Как убедить ребенка слушаться родителей

Почему ребенок не слушает воспитателя?

Редкий случай, когда ребенок не слушается воспитателей вообще.

Часто бывает так, что одного педагога малыш слушает, а второго — нет.

Возможные причины:

  1. Воспитатель еще не наработал достаточного опыта.
  2. Детей в группе слишком много, трудно докричаться до каждого.
  3. Педагог не совсем верно организует досуг подопечных: отвлекается на людей, зашедших в группу, надолго переключается на методическую работу.

Конечно, выяснять отношения с воспитателем не стоит, это может обострить ситуацию.

Что сделать нужно: объяснять ребенку, что воспитатель — безусловный авторитет, не отзываться о педагоге негативно, когда малыш может услышать.

Иногда мотивом для плохого поведения в саду становится состояние самого ребенка: ему не хватает внимания дома и он пытается получить его в другом месте или, наоборот, у родителей чадо — центр внимания, а воспитатель не может дать такого исключительного отношения.

В конце концов, малыш может переживать из-за семейных неурядиц или плохо себя чувствовать. Тогда нужно выяснить определенную причину непослушания и устранять именно ее.

Агрессивное поведение

Агрессия со стороны другого человека не понравится никому, ни взрослому, ни ребенку. Никто не хочет соглашаться с тем, что его права попираются, а он сам, как личность просто не существует. Зачастую люди, имеющие сильный характер, не умеющие сдерживать свои эмоции, считающие, что последнее слово только за ними, приносят агрессию в семью. Страдают от этого в первую очередь дети.

Психологически ребенок очень открыт и раним, потому не может выдержать всплеск эмоций и насилия. На подсознательном уровне он выстраивает защитный барьер. В его глазах папа или мама могут иметь на него влияние, когда исполнены любви, соучастия, желания вникнуть в ситуацию, объяснить. Если родители настроены на общение с ребенком только в приказном тоне, ребенок будет делать назло до тех пор, пока родители не изменят своего поведения и отношения к нему.

Отношения мама- ребенок

Сегодня хочу помочь вам определиться с термином «мама занята» и зачем вообще нужно быть занятой – ведь вроде бы как наше с вами основное дело в декрете – это ребёнок!

Вы тоже так считаете? Тогда давайте разберемся подробнее!

Мама ребёнку нужна – это факт. Но при этом вы можете не задумываться – какая мама нужна ребёнку?

Есть 2 крайности, которых нужно постараться избежать:

Мама, полностью принадлежащая ребёнку

Это значит, что Ваш центр – это ребёнок, и вся ваша деятельность вращается вокруг него.

Ребёнок не спит – вы рядом: занимаетесь, развлекаете, разговариваете и практически ни на минуту стараетесь не оставлять одного. Для ребёнка первых 2 месяцев жизни – это просто отлично! Но примерьте эту картину на подросшего малыша: 6, 9, 12 месяцев. А если 1,5 года? А 2 года?

Такая гиперопека приводит к тому, что у ребёнка нет пространства для собственного развития.

И постепенно малыш просто перестает пытаться занять себя сам. И к 2-м годам мы получаем ребёнка, который маме не даёт и шагу ступить, и маму, которая жалуется, что нет времени ни на себя, ни на дом, да и вообще выдохнуть некогда и с вожделением, возможно тайным – ждём того дня, когда сможем отправить ребенка в детский сад.

Что не так в этой ситуации?

  1. Мы сами создали себе такие условия жизни.
  2. Мы сами дали ребёнку возможность управлять нашим временем.
  3. И самое главное, что за это нельзя на него обижаться. По той простой причине, что ребёнок пока ещё не выбирает свою жизнь – он учится у взрослых, и поскольку с мамой проводит больше всего времени – учится у мамы.

Мама, которая всегда доступна, не вызывает у ребёнка уважения, и на этом фоне могут возникать такие проявления:

  • ребёнок кусает грудь;
  • ребёнок бьет маму;
  • ребёнок ОЧЕНЬ много, долго и часто сосет грудь (после 9 мес. это не есть хорошо!)
  • ребёнок не может сам себя занять, даже на короткое время.
  • ребёнок не остается ни с кем и не отпускает маму от себя ни на шаг;

Поэтому очень хорошо, когда мама показывает свою социальную занятость для ребёнка и тем самым повышает свой статус в его глазах. Сделать это можно разными путями, и один самый простой – это завести себе СВОЕ дело. Быть занятой!

Как пример: заниматься декупажем, шить, мастерить, работать через интернет (дистанционно), работать очно, но не полный рабочий день и т.д.

Мама, которая стремится СРАЗУ приучить ребёнка к самостоятельности

Либо сразу после родов выходит на работу, а ребёнка оставляет на няню. Думаю, вам встречались такие высказывания – «Пусть полежит один – ничего страшного, даже если и поплачет чуть-чуть», «Давай, давай учись сам играть», «Ну что ты плачешь, давай успокаивайся быстренько».

Такие высказывания – они не для ребёнка.

Ведь учится ребёнок через СОВМЕСТНУЮ с нами деятельность. С игрой все понятно – вначале мы играем игрушками, строим сюжет, ребёнок наблюдает и где-то осматривает игрушки, местами затягивает их в рот.

Постепенно малыш уже сам может выстроить фигурки и позвать нас поиграть (рассказать) ему сказку по фигуркам, а затем он САМ придумает сказку и расскажет её вам!

Самостоятельность формируется постепенно и плавно. Как помочь в этом ребенку читайте в статье Как развить самостоятельность у ребенка?>>>

Что же делать? Где выход из ситуации?

Расстановка приоритетов

Почаще напоминайте себе, что ребёнок учится, глядя на вас. Именно поэтому стоит делить  свое время на 3 части:

1 часть – для ребёнка

2 часть – домашние дела (делаем ВМЕСТЕ с ребёнком)

3 часть – для себя.

Любимое дело для мамы

Чтобы соблюсти свой авторитет,  Вам нужно свое дело! Дело, от которого горят глаза, которым Вам хочется заниматься,  Дело которое позволяет Вам отдохнуть и переключиться  от рутины! Подробно о том как выстроить материнский авторитет смотрите в онлайн-курсе Мама-главная>>>

Не обязательно что-то глобальное – бизнес открыть, НО отдушина женщине просто необходима.

Ваше представление о том, какого ребёнка Вы хотите вырастить

Как часто, прежде чем начать новое дело, мы думаем о его выгодах, целях, ресурсах, необходимых для успешного старта. При этом, когда я спрашиваю у мамы – какого ребёнка Вы хотите вырастить? Что хотите видеть в нём через год, через 3, через 5… – мало кто может об этом сказать…

Поэтому прямо сейчас можете подумать – каким вы видите своего ребёнка через год?

Как ваше нынешнее поведение, ваш образ жизни помогут вам достичь этой поставленной цели…

Задача и упражнение не простое! Но поверьте, после его выполнения многие воспитательные моменты станут гораздо проще!

  • Как не кричать на ребенка: советы мамам
  • Истерики: как отучить от них ребенка?
  • Как действовать, если ребенок не понимает опасных ситуаций на улице

Запреты и ограничения

Безусловно, если все позволять маленькому человечку, то в итоге это выльется в непослушание. Пойдя однажды на уступку, велик риск оказаться в невыигрышном положении. Потом не стоит удивляться, почему карапуз ведет себя как дьяволенок.

На самом деле родителям очень легко потерять свой авторитет в глазах ребенка. Поэтому нужно еще с малых лет объяснять ему, что разрешается, а что находится под запретом. Это правило должно распространяться на всех детей любого возраста. Запреты являются неотъемлемой частью правильного воспитания. Если их не вводить, то конечный результат очевиден – ребенок не слушается. К 3-5 годам дети обычно уже начинают четко понимать, как можно поступать, а как – нельзя.

Справедливые запреты и ограничения полезны для формирования у малыша адекватного отношения к самому себе и миру. Если все будет дозволено, то он в скором времени перестанет ценить то, что имеет, и будет принимать все как должное. Кроме того, многие запреты необходимы для безопасности и здоровья детей.

Но стоит понимать, что не нужно ограничивать ребенка во всем подряд. В противном случае можно создать препятствия для развития. Если трехлетний карапуз ведет себя некрасиво, то не осознает этого

Он просто хочет ощущать свою значимость и важность

О природе детского непослушания

Непослушание — это тренировка настойчивости, воли, характера. Ребенок имеет право быть тем, кто он есть, отстаивать свои интересы, испытывать различные эмоции, проверять на прочность ваши правила.

Если же ваш отпрыск беспрекословно выполняет все ваши требования и не проявляет при этом никаких эмоций — это серьезный повод для беспокойства.

Посмотрите на ситуацию с позиции ребенка

Так ли важно, именно сейчас добиться от него того или этого

Увидев ваше спокойствие, малыш начнет осознавать, что проблему можно решить и без истерик, мирным путем. Разговаривайте с ребенком на уровне его глаз, возьмите его за руки, поблагодарите за понимание. Помните, дети берут пример именно с вас в первую очередь.

Давайте разберемся, каковы причины нарушений в поведении детей?

Упреки

Родителям свойственно время от времени упрекать своих детей. Мы иногда реагируем обидой на детские капризы и позволяем себе упрекать детей: «У тебя пока своего ничего нет», «Мы с отцом для тебя сутками работаем», «Я из-за тебя образования не получила».

И вот ребенок уже считает себя виноватым. Чувство вины, которое родители поселяют в душе ребенка, еще никому не помогало стать успешным и счастливым.

Совет: Замените упрек просьбой:

— Сложи аккуратно свои вещи, у нас с папой нет возможности в ближайшее время купить новые.

— У тебя, конечно, есть собственное мнение, только постарайся учесть и наш жизненный опыт.

Стили родительского воспитания

Нередко среди родителей отмечается авторитарный стиль, присущий и матерям, и отцам. Родители, воспитывающие детей в таком стиле, попросту их дрессируют, подавляя волю ребенка. Например, ребенку задали в школе учить стих, а он его пытается понять, прежде чем учить

Но таким воспитателям важно, чтобы ребенок не рассуждал, а выучил наизусть стих или таблицу умножения и получил в школе отличную оценку

Авторитарное воспитание формирует зависимый тип личности

Но есть и демократические методы воспитания. В таком случае дети также принимают участие в принятии решений. И не стоит тут опираться на количество лет, самостоятельность можно воспитывать в любом возрасте. Только существуют некоторые вещи, которые не подлежат обсуждению.

Если ребенку потакать во всех прихотях, он станет неуправляемым

Есть также смешанный стиль воспитания, где под настроение родителей то все запрещается, то все разрешается. Дети и к такому стилю приспосабливаются, мечась от “пряника” до “кнута”.

Соблюдение распорядка дня

Большинство родителей не нормируют день крохи, и совершают ошибку

Очень важно разделять моменты кормления, познавательных занятий, игры и отдыха. На каждую составляющую нужно выделять время, желательно в одни и те же часы

Это поможет сформировать у малыша привычку выполнять указанные правила. Ему становится понятно, что за одними определенными событиями следуют другие. В результате чадо перестает быть раздражительным агрессивным и тревожным. Если нет никакого режима, то не стоит удивляться, что ребенок в 3 года не слушается. Он просто не знает, чего ожидать и что нужно будет делать дальше.

Ребенок не слушается в 3 года: советы психологов и психиатров

Не вестись на провокации, терпеливо разговаривать с ребенком в спокойном тоне.
Не сдаваться, отстаивать до конца свою позицию.
При истериках не нужно рассказывать, что это плохо. Это только усилит плач и крики

Лучше проигнорировать или отвлечь внимание на что-то другое.
Нельзя принуждать ребенка к действию напрямую. Куда эффективней это делать в игровой форме.
Можно подменять желания

Например, «Сегодня купить мороженое не получится, но вот сок и фруктовый йогурт – запросто!»
Если кроха что-то требует, можно предоставить ему право выбора, но только из тех вариантов, которые подходят взрослому.
Всегда поощрять детей за проявленную самостоятельность.

Когда трехлетний малыш не слушается, нужно проявлять терпение, понимание и дипломатические способности. Не стоит забывать, что ребенок познает мир и еще только учится вести себя в нем.

Чужая душа потемки?

Когда родители задают вопрос о детском непослушании, они всегда ждут конкретного ответа в отношении именно своего малыша. Действительно, как понять, что происходит, если вот этот ребенок — не слушается маму, грубит, закатывает истерики, а вот этот при том же подходе — послушный и тихий? В чем разница между ними?

Ответ кроется в самой постановке вопроса. Слово «ребенок», в отношении которого даются советы на форумах и различных сайтах, звучит обобщенно и безлико. Какой ребенок? В чем именно выражается его непослушание? Кто его мама и что она хочет от своего малыша?

Практически везде речь идет только о внешних критериях: мальчик или девочка, возраст, видимые признаки поведения — гиперактивность или медлительность и т. д. Но это форма, которую видят все. А что внутри, что творится в голове вашего ребенка, что заставляет его совершать те или иные поступки? Какие желания двигают им? И главное — как научить ребенка слушаться?

Тренинг Системно-векторная психология Юрия Бурлана предлагает вам познакомиться с внутренним миром вашего ребенка, его врожденными особенностями, ценностями и желаниями — с векторами, мозаично складывающими его психику. Это поможет вам точно понять, какой подход к вашему ребенку будет максимально эффективным. Вы будете понимать, чем ваш малыш будет заниматься с огромным удовольствием. И узнаете, что он делать точно не будет, потому что не имеет к этому способностей и желания.

Давайте познакомимся с самыми яркими примерами непослушных детей и найдем решение проблемы.

Почему ребенок не хочет заниматься подготовкой к школе?

Психологи и родители выделяют три основных причин, почему ребенок не хочет заниматься подготовкой к школе:

  • Не пришло время. Ребенок психологически не готов к занятиям. Если в этот период родители настоят на своем и начнут принуждать учиться, то это вызовет лишь протест. Карточки, книжки и прочие атрибуты превратятся во врагов. Впоследствии изменить отношение ребенка будет крайне сложно.
  • Неверно выбранная форма занятий. Многие детки к 6 годам еще не наигрались. Им не хочется тратить время на скучные занятия. Поэтому есть смысл подстроиться под ребенка и выбирать такие методы обучения, чтобы вызвать у него интерес.
  • Психологическая травма. И родители, и психологи приводят много примеров, когда ребенок после нескольких занятий перестает проявлять интерес и все упорнее отказывается посещать уроки в развивающем центре или подготовительные курсы в школе. Что-то не получается и он чувствует себя хуже других, от этого появляется нежелание продолжать.

Дети протестуют

Протестное поведение характерно для детей всех возрастов, но особенно ярко оно проявляется в 3-4 года, когда непосредственные реакции ребенка на просьбы или запреты выражаются криком, истерикой, громкими возмущенными отказами. Ребенок как бы пытается доказать взрослым, что он уже совсем самостоятельный, во всем разбирается лучше, а то, о чем просят родители, например, почистить зубы или одеться, это нечто, не стоящее внимания.

Что делать?

  1. И снова лучше всего будет в первую очередь успокоиться. Если ребенок просто чересчур разнервничался и фонтанирует эмоциями, разобраться будет проще родителю, мыслящему трезво и рассудительно. Став свидетелем истерики, не нервничайте и не накручивайте себя – иногда вообще лучше не обращать внимания на слезы и крики, следя только, чтоб ребенок не повредил сам себе, пока не закончился истерический приступ.
  2. Подумайте, принципиально ли вам выйти победителем. Если дело в том, в какого цвета брюках идти в детский сад, желтых или красных, пусть ребенок выберет сам – в конце концов, это его одежда и личный вкус.
  3. Если даже ребенок на грани ошибки, не всегда полезно насильно его от нее оберегать, вызывая бунтарский настрой. Пусть ребенок сделает что-то не так, набьет собственные шишки и приобретет полезный опыт. Не читайте нравоучений после того, как ребенок принял неверное решение – он и так уже понял, кто прав, лучше поддержите его и поговорите о том, как в будущем избежать подобных ошибок и не лучше ли иногда прислушаться к взрослым.

Как помочь предотвратить агрессивное поведение

Вот профилактические меры.

‍Проявляйте любовь. Чем большей заботой и контактом окружён ребёнок, тем меньше ему приходится прибегать к негативным эмоциям для привлечения внимания.

‍Никогда не поднимайте руку. Психологи сходятся во мнении, что даже «несерьёзное» физическое наказание (например, шлепок по попе) может травмировать психику ребёнка и впоследствии привести не только к вспышкам агрессии, но и неумению отстаивать границы, страху перед окружающими и низкой самооценке.

‍Соответствуйте своим же требованиям. Если мама пытается объяснить недопустимость агрессии, а сама при этом кричит — слова расходятся с делом. Если папа говорит, что использовать нецензурные слова плохо, а сам ругается — у ребёнка в голове снова формируется неправильная картинка.

‍Найдите, куда выплескивать энергию. Полезно записаться на спортивные тренировки — спорт помогает избавиться от чрезмерной агрессии и навести порядок в голове.

Используйте психологические упражнения. Регулярно выезжайте в безлюдное место на природу, чтобы громко покричать в пустоту вместе с ребёнком — полезно для всей семьи. В домашних условиях можно порвать бумагу, побить грушу, избить подушку, поиграть с песком, водой — это экологичные способы выражать злость.

Сила личного примера

Дети не всегда реагируют должным образом на простое объяснение, почему нужно вести себя так или иначе. Лучше воспитывать на личном примере, ведь этот способ действует куда эффективнее, нежели многочисленные слова и пожелания.

Если ребенок в 6 лет не слушается, возможно, следует выслушать его доводы, объяснение поступка

Особенно важно демонстрировать справедливость в подростковом возрасте, поэтому находите в себе силы пересматривать своё решение, если оно было неверным, и просить прощения за ошибку.. В один не самый прекрасный момент практически каждый родитель может столкнуться с проблемой непослушания

Однако не стоит отчаиваться и решать вопрос силой, лучше выстроить отношения с ребёнком так, чтобы конфликты не доходили до точки невозврата

В один не самый прекрасный момент практически каждый родитель может столкнуться с проблемой непослушания. Однако не стоит отчаиваться и решать вопрос силой, лучше выстроить отношения с ребёнком так, чтобы конфликты не доходили до точки невозврата.

Кроме того, подумайте, так ли хорош послушный ребёнок. Ведь некоторые проявления неподчинения связаны с нормальным прохождением возрастных кризисов, а если дети никогда не возражают, возможно, им не хватает самостоятельности и стремления к саморазвитию.

И, наконец, сами взрослые должны служить образцом конструктивного поведения. Согласитесь, что глупо требовать от ребёнка слушать и слышать, если родители не всегда выполняют обещания, меняют без должного основания требования и не желают уступать в малом.

Трудности взросления

Мне нелегко пришлось, прежде чем научилась разгадывать «ребусы» поведения Вани и помогать ему в ситуациях, когда он сам себе помочь был уже не в состоянии.

Эта история произошла в супермаркете, куда мы зашли с малышом, чтобы купить продукты на выходные. Я складывала в тележку то, что брала с полки. А Ване предложила небольшой бисквит в качестве угощения. Отвернулась, чтобы взять с верхней полки масло и услышала за спиной грохот. Ваня бросал из тележки продукты на пол и громко кричал: «Не хочу! Купи мне лучше игрушку»! Я поняла, что разговаривать с ним в таком состоянии невозможно. Кое-как мне удалось увести его в тихий уголок магазина. Постаралась успокоить его, а потом спросила, что случилось. Малыш ответил: «Я разозлился, что ты не купила мне игрушку. Хотел выкинуть эти продукты и убежать от тебя домой».

Советы заботливым мама: Детские шампуни. Все лучшее — детям!

Позже я объяснила ребёнку, что сегодня мы купили немного еды, так как голодны. А завтра, возможно, мы снова придём в этот магазин и выберем для него то, что он захочет.

Мнение редакции

Елена Калита

Редактор журнала

Так называемый кризис трехлетнего возраста – не повод опускать руки, паниковать и считать своего ребенка неуправляемым. Через этот непростой период проходят практически все малыши, и только любящие родители в силах сделать его протекание безболезненным и комфортным

Важно помнить, что у детей лишь один “недостаток”: они слишком быстро растут…

Пустые похвалы

Как часто мы говорим своему малышу: «Моя умничка», «Мой золотой». Эти фразы настолько прочно вошли в наш обиход, что мы даже не контролируем их произнесение. А что они значат для ребёнка?

Детей обязательно нужно хвалить, но не захваливать. Похвала должна быть конкретной: в нужный момент за конкретные действия. В противном случае ребенок перестает её воспринимать и не реагирует даже тогда, когда ей, действительно, есть место.

Совет: Всегда мотивируйте похвалу:

— Какой же ты красавчик, ты сам быстро и правильно оделся на прогулку.

— Ты умничка, сама вспомнила про волшебные слова и вовремя их сказала.

Являются ли ваши методы воспитания правильными? Разберем самые частые ошибки родителей.

5. Упреки

Родителям свойственно время от времени упрекать своих детей. Мы иногда реагируем обидой на детские капризы и позволяем себе упрекать детей: «У тебя пока своего ничего нет», «Мы с отцом для тебя сутками работаем», «Я из-за тебя образования не получила».

И вот ребенок уже считает себя виноватым. Чувство вины, которое родители поселяют в душе ребенка, еще никому не помогало стать успешным и счастливым.

Совет: Замените упрек просьбой:

— Сложи аккуратно свои вещи, у нас с папой нет возможности в ближайшее время купить новые.

— У тебя, конечно, есть собственное мнение, только постарайся учесть и наш жизненный опыт.

6. Фразы о беспомощности ребенка

Наблюдать, как ребенок долго завязывает шнурки, неправильно протирает пыль или криво режет колбасу, не очень приятно. Поэтому родители позволяют себе сказать: «Дай я сам сделаю, у тебя все равно ничего не получится».

И мы оказываем своим детям медвежью услугу, делая что-то за них. Чего мы этим добьемся? Во-первых, того, что ребенок сам так ничему не научится. Во-вторых, у него появится уверенность в своей неполноценности и никчемности. В третьих, мы «обрубаем» желание что-то делать. Зачем что-то делать, если родители все сделают за него, причем гораздо лучше, чем он сам.

Совет: Фразы о беспомощности детей замените уверенностью в них:

— Я верю, что ты научишься завязывать шнурки, сейчас нужно очень быстро это сделать, давай я помогу, а вечером вместе потренируемся.

— Я знаю, что ты справишься, просто стоит попробовать ещё раз. 

— Я понимаю, что ты расстроился из-за того, что не получилось… Я могу показать, как можно сделать иначе, а ты сможешь повторить. 

7. Неуважение к детским переживаниям

Каждый ребенок попадал в ситуации переживаний: ссора с другом, потеря любимой вещи, не получился рисунок, не взяли солистом. На фоне взрослых проблем детские волнения кажутся глупыми и пустыми.

Именно поэтому, чтобы успокоить ребенка, мы подбираем пустые фразы: «Не расстраивайся из-за ерунды», «Ничего страшного не произошло», «Мне бы твои проблемы». Отмахиваясь от малыша, мы должны понимать, что теряем его доверие и веру в себя. Ведь его переживания для взрослых не важны. В следующий раз он просто не расскажет нам о своих проблемах.

Совет: Разделите с малышом переживания и предложите варианты развития событий:

— Я понимаю, что ты очень сильно расстроился из-за ссоры, но думаю, что вы помиритесь, потому что вы – друзья.

— Ты переживаешь из-за плохого рисунка, но можно нарисовать новый.

— Я вижу, что ты очень расстроен, что не получилось прибежать первым. Давай потренируемся и я уверена, у тебя получится бегать быстрее. 

Понаблюдайте за своим общением с ребенком. Сколько бесполезных фраз вы сказали ему за день? Стоит ли удивляться, что дети не слышат своих родителей, если мы сами не несем им никакой информации.

Стили воспитания детей

Существует 3 основных стиля воспитания: авторитарный, демократический и смешанный.

Авторитарный стиль воспитания предполагает подавление личности ребенка. Общение с родителями происходит в форме приказов.

При демократическом стиле ребенок имеет права и совещательный голос в отношениях.

Смешанный, наверное, в разъяснениях не нуждается, родитель пытается воспитывать ребенка «методом кнута и пряника», то разрешая больше, чем необходимо, то запрещая даже невинные шалости.

Какой бы стиль воспитания вашего малыша вы не выбрали, основные ваши требования и правила должны быть связаны с безопасностью и соблюдением прав самого ребенка и окружающих людей.

Ваши ожидания в поведении вашего ребенка должны соответствовать его возможностям. Оцените, что он может выполнить, а что навязано социумом, другими людьми, вашим личным опытом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector