Норма сна для детей

Выбираем свой подход к режиму

Как в свободном режиме сна, так и в четко установленном есть свои плюсы и минусы. Каждый родитель сам для себя решает, что лучше всего подходит ему и его ребенку. Как выбрать режим, который оптимален именно для вас?

Строгий режим. Ребенок спит, принимает пищу, играет и гуляет в строго определенное время. Благодаря такой предсказуемости вырабатывается внутренняя дисциплинированность и формируется привычка к планированию времени. Не говоря уже о том, что это намного удобнее для родителей, особенно в первые, самые непростые, годы жизни ребенка.Однако строгий режим не учитывает индивидуальных особенностей ребенка, не всегда соответствует его биоритмам. Кроме того, в этом случае отклонения от распорядка дня негативно сказываются на настроении и самочувствии малыша. На психологическом уровне строгий режим подавляет волю и желания ребенка, что не очень способствует формированию независимости личности.Свободный режим.Этот режим складывается в результате наблюдений за ребенком, его особенностями и потребностями. Поскольку кроха уже в первые месяцы жизни проявляет расположенность к определенному времени пробуждения и засыпания, режим питания, прогулок и игр формируется на основе этого ключевого показателя. Таким образом, родители подбирают оптимальное время для сна, кормления и прогулок в соответствии с биоритмами ребенка, и режим дня, так или иначе, носит вполне упорядоченный характер.

Единственным отличием от строгого режима в данном случае является то, что распорядок дня строится не на основе усредненных норм, предлагаемых специалистами, а исходя из индивидуальных потребностей конкретного малыша.

Ребенок формируется как самодостаточная, независимая личность, понимающая, что ее интересы соблюдаются, а значит, он имеет ценность сам по себе, а не через послушание. Малыш растет в комфортной обстановке, когда его физические и психологические потребности не остаются без внимания.

Такой график может доставлять некоторые неудобства родителям и другим членам семьи, участвующим в заботе о ребенке, а также не способствует мягкой адаптации к детскому саду с более строгим режимом дня.

Таблица с нормами сна по месяцам

Скажем сразу, что все значения, указанные в таблице — это всего лишь общий ориентир. Малыш может спать чуть меньше, или чуть больше указанного времени. Все дети разные. Смотрим прежде всего на своего кроху: если днем он бодр и весел, не капризничает без причины, а ночью спокойно спит, прерываясь только на кормление, — значит все у него хорошо и сна ему достаточно.

В первом столбце указан возраст ребенка от ПДР. Для недоношенных деток лучше брать значения между реальным возрастом и возрастом от ПДР.

Во втором столбце указано время бодрствования (ВБ) для каждого возраста. Оно считается от момента пробуждения до начала следующего сна. Посчитайте, сколько бодрствует ваш малыш и сравните эту цифру с указанной в таблице. Если ребенок бодрствует меньше, чем положено в его возрасте, скорее всего у него много коротких дневных снов, либо он “гуляет” ночью, либо просыпается слишком рано. В таких случаях лучше пересмотреть режим и постараться довести хотя бы одно ВБ до минимального значения.

Сравните количество дневных снов вашего ребенка с указанным в третьем столбце. Если снов больше, чем должно быть, скорее всего, малыш слишком рано встает утром или поздно уходит на ночной сон. В этом случае дневных снов будет больше, и они будут короткими. Если снов меньше — ребенок может быть капризным и легко переутомляться.

Средняя продолжительность одного дневного сна приведена в четвертом столбце.

Пятый столбец поможет правильно распределить время на ночной сон и дневные сны. Если днем ребенок спал больше положенного, значит ночью это время он будет бодрствовать.

Нормальная величина ночного сна указана в шестом столбце. Ночной сон напрямую зависит от дневного: чем больше малыш спит днем, тем позже он пойдет на ночной сон и меньше будет спать ночью. И наоборот.

Седьмой столбец нужен для контроля. Если малыш бодр, весел, хорошо прибавляет в весе и спит указанную суточную норму, волноваться не стоит. Если же суммарное время сна не совпадает с нормой, лучше проанализировать режим и найти причины проблем со сном.

Забота о младенце – нетрадиционный подход

Маленький ребенок, появившийся на свет, переживает самый сложный период – период новорожденности. После сильнейшего эмоционального и физического стресса, полученного во время родов, он попадает в совершенно иные для себя условия.

На данный момент его главная задача – как можно быстрее пройти процесс адаптации и успешно приспособиться к окружающей среде. Ваша задача, как мамочки – помогать своему младенцу в этом деле.

Именно «помогать», обеспечивая все потребности новорожденного. Не стоит думать, что ребенок – это абсолютно беспомощное существо, которое нуждается в ежеминутной опеке. Такое предположение  не совсем верное.

но, в отличие от многих животных, способных  в течение первых нескольких часов после рождения самостоятельно есть, передвигаться, новорожденный ребенок является одним из самых беспомощных живых существ на земле.

Да, защитные механизмы имеются, но вот  большинство потребностей новорожденного удовлетворяются лишь за счет взрослого человека, мамы.

  1. В первый месяц младенец должен «подружиться» с бактериями, поэтому в его крови увеличено число лейкоцитов, которые уничтожают вредоносные микроорганизмы (когда малыш немного подрос эта задача уже переходит на родителей. Ознакомьтесь с нашим курсом Здоровый малыш>>>;
  2. У малыша повышенная частота пульса и дыхания, может колебаться температура тела;
  3. Повышенное количество эритроцитов и повышен гемоглобин, что способствует интенсивному насыщению кислородом;
  4. Ярко выражены все основные безусловные рефлексы;
  5. Наблюдается быстрый прирост мышечной массы и т.д. О том, как развивается малыш в первый год жизни, читайте в статье Развитие ребенка по месяцам до года>>>

Можно подумать, что новорожденный младенец может самостоятельно расти и развиваться, получая лишь питание и минимальный уход от родителей.  Это не так.  Потребность в безопасности, ласке, внимании, общении – присутствует у ребенка с первых дней жизни.

Будучи лишенным этого ребенок испытывает большой стресс и это отражается на его поведении: он дольше сосет грудь, с трудом засыпает, плачет при попытке спустить его с рук,  очень чутко спит.

Если вы замечаете за своим младенцем такое поведение, значит вам нужно научиться мягкому уходу за ним. Уходу, который снижает уровень стресса у ребенка и превращает его в спокойного, улыбчивого и довольного жизнью малыша. Подробную пошаговую систему обучения такому уходу смотрите в видеокурсе Счастливое материнство>>>

Современные условия окружающей среды тоже не позволяют младенцу расслабиться, создавая новые трудности:

  • он дышит пыльным воздухом;
  • его кожа становится сухой и чувствительной;
  • мы часто его кутаем, постоянно одеваем памперсы и ползунки, что может вызывать усиленное потение, появление раздражения на коже;
  • в проточной воде полно вредных микробов;
  • детские косметические средства могут содержать аллергены.

Поэтому в первый месяц жизни новорожденного необходимым условием для его здоровья и развития является ваша ежедневная родительская забота и уход

Важно делать это умело и осторожно, не вмешиваясь в естественные природные механизмы

Создание комфортной обстановки

Естественным положением во сне, с точки зрения физиологии, для грудничка является позиция на спине с раскинутыми в разные стороны ножками и ручками. Не запрещается укладывать малыша на боку или животике – это также удобные и комфортные положения. При этом каждый из вариантов имеет свои особенности.

Укачивание

Уложить спать грудничка в кроватку можно при помощи проверенного способа – укачивания. Это действенный метод и естественная потребность малютки. С помощью процедуры происходит быстрое засыпание, правильное развитие вестибулярного аппарата и координации в пространстве.

Благодаря таким манипуляциям, при отсутствии заболеваний, грудничок не будет капризничать, злиться и устраивать истерики. Напротив, монотонные движения обеспечат развитие спокойной, уравновешенной личности.

Про кормление

Доступный способ подготовить грудничка ко сну является прикладывание к маминой груди. Посасывание сосков успокаивает и убаюкивает даже перевозбужденных малышей.

Особенно действенен представленный метод в течение первых 2-3 недель жизни малютки. Однако со временем необходимо начинать поиски других способов перехода ко сну, поскольку уже к 6 месяцам следует отучать ребенка засыпать во время приема пищи.

Совместный отдых

При естественном кормлении совместный сон можно считать незаменимым для мамы и малыша. Благодаря ему:

  • формируется уравновешенная психика;
  • обеспечивается контроль над дыханием крохи;
  • увеличивается количество молока у мамы;
  • устанавливается единый режим у родителей и ребенка.

Нельзя не отметить, что многие педиатры выступают против совместного сна, приводя следующие доводы:

  • Риск придавить маленького ребенка.
  • Низкий уровень гигиеничности.
  • Вероятность возникновения дальнейших проблем с засыпанием крохи отдельно от родителей.

Окончательное решение о том, как укладывать спать новорожденного, ложится на плечи родителей.

Создание условий для сна младенца

Переоценить значение условий, в которых спит младенец, невозможно. Прямая связь между комфортной обстановкой и длительностью детского сна – очевидна, поэтому стоит рассмотреть их по отдельности:

Микроклимат. От температуры воздуха в комнате напрямую зависит, сколько и как младенец будет спать. Врачи рекомендуют поддерживать температуру в пределах 19-20 градусов днем и 20-22 градусов ночью. Не менее важным показателем микроклимата является уровень влажности, который не должен быть ниже 50% и выше 70%. При обнаружении недостатка влаги в доме следует воспользоваться увлажнителем или простыми средствами. Например, поставить баночку с водой и чаще проводить влажные уборки с проветриванием комнаты.
Уютная постель. При покупке детской кроватки нужно ориентироваться не только на привлекательный внешний вид, но и на безопасность, комфорт и гигиеничность. Материал изготовления должен быть экологически чистыми

Также обратите внимание на прутья – ширина между ними не должна превышать 6 см. Одной из важнейших частей кровати для малыша является матрас

Отдавать предпочтение рекомендуется ортопедическим моделям, подходящим по габаритам к кроватке.
Постельные принадлежности. Новорожденные не нуждаются в подушке. Альтернатива –пеленка, сложенная в 2-3 слоя. К выбору постельных принадлежностей также стоит подойти ответственно. Комплектов белья достаточно 2-3 штук. Изделия должны быть выполнены из мягких натуральных тканей. Кроме этого, потребуются наматрасник из непромокаемых материалов, одеяло и плед.
Безопасность. Уберечь от ударов о боковые прутья помогут специальные бортики. Балдахин станет надежной защитой от сквозняка и ненужного света, а также подарит малютке ощущение уюта. При всем при этом главным условием безопасности ребенка в кроватке является регулярная смена постельных принадлежностей с использованием влажной и термической обработки.
Пеленание. Тугое пеленание может вызвать проблемы с циркуляцией крови и работой дыхательной системы, а также травмировать мягкие косточки новорожденного.

Самостоятельное засыпание

Создание вечерних ритуалов может стать купание, за которым следует кормление, а завершением может выступать укладывание в кроватку и пение колыбельной. Повторение из раза в раз одинаковой процедуры позволит грудничку выстраивать ассоциацию с отдыхом.

Почему не спит малыш

Условия, сколько должен спать годовалый ребенок диктуют не психологи, а в первую очередь, потребности организма крохи. У всех детей время, отведенное на бодрствование и сон, имеет разные показатели. На это влияют его внутренние ритмы, психотип и темперамент. Поэтому, если ребенок в хорошем настроении, ему интересно познавать мир и общаться с окружающими – причин для беспокойства нет.

Ночной может прерываться 1–2 раза по естественным причинам: из-за прорезывания зубов, пугающих сновидений, жажды или позывов мочеиспускательной системы. Но если ребенок не может беспрерывно спать более 40 минут, это не является нормой для годовалого возраста.

Причины могут быть разными:

  • несоответствующий микроклимат в детской;
  • неудобная одежда;
  • неправильно подобранные постельные принадлежности;
  • соматические и психосоматические заболевания;
  • переедание/голод;
  • длительный дневной сон;
  • гиперактивность;
  • недавно перенесенный стресс.

Многие родители с целью стабилизировать ночной сон пытаются всячески сократить его продолжительность днем, полагая, что чадо будет проще уложить вечером. Но иногда такой подход дает обратный эффект: перевозбужденная за день нервная система малыша не может быстро «успокоиться» и не дает ему погрузиться в сон.

Ни в коем случае нельзя подстраивать режим ребенка под себя. У грудничка могут возникнуть нарушения в организме, которые негативно скажутся на его здоровье. Независимо от режима дети до 3 лет в 22:00 должны уже спать.

Развитие ребенка с помощью упражнений и игр

Разговаривайте с малышом. Даже если поначалу вам кажется, что ребенок слишком мал и не может вас понять, постоянно говорите с ним – во время кормления, переодевания, купания, отдыха

Наблюдение. Возьмите достаточно яркий предмет или игрушку, подержите ее перед ребенком на расстоянии 30-40 см

Когда малыш сосредоточит внимание, медленно перемещайте по кругу, из стороны в сторону, следя за тем, чтобы ребенок наблюдал за движением. После каждого вида движений оставляйте немного времени на отдых

Мамино лицо

Помогите малышу сфокусировать взгляд на вашем лице. Медленно перемещайтесь – ребенок будет поворачивать головку вслед за вами.

Мамин голос. Если вы перемещаетесь по комнате, в которой находится ребенок, назовите малыша по имени, чтобы прилечь его внимание. Переходя в другое место, снова подайте голос. Это развивает слух ребенка и помогает ориентации в пространстве

Массаж. Поскольку время для подвижных игр еще не настало, делайте массаж и гимнастику. Начинайте с поглаживания легкими движениями, разомните и ступни, разогните ручки и ножки. Чем больше тактильного контакта ощущает малыш, тем спокойнее и комфортнее он себя чувствует.

Можно попробовать поиграть в следующие развивающие игры в первый месяц жизни малыша:

  • «Мордашки» — на кружках картона рисует лица с разными эмоциями – улыбающиеся, грустные, сердитые и т.д. прикрепляем каждую из них на палочку. По очереди показываем каждую из них крохе на расстоянии полуметра от глаз. Дождавшись, пока он сфокусирует свой взгляд на предмете, начинаем водить игрушкой из стороны в сторону;
  • «Шумелка» — подбираем звучащие предметы – бубенчики, детские музыкальные инструменты, погремушки и демонстрируем ребенку. Задача игры – развить слуховую координация, чтобы малыш научился определят направление, откуда звук исходит;
  • «Болталки» — эмоциональные беседы с малышом, в которых будут варьироваться интонации. В качестве текстов отлично подойдут народные потешки, вроде «Ладушки-ладушки».

Как развивается малыш в 6 месяцев

Что бы такого съесть? Да, именно в полгодика малыш начинает проявлять пищевой интерес. Это новый этап в его развитии, а вовсе не свидетельство нехватки молока у мамы или недоедания ребенка. С 6 месяцев можно вводить первый прикорм.

Физическое развитие:

  • Садится из положения на четвереньках;
  • Переворачивается с живота на спину и со спины на живот;
  • Встает на четвереньки и раскачивается взад-вперед, готовится к полноценному ползанию (некоторые дети уже довольно хорошо ползают);
  • Долго следит за перемещением игрушки;
  • Может прорезаться первый зуб.

Психоэмоциональное развитие:

  • Занимается с одним предметом — перекладывает из руки в руку, тянет в рот, отодвигает, рассматривает;
  • Повторяет за взрослым слоги и звуки, подражая его голосовым интонациям;
  • Пытается подражать движениям взрослого — похлопывает, стучит, сжимает, трясет игрушкой;
  • Появляются согласные «з», «с», «в», «ф».

Принципы организации правильного режима дня для малыша

Индивидуальный подход. При выборе режима для малыша желательно учитывать его индивидуальные особенности и привычки. Главное для родителей — понимать, что правильный режим строится в зависимости от ритмичности физиологических процессов организма. Чтобы ребенок хорошо рос и гармонично развивался, необходимо, чтобы режим его жизни был построен с учетом его биологических ритмов.
Разумный компромисс. Несомненно, жизненный ритм не в последнюю очередь задается режимом, соблюдение которого может облегчать засыпание, обеспечивать хороший аппетит или спокойный переход от одного вида деятельности к другому. Но во всем надо знать меру и не подходить к режиму дня как к непреложному закону жизни. Поддерживать заведенный распорядок необходимо для здоровья и хорошего самочувствия ребенка и родителей, и вопросы удобства и соответствия режима естественным потребностям и интересам каждого члена семьи здесь не последние.
Последовательность. Будьте регулярны, последовательны и согласованны в своих действиях — это требование ко всем членам семьи. Навыки правильного поведения у ребенка дошкольного возраста пока не сформированы (и еще долго не будут!), и если взрослые непостоянны в своих требованиях и ожиданиях, то малышу будет трудно закрепиться на позициях

Также важно, чтобы все члены семьи были единодушны в своих подходах.
Гибкость. Любой распорядок дня рано или поздно себя исчерпает и потребует корректировки

Ведь потребности у детей меняются от этапа к этапу. По мере взросления нужно наблюдать за самочувствием и настроением малыша и делать необходимые поправки. Особенно если вы заметили, что выбранный вами режим наносит вред его здоровью.

Краткое изложение рекомендаций

Детям грудного возраста (младше 1 года) рекомендуется:

  • Заниматься разнообразными видами физической активности несколько раз в день, в частности, играя на полу во взаимодействии со взрослым; чем больше, тем лучше. Если ребенок еще не может самостоятельно передвигаться, ему рекомендуется проводить не менее 30 минут в день лежачем положении на животе (в разные моменты дня в периоды бодрствования).
  • Не оставаться в ситуации ограниченной подвижности в течение более 1 часа подряд (например, в люльках/колясках, детских креслах или переносках и эрго-рюкзаках). Проводить время перед экраном не рекомендуется. В периоды ограниченной подвижности ребенку рекомендуется обеспечить общение со взрослым, например, в виде чтения сказок и историй.
  • Иметь 14–17 часов (в возрасте от 0 до 3 месяцев) или 12–16 часов (в возрасте от 4 до 11 месяцев) качественного здорового сна, включая дневной сон.

 Детям в возрасте от 1 до 2 лет рекомендуется:

  • В общей сложности не менее 180 минут в день заниматься разнообразными видами физической активности любой интенсивности, включаяфизическую активность умеренной и высокой интенсивности; чем больше, тем лучше. 
  • Не оставаться в ситуации ограниченной подвижности в течение более 1 часа подряд (например, в люльках/колясках, детских креслах или переносках и эрго-рюкзаках) или не сидеть в течение продолжительного периода времени. Детям в возрасте 1 года проводить время сидя перед экраном (например, смотреть мультфильмы по телевизору или на переносных устройствах, играть в видеоигры) не рекомендуется. Детям в возрасте 2 лет рекомендуется не сидеть перед экраном более 1 часа в день; чем меньше, тем лучше. В периоды ограниченной подвижности ребенку рекомендуется обеспечить общение со взрослым, например, в виде чтения сказок и историй. 
  • Иметь 1114 часов качественного здорового сна, включая дневной сон, с соблюдением стабильного режима сна и бодрствования.

Детям в возрасте от 3 до 4 лет рекомендуется:

  • В общей сложности не менее 180 минут в день заниматься разнообразными видами физической активности любой интенсивности, из которых не менее 60 минут — умеренной и высокой интенсивности; чем больше, тем лучше. 
  • Не оставаться в ситуации ограниченной подвижности в течение более 1 часа подряд (например, в люльках/колясках) или не сидеть в течение продолжительного периода времени. Рекомендуется не сидеть перед экраном более 1 часа в день; чем меньше, тем лучше. В периоды ограниченной подвижности ребенку рекомендуется обеспечить общение со взрослым, например, в виде чтения сказок и историй. 
  • Иметь 1013 часов качественного здорового сна, при необходимости включая дневной сон, с соблюдением стабильного режима сна и бодрствования.

Дневной сон

Однозначно ответить на вопрос, сколько времени необходимо отдыхать грудничку днем в полугодовалом возрасте, невозможно. Мальчики не отличаются от девочек по продолжительности сна. Просто девочки быстрее укладываются спать.

Иногда шестимесячный рубеж становится переходным моментом и дети переключаются на двухразовый дневной сон. Происходит переход таким образом: невозможно уложить малыша отдыхать вечером, но уставший карапуз раньше укладывается на ночь. Утренний отдых сдвигается. Происходит переход к двухразовому дневному сну.

Некоторые дети продолжают в 6 месяцев спать трижды в день

Распределение дневного сна детей

Общая продолжительность дневного сна полугодовалого карапуза равна 5-6 часам. Если малыш спит трижды в день, то разделение происходит таким образом: утром – 1,5 часа, днем – 2-2,5; вечером – 1,5. Дети, перешедшие на двухразовый дневной отдых, спят подольше: утром отдыхают от 2 до 2,5 часа и вечером – в течение 3 часов. Продолжительность сна на уличной прогулке составляет больше времени, чем в домашних условиях.

В основном маленькие дети пробуждаются в 6 утра, иногда спят до семи часов. Раннее пробуждение объяснимо. Малыш проголодался, он требует поменять после ночи памперс.

Затем в прекрасном настроении кроха готов поиграть и побыть вместе с родителями. Спустя 2-3 часа малыш уже хочет отдыхать. Утром спит с 9.00 до 9.30 в течение 1,5 часов.

В следующие моменты бодрствования проводятся игры и занятия. Занятия по развитию отнимают много времени и внимания. Даже делами по дому можно заниматься вместе с малышом. Днем можно выйти с грудничком на улицу, тем самым продолжительность дневного сна увеличить до 2,5–3 часов. На свежем воздухе в коляске грудничок проспит с 12.00 до 15.00.

Вечером малыши отдыхают недолго. Засыпание происходит примерно в 18.00. Отдохнув час-полтора, ребенок становится снова активным и готов принимать вечерние процедуры. Вечернее бодрствование в течение 30–40 минут можно провести на уличной прогулке. Приняв ванну, получив вечерний массаж, покушав сытно, младенец погружается в глубокий ночной сон.

Причины плохого сна.

Кроме проблем с засыпанием, могут возникнуть и проблемы со сном.

7.1. Перевозбуждение.

Одна из причин может заключаться в перевозбуждении, эмоциях, пугающих сновидениях.

Ребенок – это живой человек со своими эмоциями, переживаниями и индивидуальной электрической активностью мозга. Ребенок имеет право ворочаться во сне, вздыхать, смеяться, стонать. Обычно в этом нет ничего страшного, но иногда это должно вызвать настороженность родителей, особенно если ребенок во сне активно ворочается, стонет, скрипит зубами или чешется. В этом случае имеет смысл обратиться к врачу.

При этом важно помнить, что ни один из перечисленных симптомов в отдельности не является признаком какого-либо заболевания. И даже когда дети во сне скрипят зубами – это может не иметь никакого отношения к глистам и может быть даже вариантом нормального здорового сна.. Состояние ребенка необходимо оценивать в комплексе, в динамике, учитывая множество факторов

Поэтому, если вас беспокоит сон ребенка, то нужно посоветоваться с врачом. Только врач сможет учесть и проанализировать совокупность симптомов и решить – есть заболевание или нет.

Состояние ребенка необходимо оценивать в комплексе, в динамике, учитывая множество факторов. Поэтому, если вас беспокоит сон ребенка, то нужно посоветоваться с врачом. Только врач сможет учесть и проанализировать совокупность симптомов и решить – есть заболевание или нет.

7.2. Внешние факторы.

Разумеется, причинами плохого сна могут стать те же самые факторы, что и при засыпании: шум, наполненный подгузник, боли в животе, голод и т.д.

Какие есть ритуалы засыпания?

Специалисты рекомендуют подготовку ко сну, которая состоит из последовательных, ежедневно повторяющихся действий, так называемых рутин5. Они помогают ускорить засыпание, повысить качество и длительность сна, уменьшить количество ночных пробуждений5.

Наиболее типичные ежевечерние ритуалы6:

  • Купание в теплой воде с любимой пенкой или средством для ванны, легкий массаж.
  • Успокаивающие звуки – «белый шум». Это монотонный шум, который не несет в себе смысловой нагрузки, успокаивает и помогает забыться, например, текущая вода, метроном, тиканье часов или записи звуков природы.
  • Колыбельные и сказки.
  • Пожелания «доброй ночи», «сладких снов» или другие фразы, которые произносят только перед сном.

Эксперты по сну рекомендуют трехэтапный ритуал, который включает купание, массаж и спокойное время в кроватке8. 

  • Во время водных процедуры можно использовать пену для ванной. Для малышей с 6 месяцев подойдет пена JOHNSON’S Детская пена для купания «Перед сном». У нее успокаивающий аромат, помогающий ребенку подготовиться ко сну8.
  • Сразу после теплой ванны легкими поглаживающими движениями на кожу можно нанести молочко, например, JOHNSON’S Детское молочко «Перед сном»8   для детей старше 6 месяцев. Такой массаж еще больше успокоит малыша и подготовит его ко сну, особенно благодаря приятному запаху молочка8.
  • На третьем этапе нужно переодеть ребенка в пижаму, почитать сказку на ночь или спеть колыбельную4,8. 

Как правило, достаточно нескольких дней, чтобы сформировалась ассоциация между вечерней рутиной и засыпанием4.  

Как видите, для здорового детского сна и быстрого засыпания педиатрами и психологами разработаны различные методики. Но использовать их нужно, учитывая возраст ребенка, его привычки и особенности нервной системы. Задача родителей — организовать режим дня малыша и подготовить его ко сну, успокоив и создав положительные ассоциации с процессом засыпания. При правильном выполнении рекомендаций специалиста ребенок постепенно научится засыпать самостоятельно и быстрее, будет спать дольше и крепче.

Информация в данной статье носит справочный характер и не заменяет профессиональной консультации врача. Для постановки диагноза и назначения лечения обратитесь к квалифицированному специалисту.

Литература:

  1. Е.С.Сахарова. Что беспокоит младенца? Педиатрическая фармакология, 2010, том 7, №2, с.143-148.
  2. И.А.Кельмансон. Формирование состояния сна в онтогенезе и возникающие при этом проблемы. Неврология и психиатрия. Спецвыпуск «Сон и его расстройства-5». Эффективная фармакотерапия, 2017, №35, с.4-13
  3. М.Г.Полуэктов, П.В.пчелина. Сон у детей: от физиологии к патологии. Медицинский совет, 2017, №9, с.98-103.
  4. П.В.Пчелина. М.Г.Полуэктов. Как лечить инсомнию раннего детского возраста. Неврология и психиатрия. Спецвыпуск «Сон и его расстройства-4». Эффективная фармакотерапия, 2016, №19, с.52-60.
  5. Jodi A. Mindell, PhD; Lorena S. Telofski, BА; Benjamin Wiegand, PhD; Ellen S. Kurtz, PhD. A Nightly Bedtime Routine: Impact on Sleep in Young Children and Maternal Mood. (Ежевечерний режим подготовки ко сну: влияние на сон детей младшего возраста и материнское настроение) SLEEP (Сон), Vol. 32, No. 5, 2009. р.599-607.
  6. Е.А.Корабельникова. Лечение и профилактика инсомний у детей раннего возраста. Российский психиатрический журнал, 2012, №3, с.62-70.
  7. М.Г. Полуэктов Нарушения сна в детском возрасте: причины и современная терапия// Эффективная фармакотерапия, Неврология и психиатрия. 1/2012
  8. Майнделл Дж, Лорена С, Телофски БА и др. Ежевечерний режим подготовки ко сну: влияние на сон детей младшего возраста и материнское настроение. Сон (Sleep). 2009 г.; 23:599–606.

Второй месяц

Второй месяц развития ребенка иногда еще именуют «месяцем оживления». Ваш малыш теперь меньше спит, может бодрствовать до 50 минут.

У ребенка улучшаются зрение и слух, кроха способен разглядывать предметы с расстояния от 30 сантиметров до полуметра. Около 15 минут малыш может провести в своей кроватке, глядя на мобиль или другие игрушки.

  1. В двухмесячном возрасте детки уже поднимают головку и некоторое время удерживают ее в вертикальном положении.
  2. Некоторые младенцы уже умеют переворачиваться с бочка на спину. Подробнее о том, когда ребенок начинает переворачиваться>>>
  3. Ребенок изучает свои ручки – может подносить кулачки ко рту и обсасывать их;
  4. Младенческие рефлексы пока сохраняются, но начинают понемногу угасать;
  5. Развивается и эмоциональная сфера. В два месяца формируется так называемый «комплекс оживления». Этот навык занимает почетное место в таблице развития ребенка; это одна из важнейших вех до года, подтверждающих нормальное функционирование нервной системы;
  6. Малыш уже может узнать своих родителей, радуется им. Когда вы склоняетесь над кроваткой, кроха начинает быстро-быстро дергать ручками и ножками;
  7. Во второй месяц жизни ваше чадо, скорее всего, подарит вам свою первую осознанную улыбку.  Если этого не произойдет, ничего страшного; значит, это радостное событие случится чуть позже. Узнайте, когда ребенок начинает улыбаться>>>
  8. В два месяца ребенок умеет гулить – издает певучие гласные звуки, иногда даже может произносить «агу», «ага», «абу». Деткам нравится собственная «речь», они с удовольствием прислушиваются к ней. В статье информация о том, когда кроха начинает агукать>>>

Чаще общайтесь с ребенком, пойте ему, вы увидите, что кроха будет вам подпевать!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector