Что делать, если ребенок в 3-4 года не слушается: советы психолога
Содержание:
- Волшебное слово «Нельзя»: кому и зачем нужны запреты
- В помощь родителям
- Правила и особенности воспитания
- Не сравнивайте ребенка с другими детьми
- Соблюдение распорядка дня
- Как это пережить
- Что делать если ребенок в 3 года не слушается и ведет себя плохо
- Советы психолога
- Настоящие причины истерик
- Что не допускается делать при истерике
- Как нужно реагировать на истерику
- Как поступать, если ребенок дерется?
- Особенности проявления непослушания в разном возрасте
- Почему ребенок больше не слушается. Кризис 3-х лет
- Особенности этого возраста. Теория привязанности Л.В.Петрановской
- Запреты: как правильно поставить их и добиться соблюдения?
- Наиболее популярные вопросы
- Насколько громкой может быть молчаливая помощь?!
- Что делать, если ребенок непослушный?
- Какие проблемы могут быть причиной непослушания?
Волшебное слово «Нельзя»: кому и зачем нужны запреты
Никакое воспитание детей невозможно без запретов. И от того, насколько правильно вы пользуетесь запрещающими словами (типа «нет», «нельзя» и т.п.), зависит в большей степени и поведение ребенка. Так называемые «трудные» дети чаще всего встречаются в семьях, в которых взрослые произносят запреты «нет, нельзя» либо слишком часто (по поводу и без), либо не произносят их вовсе — то есть ребенок растет в режиме полной вседозволенности.
Меж тем, родители должны правильно и максимально осторожно использовать запреты при воспитании детей. В первую очередь потому, что от этого зачастую зависит безопасность самого ребенка и его окружения
В определенном смысле запретное слово «Нельзя» имеет для малыша охранное свойство. Ваша родительская задача приучить ребенка мгновенно реагировать на сигнал и послушно ему следовать.
Именно потому, что запреты играют столь важную роль в воспитании послушных детей, родители должны уметь ими правильно пользоваться. Есть несколько правил, которые им в этом помогут:
- Употреблять само слово «нельзя» надо редко и только по делу (чаще всего — либо если запрет касается безопасности самого ребенка и других людей, либо для того, чтобы соблюсти общепринятую социальную норму — нельзя бросать мусор где попало, нельзя обзываться и драться и т.п.)
- Ребенок должен четко понимать, что если ему что-то запрещают — этот запрет действует всегда. Например: если у ребенка сильнейшая аллергия на молочный белок и ему нельзя мороженое, то даже если он принесет из школы 15 «пятерок» разом — мороженое все равно будет нельзя.
- Запреты типа «нет» или «нельзя» никогда не обсуждаются. Безусловно, родители должны максимально подробно и доходчиво растолковать малышу, почему они запрещают ему то или иное, но сам факт запрета никогда не должен становится предметом дискуссии.
- Недопустимо, чтобы позиции родителей на предмет какого-либо запрета расходились. Например папа сказал «нет», а мама — «ладно, разочек можно»;
- Любое «нет» должно соблюдаться повсеместно: и в Африке спустя 5 лет — оно тоже будет «нет». В большей степени это правило касается даже не детей и родителей, а более дальних родственников — бабушек и дедушек, тетушек и дядюшек и проч. Нередко ведь случается такая ситуация: например, дома сладости после 17 вечера есть нельзя (это портит зубы), а у бабушки на каникулах — можно сколько угодно и когда вздумалось… Ничего нет хорошего в том, что в разных местах ребенок живет по разным правилам.
В помощь родителям
Если ваше чадо постоянно упрямится и делает всё наоборот – не реагируйте эмоционально на подобные проявления кризиса. Держите эмоции под контролем.
- Предлагая что-либо своему чаду, создавайте впечатление мнимого выбора.
- Придерживайтесь чёткого режима дня.
- В воспитании не противоречьте сами себе.
- Не требуйте от крохи того, чего не в состоянии выполнять сами.
- Начинайте понемногу отпускать от себя малыша, предоставляйте ему больше самостоятельности в повседневной жизни.
- Не выясняйте отношения в присутствии ребёнка.
Главное — не позволяйте крохе манипулировать вами при помощи истерик, угроз, криков. Не потакайте каждому капризу. Но некоторая снисходительность всё же необходима.
Следует помнить, что кризис 4 лет проходит у детей быстрее, если их самооценка выше среднего. Поэтому взрослые непременно должны поддерживать отпрыска во всех его начинаниях.
Правила и особенности воспитания
В каждой семье должны быть определённые требования, запреты, ограничения и правила. Нужно сделать так, чтобы ребёнок в 4 года принял эти правила без огорчений и обиды. Также не стоит устанавливать слишком много жёстких правил, т.к. диктатура не понравится никому, однако и вседозволенность никогда ни к чему хорошему не приводила. Нужно установить основные запреты (нельзя мучить кота, лезть в окно, драться, бить маму и т.д.). Их должны соблюдать все члены семьи. Всегда необходимо объяснить, из-за чего не разрешено то или иное действие. Вариант «потому что я так сказал» не подойдёт. Должны быть реальные причины: «слишком опасно» и тому подобное.
Установленные запреты должны быть гибкими. Если ребёнок хочет гулять по лужам, то делать это нужно в резиновых сапогах. Когда у него появилось желание пострелять из рогатки — пусть это происходит там, где не ходят люди и т.д
Важно, чтобы данные запреты и правила были приняты всеми взрослыми. Какой тут порядок и послушание, если папа начинает спорить с мамой?
Объяснять, что правильно, а что нет нужно дружественным, а не требовательным тоном. Сами подумайте, как бы вы отнеслись к приказам со стороны своего собеседника? Помните, что непослушание — это вполне естественный процесс и через 2-3 года он закончится. Однако если ваш сын или дочка молча слушается, выполняет все приказы, не проявляет эмоций, необходимо задумать и обратиться за помощью.
Не сравнивайте ребенка с другими детьми
Сравнивая своего ребенка с другими детьми, родители порождают в нем излишнюю тревогу. Малыш перестает нравится сам себе, становится неуверенным и застенчивым. Возможно, у ваших друзей ребенок, действительно, достигает больших высот в учебе и спорте. Но фраза мамы «а твой одноклассник получил пятерку за контрольную, а ты — тройку» точно не подстегнет ребенка прилежнее учиться.
Давайте советы, хвалите, разумно критикуйте. Но в своих «нравоучениях» избегайте любых сравнений, которые бы принизили старания и без того застенчивого ребенка.
Елена Владимировна дает важные рекомендации: «Родителям очень важно, не зацикливаться на проблеме застенчивости ребенка. Не нужно вообще говорить об этом при малыше! Не заставляйте его знакомиться и играть с другими детьми, если ребенок сам не проявит желание наладить общение со сверстниками. Как правило, к 7 годам проблема стеснительности исчезает, как будто и не стояла вовсе
Поверьте, ваш малыш подрастет и будет с легкостью общаться с окружающими, непременно заведет друзей»
Как правило, к 7 годам проблема стеснительности исчезает, как будто и не стояла вовсе. Поверьте, ваш малыш подрастет и будет с легкостью общаться с окружающими, непременно заведет друзей».
Эксперты:
Инна Александровна Мальцева
Любовь Быкова
Елена Владимировна Ушачёва
Подпишитесь на нас в фейсбуке:
Соблюдение распорядка дня
Большинство родителей не нормируют день крохи, и совершают ошибку
Очень важно разделять моменты кормления, познавательных занятий, игры и отдыха. На каждую составляющую нужно выделять время, желательно в одни и те же часы
Это поможет сформировать у малыша привычку выполнять указанные правила. Ему становится понятно, что за одними определенными событиями следуют другие. В результате чадо перестает быть раздражительным агрессивным и тревожным. Если нет никакого режима, то не стоит удивляться, что ребенок в 3 года не слушается. Он просто не знает, чего ожидать и что нужно будет делать дальше.
Как это пережить
Теория привязанности не выделяет трехлетний возраст в отдельный этап развития, поскольку сроки формирования участков мозга, ответственных за социальное поведение, очень индивидуальны.
Хотя этапы эмоционального созревания одинаковы у всех, но скорость разная. Кто-то переживает этот кризис в 2-3 года, кто-то – в 5-6 лет. Помочь детям рано или поздно пройти эти ступеньки – сложнейшая задача.
И для начала, чтобы справляться с бушующими эмоциями, нужно досконально понимать их механизм. Вы хотите, чтобы сын не убегал на шоссе, чтобы дочь не рыдала у полок в магазине, требуя купить все подряд, чтобы старший не бил младшего? Так где же искать волшебную кнопку, которая выключала бы нежелательное поведение?
Прежде всего посмотрим в зеркало. Что происходит с нами, когда мы сталкиваемся с непослушанием и агрессией собственного чада?
В целом можно назвать это сильнейшей фрустрацией – разочарованием в себе, своих возможностях. Прекрасный, любящий родитель внезапно оказывается не в состоянии выполнить элементарные обязанности.
Наши кровные узы больше не работают, более того, наш милый детеныш вдруг атакует нас с недетской силой. Его как будто подменили, характер стал совсем неуправляемый, он чуть что кричит, оскорбляет маму, может ударить отца.
Мы злимся, потому что у нас отняли то, что принадлежит нам по праву рождения – родительскую власть. Мы растеряны и деморализованы, потому что в отношениях с маленьким беззащитным существом жизненно важны контроль и безопасность, а система взбесилась. Наконец, нам может быть невыносимо стыдно из-за того, что скажут люди вокруг.
Для того, чтобы не сваливаться в панику и импульсивные действия, важно не поддаваться чувству вины, если окружающие вам ее будут навязывать. Никто не вправе ставить вам оценки как родителю
Истерика человека 3-х лет не означает, что его плохо воспитали. Он устраивает ее не специально, не назло кому бы то ни было
Никто не вправе ставить вам оценки как родителю. Истерика человека 3-х лет не означает, что его плохо воспитали. Он устраивает ее не специально, не назло кому бы то ни было.
Ваша ответственность сейчас одна – обеспечить ему эмоциональную безопасность, помочь пройти через неприятность с минимальными потерями. Публика недовольна? Ничего страшного, они взрослые люди, как-нибудь справятся со своими переживаниями.
Полезные ссылки по теме: Непослушный трехлетка: как справиться со стихией? Что делать, если ребенок нервный и непослушный?
Детский негативизм и враждебность – самые тяжелые моменты для мамы и отца, и, к сожалению, никто не учит, как правильно реагировать, чтобы пройти их без потерь. Ибо именно тут они и случаются.
Дети никогда не видят своих агрессивных действий со стороны, но навсегда усваивают реакцию близких. Не помнят, как себя вели, но помнят, как их наказывали. И если значимый для них человек, утратив контроль, свалившись в отчаяние и вину, теряет свою взрослость, то масштаб аварии многократно возрастает, а последствия могут сказываться очень долго.
Мнение эксперта
Клименко Наталья Геннадьевна – психолог
Практикующий психолог муниципальной женской консультации
Поэтому первое и самое важное – это любой ценой удержаться в своей роли. Не вступать в конфликт с малышом
Грозовое облако ярости и отрицания, которым он окружил себя – это только мираж. Ваш кроха так громок и убедителен в своем гневе, что покажется самостоятельной фигурой, воюющей с вами, но как же это далеко от реальности! Он сейчас очень уязвим и нуждается в вашем внимании. Необходимо оценить физическую опасность, то есть риски попасть под машину, упасть с высоты, обжечься о плиту. Если такая возможность существует, то уводим или уносим отпрыска без обсуждений и не считаясь с сопротивлением.
Исключив угрозы жизни и здоровью, мы остаемся с необходимостью разбираться с эмоциями. Ведь именно от них зависит надежность вашей связи, а значит, и безопасность вашего сына или дочери.
Что делать если ребенок в 3 года не слушается и ведет себя плохо
Третья причина — эмоциональные тирады из многих букв.
Для того, чтобы наглядно продемонстрировать, когда мы допускаем эту ошибку, давайте представим себе такую ситуацию: вы видите, что ваш кроха делает что-то, из-за чего может упасть и набить шишку. Нужно малыша остановить, и при том, быстро! Как? Вы начинаете быстро-быстро что-то говорить:
- изобилуя наказами,
- возможными вариантами последствий,
- примерами,
- напоминаниями из прошлого опыта вашего и крохи.
Почему этот путь в никуда:
- Малыши живут «здесь и сейчас». У них нет накопительной системы, где они хранят воспоминания своих (а тем более чужих) ошибок.
- В момент азарта даже взрослый человек вряд ли вспомнит что-либо. Тем более карапуз. Ему весело, и он не в состоянии в пылу своего азарта что-то анализировать.
- Много слов, сказанные эмоционально и со скоростью, сливаются в одно. И как в этом слове разобраться и понять, что нужно делать?
Библия говорит: «если труба будет издавать неопределенный звук, кто станет готовиться к сражению?» (1 послание Коринфянам 14 глава, стих
Как малышу понять, что вы хотите, и что ему делать?
Совет! Вот эти 2 вопроса и важны. Ответьте на них коротко, по существу. Тогда озвучьте малышу свою просьбу: «Не прыгай на кровати», «Слезь с карниза»…
Советы психолога
Непослушание лучше предупредить, чем бороться с ним. Воспитателю дошколёнка помогут следующие правила:
- Чёткий распорядок дня, даже если дитя не ходит в садик;
- Расписание должно включать не только время на развивающие занятия, но ещё игры и отдых. Игра – самый важный процесс для развития малышей в этом возрасте.
- Научите малютку выражать чувства и эмоции словами. Так он сможет поделиться с вами переживаниями, и ему будет проще их контролировать.
- Дайте дошколёнку свободу. Пусть он производит некоторые действия самостоятельно: одевается, поднимается по лестнице.
- Предоставляйте детишками право выбора, советуйтесь с ними по некоторым вопросам. Подкрепите их уверенность в себе.
- Принимайте чадо таким, какой он есть. Дарите любовь и поддержку.
- Говорите с ним и проводите вместе время за интересными занятиями. Узнавайте, как прошёл его день.
Настоящие причины истерик
Людмила Владимировна Петрановская Возможно, вы читали книги Л. Петрановской, и помните, что если ребенок в 3 года не слушается, то у него на это есть причина.
Большинство негативных переживаний в детстве связаны со страхом из-за нарушений связи со значимым взрослым.
Привязанность – сильнейший инстинкт, который руководит нашим социальным поведением.
Она проявляется у всех животных с момента рождения, и поэтому не нужно учить только что вылупившихся утят следовать по пятам за уткой, а новорожденного младенца – улыбаться знакомому лицу.
Трехлетний малыш не является исключением, несмотря на то, что он может атаковать своих близких или демонстрировать непослушание. Он делает им больно, но он не хочет остаться без них, их любви и заботы.
На самом деле это крик о помощи. Огромная ошибка расценивать такое поведение как стремление разорвать связь. В своих импульсах он остается незрелым и крайне зависимым, более того, он сам не воспринимает их как конфликт с родителями, потому что еще не имеет опыта отдельности от них.
Для него его поведение – как дождь, который сам собой льется на него и на всех, кто рядом, а реакция окружающих не находится в причинно-следственной связи, и их ответный гнев на истошные вопли или разбитую посуду будет воспринят как внезапная и совершенно незаслуженная атака.
Попробуйте перестать воевать с ребенком и прислушайтесь к его состоянию.
Почему ребенок в 2 года не слушается?
Разбираемся, каких целей можно добиться, если использовать наказания.
Нужны ли наказания?
Почему он так себя ведет и что с этим можно сделать
Малыш нервный и непослушный
Всем отчаявшимся взрослым 4-х летних разбойников посвящается…
“Он стал просто неуправляемый!”
Что не допускается делать при истерике
При возникновении истерики, следует вести себя максимально правильно. Существует 7 действий, которые недопустимо делать родителям:
- Нельзя при истерике сразу исполнять желание. Кончено, это успокоит, но затем все опять повторится по протоптанному пути.
- Не стоит спорить, а тем более его дразнить.
- Не нужно переходить на крик, это усилит гнев и истерику.
- Не стоит наказывать или поощрять, факт истерики должен остаться практически незамеченным.
- Не стоит слова ребенка воспринимать серьезно и обижаться на них, так как в таком состоянии он способен сказать все что угодно.
- Не стоит стыдить, что приступ случился на глазах других людей. Если манипулятор поймет, что вы ему немного уступаете перед чужими людьми, то истерика постоянно будет происходить именно в общественном месте.
- Не стоит вовлекать в истерику посторонних людей. Если он начнет понимать, что его вопли ни на кого не действуют, быстро прекратит спектакль.
Как нужно реагировать на истерику
При возникновении истерики у ребенка в 4 года от родителей требуется правильная реакция
В первую очередь, важно правильно определить тип истерики. В зависимости от этого требуется от родителей соответствующее поведение
Первичная истерика
Подобные вопли по своей сути является проявлением эмоций с целью получения желаемого. У родителей есть только два пути действий, как успокоить ребенка при истерике:
- Отдать ребенку то, что он желает. Это покажет ему, что подобным способом он сможет забрать желанное всегда.
- Грамотно проигнорировать истерическое состояние, чтобы манипулятор понял, что его спектакль не имеет никакого действия.
К подобным истерическим спектаклям следует относиться очень спокойно, важно сохранять хладнокровие. Если истерики выводят вас из себя, смотрите семинар Мама, не кричи!>>>, где получите алгоритм как сохранять спокойствие, когда ребенок не слушается
Если истерики выводят вас из себя, смотрите семинар Мама, не кричи!>>>, где получите алгоритм как сохранять спокойствие, когда ребенок не слушается.
На заметку! Если один раз удовлетворить желание, требование которого проявляется криками и воплями, то он всегда будут прибегать именно к такому методу.
В подобной ситуации очень важно объяснить ребенку спокойным тоном, что по объективным причинам его просьба не может быть выполнена. Доводы должны быть весомыми и вескими
Можно действовать по такому алгоритму:
- Дать понять, что вы услышали желание ребенка.
- Резонно и ясно объяснить, почему его желание не может быть выполнено, доводы для ребенка должны быть убедительными.
- Высказать недовольство поведением малыша и объяснить, что оно просто недопустимо.
- В заключение следует пойти на компромисс – пообещать выполнить его желание, когда это станет возможно.
Настоящая истерика высшего уровня
При подобном состоянии ругать ребенка или вызвать у него чувство стыда за поведение недопустимо, а точнее просто бесполезно
Важно быстро успокоить ребенка, чтобы он в состоянии эффекта не нанес себе и окружающим вред
Важно! Просто недопустимо игнорировать подобное состояние, например, оставлять малыша одного или закрывать в комнате. Так как в этом случае слова не принесут желанного эффекта, родители должны знать, как остановить истерику у ребенка в 4 года
Так как в этом случае слова не принесут желанного эффекта, родители должны знать, как остановить истерику у ребенка в 4 года.
В первую очередь, важно обеспечить тактильный контакт, а именно взять его на руки, обнять.
На ушко можно шептать нежные слова, заверяя, что нет опасности и все уже хорошо.
При возможности следует убрать малыша из того места, где случился приступ.
После того, как будет достигнута основная цель – снят приступ, можно приступать к аккуратному выяснению причины приступа
Истерика без причины у ребенка в 4 года бывает редко, важно понять, почему малыш ведет себя неадекватно. Это не должны быть упреки с целью пристыдить или наругать
Важно понять, почему кроха оказалась в подобном состоянии и сделать все, чтобы оно не повторилось.
Как поступать, если ребенок дерется?
Некоторые детки, кроме криков, плача, истерик, могут проявлять свое недовольство, причиняя родителям физическую боль. Они дерутся, кусаются, щипают неугодившего им взрослого.
При этом важно понимать, что имеется 2 модели такого проявления агрессии:
Малыш не понимает, что своими действиями причиняет боль и неприятные эмоции. В этом случае ему следует объяснить, что драться плохо, что другому человеку больно и неприятно.
При этом можно изобразить соответствующую эмоцию – гримасу боли, плач.
Кроха причиняет боль целенаправленно. Чаще всего это возникает вследствие того, что в семье малыша практикуется физическое насилие. То есть если малыша наказывали, применяя физическую силу, то и он будет подобным образом выявлять свое недовольство.
Особенности проявления непослушания в разном возрасте
В разном возрасте непослушание у детей проявляется по-разному:
2 года. Возраст личностной самоидентификации. В это время детка начинает осознавать себя не частью мамы, а как отдельную личность. Из-за этого и возникают недопонимания между родителями и деткой: малыш хочет, чтобы с его желаниями считались. Попытайтесь находить компромисс, отвлекать интересным времяпрепровождением. Но и слабину не давайте, истерики игнорируйте.
3 года. Сейчас происходит самая настоящая борьба за власть
Через непослушание малыш проявляет характер, отстаивает родительское внимание, истерит, противоречит, не слушается. Чаще уделяйте внимание крохе, отстаивайте свою власть и не позволяйте малышу взять верх над вами, применяйте наказание как способ корректировки нежелательного поведения.
4 года
Если к этому времени непослушание не исчезло, то, скорее всего, вы что-то все это время делали не так. Старайтесь изменить ситуацию при помощи педагогики сотрудничества. Не повышайте голос, сдерживайте его желания, поощряйте, но постарайтесь не перехвалить. Обязательно поясняйте, почему нужно делать именно так, а не иначе. Не обсуждайте проступки детки с другими взрослыми, это обижает. Если проблема никуда не исчезает, стоит записаться на консультацию к психологу.
6 лет. Учите кроху правильно выражать свои эмоции, проявляйте уважение к нему, принимайте его самостоятельность и желание выделиться. Через короткий промежуток времени малыш станет школьником, дайте ему возможность привыкнуть к обязательствам, который накладывает этот статус.
Почему ребенок больше не слушается. Кризис 3-х лет
Родительство часто воспринимается сквозь фильтры радужных мифов и нереалистичных ожиданий. Реальность оказывается немного другой, но мы догадываемся об этом не сразу.
Новорожденный грудничок вносит ощущение счастья в дом, первое время проходит в эйфории, молочном запахе пеленок и радостном единении вокруг него. И вдруг, в 3-4 года, это счастье начинает давать непонятные сбои – драться, игнорировать просьбы мамы или отца, истерить и делать назло родителям. Что случилось?
Мнение эксперта
Викулова Алла Петровна – консультант по ГВ
Консультант по грудному вскармливанию, доула.
Многие психологи говорят о так называемом «кризисе трехлетнего возраста» – периоде, когда вчерашний младенец начинает отделяться от мамы с папой, стремится проявлять свою самостоятельность. Он впервые осознает себя как отдельную личность и учится обозначать свои новые границы: отвечать «нет», настаивать на своем.
Особенности этого возраста. Теория привязанности Л.В.Петрановской
Пережив кризис трёх лет, ребенок сильно меняется, как физически, так и психически. К этому возрасту он уже познал и изучил многие предметы, может сам обслуживать себя и не требует физического ухода.
При этом остаётся маленькой милым крошкой с покладистым характером и хорошим послушанием. Теперь уже нет необходимости нянчить его, достаточно просто присматривать.
Ребенок становится управляемым на расстоянии с помощью слов. Можно просто сказать: «Подойди ко мне поближе» или «Не беги перед светофором и возьми меня за руку». Неспроста этот возраст называется «нежным». Дети становятся ласковыми, покладистыми.
Возраст 4-5 лет психологи называют “нежным”
Исследовав материальный мир, кроха теперь больше интересуется людьми и отношениями. Четырёхлетки очень чувствительны к эмоциям, чутко следят за отношениями между людьми, их настроением, реагируют на остановку в семье. В это время закладывается основа эмпатии. Чадо уже осознает свои чувства и любовь к родителям.
Это самые дорогие и незаменимые люди в его жизни. Малышам очень хочется нравиться своим маме и папе. Мальчики и девочки приобретают способность к рефлексии – умению распознавать свои чувства и необходимости говорить о них. Но иногда дети выходят из-под контроля.
Запреты: как правильно поставить их и добиться соблюдения?
Если ваша воспитательная модель подразумевает вседозволенность, то неудивительно, что ребенок перестал слушаться. Отсутствие запретов становится препятствием при общении со сверстниками и взрослыми. Только психологи могут подсказать, что делать с детьми, выросшими в атмосфере анархии.
Детский психолог Юлия Гиппенрейтер делит запреты на 4 группы, каждая из которых входит в свою цветовую зону:
- В зеленой ограничения отсутствуют. Дошкольник может делать свободный и самостоятельный выбор.
- Желтая подразумевает, что для получения разрешения, необходимо выполнить какое-либо условие. Например, десерт малютка получает только после супа, а гулять идет, когда игрушки собраны.
- Оранжевая зона – исключительные случаи, когда запрет может быть отменен. Регулярно ребёнок должен ложится не позднее десяти вечера, но на Новый Год или на другой праздник, ему дозволено задержаться со взрослыми на час.
- В красную зону относятся те ограничения, которые нельзя отменять. Поэтому они должны быть обоснованными.
Если вы отнесли к неукоснительным запретам отклонения от режима дня, то поблажки делать нельзя ни при каких обстоятельствах. Обоснованным такое требование родителей будет, если малыш гиперактивный. Объяснить запрет можно просто: если он мало поспит, ему будет плохо подниматься утром. Добивайтесь от детей полного выполнения запретов из «красной зоны».
Наиболее популярные вопросы
Как реагировать, если малыш не слушается и не отвечает?
Не нужно давить на кроху. Дайте ему побыть наедине со своими игрушками и мыслями
Через некоторое время он остынет и сам заговорит.
Что предпринять, если ребенок капризничает из-за планшета или ПК?
В случае, когда ребенок долго играет или смотрит видео на планшете, и отказывается положить его, можно попробовать переключить его внимание. Для этого предложите ему пойти погулять на детскую площадку, посетить зоопарк или парк аттракционов
Чтение интересной книжки также может стать альтернативой гаджету.
Маленькие дети время от времени становятся капризными и агрессивными. Чаще всего такое поведение – это ответная реакция на неправильное воспитание (недостаток общения с родителями, унижения с их стороны, постоянные запреты)
Справиться с истериками поможет хорошее отношение, разговоры по душам, забота и внимание
Насколько громкой может быть молчаливая помощь?!
Стоит ли вам беспокоиться зависит от того, в какой степени ваш ребенок перестал разговаривать с вами. Давайте рассмотрим 3 возможных сценария:
Случай № 1.
Раньше вы и ваша дочь были «лучшими подругами». Она рассказала вам абсолютно все, а теперь внезапно закрылась от вас и делится своими личными мыслями только с друзьями.
В этом случае вам не о чем тревожиться. И как бы ни было больно, вы должны стараться не принимать ее выбор на личный счет. Она делает то, что должна: она взрослеет.
Что делать:
- Не читайте ей лекций и не говорите, что вам больно.
- Постарайтесь поддерживать с ней позитивные отношения.
- Вовлекайте ее в занятия, которые вам нравилось делать вместе.
- Кушайте вместе с ней.
- Не выдавливайте из нее какие-либо сведения, информацию. Вместо этого поделитесь чем-нибудь смешным или интересным в своей жизни. Если вы откроетесь, она, скорее всего, сделает то же самое.
- Поговорите с ней, как с взрослой, выражая свое уважение, и дайте понять, что вы цените ее мнение и ожидаете уважения в ответ.
Случай № 2.
Ваш когда-то милый и ласковый ребенок теперь отвечает вам односложными ответами и раздраженным закатыванием глаз. Он проводит с вами как можно меньше времени и, похоже, сохраняет весь свой энтузиазм для общения с друзьями.
Хотя это может приводить в бешенство, и у вас может возникнуть соблазн наказать такое поведение, знайте, что оно все еще находится в пределах нормального подросткового развития. Сосредоточение внимания на отношениях со сверстниками помогает детям научиться быть менее зависимыми от родителей – необходимый шаг к тому, чтобы стать счастливыми, независимыми взрослыми. Тем не менее, ваша работа по-прежнему состоит в том, чтобы настаивать на уважении и обеспечивать безопасность вашего ребенка.
Что делать:
- Установите соответствующие ограничения, но также сосредоточьтесь на укреплении ваших отношений. Вы не получите уважения, если он не чувствует себя связанным с вами.
- Не поддавайтесь желанию читать нотации. Если вы сможете преодолеть этот соблазн, вашему ребенку-подростку не нужно будет отталкивать вас, чтобы стать самим собой.
- Помните, что подростки могут быть эмоциональными. Но под неуважением может скрываться стресс, страх, неуверенность в будущем и другое. Поэтому вместо того, чтобы обижаться напомните своему подростку кем он является на самом деле. Например, можно сказать что-то вроде: «Я знаю, что ты расстроен, и это не свойственное тебе поведение». Так вы можете создать начало разговора.
Ситуация № 3.
Ваш ребенок ни с кем не разговаривает и проводит все свое время в своей комнате, за закрытой дверью. Он не общается с друзьями, потерял интерес к занятиям, которые когда-то доставляли ему удовольствие, и все больше изолируется от других людей.
Такое поведение вызывает серьезную озабоченность и выходит за рамки нормального подросткового развития. Вам необходимо выяснить, перенес ли ваш ребенок какую-либо травму (издевательства, изнасилование) или злоупотребляет наркотиками или алкоголем.
Такое поведение также может указывать на начало серьезной проблемы с психическим здоровьем, такой как депрессия, шизофрения или биполярное расстройство, которые все чаще встречаются в позднем подростковом и в двадцатилетнем возрасте.
Опасно, если подросток отстраняется от всех, кого знает. Например, уходит в онлайн-мир, что не может заменить общение с людьми в реальной жизни. Отношения в Интернете могут стать очень интенсивными, быстро развиваться. Так, что бывает трудно понять, хорошо ли влияют люди, с которыми ваш сын или дочь дружит в Интернете, или даже правда ли то, кем они себя называют.
Что делать
- Если ваш ребенок кажется враждебным и злым, дайте ему возможность объяснить, сделали ли вы что-то не так.
- Конфиденциальность может заходить очень далеко. Комната подростка не должна быть закрыта для родителей. Вы имеете право знать, что ваш ребенок делает в своей комнате, особенно если он находится там часами в одиночестве.
- Настаивайте на дополнительной информации. Совсем нередко на вопросы типа «Куда ты идешь?» подростки отвечают: «На улицу», а на «Когда ты вернешься?» отвечают «Позже». Сохраняйте спокойствие и твердость. Скажите подростку, что вам нужны подробности.
- В тех случаях, когда ваш ребенок отказывается общаться, рекомендуется проконтролировать его социальные сети.
- Обратитесь за профессиональной помощью к квалифицированному психологу или психотерапевту.
Что делать, если ребенок непослушный?
А Вы тоже не знаете, как поступить в такой ситуации?
Если у вашего карапуза появляются симптомы непослушания, то следует прислушаться к следующим советам психологов, с которыми солидарен и доктор Комаровский:
Не обделяйте вниманием своего малыша, чаще общайтесь, внимательно слушайте его слова, удовлетворяйте просьбы.
За серьезное нарушение правил малютка должен быть наказан обязательно, а на некоторые незначительные проступки можно и не обратить внимание. Обязательно используйте похвалу за хорошее поведение.
Во время применения санкций старайтесь обходиться без крика и унижений.
Оказывайте помощь детке, если он попал в затруднительное положение.
Не ущемляйте его самостоятельность, постарайтесь меньше контролировать действия ребенка.
Не стоит повторять одно и то же часто
Детка очень быстро привыкает к такому поведению взрослых, и перестают реагировать на просьбы с первого раза. Произнесите свою просьбу, предупредите о том, что будет, если он ее не выполнит. Если детка продолжает игнорировать вас, применяйте обещанное наказание.
Пообещали – выполните. Этот закон должны выполнять все члены вашей семьи, даже бабушки, которые так любят баловать своих внуков.
Уменьшите количество запретов, ведь именно из-за них многие дети становятся неуправляемыми.
Старайтесь исключить из своего речевого оборота частицу не.
Обратитесь за профессиональной помощью к психологу, если справиться с проблемой не можете самостоятельно.
Не бросайтесь в аптеку за успокоительными препаратами для чада. Такие медикаменты могут назначить только специалисты, да и эффект от них будет не слишком долгим. Кроме того, успокоительные препараты имеют побочные эффекты, которые могут усугубить ситуацию.
Какие проблемы могут быть причиной непослушания?
Кризис. Возрастные нормативные кризисы – переломные моменты, когда ребенок может проявлять непослушание, быть капризным, нервозным. Его психика перестраивается – он заново начинает выстраивать отношения с окружающими, пробуя новые способы взаимодействия.
Выбрать тактику поведения родителям в этом случае бывает очень трудно – нужно учесть не только то, насколько сильно проявляется негативизм, но и другие условия: особенности характера малыша, включенность в процесс воспитания других лиц (воспитателей, бабушек), время, которое удается провести вместе с ребенком и т.д. Во многих случаях оптимальным решением выхода из кризиса без потерь является семейный визит к психологу.
Дефицит внимания. Он особенно ярко проявляется в случае, если малыш перебивает взрослых, включается в разговор с, казалось бы, необоснованными просьбами (например, починить машинку, с которой легко управлялся самостоятельно). Другим типичным примером являются намеренные шалости – ребенок специально проливает чай, хватает кота за хвост, рисует на обоях
Таким образом он может пытаться завоевать внимание родителей, пусть даже и в негативном ключе.
Соперничество. Многие семьи сталкиваются с гневными криками ребенка, попытками их подчинения, проявлениями агрессии. Это одинаково часто встречается в случаях, когда родители слишком мягки или излишне опекают малыша, а также если родители привыкли критиковать ребенка и предъявлять невыполнимые требования. Проявить самостоятельность, выразить протест чрезмерным замечаниям и почувствовать себя взрослым, — все эти мотивы могут стоять за нежелательным поведением детей.
Следует отметить, что ребенок может вести себя плохо в связи с обидой на родителя, полным отсутствием слов одобрения и похвалы, чрезмерным умственным и психическим напряжением и другими серьезными факторами. Диагностировать причину может только опытный специалист — психолог.