Учим ребенка одеваться и раздеваться самостоятельно: 6 советов для родителей
Содержание:
- Что может делать ребенок самостоятельно в возрасте 3-7 лет?
- Правила работы с наиболее используемыми предметами одежды
- В каком возрасте ребенок должен сам одеваться
- Что делать, если ребенок отказывается учиться одеваться и раздеваться?
- Ошибки родителей
- Символ протеста
- Приемы обучения
- Важные правила для мамы
- Что не нужно делать, приучая ребенка одеваться самостоятельно
- Основные правила
- Оптимальное время
- Считаемся с мнением малыша
- Другий етап
- Родители должны избегать ошибок
- Как научить ребенка одеваться самостоятельно – начинаем с раздевания
Что может делать ребенок самостоятельно в возрасте 3-7 лет?
Ребенок 3 лет — сформировавшаяся личность, имеющая свой характер, привычки, жизненные принципы. Поэтому его навыки уже вполне обширные. Однако, в нем только начинает проявляться желание самостоятельности.
Так как дети в возрасте от трех лет равняются на родителей, старайтесь на своем примере показать как и что необходимо делать правильно.
Но есть то, что для ребенка этого возраста сделать самостоятельно не составит труда:
- самостоятельно раздеться: снять шапку, обувь, носки и другие предметы гардероба не имеющие сложных застежек;
- самостоятельно помыть руки, сходить в туалет;
- пусть не уверенно, но пользоваться столовыми приборами, пить из чашки;
- занять себя, если взрослые заняты;
- рассказать о прошедшем дне.
Также характерно для этого возраста — стремление участвовать в домашних делах:
Начиная с 3 лет ребенку интересно помочь маме с уборкой, однако что-то у него еще не будет получаться также хорошо. Не стоит ругать за это, либо сразу переделывать. В последствии помощи можно не дождаться.
Начиная с 4 лет ребенка сложно перевоспитать, так как у него уже сформирована модель поведения, есть свои привычки. В этом возрасте ребенок уже умеет анализировать и четко понимает, если не сделать что-то самостоятельно — это сделают за него взрослые. Поэтому, если вопрос самостоятельности стал только сейчас, стоит запастись терпением.
С четырех лет ребенок должен уметь самостоятельно:
- кушать;
- следить за своей гигиеной;
- самостоятельно играть;
- ходить в туалет;
- выполнять поставленные задачи и принимать важные для него решения;
- самостоятельно находить себе занятие, если взрослые заняты.
Также в этом возрасте дети стремятся активно участвовать в домашних делах:
Дети могут постирать вещи в тазу.
Заинтересованному ребенку интересно помочь в саду.
Либо самостоятельно полить цветы.
В возрасте от 4 старше ребенку можно поручить уборку его комнаты.
Не составит труда заинтересовать трехлетнего ребенка на кухне. Так, он с легкостью справиться с раскатыванием кружков под вареники, либо выдавливанием печенья формочками.
Дети старше 6 лет должны иметь четкое представление своего расписания. Также следует проследить, чтобы ребенок не только знал свои обязанности, но и выполнял их.
Правила работы с наиболее используемыми предметами одежды
Существует ряд моментов, на которых традиционно «спотыкаются» все детки. К ним нужно подготовиться заранее, тогда количество проблем существенно сократится:
- Процесс застегивания вещей. Сегодня можно найти самые разные варианты застегивания детской одежды – от самых простых «молний» до сложных шнуровок. Начинать лучше всего с липучек, после чего можно переходить на кнопки, затем следуют молнии, пуговицы и в самом конце – шнурки и завязки. Не стоит изначально просить малыша самостоятельно надеть кофточку с многочисленными мелкими пуговичками. Невозможность полностью справиться с заданием может сильно его расстроить.
- Как правильно надевать обувь? Если пару планируется использовать в качестве обучающего пособия, лучше отдавать предпочтение открытым сандаликам или свободным ботиночкам, в которые свободно проходит ножка малыша. Она может быть на липучках или «молнии». Учитывая тот факт, что в этом случае ребенку даже не нужен кто-то из родителей, чтобы зацепить «молнию», такой подход поможет ему увериться в своих силах и способностях даже быстрее.
- Учимся надевать штанишки. Карапуз должен изначально понимать, что удобнее всего штаны натягивать сидя на кровати. При этом вставать можно только тогда, когда стопы появятся в проемах. В процессе обучения родителям придется одеваться точно так же, иначе кроха начнет копировать взрослых, будет торопиться и может упасть.
- Первый опыт с футболкой. Для него рекомендуется подобрать изделие с широкой горловиной, четко выраженным передом (например, аппликация или рисунок), немного больше, чем нужно малышу. Чаще всего дети пытаются пролезть в горловину лицом. Нужно объяснить, что так можно застрять и лучше просовывать макушку. С ручками тоже могут возникнуть проблемы, поэтому первое время изделие лучше чуть придерживать, чтобы кроха видел нужные отверстия.
После того, как ребенку удастся познать все базовые премудрости процесса, у него не возникнет проблем и с более сложными по конструкции вещами. Ему будет достаточно несколько раз показать, как их надевать, при необходимости немного помочь.
В каком возрасте ребенок должен сам одеваться
Конечно, ребёнок никому ничего не должен, однако существуют нормы, которые позволяют отслеживать особенности овладения навыками. К примеру, можно изучить Федеральные государственные образовательные стандарты, в которых учтены, в том числе, и навыки самообслуживания, которыми малыши овладевают до начала школьного обучения.
Итак, что же должен уметь ребёнок в разные возрастные периоды?
В 2 года дети:
- начинают одеваться и раздеваться, но только с помощью взрослого человека;
- могут натягивать и снимать с себя одежду и обувь, но пока не умеют расстегивать и застёгивать их;
- знают последовательность надевания одежды (сначала трусы, затем колготки, брюки и пр.).
В 3 года ребёнок:
- надевает одежду, но не застёгивает пуговицы (особенно мелкие);
- самостоятельно снимает и надевает трусики, брючки;
- снимает майку и кофту;
- застёгивает и расстегивает липучки, молнии;
- может складывать одежду на стул.
В 4 года малыши:
- самостоятельно раздеваются и одеваются;
- застёгивают кнопки на кофте и брюках;
- справляются с пуговицами;
- просят помощи у взрослых, если застёжки на одежде находятся сзади или на боку.
В 5-летнем возрасте ребёнок:
- полностью своими силами управляется с одеванием и раздеванием;
- может застёгивать пуговицы и любые застёжки;
- завязывает шнурки;
- аккуратно развешивает одежду;
- поддерживает порядок в своём внешнем виде.
В 6 лет ребёнок:
- абсолютно самостоятелен в плане одевания и раздевания;
- может почистить свою обувь с помощью щётки;
- пришивает крупные пуговицы под контролем взрослого человека;
- способен поддерживать относительный порядок в своём шкафчике;
- сортирует вещи на чистые и требующие стирки.
Это примерные ориентиры того, во сколько ребенок должен сам одеваться. Конечно, всё очень индивидуально, поэтому один малыш сможет уже в 3 года натягивать без особых проблем куртку, а другой и в 5 лет будет просить маму о помощи. Но, в любом случае, нужно заранее готовить детей к подобной самостоятельности.
Что делать, если ребенок отказывается учиться одеваться и раздеваться?
Если малыш ни в какую не хочет самостоятельно переодеваться, то попробуйте его подкупить новой игрушкой или дополнительной сладостью. Обычно дети на этот уговор идут.
Евгения Савельевна, 31 год, мама двух детей «Можно в игровой форме его начать обучать. Скажите, что колготки и штаны — это такие волшебные тоннели, а ножки малыша — поезда. Включайте фантазию, говорите, что это не просто кофта и брюки, а костюм супергероя, который заработает только в том случае, если ребенок его сам наденет».
Татьяна, 35 лет, мама четверых детей «Устройте соревнования: кто быстрей справится со сбором: взрослые или дети. Участие должны принимать и вы сами, чтобы было интересней и веселей».
Ни в коем случае не ругайте ребенка, если он отказывается самостоятельно одеваться, это окончательно отобьет его желание учиться.
Ошибки родителей
К сожалению, каждый родитель не застрахован от совершения ошибок во время обучения своего малыша. Можно выделить несколько неправильных действий:
- Родители спешат на работу, а малыш опаздывает в сад. При этом кроха надевает все вещи крайне медленно. А родители, вместо того, чтобы верно рассчитать время и встать на 10 минут раньше, начинают молниеносно одевать своего ребенка. Таким образом, кроха понимает, что делает что-то не так, и охота к самостоятельным действиям пропадает, а настроение падает.
- Взрослые видят, что малыш не справляется или одевается неправильно. Вместо того, чтобы направить малыша в нужном направлении и подсказать ему, родители берут всю работу на себя. Помогать малышу можно и нужно, но делать это стоит ненавязчиво.
- Мама видит, что кроха надел футболку или штаны задом наперед, и начинает его ругать и стыдить. Это является самой распространенной ошибкой родителей. Научитесь уважать труд своего малыша. Ведь он, пусть и не правильно, но самостоятельно надел вещь. А это далось ему не так уж и легко, как кажется взрослым.
Ребенок с 2 до 3 лет развивается крайне стремительно, поэтому родители, желающие научить малыша самостоятельно справляться с предметами одежды, должны не только проявить чуткость и заботу, но и дать немного свободы своему крохе.
Символ протеста
Иногда капризы ребенка во время одевания, совсем не связаны с одеждой или самим процессом. Это может быть знаком протеста, против совершенно других вещей. Например, вы сказали, что во время прогулки нужно будет зайти в магазин, а он туда не хочет. Или, например, накануне вы сделали ему замечание, которое показалось ребенку несправедливым и он нашел первый же доступный шанс высказать свое недовольство. То же самое касается и подростков, которые пытаются таким образом продемонстрировать родителям, что они взрослые, независимые и не нуждаются в их советах.
Едкие замечания, наставнический тон или ругань в этих условиях не дадут совершенно никакого результата, только усугубив ситуацию. В таком случае необходимо решить первопричину сложившейся ситуации, но это уже совсем другая и более сложная история.
Приемы обучения
Взрослые не задумываются над процессом одевания, делая все механически. Малышу такая система не подходит. Чтобы приучить его правильно надевать на себя одежду, рассмотрите ее вместе с ним со всех сторон. Покажите ему, где у носка пятка, где у колгот швы, где у кофты перед и где зад, где изнанка, а где лицо. Покажите, как положить вещь перед собой, чтобы надеть ее правильно.
Объясните ребенку последовательность надевания одежды и способ надевания каждой конкретной вещи. Раньше вы не задумывались, как надеть свитер, сначала рукава, потом горловину или наоборот. Как надеть брюки, сначала сидя, а когда из штанин выглянут ступни, то стоя? Где у кофты перед, а где зад, и как это определить? Горловину надевают через лицо или через макушку? Теперь все это придется обосновать и объяснить.
Иногда не помешает применить немного хитрости. Если вы упустили момент для обучения, и ребенок привык, что его одевают родители, и не хочет одеваться сам, попробуйте превратить одевание в увлекательную игру:
- Пусть ножки будут паровозиками, а брючины – тоннелями, по которым надо проехать.
- Устройте соревнования на скорость одевания. В этих соревнованиях малыш должен победить.
- «Забудьте», как правильно одеваться. Надевайте колготы на голову, а носки на руки. Пусть ребенок вас поправляет.
- Поиграйте в ручки и ножки. Пусть они говорят: «мне холодно, где же согреться?» или «ой, как страшно, хочу в домик».
Если вы умело организуете мотивацию, ребенок с удовольствием начнет сам одеваться. Постарайтесь помочь своему малышу.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как правильно приучить ребенка к садику в 2 года?
Важные правила для мамы
Вспомните себя, когда вас чему-либо учили.
- Неприятно, когда относятся, как к медлительному и глупому существу, которое ни на что неспособно;
- Обидно, когда стараешься, а тебя ругают;
- Еще обиднее, когда получается, но не хвалят!
Старайтесь не допускать таких ошибок.
Еще поймите такую вещь, что мало научить, надо еще и следить каждый раз за выполнением:
- Сказали одеваться – наблюдайте, как ребенок это делает, чтобы увидеть возможные ошибки, подсказать, в случае необходимости, помочь;
Бывают кофты с тугой горловиной, штанишки, у которых не понять, где перед. Малышу не справиться с этими задачами самому, он только расстроится.
- Придумывайте разные игры с одеванием, не ограничиваясь чем-то одним.
Например, устройте «показ мод» с фотографированием. Или «маскарад».
Снимите на видео ребенка в одном наряде, поставьте на паузу. Пусть малыш переоденется и встанет на то же место в ту же позу. Включайте камеру снова. Если так сделать несколько раз, у вас будет видео, где ребенок «волшебным образом» оказывается в разных нарядах.
Пусть ваш ребенок будет не только любимым, но и уверенным в себе! Занимайтесь чем-то вместе с радостью и любовью.
Настройтесь на то, чтобы приятно удивляться успехам и не придавать значения неудачам. Отрегулируйте для начала свое душевное состояние и не ожидайте слишком многого. Спокойный родитель – спокойный малыш!
- Как подготовить ребенка к детскому саду?
- Как отучить ребенка от соски?
- Ребенок боится других детей
Что не нужно делать, приучая ребенка одеваться самостоятельно
К сожалению, многие родители считают, что если ребенок не умеет одеваться самостоятельно в 4 года или даже в 5 лет, то в этом виноваты кто угодно, но только не они. Но ведь именно их ошибки в воспитании привели к такому результату! И никакой вины воспитателей тут нет. Ведь если малыш пошел в садик в два-три года или в пять, и еще не умеет самостоятельно одеть колготки и куртку – это вина родителей. Вот только некоторые типичные ошибки мам и пап, которые приводят к детской несамостоятельности.
- Никогда не торопите ребенка и позвольте ему одеваться самостоятельно. Вечно спешащие родители начинают натягивать одежду на малыша, лишая его возможности одеться самому. Постарайтесь распределить время таким образом, чтобы собираться в сад или на прогулку не торопясь.
- Не критикуйте ребенка за неправильно надетую одежду или не заправленную в штанишки рубаху. Не забывайте, что он только еще учится одеваться, да и моторика у него еще не развита до конца. Лишь одобрение и поддержка родителей помогут малышу не потерять желание одеваться самостоятельно.
- Частенько ребенок бывает просто не в настроении и начинает капризничать и отказываться одеваться сам. Или слезы появляются у него, когда он не справляется с застежкой. Чтобы не трепать себе нервы, многие мамы предпочитают не тратить время на уговоры и разговоры, а просто одеть чадо сами. Но это неправильно! Ведь таким образом они растят слабовольного и несамостоятельного ребенка, который не сможет потом преодолеть более трудных препятствий.
- Иногда причиной неумения одеваться в старшем дошкольном возрасте бывает неудобная одежда. Начиная обучение, стоит продумать гардероб ребенка. На начальном этапе не стоит покупать одежду и обувь со сложными застежками и шнурками, свитера и водолазки с тугой горловиной, рубашки с мелкими пуговицами, платья с застежками на спине, куртки на тугих кнопках или с крючками. Не покупайте одежду, которую будет трудно натянуть, лучше брать на полразмера или даже на размер больше. Чем проще ребенку будет одеть одежду, тем с большим удовольствием он будет это проделывать.
- Старайтесь покупать одежду из натуральных тканей. «Кусачие» свитера, шапки и шарфы, платья и рубашки с грубыми швами, синтетические плавочки – все это вызывает дискомфорт и аллергию. Ребенок будет просто отказываться надевать такие вещи.
И еще один нюанс, о котором частенько забывают родители. Чтобы приучить ребенка одеваться самостоятельно, воспитывайте в нем аккуратность и бережное отношение к одежде. Научите его правильно ее снимать и складывать так, чтобы она не помялась и ее легко было надеть, не запутавшись, где у нее перед, а где зад, где лицевая сторона, а где изнанка. При правильном подходе (без нервов и криков) и при раннем приучении в игровой форме легко будет научить ребенка одеваться самостоятельно.
Основные правила
Несколько простых правил помогут детям научиться одеваться, а взрослым помочь им в этом процессе.
Терпение и еще раз терпение
Взрослые привыкли одеваться быстро, однако, маленький ребенок пока не способен это делать. Его моторика еще недостаточно развита, поэтому он может путаться в рукавах, очень долго застегивать одну пуговицу или не понимать, где правый ботинок, а где левый.
Родителям придется проявить терпение и спокойствие. Раздражение и попытка поторопить только отпугнет, вызовет плач и нежелание действовать самому.
Если ребенок хочет, пусть делает
Как вы знаете, примерно в 3 года у детей появляется потребность и желание, обозначаемое «я сам». Нельзя подавлять это. Если малыш проявляет инициативу, тянет ручки к колготкам, то ему надо предоставить такую возможность
Это важно и для дальнейшего воспитания самостоятельности
Однако нельзя и категорически требовать, чтобы малыш надевал все сам. Он многое не умеет, помощь взрослых ему необходима. Попробуйте стимулировать самостоятельность, говоря, что взрослые мальчики или девочки умеют одеваться.
Критика недопустима
Маленькие дети очень чувствительны к критике в свой адрес. От родителей они ждут одобрения своих действий, поэтому ребенка надо чаще хвалить, так он быстрее научится делать то, что нужно. Часто бывает, что опаздывая с утра, родители начинают обвинять ребенка, что он делает все медленно и неправильно. Это даст обратный эффект. Ребенок расстроится, у него начнет получаться еще хуже, в итоге будут слезы и капризы. Лучше начать собираться пораньше, хваля при этом за самостоятельность.
Если совсем не хочет одеваться
Бывает так, что малыш напрочь отказывается одеваться, потому что у него это совершенно не получается. В таком случае можно немного помочь ему. Оденьте носок наполовину и предложите ребенку натянуть его дальше. Хвалите при этом, тон речи должен быть предлагающий, а не приказывающий.
Используйте куклы
Для того чтобы изучить различные элементы одежды, подойдет игра в куклы. Сшейте им красивые платья, колготки и предложите малышу одеть любимую игрушку. В процессе игры дети быстро учатся одевать на куклу одежду, а затем у них возникает желание попробовать и со своей. Полезны также развивающие игрушки, например, книги-шнуровки, игрушки с карманами, нашитыми пуговицами, липучками и молниями. Это поможет развитию мелкой моторики и не бояться элементов одежды.
Превратите все в игру
Найдите или придумайте стишок, где рассказано о процессе одевания. Читайте его малышу, это вызовет интерес и превратит процесс в игру и тогда не придется задумываться, как научить ребенка одеваться, все произойдет естественно. Помним, основной способ обучения детей младшего и старшего дошкольного возраста – это игра. Касается это любых сторон жизни и осваивания бытовых навыков. Играйте на любопытстве и желании стать, как взрослый.
Изучите одежду вместе с малышом. Расскажите ему, как называются части гардероба, пусть он получше рассмотрит молнии и пуговицы и попробует застегнуть их в игре. Руку можно представить «паровозиком» и «заехать» ей в тоннель, роль которого будет выполнять рукав. Сопровождайте все смехом, позитивом и веселыми звуками.
Подражаем взрослым
Маленькие дети очень хотят вырасти и стать, как мама или папа, даже если им всего 3 года. Покажите на своем примере, как вы надеваете носки, шапку или куртку. Разложите детскую одежду рядом и устройте небольшое соревнование, кто быстрее, малыш обязательно увлечется этим, особенно если родители дадут ему выиграть.
Рассказывайте порядок действий
Запомнить, что надо сделать первым, малыш сможет не сразу. Приучайте его постепенно, что и в каком порядке делается. Расскажите, что есть вещи, которые носят дома, в детском саду и на улице. Обязательно меняйте одежду, приходя домой, это еще и вопрос гигиены и воспитания дисциплины.
Оптимальное время
Два — три года -самое оптимальное время для приобретения нового навыка (самостоятельного одевания одежды)
Молодые родители интересуются, когда ребенок начинает одеваться сам? Это зависит от того, сколько времени вы уделяете своему карапузу. Если малышом не заниматься, не показывать ему, как правильно и что нужно делать, этот процесс может затянуться. Естественно, рано или поздно он все-таки научиться быть самостоятельным. Однако, вы должны понимать, что запоздалый навык может повлиять на определенные трудности в общем развитии малыша
Поэтому очень важно, чтоб родители прикладывали свои усилия и начинали знакомство ребенка с самостоятельным одеванием не позже, чем в 3 года
Не стоит забывать и о том, что все детки индивидуальны и об их готовности к самостоятельности можно говорить, заметив определенные проявления в их действиях, в поведении.
Если вы замечаете, что малыш пытается сам раздеться — это повод задуматься, что наступило оптимальное время.
Обратите внимание, возможно, ваш карапуз, отправляясь на горшочек, уже самостоятельно спускает штанишки. Если он пытается потом одеться, не подгоняйте, не пытайтесь помешать, сделать все за ребенка, пусть сам пробует.
Если ваш карапуз пытается самостоятельно надевать курточку, не забывайте его похвалить, не спешите всунуть руку в рукав
С первого раза карапуз сам не справится, но очень постарается.
Знакомство с липучками можно начинать уже с полуторогодовалого возраста. Если у вашего карапуза это легко получается, то можете переходить к шнуркам.
А вот знакомство с кнопками не рекомендуется ранее возраста, приближенного к двум годам. Дело в том, что у ребенка будет недостаточно развитый лучезапястный сустав.
Знакомить карапуза с молнией необходимо после двух лет. Тут речь идет о возможности самостоятельно вставить бегунок в застежку, а не водить собачкой туда-сюда (последняя манипуляция может выполняться ребенком и младшего возраста).
В два с половиной года приучайте ребенка к застегиванию пуговиц.
Считаемся с мнением малыша
Нельзя забывать и о качестве одежды. Она должна быть не только свободной, но и удобной. Проверьте, чтобы свитер «не кусался». Шерсть должна быть натуральной, мягкой и приятной для тела. Майки лучше выбирать хлопчатобумажные. Надо считаться и со вкусом ребенка. Если ему категорически не нравится вещь, не стоит настаивать на ее использовании.
Многие дети к трехлетнему возрасту способны сами одеться, начиная от нижнего белья и кончая верхней одеждой. Продумайте наряд малыша так, чтобы ему не пришлось потеть над сложными застежками. Если ребенок надел что-то задом наперед, перепутал ботинки, не ругайте его. Помогите что-то снять и переодеть. Застежки вы сможете застегнуть сами, когда остальное уже будет надето.
Хвалите своего ребенка, ваше хорошее настроение и доброжелательность помогут ему сохранить интерес к одеванию, а упреки зарубят инициативу на корню. Если вы не успеваете на работу, в следующий раз начните сборы на 30 минут раньше.
В случае, когда малыш сам не справляется с одеванием, помогите ему немного, чтобы он не начал злиться и не потерял интерес к процессу. Не стоит раздражаться или смеяться над малышом. Он все делает не идеально, но то, что у него получается, достойно вашей гордости. Забудьте про свой перфекционизм.
Другий етап
Далі, починайте практикуватися з одяганні і роздяганні на тих речах, в яких дитина ходить вдома. Ці речі найлегше і краще знімаються, тому що часто на них відсутні складні застібки, ремінці і шнурки. Також важливим є той факт, що малюк вже спостерігав за тим, що саме ці елементи одягу ви надягаєте на нього найчастіше.
Не забувайте перетворювати процес одягання в якусь форму інтерактиву, де ви не будете підганяти малюка і квапити його, а, навпаки, станете заохочувати і хвалити. Тренуйтеся завжди і скрізь — вранці, у ванній, перед сном, перед походом на прогулянку.
Приводьте дитині привабливі приклади, що стосуються того, як цікаво і захоплююче одягатися самому. Запропонуйте малюкові одягнути свою улюблену іграшку, ляльку і подивіться з чим виникають труднощі в першу чергу. Не починайте впадати у відчай, якщо щось не виходить. Просто приділіть цій складності трохи більше часу.
Родители должны избегать ошибок
Хорошо, когда одежда малыша лежит в открытом доступе и он может сначала просто перебирать и изучать ее, а затем пробовать натянуть на себя. Желание примерить их могут вызвать и вещи родителей. Их легко надеть из-за большого размера, к тому же так реализуется потребность походить на маму и папу.
В четыре года дети способны полностью раздеваться, одеваться под присмотром старших, застегивать и расстегивать пуговицы. Даже если время первых попыток самостоятельности упущено, научить ребенка будет несколько сложнее, но, конечно, возможно. У большинства детей одеваться полностью самостоятельно получается к пяти годам. К этому возрасту, как правило, они способны справиться и со шнурками.
- Не стоит затягивать с началом приучения, лучше делать это во время периода самостоятельности, который приходится на два-три года.
- Если кроха уже научился раздеваться, то не следует останавливаться на достигнутом. Этот процесс сходен с одеванием, поэтому нужно, чтобы он учился дальше.
- Нельзя торопить ребенка, даже если кажется, что он еле копошится, это может отбить у него всю охоту к этому занятию. Лучше встать немного раньше и спокойно собраться.
- Не нужно помогать ребенку, если он сражается с застежкой, если он сам этого не просит.
- Когда видно, что ребенку что-то тяжело дается, то надо спокойно объяснить ему, как правильно. Ни в коем случае не ругать его, наоборот, находить, за что похвалить.
- Необходимо помнить, что дети лучше воспринимают объяснения в игровой форме.
Дети способны быстро усваивать новые навыки. Но все же им для этого нужна помощь родителей, которые должны терпеливо обучать их всему необходимому. Поэтому взрослые должны знать, как научить ребенка одеваться самостоятельно. Превращая этот процесс в увлекательную игру, можно справиться с важным этапом в развитии.
Как научить ребенка одеваться самостоятельно – начинаем с раздевания
Даже совсем маленькие дети понимают назначение предметов, в нашем случае – одежды. А уже к двум годам начинают принимать активное участие в процедуре одевания и раздевания. Вот они тянут ручки в рукава, а вот они с завидным упрямством пытаются затолкать ножки в ботинки. Главное для родителей – не пропустить это благодатное время и использовать желание ребёнка быть самостоятельным в своих «корыстных» целях.
Как научить ребенка быстро одеваться? Специалисты предлагают начинать… с раздевания. Этот процесс более простой, на нём малыш сможет отточить свои навыки, приноровиться к нужным движениям. А уже потом перейти к главной процедуре. Алгоритм одевания и раздевания можно изучить на следующих предметах гардероба.
Колготки и штаны
Сначала нужно научить ребёнка снимать колготки (штаны). Для этого подойдёт следующий алгоритм действий.
- Ребёнок подходит к стулу и поворачивается спиной к сиденью.
- Берётся обеими ручками за резинку колготок (пояс штанишек) и спускает их ниже колен.
- Садится на стул.
- Выпускает из ручек резинку и берётся одной ручкой за пятку чулка, а второй – за носок. Стягивает чулок.
- Делает всё то же самое с другим чулком.
- Поочерёдно стягивает оба чулка (штанины) вниз.
- Берёт колготки за поясок, расправляет их и встаёт со стула.
- Поворачивается к сиденью, кладёт на него колготы резинкой к спинке стульчика и двумя «полосками» (швами) вверх.
Итак, всё сделано верно. Тогда можно перейти к вопросу, как научить ребенка надевать колготки. Для этого нужно выполнить следующие шаги.
- Малыш подходит к стулу, берёт колготы обеими руками за резинку.
- Прижимает колготы к себе, не переворачивая и не вращая их.
- Садится на стул, всовывает ножки поочерёдно в чулки и тянет колготы вверх. Всё!
Платье, рубашка или футболка
И опять начинаем с раздевания. Как научить ребенка снимать футболку, рубашку или платьице? Нужно действовать следующим образом.
- Малыш расстёгивает (при помощи мамы) пуговицы на воротнике платья и 2-3 верхние пуговки на рубашке. Если снимается футболка, ничего обычно расстёгивать не нужно.
- Немного наклоняется, тянет одежду за расстёгнутый воротник обеими руками вперёд и чуточку вниз, чтобы освободить голову.
- Тянут рукав вниз за манжету с одной ручки.
- Делает всё то же самое с другим рукавом.
- Встаёт за спинкой стульчика и вешает на него рубашку подолом вверх, а пуговицами вниз (то есть передняя сторона должна быть внизу).
Последовательность одевания будет выглядеть следующим образом.
- Малыш подходит к спинке стульчика.
- Наклоняется в одежде, приподнимает её, не переворачивая и не вращая.
- Просовывает в горловину голову, выпрямляется и поочерёдно проталкивает руки в рукава. Всё!
Обувь
Сначала традиционно учим ребёнка снимать обувь правильно. Порядок действий в этом случае такой.
- Малыш встаёт рядом со стулом (пуфом в прихожей).
- Ставит обутые ножки вместе.
- Наклоняется и расшнуровывает шнурки (родитель помогает поначалу) или отстёгивает липучку.
- Вынимает по очереди ноги и встаёт таким образом, чтобы обувь находилась между ступнями.
- Задвигает ботинки под стул или полку, при этом обязательно парой.
Чтобы надеть ботинки или кроссовки, нужно всего лишь сделать следующее.
- Ребёнок выдвигает из-под стула пару ботинок, не разъединяя их (это обязательно!).
- Встаёт таким образом, что между стопами ног поместилась обувь.
- Поочерёдно вставляет ступни ног в ботинки и застёгивает их (поначалу понадобится помощь родителей).
Не стоит пугаться слишком подробного алгоритма. Со временем порядок действий станет менее дробным, а ребёнок начнёт действовать автоматически. Но поначалу необходимо обучить его этой пошаговой инструкции, чтобы он понимал – что и как делать по порядку.