В каком возрасте ребенок начинает говорить?

Почему может возникнуть задержка речевого развития

Родителям свойственно бросаться в крайности. Одни переживают, что ребенок в 1,5 года стихи еще не рассказывает. Другие, напротив, спокойно ожидают, когда карапуз заговорит сам, не задумываясь, в каком возрасте он должен был это сделать, хотя ему уже 4 года. Нужно придерживаться золотой середины. Не следует требовать от ребенка слишком многого, надо помнить, сколько ему лет. В то же время нельзя игнорировать существующую проблему, ведь задержки в развитии лучше начинать исправлять в раннем возрасте. Хотя большинство логопедов занимаются с детьми от трех лет, проблема может требовать медицинского вмешательства. Тогда чем младше ребенок, тем быстрее пройдет восстановление.

Речевые задержки встречаются не так уж и редко. Они могут быть вызваны самыми разными причинами.

  • Наследственностью. Вполне возможно, что кто-то из родителей начал поздно говорить, а малышу передалась эта особенность.
  • Проблемы, связанные со слухом или развитием речевого аппарата. Возможно, они недостаточно развиты, устанавливать это должны специалисты.
  • Неврологические нарушения, вызванные гипоксией в родах или некоторыми заболеваниями.
  • Короткая уздечка.
  • С крохой редко разговаривают.
  • Малыш — непоседа. Он спешит исследовать мир, его физическое развитие опережает речь.
  • Напряжение в семье. Дети чутко реагируют на настроение родителей, что сказывается на их развитии.
  • Ребенок растет в двуязычной семье. Часто так называемые дети-билингвы начинают говорить поздно, зато сразу на двух языках.

Так что, во сколько карапуз заговорит, в каком возрасте, зависит от самых разных причин, в том числе от его от его индивидуальных особенностей. Но некоторые признаки могут указывать на задержки речевого развития.

  • Годовалый малыш не произносит ни одного слова, даже звукоподражательного.
  • В 1,5 не откликается на свое имя, не знает название предметов — не реагирует, если его просят что-то назвать или принести.
  • В 2 года не повторяет слова за старшими, не может составить словосочетание хотя бы из двух слов.
  • К 2,5 годам не знает части тела и не различает цвета.
  • В 3 года не может составить предложение из нескольких слов, не понимает несложных рассказов.

По отдельности эти симптомы могут ничего не означать, но стоит обратить внимание на них и показать ребенка специалистам

Причины нарушения речи

После двух лет ребенок начинает говорить слова и отдельные фразы, понимать значение этих слов и их важность для достижения тех или иных целей. К этому возрасту психика карапуза созревает и с помощью слов он уже может проявлять свое эмоциональное состояние

Иногда речь у детей нарушается, что возникает под влиянием различных причин.

Плохое развитие мускулатурных функций в области рта

Это нарушение имеет врожденный или приобретенный характер. При этом присутствуют такие симптомы, как выпадение пищи изо рта, дыхание через рот, обильное слюноотделение, предпочтение мягкой пищи, постоянно открытый рот.

Для тренировки мышц рта родители могут предложить своему чаду такие упражнения:

  • Купите сыну или дочке свисток, дудку, мыльные пузыри. Это своеобразные тренажеры, которые заставят кроху дуть и свистеть. Это повысит мышечный тонус, позволит натренировать волокна в этой области.
  • Регулярно предлагайте своему чаду пить через соломинку. Это могут быть различные соки, чаи, морсы, компоты. Сосание также отлично укрепляет мышцы рта.
  • Играйте с ребенком в игры, в которых нужно подражать, например, животным (мяуканье, лай, рычание). Эти упражнения хорошо повлияют на произношение звуков.

Регулярные занятия быстро дают желаемые результаты. Родители должны запастись терпением и как можно чаще заниматься со своим малышом (не менее 2-3 раз в день).

Недостаточная концентрация слухового внимания

Это нарушение может стать причиной того, что карапуз не понимает длинные предложения. Для тренировки концентрации слухового внимания следует выполнять следующие действия:

  • Часто читайте ребенку сказки, стихи. Произносите слова четко и эмоционально.
  • Можно прочитать своему чаду стихотворение несколько раз, а потом заменить некоторые слова на другие. Пусть кроха скажет, что поменялось и назовет слова правильно.
  • Используйте окружающие предметы. Постоянно говорите о том, что вы сейчас делаете. Например, «я беру тарелку», «я складываю игрушки».

Возможно, вам будет интересно: Рост ребенка по месяцам

Очень скоро вы заметите первые результаты

С каждым днем ваше чадо будет все лучше концентрировать свое внимание

Плохой слух

Снижение слуха у детей обязательно влечет за собой замедление развития речи и кроха может значительно позже начать говорить

Родителям важно своевременно заподозрить проблему и немедленно обратиться к специалисту

Симптомы нарушения слуха для различных возрастов:

  • Новорожденные младенцы. Если хлопнуть в ладоши вблизи от младенца, он вздрагивает. Если этого не произошло, можно заподозрить снижение или отсутствие слуха.
  • О проблеме может свидетельствовать отсутствие реакции на разговор с ним у ребенка 3-4 месяца.
  • В 8-9 месяцев нет лепета и гуления.
  • В 9-12 месяцев кроха должен поворачиваться к маме, услышав ее разговор, улыбаться, лепетать в ответ.

Если вы заподозрили проблему, не стоит оттягивать визит к врачу. Ранняя диагностика той или иной патологии и ее правильное лечение помогает справиться с различными заболеваниями без последствий для маленького человечка.

Как научить ребенка разговаривать

Новые слова дети хорошо усваивают в игре, особенно при сильном эмоциональном подъеме. Если кроха находится в плохом настроении, не стоит настаивать на занятиях, лучше выбрать другое время. 

Укрепление мышц рта

Для укрепления мышц рта и тренировки речевого выдоха можно надувать мыльные пузыри, сдувать со стола легкие предметы, дуть в дудки и свистульки, пить из трубочки. 

Отлично готовит речевой аппарат к правильному произношению звуков артикуляционная гимнастика. С детьми после года можно покривляться перед зеркалом, надувать щеки, вытягивать язычок. Ребенок с удовольствием повторяет простые упражнения, особенно если они сопровождаются веселыми стихами и картинками.

Развитие мелкой моторики

Занятия с мелкой моторики кистей и пальцев рук способствуют активизации речевых центров. Дети с хорошо развитой моторикой более сообразительны, имеют широкий словарный запас и начинают говорить раньше. 

Основные способы развития:

Массаж кистей и пальцев рук: бережно массировать каждую фалангу пальцев и ладони, катать по рукам массажный мячик, давать ребенку трогать разные по фактуре поверхности.  Пальчиковые игры («Сорока», «Ладушки», «Замок» и множество других): интересные движения и стихи помогают концентрировать внимание ребенка на взрослом, повторять движения и слова, развивают память. Рисование: детям после года при наличии интереса можно предложить рисовать восковыми мелками или пальчиковыми красками

Дети постарше с удовольствием рисуют акварельными красками, карандашами и фломастерами.  Лепка: один из самых интересных способов развития мелкой моторики. Развивает воображение, усидчивость и концентрацию внимания.  Кинетический песок: в отличие от обычного не сохнет, не прилипает к рукам, бывает разных цветов.  Игрушки со шнуровкой: можно самостоятельно сделать отверстия в картоне и показать ребенку, как продевать через них шнурок.  Сенсорные коробки: можно сделать своими руками из круп, шишек, пуговиц, игрушек, песка и других подручных средств. 

Чтение

При чтении книг можно применять приемы, которые помогут быстрее разговорить кроху:

  • выбирайте ритмичные стихи и потешки, при повторном чтении читайте строку и в конце делайте паузу, чтобы ребенок имел возможность повторить последнее слово и слог;
  • рассказывайте, что изображено на картинках (подробно опишите не только что изображено, но и сюжетную линию);
  • задавайте вопросы (что изображено на картинке, как зовут главного героя, как говорят животные);
  • читайте с выражением, озвучивайте голоса героев разной интонацией.

В статье мы рассмотрели, во сколько лет малыши начинают говорить первые слова и предложения. Простые приемы помогут ребенку в игровой форме пополнить пассивный словарный запас, что обязательно повлияет на более быстрое становление активной речи. 

Причины задержки и нарушений речевого развития

Все причины речевых нарушений можно разделить на физиологические и социальные. Первые обусловлены проблемами со здоровьем, наличием одного или нескольких заболеваний. Вторые включают в себя особенности воспитания, окружающей среды, отношений в семье. Все эти причины могут влиять на то, со скольки дети начинают говорить.

Среди физиологических факторов наиболее распространены следующие:

  • различные нарушения слуха;
  • неврологические патологии;
  • органические поражения мозга;
  • нарушения развития органов артикуляции;
  • травмы, в том числе родовые;
  • некоторые врожденные заболевания;
  • наследственность.

Если говорить о социальных факторах, то определяющим является та речевая среда, в которой ребенок обитает с момента рождения. Это понятие включает в себя не только процесс общения взрослых с малышом, но и все обстоятельства, окружающие его и способные изменить его речевое развитие в лучшую или худшую сторону. Другими словами, то, со скольки лет дети говорят, напрямую связано с их окружением.

Недостаточное внимание и общение: с ребенком не разговаривают, ему уделяют мало внимания.
Невостребованность речи: малыша не стимулируют к разговору, угадывая его желания по жестам.

Слишком быстрая речь у взрослых членов семьи, при которой ребенок не успевает уловить суть и выделить для себя отдельные слова.

Завышенные требования родителей: стремление научить разговаривать путем постоянного повторения одних и тех же слов и фраз, не создавая комфортную, эмоционально положительную для малыша атмосферу.
Психологические проблемы или стрессовая ситуация в семье – развод родителей, частые ссоры, алкогольная или другая зависимость.
Посторонний шум: постоянно работающий телевизор или громко звучащая музыка, особенно песенная. Слова в ней звучат неразборчиво, поэтому у ребенка не формируется умение отличать одни речевые единицы от других.
Достаточно часто логопедические нарушения возникают у детей, воспитывающихся в двуязычных семьях

Когда дети говорят «мама» на одном языке, а «папа» на другом, это во многих случаях приводит к путанице и проблемам с развитием речи.

Ранние признаки нарушения речи

Процесс овладения языком достаточно сложный, и случается, что он не всегда идет гладко. Когда ребенок начинает говорить, мама должна пристально следить за процессом освоения речи. Ведь по мере роста и развития могут проявляться те или иные нарушения речи

Как правило, они дают о себе знать в раннем возрасте – до трех лет, и очень важно вовремя распознать эти признаки и принять меры к их устранению. Можно заподозрить, что у ребенка имеются проблемы с речевым развитием, если:

  • гуление и лепет появились очень поздно или вовсе отсутствуют;
  • нет реакции на обращенную речь;
  • к полутора годам ребенок не произносит ни одного слова;
  • после двух лет не развита фразовая речь;
  • ребенок не реагирует на прикосновения близких и не смотрит в глаза во время разговора.

Проблемы с речью могут возникать при некоторых неврологических патологиях, а также при заболеваниях лор-органов и недоразвитии речевого аппарата. В этом случае возможны следующие симптомы:

  • когда ребенок говорит, невозможно распознать звуки и слова – речь является нечленораздельной;
  • после перехода на твердую пищу отсутствуют навыки жевания;
  • во время бодрствования рот не закрыт, язык высунут наружу, возможно повышенное слюноотделение.

Не стоит надеяться, что подобного рода проблемы разрешатся сами собой. При любых сомнениях лучше обратиться к врачу – детскому неврологу, отоларингологу, психологу, дефектологу. Иногда может потребоваться консультация другого специалиста.

Три года считается критическим возрастом, когда дети начинают говорить предложениями достаточно связно. Если к этому времени малыш не умеет общаться с помощью фраз, может идти речь об общем недоразвитии речи. Такая ситуация требует обязательной консультации логопеда и дальнейшей коррекции. В противном случае велика вероятность того, что речь и дальше будет развиваться с большим опозданием.

Когда ждать первых слов?

Конечно, у педиатров существуют ориентировочные нормы, показывающие, когда дети начинают разговаривать. Но они лишь примерные. Ведь каждый малыш развивается индивидуально. То, что может один кроха в год, совсем не показатель для другого – более медлительного или, наоборот, более «скоростного» в своем развитии. В общем случае считается, что девочки начинают говорить несколько раньше, чем мальчики, но это тоже весьма относительно. Все зависит от общего развития и состояния малыша. Мальчик может начать говорить раньше, чем соседская девочка, развитию которой родители не уделяют должного внимания.

Важно, чтобы речь малыша прошла все последовательные этапы:

  • агукание (4–8 недель);
  • гуление (в районе 2–4 месяцев);
  • лепет (около 6–7 месяцев);
  • первые слова (примерно с 10 месяцев).

Принято считать, что первое «взрослое» слово ребенок должен произнести в период до полутора лет. Чаще всего около года. Но это в случае если мы говорим именно о настоящих, взрослых словах, которые понятны всем (это будут простые односложные слова вроде «баба», «папа», мама», «дай», «там»). Считается, что к году в речевом арсенале ребенка должно быть около 5–10 таких слов.

Но не стоит гнаться за соседским ребенком, который в год декламирует наизусть детские стихи. Не все дети могут так, и не для всех это будет являться отклонением

Здесь важно правильно оценивать общее развитие малыша: его способность ползать, сидеть, хватать предметы, смеяться, лепетать в ответ на речь взрослых, выражать эмоции

Причины и симптомы задержки речевого развития

Существует календарь становления речи у детей

Важно сравнивать информацию, приведенную в нем, с фактическими данными ребенка. Надо учитывать, что все малыши разные

Есть ребята, которые быстро развиваются и начинают говорить раньше или в установленный срок. Но бывают дети, которые тяжело поддаются обучению, плохо усваивают новую информацию.

У них становление речи может проходить немного дольше. В любом случае ребенок должен научиться говорить до трех лет. Если этого не происходит, то педиатры диагностируют задержку речевого развития (ЗРР).

Симптомами такого состояния являются:

  • молчаливость;
  • замкнутость;
  • общение преимущественно жестами.

Признаки задержки речевого развития можно заметить на первых этапах. Для этого необходимо присмотреться к ребенку.

Основные симптомы ЗРР:

  • новорожденный не издает звуков;
  • в четырехмесячном возрасте ребенок не гулит и не реагирует на обращения родителей. Малыш является пассивным в физическом плане;
  • в 9 месяцев отсутствует интерес к музыкальным игрушкам. Ребенок не лепечет;
  • в полуторагодовалом возрасте малыш не выговаривает простые слова, не знает своего имени и не интересуется окружающим миром;
  • в 2 года ребенок не может ответить на несложный вопрос, не способен повторить легкую фразу за взрослыми;в трехлетнем возрасте не общается при помощи простых предложений.

Если родители заметили описанные выше признаки задержки речевого развития у ребенка, то им необходимо посетить педиатра, проконсультироваться с отоларингологом, неврологом, психологом либо психотерапевтом. Доктор Комаровский не рекомендует откладывать решение проблемы молчаливости.

В 3,5-4 года может возникнуть задержка психо-речевого развития. Она лечится уже гораздо сложнее. К сожалению, сегодня ЗРР наблюдается у многих детей. Причины могут быть достаточно разнообразными. Все они делятся на физиологические, психологические, социальные и патологические.

К физиологической группе факторов задержки становления речи принадлежат:

  • гипотрофия мышц органов артикуляции;
  • недоношенность (дети, которые появились на свет раньше 37 недели, обычно отстают в развитии);
  • асфиксия при родах;
  • плохая наследственность (если один из родителей поздно освоит речевую коммуникацию, то не стоит удивляться, когда малыш также не начнет разговаривать рано);
  • слабая деятельность головного мозга.

К психологическим причинам ЗРР можно отнести:

  • стресс;
  • сильный испуг.

Социальные факторы задержки речевого развития:

  • в семье говорят на двух языках;
  • родители мало общаются с ребенком;
  • отсутствие мамы, папы, опекунов;
  • педагогическая запущенность;
  • гиперопека (мать предупреждает все желания ребенка, не стимулирует его самостоятельную речевую активность);
  • чрезмерно информированная среда;
  • невостребованность речи в семье (родители немного общаются не только с малышом, но и между собой);
  • неблагоприятная атмосфера в семье.

Патологическими причинами ЗРР являются:

  • нарушения слуха (глухота, тугоухость);
  • внутриутробная гипоксия;
  • поствакцинальные осложнения;
  • менингит;
  • аутизм;
  • внутриутробное инфицирование;
  • энцефалит;
  • синдром Дауна;
  • перинатальная энцефалопатия;
  • частые и длительные болезни в период новорожденности;
  • тяжелое поражение головного мозга вследствие падения, ударов, некоторых заболеваний.

Чаще всего ЗРР наблюдается при нарушении слуха. Как известно, становление речи происходит при непосредственном участии слухового аппарата. Малыш слушает определенные звуки, слова, сохраняет их в своей памяти, а затем произносит.

Второй распространенной причиной ЗРР стоит назвать отсутствие внимания и общения родителей, обучающих занятий. Истинную причину ЗРР способен определить доктор после анализа условий жизни ребенка, осмотра и обследования.

Примерно 30% случаев ЗРР остаются невыясненными. Бывает, что негативное воздействие одновременно оказывает несколько факторов.

Все дети развиваются индивидуально

Развиваясь, дети постигают новое. И каждый этап их развития сопровождается новыми коммуникативными навыками. Например, с рождения ребенок учится кричать и плакать. И через некоторое время любящие папы и мамы только по одной интонации малыша могут определить, в чём он нуждается.
 

Затем ребенок начинает произносить отдельные звуки — «гулить». Подобный детский лепет трудно назвать речью, однако именно так закладываются первые ростки речевых навыков. Запоминая и воспроизводя различного рода звуки, дети начинают понимать, что на некоторые из них родители реагируют определенным образом. И тогда они учатся «разговаривать» осознано. Иногда встречаются дети, которые умеют разговаривать уже в 1,5 года, а есть те, кто и в три молчит или произносит отдельные слоги.
 
Процесс речевого развития — очень сложный, и точного ответа на вопрос, во сколько ребенок начинает говорить, не существует. На речь ребенка влияет множество факторов:
 
• Психическое состояние ребенка,
• Эмоциональный климат в семье,
• Генетические отклонения,
• Родовые травмы,
• Перенесенные на ранних этапах развития вмешательства оперативного характера,
• Заболевания, связанные с развитием слухового и речевого аппарата.
 
Иногда случается, что ребенок просто не хочет разговаривать, хотя умеет. Это можно отследить, внимательно за ним понаблюдав: малыш умеет произносить гласные, слоги, говорит некоторые слова типа «мама» или «папа», реагирует на речь взрослых и других детей? Тогда переживать не стоит, просто его процесс развития речи протекает чуть медленнее, чем у сверстников. Зато через некоторое время может оказаться так, что ребенок заговорит целыми фразами и его уже будет не остановить. Но пока этот период не наступил — поощряйте своего малыша за каждое сказанное им слово и больше разговаривайте с ним.
 
Распространенная ошибка многих молодых родителей — потакание малышу, когда он вместо речи использует жесты. Проследить подобное довольно легко: ребёнок показывает рукой (или пальчиком) на желаемый предмет и произносит вместо «дай» (или названия предмета) «у» или «а». В год подобное допустимо, но в более старшем возрасте (когда ребенку больше двух лет) необходимо стимулировать малыша к речи, а не становится для него переводчиком. В противном случае, у него пропадет надобность в разговорах, ведь его и так все понимают. Так что на вопрос ребенка «Это би-би?» лучше ответить «да, это машина», а со временем попытаться спросить его прямо, указав на автомобиль, «что это», вынуждая малыша правильно вам ответить. Вариантов подобного рода вопросов может быть множество, главное запомнить, не стоит потакать ребёнку и лепетать вместе с ним, лучше учите его говорить правильно (конечно, учитывая его возраст).
 
Итак, если у ребенка нет явных отклонений в развитии (а об этом мы поговорим чуть позже), то до года, когда ребенок начинает говорить «агу», и после (примерно до 1,5 лет) следует помогать детым учится говорить. Родителям желательно не только обозначать предметы и комментировать свои действия, но и любые действия самого ребенка.
 
Когда ребенок начинает говорить первые слова, они не обязательно могут напоминать взрослым нечто понятное. Дети с легкостью заменяют привычная для нас «мама», «папа», «упал» на более сокращенные варианты. И логопеды утверждают, что это абсолютно нормальное явление. Более того, на данном этапа развития (а это происходит примерно в 7-8 месяцев) речь ребенка является полноценной.
 

Также установлено, что развитие речи зависит от пола: девочки начинают говорить раньше, чем мальчики. Хотя из здесь бывают исключения, причинами которых, скорее всего, является генетическая предрасположенность.
 

И если уж рассматривать развитие речи по половому признаку, было бы более точно отметить, что способности девочек заключаются в правильности произнесения слов, тогда как целыми фразами они начинают говорить позднее. В том время как речь мальчиков хоть и проявляется позднее, зато они хорошо усваивают связь между словом и действием.
 
Речевой запас малыша активно пополняется примерно к 3-4 годам, когда ребенок начинает говорить первые фразы. Дети учатся строить предложения, используют различные части речи. С течением времени их речь становится более совершенной, появляется множество вопросов и именно в этот период родители должны помочь своему ребенку познать мир и увеличить его словарный запас.
Если же ребенок в возрасте двух-трёх лет не умеет говорить фразами, состоящими из двух и более слов, следует обратиться к логопеду. Только специалист может установить, имеются ли у малыша скрытые причины, по которым он не может говорить.

Во сколько месяцев или лет ребенок начинает говорить?

Речь не является врожденной способностью. Люди приобретают ее за счет взаимодействия с другими людьми. Формирование речи у ребенка – это чрезвычайно сложный процесс, который имеет тесную связь с его социально-эмоциональным развитием. Благодаря частым вербальным контактам с окружающим миром, дети обогащают словарный запас, учатся правильной интонации и акценту.

Развитие речи и языка осуществляется поэтапно. Следует помнить, что каждый ребенок должен пройти все этапы в той же последовательности. Темп усвоения языка разный. Первые слова должны появиться около 1 года жизни, предложения – примерно со второго. Иногда этот процесс немного затягивается.

0-3 месяца

В первый месяц жизни ребенок общается в основном криком. Задействовано при этой «речи» все тело: малыш подтягивает ручки и ножки, сгибает их, двигает головкой. Он одинаково «общается», испытывая голод, жажду или боль в животике, и взрослые сами должны догадываться, о чем идет речь.

Ребенок в этом возрасте нуждается во взрослых не только тогда, когда «кричит» о помощи. Когда малыш спокойный, он с удовольствием слушает голоса мамы и папы, поворачивает голову в сторону человека, который к нему обращается, все чаще смотрит на него и улыбается. Быстро учится распознавать голоса домашних и с удовольствием реагирует на них. Однако пока не  различает каких-либо слов. Малыш после первого месяца жизни также начинает произносить первые звуки, которые не являются криком. Это так называемое «гуление».

4-9 месяцев

Около четвертого месяца жизни «речь» ребенка становится более разнообразной. Появляются произносимые напевно строки гласных, например, «a-a-a-a-a», «у-у-у-у-у», потом первые слоги: «ма-мама», «па-па», «ме-ме», «те-те» и т. д. Это так называемый лепет. Около 6 месяца жизни ребенок начинает понимать первые слова – сначала имена: свое и близких людей.

Поэтому в этот период важно взаимодействие, основанное на альтернативном произнесении звуков – взрослые повторяют лепет ребенка, а он в свою очередь также пытается имитировать речь взрослых. Необходимо как можно чаще называть то, что малыш видит, что делает и т.д

После 6  месяца жизни дети уже четко реагируют на свое имя. Также начинает более интересоваться повторением того, что говорят взрослые, имитируют также некоторые жесты. Чтобы помочь младенцу в высказываниях нужно употреблять упрощенные названия действий и звонкие выражения (например, «па-па», «ам-ам», «коть-коть» или «мяу-мяу»).

Такие «слова»  ребенку легче повторить, а их использование является важной вехой в направлении повторения длинных слов. Этот период – это также время для игры в «ку-ку», «ладушки- ладушки» и для изучения жеста «пока-пока», «дай» и т.д

10-18 месяцев

Малыш понимает и говорит все больше и больше. Старается участвовать в каждом разговоре взрослых, усердно слушая при этом их диалог, и вставляет свои комментарии на непонятном пока языке. Но хотя содержание и неясно, интонация этих высказываний напоминает реальные предложения. После 10 месяцев жизни дети начинают говорить первые настоящие слова. Чаще всего они относятся к именам близких людей и знакомым, предметам и действиям. Малыш начинает говорить «мам» и «пап», имеет свои определения на имена братьев и сестер. Пытается называть предметы, упрощая звучание слова так, что иногда только члены семьи знают, о чем идет речь: например, «капка» — это шапка, а «липолет» — это вертолет. Появляется слово «дай», чаще всего как «да», а также вопрос «то это?», который в сочетании с жестом ручкой означает желание узнать, как называется указанный предмет.

Когда малыш называет то, что видит и делает, часто «по-своему», взрослые должны подтвердить его высказывание: «Да, это машина» и т. д. Нет большей мотивации для речи, чем осознание того, что другой человек нас понимает и ему интересно, что мы скажем. После первого года жизни ребенок также начинает показывать первые знакомые предметы на картинках (собака, мишка, мяч, кукла и т. д.).

Необходимо помнить,  что около 12 месяца жизни, то есть тогда, когда малыши начинают самостоятельно ходить, развитие речи может замедлиться. Малыш в это время так очарован завоеванием пространства, что совершенствует ходьбу, пренебрегая общением. Однако это только переходной этап.

18-24 месяца

Дети начинают воспринимать себя более четко, как отдельную личность. Определяют себя по имени и понимают смысл понятий «мое», «твое». Любимым словом малышей в этот период становится знаменитое «не»,  которое употребляется очень часто. Двухлетние дети начинают говорить первыми простыми предложениями, например, «дай мне машину».

Признаки задержки речи

Несмотря на индивидуальное развитие малыша, мама должна наблюдать за тем, как он развивается. Если мама заподозрит какие-то отклонения на раннем этапе, их легче можно будет исправить.

Родители должны насторожиться, если малыш к году так и не начал произносить несколько слов или не может повторять за взрослыми звуки. Если ребенок не может запомнить названия предметов к 2 годам, не откликается на свое имя или же не может принести предмет, который вы его просите, это тоже свидетельствует о небольших нарушениях в развитии.

Нужно обратиться к специалисту, если к 2 годам ребенку трудно составить самое простое предложение, он с трудом произносит отдельные слова, он не реагирует на речь взрослых и не может повторить за ними слова. Нехорошо, когда ребенок начинает поздно различать цвета. Если малыш к 2,5 годам не может различить цвета и не знает, как называются части тела. То же самое касается и 3-х летнего возраста, когда малыш не понимает смысл простых рассказов и не говорит предложениями.

Если родители заметили за своим ребенком одни из этих отклонений, не стоит сразу впадать в панику. Возможно, это просто особенность развития, но все же нужно показать малыша специалисту. Он должен сделать анализы и необходимые обследования, результаты которых покажут, нужно ли начинать лечение или же достаточно ограничиться регулярными упражнениями.

Первое слово

Время, когда малыш произносит первое слово, чаще всего приближено к первому дню рождения. В этот период ребенок пробует соединять однотипные слоги, и на смену лепету приходят полноценные слова. Из МА-МА-МА получается МАМА – чаще всего именно это слово становится первым. Данному факту есть очень простое объяснение: мама находится с малышом большую часть времени, он видит ее постоянно и именно с ней связаны все основные эмоции и переживания. Мгновение, когда ребенок говорит «мама», запоминается на всю жизнь и становится определенной вехой в развитии и взрослении крохи.

С помощью слов ребенок обозначает для себя не только близких ему людей, но и интересные объекты, вещи, события. Чуть позже появляются слова, обозначающие чувства, состояние или эмоции, например АЙ-АЙ, БО-БО. Затем начинается активное расширение словарного запаса. Необходимо отметить, что на речевое развитие оказывают влияние многие факторы, как внешние, так и физиологические

Если обратить внимание, когда начинают разговаривать девочки, то становится понятно, что они на два-три месяца опережают противоположный пол

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector