Календарь развития ребенка: чему учится ваш малыш каждый месяц от рождения и до года
Содержание:
- Девятый месяц
- Двигательные навыки
- Режим дня
- Таблица ключевых моментов развития ребенка от 0 до 1 года
- А ребенок – то подрос
- Как помочь ребенку развиваться правильно с самого рождения?
- Что умеет ребенок от 6 до 9 месяцев
- Вес и рост
- Таблица ключевых моментов развития ребенка от 0 до 1 года
- Двенадцатый месяц
- Психомоторное развитие крохи
- От 4 месяцев до полугода
- Восемь месяцев
- Психическое развитие
- Физическое развитие детей раннего возраста
- Одиннадцатый месяц
- Совсем крохи
- Таблица с нормами роста и веса детей до года
- Окружность головы
- Первый месяц
Девятый месяц
Развитие ребенка в 9 месяцев дает основание для оценки основных достижений, к которым он пришел с момента рождения. Здоровый, жизнерадостный бутуз активен, весел, и нуждается в расширении пространства вокруг себя.
Изменения в физиологии
В данный момент важно, чтобы кроха много ползал – так он тренирует мышцы всего тела и очень скоро будет готов к тому, чтобы ходить. Кроме того, такой вид передвижения очень полезен для укрепления связей в правом и левом полушарии, благодаря чему лучше развивается речь ребенка и его умственные способности
Моторика, психика и интеллект
Моторика, психика и интеллект
Психика детей, достаточно, развита, поэтому малыш без труда узнает своих домочадцев, может откликаться на их просьбы и пожелания. Также он с легкостью покажет ручкой или пальчиком на предмет, о котором говорят. В речи тоже происходят положительные изменения, и теперь младенец может обращаться к родителям, бабушке и дедушке, соединяя слоги в короткие слова «Мама», «Баба» или «Деда».
Характерные возрастные проявления
Девятимесячные дети умеют:
- брать предметы двумя пальчиками;
- садится из позы лежа;
- забираться на кресло и диван;
- вынимать и складывать мелкие предметы;
- понимать обращенные к ним вопросы;
- танцевать и играть в мяч.
Теперь малышам тесно в манеже, и они играют на полу, так что придется позаботиться об их комфорте и безупречной чистоте.
Двигательные навыки
Арсенал двигательных навыков, с которым дети встречают свой первый год после рождения, позволяет говорить о возросшей самостоятельности маленького человечка. Многие детки к этому времени уже начинают ходить. Если же ваш малыш еще не пошел, не пропустите момент его первых шагов. Снимите на камеру событие, которое переводит жизнь ребенка на новую ступень.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: каким должно быть развитие ребенка в год и 10 месяцев?
Развивается мелкая моторика:
- Ребенок берет еду ручками, учится держать ложку.
- Помогает маме листать странички книжек, которые ему читают.
Одеваясь, подает ручки и ножки. Распознает назначение бытовых предметов, знает, для чего нужна расческа, веник или телефон. Пытается повторить манипуляции взрослых с этими предметами. Движения могут быть неловкими, но они явно осознанные. Еще далеко до того момента, когда ваше чадо полностью избавится от родительской опеки, но без вас ему и не прийти к самостоятельности.
Режим дня
Четкое соблюдение режима дня благотворно сказывается на психологическом состоянии ребенка, а значит, и на психическом развитии. Когда ребенок видит, что все в его мире идет привычным ходом и понимает, что за одними действиями неизбежно следуют другие (например, после обеда нужно идти спать, а после полдника можно поиграть), он спокоен, потому что ощущает стабильность и чувствует себя в безопасности.
Чаще всего, дети сами подбирают свой режим дня. Родителям надо только внимательно проследить, когда и что предпочитает делать ребенок. Некоторые дети в этом возрасте еще спят два раза в день, а кому-то достаточно одного. Кто-то встает ни свет, ни заря, а кто-то спит до 8 утра. Кто-то выходит гулять в полдень, а кто-то в это время уже идет обедать.
Внутренние ритмы каждого ребенка индивидуальны, поэтому проще под них подстроиться, чем идти в разрез с потребностями малыша.
Это примерный распорядок дня, но временные интервалы у каждого ребенка будут свои.
7.00 | Подъем |
7.00 – 7.30 | Умывание |
7.30 – 8.00 | Зарядка |
8.00 – 8.30 | Завтрак |
8.30 – 9.00 | Рисование, чтение книг |
9.00 – 11.30 | Прогулка |
11.30 – 12.00 | Завершение прогулки, подготовка к обеду |
12.00 – 12.30 | Обед |
12.30 – 14.30 | Дневной сон |
14.30 – 15.30 | Подъем и самостоятельные игры |
15.30 – 16.00 | Полдник |
16.00 – 18.00 | Прогулка |
18.00 – 19.30 | Завершение прогулки, игры, подготовка к ужину |
19.30 – 20.00 | Ужин |
20.00 – 21.00 | Водные процедуры |
21.00 – 21.30 | Кефир (грудное молоко) |
21.30 | Ночной сон |
Как правило, к возрасту 1 года и 3 месяцев дети, в отличие от годовалых малышей, уже отказываются от ночных кормлений, но некоторые все еще просыпаются, чтобы перекусить. Если ребенок находится на грудном вскармливании, то ночное кормление вреда не принесет. Но вот смесями лучше не увлекаться, так как это может привести к развитию кариеса.
На данном этапе развития происходит перестройка режима и переход с двойного дневного сна на один. Поэтому вопрос, сколько должен спать ребенок этого возраста, может иметь лишь примерный ответ – около 13 часов в день, большая часть которых должна приходиться на ночь. Малыш может часто просыпаться по ночам не только от голода, причинами плохого сна могут быть и другие факторы.
Привычка засыпать на руках, с соской, с бутылочкой. В тех случаях, когда в сознании малыша засыпание тесно связано с каким-либо предметом или действием, ребенок, проснувшись ночью, уже не может самостоятельно уснуть. Единственным выходом из такой ситуации должен стать отказ от ритуалов, сопутствующих засыпанию.
Переутомление. Если ребенок получил за день избыточное количество впечатлений, спал меньше, чем привык или лег позже, чем следует, не стоит ждать, что он всю ночь будет спать «без задних ног»
Напротив, он будет просыпаться и капризничать, поэтому важно четко соблюдать распорядок дня.
Рост зубов и новые навыки. Когда у ребенка режутся зубы, особенно клыки, он испытывает сильный дискомфорт, облегчить который можно при помощи специальных анестезирующих средств, разработанных специально для таких случаев
Если ребенок только учится вставать, ходить, бегать, он также может проявлять во сне беспокойство.
Гигиена сна. Возможно, малыш привык спать в определенных условиях, таких как определенная температура, уровень шума, свет, а потом что-то поменялось. Например, стало жарче, светлее, тише/громче. Постарайтесь оценить обстановку и понять, изменилось ли что-то в окружающей среде. Если нет, то этот фактор можно исключить.
Если режим сна малыша нарушен, но ни один из вышеперечисленных факторов не проясняет ситуацию, значит стоит задуматься о возможных медицинских проблемах и своевременно обратиться к врачу.
Развитие ребенка в возрасте 1 года и 3 месяцев – это один из самых интересных и серьезных этапов жизни малыша, ведь буквально за два месяца он обретает некоторую самостоятельность действий и начинает по-новому воспринимать и познавать мир. Каждый родитель должен разумно и ответственно походить к вопросам развития и воспитания, не забывая об индивидуальности ребенка, понимая, что главное – это любовь и терпение.
Таблица ключевых моментов развития ребенка от 0 до 1 года
Краткий обзор в таблице, где указано развитие ребенка до года по месяцам, станет отличной “шпаргалкой” для молодых мам.
Возраст | Речевое развитие | Двигательное развитие | Психическое развитие |
1-1,5 месяца | Тихое гуление | Первые попытки приподнимания головы | Кратковременно следит взглядом за погремушкой |
2 месяца | В хорошем настроении понемногу гулит | Лучше координирует движения | Удерживает взгляд на движущемся предмете |
3 месяца | Длительное гуление | Уверенно держит голову | Поворачивается к источникам звука |
4 месяца | На смену гулению приходит первый лепет | Не отрывает взгляд от движущихся предметов | Отличает маму от посторонних |
5 месяцев | Лепечет, произносит слоги “ма, “па” | Самостоятельно переворачивается, ползает назад | Настораживается при чужих голосах |
6 месяцев | Активный лепет, воспроизводит простые слоги | Ползает “по-пластунски” | Проявляет эмоции радости и недовольства |
7 месяцев | Лепет, появление слогов “та”, “на” “да” и др. | Сидит с опорой, ползает вперед | Понимает интонацию, слово “нет” |
8 месяцев | Первые односложные слова | Встает и передвигается у опоры, самостоятельно сидит | Расширяется диапазон эмоций (удивление, настойчивость) |
9 месяцев | Активное лепетание, новые слоги | Стоит и ходит с опорой, ползает | Понимает простые поручения |
10 месяцев | Произносит простые слова “ля-ля”, “ав-ав” | Садится из положения стоя, пытается ходить | Повторяет за мимикой взрослых |
11 месяцев | Выражает желания – “на,” “дай” | Поднимает предметы с пола, встает, приседает | Показывает по просьбе знакомые предметы, части тела |
12 месяцев | Много лепечет, осознанно произносит слова “мама”, “баба” | Активно передвигается, ложится, встает, ходит | Понимает взрослую речь, реагирует на просьбы и запреты |
Короткое видео-резюме о развитии ребенка по месяцам:
А ребенок – то подрос
Для большинства родственников, чуть ли не самыми важными показателями, по которым следят за развитием ребенка, считается его рост и вес. В течение первого года жизни эти параметры измеряются ежемесячно.
В два месяца малыш активно набирает вес и в результате его прибавка за этот период является наибольшей, по сравнению с другими месяцами. В среднем малыш должен поправиться на 800 г и, в сумме с первым месяцем, быть на 1400 г тяжелее, чем на момент рождения. При маленьких прибавках в весе сделайте работу над ошибками в кормлении грудью и наладьте грудное вскармливание, действуя по методике из курса “Секреты грудного вскармливания” >>>
Вторым параметром, по которому проверяется физическое развитие ребенка в 2 месяца, является его рост. За этот период он должен увеличиться на 3 см и в общей сложности добавка в росте составляет примерно 6 см
Одновременно с этим изменяются и другие основные показатели – объем груди и головы, в среднем на 2 см.
В два месяца малыш все еще много спит (около 18 часов в сутки) и прикладывается к груди (особое внимание стоит уделить соблюдению всех основных принципов кормления грудью), но все остальное свободное время он проводит с максимальной пользой и делает «семимильные шаги» в своем психомоторном развитии.
Как помочь ребенку развиваться правильно с самого рождения?
Развитие ребенка во многом зависит от родителей: от того, сколько времени они уделяют малышу, как занимаются с ним
Важно создавать благоприятные условия для становления малыша, помогать ему в освоении полезных навыков. Развивать ребенка следует с самого рождения
Педиатры дают такие рекомендации родителям:
- часто общаться с малышом, изменяя тембр голоса. В разговоре стоит называть имя ребенка. Петь младенцу колыбельные, рассказывать стишки;
- делать массаж, выполнять упражнения на фитболе. Это стимулирует физическое развитие, улучшает работу нервной системы;
- когда младенец научится держать голову, стоит начать ходить с ним по квартире, дотрагиваться рукой до вещей, произнося одновременно их названия. Это закладывает базу для правильного становления речи;
- развивать осязание. Например, прикасаться к животу, лицу, конечностям мягким перышком, помещать в ладошку небольшие предметы. Нужно регулярно обнимать и гладить малыша;
- над кроваткой повесить карусель. Включать классическую музыку (Чайковского, Штрауса, Моцарта). Это развивает слух и хорошо влияет на психику;
- повесить возле ребенка контрастные фотографии, яркие игрушки. Это будет благотворно влиять на развитие зрения. Каждые несколько дней предметы нужно менять для привлечения внимания;
- кормящей матери следует постепенно вводить в рацион разные продукты. Это будет способствовать развитию вкусовых ощущений у ребенка.
Что умеет ребенок от 6 до 9 месяцев
- может сидеть, садиться, ползать, пытается вставать на ножки;
- в разговоре ясно прослеживаются слоги;
- появляется интерес к взрослой еде, может хватать ее со стола;
- начинает рассматривать картинки, фотографии, пытается по-своему двигаться под музыку;
- может открывать низкие шкафчики и тумбы.
Еще один важный этап в развитии ребенка. Он активно начинает передвигаться в вертикальной плоскости. У большинства детей уже в это время появились зубки.
После 8 месяца оттачивается мелкая моторика, поэтому стоит позаботиться о ее развитии с помощью игрушек. К 9 месяцам с помощью поддержки взрослых может сделать первые неустойчивые шаги. Запас слов понемногу расширяется, запоминает слоги за взрослыми.
В этом возрасте появляется настороженное отношение к незнакомым людям.
Если говорить о питании, то нужно вводить прикорм постепенно. В сутки можно добавлять не более 1 нового продукта. Это позволит выявить, на что у ребенка может возникнуть аллергическая реакция.
С особым вниманием нужно подходить к выбору прорезывателей, так как прорезывание зубок может вызывать болезненные ощущения и стоит позаботиться об обезболивании.
С каждым месяцем становится тяжелее на 550-650 г, вырастает на пару сантиметров.
Вес и рост
Есть стандартные нормы развития ребенка на втором месяце жизни по весу и росту. В среднем прибавляется около 800 г, а рост увеличивается примерно на 3 см. окружность головы заметно меняется между вторым и третьим месяцем. В зависимости от темпа роста черепной коробки закрывается родничок. Малый задний должен закрыться полностью к концу третьего месяца или даже раньше.
Параметры мальчиков и девочек не одинаковы.
Пол малыша |
Рост |
Вес |
Окружность груди |
Окружность головы |
Мальчики |
58 см |
5,6 кг |
39 см |
39,1 см |
Девочки |
57 см |
5,1 кг |
38,1 см |
38,1 см |
Визуально грудничок круглощекий и имеет полненькое телосложение. Жировая прослойка будет уменьшаться по мере активности малыша и укрепления мышц. Ближе к трем месяцам ребенок будет выглядеть немного выше и стройнее.
Таблица ключевых моментов развития ребенка от 0 до 1 года
Краткий обзор в таблице, где указано развитие ребенка до года по месяцам, станет отличной “шпаргалкой” для молодых мам.
Возраст | Речевое развитие | Двигательное развитие | Психическое развитие |
1-1,5 месяца | Тихое гуление | Первые попытки приподнимания головы | Кратковременно следит взглядом за погремушкой |
2 месяца | В хорошем настроении понемногу гулит | Лучше координирует движения | Удерживает взгляд на движущемся предмете |
3 месяца | Длительное гуление | Уверенно держит голову | Поворачивается к источникам звука |
4 месяца | На смену гулению приходит первый лепет | Не отрывает взгляд от движущихся предметов | Отличает маму от посторонних |
5 месяцев | Лепечет, произносит слоги “ма, “па” | Самостоятельно переворачивается, ползает назад | Настораживается при чужих голосах |
6 месяцев | Активный лепет, воспроизводит простые слоги | Ползает “по-пластунски” | Проявляет эмоции радости и недовольства |
7 месяцев | Лепет, появление слогов “та”, “на” “да” и др. | Сидит с опорой, ползает вперед | Понимает интонацию, слово “нет” |
8 месяцев | Первые односложные слова | Встает и передвигается у опоры, самостоятельно сидит | Расширяется диапазон эмоций (удивление, настойчивость) |
9 месяцев | Активное лепетание, новые слоги | Стоит и ходит с опорой, ползает | Понимает простые поручения |
10 месяцев | Произносит простые слова “ля-ля”, “ав-ав” | Садится из положения стоя, пытается ходить | Повторяет за мимикой взрослых |
11 месяцев | Выражает желания – “на,” “дай” | Поднимает предметы с пола, встает, приседает | Показывает по просьбе знакомые предметы, части тела |
12 месяцев | Много лепечет, осознанно произносит слова “мама”, “баба” | Активно передвигается, ложится, встает, ходит | Понимает взрослую речь, реагирует на просьбы и запреты |
Двенадцатый месяц
Двенадцатый месяц развития ребенка – своеобразный переходный период от младенчества к детству. Хотя эта граница весьма условна, но психологически родители ожидают от годовалого ребенка куда больше, чем от одиннадцатимесячного.
В год малыш чаще всего начинает ходить.
Не беспокойтесь, если ваш ребенок пока этого не делает; дети имеют право ползать до полутора лет, и это не считается патологией.
Читайте в статье, что делать, если ребенок боится ходить самостоятельно>>>
- Маленький человечек в этом возрасте уже умеет приседать, чтобы поднять игрушку; может положить один предмет и взять другой. Детки очень хорошо знают, где что лежит, и будут искать игрушку именно там, где ее оставили;
- Малыши учатся перешагивать через препятствия: сначала держа за руку взрослого, а затем и самостоятельно;
- Развиваются бытовые навыки: ребенок ест ложкой, пьет из чашки, надевает и снимает шапочки и носочки;
- Если малыша приучали к горшку, в годик такие детки уже могут на него попроситься. Информация о том, с какого возраста приучать ребенка к горшку>>> В один год ребенок ест пищу кусочками, умеет жевать. Если жевательные зубки еще не выросли, детки жуют деснами (они довольно твердые);
- Годовалый ребенок понимает все, что ему говорят, даже если родителям кажется, что это не так. Он отлично умеет считывать настроение и поддается ему: веселится и грустит вместе с мамой. Психологи очень не рекомендуют выяснять отношения и ссориться при ребенке. Так как малыш еще не умеет справляться со своими эмоциями, это может нанести ему тяжелую травму.
Кроха не только понимает все, что ему говорят, но и сам много лепечет и произносит отдельные слова.
Важно! Словами в этом возрасте педагоги считают все устойчивые звукосочетания, которые всегда обозначают одно и то же. Словарный запас к годику – от двух до десяти слов; у некоторых деток он может быть еще больше
Словарный запас к годику – от двух до десяти слов; у некоторых деток он может быть еще больше.
На двенадцатом месяце жизни усложняются игры ребенка. Малыш выделяет некоторые игрушки, может кормить их, укачивать, сажать на горшок.
Психомоторное развитие крохи
В годовалом возрасте дети активно познают окружающий мир. Малышу интересно, как устроена та или иная игрушка, как несколько крупных деталей конструктора соединяются в одно целое.
К годику ребенок обладает следующими навыками:
- умеет собирать и разбирать пирамидку из двух-трех колечек;
- может составить башенку из двух кубиков;
- умеет снимать крышки с кастрюль и коробок, может положить в коробку какой-то предмет и закрыть крышку;
- осваивает первые сортеры: может проталкивать небольшие предметы в отверстия, вырезанные в крышке картонной коробки;
- играет с посудой: «ест» ложкой, «пьет» из чашки;
- может «причесывать» игрушку, кормить ее или укладывать спать;
- играет со своей одеждой, шапочками, ботинками;
- берет игрушки одной или двумя руками, перекладывает из руки в руку;
- умеет брать небольшие предметы двумя пальцами (большим и указательным);
- катает коляску, возит машинку, может толкнуть мячик, чтобы он покатился;
- пытается бросать и ловить мячик или другие предметы;
- умеет открывать дверцы шкафов, выдвигать и задвигать ящики, доставать оттуда вещи, складывать их обратно;
- копирует действия других детей: копает, хлопает, стучит палкой по предметам;
- играет «во взрослых»: например, крутит отверткой, как папа, или красит губы, как мама.
От 4 месяцев до полугода
4 МЕСЯЦА
Находясь в лежачем положении на спинке, грудной ребенок приподнимает головку. Если поставить на ножки, он крепко ими упирается. Начинает сидеть, легко может перевернуться со спинки на животик. Свободно поднимает тело и упирается на ладошки, когда лежит на животике. Внимательно наблюдает за предметами, может их схватить. Играется с погремушками (рекомендуем прочитать: во сколько месяцев ребенок начинает самостоятельно держать погремушку?).
5 МЕСЯЦЕВ
Малыш может сидеть, однако спину еще ровно не держит, умеет стоять на ножках, если его держать за ручки. Делает первые попытки по переворачиванию с животика на спинку. Долго держит в ручке интересный предмет. Узнает родителей, начинает бояться чужих. По убеждению Комаровского, младенец уже понимает различные голосовые интонации, начинает различать и понимать эмоции мамы.
6 МЕСЯЦЕВ
На этом этапе ребенок уже может сидеть. Он сам держит ровную спинку, легко крутится во всех направлениях. При незначительной помощи взрослого может встать на ножки, пытается шагать. Начинает вставать на четвереньки и таким способом передвигаться. Уже активно машет игрушками, поднимает упавшие предметы.
В речи также происходят заметные изменения:
- начинает выражать первые просьбы;
- гуление заменяется простыми лепетными звуками «ма», «па», «ба».
Физические особенности
Месяц | Движения и навыки | Зрение | Слух |
---|---|---|---|
4 | Сам поворачивается на бок, делает попытки переворачиваться. Хорошо удерживает игрушки, тянет их в рот. Во время кормления касается ручками груди или бутылочки, стараясь придерживать. | Узнает близких, улыбаясь в ответ, узнает себя в зеркале. Следит за игрушкой около 3 мин. | Замирает при звуках музыки. Четко поворачивает головку к источнику звука. Различает голоса. |
5 | В положении лежа на спинке кроха пытается приподнять голову и плечи (как бы предпринимает попытки встать). В положении лежа на животе, приподнимается, опираясь ладошки прямых ручек. Можете недолго сидеть, придерживаясь обеими руками за опору. Подолгу изучает предметы на ощупь, тянет их в рот. Из навыков: ест с ложечки полугустую пищу, пьет воду из чашки. | Различает близких и незнакомых людей. Следит за игрушкой 10-15 мин. | Различает интонации говорящих. Уверенно поворачивается всем телом к источнику звука. |
6 | Переворачивается с животика на спинку. Практикует ползание, с помощью подтягивания на руках. Сидит при поддержке. Устойчиво стоит, если взрослый поддерживает под мышки. Уверенно достает и схватывает предметы, перекладывает игрушку из одной руки в другую. Может держать бутылочку одной-двумя руками. | Развивается острота зрения, становятся интересны очень мелкие предметы. | Прислушивается к шепоту и другим тихим звукам. Подпевает в такт музыки. |
Нервно-психическое развитие
Месяц
Эмоции
Речь
Интеллект
4
По-настоящему смеется, отвечает улыбкой на улыбку. Реагирует на щекотку. Требует к себе внимания.
Гулит, произносит цепочки гласных звуков, появляются первые слоги.
Начинается 3 этап сенсомоторного интеллекта – осуществление целенаправленных действий. Появляется понимание причинно-следственных связей
Развивается реакция на все новое.
5
Хочет участвовать в общении — старается обратить на себя внимание всеми способами. «Общается» с другими детьми с удовольствием.
Наблюдается певучее гуление
Использует гласные звуки: аа, ээ, оо, ай, маа, эу, хаа и др.
Интересуется не только близкими объектами, но и находящимися на расстоянии до 1 м. Понимает, что у него кроме ручек есть и другие части тела.
6
Начинает испытывать настоящую любовь и привязанность к воспитывающему его взрослому. Ждет от него одобрение и похвалу, таким образом, общение приобретает ситуативно-деловой характер.
Произносит отдельные лепетные слоги. В «словарном запасе» уже порядка 30-40 звуков.
Ставит перед собой цели и выбирает средства для их решения. Например, чтобы достать одну игрушку, нужно отодвинуть другую.
Восемь месяцев
Календарь развития ребенка по месяцам до года для мальчика и девочки показывает, что первые немного отстают в развитии, но при этом быстрее набирают вес и рост. Нормальным показателем в восьмимесячном возрасте является повышенная активность крохи и его умение сидеть, ползать и самостоятельно вставать в кроватке. Этот этап в развитии можно назвать переломным — малыш начинает осваивать первые самостоятельные шаги и уже может дотянуться до тех предметов, которые раньше казались недосягаемыми.
Пошаговый календарь предписывает ребенку в восемь месяцев учиться держать ложку самостоятельно и осваивать взрослые продукты. Он уже может принести игрушку или любой другой простой предмет по просьбе взрослого.
Ребёнок умеет и любит играть в простые игры — ладушки, прятки, пирамидку и складывать кубики.
Читайте подробнее: Все о развитии ребенка в 8 месяцев
Психическое развитие
- Сосательный рефлекс превращается в умение кушать грудь или молоко из бутылочки. Он срабатывает после попадания в рот предмета. Так, если положить крохе в рот мизинец, то через секунду вы почувствуете интенсивное чмокание, в попытке найти вкусное молоко. Этот рефлекс станет снижаться только к году, поэтому следует внимательно следить за чистотой предметов находящихся вокруг малыша.
- Еще один врожденный рефлекс – поисковый. Если малыш почувствует прикосновение к щеке, то он перевернет голову и начнет искать мамину грудь. Постепенно с развитием зрения этот рефлекс ослабевает и к году пропадает вовсе.
- Лодонно-ротовой рефлекс. При нажатии на ладонь крохи он открывает рот. Рефлекс постепенно угасает к трем месяцам.
- Дети в месяц реагируют на проведение пальцем по позвоночнику изгибанием тела. Этот рефлекс Галанта, который должен исчезнуть к 4 месяцам.
- Хватательный рефлекс проявляется при прикосновении к ладони. Угасает к 4 месяцам.
- Рефлекс Робинсона – постоянное стремление захватить и удержать в ручках предметы. Рефлекс преобразуется в условный после 3 месяцев, когда малыш будет стремиться взять в руки предмет целенаправленно.
- Если положить кроху на живот и дать ему опору на стопы, то кроха будет пытаться ползти. Рефлекс Бауэра исчезает к 4 месяцам.
- Прикоснувшись к губам ребенка можно увидеть хоботковый рефлекс – малыш вытянет губы в форме хоботка. Угасает к 3 месяцам.
Физическое развитие детей раннего возраста
Ранний возраст ребенка — это период от одного до трёх лет. Физическое развитие детей раннего возраста характеризуется интенсивностью. В этот период наблюдается существенное увеличение росто-весовых показателей, активные рост и развитие внутренних органов, интенсивное развитие двигательной сферы.
Вес и рост
Каждый месяц ребёнок в возрасте от одного до двух лет прибавляет в весе около 200-250 грамм и вырастает приблизительно на один сантиметр. Прирост немного замедляется на третьем году жизни и составляет около 8 см и 2,5 кг веса за год. Замедление обусловлено тем, что большая часть энергии в этот период направлена на развитие внутренних органов и систем, а также на активную двигательную деятельность.
Двигательная активность
Развитие опорно-двигательного аппарата у детей раннего возраста характеризуется процессами минерализации костной ткани, нормализацией мышечного тонуса. Тело ребёнка приобретает желаемую устойчивость в вертикальном положении, становятся выполнимыми сложные движения с приложением силовых затрат, усовершенствуется мелкая моторика. На период с 2-х до 3-х лет приходится максимум двигательной активности.
Развитие внутренних органов
В раннем возрасте происходит интенсивное развитие центральной нервной системы, что позволяет ребёнку длительное время концентрировать своё внимание на одном предмете. Периоды, когда ребёнок бодрствует, увеличиваются до шести-восьми часов
Помимо этого, изменяется работа пищеварительной системы, повышается тонус кишечника, усиливается перистальтика. В изменениях, затрагивающих выделительную систему, стоит отметить увеличение объёма мочевого пузыря в два-три раза.
Одиннадцатый месяц
- В одиннадцать месяцев ваш малыш достаточно окреп, чтобы начать делать первые шаги без поддержки. Ребенок может пройти небольшое расстояние от одного взрослого до другого, или от опоры до мамы. Кроха активно передвигается в любом помещении: ползает, садится, встает, ходит с опорой.
- Продолжают развиваться навыки самообслуживания. Человечек старается есть ложкой, пить из чашки, пытается сам надеть или снять свою одежду. Можно надолго занять кроху, если предложить ему ящик с одеждой. Самостоятельность чада необходимо поощрять, тем более детки в этом возрасте обожают, когда их хвалят.
- Одиннадцатый месяц развития ребенка – время появления первых осмысленный диалогов. Кроха прекрасно понимает значение слов «да», «нет», «нельзя» (узнайте из статьи, как объяснить ребенку, что нельзя>>>); умеет положительно кивать и отрицательно мотать головой.
- Кроме того, малыш смотрит и показывает пальцем на интересующий предмет. Таким образом происходит общение малыша со взрослыми, родители и ребенок начинают лучше понимать друг друга. Количество произносимых слогов растет. В это время в речи малыша могут появиться два-три четко произносимых слова (чаще всего это «мама», «папа», «баба» и какое-нибудь звукоподражание, например, «ав»).
- Одиннадцатимесячные детки начинают осваивать навыки вежливого общения: легко запоминают жесты «привет» и «пока», охотно машут ручкой.
На заметку! Хотя для них это пока что игра, родителям рекомендуется всегда просить ребенка поздороваться и попрощаться, чтобы закрепить эту положительную привычку.
В 11 месяцев малыши очень возбудимы, легко переходят от смеха к плачу. Настораживаются в незнакомом месте, пугаются при появлении нового человека. Эти проявления свидетельствуют о нормальном развитии психики ребенка и не должны расстраивать родителей.
Подробнее: Что должен уметь ребенок в 11 месяцев>>>
Совсем крохи
Отдельно следует сказать о развитии недоношенных детей. В первые месяцы жизни по многим показателям они отстают в развитии от своих сверстников. По идее, на момент исполнения двух месяцев, такой малыш должен был только – только родиться. Естественно, что многие процессы находятся еще в заторможенном состоянии.
Следует учитывать, что показатели развития недоношенного ребенка в 2 месяца будут очень отличаться от обычных. Определять критерии их соответствия требуемым нормам может только детский врач, ориентируясь на жизненные параметры малыша при рождении и динамику нормализации жизненных функций.
В заключение хочется отметить, что ни в коем случае не стоит расстраиваться, а тем более паниковать, если какой – либо навык в развитии вашего малыша еще не проявился.
Уделите малышу больше внимания, поиграйте с ним, вложите в руку погремушку, помашите яркой игрушкой, и в скором времени вы увидите, как ребенок откликнется на ваши действия и порадует вас своими умениями. В ваших силах помочь своей крохе научиться чему-то интересному, подтолкнуть к новым открытиям.
Если ребенок плохо спит, засыпает с плачем и долгим укачиванием, самое время начать работать над его сном по методике из интернет-курса “Спокойный сон малыша от 0 до 6 месяцев” >>>
- Как научить ребенка переворачиваться?
- Когда ребенок начинает сидеть?
- Как лечить кашель у грудного ребенка?
Таблица с нормами роста и веса детей до года
С помощью центильной таблицы можно отследить примерные нормы ежемесячной прибавки в весе ребенка, и как должно происходить увеличение длины тела младенца. Нормы роста и веса детей указаны в рамках минимального/максимального показателей, поэтому их можно использовать в качестве ориентира.
Мальчики | Девочки | ||||
Возраст | Рост (см) | Вес (кг) | Возраст | Рост (см) | Вес (кг) |
1-2 мес. | 52-60 | 3,5-5,8 | 1-2 мес. | 51-59 | 3,1-5,2 |
3-4 мес. | 59-66 | 5,1-7,4 | 3-4 мес. | 57-64 | 4,6-7,1 |
5-7 мес. | 61-71 | 6,2-9,7 | 5-7 мес. | 61-69 | 6,1-8,7 |
8-10 мес. | 68-75 | 8-11 | 8-10 мес. | 66-73 | 7,3-10 |
10-12 мес. | 71-78 | 8,8-12 | 10-12 мес. | 69-76 | 7,6-11 |
Окружность головы
Этот показатель позволяет определить благополучие развития ЦНС и пропорциональность в целом. Измерения нужно проводить сантиметровой лентой по затылку и надбровным дугам. С 1 до 6 месяцев окружность головы увеличивается на 1,5 см ежемесячно, с 6 до 12 месяцев — по 0,5 см ежемесячно.
Окружность головы мальчиков от 0 до 12 месяцев, см
Возраст, мес / центиль | 3 | 10 | 25 | 50 | 75 | 90 | 97 |
---|---|---|---|---|---|---|---|
32.8 | 33.7 | — | 35.2 | — | 36.7 | 37.6 | |
1 | 34.6 | 35.5 | 36.3 | 37.1 | 38.0 | 39.1 | 40.3 |
2 | 36.5 | 37.4 | 38.2 | 39.0 | 40.0 | 41.0 | 42.0 |
3 | 38.2 | 39.0 | 39.7 | 40.6 | 41.5 | 42.5 | 43.3 |
4 | 39.5 | 40.2 | 40.9 | 41.8 | 42.8 | 43.6 | 44.4 |
5 | 40.5 | 41.2 | 41.9 | 42.7 | 43.8 | 44.6 | 45.4 |
6 | 41.5 | 42.0 | 42.8 | 43.9 | 44.8 | 45.5 | 46.3 |
9 | 43.4 | 44.0 | 44.8 | 45.8 | 46.7 | 47.4 | 48.0 |
1 год | 44.6 | 45.3 | 46.2 | 47.1 | 48.0 | 48.6 | 49.3 |
Окружность головы девочек от 0 до 12 месяцев, см
Возраст, мес / центиль | 3 | 10 | 25 | 50 | 75 | 90 | 97 |
---|---|---|---|---|---|---|---|
31.7 | 32.5 | — | 34.1 | — | 35.5 | 36.3 | |
1 | 34.2 | 35.0 | 35.8 | 36.6 | 37.4 | 38.1 | 39.0 |
2 | 35.7 | 36.7 | 37.4 | 38.2 | 39.0 | 39.8 | 40.7 |
3 | 37.1 | 38.0 | 38.7 | 39.5 | 40.4 | 41.2 | 42.0 |
4 | 38.3 | 39.1 | 39.9 | 40.7 | 41.4 | 42.2 | 43.0 |
5 | 39.5 | 40.3 | 41.0 | 41.7 | 42.5 | 43.2 | 44.0 |
6 | 40.6 | 41.5 | 42.0 | 43.0 | 43.4 | 44.2 | 45.0 |
9 | 42.3 | 42.9 | 43.5 | 44.6 | 45.6 | 46.4 | 46.8 |
1 год | 43.5 | 44.2 | 44.9 | 45.7 | 46.5 | 47.3 | 48.0 |
Первый месяц
Первый месяцжизни новорожденного также называют периодом адаптации. Ребенок учится жить вне привычной среды – теплого материнского животика. В это время кроха:
- много спит – до 20 часов в сутки,
- много кушает (подробнее об этом читайте в статье кормление грудью>>>).
Задача ближайших родственников – поместить ребенка в комфортные условия: не перегревать и не переохлаждать. Об этом в статье температура в комнате для новорожденного>>>, вовремя менять пеленки и кормить.
Конечно, важно дарить крохе свою любовь: носить на ручках, разговаривать, петь песенки
К месячному возрасту ребенок уже обращает внимание на яркие игрушки и может следить за ними глазами и поворачивая голову. В статье информация о том, когда новорожденный начинает видеть>>> Первый цвет, который видят новорожденные – красный
На заметку! Очень полезным будет такое упражнение: возьмите яркую, лучше красную, игрушку, и водите на расстоянии 30 см от лица ребенка слева направо, снизу вверх. Месячный малыш уже может следить за перемещениями игрушки.
В месяц ребенок уже поворачивает головку на звук. Узнайте, когда новорожденный начинает слышать>>> Можете это проверить, гремя погремушкой слева и справа от малыша.
В первый месяц жизни ребенок сохраняет некоторые врожденные рефлексы новорожденного, которые полностью исчезнут к четвертому месяцу жизни:
- сосательный рефлекс (может сосать предметы, оказавшиеся в ротике);
- плавательный (если опустить кроху в воду животом вниз, ребенок будет делать движения, напоминающие плавание);
- хватательный (если коснуться ладошки, ребенок сожмет кулачок);
- поисковый рефлекс (если коснуться щеки, ищет материнскую грудь);
- рефлекс шагов – если поставить ребенка на ножки (при этом придерживая), он может «шагать».
Если положить ребенка на живот, то он попытается слегка приподнять головку; тренирует свою шею, спинку и плечи.
Физически развитые детки к месячному возрасту уже начинают держать головку.
Подробнее о том, что должен уметь ребенок в один месяц>>>
А также в моем видеоуроке: