Когда ребенок начинает держать голову: нормы развития малыша
Содержание:
- Во сколько месяцев ребенок начинает сам держать голову
- Качество важнее количества
- Симптомы
- Во сколько месяцев новорожденный начинает поднимать и держать голову?
- АСИММЕТРИЧНЫЙ ШЕЙНЫЙ ТОНИЧЕСКИЙ РЕФЛЕКС (АШТР)
- СИНДРОМ МЫШЕЧНОЙ ГИПЕРТОНИИ, ГИПЕРТОНУС У РЕБЕНКА, У ДЕТЕЙ, У ГРУДНИЧКА, У НОВОРОЖДЕННЫХ
- Как развивать шейные мышцы новорожденного
- Когда ребенок начинает держать голову
- Правила безопасности
- Простые упражнения в помощь
- Причины отсутствия навыка
- Виды врожденной кривошеи
- Помесячное развитие шейных мышц
Во сколько месяцев ребенок начинает сам держать голову
В медицине выделяют лишь относительные нормы развития навыка по месяцам. Это связано с тем, что у детей, принятых считать здоровыми, есть индивидуальные отличия, такие как рост, вес, генетика. Также влияют особенности течения беременности матери и срок родов.
Первый месяц
Новорожденный ребенок не способен еще контролировать мышцы спины и шеи. К 2-3 неделям жизни большинство детей в положении лежа на животе могут поворачивать голову набок и начинают приподнимать ее на несколько секунд.
Некоторые груднички начинают делать так только на втором месяце жизни, и это тоже вариант нормы. Чем чаще ребенок удерживает голову, тем крепче становятся его мышцы.
Второй месяц
К 2 месяцам, лежа на животе, ребенок уже может удерживать голову от нескольких секунд до минуты. Самые сильные дети этого возраста даже приподнимаются на руках.
После полутора месяцев малыш уже пытается удержать голову на уровне плеч, если аккуратно потянуть его за ручки из положения лежа на спине. При нормальном развитии навыка родители отмечают, что ребенок делает это все дольше и увереннее с каждым днем.
Третий месяц
К 3 месяцам большинство детей уверенно контролируют положение головы. Этот возраст детские неврологи считают относительной нормой, когда доношенный здоровый ребёнок не менее минуты удерживает голову в положении лежа на животе или вертикально на руках у взрослого.
Лежа на животе, ребенок также приподнимает плечи. Мышцы шеи и спины еще окрепли не полностью. При ношении на руках, если малыш устал держать голову, нужно вовремя ее подстраховать, чтобы избежать запрокидывания назад.
Четвертый месяц
4 месяца — это уже тот возраст, когда ребенок вполне осознанно начинает держать головку самостоятельно. Лежа на животе, он приподнимает верхнюю часть тела, опираясь на локти, и уверенно вращает головой несколько минут. Кроха с удовольствием рассматривает, что происходит вокруг него, начинает гулить и агукать.
Находясь в вертикальной позиции на руках у взрослого, малыш уверенно осматривается по сторонам и удерживает это положение длительное время
Если он устал, важно поддержать кроху за спинку или развернуть лицом к себе
Пятый месяц
В 5 месяцев ребенок уже овладевает навыком поднимать голову в любом положении. Лежа на животе, он может опираться на ладони вытянутых рук, приподнимать туловище и с легкостью поворачиваться по сторонам. При нормальном развитии навыка подстраховывать головку уже не нужно.
Шестой месяц
К 6 месяцам навык удержания головы в любом положении освоен уже полностью. В этом возрасте ребенок учится ползать, сидеть и даже вставать на ножки.
С какого возраста недоношенный ребенок начинает держать голову
Временной период, во сколько месяцев недоношенный ребенок начинает первые попытки держать головку, обычно отличается на срок, который он должен был еще провести в утробе матери.
Также важно учитывать степень недоношенности младенца. При 1-2 степени большинство детей к 3 месяцам поднимают голову хотя бы на непродолжительное время
При 3-4 степени навык может развиваться по-разному. Это зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Такие дети находятся под наблюдением специалистов, которые сориентируют родителей, насколько задерживается развитие.
Детям, родившимся раньше срока, требуется больше времени, чтобы мышечный корсет стал крепким. Стоит проявить терпение и не пытаться усиленно ускорить процесс, чтобы не травмировать нежные позвонки и слабые мышцы малыша. Со временем ребенок окрепнет и догонит в своем развитии детей, родившихся в срок.
Доктор Комаровский о нормах
Известный украинский педиатр Комаровский Евгений Олегович говорит о том, что не стоит паниковать, если ребенок в 3 месяца еще не держит голову. Отставание в развитии не всегда говорит о патологиях. Ребенок может быть здоров, просто развивается в индивидуальном темпе.
Не стоит излишне опекать ребенка, ограничивая возможность для самостоятельной двигательной активности. Помогать малышу можно, а в некоторых случаях и нужно. Но в целом при создании адекватного пространства для двигательной активности, ребенок развивается самостоятельно.
Качество важнее количества
Психологи утверждают: гораздо важнее не то, сколько времени вы проводите с ребенком, а как
Важно, чтобы ваше внимание было полностью сосредоточено в этот момент на малыше. Специалисты выделяют следующие полезные приемы
На первый взгляд, выглядит чересчур оптимистично
На первый взгляд, выглядит чересчур оптимистично
Как, 15 минут и все? Но если ребенок точно уверен, что у него есть эти самые четверть часа в день, и никто на них не покусится, он реагирует на ситуацию совершенно иначе, чем если бы напряженно ждал, пока вы обратите на него внимание
Уже через пару недель вы обнаружите, что у вас появились приятные бонусы. Во-первых, дети гораздо спокойнее реагируют на вашу занятость. Внезапно оказывается, что они вполне в состоянии потерпеть час или даже два, не теребя вас ежеминутно просьбами посмотреть/поиграть/рассказать.
В-третьих, и это особенно важно, вы внезапно обнаружите, что отношения становятся более доверительными. То, что вы никогда не выясните в разговоре за три или пять минут, за 15 узнаете непременно
Симптомы
Первые признаки кривошеи можно заметить в роддоме или через 2–3 недели после рождения. Легкую степень деформации можно определить через несколько месяцев.
При кривошее голова наклоняется к плечу
Примерно в 3 месяца симптоматика становиться более выраженной:
- Голова наклонена к левому или правому плечу, подбородок развернут в другую сторону.
- При насильственном повороте головы младенец ощущает дискомфорт.
- Верхняя половина лица на поврежденной стороне немного опускается, глаз прищурен, участок над плечом приподнимается.
Симптомы двустороннего поражения: голова запрокинута назад или приспущена к груди, ограничивается подвижность шеи.
Признаки остеогенной кривошеи у грудничка, вызванной патологиями шейных позвонков:
- шея укорачивается и сгибается в одну сторону;
- голова посажена низко;
- ребенку тяжело двигать шеей.
Проявления патологии, вызванной внутриутробной гипоксией и инфекциями легко распознать. Тогда снижается тонус мышц на одной стороне, а с другой стороны – повышается, рука (на пораженной стороне) сцеплена в кулак, нога согнута, но двигать головой грудничок может.
Если вы заметили подобные проявления, то поспешите обратиться к педиатру.
Во сколько месяцев новорожденный начинает поднимать и держать голову?
Постепенно ребенок начинает управлять своим телом. Первое достижение его физического развития наступает на второй — третьей неделе. В это время при выкладывании на живот ребенок пытается поднять голову.
Дальше развитие мышц шеи происходит в следующем порядке:
- На втором месяце (2 — 3 месяц) дети поднимают голову под острым углом (опять же лежа на животе). Такое положение малыши могут удержать в течение тридцати секунд или около минуты.
- В три месяца (3 месяц) дети начинают держать голову в вертикальном положении. Но подстраховка неокрепшим мышцам шеи еще нужна — стоит продолжать поддерживать голову ребенка. Лежа на животе, малыши уже могут поднять и голову, и плечи. При поднятии ребенка за руки тело, шея и голова образуют одну линию.
- В четыре месяца (4 месяц) наступает время, когда ребенок самостоятельно и вполне уверенно начинает держать голову. Он поворачивает ее во все стороны, познавая окружающий мир. Лежа на животе, малыш уже поднимает верхнюю часть туловища.
Естественно, все временные параметры при развитии малыша усреднены. Все детки индивидуальны в своем развитии. Поэтому не стоит расстраиваться, если ровно в 12 недель ребенок не начал уверенно держать голову в любом положении.
Раннее удерживание головы
Не стоит спешить радоваться если ребенок начал держать голову в течении первых четырех — шести недель. Далеко не всегда такое «достижение» означает быстрое и раннее развитие. Скорей всего у малыша высокое внутричерепное давление.
В таком случае просто необходимо показать ребенка лечащему педиатру. Врач назначит лечение, необходимые процедуры, специальный массаж.
Укрепление мышц шеи
Для развития шейных мышц настоятельно рекомендуется малыша выкладывать на животик с первых дней жизни, сразу после заживления пупочной ранки (примерно в три недели). Не стоит бояться, что ребенок задохнется. Здоровый малыш обязательно повернет голову на бок в результате срабатывания инстинкта самосохранения.
Класть ребенка на живот надо во время переодевания, желательно перед кормлением или через час после него. Процедура, проведенная перед кормлением, поможет еще избавить малыша от скопления газов в животе. Проводить выкладывание на живот надо на твердой поверхности. Мягкая поверхность не заставляет мышцы ребенка напрягаться. Это может любой стол, покрытый легким одеяльцем.
Приучать малыша лежать на животе надо постепенно. Сначала выкладывают его на одну минуту. С каждым днем продолжительность пребывания на животе увеличивают на одну минуту. Хорошо если малыш будет голеньким, одновременно с укреплением мышц шеи он еще получит воздушные ванны.
При недовольстве и капризах малыша не ннужно отказываться от выкладывания на живот. Это необходимая процедура для физического развития младенца. Маме надо выбрать момент, когда у крохи хорошее настроение, он весел и доволен. Отвлечь его яркой игрушкой, песенкой и ласковыми поглаживаниями по спинке, ножкам и пяточкам. Самое главное — не оставлять без присмотра малыша, лежащего на животе.
Проводите с ребенком маленькую гимнастику для укрепления мышц шеи:
- «Лицом вниз». Взять ребенка на руки: одна рука под грудью малыша, вторая на бедре. В таком положение поднимать малыша в воздухе.
- «Поехали». Упражнение выполняется с помощью двух взрослых на большом мяче. Один держит малыша за таз, другой за кисти рук. Вместе раскачивают ребенка на мяче.
- «Качели». Держим ребенка вниз лицом на руках и поднимаем попеременно то голову, то таз.
Видео: учимся держать голову
Показываем 3 упражнения для укрепления мышц шеи, спины. Учимся держать голову. Алесе 2мес и 3 недели. Небольшой ослабленный тонус:
3 месяца — плохо держим голову
Для исключения патологии в развитии стоит обратиться к специалистам, если после 12 недель (3 месяц) ребенок плохо держит голову, наклоняет ее в одну сторону или запрокидывает ее назад.
Причин, по которым ребенок плохо держит голову в 3 месяца, несколько:
- Недоношенность.
- Родовые травмы.
- Отставание ребенка в весе.
- Слабый тонус мышц.
В первых двух случаях необходимо обратиться к детскому невропатологу, который поможет выяснить причину плохого развития мышц ребенка. При маленьком весе крохи поможет консультация врача, специализирующегося по грудному вскармливанию. Он отрегулирует систему питания, возможно, придется ввести в рацион смеси. Специальный массаж, назначенный лечащим педиатром, повысит тонус мышц шеи и поможет малышу удерживать голову.
Еще одним поводом обращения к неврологу станет постоянный наклон головы малыша под углом. Чаще всего причиной наклонного держания головы является кривошея. Врач назначит специальный массаж, лекарственную терапию и, скорей всего, посоветует купить ортопедическую подушку.
АСИММЕТРИЧНЫЙ ШЕЙНЫЙ ТОНИЧЕСКИЙ РЕФЛЕКС (АШТР)
АСИММЕТРИЧНЫЙ ШЕЙНЫЙ ТОНИЧЕСКИЙ РЕФЛЕКС (АШТР) является одним из наиболее выраженных рефлексов при детском церебральном параличе. Выраженность АШТР зависит от степени повышения мышечного тонуса в руках. При тяжелом поражении рук рефлекс появляется почти одновременно с поворотом головы в сторону. Если руки поражены незначительно, что имеет место при легкой спастической диплегии, асимметричный шейный тонический рефлекс (АШТР) возникает непостоянно и для его появления требуется более длительный латентный период. Асимметричный шейный тонический рефлекс (АШТР) более ярко выражен в положении на спине, хотя его можно наблюдать и в положении сидя. АШТР, сочетаясь с тоническим лабиринтным рефлексом, препятствует захвату игрушки, развитию зрительно-моторной координации. Ребенок не может вынести руки вперед, чтобы приблизить кисти к средней линии, и соответственно удержать обеими руками предмет, на который он смотрит. Вложенную в руку игрушку ребенок не может поднести ко рту, глазам, так как при попытке согнуть руку голова поворачивается в противоположную сторону. Из-за разгибания руки многие дети не могут сосать свои пальцы, как это делает большинство здоровых детей. АШТР в большинстве случаев сильнее выражен на правой стороне, поэтому многие дети с церебральным параличом предпочитают пользоваться левой рукой. При ярко выраженном АШТР голова и глаза ребенка часто фиксированы в одну сторону, поэтому ему трудно проследить за предметом на противоположной стороне. В результате развивается синдром односторонней пространственной агнозии, формируются спастическая кривошея и сколиоз позвоночника. Сочетаясь с тоническим лабиринтным рефлексом, АШТР затрудняет повороты на бок и на живот. Когда ребенок поворачивает голову в сторону, возникающий АШТР препятствует движению туловища вслед за головой, и ребенок не может высвободить руку из-под туловища. Затруднение поворота на бок препятствует формированию у ребенка возможности переноса центра тяжести с одной руки на другую при выносе вперед тела, что необходимо для развития реципрокного ползания. Асимметричный шейный тонический рефлекс (АШТР) нарушает равновесие в положении сидя, так как распространение мышечного тонуса на одной стороне (повышение его преимущественно в разгибателях) противоположно распространению его на другой (преимущественное повышение в сгибателях). Ребенок теряет равновесие и падает в сторону и назад. Чтобы не упасть вперед, ребенок должен наклонить голову и туловище. Влияние асимметричного шейного тонического рефлекса (АШТР) на «затылочную» ногу может со временем привести к подвывиху в тазобедренном суставе в связи с комбинацией флексии, внутренней ротации и приведения бедра.
СИНДРОМ МЫШЕЧНОЙ ГИПЕРТОНИИ, ГИПЕРТОНУС У РЕБЕНКА, У ДЕТЕЙ, У ГРУДНИЧКА, У НОВОРОЖДЕННЫХ
Синдром мышечной гипертонии характеризуется увеличением сопротивления пассивным движениям, ограничением спонтанной и произвольной двигательной активности, повышением сухожильных рефлексов, расширением их зоны, клонусами стоп. Повышение мышечного тонуса может превалировать во флексорных или экстензорных группах мышц, в приводящих мышцах бедер, что выражается в определенной специфике клинической картины, однако является лишь относительным критерием для топической диагностики у детей раннего возраста. В связи с незаконченностью процессов миелинизации симптомы Бабинского, Оппенгейма, Гордона нельзя считать всегда патологическими. В норме они выражены нерезко, непостоянны и по мере развития ребенка ослабевают, но при повышении мышечного тонуса становятся яркими и не имеют тенденции к угасанию.
Выраженность синдрома мышечной гипертонии может варьировать от легкого повышения сопротивления пассивным движениям до полной скованности (поза децеребрационной ригидности), когда практически невозможны какие-либо движения. В этих случаях даже мышечные релаксанты не в состоянии вызвать мышечное расслабление, а тем более пассивные движения. Если синдром мышечной гипертонии выражен нерезко, не сочетается с патологическими тоническими рефлексами и другими неврологическими нарушениями, его влияние на развитие статических и локомоторных функций может проявиться в их легкой задержке на различных этапах первого года жизни. В зависимости от того, в каких мышечных группах больше повышен тонус, будет запаздывать дифференциация и окончательное закрепление определенных двигательных навыков. Так, при повышении мышечного тонуса в руках отмечают задержку развития направления рук к объекту, захвата игрушки, манипулирования предметами. Особенно нарушается развитие хватательной способности рук. Наряду с тем, что ребенок позже начинает брать игрушку, у него длительное время сохраняется ульнарный захват, или захват всей кистью. Захват пальцами (пинцетный захват) формируется медленно, а иногда требует дополнительной стимуляции. Может задерживаться развитие защитной функции рук, тогда запаздывают соответственно и реакции равновесия в положении на животе, сидя, стоя и при ходьбе. При повышении мышечного тонуса в ногах задерживается становление опорной реакции ног и самостоятельного стояния. Дети неохотно встают на ноги, предпочитают ползать, на опоре становятся на пальчики (на цыпочках) — это очень плохо.
Как развивать шейные мышцы новорожденного
Важно понимать, что новорожденный начнет держать голову в любом случае – так заложено природой. Но для того, чтобы этот процесс прошел в сроки, крошке можно немного помочь
Для этого необходимо развивать мышцы его пока еще слабенькой шеи. Хотя малыш сам вполне справляется с такой задачей:
- Примерно с двух-трех недель, лежа на животике, новорожденный пытается оторвать головку от поверхности хотя бы на долю секунды. Это и есть своеобразная тренировка для мышц шеи.
- С полуторамесячного возраста малыш разворачивает головку с одной стороны на другую, в той же позиции.
- К двум месяцам карапуз пытается ненадолго удержать головку без опоры в вертикальном положении. А лежа на спине, активно совершает попытки ее приподнять.
- К трем месяцам младенец старательно поднимает голову вверх, продолжая тренировать мышцы шеи и задействуя при этом мускулатуру спины.
Как видите, природа все продумала. Ввиду непреодолимого врожденного любопытства новорожденный стремится как можно скорее рассмотреть все вокруг. Попытки увидеть чуть больше стимулируют движения шеи, напряжение ее мускулатуры. Так шаг за шагом они и развиваются.
Кроме естественных попыток ребенка увидеть мир, можно выполнять некоторые упражнения, направленные на укрепление не только шейной мускулатуры, но и на развитие мышц спины, ручек, пресса
Да и на психоэмоциональном развитии новорожденного такая зарядка сказывается наилучшим образом – упражнения важно проводить в комфортной обстановке, хорошем настроении и игровом формате, сопровождая действия любыми веселыми стишками-потешками.Так же важно придерживаться правильной техники упражнений, их не так и много:
- Когда новорожденный лежит на спине, возьмите его за ручки и подтяните на себя. Задержите карапуза в полусидячем положении на несколько секунд, затем плавно опустите обратно на поверхность. В такие «висячие» моменты новорожденный будет пытаться подтянуть головку к груди. Уже через несколько дней регулярных повторений этого упражнения мышцы шеи укрепятся, и ребенок будет оперировать ими увереннее.
- Как только заживет пупочная ранка, начинайте выкладывать новорожденного на животик. Желательно делать это перед каждым кормлением, не лишним будет выкладывание на животик перед тем, —как купать новорожденного ребенка—. Из той позиции ему пока легче всего пытаться шевелить шеей, а, приподнимая голову, он так же начинает напрягать мышцы спины. Пока младенец находится в таком положении, можно сделать ему легкий —массаж для новорожденных—. Нежные поглаживания спины и шейки стимулируют кровоток в мышцах, а это, в свою очередь, способствует их тонусу.
- Также можно поиграть в летчиков. Возьмите новорожденного одной рукой под грудь, второй – под ножки. И «полетайте» так немного по комнате. Упражнение порадует 2-3 месячного малыша, раньше 1,5 месяцев делать его нельзя, мышцы шеи еще не смогут так сильно напрячься и удержать головку в «полете».
- Если у вас есть фитбол, можно прокатывать по нему ребенка спинкой и животиком. На самом деле есть целые комплексы упражнений для новорожденных на этом агрегате. Да и фантазия вам в помощь. Что бы вы ни делали, это будет провоцировать мышцы шеи понемногу сокращаться и работать. А это нам в конечном итоге и нужно.
На самом деле такая гимнастика показана деткам, у которых выражено отставание в развитии. Если ребенок хорошо ест, нормально набирает вес, достаточно просто давать ему некоторую свободу движений. Не держите головку прямо так уж основательно, просто создавайте ей легкую опору, когда малыш у вас на руках. Не пеленайте ребенка туго, не кутайте в миллион воротников. Чем свободнее новорожденный в двигательной деятельности, тем раньше и проще у него все получится. Безо всяких упражнений и совершенно самостоятельно.
Когда ребенок начинает держать голову
Здоровые, правильно развивающиеся дети к 3 месяцам своей жизни уверенно держат голову. Если по непонятным для мамы причинам, малыш неспособен выполнить эту простейшую задачу, ожидают максимум еще полмесяца, а далее записываются к врачу-педиатру, а лучше, сразу к неврологу.
Второй месяц жизни
Двухмесячные малыши уже приподнимают головку и удерживают ее вертикально порядка 30 секунд, возможно, больше. Они делают это весьма успешно, пытаясь разглядеть, что же именно находится за бортиком коляски или кроватки, за спиной матери. Но в 2 месяца еще рано убирать руку из-под головки младенца. Шею и голову все еще нужно придерживать.
Важно помнить о том, что каждый маленький человечек развивается по собственному графику. Часть двухмесячных детей держит голову, но некоторые на это пока неспособны
На то, чтобы научиться у них уйдет еще минимум 2–3 недели.
Третий месяц жизни
Если ребенок не держит голову в 3 месяца, молодой маме пора задуматься о посещении невролога или более компетентного педиатра. Возможно, никакой проблемы нет и ребенок развивается в соответствии с генетическими особенностями. Но исключать какие-либо заболевания не стоит, все же для трехмесячного малыша нормально держать голову достаточно долго (свыше 0,5 минуты) и интересоваться окружающей действительностью.
Он учится поворачивать шею, мышцы для этого уже должны быть достаточно крепкими. Если этого не происходит, нужно искать причину, в норме ли вес ребенка и другие показатели здоровья и развития малыша.
Четвертый месяц жизни
Если по поводу трехмесячных малышей и даже 3.5 месяцев, у специалистов нет однозначного мнения, то дети, достигнувшие возраста 4 месяцев, по мнению врачей, уже должны уметь это делать. Этот срок предельный, далее однозначно ищут какую-либо патологию. Возможно, с малышом просто неправильно обращаются, но такое редкость. Скорее всего без лечения и наблюдения у врача не обойтись. Следует проанализировать режим сна и бодрствования малыша.
Шесть месяцев жизни
Шестой месяц жизни – это время, когда ребенок уже начинает держать свои игрушки, ползать, сидеть, он становится подвижным. При этом отсутствие навыка вертикального поддержания головы, должно заставить родителей задуматься, что не так пошло в развитии малыша и какие действия можно предпринять.
К шести месяцам дети развиваются так хорошо, что уже предпочитают больше не лежать, а ползать по всей квартире. Если они не умеют держать голову, это провоцирует раздражение и плач. Нельзя подобное игнорировать, шесть месяцев – это даже не предельная дата, а уже упущенное время.
Недоношенный ребенок
Чаще всего на проблему недержания головы обращают внимание мамы недоношенных детей. Им хочется, чтобы малыш быстрее догнал сверстников и потому уже в 2 месяца такие родители начинают тревожиться
Но поводов для переживаний в случае с недоношенными детьми нет до 4 месяцев.
Такие детки должны первый год жизни наблюдаться у невролога. Именно этот врач укажет на возможные проблемы, исключив или подтвердив диагноз, поставленный гораздо менее компетентными родными.
Важно. Если начиная с 2-2.5 месяцев можно заниматься с правильно развивающимся ребенком, стимулируя его к самостоятельному удержанию головки (с 3 недель начинают делать массаж шеи и спины), то недоношенных малышей не трогают, позволяя им развить этот навык самостоятельно
У недоношенных крайне слабые мышцы шеи и позвонки, массаж должен проводиться только специалистом, а популярное среди родителей уложение младенца на живот практикуется только после получения разрешения от врача.
Правила безопасности
Новорождённые, появляясь на свет, беспомощны и требуют бережного отношения. Все их действия поначалу бессознательны и обусловлены работой рефлексов — слабые мышцы шеи так же как и остальные, укрепляются постепенно по мере взросления и развития грудничка. Новорожденные не могут держать голову без посторонней помощи. До того момента, когда новорожденный ребенок начинает держать голову самостоятельно, родители бережно придерживают головку младенца в области затылка, когда он находится в вертикальном положении, располагается на руках у матери во время кормления, при купании, подмывании. При этом нельзя придерживать малыша за шею, допускать, чтобы ребенок запрокидывал головку назад.
Простые упражнения в помощь
Нельзя научить держать малыша голову, но можно стимулировать развитие важного навыка. Для этого используются следующие методики:
Для этого используются следующие методики:
- Полезно выкладывание на живот. Это упражнение позволяет укреплять мышцы шеи и спины. Нужно делать подобные манипуляции несколько раз в день.
- Массаж должен делать профессиональный массажист. Целью массажа является расслабление мышц приведение их в тонус. В первое время лучше выполнять расслабляющий и щадящий массаж. Если тонус мышц низкий, то назначается более интенсивный массаж.
- Прежде чем делать гимнастику, стоит проконсультироваться с ортопедом и педиатром.
- Особенно полезны водные процедуры. Можно делать теплые ванночки с добавлением отвара ромашки. К эффективным средствам относится специальная аквагимнастика для грудничков. С какого месяца лучше это делать подскажет врач.
- Привлекайте малыша игрой со звуками. Используйте колокольчики, погремушки и музыку, включаемую на расстоянии. Ребенок будет поворачивать голову в разные стороны.
Укрепление мышц шеи: гимнастика
Как подтверждают отзывы, эффективна и специальная гимнастика для укрепления шейных мышц.
Вот простые упражнения:
- Возьмите малыша на руки. Одна рука должна располагаться под грудью у малыша, а вторая на бедре. Приподнимайте ребенка в воздухе.
- Упражнение делается на мяче при помощи двух родителей. Один держит ребенка за таз, а второй за кисти рук. Вместе нужно покачивать малыша на мяче.
- Держите карапуза на руках, личиком вниз. При это поочередно поднимайте то голову, то таз.
Причины отсутствия навыка
Прежде чем бить тревогу и бежать с грудничком по врачам, родителям нужно учесть все его индивидуальные особенности, по которым он может позднее начать держать голову. Недоношенные малыши дольше адаптируются новой среде обитания, их мышцы слабее, и времени на их укрепление требуется значительно больше. Нет ничего удивительного в том, что карапуз начинает удерживать голову лишь к 3 месяцам.
Если малыш часто болеет, плохо кушает, если он перенес родовую травму, у него имеются врожденные пороки, то навыком он может овладеть с существенной задержкой.
Нельзя игнорировать и характер ребенка. Если он предпочитает поспать и плотно поесть, то ждать от него раннего развития не стоит. Другое дело — любознательные и подвижные холерики и сангвиники. Чем старше они становятся, тем труднее их удержать на одном месте.
Причиной отсутствия навыка в указанные выше сроки может быть и недостаток родительского внимания. Общение, тактильный и эмоциональный контакт, укрепляющие мышцы занятия гимнастикой, купание и прогулки создают максимально подходящие условия для освоения новых движений. Отсутствие таких занятий замедляет развитие малютки.
Виды врожденной кривошеи
Чаще всего изменение формы шеи происходит из-за патологии грудинно-ключично-сосцевидной (кивательной) мышцы. Эта парная часть опорно-двигательного аппарата одним концом прикрепляется к сосцевидному отростку черепа за ухом. Другой конец мышцы фиксируется на ключице. Функция кивательной мышцы — наклон головы и ее поворот, а также круговые движения головы. Нарушения функционирования именно этого отдела приводит к кривошее.
Выделяют несколько видов врожденной кривошеи:
- Идиопатическая кривошея. Заболевание характеризуется небольшим нефиксированным наклоном головы. Ее причины на данный момент до конца не изучены. Исследования показывают, что обычно заболевание появляется в результате патологии во время беременности и сложных родах. Если прощупать мышцу пальцами, можно почувствовать ее напряжение. При этом длина и форма грудинно-ключично-сосцевидной мышцы находятся в норме. Идиопатическая кривошея часто сопровождается перинатальной энцефалопатией. Данное заболевание связано с расстройством центральной нервной системы у новорожденных и младенцев первых месяцев жизни. Развивается вследствие поражения головного мозга ребенка в период беременности или в процессе родов. Сопутствующим заболеванием бывает функциональное нарушение работы шейного отдела.
- Миогенная кривошея. Данный вид патологии является самым распространенным. Характерным признаком заболевания служит уплотнение и изменение длины кивательной мышцы, она короче здоровой. Нарушение выявляется либо сразу в роддоме, либо в первый месяц жизни ребенка. Причиной патологии является длительное внутриутробное положение головы, наклоненной к плечу, или нарушение в развитии мышечных волокон и сухожилий. Происходит это обычно при ягодичном предлежании плода, то есть малыш находится в малом тазу ягодицами или ягодицами и ступнями. В результате появляется фиброз мышцы, вследствие чего она становится неэластичной. Внешне патология проявляется в наклоне головы ребенка в сторону и ее повороте в противоположном направлении. Попытки повернуть голову доставляют новорожденному боль. Миогенная кривошея, если ее не исправить, становится причиной нарушения развития костей, мышц черепа, плечевого пояса и сколиоза. Кроме того, нарушается симметрия черт лица. На пораженной стороне глаз, бровь и ухо расположены ниже, чем на здоровой стороне.
-
Остеогенная кривошея. Ее причиной является патология шейных позвонков. Заболевание еще называют болезнью Клиппеля — Фейля. Появляется, если размер позвонков меньше нормы или изменена их форма либо позвонки сращены в один комплекс. Это приводит к нарушению подвижности шеи. При наличии заболевания внешне голова новорожденного втянута в плечи, иногда повернута в сторону, рост волос на затылке начинается ниже обычного, низкая подвижность шеи. Остеогенная кривошея болезненных ощущений не вызывает, но она приводит к радикулиту шейного отдела. Заболевание происходит из-за воспаления нервных волокон, которое сопровождается болью при движении и тяжело поддается лечению.
- Нейрогенная кривошея. Патология развивается вследствие повышенного тонуса мышц с одной стороны и пониженного с другой. Такое нарушение называется дистоническим синдромом. Причиной заболевания является ряд инфекций, которые приводят к поражению нервной системы. Внешне у новорожденного головка наклонена, одна рука сжата, а нога подогнута, на другой стороне нарушений не наблюдается. Если положить малыша на живот, то по форме его позвоночник будет напоминать дугу. При этом ребенок свободно двигает шеей.
- Артрогенная кривошея. Заболевание вызывают пороки развития в шейном отделе позвоночника. К ним, например, относятся повреждение межпозвоночного диска вследствие травмы, или клиновидная деформация позвонка, то есть недоразвитость бокового или переднего отдела позвонка. Внешне головка малыша наклоняется к одному плечу, а повернута к другому. Повороты и движения шеей очень ограничены, вызывают боль. Данный вид патологии бывает врожденным и приобретенным.
Детская кривошея бывает односторонней и двусторонней. Во втором случае заболевание развивается в результате нарушения в обеих грудинно-ключично-сосцевидных мышцах. В этом случае голова новорожденного наклонена к груди. Движения шеей ограничены.
Помесячное развитие шейных мышц
Время, когда ребенок начнёт держать голову, определяется состоянием мышечного тонуса. Становление позвоночника здорового малыша характеризуется определёнными возрастными периодами:
Возраст | Двигательные навыки |
---|---|
до 2 недель |
|
3–6 недель |
|
6 неделя |
|
8 неделя |
|
3 месяц |
|
4 месяц |
|
5–6 месяц |
|