Календарь развития: достижения крохи в 1 месяц
Содержание:
Период сна
У малыша можно различить 3 состояния сна:
- Глубокий.
- Неглубокий.
- Дремота.
В течении дня кроха может спать, как 20 минут, так и 3 часа. Если сны будут непродолжительные, то частые, и наоборот. Так ребёнок может засыпать от четырёх до восьми раз на протяжении дня.
В среднем за ночь малыш спит 9 часов. Но при этом он обязательно будет просыпаться, чтоб покушать или чтоб ему сменили пелёнку.
Признаки сонливости малыша
- Ребёнок начинает тереть глаза.
- Малыш зевает, начинает капризничать.
- Кроха выглядит уставшей, закрывает и приоткрывает глазки.
Ребёнок плохо спит, что делать
- Проветривайте помещение. Возможно, ребёнку душно и это мешает ему уснуть.
- Малышу может мешать яркий свет. Лучше воспользуйтесь светильником.
- Проследите, чтоб постелька у ребёнка была тёплой и сухой.
- Можете включать приятную, убаюкивающую музыку.
Я пела сыночку колыбельные.
Купайте малыша перед сном. У него будут расслаблены мышцы, что позволит быстрее провалиться в сон.
Старайтесь укладывать спать кроху в одинаковое время каждый день, чтоб у него выработался такой условный рефлекс.
Возможно, малышу мешают спать колики или метеоризм. Проанализируете своё питание. С вашим молоком в организм ребёнка могут поступать раздражающие факторы.Малыш подаёт сигналы
Плач, крик
Может означать, как и боль, голод, холод, так и желание привернуть ваше внимание.
Малыш может кряхтеть. Это будет свидетельствовать о том, что ему неудобно, что-то вызывает дискомфорт.
Ребёнок извивается, выгибает тело
Возможно, он просто делает свою зарядку. А вот если при этом присутствует громкий плач – скорее всего у малыша болит животик.
Стоит помнить, что малыш может быстро успокоиться, перестать плакать, если его взять на ручки и прижать к себе.
Одиннадцатый месяц
- В одиннадцать месяцев ваш малыш достаточно окреп, чтобы начать делать первые шаги без поддержки. Ребенок может пройти небольшое расстояние от одного взрослого до другого, или от опоры до мамы. Кроха активно передвигается в любом помещении: ползает, садится, встает, ходит с опорой.
- Продолжают развиваться навыки самообслуживания. Человечек старается есть ложкой, пить из чашки, пытается сам надеть или снять свою одежду. Можно надолго занять кроху, если предложить ему ящик с одеждой. Самостоятельность чада необходимо поощрять, тем более детки в этом возрасте обожают, когда их хвалят.
- Одиннадцатый месяц развития ребенка – время появления первых осмысленный диалогов. Кроха прекрасно понимает значение слов «да», «нет», «нельзя» (узнайте из статьи, как объяснить ребенку, что нельзя>>>); умеет положительно кивать и отрицательно мотать головой.
- Кроме того, малыш смотрит и показывает пальцем на интересующий предмет. Таким образом происходит общение малыша со взрослыми, родители и ребенок начинают лучше понимать друг друга. Количество произносимых слогов растет. В это время в речи малыша могут появиться два-три четко произносимых слова (чаще всего это «мама», «папа», «баба» и какое-нибудь звукоподражание, например, «ав»).
- Одиннадцатимесячные детки начинают осваивать навыки вежливого общения: легко запоминают жесты «привет» и «пока», охотно машут ручкой.
На заметку! Хотя для них это пока что игра, родителям рекомендуется всегда просить ребенка поздороваться и попрощаться, чтобы закрепить эту положительную привычку.
В 11 месяцев малыши очень возбудимы, легко переходят от смеха к плачу. Настораживаются в незнакомом месте, пугаются при появлении нового человека. Эти проявления свидетельствуют о нормальном развитии психики ребенка и не должны расстраивать родителей.
Подробнее: Что должен уметь ребенок в 11 месяцев>>>
Уход
Гигиена – это основа здоровья младенца
В первую очередь следует обратить внимание на чистоту помещений и предметов с которыми взаимодействует ребенок. Иммунная система еще недостаточно развита, по этой причине все соски, игрушки, текстиль необходимо содержать в чистоте, а при падении обрабатывать кипятком или безопасным обеззараживающим средством
Комната, в которой больше всего находится младенец должна быть хорошо проветренной, а воздух увлажненным. Чрезмерная сухость может привести к возникновению целого ряда заболеваний.
Личная гигиена
К ежедневным процедурам относятся: регулярная смена подгузников и подмывания (использование влажных салфеток уместно вне дома), промывание носика физиологическим раствором, воздушные ванны. В первые дни жизни необходимо тщательно обрабатывать пупочную ранку зеленкой или перекисью водорода.
Несколько минут, проведенных голышом на жесткой, ровной поверхности обеспечат здоровье кожи и нормальное физиологическое развитие младенца.
Подстригание ногтей и чистку ушей совершают по мере необходимости.
Зарядка
Двигательная активность необходима младенцу с первых дней жизни. Проводить гимнастику лучше в дневное или утреннее время, примерно за 30 минут до приема пищи.
Для этого нужно разместить кроху на твердой поверхности и поочередно сгибать ручки и ножки в положении лежа на спине. В том же положении притягивать разноименные локоть и колено друг к другу.
Разместив малыша на животе, можно подставить ладони к его стопам и стимулировать рефлекс плавания – ребенок будет отталкиваться от руки и пытаться ползти вперед. Гимнастику нужно завершать прижатием коленей к животику, легким массажем. После кормления уместно подержать кроху столбиком – это положение будет способствовать нормальному перевариванию пищи.
Купание
Это приятная расслабляющая процедура, которая стимулирует психическое и физическое развитие крохи. Оптимальная температура воды – 36-40 °С. Усилить оздоровительный эффект можно с помощью трав – ромашки, череды, любистка и лаврового листа.
Прогулки
Доктор Комаровский рекомендует совершать прогулки при практически любой погоде 2-3 раза в день. Это укрепит иммунитет, а в период бодрствования малыш сможет реализовать свои потребности в познавательном процессе, что необходимо для полноценного психического, эмоционального и социального развития.
Десятый месяц
Согласно нормам общего развития, ребёнок в 10 месяцев продолжает совершенствовать навыки, которые уже более или менее освоил в предыдущие месяцы. Например, развитые ребята уже могут стоять без поддержки и даже пытаются ходить. Пока у них получается сделать не больше 2–3 шагов с поддержкой, хотя иногда они могут пройтись и без неё.
Малыши могут садиться из стоячего положения, а не падать на мягкое место. И, конечно же, активно осваивают жилую территорию, в основном передвигаясь ползком.
Они любят играть в игры, которые тренируют мелкую моторику. Держат в ручках пару мелких предметов одновременно. Уже можно увидеть, какая именно рука ведущая — та, которой они чаще пользуются и лучше контролируют.
Из игр, которые нравятся:
- катание машинок;
- собирание пирамид;
- постройка башен;
- выкладывание стаканов;
- игры с мячиком (катают или бросают);
- открывание и закрывание дверей и ящиков.
Могут совмещать вещи. К примеру, толкают мяч машинкой и т. п. Еду предпочитают не есть просто так, а поиграть. Игрушки могут разбрасывать.
Продолжают активно пополнять свой запас слов и активно запоминают названия животных. Пародируют простые слова на свой лад. Различают части тела и могут показать их не только у себя, но и у мамы, папы. Выполняют простые просьбы.
Играют не только со взрослыми, но и с детками. Быстро осваивают новые простые игры, но нужно показать, что делать.
Одиннадцатый месяц
Согласно нормам развития ребенка, кроха делает первые шаги без поддержки. И, что самое главное, у него это будет получаться. Конечно, несмотря на достаточно окрепший организм, координация малыша ещё не настолько хороша, чтобы он мог уверенно ходить на своих двоих. Но у него всё впереди. Пока он может пройти небольшие расстояния, например в несколько шагов, от одного родителя к другому.
Малышу не сидится на месте. Он готов передвигаться любым доступным способом и в итоге может выполнять следующие манипуляции:
- вставать;
- садиться;
- ползать;
- ходить с опорой;
- делать несколько шагов без опоры.
Чтобы кроха продолжал осваивать активные движения, нужно поощрять его и заниматься с ним.
Малыш в этот период становится всё более самостоятельным. Может сам пытаться избавиться от одежды, если она покажется ему недостаточно удобной, сковывающей движения или жаркой. Может пытаться сам её натянуть, подражая родителям. Одежда вызывает особый интерес деток, ведь она обычно очень яркая, из приятной на ощупь ткани, с замочками и пуговицами.
В одиннадцатимесячном возрасте малыши становятся взрослее. Они пытаются вести первые диалоги, осмысливая их, а не просто повторяя звуки. Могут ответить согласием или несогласием, используя пару запомнившихся легко произносимых слов.
Если ребёнку что-то интересно, он с лёгкостью показывает на нужный предмет пальцем. К этому возрасту он знает практически всё в квартире.
Осваивают навыки социального общения. Если человек приходит или уходит, могут ему помахать даже без напоминания, как это было в десятимесячном возрасте.
Питание
Постепенно ребенка переводят с пятикратного на четырехкратный режим питания. В составлении режима питания родителям необходимо ориентироваться на запросы ребенка. Если он встает очень рано, то до завтрака можно организовать легкий перекус: молоко или кефир с печеньем. Если ложится поздно, и от ужина до сна остается еще 2 – 3 часа, то можно и перед сном съесть и выпить что-нибудь вкусненькое.
Таблица 3. Процентное соотношение калорийности на одно кормление при четырехразовом питании с перекусом
Калорийность | |
Завтрак | 20 % |
Обед | 35 % |
Полдник | 15 % |
Ужин | 20 % |
Перекус | 10 % |
Постепенно ребенка надо приучать к новым вкусам. Каждый новый продукт желательно вводить не чаще, чем один раз в неделю. При этом надо наблюдать за кожей. Если появляются высыпания, то прием нового продукта следует прекратить.
ЭТО ИНТЕРЕСНО. Диетологи заметили, что для привыкания к незнакомому продукту требуется не менее 10 – 15 раз употребить его в пищу.
На этом этапе возрастного развития изменяется технология приготовления блюд. Постепенно вводятся небольшие кусочки, потому что малыш должен научиться разжевывать пищу.
ВНИМАНИЕ! В меню детей раннего возраста не должно быть жареных блюд. Приготовление возможно только способом отваривания, тушения или на пару
Не используется свинина. Мясные блюда следует приготавливать из телятины, мяса курицы, индейки, кролика. Шоколад, грибы, морепродукты, продукты с большим содержанием соли тоже запрещены.
Очень важно с самого раннего возраста прививать малышу культурно-гигиенические навыки во время кормления. Салфетки, нагрудник, красивая посуда – все это неотъемлемые элементы приема пищи
Таблица 4. Примерное меню на неделю для малыша в возрасте 1 год 5 месяцев, учитывающее переходный характер питания
День недели | Завтрак | Обед | Полдник | Ужин | Перекус (по желанию ребенка) |
Понедельник | Каша молочная.Хлеб пшеничный с маслом.Сыр. | Суп овощной.Котлетки рыбные паровые.Картофельное пюре.Кисель.Хлеб ржаной. | Кефир.Яблоко запеченное.Печенье. | Творог.Морковное пюре.Молоко. | Кефир.Хлеб пшеничный. |
Вторник | Печеночный паштет.Пюре картофельное.Хлеб пшеничный.Сыр. | Суп из овсяных хлопьев.Суфле из говядины.Овощное пюре.Сок фруктовый.Хлеб ржаной. | Булочка.Фрукты. | Творог, протертый с морковью.Картофельное пюре.Хлеб пшеничный | Йогурт.Сухарик. |
Среда | Каша рисовая молочная.Хлеб пшеничный с маслом.Сыр | Щи.Котлетки из говядины паровые.Вермишель.Компот.Хлеб ржаной. | Свекольное пюре.Печенье. | Творожная запеканка.Хлеб пшеничный. | Чай сладкий.Яблоко.Хлеб пшеничный. |
Четверг | Вермишель молочная.Омлет.Хлеб пшеничный с маслом. | Суп рисовый.Пюре из зеленого горошка и картофеля.Сок ягодный.Хлеб ржаной. | Пудинг молочный.Морс.Печенье. | Пюре из цветной капусты.Творог.Хлеб пшеничный. | Кефир.Хлеб пшеничный. |
Пятница | Каша гречневая.Яйцо.Сыр.Хлеб пшеничный с маслом. | Суп молочный.Суфле из курицы или индейки.Гарнир крупяной.Кисель ягодный.Хлеб ржаной. | Кефир.Яблоко.Сухарики. | Селедочный паштет с картофельным пюре.Хлеб пшеничный. | Молоко.Хлеб пшеничный. |
Суббота | Каша овсяная.Сыр.Хлеб пшеничный. | Суп овощной.Котлетки из кролика.Овощное пюре.Сок фруктовый.Хлеб ржаной. | Булочка.Фрукты. | Творог с молоком.Хлеб пшеничный. | Йогурт.Хлеб пшеничный |
Воскресенье | Омлет.Каша гречневая.Хлеб пшеничный с маслом. | Суп с зеленым горошком.Фрикадельки из телятины.Свекольно-морковное пюре.Настой шиповника.Хлеб ржаной. | Простокваша.Сухарики.Груша. | Пудинг творожный со сметаной.Хлеб пшеничный. | Кефир.Печенье. |
СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ. Как накормить «малоешку» и «нехочуху»? Прежде всего, надо больше давать ребенку двигаться и бывать на свежем воздухе. Второй совет – интересное оформление блюд. Тефтели в виде зайцев и поросят, омлеты в форме солнышка и прочие выдумки можно найти в интернете. Хорошо, если на дне тарелки изображен любимый персонаж ребенка. Тогда ему придется доесть блюдо, чтобы встретиться с другом.
Как помочь ребенку в дальнейшем развитии
- В этом возрасте ребенка пора знакомить с цветами и формами предметов, можно называть цвет и просить малыша указать на него, можно вместе с ребенком раскладывать игрушки по цветам;
- кубики и пирамидки обязательно должны быть в арсенале ребенка, так как они способствуют развитию мелкой моторики;
- осваивайте с малышом уроки рисования;
- можно давать ребенку мягкий пластилин для лепки;
- чаще всего, ребенок сам уже показывает игрушки, которые ему интересны, не стоит игнорировать его желание, играйте с ним в те игры, которые ему действительно интересны;
- читайте малышу книги;
- будьте с ним рядом всегда, это самый главный вклад в развитие.
Речевое развитие
На этом возрастном этапе ребенок понимает:
- вопросы «что, кто это? », «где? », «что делает? » при рассматривании простых сюжетных картинок;
- понимает рассказ с простым сюжетом;
- выполняет несложные задания «дай игрушку», «поставь на место».
В активной речи слов уже около 80 или больше в зависимости от индивидуальных особенностей. Кроха произносит по-своему почти все слова, которые слышит. Малыши любят проговаривать окончания строк в стихотворениях («Уронили мишку…. на пол. Оторвали мишке… лапу»). Они уже свободно строят разговор из двухсловных предложений («Баба дай»). Первые полные предложения будут аграматичны и забавны. Но этот веселый период продлится недолго. Затем начнет формироваться фразовая речь.
Процесс развития речи можно ускорить, если не пускать его на самотек, а заниматься с ребенком в игровой форме.
Рекомендуется использовать игры, развивающие артикуляционный аппарат: подуй на одуванчик или на крутилку; сделай язычок лопаткой, иголочкой или трубочкой; надуй щеки; цокай язычком, как лошадка; дразнись язычком. Логопеды советуют давать ребенку пить из трубочки.
Очень стимулируют развитие речи игры рядом со старшими детьми, которые уже активно говорят.
Мало кто не знает, что развитию детской речи способствуют упражнения на мелкую моторику.
ОЧЕНЬ ВАЖНО! Что может являться показателями отставания от нормы в интеллектуальном и речевом развитии?
Малоподвижность ребенка, нежелание перемещаться, бегать, лазать, менять игрушки. Ребенок все время сидит, играет с одной игрушкой, раскачивается из стороны в сторону.
Проблемами также могут быть дизартрия (нарушение подвижности речевых мышц), говорение «в нос», обильное слюноотделение, напряженная мимика лица, нарушение звукопроизношения.
Отсутствие реакции на речь взрослых
Следует обратить внимание на состояние слуха малыша, проверить у врача – отоларинголога.
О задержке речевого развития говорит то, что к 1,5 годам у ребенка полностью отсутствуют слова, а в конце второго года – предложения.
ЧТО ДЕЛАТЬ В ТАКИХ СЛУЧАЯХ? – Не сидеть, сложа руки. Если родители заметили, что их чадо отстает от других детей, они немедленно должны обращаться к специалистам. Пока детская нервная система лабильна, практически все проблемы можно решить способами педагогической коррекции, с помощью физиотерапевтических процедур и медикаментозного лечения.
Режим дня ребенка в 16 месяцев
Регулярное соблюдение ежедневного распорядка благоприятно сказывается на развитии малыша, его поведении и спокойствии. Сохранение режима также помогает родителям планировать свои дела, занятия с ребенком и время отдыха.
Сон
Хорошо, если ребенок 16 месяцев уже приучен засыпать в своей кроватке. Если малыш все еще убаюкивается на руках, самое время мягко отучать его от этого. Родителям придется подумать, как лучше это сделать. Кому-то из детей будет достаточно нового постельного белья с принцессами или машинками, кому-то сказки про любимую игрушку на ночь или успокаивающей песенки.
Обычно детки уже полноценно спят всю ночь и укладываются на однократный дневной сон днем.
Прогулки
Сейчас гуляние – это самое интересное времяпрепровождение для малыша. На улице он с интересом познает окружающий мир, видит что-то новое, получает возможность общаться со сверстниками и детьми постарше. Хорошо, если родители разнообразят прогулочные маршруты. В один день проведут время в парке, во второй – на детской площадке, а на третий день зайдут в магазин за покупками. На улице можно предложить ребенку следующие игры:
- Собирание букета из осенних листьев
- Кормление птиц
- Выдувание мыльных пузырей
- Игры с песком, ведерком и формочками
- Лепка снежков
- Игра с мячиком: кидание друг другу, пинание ножкой
- Изучение цветов, растений, животных
Питание
К 1 году и 4 месяцам рацион ребенка уже полностью сформирован. Пора переводить малыша на употребление пищи кусочками. Чем чаще родители включают в питание такую еду, тем раньше ребенок научиться хорошо жевать. Следует помнить о тщательной тепловой обработке продуктов перед подачей ребенку. Несмотря на то, что детки этого возраста кушают практически «взрослую» еду, им все еще противопоказано употреблять жареное, жирное, копченое, соленое и маринованное, а также острое. Не принесет пользы и обилие сладостей. Лучше приучать малыша к полезным продуктам и лакомствам.
Питание, как и прежде остается 4х-разовым с утренним и/или вечерним докормом грудью. Обычно к 1.5 годам все мамы стараются отучить детей от кормления, потому как стол ребенка позволяет ему получать все необходимые для роста компоненты. Но нужно учитывать, что грудное молоко несет не только питательную ценность. Оно содержит иммунные клетки для защиты и поддержки детского организма; олигосахариды, помогающие пищеварению; компенсирует недостаток витаминов и жирных кислот при его наличии.
Если мама решает прекратить грудное вскармливание, нужно побеспокоиться о введении молочной смеси 12+. Ее употребление не допустит дефицита необходимых ребенку веществ. Молочная смесь Кабрита – это качественное высокоадаптированное питание для детей любых возрастных групп. Смесь производится на основе натурального козьего молока и содержит в своем составе:
- Оптимальное соотношение сыворотки и белков для каждого возраста
- Нуклеотиды для поддержания иммунитета
- Олигосахариды, про и пребиотики для хорошего пищеварения
- Полиненасыщенные жирные кислоты для развития мозга
- Витамины и минералы
- Жировой комплекс из растительных масел
Питание Кабрита мягко усваивается желудком ребенка и имеет сладкий сливочный вкус.
Психологическое развитие десятимесячного малыша
В этом возрасте ваш кроха – полноценный участник общения. Он понимает большинство обращенных к нему фраз. Вы можете попросить карапуза принести вам, например, мишку – и он сделает это! Малыш выдает обоснованную эмоциональную реакцию на все ваши действия:
он радуется прогулке; как сделать прогулку удовольствием для мамы и малыша, узнайте из курса Внимание: прогулка>>>
протестует, когда ему хотят почистить уши;
малыш злится или расстраивается, если у него что-то не получается;
пугается, услышав неожиданный звук.
Эти реакции свидетельствуют о нормальном развитии эмоциональной сферы малыша.
Психическое развитие ребенка в десять месяцев приводит к появлению чувства юмора. Он смеется, если показать ему забавный танец или издать необычный звук. Карапуз и сам может пошутить: малыши по несколько раз повторяют действие, над которым некоторое время назад смеялись родители.
В 10 месяцев детки стараются во всем подражать взрослым. Это подходящее время, чтобы привить малышу правила поведения за столом. При проблемах с аппетитом у ребенка, смотрите курс Едим с удовольствием: возвращаем здоровый аппетит ребенку >>>
Знайте! Пусть у крохи пока мало что получается, но развитие самостоятельности, начатое в раннем возрасте, оказывает глубокое воздействие на его поведение. Если родители будут вежливо общаться друг с другом и окружающими, поддерживать порядок в доме и соблюдать режим дня, то и ребенок, когда подрастет, не сможет поступать иначе.
Малыш старается не только подражать действиям взрослых, но и повторять сочетания звуков, которые они произносят. Речевое развитие ребенка не стоит на месте, и в десять месяцев жизни большинство деток уже порадовали родителей первыми словами, обычно это «мама» и «папа». Малыш комбинирует разные слоги и иногда выдает целые «фразы», к сожалению, пока непонятные для окружающих.
Что должен делать ребенок, когда ему исполняется десять месяцев? Конечно, ломать игрушки! Только не ругайте кроху за очередную развалившуюся машинку – именно так детки изучают окружающий мир.
Малыш уже придумывает сюжетные игры: укачивает куклу, кормит с ложки мишку, «чинит» что-нибудь папиными инструментами. Некоторое время может провести один, увлекшись каким-либо занятием или игрушками. По-прежнему любит игры в «ладушки» и «прятки».
Продолжается психомоторное развитие ребенка:
- в десять месяцев кроха легко захватывает пальчиками небольшие предметы;
- выполняет с ними различные манипуляции;
- может перекладывать предметы из одной ёмкости в другую;
- на прогулке с удовольствием складывает камешки в ведёрко;
- уже можно познакомить деток с карандашами и тестом для лепки
Во время этих занятий не оставляйте малыша одного и постоянно следите за его действиями.
У вашего крохи появляется новая игра: иногда нарочно делать то, что не разрешают родители. Малыш хорошо понимает слово «нельзя», и все равно повторяет запретное действие, с хитрой улыбкой наблюдая за вашей реакцией. Это закономерный этап развития! Читайте, как объяснить ребенку что нельзя>>>
Важно! Постарайтесь запрещать только то, что касается безопасности малыша (розетки, провода, горячее, открытые окна). Если вы не хотите, чтобы кроха испортил какие-то вещи, лучше уберите их подальше с глаз, чтобы не провоцировать маленького шалунишку. В десять месяцев детишки уже не так боятся остаться в одиночестве и начинают любить самостоятельность
Малыш становится спокойнее, это время, когда можно заняться налаживанием сна и при необходимости, научить ребенка засыпать самостоятельно. Смотрите курс Как научить ребенка засыпать и спать без груди, ночных пробуждений и укачиваний >>>
В десять месяцев детишки уже не так боятся остаться в одиночестве и начинают любить самостоятельность. Малыш становится спокойнее, это время, когда можно заняться налаживанием сна и при необходимости, научить ребенка засыпать самостоятельно. Смотрите курс Как научить ребенка засыпать и спать без груди, ночных пробуждений и укачиваний >>>
Развитие ребенка десятого месяца жизни приводит к тому, что он становится более общительным и может поиграть с малознакомыми взрослыми или другими детками. Хорошо, если родители будут рядом и подскажут малышу, как действовать в той или иной ситуации.
Мама и папа могут научить ребенка здороваться, прощаться, делиться, говорить «спасибо», спрашивать разрешения. В этом возрасте малыши буквально впитывают правила поведения в обществе.
Смотрите в моем видеоуроке подробнее о развитии малыша в 10 месяцев:
Седьмой месяц
Наблюдается скачок эмоционального развития. Во всей красе проявляется характер ребёнка, свойства темперамента. Он активно усваивает информацию и пытается использовать её. Например, поняв, что по телевизору показывают что-то интересное, может требовать, чтобы его включили. Также требует игрушки, которые больше всего нравятся.
Дети становятся активными:
- садятся и удерживают себя в таком положении;
- переворачиваются с живота на спину и обратно;
- встают на ноги и недолго стоят;
- активно передвигаются по-пластунски, правда, пока только назад.
Важно, чтобы полы и предметы, с которыми играет ребенок, были чистыми. Малыш любит всё хватать и нести в рот, и, если не соблюдать это правило, он может занести какую-нибудь инфекцию
Чтобы малыш быстрее развивался, желательно включить в его рацион как можно больше мяса и творога, но важно не переусердствовать. Это поможет сделать кости лучше, а зубы — крепче, ведь им ещё нужно прорасти
Поэтому так важно восполнять запас кальция, калия, цинка, белка.
Кроха любит рассматривать картинки, перелистывать страницы книжек. Чтобы ему было комфортнее это делать, желательно покупать специальные детские книжки с твердыми страницами, которые трудно порвать.
Играет в простые игры вроде ладушек и т. п. Они полезны, так как развивают мелкую моторику. Обожают стучать предметами, трясти их, бросать на пол. Если ребёнка научить, он покажет, где у него ноги, руки, лицо, рот и т. п.
Возможные проблемы
В 14 месяцев у многих малышей наступает первый кризисный период. Начинается процесс сепарации и осознания себя отдельным человеком со своими желаниями. В связи с этим детки часто начинают проявлять характер, отказываются выполнять просьбы родителей, устраивают истерики, если их хотения не выполнены. Родителям стоит быть готовым к такому поведению. Хорошо, если мама и папа заранее познакомятся с советами детских психологов на эту тему, чтобы первый детский бунт не застал врасплох. Ребенок начинает выражать себя, прощупывать границы дозволенного. Задача взрослого здесь — помочь малышу преодолеть свои эмоции, желания (когда они невоплотимы в реальность), сохранять спокойствие и осознание того, что капризы и непослушание ребенка – это всего лишь один из этапов взросления.
Речевое развитие
Развитие детской речи напрямую зависит от умственного развития. Интеллект и речь неразделимы. Чем шире становится кругозор, тем полнее словарный запас. После 1,5 лет активный словарь составляет примерно 30 слов и постоянно пополняется. На этом этапе в речи появляются глаголы, затем двухсловные предложения: «Мама иди».
Пассивный словарь уже довольно обширный. Кроха понимает просьбы, обращенные к нему, названия многих предметов и игрушек.
Если взрослые начинают употреблять в общении с ребенком прилагательные (холодный, красный, круглый), то в скором времени он станет сам использовать их в речи.
Постепенно слова-заменители исчезнут из словаря ребенка, на смену придут правильные новые. Появятся трехсложные предложения, речь станет более выразительной.
ВНИМАНИЕ! Родителям надо понимать, что развитие каждого малыша индивидуально. Не все дети могут достигать высоких успехов к данному возрастному периоду
Различия в становлении речи примерно в 6 месяцев между детьми считаются нормальным явлением. Обеспокоиться стоит, если ребенок в полтора года не разговаривает, а только мычит и не понимает обращенных к нему фраз. В этом случае следует показать его специалистам. Возможно, есть проблемы не только с речью, но и со слухом.
4.1. Гендерные различия в развитии речи
Формирование речи у мальчиков отстает от этого процесса у девочек. Причина кроется в особенности нервных волокон, связывающих два полушария головного мозга. У мальчиков они значительно тоньше.
4.2. Игры и упражнения для развития речи
В коре головного мозга человека центры, отвечающие за моторику пальцев рук, расположены по соседству с центром речи, их нейроны переплетаются и соприкасаются
Развивая движения пальчиков, мы развиваем речь, мышление, внимание и память малыша
Расстегивание и застегивание молний, пуговиц, шнуровка, нанизывание – эти манипуляции необходимы на этапе всего раннего возраста. И необязательно покупать для этого дорогостоящие игрушки. На помощь придут самые обыкновенные вещи.
Игры с макаронами, крупой, песком, (отделение крупных макарон от мелких, нанизывание макарон на пальчики или на шнурок), разворачивание и завертывание игрушек в бумагу, просеивание крупы через сито, открывание и закрывание бутылок – все это очень полезно.
Хорошо использовать различные дыхательные упражнения («Подуем на бабочку»), подвижные игры с речевым сопровождением, игры по типу «Позовем уточку – Утя! Утя!», «Позвоним по телефону папе». Игры типа «Дай», «Покажи». Бабушкины пальчиковые игры «Сорока – сорока», «Пальчик-мальчик, где ты был?» остаются актуальными. Все эти занятия – хороший стимул для запуска речи.
Стишки и песенки со звукоподражанием (кря-кря, му-му и др.), музыкальные игры помогут начать говорить.
Общение и эмоции
Малыш в 1 месяц способен общаться единственным способом – хныканьем и криками. Со временем мама понимает, что хнычет малыш по-разному в разных ситуациях, и с первых взятых ребенком нот определяет, чего хочет малыш.
А еще кроха в 1 месяц может:
- улыбаться;
- смеяться;
- показывать язычок;
- складывать губки трубочкой;
- говорить первое «агу»;
- прислушиваться к звукам, выделять мамин голос и реагировать на него;
- различать очертания разных ярких предметов, мимику маминого лица.
Новорожденный ребенок 1 месяца обязательно должен уметь повторять то, что видит на лице у мамы чаще всего, или хотя бы совершать такие попытки. Так закладывается его собственная мимика.
Еще ребенок хорошо общается на ментальном уровне. Когда мама раздражена или расстроена, малыш неспокоен и хнычет, когда мама счастлива – малыш спокойный и улыбается
Потому очень важно контролировать свои эмоции рядом с крохой, он сейчас – зеркало ваших внутренних переживаний
Питание
В полтора года питание либо четырехразовое, либо пятиразовое (со вторым завтраком или легким перекусом между завтраком и обедом). В рацион входят овощи, злаки, молочные и кисломолочные продукты, ягоды и фрукты, птица, мясо и рыба, растительное масло, куриные или перепелиные яйца. Не следует предлагать полуфабрикаты, сладости, копчёное, маринованное, газированные напитки и прочие вредные продукты.
В таблице рассмотрено примерное меню на день для полуторагодовалого малыша:
Приём пищи | Блюда |
Завтрак | 150 г молочной каши, 50 г приготовленного на пару омлета, 100 мл фруктового сока или детского чая |
Обед | 100 мл овощного супа, 30 г отварной натертой свеклы, 50 г макарон со сливочным маслом, 50 г говяжьего пюре и 60-70 мл компота из сухофруктов |
Полдник | 150 мл кефира или йогурта, 15-20 г детского печенья (например, галетного),100 г фруктов |
Ужин | 150 г овощного рагу или пюре (из кабачков, цветной капусты, картофеля, брокколи, моркови), 50 г рыбных паровых котлеток, 20 г пшеничного хлеба, 100 мл детского чая (можно с добавлением молока) |
Важно! Суточная норма объёмов пищи составляет 1000-1200 г.