из-за того, что он попросту выспался в дневное время. Такая ситуация не требует какого-либо лечения — пореже кладите спать ребенка и сократите количество сна, придумайте для него занятие и побольше проводите с ним времени, чтобы ему не было скучно.

Если же Вы кладите ребенка спать согласно рекомендациям ВОЗ, а он плохо спит (ворочается, просыпается, кричит, плачет и так далее), то в таком случае имеет смысл говорить о нарушении сна.

Появиться такое расстройство может по следующим причинам:

Смена места сна. Это могут быть разные ситуации — перенос кроватки в другую комнату, смена самой кроватки, даже изменением постельного белья или подушки. Здесь нужно понять следующее — со временем ребенок привыкнет к новому месту, поэтому Вам стоит запастись терпением и понимаем.
Прорезание зубов. Плохой сон также может появиться из-за появления у ребенка первых молочных зубиков, поскольку прорезание зубов часто сопровождается неприятными ощущениями. При таком сценарии рекомендуется перенести кроватку ребенка поближе к своей кровати — так ребенку будет более спокойно ночью, что поможет ему нормально уснуть.

Неправильное питание

Из-за неправильного питания у ребенка ночью образовываются газы, что приводит к вздутию живота и появлению неприятных ощущений
Обратите внимание, что в случае грудного кормления это правило может распространяться не только на ребенка, но и на его мать, поскольку вещества, способствующие вздутию, попадают в молоко

Поэтому важно правильно питаться, а ребенка за 1-2 часа до сна рекомендуется не кормить.
Частые стрессы
Плохой сон может появиться из-за частых стрессовых потрясений — резкий переезд, ссоры родителей, проживание в «громком» районе, частые приемы гостей и многие другие ситуации

Поэтому важно правильно питаться, а ребенка за 1-2 часа до сна рекомендуется не кормить.
Частые стрессы
Плохой сон может появиться из-за частых стрессовых потрясений — резкий переезд, ссоры родителей, проживание в «громком» районе, частые приемы гостей и многие другие ситуации.

Также обратите внимание, что плохой сон может появиться из-за отсутствия усталости. Ведь если ребенок много времени проводит дома и мало играет, то он попросту не успеет устать — поэтому он меньше будет нуждаться во сне. Поэтому важен активный отдых — почаще играйте с малышом, не забывайте выходить с ним на дневные прогулки и так далее

Поэтому важен активный отдых — почаще играйте с малышом, не забывайте выходить с ним на дневные прогулки и так далее.

Что делать, если ребёнок плохо спит в 8 месяцев?

Беспокойный плохой сон можно нормализовать с помощью советов доктора Комаровского:

Перенесите кроватку малыша в комнату, где спите вы. В этом возрасте ребенок боится засыпать в одиночестве — когда он подрастет и начнет хорошо спать, то можно уже будет отнести его в детскую комнату.
Следите за тем, чтобы дневной сон ребенка длился до 3 часов, минимизируйте потенциальные стрессы, регулярно гуляйте с ребенком на улице, следите за его питанием, аккуратно проветривайте помещение (не переусердствуйте с холодным уличным воздухом).
Регулярно посещайте врача-педиатра

Ведь нарушение сна может быть вызвано различными скрытыми болезнями, поэтому важно своевременно проходить диагностику в профилактических целях.

Также доктор Комаровский рекомендует отучить ребенка от укачивания. Дело в том, что укачивание помогает малышу заснуть, однако у этого есть обратная сторона — ребенок настолько привыкает к укачиванию, что без него он не может заснуть. Отучать нужно так: положите ребенка в кроватку, а потом спустя 1 минуту достаньте его и немного покачайте на руках. Потом вновь положите в кроватку — и уже через 2 минуты достаньте и покачайте его. Каждый раз увеличивайте время на 1 минуту до тех пор, пока малыш не уснет. Первое время будет сложно, однако со временем ребенок привыкнет и научится спать без укачивания.

автор-эксперт: Андрей Геннадьевич Смирненко, врач-педиатр, к. м. н., гомеопат

Является ли плач травмой?

В каком- то смысле, да. Безусловно, во время рева ребенок переживает стресс. И во время плача, рева, нытья, истерики мы имеем дело с микротравмой.

Ребенок сталкивается с болью (психической или физической) как следствием столкновения с каким-то явлением реальности жизни: границами, запретами, невыполненными желаниями и т.д. Это мало кому может понравиться. Но! В этом-то есть и польза. Предаваясь плачу, ребенок горюет о том, что не все явления этой жизни ему подвластны и доступны. И оплакивая это, он становится мудрее, учится принимать мир таким, какой он есть — с его законами, порядками и иерархией. Ребенок становится более зрелым.

Спокойно-нейтрально-созерцательное состояние несет мало толчков для развития. Понятия о границах, правилах, иерархии, ограниченности ресурсов, эмоциональная, личностная и интеллектуальная зрелость (да и мудрость вообще) не даются человеку легко. Так, мы начинаем ценить человека, пережив расставание или получив опыт общения с другими, менее приятными людьми; знания приходят после долгих сложных интеллектуальных упражнений. Ощущение ценности какого-либо явления нередко возникает через лишение.

Плача, испытывая дискомфорт, затруднения, стресс ребенок получает микротравму. Но родители могут серьезно усугубить ситуацию, проявив непоследовательность, когда вдруг вновь, после запрета, разрешат ребенку что-то. Ребенок уже оплакивает сужение границ, принимая их. А взрослые идут на попятную, вновь не давая четкой картины мира: можно это или нельзя? И травма становится больше.

Если мы имеем дело с плачем ребенка во имя достижения цели, то тактика взрослого должна предполагать уверенную и однозначную (но не до фанатизма, конечно!) позицию по отношению к тому, что запрещаем. О запрете должно быть сообщено твердо: мимика, тон голоса и сказанные слова не должны допускать двусмысленности. Постарайтесь сохранить нейтральное состояние и отношение к происходящему: не жалейте и не гневайтесь. Можно оставить ребенка в покое, пока он не успокоится. Можно помочь ему: не выходя из нейтрального состояния успокоить его, умыть, дать воды. Но! Не разрешайте ребенку то, из-за чего он затеял скандал, дабы не закрепить этого поведения. Проявите последовательность. А если уж передумали, то проявите гуманность тогда, когда он окончательно успокоится.

Что происходит с ребенком?

Примерно в возрасте года, иногда чуть раньше или позже, ребенок начинает понимать, что он — отдельный человек. До этого ему казалось, что он и мама — это одно целое: ведь мама носила  его на ручках туда, куда он тянулся, она решала все проблемы, удовлетворяла все желания. И вот внезапно оказывается, что он — сам по себе ребенок, свой собственный.

С одной стороны, страшно: а вдруг мама уйдет, исчезнет? Значит, надо бдительно следить, чтобы этого не случилось. С другой стороны, теперь он сам может пойти туда, куда хочет; может съесть кашку, а может — выплюнуть и размазать по столу; может делать то, что предлагает мама, а может отказаться.

Представляете, какой огромный мир самых разных возможностей открывается перед маленьким человечком? И пользоваться ими еще только предстоит научиться. Дело это нелегкое: тут и взрослый мог бы закапризничать…

Злиться — это нормально

Эмоция гнева — врождённая. Американский психолог Пол Экман отмечает, что это одна из пяти базовых эмоций. Среди них — отвращение, страх, счастье и печаль.

Хотя злость принято демонизировать, но на самом деле это полезная эмоция. Она сопровождается физиологической реакцией — повышением адреналина, кортизола, давления и сердечного ритма, приливом крови к мышцам. Гнев нужен, чтобы сделать человека сильнее и бесстрашнее в моменте, помочь ему защититься от «врагов». Злость подсказывает, что нам не нравится, и даёт энергию на изменение ситуации.

Восприятие и выражение злости — социальный паттерн. Дети учатся этому в ходе воспитания в семье, под влиянием культуры и опыта

Важно научиться правильно реагировать на детский гнев и объяснить ребёнку, как можно выражать злость экологично. 

Если транслировать ребёнку, что его «не любят», когда он злой, и отказываться признавать его право на гнев — это может вылиться в проблемы с агрессией и распознаванием собственных эмоций. Дети, которым приходилось подавлять злость, часто в более взрослом возрасте не понимают, что им нравится, а что нет, как с ними можно обращаться, а как нельзя. 

Как у детей формируются вредные привычки?

У детей нежелательные навязчивые действия формируются по двум причинам. Первая – это подражание авторитетному для ребенка взрослому человеку. Малыш замечает у одного из родителей или других близких, с кем он часто проводит время, вредную привычку (например, папа постоянно проводит время перед экраном, просматривая фильмы и ролики). После чего ребенок, не замечая сам, просто повторяет за взрослым действие, как норму. В данном случае для сына может стать само собой разумеющимся проводить часы перед телевизором и даже засыпать под него. Вторая причина – это психологические проблемы, а именно не удовлетворение какой-либо потребности (чаще всего – во внимании).

Каждый родитель задастся вопросом: Что же делать с вредными привычками у детей? Нужно ли ругать ребенка или игнорировать его действия? Ответ прост: как правило, если нет психологической подоплеки и взрослые корректируют свое поведение, привычки исчезают сами. Главное, не указывать ребенку на них, не критиковать. Лучше, если он ковыряет в носу, поручить ему задание, где нужно задействовать обе руки. Или дать в руку банан, чтобы ребенок не сосал палец.

А стоит ли отучать от рук?

Привычка быть на руках у взрослых формируется у ребенка с первых дней жизни. И если годовалого малыша можно усадить с игрушками, отвлечь или заинтересовать чем-либо, то с 5-месячным грудничком невозможно договориться в силу его возраста. Решать вопрос привыкания к самостоятельности нужно постепенно, но регулярно и без давления – тогда результат не заставит себя ждать.

Пока малыш еще помещается в ваших руках, при возможности не лишайте его желания побыть в тепле материнских ладоней. Дети растут слишком быстро, и однажды ребенок перестанет проситься “на ручки”, а процесс отучения будет вспоминаться вами с грустью и теплотой.

Причины энуреза

В каждом конкретном случае ночной энурез у ребенка объясняется, как правило, не одной какой-то причиной, а сразу комплексом факторов. Это, прежде всего:

  • задержка развития структур головного мозга, контролирующих мочеиспускание;
  • недостаток антидиуретического гормона (АДГ). Под воздействием данного гормона почки снижают содержание воды в моче в ночное время, в результате ночью мочи вырабатывается меньше. Если гормона вырабатывается недостаточно, у ребенка ночью происходит переполнение мочевого пузыря;
  • нарушения сна. Если ребенок спит слишком крепко, он просто не может проснуться, когда ему нужно в туалет. Такого ребенка сложно разбудить, в момент внезапного пробуждения он может испытывать необоснованный страх, нарушение ориентации в пространстве, двигательное перевозбуждение. Энурез нередко сопровождается сноговорением или хождением во сне;
  • заболевания мочевой системы и половых органов (пиелонефриты, циститы и т.д.). Симптомом подобных заболеваний являются более частые позывы в туалет. Вообще, для детей, страдающих энурезом, характерно снижение критического объема мочи: они способны удерживать без мочеиспускания меньшее количество мочи, чем их сверстники;
  • глистные инвазии. Острицы могут заползать в уретру (у девочек), раздражая слизистую и вызывая мочеиспускание;
  • неврологические расстройства и стрессы. Нервное напряжение, испытываемое ребенком, может стать причиной неконтролируемого ночного мочеиспускания. Дети так часто реагируют на конфликты в семье, развод родителей, потерю близких, проблемы в школе. В некоторых случаях энурез является одним из проявлений повышенной возбудимости нервной системы, которая, в свою очередь, может быть следствием родовой травмы;
  • эндокринные нарушения. В этом случае у ребенка, кроме энуреза, могут наблюдаться избыточный вес, потливость, отеки, склонность к аллергии;
  • аденоиды (разрастания носоглоточной миндалины). При аденоидах мозговой центр, отвечающий за мочеиспускание не получает необходимого количества кислорода, что вызывает его расстройство.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector