Как научить ребенка переворачиваться самостоятельно?

Содержание:

СИНДРОМ МЫШЕЧНОЙ ГИПЕРТОНИИ, ГИПЕРТОНУС У РЕБЕНКА, У ДЕТЕЙ, У ГРУДНИЧКА, У НОВОРОЖДЕННЫХ

Синдром мышечной гипертонии характеризуется увеличением сопротивления пассивным движениям, ограничением спонтанной и произвольной двигательной активности, повышением сухожильных рефлексов, расширением их зоны, клонусами стоп. Повышение мышечного тонуса может превалировать во флексорных или экстензорных группах мышц, в приводящих мышцах бедер, что выражается в определенной специфике клинической картины, однако является лишь относительным критерием для топической диагностики у детей раннего возраста. В связи с незаконченностью процессов миелинизации симптомы Бабинского, Оппенгейма, Гордона нельзя считать всегда патологическими. В норме они выражены нерезко, непостоянны и по мере развития ребенка ослабевают, но при повышении мышечного тонуса становятся яркими и не имеют тенденции к угасанию.

Выраженность синдрома мышечной гипертонии может варьировать от легкого повышения сопротивления пассивным движениям до полной скованности (поза децеребрационной ригидности), когда практически невозможны какие-либо движения. В этих случаях даже мышечные релаксанты не в состоянии вызвать мышечное расслабление, а тем более пассивные движения. Если синдром мышечной гипертонии выражен нерезко, не сочетается с патологическими тоническими рефлексами и другими неврологическими нарушениями, его влияние на развитие статических и локомоторных функций может проявиться в их легкой задержке на различных этапах первого года жизни. В зависимости от того, в каких мышечных группах больше повышен тонус, будет запаздывать дифференциация и окончательное закрепление определенных двигательных навыков. Так, при повышении мышечного тонуса в руках отмечают задержку развития направления рук к объекту, захвата игрушки, манипулирования предметами. Особенно нарушается развитие хватательной способности рук. Наряду с тем, что ребенок позже начинает брать игрушку, у него длительное время сохраняется ульнарный захват, или захват всей кистью. Захват пальцами (пинцетный захват) формируется медленно, а иногда требует дополнительной стимуляции. Может задерживаться развитие защитной функции рук, тогда запаздывают соответственно и реакции равновесия в положении на животе, сидя, стоя и при ходьбе. При повышении мышечного тонуса в ногах задерживается становление опорной реакции ног и самостоятельного стояния. Дети неохотно встают на ноги, предпочитают ползать, на опоре становятся на пальчики (на цыпочках) — это очень плохо.

Клиническая картина. Симптомы подвывиха головки лучевой кости

Какова бы ни была причина, вызвавшая по­вреждение, по словам окружающих, ребенок вскрикивает от боли, после чего сразу перестает двигать рукой и держит ее с тех пор в вынужденном положении, вытянув вдоль туловища и слегка согнув в локтевом суставе. При попытке заста­вить ребенка подвигать рукой он протестует и жалуется на боль в локте, а иногда и в области запястья.

Собирая анамнез, всегда надо стараться уяснить механизм травмы и помнить о том, что подвывих происходит при резком растяжении вдоль оси конечности. Если удается установить факт такого растяжения, врач сра­зу, получает очень ценное указание для диагностики.

Клиническая картина при подвывихе головки лучевой кости всегда типична. Рука свисает вдоль туловища подобно парализованной, в положении легкого сгибания в локтевом суста­ве и пронации. Попытка произвести движения в локтевом суставе вызывает у ребенка плач, так как движения болезненны

Однако можно осторожно произвести медленное сгибание и разгибание в локте, в то время как рота­ционные движения невозможны (боль!). При пальпации иногда удается определить, что болезненно надавливание на головку лучевой кости, но ви­димых изменений в этой области не отмечается

На рентгенограммах пато­логических изменений не видно.

Что должен уметь малыш перед началом тренировок?

Первые самостоятельные переворачивания в большинстве случаев происходят в возрасте 4 месяцев. Именно к этому времени психоневрологическое и физиологическое развитие позволяет малышу осознанно выполнить такое сложное действие, как переворот. До начала тренировок ребёнок должен уметь в положении лёжа поднимать головку и уверенно опираться на предплечья. Его мускулатура должна быть достаточно развитой для своего возраста. Гимнастика и лёгкий массаж помогут ему подготовиться к тому, чтобы научиться самостоятельно переворачиваться на бочок и на животик.

Родителям стоит уделять должное внимание развитию малыша. Действия, которые способствуют этому, просты в исполнении и не займут много времени:

Правило №1: проводите регулярные занятия в форме игры

Ежедневная зарядка непременно заинтересует малыша, если во время её проведения мама будет использовать тематические стишки или песенки

Правило №1: проводите регулярные занятия в форме игры. Ежедневная зарядка непременно заинтересует малыша, если во время её проведения мама будет использовать тематические стишки или песенки.

Регулярные занятия благотворно сказываются на физическом развитии крохи

Правило №2: несколько раз в день кладите малыша на животик. Это упражнение советуют все детские педиатры. Оно укрепляет мышцы, является профилактикой пупочной грыжи и коликов.

Положите ребёнка на животик — это упражнение необходимо делать несколько раз в день

Правило №3: массаж. Лёгкие поглаживающие движения помогут снять напряжение в мышцах. Такие занятия укрепляют психоэмоциональную связь между ребёнком и родителем.

Все движения должны быть легкими. Массаж всегда проводится от периферии к центру

Первые перевороты

После трех месяцев малыш уже довольно неплохо осваивает такие навыки как:

  • поворачивает головку на звук (например, на мелодию мобиля или другой игрушки), когда лежит на животе;
  • начинает понемногу поднимать и фиксировать голову и плечи в положении на животе с опорой на руки;
  • движения становятся все более и более скоординированы: ребенку любопытно ощупывать свое лицо, хватать себя за нос.

В этот период малыш может поразить маму, вдруг сделав переворот со спины на живот. Это трудно-то и назвать по-настоящему переворотом, скорее, не очень удачной попыткой скатиться на бок из положения на спине, в которое кроху уложила заботливая мама. Но начало активным движениям уже положено, и теперь малыш недолго будет оставаться на спине. Правда, по-настоящему дети начинают переворачиваться, только когда у них достаточно окрепнут мышцы шеи, рук и спины, что обычно происходит чуть позже (4-5 месяцев).

По словам некоторых мам, их ребенок как раз в возрасте 4-5 месяцев весьма бодро начал поворачиваться со спины на бок, далее на животик и живота на спину — одним словом, делать перевороты в разные стороны, успев набить себе несколько синяков, прежде чем мама поверила в то, что малыш действительно научился самостоятельно переворачиваться.

Перевороты со спины на живот и обратно (4-5 месяц)

После 4-х месяцев когда ребенок лежит на спинке, то приподнимает голову и с интересом разглядывает свои ножки, может сгибать их в коленях, подтягивая к груди и пытаясь дотянуться до них пальчиками. Тогда он периодически начинает поворачивать корпус со спины на бок.

К 5-ти месяцам ребенок может хорошо держать головку, подниматься на руках, лежа на животе, всячески выгибать спину. Он любит раскачиваться, лежа на спине, может таким образом покатиться по кроватке, отталкивается от кровати ножками в положении на животе. Такие движения активно помогают развиваться нужным группам мышц, поэтому, как раз в это время многие малыши начинают хорошо переворачиваться.

Надо понимать, что, когда малыш переворачивается, а потом учится самостоятельно сидеть и после этого ползать, то при этом задействованы похожие группы мышц. А значит, когда достаточно окрепнет мускулатура шеи, спины, ног и рук для полноценных переворотов, ваш ребенок постепенно начнет делать попытки присаживаться и ползать сам.

Помогаем делать повороты

Помогать крохе осваивать новый навык нужно в игровой форме с обязательной улыбкой и словами одобрения. Заметив, что у ребенка вышло случайно перевернуться самому, попробуйте поиграть с ним, положив игрушку сбоку от него, стимулируя малыша к повороту.

Можно выполнять несложные упражнения на укрепление мышц спины и рук, которые помогут ребенку освоить новый для него навык. Приступая к упражнениям, нужно убедиться, что:

  1. Малыш хорошо способен поднимать голову лежа на спине, так и хорошо держит голову лежа на животе.
  2. У ребенка есть выраженное желание и сформированный навык лежания на животе с приподнятой головой, опираясь на руки хотя бы в течение 5 минут.

Если малышу не слишком интересно лежать на животе, задержать его на некоторое время в этом положении можно, например, качая на гимнастическом мяче или положив яркую забавную игрушку прямо перед ним.

Видео-упражнения от мамы-Лары

Коррекционная гимнастика для младенцев поможет малышу научится перевороту со спины на живот:

После того, как переворот получился, ручка малыша может остаться под телом. Попробуйте дать крохе возможность самостоятельно ее распрямить. Если же малыш начинает нервничать, то можно несколько усилить движение за ножку, при этом ручка понемногу высвободится. Упражнение можно повторить 3-5 раз в несколько подходов в течение дня. Помните – все движения исключительно плавные, без резких рывков и дерганья!

Посмотрите видео о том, как научили малыша переворачиваться. В течение трёх недель ребенок учился переворачиваться! И вот результат! Когда просыпается — первым делом надо лечь на живот!

https://youtube.com/watch?v=B2rIEGZ79CM

Освоение навыков самостоятельного переворота открывает для малыша новый интересный мир, постепенно подводя его к необходимости ползать, а затем и ходить. И, конечно, когда малыш им овладеет как следует, то маме ни на секунду нельзя забывать о простых правилах безопасности.

Не стоит специально начинать тренировать ребенка сидеть или даже стоять, если к 5-6 месяцам малыш еще не умеет переворачиваться. Лучше всего, когда каждый новый этап развития карапуза сменяет другой плавно и в нужной последовательности. Да, дети могут иногда «перепрыгивать» или значительно сокращать те или иные этапы, но эти этапы все равно будут сменять друг друга поочередно.

Почему ребенок не хочет переворачиваться на живот: причины, связанные с нарушениями внутриутробного развития

  • Тяжелый токсикоз во время беременности у матери. Патологическая беременность с выраженным токсикозом приводит к нарушению обмена веществ в организме матери, следовательно, и к нарушению обмена веществ на уровне мышечной системы плода.
  • Неполноценное питание беременной женщины, авитаминоз обуславливают возможность возникновения серьезных нарушений в развитии плода.
  • Всевозможные гинекологические заболевания матери. Например, миома матки приводит к ограничению подвижности плода, что отрицательно сказывается на его мышечном тонусе.
  • Вредные привычки матери. Курение, наркотики, злоупотребление алкоголем негативно сказываются на внутриутробном развитии плода. Как правило, дети рождаются слабыми с целым «букетом» врожденных заболеваний.
  • Любая хроническая или острая патология у беременной женщины. Маловодие, многоводие и многоплодная беременность.
  • Нарушения внутриутробного развития плода может спровоцировать прием лекарственных препаратов – антибиотиков, аспирина, сульфаниламидов и т. д.

Рекомендации по игре и перемещению

С угасанием хватательного рефлекса игрушки становятся для малыша ещё интереснее, потому что он начинает осознанно их брать и познавать

Все предметы ребёнку в этом возрасте важно положить в рот и внимательно изучить

Браслеты, хрустящая бумага, мягкие игрушки, нитка жемчуга, ткань и игрушки, подвешенные над ребёнком, подходят для изучения. Ребёнок сначала берёт игрушку, висящую сбоку. Однако вы можете повесить что-нибудь более интересное для него в середину, чтобы позже в том то, что ребёнок не может взять ртом свисающие с него предметы.

Надувной детский бассейн — возможно, наполненный шариками — также станет для ребёнка очень весёлым местом.

Когда ребенок начинает ползать и как совершенствовать этот навык

Во сколько ребенок начинает ползать — зависит от его физических возможностей, характера и в некоторой степени от стремления родителей мягко, но действенно и целеустремленно содействовать его развитию. Когда ребенок начинает ползать на четвереньках, ему открывается множество возможностей познания мира. Но только если родители позволяют ему это сделать, не держат в период бодрствования в кроватке, или что еще хуже того — в пеленках.

В книгах для родителей написано во сколько месяцев ребенок начинает переворачиваться и ползать на животе, это сроки приблизительные. На живот дети начинают переворачиваться примерно в 3 месяца, примерно через месяц с живота на спину. А после 5 месяцев начинают ползать.

Обычно свои навыки дети начинают развивать с передвижения на животе. То есть малыш передвигается лежа на животе при помощи движений ручек и ножек. Когда он немного окрепнет, то встанет на четвереньки. Но сразу не поползет. А будет смешно раскачиваться взад-вперед еще какое-то время.

Дети начинают ползать по-разному. Кто-то «классическим способом», кто-то двигается не вперед, а назад, а кто-то по кругу. Но если ребенок научился мастерски передвигаться на четвереньках, он может пойти немного позже своих сверстников. Есть такое интересное наблюдение у педиатров. Однако это не должно пугать. Ползание — очень полезный навык. И ему рекомендуют обучить всех детей, даже тех, кто почти не ползал, а сразу пошел (есть и такие малыши).

Рекомендации родителям по развитию физических навыков у детей раннего возраста.

1. Не пеленать в период бодрствования. Дети до полугода много спят. На игры остается не так много времени, поэтому не стоит ограничивать их физические возможности. В крайнем случае — пеленать только перед сном. Во время бодрствования же на ребенке должны быть надеты ползунки и распашонка, не сковывающие движения.

2. Если ребенок не спит и находится в хорошем расположении духа, выкладывайте его пол, застеленный теплым одеялом. Следите за тем, чтобы не было сквозняков. Не оставляйте в кроватке — там слишком мало простора для движений. И на раздвинутом диване или кровати также оставлять не стоит. Легко можно не углядеть, и малыш упадет вниз.

3. Обычно начинают детей учить ползать, просто опирая их ножки к стенке и кладя на небольшом расстоянии от них игрушку или погремушку. Малыш отталкивается ножками от стенки, чтобы достать желаемый предмет.

Следование этим простым советам обязательно окажется полезным для вашей семьи.

Почему ребенок переворачивается только в одну сторону

Не зря в списке обязательных врачей присутствует невролог

Когда он обследует младенца, то обращает внимание на его симметричное развитие, мышечный тонус, а также форму головы. Многим мамам невролог объявляла о том, что череп у их младенцев неровный, имеет некую плоскость с одной из сторон

Это не должно приводить родителей в ужас, так случается с большинством детей из-за того, в последний месяц внутриутробного развития ребенку очень тесно, он не имеет возможности менять свое положение. Поэтому получается так, что малыш отлеживает одну сторону головы. Череп приминается и становится неровным.

По этой причине у грудничка появляется любимая сторона. На этот бок ребенок всегда поворачивает головку, в другую сторону ему тяжело и неудобно смотреть. Со временем голова станет ровной. Мозг, увеличиваясь в размерах, будет корректировать положение черепных пластин, в результате станет симметричным.

Если грудничку был поставлен диагноз кривошея, ортопед пропишет специальную подушку-бублик, использование которой не стоит игнорировать. С помощью такого нехитрого приспособления малыш будет растягивать укороченную мышцу, и выравнивать тем самым шейный отдел.

Важно! Если грудничок продолжает поворачиваться только на один бок, это говорит лишь о том, что упражнения рано забрасывать и нужно равномерно распределять время пребывания крохи на одном и втором боку. Если родители с четырех месяцев усиленно занимаются с ребенком гимнастикой, правильно чередуют левую и правую сторону, общаясь с грудничком, но при этом ребенок в 6 месяцев продолжает переворачиваться только в одну сторону, стоит иметь в виду ряд причин:

Если родители с четырех месяцев усиленно занимаются с ребенком гимнастикой, правильно чередуют левую и правую сторону, общаясь с грудничком, но при этом ребенок в 6 месяцев продолжает переворачиваться только в одну сторону, стоит иметь в виду ряд причин:

  • Малыш просто ленится. Научившись переворачиваться на левый бок, ему даже в голову не приходит учиться делать то же самое на правую сторону.
  • Если ребенок лежит в кроватке и уже привык к тому, что справа от него весь мир, слева – стена, он не будет заинтересован поворачиваться на левый бок, потому что там ничто его не привлекает.
  • Не стоит игнорировать рекомендованные посещения невролога в три месяца и шесть. Именно в этом возрасте специалист сможет распознать возможные проблемы с симметричным развитием тонуса мышц.

Дополнительная информация! Есть мамы, которые не обращают внимания, на какую сторону поворачивается их ребенок. Поэтому не все родители жалуются на односторонние повороты.

Как научить ребенка переворачиваться на живот

Прежде чем обучать малыша переворотам необходимо создать условия, которые будут благоприятствовать совершению данного движения. Для того чтобы малыш с легкостью переворачивался, важным условием является поверхность, она должна быть ровной и твердой.

Первое упражнение

Положите ребенка перед собой. Возьмитесь одной рукой за левую ножку малыша в области голени, согните ее в коленном и тазобедренном суставе. Так мы подготавливаем ребенка к действиям. А теперь заведите ножку в противоположную сторону. Понаблюдайте за реакцией малыша в течение нескольких секунд.

Такое положение ребенка стимулирует его приподнять голову и повернуться. А теперь проделайте то же самое с правой ножкой, но с поворотом в другую сторону. И так же понаблюдайте за реакцией малыша. Очень хорошо, если ребенок при повороте нижней части тела старается повернуться всем корпусом в эту сторону. При этом движения его не пассивны.

Если же ребенку не хватает сил повернуть верхнюю часть тела, помогите ему. Протяните ему свою руку, пусть он ухватится за палец и сам постарается повернуться. Это упражнение необходимо выполнить три-четыре раза с поворотом в каждую сторону.

Совет: заинтересуйте ребенка его любимой яркой игрушкой в момент выполнения этого упражнения. Положите ее с той стороны, куда поворачиваете ребенка. Ему будет интересно повернуться за любимой игрушкой, тем самым результат упражнения будет быстрее. И обязательно разговаривайте с малышом, хвалите его. Он должен слышать ваш голос.

Второе упражнение

Осторожно поперекатывайте малыша в разные стороны. Ему должно это понравиться

Выполните это упражнение не один раз. И, как результат, в дальнейшем ваш малыш самостоятельно сможет перевернуться на бок. А затем и на живот.

Третье упражнение

Положите ребенка на бок, а сами встаньте за ним. Разместите свои руки таким образом, чтобы локти уперлись в поверхность, на которой лежит ребенок. Скрестите свои руки в замок. Таким образом, ваши руки создают определенную преграду для ребенка, которая мешает ему перевернуться на спину. Можно легонько подтолкнуть малыша, стимулируя его к перевороту на живот.

Кстати, это упражнение помогает ребенку научиться стабилизировать положение на боку. И не забудьте положить его любимую игрушку так, чтобы ребенок мог свободно видеть ее. Результат не заставит себя долго ждать. Ребенок, покачиваясь, обязательно перевернется на живот, вытянув вперед ручку.

А теперь проделайте то же самое, перевернув ребенка на другой бок. Повторите это упражнение два – три раза.

Четвертое упражнение

Уложите ребенка на бок. Положите одну свою руку на плечо ребенка, а другую – на область тазобедренного сустава. Зафиксируйте положение руки в области плеча, а другой подтолкните вперед тазовую область ребенка. Тем самым, мы создаем сопротивление корпусом ребенка при движении нижней его части тела.

А теперь сделайте наоборот: зафиксируйте руку на нижней части тела ребенка, а другой как бы подтолкните плечо ребенка, показывая ему, куда нужно перевернуться. То же самое проделайте, перевернув ребенка на другую сторону.

Это упражнение очень хорошо закрепляет двигательные навыки ребенка, что способствует быстрому и ловкому перевороту со спины на живот.

Как правило, мамы выбирают одно или два упражнений из вышеперечисленных. Это и лучше, потому что кто как не мама знает потребности и возможности своего ребенка.

В любом случае, выполняя эти упражнения несколько раз в день вместе с ребенком, вы достигнете нужного результата.

Почему ребенок в 4 месяца не переворачивается

Если ваш малыш весел и радует вас своими улыбками, интересом ко всему окружающему и постоянной активностью, но не переворачивается, стоит подумать, почему он этого не делает.

Самые частые причины «лени» у грудничка:

  • лишний вес – если ваш малыш любит покушать и его смело можно демонстрировать в рекламе детского питания, не удивляйтесь, если он будет медленнее овладевать всеми физическими навыками. Так что вес в 4 месяца от 6 кг и больше – самая частая причина «лени» ребенка;
  • у него слабо развита мышечная система – чтобы ребенок начал переворачиваться в 4 месяца его нужно готовить к этому с рождения. Ежедневный массаж, специальная гимнастика, свободное пеленание – вот залог хорошего развития всех групп мышц. В противном случае, грудничку просто не хватит сил на то, чтобы перевернуть свое тело;
  • недоношенность – дети, родившиеся раньше срока, часто отстают в своем развитии от сверстников и это не патология. Просто их организму требуется больше времени, чтобы созреть;
  • рахит, анемия и другие заболевания – дефицит кальция, железа и других веществ в организме ребенка приводят в отставании в развитии. Часто такие заболевания протекают скрытно и родители не всегда замечают первые признаки болезни: бледность, повышенную потливость, постоянный плач, плохой аппетит или слишком медленное заращение большого родничка. В группе риска – недоношенные дети, дети, чьи матери страдали от сильного токсикоза, инфекционных или соматических заболеваний во время беременности и часто болеющие малыши;
  • особенности развития ребенка – не все малыши развиваются одинаково, некоторые вообще не переворачиваются со спины на живот, а сразу учатся сидеть, ползать и ходить – все индивидуально!

Как научить малыша переворачиваться со спины на живот

Для этого существует несколько различных упражнений. Основу их составляет ежедневная гимнастика, составленная из подходящих физических упражнений. Они направлены не только на развитие мышц ребенка, но и на улучшение его координации.

Если к пяти месяцам ребенок так и не начал переворачиваться, то ему потребуются дополнительно массаж и занятия плаванием. Причем такие меры, по возможности, должны стать ежедневными.

Как правило, дети очень стараются самостоятельно перевернуться, но это может получаться не сразу. Тогда мама может показать общий принцип поворота, демонстрируя основные движения ногами – ручкой при этом он оттолкнется уже сам. Малыш достаточно быстро уяснит, что от него требуется при регулярных занятиях.

Есть ли другие способы пеленания новорожденного?

Широкое пеленание ребенка

Техника оставляет малышу некоторый простор для движений. Ножки малыша при заматывании не выпрямляют, а ручки стараются не фиксировать плотно. В итоге из пеленки формируется что-то наподобие спального мешка, внутри которого кроха может шевелиться. К открытым способам пеленания относят и метод, при котором ручки малыша остаются снаружи, и их движения ничем не ограничены — этот способ называется «пеленание без ручек».

Если сторонников тугого пеленания новорожденного среди педиатров вы вряд ли найдете, то свободное считается допустимым.

Плюсы

Минусы

Благодаря пеленанию малыш крепче спит.

Использование пеленок в первые месяцы жизни позволяет не покупать детскую одежду, из которой малыш все равно быстро вырастет.

Некоторым родителям психологически проще брать на руки спеленатого ребенка.

Даже свободное пеленание может привести к ухудшению кровоснабжения.

Завернутый в пеленку (а особенно в одеяло) малыш может перегреться.

Ребенок лишен тактильных ощущений и ограничен в возможности познавать окружающий мир.

Новорожденному надо несколько раз в сутки менять подгузники. И каждый раз пеленать заново.

Кроме тугого, есть свободное и широкое — более прогрессивные техники. Давайте разберем эти методики и взвесим все «за» и «против».

Свободное пеленание ребенка

Эту технику можно назвать лечебной процедурой. Рекомендуется при дисплазии тазобедренного сустава и состоит в фиксации ножек малыша в разведенном состоянии, для чего используются специальные трусики, подушка или несколько пеленок. Широкое пеленание можно практиковать даже без назначения врача. Как показывает практика африканских стран, в которых мамы приматывают новорожденных с разведенными ножками к своей спине, а также азиатского региона, где младенцев традиционно носят на боку, эта техника вполне безопасна.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector