Истерика у ребенка в 2 года

Возможные трудности при приеме антидепрессантов

Отсутствие или наличие нежелательного эффекта от данной группы препаратов происходит по разным причинам:

  • некомпетентное назначение средства (самостоятельно или по врачебной ошибке);
  • преждевременная отмена одного препарата и назначение другого;
  • неправильно подобранная доза – недостаточная дозировка, отсутствие индивидуального подхода в ее назначении, доза не была вовремя увеличена;
  • преждевременная поддерживающая терапия;
  • применение нескольких препаратов вместо монотерапии.

Чаще всего трудности в приеме антидепрессантов появляются в случае несоблюдения схемы их приема.

Пациенты могут преждевременно отказываться от продолжения использования препаратов, например, если почувствовали улучшение. Но это становится фатальной ошибкой при терапии депрессии, так как такие первые улучшения еще нестабильны и прерывание терапии на этом этапе с большой вероятностью возобновит нежелательные симптомы.

Для закрепления результата антидепрессивные средства следует принимать длительно.

С другой стороны, человек резко отменяет прием препарата, если не чувствует эффекта от него. При этом нужно учитывать, что действие средства развивается не сразу: первые сдвиги в терапии наступают в течение 1–2 месяцев.

Если менять дозировку медикаментозных средств, то делать это нужно постепенно. Резкая отмена способна усугубить состояние. И конечно, не забывать принимать лекарства систематически в дозе, указанной врачом.

И не стоит переживать, что со временем возрастает количество таблеток. Просто постепенно увеличивается их дозировка.

А бывает и так, что больной откладывает начало медикаментозной терапии. По разным причинам. Но ведь гипертоник принимает гипотензивные средства, не задумываясь об их надобности, потому что знает: без них он подвергает риску свое здоровье. Так и с депрессией. Отдельные ее формы просто требуют медикаментозного вмешательства.

Что касается побочных эффектов от приема препаратов, то в начале лечения возможно их присутствие. Это могут быть запоры, жажда или астения. Но обычно они проходят в течение нескольких недель. Если же они сохраняются, то стоит предупредить лечащего врача.

Много разговоров ходит по поводу абстинентного синдрома при приеме антидепрессантов. Стоит отметить, что при корректном назначении они не вызывают привыкания и тяжелых негативных проявлений. Синдром отмены появляется как следствие грубого нарушения схемы лечения. Поэтому помните, что препараты назначаются исключительно врачом-психиатром и не допускают самостоятельной корректировки.

Вообще, существует много интересных фактов приема антидепрессивных средств. Например, препарат Кломипрамин у некоторых пациентов вызывал оргазм во время зевания!

Лишить зрителя

Любая истерика, как и всякий спектакль, рассчитана на зрителей. Если ребенка в этот момент оставить одного, он мгновенно перестает плакать.

«Малыш продолжает кричать только в том случае, если твердо знает, что спустя 5 минут родители не выдержат и зайдут к нему в комнату, − объясняет Светлана Климова. − Либо для того чтобы успокоить, либо чтобы поругать, иными словами − среагируют».

Когда приступ разразится, главное — оставаться безучастными, не давать воли эмоциям и не злиться в ответ. Подчеркните, что вы понимаете его чувства: «Я вижу, что ты расстроен, но сейчас мы гулять не пойдем. Когда ты успокоишься, можем вместе приготовить папе пиццу» — и тут же покиньте комнату. Как только плач стихнет, сразу возвращайтесь со словами: «Как здорово, что ты успокоился! Пошли на кухню, поможешь мне месить тесто!» или «Я так рада, что ты больше не злишься! Хочешь, посмотрим твой любимый мультик?»

«Физиологическая» депрессия

Существует группа депрессивных расстройств, причина которых кроется не во внешних стрессорных факторах, а в состоянии организма. Ее называют органической или соматогенной депрессией. И развиваться она способна из-за различных сбоев в состоянии организма. Соответственно, лечение подобной депрессивной формы направлено, прежде всего, на купирование основного заболевания.

Часто психический дисбаланс развивается на фоне сосудистых поражений: гипертония, инсульт, дегенеративных процессах головного мозга. К ним относят болезнь Альцгеймера, Пика и другие формы старческого слабоумия. В этих случаях депрессия – следствие разрушающих процессов сосудов, в том числе и мозга, которая впоследствии перерастает в органическое расстройство личности. Применяя препараты для улучшения кровообращения, питания мозга, возможно получится снизить психоэмоциональное напряжение. Конечно, психотические средства никто не отменял.

Другая группа – это депрессии, вызванные различного рода зависимостями. Алкоголизм и наркомания, как известно, изрядно портят человеческую психику. Избавившись от зависимости, то есть разрушающего психику фактора, постепенно уйдет и депрессия.

Иногда причины расстройства довольно неожиданны. Например, дефицит некоторых аминокислот: триптофана, тирозина, фенилаланина. Их нехватка способна конкурировать даже с действием антидепрессантов. Ряд анализов поможет выявить причину. А побороть ее способен прием недостающих аминокислот. Вот так все просто!

Щитовидная железа – важный регулятор процессов в нашем организме. Ее гормоны принимают участие в обмене веществ, а также в поддержании здорового психологического фона. Сбои в ее работе способны привести к различным расстройствам психоэмоционального состояния, в том числе и к депрессии, особенно послеродовой. Гипотиреоз – частое осложнение после родов.

Отдельно стоит сказать о женских половых гормонах. Их уровень достаточно лабилен, и любое его колебание способно смещать эмоциональный фон в одну или другую сторону. Существуют также отдельные периоды в жизни женщины, в которых количество гормонов резко снижается или повышается, стабилизируясь на ненормальных показателях. Это половое созревание, климакс, роды. В эти моменты развитие депрессивных реакций очень вероятно, поэтому может потребоваться гормональная корректировка.

Токсические вещества, в частности, соли тяжелых металлов, не только убивают наш организм на физиологическом уровне. Они также способны менять наш психологический фон. Особо опасно для человека воздействие алюминия, ртути, свинца, ванадия. Как избыток, так и недостаток некоторых элементов вызывают депрессию. Нехватка в нашем организме цинка, калия и магния снижают настроение, вызывают апатию, замедление когнитивных функций, постепенно провоцируя развитие депрессии. Восстановление их баланса также позволит побороть болезнь.

К другим заболеваниям, способным привести к развитию расстройства, относят:

  • сахарный диабет, язва;
  • бронхиальная астма;
  • гепатит, цирроз печени;
  • онкозаболевания;
  • склеродермия;
  • гипоксические поражения;
  • избыток кальция, стероидные гормоны и т.д.

Симптомы, похожие на «плохое поведение» и «дурные привычки»

Бывает, родители ругают детей за «плохое поведение», пытаются контролировать то кнутом, то пряником, но ничего не помогает. Тут надо задуматься: может быть, это детский невроз?

«Плохое поведение» — это следующие симптомы:

  1. Ребенок часто капризничает без причины, чуть что — в слезы.
  2. Устраивает истерики, когда вокруг что-то меняется: его раздражают резкие звуки, он чутко реагирует на погоду и новую неудобную одежду.
  3. Тяжело переносит большие скопления народа.
  4. Малыша преследует множество страхов.
  5. Не может усидеть на месте, ему надо постоянно двигаться.
  6. Быстро отвлекается, легко теряет интерес к играм.
  7. Повторяет одни и те же неконтролируемые движения: грызет ногти, выдергивает волосы, брови, ресницы, часто моргает.

Встречаются экзотические случаи. Например, один ребенок до крови бил одну ногу об другую. У другого, когда волновался, на лице появлялась неприятная гримаса, и взрослые никак не могли отучить малыша кривляться. Третий без остановки повторял слово из трех букв, чем вгонял родителей в краску.

Как справляться с истериками у детей

Чтобы понять причину слез и криков ребенка, необходимо удостовериться, что проблема сокрыта именно в психологическом аспекте развития. В этом возрасте меняется режим сна, а потому, если ребенок не высыпается, он обязательно начнет капризничать. Хронический дефицит сна или тревожный, поверхностный сон приведет к регулярным истерикам. Чтобы избавиться от них, достаточно создать правильный режим сна и бодрствования для ребенка.

Не менее важен эмоциональный фон в доме. Если родители постоянно ругаются, кричат друг на друга или, напротив, избегают общения, ребёнок обязательно это почувствует. Он будет поддаваться общему настроению, и его капризы и истерики будут регулярными гостями в неспокойном доме. Если вы хотите помочь ребенку справиться с этим трудным периодом, начните с себя и проанализируйте свое поведение, исключив из него все проявления агрессии или гнева

Важно, чтобы родители имели одинаковую позицию по отношению к процессу воспитания ребенка

Главное средство в борьбе с детской истерикой – не идти на поводу. Ни в коем случае нельзя безоговорочно выполнять требование ребенка. Родители должны, в первую очередь, успокоиться, трезво и спокойно оценить ситуацию. Проявление агрессии или нелогичные, сбивчивые и неаргументированные высказывания способны завести ребенка в тупик, вызвать новую порцию отчаяния и усугубить ситуацию.

 
Если слова не помогают – оставьте ребенка одного. Многие родители не в состоянии сделать этого, поскольку их преследует чувство жалости к собственному ребенку. Но справиться с истерикой самостоятельно, понять неправильность своих действий, прийти к выводу и, успокоившись, признать причину своих слез необоснованной – разве это не лучшее, чего можно пожелать в такой ситуации для ребенка. Контролируйте ситуацию, но не вмешивайтесь: увидев интерес к своим слезам, ребёнок продолжит плакать с новой силой.

Обратите внимание, что у детей случаются истерики только перед взрослыми. К примеру, если в детской группе один ребёнок забрал у другого игрушку без присутствия взрослого, ребенок будет самостоятельно отстаивать свои интересы и бороться за свою вещь

При наличии взрослого поблизости он, скорее всего, устроит настоящее представление. Поэтому не бойтесь оставлять ребенка одного, дайте ему возможность взрослеть и становиться самостоятельным.

Истерики у детей – это, к сожалению, обязательный этап развития детской психики. Всем родителям приходится проходить через него, главное – подобрать ключик к формирующемуся сознанию своего малыша, объяснить ему причины отказа и не реагировать на попытки манипуляции. Психология ребенка такова, что, чтобы в его голове сформировалось представление об окружающем мире, он должен очертить для себя границы дозволенного с помощью своих родителей.

Что делать, если у ребенка истерика

Рекомендация состоит из определенного алгоритма действий.

Перехват

Чтобы избежать истерики, нужно знать, какие предвестники свидетельствуют о том, что у ребенка скоро начнется истерика. Это позволит заранее распознать то, что у малыша приближается приступ

Избежать сцены в этом случае можно, если срочно переключить внимание крохи на что-то увлекательное и интересное. Какие отвлекающие маневры могут сработать: посмотреть увлекательную книжку с яркими картинками, понаблюдать за домашним питомцем, понаблюдать в окно за происходящим на улице и т.д

Важно знать, что этот прием сработает только до начала истерики. Если приступа избежать не удалось, отвлечь ребенка уже не получится, и этот прием не даст результата

Поиск причины

После того как ребенок придет в себя и истерика сойдет на нет, важно выяснить причину, которая спровоцировала приступ. Если четко озвучить возникшую проблему, то ребенок поймет, что произошло

Например: «Ты обижен, потому что мы не купили тебе ту машинку, но мы же решили, что подарим ее тебе на Новый Год», «Ты начал плакать, потому что мы ушли домой, а не остались дальше играть на детской площадке, но нам пора ужинать».

Регулярные доверительные беседы в спокойной обстановке помогут ребенку понять свою неправоту. Вскоре он научится осознавать, что существуют ограничивающие рамки, за которые переступать нельзя. Кроме того, такие беседы способствуют сближению ребенка с родителями, формируют более тесный контакт малыша с мамой и папой, учат его мыслить логически.

Даже если ребенок продолжает после таких бесед спорить и отстаивать свою правоту, рано или поздно он поймет, что бунтовать и спорить бессмысленно.

Сохранение спокойствия

Если пресечь надвигающуюся истерику не удалось, что нужно делать родителям:

  • Сохранять спокойствие, ничего ребенку не доказывать, ведь в состоянии истерики он не способен адекватно общаться.
  • Не кричать и ни в коем случае не прибегать к использованию физической силы.
  • Не нужно проявлять жалость к ребенку, не стоит паниковать.

Нужно присесть так, чтобы глаза ребенка и ваши были на одном уровне. Спокойным и дружелюбным тоном дайте знать, что вы его понимаете. Сформулируйте проблему, чтобы ребенок осознал свою обиду. Напомните ему о правилах поведения.

Игнорирование

Если вышеперечисленные меры не помогли, игнорируйте. Ребенок должен понять, что его действия не приносят плодов, чтобы прекратить истерику. В дальнейшем он поймет, что она бессмысленна.

Подведение итогов

Как только ребенок успокоится, подождите 15 минут и проведите с ним беседу. Сначала обозначьте проблему, которая стала причиной истерики, затем укажите на последствия приступа. Ребенок должен понять, что больше так делать нельзя, поэтому допускаются гуманные наказания. Поставьте малыша в угол, лишите сладкого или уложите раньше спать. Он поймет, что истерика чревата последствиями.

Что такое детская истерика

Это состояние крайнего нервного возбуждения, после которого человек теряет самообладание и ведёт себя неадекватно: не принимает помощь и не идёт на контакт.

Истерики выглядят довольно пугающе, но это просто особенность взросления, которая проявляется у всех детей в возрасте от двух до пяти лет. Для психики это способ избавиться от лишнего напряжения. Кроме того, при помощи истерик ребёнок учится распознавать границы дозволенного и устанавливает отношения с родителями.

Самые яркие и частые истерики случаются у детей в трёхлетнем возрасте. В это время они переживают первый кризис — осознают несоответствие желаний и возможностей. Ребёнок ощущает себя достаточно взрослым и самостоятельным, но всюду сталкивается с ограничениями и протестует против них. Даже самые тихие и послушные до этого мальчики и девочки нередко заходятся криком, казалось бы, без видимых причин.

К 6–7 годам истерики у детей случаются всё реже. К этому возрасту ребёнок уже умеет сохранять самообладание и знает правила поведения в обществе. И даже в этом возрасте ситуативные вспышки эмоций — вполне нормальное явление. К специалистам стоит обращаться, только если истерики случаются регулярно, два раза в месяц и чаще.

Ошибки воспитания

Наиболее распространенной причиной истерики у детей является неправильное воспитание. Формирование характера ребенка начинается практически с рождения, то есть на первом году жизни. Родители, бабушки и дедушки порой делают ошибки, которые приводят к возникновению неадекватного поведения детей. К таким ошибкам относятся:

Чрезмерная опека. Взрослые стараются предупредить любое желание малыша. Они берут его на руки, как только ребенок начинает шевелиться в кроватке. Профессор Комаровский предупреждает, что привычка хватать ребенка на руки впоследствии станет причиной возникновение истерик. Малыш привыкает к мгновенной реакции на его действия и негодует, когда родители отказываются выполнять его очередное желание. Отказ от режима дня. Взрослые игнорируют четкий режим дня и позволяют ребенку бодрствовать ночью, а также есть тогда, когда он попросит. Следует обязательно приучить малыша придерживаться режима. Это поможет ему выработать привычку нормы, когда сон и питание будет предоставляться вовремя и в разумных пределах. Очень удобен режим и для родителей, когда у них появляется много свободного времени для личных дел. Чрезмерная строгость. Многие родители считают, что ребенка не стоит баловать (они путают понятие с любовью)

Все свое внимание они предоставляют дозированно, не учитывая интересы малыша. Ему ничего не остается, как требовать того, без чего он не может существовать (нежности и заботы). Когда ребенок орет, у него появляется шанс получить желаемое (родители стараются поскорее прекратить ор, поскольку чувствуют неловкость перед посторонними людьми)

Малыш чувствует ситуацию и старается устраивать истерики именно тогда, когда рядом находятся другие люди

Когда ребенок орет, у него появляется шанс получить желаемое (родители стараются поскорее прекратить ор, поскольку чувствуют неловкость перед посторонними людьми). Малыш чувствует ситуацию и старается устраивать истерики именно тогда, когда рядом находятся другие люди.

Какой он, агрессивный ребенок?

Для того, чтобы понять и помочь агрессивному ребенку, необходимо суметь распознать его среди других. Ведь у агрессивного ребенка есть отличительные черты, о которых должен знать как родители, так и специалисты, работающие с детьми.

В настоящее время, наверно, нет ни одного коллектива (класса, группы в садике) в котором бы не было агрессивного ребенка. Это ребенок, который спровоцирует все конфликты, он может нападать на других детей, чтобы брать их игрушки, может обзывать других, драться с ними и тому подобное.

Конечно, с таким ребенком не просто, ведь он причиняет много огорчения как родителям, так и воспитателям и учителям

Но все же важно понять и принять один факт: ребенок, который постоянно показывает агрессивное поведение, больше других нуждается в помощи, понимании, в ласке и любви взрослого

Очень важно, чтобы взрослые понимали, что такое поведение – это крик о помощи. Таким способом ребенок проявляет свой внутренний дискомфорт. И, так как он просто не может адекватно реагировать на все это, то он прибегает к агрессии

И, так как он просто не может адекватно реагировать на все это, то он прибегает к агрессии.

Зачастую агрессивный ребенок воспринимает самого себя изгоем, ему кажется, что он никому не нужен. А это исходит из жестокого отношения или же безразличия родителей к ребенку. Когда нарушаются отношения между родителями и ребенком, то у него появляется чувство, что его никто не любит

Последствием этого становятся попытки ребенка во что бы то ни стало привлечь внимание взрослых, окружающих, чтобы почувствовать себя нужным. Конечно, для нас, взрослых, ясно, что это дорога не может принести ребенку нужных результатов, но сам ребенок этого не может понять. Да и других путей для удовлетворения своей потребности в любви и внимании он не знает

Да и других путей для удовлетворения своей потребности в любви и внимании он не знает.

Агрессивному ребенку также свойственна подозрительность, осторожность. Они с легкостью могут попытаться повесить на других собственную вину. Они не могут понять свою агрессию и не понимают, что причиняют страх и беспокойства другим

Вместо этого, им кажется, что все дети против них, что это они хотят обидеть и причинить боль им. И всё это ведет агрессивного ребенка в тупик: он боится и злится на других детей, а сами дети боятся и ненавидят его. И в этом случае, очень важна роль взрослого, который поймет и вовремя вмешается, чтобы помочь и наладить трудную ситуацию

Они не могут понять свою агрессию и не понимают, что причиняют страх и беспокойства другим. Вместо этого, им кажется, что все дети против них, что это они хотят обидеть и причинить боль им. И всё это ведет агрессивного ребенка в тупик: он боится и злится на других детей, а сами дети боятся и ненавидят его. И в этом случае, очень важна роль взрослого, который поймет и вовремя вмешается, чтобы помочь и наладить трудную ситуацию.

Как бы там ни было, важно понимать, что ребенок не видит себя со стороны и не может контролировать свое поведение. А это означает, что когда взрослые видят проявление детской и даже подростковой агрессии, они обязательно должны вмешаться. Вмешательство взрослых должно быть направлено на искоренение конфликтных ситуаций и уменьшение агрессии у ребенка или подростка

Вмешательство взрослых должно быть направлено на искоренение конфликтных ситуаций и уменьшение агрессии у ребенка или подростка.

Истерики? А может, ребенок заявляет о своих желаниях?

Прежде всего обратим внимание на возраст. Период, начинающийся с 2 лет, является переломным в развитии любого малыша

Недаром в психологии его называют кризисом 3 лет. В этом возрасте ребенок впервые начинает осознавать себя и пробовать свои врожденные свойства. И это время, когда родители задаются вопросом — что делать с ребенком 2 лет, когда у него истерика?

Как он пробует свои свойства? Как показывает системно-векторная психология Юрия Бурлана, ребенок очень громко заявляет о своих врожденных желаниях. Эти желания очень различаются друг от друга и называются векторами. В зависимости от врожденных векторов ребенка это могут быть такие побуждения, как побегать и попрыгать или, наоборот, посидеть тихонечко в уголочке, чем-то спокойно занимаясь.

Такие разные желания не всегда понимаются родителями. Взрослым кажется, что их малыш должен быть одинаково послушными, подвижным, радоваться и хохотать, как и другие дети в 3 года, и удивляются, когда ребенок ведет себя иначе или доказывает свое право быть собой с помощью истерики. Когда же ребенок начинает истерить по любому поводу уже с 2 лет — к трем годам терпение родителей на исходе.

Причины истерик у детей

Не бывает истерик без причины, просто «из-за дурного характера». У любой реакции есть стимул, другое дело, что не всегда он так же значителен, как последствия, то есть истерика. Что может ее спровоцировать?

1. Нехватка внимания. Если малыш заметил, что может получить дозу родительского внимания, только разразившись истерикой, он будет прибегать к этому способу все чаще и чаще, такова тактика детей раннего возраста. Взрослым, попавшим в эту ловушку, стоит пересмотреть уклад жизни: ребенку не хватает вашей любви, теплоты и участия, и он всеми силами старается обрести их. Частые болезни, дерзкие поступки, хулиганство, антисоциальное поведение — таковы проявления отсутствия внимания со стороны родителей в школьные годы. До этого лучше не доводить. С раннего возраста постарайтесь ежедневно выделять время на содержательное, интересное и очень личное общение с ребенком, чтобы ему не требовалось искать подтверждения вашей любви к себе истериками.

2. Неспособность выразить свою мыль. Ребенок не может вербализовать возникшее у него желание, донести до взрослого свою мысль или потребность, хочет быть понятым, но не знает как. Это наиболее частая причина вспышек гнева и истерик у детей до 2 – 3 лет. Обучайте малыша выражать свои эмоции более мирным путем. Как можно чаще общайтесь с ребенком, читайте книги — это подстегнет речевое развитие, подскажет ему, как можно вести себя в определенных ситуациях, как озвучивать свои ожидания.

3. Усталость, нехватка сна, голод легко становятся причиной истерик в возрасте 1 – 2 лет. Для детей, склонных к подобным эмоциональным взрывам, режим дня очень важен. Соблюдение привычного времени для приема пищи и сна — обязательное условие их воспитания, чтобы не допускать перевозбуждения от усталости и, как следствие, истерик. Ребенок утомился — необходимо создать условия для отдыха, проголодался — нужно срочно перекусить, не высыпается — укладывать спать раньше. Избегайте активных игр перед сном, старайтесь не ходить часто в людные или незнакомые места: все это действует очень возбуждающе на психику малыша.

4. Болезнь. Универсальная причина для капризов в любом возрасте, но чем младше ребенок, тем более высока вероятность срыва эмоций в истерику. Опытные родители знают: если малыш непривычно капризен и легко теряет терпение — это может быть симптомом болезни. Создайте мягкую психологическую атмосферу, не требуйте от ребенка того, что он не в силах сейчас сделать.

5. Возрастной кризис. Истерики такого происхождения длятся недолго: они связаны с преодолением так называемого кризиса 3 лет и заканчиваются, как только ребенок выходит на новый этап психического развития. Своеволие, строптивость, негативизм, упрямство и протестные настроения, свойственные детям в 2,5 – 3,5 года, могут выливаться в истерики, с которыми родителям без понимания особенностей этого возрастного этапа очень трудно справиться.

6. Подражание взрослым. Как бы взрослым ни хотелось обратного, естественное детское стремление подражать родителям распространяется и на не самые лучшие ваши поступки и реакции. Бесполезно требовать от ребенка следовать определенным правилам поведения, если взрослый не выполняет их сам: легко фрустрируется, раздражается, теряет самообладание. Маленькие дети усваивают родительские модели поведения, поскольку мама и папа для них образцы для подражания. Чем больше времени проводит с вами ваш ребенок, чем насыщеннее ваше общение, тем больше он повторит вас в себе. Придерживайтесь той линии поведения, которую хотели бы видеть и у своего воспитанника.

7. Просчеты в воспитании. Нередко взрослые сами провоцируют вспышки гнева и истерики у детей. Они бывают слишком прямолинейны и тверды (если не сказать жестки) в своих требованиях к ребенку, чем подавляют его самостоятельность и инициативность. Часто случается так, что родители не оказывают своему чаду достаточно внимания и склонны к попустительству. Другая крайность — чрезмерная забота о ребенке, когда выполняется любое его желание (иногда с опережением). Еще одна ошибка — отсутствие ясных правил поведения и установленных границ дозволенного. Все это так фрустрирует и дезориентирует ребенка, что он оказывается не в состоянии справиться с эмоциями в ситуации несоответствия своих желаний родительским ожиданиям. Неправильное взаимодействие с малышом может вызывать истерики начиная с младенческого возраста.

Несмотря на то, что воспитание играет огромную роль в том, какое поведение демонстрирует ребенок, это только один из факторов. Корень проблемы лежит в особенностях детской психики, а именно — в типе нервной системы, или темпераменте.

На пути к взрослению

Дети растут, исследуют мир, приобретают новые навыки, постепенно привыкая к ситуациям, людям, отношениям, правилам. Чтобы научиться, как взрослые, справляться с ежедневными вызовами, им понадобятся годы терпеливого обучения.

Возраст от 2 до 5 лет — самый уязвимый в плане стабильности детской психики. Отсутствие необходимых речевых и социальных навыков накладывает известные ограничения на способность детей находить приемлемый, с точки зрения взрослых, выход из трудных ситуаций. Это нелегко в любом возрасте, а если ребенок, недостаточно опытный, не владеющий даром убеждения, не способный выразить свои чувства и желания, да еще и не всегда понимающий, чего от него ожидают, теряет контроль над своими эмоциями, — то удивляться тут тем более нечему, это скорее норма, чем ее нарушение. Как результат — вспышки гнева, капризы, истерики. Немного найдется семей, незнакомых с этим бедствием.

  • Истерика — это состояние сильнейшего эмоционального возбуждения, которое выливается в потерю самоконтроля. У детей первых лет жизни признаками истерики могут быть крик, визг, плач, топанье ногами. Нередко можно видеть, как малыш начинает стучать кулаками, кидать предметы, валяться по полу, а иногда даже биться головой о стену, кусать себя и окружающих.
  • Родители, уже знакомые с этим явлением, знают, что в состоянии истерики дети не могут воспринимать информацию, поступающую обычными способами (жесты, взгляды, мимика, речь), и все увещевания оказываются бесполезными. Иногда истерики становятся настолько частыми и сильными, что изматывают и ребенка и взрослых.
  • Не верьте тому, кто говорит вам, что родители не могут повлиять на дурной детский темперамент. Терпение, воля, мудрость и эмоциональная стабильность самого́ взрослого — ваше главное оружие против детской истерики.

Каковы причины взрыва детских эмоций, как вести себя родителям, чтобы не допустить истерику, что делать, если она уже разразилась, и когда требуется помощь специалиста?

Причины истерик у дошкольника

У истинной истерики (а дальше мы опишем, чем она отличается от ложной) может быть много причин. В частности:

  • Физический дискомфорт. Голод, сонливость, утомлённость, болезненность. Дети много плачут во время болезни, но простой плач и истерика – не одно и то же. Тем не менее ощущение физического неблагополучия может быть спусковым крючком для истерики, особенно в 2-3 года.
  • Психологический дискомфорт. К примеру, ребёнок попал в компанию незнакомых детей, напугался чего-либо. Любая стрессовая ситуация может вызвать у него эмоциональные переживания, которые выльются в истерику. К примеру, истерики в первый день посещения детского сада – почти норма.
  • Неполучение желаемого. Ребёнок не может понять, что игрушку в магазине нельзя взять просто так. Он также не понимает, что нельзя играть с ножницами, потому что можно пораниться. Ощущение, что с ним обходятся несправедливо, может вызвать бурную эмоциональную реакцию.
  • Подавленные эмоции. Если ребёнок не имеет возможности проявлять чувства, они копятся, и в конечном итоге случается «эмоциональный взрыв». Такое бывает, когда ребёнку запрещают плакать, злиться или бурно на что-то реагировать. Отрицательные эмоции, точно так же, как и положительные, учат взаимодействовать с окружающим миром. Осознание и выражение всех чувств необходимо для нормального психического развития ребёнка!
  • Перенапряжение, частое переутомление. Длительное пребывание в условиях детского сада, избыточные дополнительные занятия, неправильно выстроенный режим – все эти факторы могут приводить к перегрузке нервной системы ребёнка и, как следствие, к появлению регулярных истерик. Родители в этом случае замечают, что когда малыш неделю или больше находится дома (у бабушки), истерики пропадают, а с переходом в «рабочий» ритм – возвращаются вновь

Более общие причины:

Кризис 3-х лет. В этот период ребёнок показывает характер. Он становится своевольным, крайне упрямым, из него как будто лезет всё негативное, что раньше дремало. И это нормально. Ребёнок ещё не умеет идти на компромисс, к тому же, он как бы проверяет родителей на прочность, выясняет рамки дозволенного. Если взрослые ведут себя правильно, то уже к 4-м годам его поведение нормализуется.

Чрезмерная строгость и недостаток любви. Истерики могут быть ответной реакцией на недостаток любви, заботы и внимания

Как ещё заставить родителей обратить на себя внимание, как не с помощью слёз? Даже если ребёнка любят и лелеют, он может требовать большего, ведь в его памяти ещё свежи моменты, когда мама не выпускала его из рук.
Обратная ситуация – гиперопека. Это хорошая среда для манипуляций

Осознавая, что родители всё сделают для него, ребёнок испытывает серьёзные проблемы с саморегуляцией. Он не видит границ, не знает, на что ориентироваться в своём поведении. Истерики становятся для него нормой, ведь это очень удобно – управлять родителями.

Чего нельзя делать?

Чтобы не травмировать психику детей и успокоить их истерику, необходимо строго придерживаться правил, чего нельзя делать в данной ситуации.

При детском истерическом плаче раз и навсегда запретите себе:

  1. Кричать и криком заставлять успокоиться. Последствия такого действия – дети замыкаются в себе и не идут на контакт с родителями. Очень сложно в будущем восстановить теплые отношения. Тем более что с помощью приказа невозможно остановить истерику и запретить выйти наружу негативным эмоциям – это особенность работы детской нервной системы.
  2. Выполнять все требования, лишь бы успокоить, особенно если это случается в общественном месте, потому что родителей заботит мнение окружающих. Не стоит думать о людях, находящихся в вашем окружении, – в момент проявления истерики существуют только родители и их малыш.

    Твердо отстаивать свою позицию и не идти на поводу детского плача – это основная задача родителя. Если позволить себе уступить малышу единожды, он это хорошо запомнит и целенаправленно будет манипулировать вами при помощи истерического плача, чтобы добиться своего. Особенно таким образом ребенок будет пытаться  воздействовать в общественных местах.

  3. Твердо следовать принятому решению, если вы для себя решили, что, например, не станете это покупать или делать сегодня. Малыш должен понимать, слово нет (если отказ обоснован!) и знать, что никакой плач не заставит вас изменить свое мнение.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector