Капризы и истерики: борьба и профилактика

Ребенок постоянно дерется.

Вы не наказываете ребенка, чтобы у него всегда была возможность выплеснуть эмоции, при этом вы говорите ему, что нужно стараться делиться и уступать. Но когда малыш оказывается на детской площадке, он начинает задираться и хулиганить, пытается драться и кусаться.

Почему ребенок дерется? Одной из главных причин является факт того, что малыш пока не может полностью находить контакт с другими детьми его возраста, и для подсознательного самоутверждения пробует стать лидером, старается действовать с позиции силы.

Посмотрите, как общаются малыши и вам станет понятно, из-за чего ребенок начинает проявлять агрессию: может быть, он не получил желаемую игрушку, а возможно его не взяли в игру.

Постарайтесь организовать занятия детворы, не заставляйте их обязательно делиться и обмениваться игрушками, мягко и корректно обучайте их сотрудничеству и общению при игре.

Если вы посчитаете, что малыш ведет себя излишне агрессивно и нервно, заберите его с площадки и несколько минут погуляйте с ним отдельно от других детишек. После этого снова вернитесь с малышом в общество и оцените — как он себя ведет.

Второй или третий подход должен изменить его поведение и успокоить. Если ребенок дерется постоянно – постарайтесь найти время и получить консультацию у детского психолога.

На этом мы закончим. Теперь вы знаете почему ребёнок капризничает и истерит и как этого избежать. Мы надеемся, что данная статья вам понравилась и стала полезной.

Spread the love

Умственная отсталость

Такое название получило недоразвитие психической деятельности. Как правило, ее провоцируют несколько факторов, среди которых на первом месте генетические заболевания. Другую группу составляют экзогенные факторы: травмы, интоксикации, инфекции, гипоксия плода.

Умственная отсталость имеет необратимый характер и характеризуется следующими особенностями:

  • тотальность поражения – нарушаются все нервно-психические функции. В особенности страдает речь – грамматическая сторона, активный словарный запас очень скудный. Эмоции плоские, однообразные, мало контролируемые;
  • в первую очередь среди психических процессов страдает мышление. Его дефицит приводит к недоразвитию элементарных процессов психики: память, речь, восприятие.

УО, прежде всего, представлена олигофренией. Это недоразвитие мозга, связанное с повреждением коры больших полушарий, необратимого характера. Является врожденным или приобретенным до двухлетнего возраста дефектом.

Различают три степени олигофрении:

  • дебильность;
  • имбецильность;
  • идиотия.

Они различаются степенью выраженности интеллектуального дефекта. Если IQ при дебильности составляет от 50 до 70, то при идиотии этот показатель равен 20.

Дети, страдающие дебильностью, способны к простому труду. Им сложно усваивать новые навыки, а их эмоции весьма примитивны. Сенсомоторные реакции замедлены. Сохраняется фразовая речь, механическая память. Они способны овладевать базовыми навыками чтения, письма, счета. Дебильность – самая легкая степень расстройства.

Имбецильность сохраняет наиболее примитивные навыки самообслуживания, способность запоминать небольшой объем информации, позволяет получить элементарные учебные навыки.

Идиотия – грубое, глубокое нарушение мышления (практически отсутствует) и всех психических процессов в целом. Такие дети не способны к самообслуживанию, плохо ориентируется в пространстве. Практически никого не узнают кроме ухаживающих за ними людей. Поведение чаще диктуется инстинктивными программами. Речь непонятная. Такие выражения эмоций как плач, слезы, не свойственны.

Деменция – это приобретенное слабоумие, развивающееся у ребенка после 2-3 лет, и сопровождающееся распадом уже сформированных психических функций. Спровоцировать деменцию могут инфекции или травмы. Состояние характеризуется неравномерностью поражения, когда одни отделы ГМ страдают больше, чем другие.

Ребенок истерит не дома

Справляться с истериками дома и стены помогают, но как справиться с истерикой не дома?

В магазине

Отправляясь с ребенком в магазин, стоит заранее обговорить, что вы собираетесь покупать, а что не входит в перечень покупок ни при каких уговорах. Если «купи-купи» все же настигло, да еще в сопровождении рева и топанья, стоит сразу же уйти из магазина, дав понять ребенку, что он нарушил договоренность. Так «нарушитель» скорее усвоит причинно-следственные связи. Никогда не берите малыша с собой за подарками другим детям! Не стоит привлекать к покупкам и голодного или уставшего ребенка.

Оксана, мама трехлетней Ирины: «В магазин с Иришкой хоть не заходи. Требует скупить все понравившееся, падает на пол и кричит в случае отказа. Научилась не обращать внимания на укоризненные взгляды толпы и строго говорить дочке «нет!». Однажды на требование купить десятую барби предложила взамен продать любимую сумочку Иришки, чтобы были деньги на куклу. Дочь сразу успокоилась».

В детском саду

Причиной истерики в детском саду, может послужить нерегулярное посещение сада, например, из-за частых болезней. Нужно отнестись с пониманием, ребенок адаптируется и все войдет в норму. Но иногда плач – это своеобразный ритуал прощания с мамой, а, войдя в группу, ребенок становится послушным, активным и дружелюбным. Попробуйте придумать другой ритуал прощания: слезы замените на объятия и волшебные слова (например, «я тебя люблю, хорошего дня»). Если же малыш ведет себя так только с мамой, попрощаться стоит дома, а в сад отправить с ребенком папу или бабушку.

Не поддавайтесь на плач и требование не уходить объясните, что, опоздав на работу, вы можете совсем ее лишиться. А если не будет работы, то и денег на новые игрушки и сладости тоже не будет

После детского сада

Когда ребенок истерит всю дорогу после детского сада, заявляя, что больше туда никогда не пойдет, это выражение либо его усталости, либо стресса (возможно, кто-то его обидел). Погуляйте после садика на детской площадке, дайте ребенку размяться и отдохнуть. Но не исправляйте ситуацию покупкой того, чего запросит ребенок! Подкупив его однажды, вы сделаете вознаграждения за спокойное поведение нормой, а это неправильно.

2 вида детских истерик

Детские истерики можно разделить на два типа: контролируемые ребёнком и не контролируемые

Родителям важно понимать и отличать эти два вида, для того чтобы правильно помочь малышу в той или иной ситуации

Истерика верхнего мозга.

как справиться с истериками ребенка

Данный вид истерики полностью контролируется ребёнком. Она связана с тем, чтобы сиюминутно получить желаемое, либо с сильным недовольством чего-либо. К примеру, многим знакомая ситуация в магазине. Ваш ребёнок захотел новую игрушку, шоколадку, вещь или что-либо ещё.

На ваш отказ купить ему это, ребёнок закатывает истерику в магазине, не обращая внимания ни на что и ни на кого.

Такие капризы дети контролируют сами. Если же вы купите ему необходимую вещь, малыш тут же успокаивается и становится самым счастливым. Так дети учатся манипулировать взрослыми.

Что делать с контролируемой истерикой

Здесь существует только два варианта разрешения сложившейся ситуации:

  1. родители осуществляют желания ребенка, лишь бы их кроха перестал капризничать
  2. родители игнорируют истерику малыша

Если же мама и папа решили не становится объектом манипуляций своего чада, действовать следует аккуратно, без негативных эмоций, гнева или раздражения. В противном случае, есть вероятность усугубить данное положение. Необходимо всегда контролировать свои слова и эмоции, разговаривать с ребенком спокойным тоном.

Ни в коем случае не поддавайтесь истерикам малыша. Иначе он поймет, как следует действовать, чтобы все таки добиться своего

С ребенком важно разговаривать. Объясните ему, почему именно в данный момент вы не можете осуществить его желание, либо купить требуемую вещь

Приводите аргументы! Малыш должен понять, что действительно существует весомая причина, а не просто потому что мама и папа так захотели.

Следуйте рекомендациям и, возможно, с такой истерикой вашего карапуза вы справитесь намного легче и быстрей:

  1. Ребенку нужно дать понять, что родители прекрасно понимают его и его желания
  2. Предоставьте малышу весомые аргументы вашего отказа
  3. Объясните малышу, что его поведение является совершенно ненормальным, предупредите о соответствующем наказании
  4. Пообещайте вашему крохе, что сможете приобрести ему желанную вещь, как только появится возможность.

Если ребенок не желает вас слушать и продолжает истерить, необходимо наказание привести в действие, как вы и обещали. А также по его собственной вине, он так и не получит того, что  требует.Малышу нужно понять, что не все его требования должны сиюминутно выполняться. Но в случае, когда он научится быть терпеливым и контролировать свое поведение, он все же сможет получить желаемое.

Истерика нижнего мозга.

Такой тип истерики противоположен вышеописанному, и ребенок не способен контролировать свои эмоции. У малыша возникают настолько сильные эмоциональные ощущения, что он просто не может с ними совладать. Данное состояние схоже с состоянием аффекта, в котором ребенок не способен мыслить адекватно. В это время мозг малыша работает по-другому, и он любая речь родителей просто не доходит до сознания.

В данном случае существует только один способ успокоить кроху — облегчить нервное напряжение.При такой истерики повышать голос на ребенка без толку, он все равно вас не понимает.

Что делать с неконтролируемой истерикой

Ни в коем случае нельзя пускать данную ситуацию на самотек, игнорировать малыша, оставлять одного. Если в данном случае разговоры бессмысленны, то следуйте этим рекомендациям:

  1. Необходимо взять малыша на руки, обнять
  2. Разговаривайте ласковым и нежным тоном, пытаясь успокоить кроху. Говорите ему, что все хорошо.
  3. Прикосновения близкого человека способны остановить истерику ребенка. Поглаживайте его, нежно обнимайте.
  4. Отойдите подальше от места, где началась истерика.

После того, как ребенок успокоился, пробуйте с ним разговаривать. Ни в коем случае не ругайте малыша! В противном случае истерика может вспыхнуть снова. Родителям необходимо  понять, почему случился приступ истерии.

Если вам удалось выяснить причину, которая вызвала такое состояние  у ребенка, нужно провести беседу, разъяснить малышу, в чем и почему он был не прав и как следует себя вести. Воспитательный разговор должен быть очень мягким и тактичным.

На пути к взрослению

Дети растут, исследуют мир, приобретают новые навыки, постепенно привыкая к ситуациям, людям, отношениям, правилам. Чтобы научиться, как взрослые, справляться с ежедневными вызовами, им понадобятся годы терпеливого обучения.

Возраст от 2 до 5 лет — самый уязвимый в плане стабильности детской психики. Отсутствие необходимых речевых и социальных навыков накладывает известные ограничения на способность детей находить приемлемый, с точки зрения взрослых, выход из трудных ситуаций. Это нелегко в любом возрасте, а если ребенок, недостаточно опытный, не владеющий даром убеждения, не способный выразить свои чувства и желания, да еще и не всегда понимающий, чего от него ожидают, теряет контроль над своими эмоциями, — то удивляться тут тем более нечему, это скорее норма, чем ее нарушение. Как результат — вспышки гнева, капризы, истерики. Немного найдется семей, незнакомых с этим бедствием.

  • Истерика — это состояние сильнейшего эмоционального возбуждения, которое выливается в потерю самоконтроля. У детей первых лет жизни признаками истерики могут быть крик, визг, плач, топанье ногами. Нередко можно видеть, как малыш начинает стучать кулаками, кидать предметы, валяться по полу, а иногда даже биться головой о стену, кусать себя и окружающих.
  • Родители, уже знакомые с этим явлением, знают, что в состоянии истерики дети не могут воспринимать информацию, поступающую обычными способами (жесты, взгляды, мимика, речь), и все увещевания оказываются бесполезными. Иногда истерики становятся настолько частыми и сильными, что изматывают и ребенка и взрослых.
  • Не верьте тому, кто говорит вам, что родители не могут повлиять на дурной детский темперамент. Терпение, воля, мудрость и эмоциональная стабильность самого́ взрослого — ваше главное оружие против детской истерики.

Каковы причины взрыва детских эмоций, как вести себя родителям, чтобы не допустить истерику, что делать, если она уже разразилась, и когда требуется помощь специалиста?

Как ЗПР переходит в УО

Дефекты психической деятельности при задержке ПР склонны трансформироваться как в сторону прогресса, так и в сторону регресса. Например, известны случаи, когда ребенок в детдоме, находясь как будто в замороженном состоянии, не ходит, не разговаривает, застывает в одной точке, будучи усыновленным благополучной семьей, буквально за неделю обучается всем навыкам, соответствующим его возрасту. Он быстро набирает вес, налаживает коммуникативные навыки.

С другой стороны, замедление темпа развития способно нарастать, усугубляя свои проявления. К тому же, термин ЗПР применим только для дошкольников и младших школьников. Если после младшего школьного возраста признаки задержки развития психики сохраняются, то оно переходит в категорию умственной отсталости.

Главную роль в прогрессировании симптомов задержки психического развития играет несвоевременно принятые или полностью проигнорированные меры коррекции состоянии

Очень важно начинать коррекционное лечение таких детей как можно раньше. Оно требует специального обучения

Обычные школы не могут создать необходимые условия, чтобы принять таких малышей. В случае, когда время упущено, наблюдается углубление имеющихся дефектов по всем фронтам:

еще больше искажаются познавательные процессы – внимание, восприятие, память, что неизбежно приводит к снижению интеллектуальной деятельности;
как письменная, так и устная речь не прогрессируют. Ребенок не способен получать информацию извне в достаточном количестве, из-за чего замыкается в себе

Коммуникативные связи с миром разрываются. Налаживание контакта со сверстниками, членами семьи становится практически невозможным. Таким образом, происходит самоизоляция малыша, уход в себя;
в связи с регрессом познавательных способностей, детям с запущенной формой ЗПР сложно осваивать даже элементарные навыки. Не происходит закономерной возрастной смены деятельности с игровой на учебную;
эмоциональная сфера разлаживается. Ребенок становится лабильным, не контролирует свои эмоции.

Особую роль играют взаимоотношения с родителями, в частности, с матерью. Ощущая раздражение, отсутствие поддержки, любви с ее стороны, малыши превращаются в капризных, обидчивых и упрямых задир, либо впадают в ступор. Отсутствие эмоциональной связи порождает, помимо личностной деградации, страхи и тревогу.

В целом, дети теряют связь с окружающим миром. В будущем им становится сложно адаптироваться к коллективу, определиться и получить профессию, наладить межличностные отношения. Запущенная стадия ЗПР делает ребенка инфантильным, неподконтрольным, рассеянным и беспомощным, и способна подвести к чертам, соответствующим умственной отсталости. 

Родитель не слышит своего ребенка

Наталья Брага

Перинатальный психолог и специалист по психосоматике

Никто не кричит просто так, даже ребенок. И если стало понятно, что истерика – это основной способ общения малыша с родителями, значит, они не слышат его, когда он спокойно сообщает о своих потребностях. Попробуйте уделять сыну или дочери больше внимания, самое главное — не игнорируйте его вопросы или запросы. Говорите с ним медленно и спокойно. Ребенок должен знать, что вам интересно с ним общаться. 

— Думаю, что многие родители часто забывают о том, что с ребенком надо общаться. Не только задавать вопросы о том, как прошел день, а рассказывать о своем, обсуждать ситуации, интересные моменты. Таким образом запускается механизм успешного общения

Время, проведенное с ребенком качественно, — в игре, общении — залог того, что малыш ощущает себя в безопасности и не испытывает потребности в том, чтобы привлекать внимание родителей альтернативным способом. Проверено!

Как помочь взрослому при истерике?

  • Создайте спокойную обстановку. По возможности избавьте от заинтересованных зрителей. Дайте человеку побыть несколько минут наедине.
  • Обрызгайте холодной водой лицо, шею, руки. Предложите выпить воды и умыться.
  • Слегка похлопайте по лицу и рукам. Резкие удары могут ухудшить состояние и вызвать новый приступ истерики.
  • Совершите поступок, которого человек не ожидает – заверните в одеяло, запойте.
  • Дайте понюхать ватку, смоченную уксусом или нашатырем Резкий запах воздействует на рецепторы и определенные зоны мозга и случит отвлекающим фактором.
  • Не общайтесь с ним. Если данные меры не сработали, то не разговаривайте с кричащим человеком. Сделайте равнодушный вид и займитесь своими делами.
  • персен форте;
  • ново-пассит;
  • фитосед;
  • валокордин;
  • адонис бром.

Думайте о будущем своего ребенка

Когда ребенок 4 лет устраивает истерики, родителям не всегда бывает просто оставаться в состоянии спокойствия. Большинству взрослых людей свойственно чувствовать себя плохой матерью или отцом в такие моменты. Несмотря на все правила и особенности воспитания детей, вы должны полагаться на свою интуицию. И если в данный момент вы считаете, что применение правила «родитель должен быть главнее» неуместно, то не следуйте ему. Но помните, что злоупотреблять такими слабостями не нужно.

Иногда можно поговорить с ребенком в течение 15 минут, когда он вас не отпускает. Но только в том случае, если подобные истерики не носят регулярный характер после очередного разговора. Старайтесь не напрягаться внутри себя.

Реагировать на истерики детей 3–4 лет – все равно, что тушить уже разгоревшийся пожар. Искусство родителей заключается не в том, чтобы бороться с капризами ребенка, а в том, чтобы не допустить возникновения таких ситуаций в будущем.

Советы психологов

Истерики у детей 4–5 лет требуют правильного поведения со стороны родителей в ответ на подобные капризы.

Существует несколько действий, которые противопоказаны родителям в подобных ситуациях:

  1. При истерике ни в коем случае нельзя выполнять желание малыша. Конечно, это действие успокоит кроху, но вскоре все повторится снова, но уже по протоптанному пути.
  2. Не следует спорить с ребенком, а тем более дразнить его.
  3. Не переходите на повышенный тон, так как это не успокоит кроху, а только усилит истерику и гнев.
  4. Не наказывайте и не поощряйте ребенка. Старайтесь делать так, чтобы капризы оставались незамеченными.
  5. Не воспринимайте слова малыша в таком состоянии слишком серьезно, так как он во время истерики может сказать все что угодно, не задумываясь о смысле и последствиях сказанного.
  6. Если приступ случился на глазах у других людей, не стоит его стыдить перед ними. Маленький манипулятор осознает, что вы ему уступаете перед окружением, и в скором времени истерики могут начать повторяться в общественных местах.
  7. Не следует вовлекать в процесс капризов окружающих, тогда малыш поймет, что его слезы ни на кого не действуют, и выступление быстро закончится.

Животик в порядке

Главная причина беспокойного сна у детей первого года жизни — боль и дискомфорт в животе. Причиной этого может стать: • дизбактериоз — так называемые «колики», схваткообразные боли в животе; • проблемы с кишечником — запор, газики либо понос; • голод.

Помочь крохе можно так:

• обязательно покормите малыша перед засыпанием: грудное молоко (качественная детская смесь), тепло маминого тела — это лучшее снотворное, обезболивающее и успокоительное средство; • если малыш переживает приступообразную боль в животе, поможет теплая пеленка — наутюжьте ткань и приложите к животику; • боль облегчают также поглаживания теплой ладонью: если у крохи запор, гладьте животик по часовой стрелке, если понос — против часовой; • после еды поносите малыша некоторое время столбиком, в течение дня как можно чаще выкладывайте его на живот — так будут легче отходить газики; • если малыш не может опорожнить кишечник в течение трех дней, помогите ему: сделайте клизму либо воспользуйтесь глицериновой свечкой.

Истерики у ребенка – помогают ли запреты и наказания?

Любой ребенок тяжело воспринимает запрет, неисполнение своих желаний. Поэтому родителям даже с детьми 2 лет лучше говорить так: «Это нельзя делать, потому что…» То есть обязательно объяснять причину и показывать следствие. Если просто покрикивать на него: «Нет! Нельзя!» — это всегда стресс, который будет проявляться истериками у ребенка, то есть он будет всеми силами своей детской души сопротивляться тому, что его желание не исполняется.

С другой стороны, не следует впадать в другую крайность – исполнять все желания ребенка, тогда получим со стороны малыша манипуляции – истерики, чтобы получить желаемое.

Как реагировать на истерику в 1 год

Существует множество разных вариантов на тему, как реагировать на частые истерики у ребенка в 1 год. Например:

увести малыша с места раздражения

Это касается больше общественных мест: магазинов, транспорта и т.д;
предложить выбор из 2-3 позиций, если истерика по поводу какой-то конкретно желаемой вещи;
забалтывать;
отвлекать, переключать внимание.. Но все дело в том, что часто данные советы просто не работают или физически не выполнимы в конкретный момент времени

Но все дело в том, что часто данные советы просто не работают или физически не выполнимы в конкретный момент времени.

Годовалому ребенку тяжело сделать выбор из нескольких предложенных вариантов, тем более, если он уже точно определил для себя, что ему нужно. И если он выбрал и захотел именно эту зеленую машину, то сок или печенье его уже вряд ли заинтересуют.

Да и из поезда тоже на ходу не выпрыгнешь, нужно решать проблему здесь и сейчас. Не реагировать на истерику в корне не правильно: ребенок в 1 год наоборот больше всего в такие моменты нуждается в понимании и поддержке самого близкого ему человека.

Так все-таки, как остановить истерику у ребенка в 1 год? Исходя из основной причины истерик: неумение нервной системы справляться с эмоциями в этом возрасте, прежде всего, следует помочь пережить малышу это состояние.

Помните! Рекомендации по типу: Вам нужно вслух проговорить все, что чувствует ребенок в этот момент: боль, обиду, горечь – не подходят.

Например: «Ты хотел взять с полки печенье и съесть его сейчас, а его там не оказалось, потому, что мы не заехали в магазин и не купили. Я понимаю, ты очень расстроен и злишься, что твое желание не осуществимо именно сейчас.

Но как только мы окажемся в магазине то обязательно купим это печенье и положим его на полку, чтобы ты смог взять его оттуда» – все это подходит для детей старше 2-х лет.

Один из лучших вариантов для годовасика, как можно прекратить его истерику, это переключить внимание на другой объект:

  1. Внезапно громко сказать: «Ой! Это что мышка?» и пойти заглядывать под кровать, искать мышку» или посмотреть в окошко и показать, как едет машина;

Важно добавить эмоций, сделать их чуть преувеличенными. Нервная система ребенка в 1 год не способна сосредотачиваться на двух вещах одновременно и отвлечение работает отлично. Также, варианты, которые можно использовать, я даю на курсе Послушание без криков и угроз>>>

Также, варианты, которые можно использовать, я даю на курсе Послушание без криков и угроз>>>

В курсе вы найдете более 12 вариантов, как общаться с ребенком в моменты его непослушания и капризов. Сможете подобрать то, что будет лучше всего работать в вашем случае.

  1. Второй способ, который стоит применять в 1 год, если отвлечь ребенка не удается, это дать возможность пройти истерику до конца. И здесь нам помогут слезы тщетности

Как правильно реагировать на истерики

Еще никого не удавалось утешить, заставив почувствовать себя пристыженным или глупым. Можно попробовать сдержать малыша, когда у него срывает тормоза, прижав к себе или присев, чтобы смотреть ему в глаза, и показывая свою заботу о его чувствах. Но не позволяйте этим чувствам переполнить вас. Можно использовать слова, чтобы помочь валидации его эмоций, либо ласковые жесты и взгляды.

Порой необходимо выдернуть ребенка из этой ситуации, например, если он подвергает опасности себя или окружающих либо беспокоит других людей. Тогда вы должны сказать: «Сейчас мне придется взять и унести тебя отсюда, потому что я не могу позволить тебе обижать собаку». После этого делайте так, как сказали.

Истерика только усиливается, если вы начинаете кричать в ответ или грубо хватаете малыша. Фактически, вы наказываете своего сына или дочь за то, что у них есть чувства.

Игнорировать ребенка в истерике — другая форма наказания. Остановите коляску с всхлипывающим малышом, сядьте к нему лицом к лицу и скажите что-нибудь сочувственное или достаньте его из коляски и обнимите.

Это вовсе не означает, что вы идете у него на поводу, — вы всего лишь сочувствуете его отчаянию. Я в подобных ситуациях старалась выразить словами то, что происходит. «О-о-о, ты злишься, что я не хочу нести за тебя самокат» (или какая-то другая возникшая неприятность). Раньше или позже у вашего сына или дочери разовьется способность преодолевать фрустрацию. Я отлично помню свою радость, когда после, казалось, бесконечных вербализаций мыслей моей девочки она начала сама перерабатывать свои чувства в слова. «Я сейчас разозлюсь» — сказала она, и я внутренне ликовала от того, как далеко мы продвинулись.

Если вы уже на грани из-за бесконечных капризов и сцен, помните, что лучше их осмыслить, чем на них реагировать. Не принимайте истерики на свой счет. Сделайте глубокий вдох и сохраняйте контакт с ребенком и контроль над собой.

Основные причины истерики

Возрастные особенности

По наблюдениям психологов, кризис 3 лет потихоньку сдвигается и все больше детей переживают его, когда вступают в младший дошкольный возраст, то есть в 3 – 4 года. В этот период ребенок активно познает мир и отношения между людьми, круг общения значительно расширяется. Он стремится к самостоятельности и в то же время хочет оставаться как можно дольше под маминой опекой. Негативизм, истерики, бунт, упрямство – это попытка исследовать границы дозволенного и установить собственные правила игры.

В старшем дошкольном возрасте, то есть с 5 лет, ребенок становится спокойнее, так как на первый план выходят познавательные процессы. К потребности быть самостоятельным прибавляется желание стать успешным. Некоторые дети переживают неудачи, например, при выполнении учебного задания или игре, очень болезненно, здесь срабатывает защитный механизм – истерика.

Болезнь

Истерика, вспышки агрессии, беспричинный плач – могут быть вызваны плохим самочувствием или более серьезным заболеванием – неврозом. Маленькие дети не могут точно сказать, что их что-то беспокоит, где болит. Прежде чем заниматься воспитанием ребенка, обязательно покажите его врачу – педиатру или неврологу, чтобы не пропустить начало заболевания.

Привлечение внимания

В первый год жизни мама круглосуточно находится с ребенком. Став постарше, он никак не может принять тот факт, что у мамы теперь есть и другие дела. Даже если она проводит с малышом много времени, этого ему кажется недостаточным. Бывает  и так, что когда ребенок ищет сочувствия, вы ошибочно принимает вид строгого воспитателя, это тоже влечет за собой появление эмоционального дискомфорта у малыша.

Двойные стандарты

 Основной принцип воспитания – это единство правил и запретов. Если мама не разрешает, кушать много конфет, а бабушка готова скупить всю кондитерскую фабрику, ничего хорошего из этого выйдет. Ребенок просто теряется, что можно, а что нельзя, и добивается желаемого всеми способами. Другой пример, вы потратили часы на объяснение малышу правил дорожного движения, а сами перебегаете дорогу на красный свет. В результате ребенок становится раздражительным, так как он постоянно должен выбирать между противоположными и навязанными ему извне моделями поведения.

Низкая социализация

Единственных и долгожданных детей родители часто опекают без всякой меры. Ребенок быстро привыкают к тому, что мир крутится вокруг него, все желания моментально угадываются и исполняются. Когда такой «маленький император» попадает в детский коллектив, он испытывает сильнейшее потрясение. Например, в садике – никто с ним не носится, все равны. То же самое происходит, когда в семье рождается еще один ребенок – первенец уходит на второй план, ведь мама теперь все время посвящает новорожденному.

Плохая обстановка в семье

Если родители постоянно скандалят между собой, это неминуемо отражается на неокрепшей психике ребенка, ведь она впитывает эмоции мамы и папы, как губка. Особенно тяжелой ситуация становится, если родители начинают делить детей при разводе и прибегают к преступным методам. Это непосильное испытание для малыша, оно часто приводит к неврозу. Ребенком овладевает беспричинный гнев, он не слушается, устраивает истерики.

Родитель борется с ребенком

Подобное происходит, когда мама и папа не умеют отстаивать свои личные границы и, соответственно, не могут обеспечить здоровые границы и ребенку. В итоге они начинают испытывать раздражение. Малыш же в подобной ситуации чувствует отторжение родителей и не ощущает себя в безопасности. Это вызывает у него излишнюю тревожность. А других механизмов выражения эмоций, кроме плача и крика, он не имеет.  

Екатерина Доманькова

— Убеждаюсь в этом на собственном опыте. Всегда объясняю детям, что мама «тоже человек», и мне нужно время для себя, для работы, для папы. Шестилетняя Маруся уже хорошо это понимает и старается объяснять средней дочери Иванке, почему мама, например, не спит с детками. Работает не всегда, но к шести годам точно срабатывает).

Как успокоить ребёнка при истерике

Универсального способа справиться с детской истерикой нет и не может быть. Всё зависит от ситуации, психологических особенностей ребёнка и вашего эмоционального состояния в конкретный момент. То, что помогло однажды, не будет работать всегда

Важно быть внимательным к ребёнку, проявлять чуткость и изобретательность:

Не пропустите предвестники. Проще предупредить истерику, чем остановить. Каждый родитель знает, что происходит с его ребёнком, когда он готов расплакаться. Кто-то начинает сопеть, кто-то — негромко подвывать или поджимать губы

Очень важно отреагировать именно в этот момент — дать ребёнку понять, что вы рядом, и не позволить впасть в отчаяние

Установите контакт. Подойдите к ребёнку, опуститесь на его уровень. Не смотрите сверху вниз. Помогите ему разобраться в своих чувствах, проговорив его эмоцию: «Я понимаю: тебе обидно / тебе грустно / ты испугался. Мне очень жаль». Часто этих слов, участливого взгляда и объятий бывает достаточно, чтобы предупредить истерику и выйти на конструктивный разговор.

Выясните причину. Если она неочевидна, прямо спросите ребёнка, что случилось. Если он уже начал кричать, может помочь фраза: «Когда ты плачешь и кричишь, я не могу понять, чего ты хочешь. Пожалуйста, скажи спокойно». Внимательно выслушайте ребёнка и воздержитесь от оценок: не перебивайте и не критикуйте.

Озвучьте свою позицию. Говорите спокойно и уверенно. Не бойтесь сказать «нет», но аргументируйте свой отказ понятным ребёнку языком. Например: «Я понимаю, что тебе хочется ещё поиграть здесь, но пора домой. Мы можем вернуться сюда в другой день». «Сейчас я не могу купить тебе это. Но когда ты вырастешь, сможешь покупать себе любые вещи, какие захочешь».

Попробуйте переключить внимание. Чтобы разрядить обстановку, постарайтесь отвлечь ребёнка чем-нибудь интересным: домашним животным, игрушкой, происходящим на улице, поиском сладостей на кухне

Это поможет закончить разговор на позитивной ноте.

Если предупредить всплеск эмоций не вышло, и чувства ребёнка взяли верх над разумом — придётся позволить ему это пережить. Успокаивать, призывать к порядку или ругать ребёнка во время истерики бесполезно. Демонстрируйте спокойствие, но не безразличие! Не нужно отворачиваться и тем более уходить. Просто будьте рядом, ждите, когда эмоции улягутся, и будьте готовы начать диалог, когда ребёнок окажется к нему готов. Далее пробуйте действовать, как написано выше: поговорите с ребёнком о его чувствах, постарайтесь понять причины истерики и урегулируйте конфликт.

Помните, что ребёнок устраивает истерики, только если чувствует себя в безопасности. Поэтому, как бы парадоксально это ни звучало, поблагодарите ребёнка за то, что доверил вам свои чувства. Ваше безусловное принятие поможет ему проникнуться к вам ещё большим доверием, и отношения между вами станут ещё крепче.

Через некоторое время поговорите с ребёнком о случившемся. Без лишних эмоций объясните ему, что крики и слёзы не помогают, а только мешают достичь желаемого. И расскажите, как следует поступать в таких ситуациях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector