Как развивать ребёнка в 4,5 года дома и не забыть о себе
Содержание:
- Игры
- Эмоциональная сфера
- Творческие и аналитические умения
- Физические и двигательные навыки
- Умственное развитие
- Речь
- Окружающий мир
- Психическое состояние
- Развитие двигательных способностей
- Питание ребенка в 4 года
- Режим дня ребенка в 4 года
- Продуктивная деятельность
- Первые звоночки
- Занятия с ребенком в 4 года (как развивать)
- Что должен уметь малыш?
- Упражнения и занятия
- Физическое развитие
Игры
Следующими играми можно разнообразить семейный досуг и поспособствовать всестороннему развитию малыша:
Не подглядывай!
Завяжите ребёнку глаза, возьмите его за руку и отправьтесь в путешествие по дому.
Пусть он трогает предметы руками, вдыхает их запах или пробует на вкус (если это продукты) и попытается угадать, что это, руководствуясь всеми чувствами, кроме зрения.
Придумай, как назвать
Суть игры кроется в придумывании альтернативного названия для привычных вещей. Покажите ребёнку, к примеру, зонт и попросите придумать ему альтернативное название. Может быть «щит от воды», «каплеотражатель»? Эта игра однозначно развеселит малыша и поспособствует развитию фантазии.
Что это может быть?
Малыш садится за стол напротив мамы. Перед ним – чистый лист бумаги и россыпь карандашей. Он зажмуривается и по указанию мамы, на ощупь выбирает карандаш, и также не подсматривая, рисует им каракулю на листе. Затем в ход идёт второй цвет, третий. В итоге ребенок должен открыть глаза и пофантазировать вместе с мамой, что может быть изображено.
Эмоциональная сфера
Дети в 4 года во многом руководствуются собственными эмоциями.
Очень важно в этот момент научить его совладать с собственными переживаниями и не стесняться говорить о своих чувствах. Ребёнок, который живёт в семье, где постоянно царит эмоционально напряжённая обстановка, рискует вырасти скованным неврастеником, так как он привыкнет к тому, что никак не может повлиять на конфликт и агрессию
Ребёнок, который живёт в семье, где постоянно царит эмоционально напряжённая обстановка, рискует вырасти скованным неврастеником, так как он привыкнет к тому, что никак не может повлиять на конфликт и агрессию.
Если же родители, наоборот, тщательно скрывают все свои чувства и эмоции, малыш будет испытывать трудности в идентификации собственных переживаний, что скажется на социальных навыках во взрослой жизни.
Он должен видеть и понимать, что все члены семьи любят друг друга, заботятся и переживают. Просите его о посильной помощи в бытовых делах, подключайте его к выбору подарков на праздники или помогите ему смастерить подарок своими руками – это хорошая практика, для того, чтобы ребёнок понял, что в отношениях не только получают, но и отдают.
Творческие и аналитические умения
У деток в этот период меняется поведение. Раньше они бегали, как оглашенные, а теперь – сидят за столом, мастерят поделку. Рисование для детей 4-6 лет становится любимым занятием. Если развивающим занятиям уделялось достаточно внимания, к 4 годам малыш:
может фокусировать внимание на одном занятии около 7 минут;
рисует понятные взрослым картинки;
различает и может назвать почти все цвета;
лепит из пластилина знакомые фигурки, начинает выдумывать своих персонажей;
различает базовые формы предметов (круг, квадрат, треугольник);
владеет обобщающими понятиями (деревья, цветы, птицы, звери, посуда);
знает времена года, отличает их по погоде и сезонным занятиям (зимой катаются на санях, весной сажают огород, летом жарко, осенью идут дожди);
может выстраивать логические цепочки (когда приходишь с прогулки, надо разуться, потому что дома – чисто, а на улице грязно, особенно потому, что везде лужи – прошел дождик);
владеет понятиями «мало» и «много»;
умеет считать до 10 на пальцах, начинает осваивать начертание цифр и букв;
может сравнивать предметы по разным параметрам;
рассказывает, что происходит на сюжетной картинке;
может собрать пазл из 20-150 элементов;
понимает понятие направления (вверх-вниз, вперед-назад, вправо-влево);
ориентируется, где правая, а где – левая рука;
знает многих животных, как называются их детеныши, разделяет диких и домашних зверей и птиц.
Вы должны понимать, что малыш не может сразу сложить пазл на 100 элементов, если сталкивается с таким занятием впервые. Для достижения хороших результатов нужно знать, как развивать ребенка в 4 года, особенно, если он не ходит в садик и воспитывается дома.
Для этого существует масса методической литературы, но главное – ваши собственные наблюдения и интуиция, которые подскажут, на какую область знаний нужно «поднажать».
Физические и двигательные навыки
Физические параметры развития ребенка в 4 года немного отличаются у мальчиков и девочек, несмотря на то, что развивающие игры для детей 3-4 года остаются общими.
Девчонки:
- весят от 13,8 до 18,3 кг;
- имеют рост от 98 до 109 см.
И все детишки к этому возрасту должны успеть обзавестись всеми 20-ю молочными зубами.
- быстро ходить и бегать;
- бежать в течение 1-2 минут без перерыва;
- менять направление во время бега, не теряя координации;
- уверенно прыгать на двух ногах вверх и в длину;
- прыгать на одной ноге, удерживать на ней равновесие до 15 секунд;
- свободно взбираться и спускаться с гимнастической лестницы;
- подтягиваться на турнике с помощью взрослых;
- уверенно обращаться с мячом;
- хорошо ездить на трехколесном велосипеде;
- не бояться воды и владеть базовыми навыками плавания;
- без помощи взрослых кататься на простых качелях.
Умственное развитие
Интеллектуальное развитие четырёхлетнего малыша происходит в основном благодаря развивающим играм и наглядным примерам. В этом возрасте ребёнок очень любознателен и должен обладать определёнными познаниями в различных областях знаний.
Математика
В норме в возрасте четырёх лет ребёнок должен:
- знать цифры до 5;
- уверенно владеть понятиями «много» и «один», «больше» и «меньше»;
- сравнивать группы предметов, в том числе используя приёмы наложения;
- сравнивать два предмета по величине, длине, форме, высоте и уметь выразить существующую разницу словами;
- знать и показывать правую или левую руку;
- владеть понятиями: «верх», «низ», «слева», «справа», «налево», «направо»;
- знать порядковый счёт до десяти.
Развитие речи
В возрасте четырёх лет словарный запас ребёнка обычно составляет около четырёх тысяч слов. При этом малыш способен связно говорить на родном языке, знать наизусть небольшие стихи и рассказывать сказки.
В норме ребёнок 4-х лет должен:
- членораздельно произносить звуки (исключение могут составлять лишь шипящие и сонорные);
- воспроизводить многосложные слова;
- согласовывать произносимые слова в роде, падеже и числе;
- понимать все обобщающие слова (посуда, одежда, мебель, транспорт, игрушки, обувь);
- отвечать на простые вопросы;
- употреблять в речи предложения с однородными членами;
- уметь составлять простой описательный рассказ об увиденной картине или игрушке из трёх-четырех предложений;
- произвольно регулировать силу своего голоса, его темп, использовать разнообразные интонации;
- делить двух- и трёхсложные слова на слоги, определять в словах первый и последний звуки;
- правильно употреблять предлоги («под», «в», «на», «за») с существительными;
- понимать термины «звук», «слово», «буква».
Окружающий мир
Увеличиваются познания четырёхлетним малышом окружающего его мира.
Так, в норме в этом возрасте ребёнок должен:
- знать собственное имя и фамилию, а также имена и отчества родителей, родственников, воспитателей и других людей, которые его окружают;
- знать свой адрес (название населённого пункта, улицы и номер дома);
- знать свой возраст;
- знать названия многих домашних и диких птиц и животных;
- знать названия детенышей этих животных и птиц;
- знать звуки, которые издают эти животные и птицы (собака лает, корова мычит, мышка пищит, кошка мяукает, петух кукарекает и т.д.);
- знать, что умеют делать эти птицы и животные (змея ползает, рыба плавает, заяц прыгает, птица летает и т.д.);
- знать, называть и различать окружающие его предметы, их назначение, величину, форму, цвет и существенные детали;
- знать названия времён года, их отличия, описывать, что происходит в каждое время года (растут цветы, тает снег, летают бабочки и т.д.);
- различать по вкусу несколько видов овощей и фруктов;
- уметь различать и называть различные погодные явления;
- знать названия нескольких профессий.
Изобразительная деятельность
В 4 года ребёнок должен:
- знать и называть все основные цвета (чёрный, красный, зелёный, белый, жёлтый, голубой, синий, розовый);
- правильно работать карандашами и кисточкой;
- проводить линии по точкам, не отрывая карандаш или ручку от бумаги;
- ровно проводить различные линии (вертикальные, наклонные или горизонтальные) нужного размера;
- аккуратно заштриховывать фигуры и раскрашивать рисунки, не выходя за контуры;
- изображать простейшие предметы и явления;
- уметь подбирать цвет, который соответствует изображаемому предмету;
- лепить из пластилина или глины предметы, состоящие из нескольких частей;
- делать аппликации из готовых форм, используя клей.
Конструирование
В 4 года ребёнок уже хорошо умеет играть с конструктором. Он должен:
- знать и называть основные детали конструктора;
- уметь горизонтально и вертикально располагать кубики, кирпичики и другие детали конструктора;
- изменять «постройки», заменяя одни детали конструктора другими;
- различать части постройки по высоте и величине.
Музыкальное воспитание
В 4 года ребёнок уже знает и может назвать некоторые музыкальные инструменты, такие как: фортепиано, барабан, гитара, скрипка. Он должен уметь слушать от начала до конца небольшие музыкальные произведения, замечать изменения в звучании композиции (тихо – громко), узнавать на слух знакомые ему мелодии и подпевать в такт.
Речь
Четырёхлетний дошкольник постоянно пополняет свой словарный запас, экспериментирует с произношением, путая слоги и ударения.
Какие звуки уже произносит?
В этом возрасте малыш уже умеет произносить более сложные буквы, такие как «с», «з» и «ц».
Освоив новую букву, он старается поделиться этим знанием со сверстниками и поправляет их, если слышит, что слово произносится неправильно.
Произношение часто невнятное: «р» заменяется на «л», «щ» на «с». Однако, всё это относится к норме.
Упражнения
Правда или неправда?
Покажите малышу картинку с каким-либо животным или объектом и попросите его угадать, что сказанное вами правда, а что нет. Например, на картинке изображена лошадь, вы спрашиваете: она быстро бегает? (правда), она умеет летать? (неправда) и т. д.
Этого не может быть!
Это упражнение учит замечать логические не состыковки в повествовании. Предупредите малыша, что расскажете ему историю, а он должен остановить вас и сказать «этого не может быть», когда увидит что-то неправдоподобное. Например, вы читаете рассказ: «На дворе стоит зима, скоро Новый год, в клумбе расцвели цветы».
Какое это время года?
Найдите описательные стихотворения или короткие рассказы о временах года. Расскажите их чаду и попросите его угадать, о каком времени года шла речь в произведении.
Мультики
Малышам 4 лет можно включать мультфильмы с более сложным сюжетом и героями. Хороши мультфильмы с музыкальными вставками и песнями, тексты которых легко запомнить и напевать, или же картины со стихотворным повествованием. Для этой цели отлично подойдут советские мультфильмы и классика Диснея.
Окружающий мир
Исследовать мир вокруг себя – важная задача для ребёнка, в основе которой лежит неотъемлемая черта характера всех малышей – любопытство. В 4 года дети способны:
- назвать своё имя, возраст;
- ответить на вопрос о месте жительства;
- рассказать о родителях;
- отличать друг от друга по вкусы и внешнему виду съедобные плоды – ягоды, овощи, фрукты;
- выделять среди остальных 3-4 дерева или кустарника;
- показывать на изображениях и называть зверей, насекомых, птиц и называть их отличительные черты;
- понимать разные категории вещей (посуда, мебель, одежда, обувь);
- показывать и обозначать части тела на себе;
- называть профессии;
- отличать зиму от лета и других сезонов.
Психическое состояние
Одним из важнейших аспектов формирования личности четырёхлетнего ребёнка является психологическое развитие. Малыш должен:
- испытывать новые для себя эмоции: восхищение, обида, стыд, грусть;
- ориентироваться на внешнюю оценку (родителей, воспитателей, сверстников);
- стремиться к самостоятельности;
- владеть стандартными навыками самообслуживания.
Здоровое психологическое развитие – это заслуга внимания и терпения родителей. На рубеже 5 лет ребёнок становится более ранимым и пугливым, из-за того, что начинает больше осознавать. Ваша задача – помочь малышу побороть все страхи и обрести уверенность в том, что у него всегда будет поддержка и опора.
Развитие двигательных способностей
Для определения уровня развития двигательных способностей 4-летнего ребенка, проведите для него небольшую разминку. Таким образом вы сможете выяснить, все ли необходимые навыки освоил кроха. Эти навыки крупной моторики нужны ребенку, чтобы правильно развиваться.
Итак, малыш в 4 года должен научиться ходить на пяточках. Ловить мячик для нормально развитого четырехлетнего ребенка не составит труда, также как и попрыгать на одной ножке. На двух ножках кроха должен был научиться прыгать еще в 3 года, так же как и освоить езду на велосипеде.
Теперь ребенок может простоять на одной ножке намного дольше – почти 10 секунд. Хотя в 3 года ему удавалось простоять так только одну секунду.
Питание ребенка в 4 года
Питание детей четырех лет должно быть разнообразным и сбалансированным. Ребенок растет быстрыми темпами, поэтому его организм необходимо ежедневно снабжать полезными веществами. Даже взрослые знают, что чем полезнее продукт, тем он менее вкусный. А уж дети поняли это давно. Поэтому их порой так трудно заставить полноценно пообедать. У них уже появились любимые блюда, которые они готовы есть с утра до вечера. Суп, каша или овощной салат вряд ли входят в этот перечень. Родителям необходимо порой проявлять хитрость и смекалку, чтобы накормить малыша полезной едой. Устраивать домашние концерты с привлечением всех членов семьи, чтобы развлечь ребенка, конечно не стоит. А вот поговорить с ним как со взрослым нужно. Объяснить, что от полезной еды он быстрее вырастит, как папа, пойдет в школу, будет сильным.
Как вариант, можно подать самые обычные блюда по-новому. Если ребенок не ест жареные или тушеные кабачки, из них можно приготовить вкусные оладьи. Из нелюбимых овощей и фруктов вырезать фигурки и украсить тарелку. Дети очень любят «осьминожков». Сосиску или сардельку нужно проткнуть сухими длинным макаронинами по всей длине в нескольких местах, затем все вместе отварить. Отварные макароны размягчатся и будут напоминать щупальца или лучики солнца. Это уже как ребенок начнет фантазировать. А выкладывая на тарелку запеченную тыкву, можно вскользь упомянуть, что это та самая тыква, которая превращалась в карету для Золушки.
Ежедневно в рацион детей 4 лет должно входить пол-литра молока, необязательно в чистом виде. Это с учетом кефира и прочей кисломолочной продукции, а также молока, используемого для приготовления каш. Тяжелую, высокобелковую пищу лучше давать в первой половине дня, чтобы она успела перевариться, а после обеда, более легкую – углеводную, молочно-растительную. Ребенок много двигается, поэтому теряет влагу, особенно в летний период. Следите, чтобы не произошло обезвоживание. Чтобы не перебить аппетит, вместо сладких компотов и соков в течение дня лучше его поить свежекипяченой водой, водой минеральной без газа или слабозаваренным чаем.
Режим дня ребенка в 4 года
Если у ребенка сложился определенный распорядок дня, у него уже вошло в привычку делать основные дела в определенное время. Ему хватает время поиграть и отдохнуть, он меньше капризничает, не оттягивает время сна и обеда, становится более собранным и организованным. Прием пищи у него, как и ранее разделен на завтрак с обедом и полдник с ужином. С промежутками между приемами в 3,5-4 часа. А вот потребность во сне сократилась. Сейчас ему требуется на сон 12 часов. Из которых 10 часов отводится на ночной отдых, 2 часа – на дневной. Чтобы его сон был более здоровым и полезным, комнату предварительно нужно проветрить. В теплое время года, если есть возможность, дневной отдых лучше переместить на свежий воздух – оборудовать место на веранде, балконе, в саду.
Продуктивная деятельность
Психологи считают продуктивную деятельность залогом творческих способностей. Ребёнок в 4 года может:
- уверенно и правильно держать в руке карандаш;
- пользоваться красками разных видов;
- изображать предмет, передавая его характеристики;
- закрашивать намеченный контур;
- создавать узор;
- изображать сюжет, рисуя несколько предметов;
- рисовать с исходного изображения и без него;
- использовать различные приёмы нанесения краски кистью;
- лепить из пластилина;
- пользоваться стекой;
- конструировать из картона по образцу и без него;
- пользоваться ножницами;
- трансформировать вырезанные фигуры (из квадрата делать круг);
- приклеивать элементы на лист;
- сгибать листы в разных направлениях;
- называть детали.
Первые звоночки
Не всегда детки развиваются так, как хочется их родителям
Тут важно не прозевать первые признаки того, что с ребенком что-то не так, и вовремя обратиться к специалисту, который либо подтвердит, либо опровергнет ваши опасения. К 4 годам развитие многих детей находится на одном уровне, поэтому в таком возрасте проблемы выявить несложно
Поводом обращения к квалифицированному специалисту могут послужить следующие моменты:
- ребенок боится чужих людей, не хочет играть со сверстниками, слишком тяжело переживает адаптационный период в детском саду;
- малыша часто посещают ночные кошмары, он становится нервным и агрессивным, добавляется рассеянность;
- малыш не владеет элементарными бытовыми навыками (самостоятельная еда, гигиенические процедуры, не может одеться);
- кроха не может выучить свои имя и фамилию, адрес;
- ребенок не в состоянии провести линию карандашом по бумаге, не по силам ему и простая пирамидка из 5-10 кубиков;
- малыш отказывается повторять действия, которые некоторое время назад не вызывали у него никаких затруднений.
Занятия с ребенком в 4 года (как развивать)
В четыре года дети очень подвижны, активны, любознательны. Их интересует буквально все, поэтому нужно вовремя поддержать их интерес и заняться вместе сними развивающими играми. Например, лепкой, рисованием. Лепили и рисовали они и в более раннем возрасте, только техника была довольно примитивной. Сейчас же можно показать им, как нужно держать в руке кисточку или фломастер, показать, как правильно рисовать фигуры. Можно обводить картинки по контуру, или рисовать, используя трафарет. Обязательно купите ребенку разукрашки, чтобы он заполнял цветом черно-белые картинки. Помимо развития фантазии, так развивается мелкая моторика.
Используя пластилин, глину, можно уже не просто мять кусок в руке или лепить простые фигурки. В 4 года можно уже слваять целую тематическую композицию – подводное или лесное царство, новогоднюю, на тему животных. Гуляя в парке, желательно заранее насобирать желуди, листья деревьев, каштаны, а затем использовать их для поделок. Также пригодятся разные пуговички, бусинки, спички или зубочистки.
Если ранее ребенок делал аппликацию из готовых деталей, то в 4 года ему можно дать в руки ножницы, чтобы он сам вырезал фигурки. Не надо требовать вырезать то-то сложное. Нарисуйте ему на цветной бумаге крупные круги, квадраты, треугольники, а он пускай вырезает. Приклеивать можно не только бумагу, но и посыпать клейстер бисером, крупой (манкой, гречкой, пшеном) или цветным песком.
Если ребенок еще не овладел счетом, самое время это наверстать. Гуляя с ним по улице, пересчитывайте деревья, ступеньки, машины, людей, дома, птичек. Можно попробовать объяснить простые математические действия – сложение и вычитание. Для удобства, используя пальцы, спички или счетные палочки. Можно начать обучать ребенка чтению, заучивая готовые слоги. Очень удобно иметь готовые кубики со слогами или купить магнитную доску с буквами. Если у него возникнут трудности или он начнет капризничать, не настаивайте, отложите занятия на потом.
Что должен уметь малыш?
Вне зависимости от пола, четырёхлетний ребёнок должен уметь:
концентрировать внимание на своей деятельности как минимум на 5 минут; находить и описывать различия между двумя предметами; складывать простую мозаику; складывать башенку из кубиков или пирамидку, придерживаясь последовательности от большому к маленькому; распределять предметы, животных по группам; находить и исключать лишний предмет из предложенных объектов; находить и использовать антонимы слов; строить и объяснять простые причинно-следственные связи (зачем надевать курточку зимой? почему ночью нужно спать? и т. д)
Мальчики
Маленькие сорванцы в этом возрасте уже понимают своё отличие от девочек и предпочитают общаться с мальчиками, играть машинками, пистолетами или конструктором.
Ровесницы у них вызывают любопытство и симпатию. Как правило, мальчики социализируются проще, чем девочки, быстрее приходят к пониманию физических свойств предметов.
Однако, медленнее осваивают речь, письмо и способность концентрировать внимание
Девочки
Девочки часто находят себе занятие самостоятельно. Это может быть спокойная игра с куклами, «чаепитие» или ролевая постановка с игрушками. В отличие от мальчиков они проявляют большую привязанность к родителям и насторожённость в общении с незнакомцами.
Также будет интересно прочитать про развивающие занятия для детей 4-5 лет.
Упражнения и занятия
Что может быть?
Четырёхлетний малыш любит задавать вопросы, и также с удовольствием включится в игру, если отвечать придётся ему. Задавайте вопросы, начинающиеся на «что может быть», к примеру:
- Что может быть сладким?
- Что может быть холодным?
- Что может быть плоским?
Эта игра научит его творчески мыслить, анализировать и соотносить предметы по категориям.
Что произойдёт, если?
Вступите с ребёнком в активную дискуссию попросите его пофантазировать на тему «что произойдёт, если». К примеру: что произойдёт, если ты попадёшь под дождь? Что произойдёт, если кинуть мячик в море?
Это научит ребёнка моделировать вероятные и маловероятные события в своей голове.
Что и где лежит?
Попросите кроху рассказать о том, какие предметы находятся в ванной, гостиной и прихожей. Не торопите его, пусть он вспомнит как можно больше объектов. Затем поменяйте правила игры наоборот: называйте объект и просите рассказать, в какой комнате он находится. К примеру: где стоит диван?
Физическое развитие
В этот период ребёнок продолжает активно расти и набирать вес. В норме вес мальчиков в возрасте четырёх лет колеблется от 14,5 до 18,5 кг, а девочек – от 13,9 до 18,2 кг. При этом рост четырёхлетних мальчиков обычно составляет 99-109 см, а девочек 98-109 см. Окружность грудной клетки у мальчиков колеблется от 51 до 55,3 см, а у девочек 49,3 до 54 см. К этому возрасту дети имеют уже все 20 молочных зубов.
Эти данные – лишь часть показателей, определяющих нормальное физическое развитие четырехлетнего малыша
Не менее важно, чтобы он обладал определёнными физическими навыками, развивал выносливость и ловкость
Так, в норме четырёхлетний ребёнок должен:
- ходить в заданном направлении уверенно, прямо, не шаркая ногами;
- бегать, изменяя темп и направление движения, при этом сохраняя равновесие;
- быстро пробегать расстояние 10-20 м;
- непрерывно бежать в течение 1 мин;
- уметь несколько секунд простоять на одной ноге;
- прыгать на двух ногах с небольшим продвижением вперёд (на 2-3 м);
- несколько раз подряд энергично подпрыгивать на одной ноге;
- спрыгивать с высоты 15-20 см;
- прыгать с места в длину на расстояние 40 см;
- перешагивать через предметы;
- перепрыгивать по очереди через 5-6 параллельных линий, расположенных на расстоянии 25-30 см;
- подлезать под невысокие предметы (около 40 см);
- держать равновесие, перемещаясь по гимнастической скамейке;
- лазать по гимнастической стенке;
- уметь играть с мячом, уверенно бросая и ловя его;
- попадать мячом в предметы на расстоянии 1,5 м;
- прокатывать мяч между расставленными на полу предметами, не задевая их;
- кататься на велосипеде;
- не бояться воды, учиться плавать.
Для развития мелкой моторики четырёхлетний ребёнок должен уметь:
- запускать юлу маленького размера;
- делать «фонарики» кистями рук;
- нанизывать на нитку крупные пуговицы или бусинки;
- завязывать узелки на шнуре или толстой верёвке;
- застегивать крючки, молнии, пуговицы.
Читайте о развитии ребенка в 5 лет — https://woman-l.ru/chto-dolzhen-umet-rebyonok-v-5-let/