Как приучить ребенка самостоятельно есть ложкой. 7 советов родителям
Содержание:
- Нехитрые приемы
- Что делать, если нужный момент упущен
- Возраст, в котором лучше всего отрабатывать навык
- Необходимые приспособления
- Приучение детей к аккуратности
- Как стимулировать аппетит
- Вырабатываем навык самостоятельного питания
- Как научить малыша кушать ложкой самостоятельно?
- Полезные рекомендации для родителей
- Основные этапы процесса обучения
- 10 советов как научить ребенка кушать ложкой
- Правильная еда и приборы для обучения малыша
- Этапы привыкания
- С какого возраста нужно давать малышу ложку
Нехитрые приемы
Есть еще несколько нехитрых приемов, с помощью которых ребенок сам захочет взять в руку ложку и кушать ей.
- Не кормите ребенка отдельно от всей семьи. Старайтесь кушать всем вместе. Малыш должен сам видеть, как пользуются ложкой и вилкой. Ему обязательно захочется попробовать самому делать также, ведь в возрасте около года малыши всегда стараются подражать всем вокруг. Именно в это время их можно обучить таким необходимым навыкам.
- Ходите к друзьям в гости и в места, где есть старшие дети, которые самостоятельно кушать. Малыш должен видеть, что детишки также как и взрослые должны есть сами. Именно поэтому быстрее учатся держать ложку те дети, у которых есть старшие братик или сестренка. Они служат наглядным примером для малыша.
- Сажайте ребенка на отдельный стул и не спешите его кормить. Поставьте перед ним приборы, и пусть он сам попробует справиться с ними. Если он слишком мал и у него не получится, можно будет ему помочь.
- Если малыш еще плохо ест ложкой и больше ковыряет еду, то обязательно его докормите. Из-за своего неумения или усталости он может съесть слишком мало и остаться голодным.
Что делать, если нужный момент упущен
Ребенку уже 2–3 года, а он боится есть твердую пищу, при попытке предложить вторые блюда отвечает рвотой, плачет. Такие ситуации встречаются нередко, если родители затянули с прикормом или пошли на поводу у желания крохи. В этом случае помогут советы логопеда, невролога:
- Начните процесс с самого начала. То есть полуторагодовалому малышу можно предложить ниблер, небольшие кусочки фруктов в каше, плохо размягченное пюре. Для первых обучающих обедов подойдет полутвердая пища.
- Делайте артикуляционную гимнастику. Вытягивайте губы в трубочку, широко улыбайтесь, имитируйте жевание возле зеркала. Делайте упражнения вместе с ребенком. Занятиям уделяйте не менее двадцати минут в день. Разбив подходы на три–пять минут.
- Используйте массаж языка как профилактику рвотного рефлекса. Цель занятий: активировать мышцы языка. После курса массажа язычок привыкнет к попаданию твердой пищи в горло, не будет ее выталкивать. Малыш перестанет задыхаться, бояться глотать кусочки, захлебываться.
Как делать: воспользуйтесь услугами профессионала или научитесь сначала на себе, потом проводите процедуру ребенку. Возьмите шпатель или палочку для осмотра горла, положите ее на язык и нажимайте, медленно продвигаясь к корню язычка. Если ребенок почувствовал страх, начал плакать, остановитесь. Продолжите на следующий день. Продвигайтесь глубже медленно, пусть на это уйдет две–три недели.
- Помогайте жевать руками. Дотрагивайтесь до лица, двигайте щеки, если малыш не против. В этот момент жуйте понарошку сами, комментируйте все действия.
- Провоцируйте желание жевать. Дайте попробовать вкусняшку, например мармелад, банан (маленький кусочек). А потом предложите кусочек побольше. Ребенок должен хотеть укусить его.
- Обратитесь к примеру других людей. Ходите на обед или ужин в гости, приглашайте семейные пары с детьми к себе. Изучая поведение ровесников, малыш быстрее научится жевать.
Возраст, в котором лучше всего отрабатывать навык
По мнению специалистов, начинать приучать малыша к столовым приборам нужно уже в 10-12 месяцев. При правильном подходе ребенок овладеет необходимыми навыками уже к полутора годам. Большую ошибку совершают родители, которые надеются, что их карапуз постепенно сам всему научится, и совсем не занимаются с ним в данном направлении. Категорически запрещено тянуть с этим до последнего, стараясь самостоятельно кормить свое чадо в любых условиях.
Еще одной большой ошибкой является чрезмерная опека в данной сфере. Некоторые мамы не дают ребенку ложку даже если он ее просит, мотивируя это разными причинами. Одни не хотят убирать грязь, которая обязательно останется от подобных экспериментов. Другие уверены, что самостоятельности малыш еще успеет научиться, а в столь нежном возрасте необходимо обеспечить ему максимальную заботу.
Если прикрываться такими объяснениями, можно довести до того, что карапуза придется отдавать в садик без наличия необходимых навыков. А обучением детей таким азам в профильных учреждениях не занимаются, что обязательно спровоцирует немало проблем.
Необходимые приспособления
Когда вы решили, что пора приучать малыша кушать ложкой самостоятельно, нужно позаботиться о необходимых приспособлениях. К ним относятся:
- Тарелка. Вашему карапузу идеально подойдёт посуда из термостойкого пластика (предназначенного для пищи). Отдавайте предпочтение красочным тарелочкам с изображением животных, машинок или персонажей из мультфильмов. На первое время лучше приобретать посуду с присоской, так будет больше шансов, что она не окажется на полу. Также пользуются популярностью тарелки, имеющие наклонное дно. Ведь, такая особенность посуды позволит ребёнку с лёгкостью справляться с зачерпыванием еды.
- Чашка – непроливайка. Опытные мамочки советуют использовать именно такое приспособление, а не обычную чашечку для взрослых, даже если вы приобрели маленькую двухсотграммовую. Как правило, большая часть жидкости прольётся и практически ничего в ротик не попадёт.
Обязательно убедитесь, чтоб материал, из которого изготовлена непроливайка был нетоксичным. Выбирайте чашечки с пластиковым, а ещё лучше силиконовым носиком. Не лишним будет и наличие резиновой подставки.
Ложечку стоит выбирать подходящего размера. В выборе материала определись самостоятельно, но рекомендуется использовать пластиковое приспособление
Важно, чтоб у ложечки была округлая ручка, которая не будет скользить в руке карапуза.
Вилка в первое время вам не понадобится. Но когда придёт время, лучше выбирать с округлыми зубчиками, чтоб малыш не смог пораниться.
Слюнявчик
Возможно, вы его уже используете при кормлении малыша. Когда карапуз начнёт самостоятельно кушать, в первое время не обойтись без пролитой еды, поэтому обязательно позаботьтесь о приобретении непромокаемого слюнявчика.
Ну и немаловажное значение имеет собственный стульчик со встроенным столиком. Хотя специалисты рекомендуют приобретать, как раз без столика, сажать ребёнка на его стульчик, но за общий (взрослый) стол. Таким образом, ребёнок сможет наблюдать за остальными членами семьи и брать с них пример.
Приучение детей к аккуратности
Малыш уже умеет кушать сам, но делает это очень медленно и неаккуратно. Возможно, он хочет, чтобы маме надоело отмывать грязный стол и она сама покормила его. Делать этого не следует, тем более нельзя ругать и наказывать ребенка. Дождитесь, пока он проголодается, и поставьте на стол его любимое блюдо. Когда хочется кушать, рука сама начнет двигаться быстрее. Если малыш нарочно разбрасывает пищу, не ругайте, а просто завершите кормление и объясните, что еда очень вкусная, и если бы он ел аккуратно, в ротик попало бы намного больше.
Если ребенок ест очень медленно, сядьте обедать всей семьей. Когда взрослые закончат трапезу, они выйдут из-за стола и займутся своими делами. Кушать всем вместе было весело, а в одиночку сидеть над тарелкой совсем не хочется. Чтобы поскорей заняться играми, малышу придется быстро доесть блюдо.
Когда малыш подрастет и начнет уверенно орудовать ложкой, можно приучить его убирать за собой со стола. Пусть он поймет, что после аккуратного обеда протереть стол нетрудно, а когда вся пища раскидана, мыть придется много. Не заставляйте малыша наводить чистоту, а покажите, какое красивое место у взрослых и какой грязный его уголок. Кушать там будет неприятно, лучше вместе с мамой убрать крошки и больше не безобразничать за обедом.
Не волнуйтесь, если малыш долго не может научиться есть самостоятельно и аккуратно, со временем он обязательно освоит это умение. Угрозы и наказания – плохие помощники в таком деле, они только замедлят обучение и отобьют у малыша желание быть самостоятельным. Покажите на своем примере, как приятно зачерпнуть ложкой вкусную кашку и отправить ее в рот. Ласково и доброжелательно помогайте малышу справиться с непослушным прибором. Если вы все сделаете правильно, очень скоро он сам будет за обе щеки уплетать любимые блюда и просить добавки.
Как стимулировать аппетит
Часто отсутствием желания кушать твердую пищу и вообще хорошо питаться страдают дети с плохим аппетитом. Вызывайте голод следующими способами:
- Не кормите насильно.
- Избегайте перекусов сладким, булками, соками из пакетов.
- Много гуляйте.
- Ведите активный образ жизни.
- Поите кисленькими компотами. Приготовьте отвар чернослива и добавьте в него семечки фенхеля.
- Следите за регулярностью стула.
- Включайте в меню отварные и сырые овощи.
- Давайте пить больше воды.
- Замените чаи на отвар шиповника, ромашки.
- Пропейте курс витаминов по назначению врача.
- Правильно проводите вскармливание. Продукты для прикорма давайте первыми, а потом смесь или грудное молоко.
Научить ребенка жевать, если он этого не хочет, давится или захлебывается, непросто. Но кто сказал, что растить детей легко. Проявите выдержку, наберитесь терпения, следуйте советам врачей, психологов, опытных родителей, и все получится.
Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .
Вырабатываем навык самостоятельного питания
Чтобы приучить малыша кушать без вспомогательной помощи, необходимо придерживаться следующих правил:
Начинать процесс обучения не раньше, чем вы заметите, что малыш заинтересовался ложкой, у него проснулся интерес к самостоятельному питанию.
Важно не приучать кроху кушать перед телевизором в комнате, дайте понять, что приём пищи и кухня неразлучны. Идеально, если ребёнок будет есть вместе с другими членами семьи
Карапузу будет проще учиться на их примере.
Никогда не поторапливайте малыша. Запаситесь терпением, может понадобиться не один месяц, пока малыш научится орудовать ложкой.
Если вы видите, что первые попытки заканчиваются провалом, поддержите кроху, помогайте ему на первых порах справляться с этим нелёгким трудом.
Хорошим тренировочным примером будет использование лопатки в песочнице. Она по форме и процессу манипуляций напоминает ложку.
Пусть первыми блюдами, которые предстоит попробовать ребёнку, были его любимые. Не лишним будет украсить трапезу в игровой форме.
Обязательно докормите карапуза, если он не осилил всю порцию или больше проронил, чем донёс до ротика.
Учим малыша пить
Первой чашкой карапуза может стать непроливайка. Использовать её можно начиная с полугодовалого возраста, а точнее, как только ребёнок научится сидеть самостоятельно. Покажите крохе, что нужно брать в ротик носик чашечки, немного наклонять поильник и потихоньку пить, потягивая жидкость.
Однако, совсем не обязательно, чтоб у ребёнка был поильник в промежутке между бутылочкой и обычной чашкой. Вы можете попробовать сразу приучить пить с чашечки, но для этой цели придётся выбрать посуду с объёмом не больше, чем 250 мл; а процесс обучения стоит начать не раньше восьмимесячного возраста. Покажите крохе на личном примере, как нужно пользоваться чашечкой, потом предложите малышу попить с неё, при этом аккуратно придвиньте край чашки к губкам малыша и слегка её наклоните, пусть малыш попытается совершить один-два глотка. Если всё польётся мимо ротика карапуза, значит ему ещё рано пить с обычной чашечки.
Помните, что в первые разы в чашке не должно быть больше половины жидкости и обязательно это должен быть напиток, который ребёнок пил ранее.
Когда моему сыну исполнилось полгода, первым делом я решила приучить его к чашке-непроливайке. У нас была с пластиковым носиком. Сынок практически с первого раза освоил эту науку. Но уже буквально в восьмимесячном возрасте сам потянулся к чашечке. Поначалу он, конечно, проливал какую-то часть воды, но буквально за неделю, наловчился её использовать и к непроливайке больше не возвращался.
Как научить ребёнка кушать ложкой самостоятельно
В первую очередь определитесь с выбором вида данного приспособления:
- Резиновая. Безопасна в применении. Хорошо подойдёт для прикормов, когда мама будет кормить карапуза. Однако, самому ребёнку будет достаточно сложно и неудобно удерживать такое приспособление.
- Серебряная. Может оказаться тяжёлой для ребёнка и этим будет вызывать неудобства в использовании. Большим преимуществом считается то, что серебро имеет свойство обеззараживания.
- Чайная или кофейная ложечка. Хороший вариант для самостоятельного приёма пищи. Она достаточно удобна и хорошо удерживается малышом.
- Анатомическая. Специально разработана с учётом анатомических особенностей руки ребёнка. Удобна даже для самых маленьких. Единственный минус в использовании подобной ложечки – после приучения к такому приспособлению, малышу будет гораздо сложнее привыкнуть к обычным ложкам и вилкам.
Запаситесь терпением, пройдёт немало времени, пока малыш освоит технику использования ложечки. Как правило, этот процесс происходит поэтапно:
- Ребёнок знакомится с ложкой, рассматривает её, может даже играться ею.
- Малыш наблюдает за другими членами семьи, как они используют данное приспособление.
- Карапуз учиться удерживать ложку, но ещё не набирает ей пищу.
- Ребёнок начинает самостоятельно кушать, но при этом не всегда еда доходит до ротика, малыш ещё часто промахивается.
- Процесс приёма пищи становится осознанным, движения стают более скоординированными. В очень редких случаях малыш терпит неудачу.
- Карапуз уверено и самостоятельно орудует ложечкой.
Важно хвалить ребёнка за каждое удачное попадание еды в ротик. Никогда не ругайте малыша, если он промахнулся и рассыпал еду
Будьте терпеливы, не подгоняйте ребёнка, пусть процесс приёма пищи длится столько, сколько это необходимо крохе.
Как научить малыша кушать ложкой самостоятельно?
Вначале стоит познакомить и приучить ребенка к ложке. Это вовсе необязательно делать только во время принятия пищи. Можно сделать это в игровой форме: показать малютке прибор наравне с другими его игрушками. Так он привыкнет к ложке, «попробует на вкус», самостоятельно подержит ее в ручке. А еще для тренировки координации способствует обыкновенная детская песочница, где крепыш зачерпывает лопаткой песок. Эти движения почти аналогичны тем, которые совершаются при питании.
Когда ребенок уже начинает крепко держать ложку, нужно приступать к следующим шагам. Необходимо быть готовым к тому, что хлопот по наведению чистоты будет довольно много, ведь испачкается не только кроха, но и все вокруг, включая стены, кухонную мебель и даже потолок.
Перед тем как приучать малютку есть, нужно посадить его на детский стульчик для кормления, надеть на него слюнявчик, а на себя – фартук, постелить на столик клеенку и зафиксировать тарелку (для этого подойдет тарелочка на присоске). Рекомендуется также застелить пол и ценную технику.
Чтобы показать малышу, каким образом надо самостоятельно зачерпнуть ложкой еду, сначала необходимо сделать это самим, находясь напротив него. Не нужно торопиться, совершать движения размеренно и четко, чтобы ребенок смог зрительно запомнить и понять, как это происходит.
Далее нужно передать прибор малышу. Для первых попыток есть нужно встать сзади, зажать его кулачок в своей руке и научить плавно делать зачерпывающие движения вместе с ним, направляя в рот.
Потом предоставить малышу возможность держать ложку и научиться кушать самому. Когда ребенок устанет есть пюре самостоятельно, необходимо докормить его самим и дождаться следующего приема пищи для продолжения тренировок.
Постоянно нужно находиться рядом с ребенком, чтобы он видел, что взрослый человек в любой момент придет и поможет ему есть, если это понадобится.
Полезные рекомендации для родителей
Рекомендации для родителей, которые помогут быстрее научить ребенка навыку:
- Нужно сажать малыша есть самостоятельно там, где всегда ест вся семья. Необходимо совершать прием пищи всем вместе. Это приобщит его к культуре питания семьи.
- У него должна быть своя личная тарелочка, из которой никто другой больше есть не будет. Нужно подарить ему тарелку с любимым сказочным или мультипликационным персонажем.
- Чаще нужно хвалить. Даже если самостоятельно у него что-то получается неидеально, всегда нужно поддерживать его теплыми и подбадривающими словами.
- Превращение обучения в игру. Шутливые и забавные методы быстрее научат ребенка есть и заодно его развеселят.
- Тренировка есть ежедневно. Малыш сможет добиться стойких результатов, соблюдая систематичность занятий.
- Позволить годовалому малышу самостоятельно выбрать, какой рукой ему удобнее есть. Для этого нужно положить с каждого боку тарелки по прибору.
- Когда малыш уже научился есть и освоил навык, нужно постараться накладывать ему порцию, которую он съест за один раз. Это даст ребенку ощущение, что он самостоятельно и полностью справился со своей задачей.
- Массаж ручки ребенка. Регулярный массаж развивает мелкую моторику.
- Не нужно начинать обучение в период, когда режутся зубки. В это время ребенок и так переживает сильный стресс. А лишние волнения ни к чему не приведут.
- Приобрести тарелочку с двойным дном. Это специальная тарелка, которая не позволяет еде остыть, так как в ее дно заливается горячая вода. Ведь пока малыш долго возится и пытается есть любимое пюре, содержимое его порции станет холодным.
Основные этапы процесса обучения
Можно выделить несколько распространенных периодов, которые проходят почти все дети, обучаясь самостоятельному приему пищи.
Период «Игра» — ложечка воспринимается лишь как новая красивая игрушка, чадо играет с ней, неумело держит и пока не сильно связывает ее с едой.
Период «Копирование» — для ребенка ложка уже связана с приемом пищи, но из-за слабой возрастной координации движения ему пока не удается донести ее ко рту.
Период «Обучение» — кроха вполне осознанно может зачерпнуть еду ложкой и сносно кушать, не всегда успешно.
Период «Привыкание» — этап для мамы, когда можно крикнуть «Ура!». Малыш уверенно держит ложечку и может кушать простые блюда почти самостоятельно.
10 советов как научить ребенка кушать ложкой
Первая ложечка должна быть из безопасного материала и правильной формы. Среди детских столовых приборов необходимо выбирать те, которые соответствуют данному возрасту малыша.
Чтобы у ребенка сформировалась связь между едой и ложкой, не стоит давать ее крохе в качестве игрушки. Ложка должна появляться только в период принятия пищи. Обязательно давайте младенцу самостоятельно подержать столовый прибор.
Большое значение для овладения этим навыком для ребенка имеет личный пример взрослых. Во время каждой трапезы произносите: «Сейчас будем кушать. Это ложка. Кушаем ложкой кашу» и т.п.
Чтобы научиться правильно держать ложку, крохе нужно дать время привыкнуть к ней, научиться удобно ее захватывать ручкой, попробовать постучать ней по поверхности стола, попробовать на вкус. Эти действия абсолютно нормальные и являются подготовительными.
Когда ребенок научиться держать ложку уверенно (примерно в 7-8 месяцев), тогда можно начинать учить его набирать ложечкой пищу.
Родителям запрещается повышать голос на малыша, который непременно будет разливать или рассыпать еду, пронося ее мимо рта. Такое отношение к нему вряд ли прибавит уверенности в своих возможностях, а процесс обучения может затянуться.
Мама должна терпеливо помогать своему крохе отправлять в рот ложечку за ложечкой. Обязательно нужно хвалить малыша за самые маленькие достижения и поддерживать при неудачных попытках. Помогайте ребенку набирать пищу в ложку и доносить ее до ротика
Постоянная поддержка, забота и внимание к ребенку поможет ему чувствовать себя увереннее.
Когда ребенок овладел начальными приемами удержания ложки и захвата пищи, не нужно подгонять его или поторапливать. Отнеситесь к процессу терпеливо, пусть кроха почувствует себя самостоятельным
Очень скоро он освоит весь процесс окончательно и будет более аккуратным и быстрым.
То, что для взрослого человека привычное дело, для ребенка – тяжелая и утомительная работа. В процессе самостоятельного приема пищи ребенок должен сконцентрироваться. У него напрягаются определенные мышцы, он старается координировать свои движения и быстро устает. В качестве передышки для крохи предложите ему вытереть руки и лицо, попить сока.
Большое значение для ребенка имеет личный пример близких людей
Поэтому очень важно, чтобы вся семья по возможности чаще обедала за одним столом. У малыша должен быть специальный безопасный стульчик, который позволит себя чувствовать наравне со взрослыми
Обедая всей семьей, малыш будет видеть, какие действия совершают папа и мама со столовыми приборами, как держат ложку и подносят ко рту еду.
Такие частые совместные принятия пищи будут служить наглядным примером для ребенка и отличным способом закрепления навыка работы со столовыми приборами
Присутствие близких людей рядом дает возможность крохе ощущать постоянную поддержку, заботу и внимание к себе
Процесс обучения может длиться не один месяц. Не нужно торопить события. Этот период развития ребенка является для него не только новым, но и очень трудным. Будьте терпеливы и вовремя приходите крохе на помощь.
Правильная еда и приборы для обучения малыша
Чтобы научить ребенка есть самостоятельно, нужно давать ему правильную еду. Ее должно быть удобно брать ложкой. Хорошо подходит для этого картофельное пюре. Не стоит начинать с супа, который обязательно окажется на столе. Не кладите слишком много еды в тарелку, иначе наевшись, ребенок начнет с ней играть и разбрасывать по сторонам. Попробуйте также заинтересовать малыша, сделав блюда в оригинальной детской форме. Чтобы не волноваться, что малыш вымажет одежду, повесьте ему слюнявчик. Под руку положите полотенце или салфетки.
Большую роль играют приборы. Сейчас в детских магазинах можно найти самые различные ложечки и вилочки для самых маленьких детей. Они могут быть пластиковыми, фарфоровыми, ортопедическими, изогнутыми и т.д. Можно приобрести яркие приборы, которые завлекут малыша. Следует учитывать и то, что ребенку проще всего кушать вилкой. Это он может освоить уже к 10 – 11 месяцам, накалывая еду и отправляя ее в ротик. Что касается ложки, то хорошо управляться ей ребенок учится в основном к 2 годам. Конечно, научиться справляться с ней можно и раньше. Нужно лишь постоянно тренироваться.
Этапы привыкания
Чтобы мама лучше понимала своего ребенка и легче переносила неизбежные трудности, важно знать этапы привыкания малыша к ложке и их особенности. Все выделяют 5 основных этапов, каждый из которых важен для нормального и полноценного развития ребенка
Игровой этап — знакомство.
На данной стадии кроха воспринимает ложку в качестве игрового элемента. Он берет ее в руки, стучит по столу, крутит в руках, но не предпринимает попыток зачерпнуть еду из тарелки. Длится этап знакомства от 2-3 до 7 дней.
Этап копирования.
Если мама часто показывает малышу, как надо пользоваться ложкой, он начинает повторять ее действия. Пока это всего лишь попытки, но совсем скоро ребенок будет лучшее координировать свои движения и держать ложку увереннее.
Этап обучения.
Процесс освоения прибора идет полным ходом: кроха пытается кушать ложкой, но делает это неаккуратно
На этом этапе важно подсказывать крохе порядок действий и поправлять, если он что-то делает не так
Этап привыкания.
Промахи и ошибки случаются редко. Малыш уверенно и правильно держит ложку, может съедать сам более половины объема, положенного в тарелку.
Закрепляющий этап.
Ребенок ест самостоятельно даже жидкие блюда.
Приучение малыша к самостоятельному пользованию столовыми приборами может занять много времени, но в большинстве случаев добиться положительного результата можно за несколько недель.
Если кроха болеет, плохо себя чувствует, или у него просто нет настроения, лучше отложить обучение на несколько дней. Не стоит торопиться этим процессом, так как нервозность мамы малыш чувствует очень хорошо. Немного терпения и спокойствия — и кроха непременно порадует родителей новыми успехами.
С какого возраста нужно давать малышу ложку
Учить ребенка кушать самостоятельно нужно как можно раньше. Это не значит, что можно давать уроки поведения за столом трехмесячному грудничку. Сначала малыш должен научиться уверенно сидеть за столом, развить координацию движений. Вот он уже прекрасно чувствует себя на детском стульчике и за обедом пытается отобрать у мамы столовые приборы. Дайте ему другую ложечку, пусть пробует зачерпнуть кашу или пюре. Кроха начинает понимать, что ложка нужна вовсе не для игры, а для получения пищи. Обычно такое происходит после 9 месяцев, но у каждого малыша развитие проходит по-разному. Кто-то после полугода уже пытается разбросать пищу по столу, а кого-то приходится кормить чуть ли не до 3 лет.
К году ребенок предпринимает первые попытки управлять ложкой, ему уже хочется кушать самому. Не все получается, часто еда проходит мимо рта. Главное – он учится подражать движениям взрослых. По нормам кушать самостоятельно кроха начинает к полутора годам, но многое зависит от темперамента ребенка и взглядов родителей. Зачастую у мам, дающих мало свободы действий, ребенок начинает самостоятельно есть лишь в 2 года, в то время как дети ясельной группы осваивают навык самостоятельного питания в среднем в 1 год и 3 месяца.
По мнению специалистов, начинать обучение нужно не позже 10 месяцев, и к полутора годам ребенок освоит эту науку. Эти навыки ему очень пригодятся: впереди поступление в детский сад, а там умение пользоваться столовыми приборами – обязательное требование. Каждый новый навык повышает самооценку малыша, он гордится, что без помощи мамы смог взобраться на стул или скушать кашку. Если вы разделите его радость, покажете, как довольны достижениями своего чада, его желание научиться чему-то повысится в несколько раз.
Не забывайте, что желание освоить новое дело возникает с определенного возраста, а через некоторое время угасает. Занятая мама старается побыстрее накормить малыша и не убирать разбросанную пищу со стола, пола стен и одежды. Ребенку комфортно: за столом его задача состоит только в том, чтобы открывать ротик, все остальное сделают родители. И вдруг примерно в 3 года он слышит, что должен кушать сам. Время, когда малыш хотел этому научиться, было упущено, теперь умение орудовать ложкой его не привлекает, поэтому слез и истерик избежать не удастся. Будьте внимательны к интересам своих детей – как только заметите их желание освоить новый навык, поддержите это начинание.