Когда ребенок начинает держать голову

Нормальные показатели развития грудного ребенка

Определены нормальные показатели развития малышей, ориентируясь на которые, как врач, так и все родители могут решить нормально ли развивается ребенок и что необходимо предпринять для обучения его двигательным навыкам.

Малыш учится справляться со своей головкой постепенно, вначале удерживая ее на несколько секунд, а затем и поворачивая ее, куда ему надо.

Кроме удерживания головки грудничку придется научиться поворачиваться, подтягиваться на руках, ползать, садится, вставать и наконец, ходить. Все эти этапы развития плавно переходит один в другой и если вначале родители безмерно радуются, запоминают во сколько ребенок начинает держать голову на несколько секунд, то затем некоторые достижения малыша фиксируются уже не так пристально.

Мнение доктора Комаровского

Известный педиатр Евгений Комаровский придерживается мнения, что на развитие малыша напрямую влияет то, какие усилия к этому прикладывают родители. От этого в том числе напрямую зависит и то, во сколько месяцев ребенок начинает держать голову самостоятельно.

Если взрослые будут использовать упражнения и делать это правильно, то самостоятельный подъем головы произойдет в нормальные сроки. Что для этого надо делать? 

Доктор Комаровский акцентирует внимание на том, что, начиная с первых дней жизни ребенка, причем неважно, мальчик это или девочка, надо выкладывать его на живот. Это стимулирует малыша к попыткам приподнять голову и рассматривать окружение.

Не стоит пугаться, если ребенок первое время не может приподнять голову и утыкается в пеленку носом

В этом случае можно ему помочь, подстраховать, но выкладывать на живот надо обязательно. К тому же большинство малышей, после того как как чувствует личиком пеленку, рефлекторно поворачивает голову набок

Не стоит пугаться, если ребенок первое время не может приподнять голову и утыкается в пеленку носом. В этом случае можно ему помочь, подстраховать, но выкладывать на живот надо обязательно. К тому же большинство малышей, после того как как чувствует личиком пеленку, рефлекторно поворачивает голову набок.

Важно выбирать подходящее время для такого упражнения. Выкладывать на живот надо перед едой либо спустя час после кормления

Это к тому же способствует выведению газиков, а также отрыгиванию воздуха, который может служить источником дискомфорта.

Постепенно продолжительность такого упражнения можно увеличивать. Первый раз достаточно положить ребенка на животик на 30 секунд. Можно выкладывать его без одежды, если в помещении тепло.

Важно, чтобы поверхность, на которую кладут малыша, была не слишком твердой и не слишком мягкой. Ее следует застелить чистой фланелевой пеленкой

Можно свернуть ее в несколько раз. Мягкие поверхности необходимо исключать потому, что мышцы ребенка могут неправильно сработать в таких условиях.

Какие причины недержания

Развитие любого малыша – это индивидуальный процесс и диагностировать у него какую-то проблему можно лишь в кабинете врача.

Чаще всего, увидев, что у крохи не получается самостоятельно держать головку, тот скажет, что все дело в:

  • Недоборе веса. Из-за него процесс приобретения навыков может растянуться во времени.
  • Неосведомленности родителей. Для того чтобы кроха учился чему-то, его нужно подталкивать, стимулировать. В данном случае, частым выкладыванием на живот. И пусть это создает ему дискомфорт, и он капризничает: главное, что в дискомфорте человек учится, а не ленится.

Узнайте также когда начинает слышать новорожденный ребенок.

Во сколько месяцев новорожденный начинает поднимать и держать голову?

Постепенно ребенок начинает управлять своим телом. Первое достижение его физического развития наступает на второй — третьей неделе. В это время при выкладывании на живот ребенок пытается поднять голову.

Дальше развитие мышц шеи происходит в следующем порядке:

  • На втором месяце (2 — 3 месяц) дети поднимают голову под острым углом (опять же лежа на животе). Такое положение малыши могут удержать в течение тридцати секунд или около минуты.
  • В три месяца (3 месяц) дети начинают держать голову в вертикальном положении. Но подстраховка неокрепшим мышцам шеи еще нужна — стоит продолжать поддерживать голову ребенка. Лежа на животе, малыши уже могут поднять и голову, и плечи. При поднятии ребенка за руки тело, шея и голова образуют одну линию.
  • В четыре месяца (4 месяц) наступает время, когда ребенок самостоятельно и вполне уверенно начинает держать голову. Он поворачивает ее во все стороны, познавая окружающий мир. Лежа на животе, малыш уже поднимает верхнюю часть туловища.

Естественно, все временные параметры при развитии малыша усреднены. Все детки индивидуальны в своем развитии. Поэтому не стоит расстраиваться, если ровно в 12 недель ребенок не начал уверенно держать голову в любом положении.

Раннее удерживание головы

Не стоит спешить радоваться если ребенок начал держать голову в течении первых четырех — шести недель. Далеко не всегда такое «достижение» означает быстрое и раннее развитие. Скорей всего у малыша высокое внутричерепное давление.

В таком случае просто необходимо показать ребенка лечащему педиатру. Врач назначит лечение, необходимые процедуры, специальный массаж.

Укрепление мышц шеи

Для развития шейных мышц настоятельно рекомендуется малыша выкладывать на животик с первых дней жизни, сразу после заживления пупочной ранки (примерно в три недели). Не стоит бояться, что ребенок задохнется. Здоровый малыш обязательно повернет голову на бок в результате срабатывания инстинкта самосохранения.

Класть ребенка на живот надо во время переодевания, желательно перед кормлением или через час после него. Процедура, проведенная перед кормлением, поможет еще избавить малыша от скопления газов в животе. Проводить выкладывание на живот надо на твердой поверхности. Мягкая поверхность не заставляет мышцы ребенка напрягаться. Это может любой стол, покрытый легким одеяльцем.

Приучать малыша лежать на животе надо постепенно. Сначала выкладывают его на одну минуту. С каждым днем продолжительность пребывания на животе увеличивают на одну минуту. Хорошо если малыш будет голеньким, одновременно с укреплением мышц шеи он еще получит воздушные ванны.

При недовольстве и капризах малыша не ннужно отказываться от выкладывания на живот. Это необходимая процедура для физического развития младенца. Маме надо выбрать момент, когда у крохи хорошее настроение, он весел и доволен. Отвлечь его яркой игрушкой, песенкой и ласковыми поглаживаниями по спинке, ножкам и пяточкам. Самое главное — не оставлять без присмотра малыша, лежащего на животе.

Проводите с ребенком маленькую гимнастику для укрепления мышц шеи:

  1. «Лицом вниз». Взять ребенка на руки: одна рука под грудью малыша, вторая на бедре. В таком положение поднимать малыша в воздухе.
  2. «Поехали». Упражнение выполняется с помощью двух взрослых на большом мяче. Один держит малыша за таз, другой за кисти рук. Вместе раскачивают ребенка на мяче.
  3. «Качели». Держим ребенка вниз лицом на руках и поднимаем попеременно то голову, то таз.

Видео: учимся держать голову

Показываем 3 упражнения для укрепления мышц шеи, спины. Учимся держать голову. Алесе 2мес и 3 недели. Небольшой ослабленный тонус:

3 месяца — плохо держим голову

Для исключения патологии в развитии стоит обратиться к специалистам, если после 12 недель (3 месяц) ребенок плохо держит голову, наклоняет ее в одну сторону или запрокидывает ее назад.

Причин, по которым ребенок плохо держит голову в 3 месяца, несколько:

  1. Недоношенность.
  2. Родовые травмы.
  3. Отставание ребенка в весе.
  4. Слабый тонус мышц.

В первых двух случаях необходимо обратиться к детскому невропатологу, который поможет выяснить причину плохого развития мышц ребенка. При маленьком весе крохи поможет консультация врача, специализирующегося по грудному вскармливанию. Он отрегулирует систему питания, возможно, придется ввести в рацион смеси. Специальный массаж, назначенный лечащим педиатром, повысит тонус мышц шеи и поможет малышу удерживать голову.

Еще одним поводом обращения к неврологу станет постоянный наклон головы малыша под углом. Чаще всего причиной наклонного держания головы является кривошея. Врач назначит специальный массаж, лекарственную терапию и, скорей всего, посоветует купить ортопедическую подушку.

В каких случаях родителям нужно обращаться за медицинской помощью?

Каждый человек имеет свои особенности, поэтому родителям не нужно паниковать, если ребенок неуверенно держит голову в 12 недель. Однако если его голова запрокидывается, как в первые недели или он даже не пытается ее приподнять, необходимо обратиться к педиатру. Раннее удержание головки также не всегда является признаком того, что в семье растет будущий вундеркинд.

Парез мышц шейного отдела

Парез – это слабость в определенной мышце или группе мышц. Данная патология часто встречается с общим снижением мышечного тонуса (гипотонус). Парез мышц шейного отдела характеризуется следующими симптомами:

  • ребенок не пытается повернуть голову в сторону при выкладывании на животик;
  • без поддержки голова младенца свисает вниз или назад;
  • малыш плохо кушает и медленно набирает вес.

При мышечной гипотонии у новорожденного ослаблены мышцы рук и ног. Ребенок мало кушает, но много спит. Во сне он принимает позу «лягушки» (ножки разведены в стороны).

К парезу зачастую приводит поражение ЦНС. У младенца такое состояние может возникнуть из-за следующих патологий:

  • травма во время родов;
  • внутриутробное инфицирование;
  • наследственное заболевание нервной системы;
  • опухоль мозга;
  • энцефалит;
  • отравление токсинами, антибиотиками;
  • эпилепсия.

Лечение пареза зависит от источника возникновения гипотонуса. В зависимости от причин, врачи могут назначить медикаментозную терапию, операцию или комплекс специальных упражнений для разработки мышц.

Раннее удержание головы грудничком

Способность ребенка удерживать голову до 1,5 месяцев может означать, что у него проблемы со здоровьем. Причинами раннего подъема головки являются:

  • гипертонус мышц;
  • высокое внутричерепное давление.

При гипертонусе наблюдается напряжение мышц рук и ног, малыш беспокойно спит, часто и много срыгивает.

К симптомам повышенного давления относятся:

  • увеличенный диаметр черепа;
  • набухание родничка;
  • сильный плач и нервозность;
  • плохой рост веса.

Развиваются заболевания из-за травм во время родов, врожденных и наследственных болезней, опухолей. Иногда удержание головки ребенком в возрасте 1,5 месяца является его индивидуальной нормой. Однако для исключения опасных патологий не следует пускать ситуацию на самотек.

Каким образом это происходит?

Обратимся к анатомии и физиологии шеи, мышцы которой обеспечивают движения головы. Условно разделим их на мышцы передней поверхности, главными из которых являются «кивательные», задней поверхности и боковых поверхностей. Мышцы передней поверхности наклоняют голову вперед, поднимают ее из положения лежа на спине. Мышцы задней поверхности наклоняют голову назад и поднимают ее из положения лежа на животе. Мышцы боковых поверхностей наклоняют голову в соответствующие стороны.

В норме в первые три месяца жизни формируется баланс работы мышц шеи. Происходит это постепенно и неравномерно. Сразу после рождения и до трех месяцев мышцы задней поверхности более активны. Это объясняется участием в защитном безусловном рефлексе новорожденных, который заключается в способности поднимать и разворачивать голову в сторону при лежании на животе. Развивающаяся нервная система создает условия для ускоренного развития функций их антагонистов — «кивателей», что приводит к возможности в два месяца удерживать голову в вертикальном положении. Однако полного баланса еще нет. Умея поднимать и удерживать голову в положении на животе, ребенок не способен на это в положении на спине. Такая возможность появляется, начиная лишь с 4 месяца жизни, и проявляется в способности перевернуться со спины на живот. Подробнее об этом в следующих разделах.

Так происходит в норме. При различных повреждениях нервной системы (причины могут быть самыми разнообразными) механизмы развития баланса сгибателей и разгибателей нарушаются. В подавляющем большинстве случаев развитие «кивателей» задерживается. В результате к двум месяцам ребенок не держит голову в вертикальном положении (она «падает» преимущественно назад), а позднее задерживается формирование переворотов со спины на живот.

Усилению дисбаланса часто способствуют внешние факторы. Их можно разделить на две группы.

Первая группа — это действия, способствующие перерастяжению мышц передней поверхности шеи (вредны всегда):

Вертикальное положение с поддержкой затылка при запрокинутой голове Положение при кормлении или ношении с запрокинутой головой

Тракции за руки или резкие подъемы, вызывающие запрокидывание головы

Вторая группа – факторы, усиливающие активность и без того активных мышц задней поверхности шеи (вредно при неумении правильно переворачиваться со спины на живот после 4 месяцев):

Ношение с наклоном корпуса вперед (даже с незначительным) Стимуляция подъемов головы в положении на животе за высоко расположенной игрушкой

Также стимуляция подъема головы при занятиях на мяче и подобных приспособлениях.

Еще больше усугубляют ситуацию попытки привить ребенку навыки, которыми «должен» обладать ребенок его возраста: стимуляция ползания, сидения и ходьбы.

Кроме описанного дисбаланса между сгибателями и разгибателями головы, нарушение баланса может возникнуть между мышцами, поворачивающими голову в стороны и мышцами, наклоняющими голову в стороны.

В первом случае голова в разных позициях имеет тенденцию к более частому или (и) на больший градус развороту в одну сторону.Во втором случае в разных положениях голова наклонена к одному плечу, нередко с вовлечением в процесс мышц корпуса с этой же стороны и образованием дуги.

Все описанные нарушения баланса развития мышц шеи (запрокидывание, разворот и наклон головы в сторону) могут сочетаться между собой в любой комбинации и нередко наблюдаются у одного ребенка.

Представленные ниже упражнения способны прекратить развитие негативных тенденций в начале их возникновения (у детей первых месяцев жизни), а также устранить их влияние на детей более старшего возраста при детском церебральном параличе и других заболеваниях, сопровождающихся синдромом двигательных расстройств.

Когда ребенок научится сидеть, ползать, ходить?

У новорожденного большинство внешних воздействий вызывает общую (диффузную) моторную активность. Так как малыш пока не в состоянии оторвать голову от поверхности кроватки из-за недостаточной развитости мышц шеи и плечевого пояса, он может поднимать ручки и ножки; когда же лежит на животике, рефлекторно поворачивает головку, чтобы не закрывался нос. Необходимо закрепить у малыша этот навык: несколько раз в день выкладывать его на животик, чтобы стимулировать поддержание головки.

К 3 неделям, если малыша взять на руки и держать у плеча в вертикальном положении, он в течение нескольких секунд сможет удержать голову прямо. К 6 неделям это время увеличивается до 1–2 минут, и у новорожденного появляется возможность рассматривать окружающие объекты.

В 2 месяца новорожденный уверенно поднимает грудную клетку, держит головку, лежа на животе. В 3 месяца уверенно держит головку в любом положении, осваивает поворот со спины на бок, подтягивается в сидячее положение, сидит при поддержке за обе руки, делает поочередные сгибания и разгибания ног; пытается протянуть руку за игрушкой.

В 4 месяца ребенок лежа на животе уже может приподнимать грудную клетку, опираясь на вытянутые руки; осваивает навык перекатывания (спина — бок — живот — спина); пытается подтягиваться, держась за руку взрослого, сидит с поддержкой.

В 5 месяцев самостоятельно переворачивается со спины на живот; лежа на спине, осваивает навык сидения: самостоятельно приподнимает голову и плечи, пытаясь сесть, при подтягивание за ручки может садиться; сидя на коленях у взрослого, захватывает предметы.

В 6 месяцев самостоятельно сидит в течение нескольких секунд, опираясь на ручки; осваивает навык стояния: делает первые попытки подняться на ноги и стоять, держась за руку взрослого или другую опору; сидя на стуле захватывает висячий предмет.

В 7 месяцев процесс освоения навыка сидения продолжается: малыш уже сидит с прямой спиной без помощи взрослого, садится из положения стоя на ногах. Уверенно стоит в течение более 10 секунд, лишь слегка опираясь на руку взрослого. Начинается освоение навыка ползания: передвигается, подтягиваясь на животе, осваивает поочередные движения ног; переступает, держась за опору.

В 8 месяцев малыш переворачивается с живота на спину и обратно, стоит какое-то время при поддержке за руку, самостоятельно может сесть, встает на четвереньки и может проползти полметра, опираясь на колени и руки.

В 9 месяцев ребенок садится из любого положения, устойчиво и длительное время сидит, делает первые попытки подняться на ноги и встать, держась за опору (прутья кроватки), ползает быстро на четвереньках, преодолевая значительные расстояния. Начинает осваивать навык ходьбы: совершает поступательные движения ног, ставя одну ножку впереди другой. К концу 9-го месяца он уже может ходить, поддерживаемый подмышки или за руку взрослым.

В 10 месяцев встает и стоит без поддержки взрослого; пытается самостоятельно встать и идти.

В 11 месяцев малыш уже может уверенно стоять один; самостоятельно встает из сидячего положения; ходит, держась за руку взрослого; может даже совершить несколько шагов без посторонней помощи.

В 12 месяцев поставленный на пол может самостоятельно подойти к матери, если та позовет.

В 13 месяцев 50% малышей уже ходит самостоятельно; научаются карабкаться по лестнице.

В 14 месяцев самостоятельно стоит.

В 15 месяцев 90% детей уже ходят самостоятельно.

Вот такой поразительный прогресс двигательной активности в течение одного года с момента рождения ребенка.

Выкладывание на живот

В первые два месяца жизни ребенка необходимо выкладывать на живот несколько раз в день по 1-5 минут. Делать это желательно накануне очередного кормления при хорошем настроении малыша. Полезно выкладывать на живот после купания, сопровождая это легкими стимулирующими поглаживаниями спины и ягодиц. На возможное недовольство ребенка внимания не обращаем, следим, чтобы руки находились в положении опоры на предплечья с разведенными в сторону локтями.

Если ребенок в этот период голову не поднимает (как положишь, так и лежит), следим за тем, чтобы время, проведенное с разворотом головы в разные стороны, было примерно одинаковым.

В 2 месяца в положении на животе ребенок должен до минуты удерживать голову в нескольких сантиметрах от поверхности, после чего класть ее одинаково на обе стороны. Недовольства этот процесс уже вызывать не должен. При этом в вертикальном положении голова должна удерживаться без валика в положении 1.3, а в положении на спине чаще лежать на затылке, поворачиваясь на бок при слежении за предметами и возвращаясь обратно в срединное положение.

Уже на этом этапе необходимо выявить возможные асимметрии положения головы и тела. Способы коррекции описаны выше.

В следующие 1,5 месяца (с 2 до 3,5) увеличивается время комфортного нахождения на животе с опорой на предплечья и поднятой головой. Грудная клетка начинает выше приподниматься над поверхностью. Завалы («перевороты») на бок и, тем более, на спину, отсутствуют. Параллельно с этим растет активность и в положении на спине: подъемы бедер, вплоть до подтягиваний к животу; повороты головы с возрастающей энергией, вовлекающие в процесс корпус — ребенок начинает переворачиваться с бока на бок. Заканчивается этап освоением переворотов в уже любимую позицию на животе.

Таким образом, выкладывать на живот ребенка с 0 до 3,5 месяцев необходимо с постепенно возрастающей частотой с условием соблюдения баланса развития движений головы.

Мобилизация тазобедренных суставов. Снижение тонуса в мышцах бедер.

https://youtube.com/watch?v=al8in7Lw5cM

Потягивание (тракция) за руки

https://youtube.com/watch?v=-uj6JIacZb4

ВАЖНО:

Существует ряд состояний, при которых следует ограничить по частоте и продолжительности время нахождения на животе. Все они связаны со смещением баланса развития мышц шеи назад, с усилением разгибателей и слабым развитием мышц передней поверхности шеи — «кивателей»:

  • ребенок запрокидывает голову в вертикальном положении;
  • ребенок предпочитает лежать на спине с головой, развернутой в сторону;
  • ребенок спокойнее спит на боку с запрокинутой (порой очень значительно) головой;
  • ребенок уверенно лежит на животе с поднятой головой и опорой на предплечья, но не умеет переворачиваться на живот самостоятельно.

В таких случаях необходимо большую часть бодрствования ребенка посвятить упражнениям, усиливающим функции сгибателей головы и шеи (первый раздел), а положение на животе использовать по остаточному принципу, отдыхая в нем.

Также необходимо выделить состояния, при которых положение на животе с поднятой головой мы считаем крайне вредным и используем позицию на животе только в варианте с опущенной и прижатой к поверхности головой при коррекции избыточного поворота и наклона (1.10, 1.11):

  • запрокидывание головы в вертикальном положении сопровождается усилием, в которое вовлекаются мышцы спины (ребенок «выгибается»);
  • в положении на спине ребенок запрокидывает голову, нередко сочетая это с ее поворотом, встает на «мостик», отталкиваясь пятками от поверхности;
  • спит исключительно на боку с запрокинутой головой.

В таких ситуациях необходимо сосредоточиться в первую очередь на упражнениях первого раздела (1.1, 1.2, 1.3) и полностью исключить запрокидывания головы в быту при любых манипуляциях с ребенком.

ПРИМЕЧАНИЕ к 1.8 и 1.9.

По мере увеличения времени самостоятельной фиксации головы в положении наклона вперед, увеличиваем угол наклона собственного корпуса, вплоть до почти горизонтального положения. Всегда лопатки ребенка прижаты к груди взрослого. При попытке ребенка сесть, увеличиваем угол наклона собственного корпуса.

ПРОГУЛКИ С РЕБЕНКОМ

На руках в вышеописанных позициях и в коляске строго горизонтально на спине. Как вариант, с валиком под затылком (укладка).

ПОЗИЦИЯ ДЛЯ КОРМЛЕНИЯ

1. Угол наклона корпуса ребенка 30-45 градусов.

2. Одно из бедер взрослого располагается выше, поддерживая спину.

3. При наличии насильственных запрокидываний головы обязательна фиксация грудной клетки предплечьем и поддержка затылка (не шеи) локтевым сгибом с целью исключения запрокидываний. Таким образом, необходимо обеспечить легкий наклон головы во время кормления.

Большого ребенка удобно кормить в шезлонге или в коляске с жесткой спинкой, с валиком под головой.

Помимо запрокидываний головы назад, часто наблюдаются наклоны и (или) повороты головы в сторону.

Может быть несколько разновидностей этой проблемы:

Проблема №1.

Ребенок, находясь в разных положениях, держит голову развернутой преимущественно в одну сторону (часто вместе с наклоном головы в противоположную сторону).

1.10

Укладка на животе с фиксацией головы, развернутой в противоположную сторону, с фиксацией таза, прижатого к поверхности. Рука, к которой обращено лицо, вытянута в сторону.

Отвлекаем ребенка соской, водой из бутылочки, игрушками.

Плач ребенка, попытки вырваться и развернуть голову не являются основанием для прекращения упражнения.

Делаем 7 — 10 раз в день по 3-10 минут, завершая этой укладкой комплекс упражнений. Также эффективно укладывать в такую позицию засыпающего или спящего ребенка.

Коррекция ротации головы и шеи вправо

https://youtube.com/watch?v=BRN8KdGH0QE

Коррекция асимметрии шеи. Ношение.

https://youtube.com/watch?v=2UKv1s4IVK4

Проблема №2.

Наклон головы в сторону часто встречается у детей первого года жизни и обычно сопровождается наклоном корпуса в эту же сторону с образованием дуги.

1.11. Пассивная фаза

Формируем дугу в противоположную сторону, положение тела близко к горизонтальному, ухо почти прижимается к надплечью.

1.12. Активная фаза

В активной фазе угол наклона корпуса 30-45 градусов.

Рука ребенка перемещается в положение над рукой взрослого. Для улучшения качества подъема головы в сторону используем раздражение боковой поверхности корпуса пальцами.

Активную фазу используем только при наличии противонаклона. Если голова, несмотря на стимуляцию, не поднимается вверх, переводим ребенка обратно в пассивную фазу.

Сначала большую часть времени проводим в пассивных позициях, периодически пробуя активную фазу, затем пропорции постепенно смещаются в сторону использования активной фазы.

Упражнение 1.3. Лечебное ношение + косая позиция

https://youtube.com/watch?v=s0g-6Uywqd4

1.12 Коррекция «дуги» вправо

https://youtube.com/watch?v=spUDgPkFJj0

На данном этапе нельзя

  • сажать ребенка;
  • тренировать опору на ножки;
  • водить, имитируя ходьбу;
  • подтягивать за ручки (тракция за руки) вверх лежащего на спине ребенка, допуская запрокидывания головы;
  • выкладывать на живот при насильственном запрокидывании головы в вертикальном положении.

Держим голову: пять эффективных способов

Научить ребенка держать голову невозможно. Можно только помочь ему выработать этот навык, стимулировать маленького лежебоку к большей двигательной активности. Каким образом?

Выкладывание на живот. Чтобы укрепить мышцы спины и шеи, кроху необходимо тренировать — регулярно, то есть ежедневно по несколько раз выкладывать на живот. Делать это необходимо вовремя — с первых недель жизни.

Массаж. Доверьте это дело профессиональному массажисту. Его задача — расслабить одни мышцы и привести в тонус другие. А сделать это на шее и спине у крошечного младенца — ювелирная работа. Хуже от правильно сделанного массажа крохе точно не станет. Он будет после него хорошо спать, есть, получать наслаждение от тактильного контакта. Может ли мама научиться делать массаж грудничку самостоятельно? Да, может. Но при этом надо помнить, что неправильно сделанный массаж может навредить: привести в больший тонус спазмированные мышцы и еще больше расслабить мышцы в гипотонусе. На первых неделях жизни обычно делают только щадящий, расслабляющий массаж. Позже, если тонус мышц понижен, назначают более интенсивный массаж.

Гимнастика. Перед самостоятельным проведением зарядки проконсультируйтесь с педиатром и ортопедом. Если у ребенка повышенный или, наоборот, пониженный мышечный тонус, необходимо учитывать некоторые нюансы, как при массаже.

Водные процедуры. Вода — хорошая тренировочная среда для мышц всего тела крохи. Кроме пользы, малыш получит удовольствие. Желательно как можно раньше после заживления пупочной ранки переводить его на «большую воду» Многие родители с первых дней жизни купают грудничка в большой ванной, после ее тщательной дезинфекции. Эффективными методами также являются аквагимнастика для грудничков, теплые ванночки с добавлением хвои, валерианы.

Игра со звуком. Кроха хорошо реагирует на звуки

Постарайтесь как можно чаще привлекать его внимание погремушкой, колокольчиком, музыкой на расстоянии. Он будет поворачивать головку в сторону звука и одновременно тренировать мышцы шеи

Это упражнение также является хорошей профилактикой кривошеи — когда грудничок поворачивает голову в одну сторону или держит ее под углом. Заинтересовывать малыша и подходить к нему нужно со стороны, противоположной той, в которую все время повернута его голова.

К трем месяцам здоровый ребенок старается все время удерживать голову вертикально, когда меняется положение тела. Также в этом возрасте ему нравится лежать на животе, потому что именно эта поза дает широкий обзор окружающего мира.

Ребенок начинает держать голову самостоятельно, когда созреет физиологически. Если к 3 месяцам этого не происходит, не стоит паниковать. Но и рисковать не надо. Поэтому необходимо обязательно проконсультироваться со специалистом. Чем раньше будут выявлены неврологические нарушения, тем быстрее и эффективнее можно с ними справиться.

Тест на выявление патологий

В трехмесячном возрасте происходит уплотнение мышечной ткани, и карапуз без труда удерживает свою тяжелую головку в любом положении. Если этого до сих пор не произошло, нужно провести небольшой тест, который поможет выявить возможные отклонения в развитии. Схема выполнения:

  1. Аккуратно усадить грудничка, плавно потянув за обе ручки, когда он находится в положении лежа на спине.
  2. Головка младенца должна оставаться в вертикальном положении не менее 35−40 секунд. Возможны легкие покачивания из-за непривычного для ребенка положения.
  3. Далее, нужно положить карапуза на спинку и легонько приподнять его, чтобы он «завис» между лежачим и сидячим положением.
  4. Если головка остается хотя бы несколько секунд на уровне хребта, — это считается одним из вариантов нормы и беспокоиться не стоит.

При выкладывании новорожденного на животик, родителям не стоит бояться, что крохе не хватит воздуха и он задохнется в таком положении. Срабатывает инстинкт самосохранения и малютка поворачивает головку набок или приподнимает её, чтобы сделать вдох. Это касается только здоровых малышей, а для детей, которые имеют патологии, комплекс упражнений назначит педиатр.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector