Кризис одного года — упрямство и капризы?

Мои рекомендации

Новообразования психики на пороге новых этапов онтогенеза сопряжены с кризисами. Это нормально. Родителям нужно запастись терпением: пройдет немного времени, и все наладится.

Не стоит ругать малыша за негативные поведенческие реакции в период кризиса. Психологическая практика показывает, что это неэффективно. Альтернативой этому служит доверительное общение, разъяснение ребенку сути эмоциональных состояний. Малыш успокаивается, когда видит ,что мама понимает его чувства и разделяет их.

Легче преодолевают кризисы те дети, родители которых поощряют их самостоятельность. Начиная с самостоятельности в одевании и умывании, родители постепенно формируют у ребенка уверенность в себе, инициативность и любовь к порядку.

Если взгляды родителей на воспитание совпадают, супруги спокойно относятся к кризису, то его протекание будет безболезненным для семьи.

Рекомендации родителям

Преодолеть успешно кризис одного года позволит:

Уважение ребенка, его взросления и потребности в отделении от матери. Принятие матерью своего ребенка.
Эмоционально насыщенное общение с матерью, ее любовь и забота, тепло

Важно поддерживать и развивать желание малыша общаться. Первая социальная потребность ребенка – потребность в другом человеке.
Доступность матери (присутствие рядом, реакция на обращение ребенка), частый телесный контакт (даже при кормлении из бутылочки), ласковое обращение, нежные прикосновения

У мамы должно быть внутреннее чувство спокойствия и счастья.
Отзывчивость, понимание потребностей малыша.
Стабильность и последовательность действий матери, дарящие ребенку ощущение стабильности мира, позволяющие адекватно ориентироваться в мире. Хаотичность матери провоцирует развитие тревожности и неуверенности у ребенка.
Обильное речевое взаимодействие. Ребенок никогда не научится говорить, если с ним не будут общаться взрослые. Но важно избегать давления и долгих монологов
Обращайте внимание на то, что и как вы говорите. Настроение и самочувствие ребенка зависит от тона матери, который малыш умеет различать уже с первых недель жизни.
Речь, интонация, мимика и прикосновения должны быть ласковыми, доброжелательными, уверенными и спокойными
Важны все три элемента.

Речь и активность – два опорных пункта этого возраста

Важно сопровождать словами каждое действие, особенно когда ребенок наблюдает за мамой. Старайтесь избегать ситуаций, когда малыш становится свидетелем грубых слов

Не общайтесь с ребенком, будучи в возбужденном состоянии или тяжело переживая неприятности.

Если нет возможности попросить кого-то о помощи, то не бойтесь серьезно поговорить с малышом, проговорите свое состояние: «Маме сейчас грустно, но это ничего. Такое бывает. Скоро все пройдет, и мы будем с тобой снова вместе улыбаться». Это куда лучше отразится на ребенке, чем лживое «все хорошо» на фоне заплаканных глаз и тревожного состояния. Подобный противоречивый посыл вызовет непонимание малыша, внутреннее напряжение.

Что происходит

Примерно с 9 месяцев и до 1,5 лет все дети переживают кризис, но у каждого он проходит по-разному. Первый год считается одним из самых сложных, ведь за короткий промежуток времени малыш начинает ползать, изучать окружающие предметы и явления, знакомиться с миром и людьми, которых он видит.

Ребенку все становится интересно: он должен все попробовать, потрогать, досконально изучить. Каждая вещь является предметом наблюдения, и ничего удивительного, если ваш малыш будет пробовать игрушки или хвост кота на зуб. Совсем скоро ребенок начнет чувствовать себя самостоятельной личностью и отстаивать собственные желания и потребности. Он будет выплевывать полезную морковку, требуя что-то более вкусное, или устроит истерику с громким плачем, если мама будет одевать его на прогулку в неудобный (хоть и очень теплый) комбинезон.

Пора действовать?

Родителям необходимо понять, что наступил тот момент, когда очень важно предоставить ребенку больше самостоятельности. Необходимо почувствовать, что пришла пора делать что-то не для малыша, а вместе с ним

На протяжении первого полугодия второго года жизни можно учить его пользоваться ложкой, есть суп с хлебом, пить из чашки, снимать шапочку, колготки, а в дальнейшем и одеваться, самостоятельно умываться и т.п. Если этот этап будет пропущен, то позже, в 3-5 лет ребенок просто не захочет заниматься этими уже неинтересными для него вещами, тем более он привыкает, что мама одевает, умывает, кормит.

Нужно быть внимательным к первым проявлениям детской самостоятельности: ребенок тянется к ложке, чтобы есть самому, отбирает у мамы шапочку, чтобы одеть, пытается положить кубики один на другой, и очень недоволен, когда кто-то пытается помочь. Если родители с пониманием и терпением отнесутся к этим первым проявлениям активности ребенка, то со временем будут вознаграждены самостоятельностью малыша, уверенностью, жизнерадостностью.

Чем больше есть вещей, которые взрослые позволяют ребенку, тем более легко настаивать на запретах. А позаботившись о том, чтобы опасные предметы были недоступны для малыша, вы сможете спокойно позволить ему исследовать ваш дом — все ящики, ящички, нижние полки. И как знать, возможно, сегодняшняя игра сына или дочки с кастрюлей в будущем превратится в поварской талант. Конечно, не нужно поощрять любые желания ребенка. Запреты должны быть умные, четкие, однозначные и согласованные между всеми взрослыми членами семьи

Если запрещаете что-то, то в процессе этого внимание малыша нужно просто отвлечь на что-нибудь другое, а можно предложить умную альтернативу: запрещено писать на отцовских документах, но вот есть листочек — здесь это делать позволяется. Но никогда нельзя играть ножом (чтобы не пораниться) или ботинками (они грязные) или же дорогими вещами (альтернатива в виде старого сломанного будильника может обернуться завтра «разборкой» новых часов, ведь ребенок просто не осознает разницы, хотя уже очень хорошо умеет проводить аналогии: это — часы, если мне можно играть этими, то можно и всеми другими)

Если родители проявили достаточно такта, терпения и гибкости по отношению к малышу, то первый кризисный этап в его развитии завершится и наступит спокойное время. Конечно же, это ненадолго. Но пока ребенок становится опять послушен, спокоен. Причем, малыш уже стал самостоятельнее и взрослее, он может и умеет намного больше, чем раньше.

Ваш ребенок — это уже человек со своими желаниями, чувствами, эмоциями, просто он еще не умеет выразить их. И если вы уделите больше времени тому, чтобы попробовать понять малыша, то любой кризис пройдет быстрее, легче, и с меньшими эмоциональными потерями для обеих сторон.

С чего начинается кризис первого года

Кризис первого года жизни наступает на границе между младенчеством и ранним детством, согласно теории Д. Б. Эльконина. В это время ребёнок уже активно ползает или даже ходит, может манипулировать предметами, приобретает ряд новых навыков в играх, самообслуживании, ощущает потребность в самостоятельной деятельности. Кроме того, он начинает осваивать первые слова. Новый этап развития ребёнка вступает в противоречие с тем состоянием, в котором он находился до этого.

Во время кризиса первого года ребёнок переходит от пассивного восприятия жизни к более активному. Там, где раньше он целиком полагался на родителей и подчинялся им, теперь он начинает действовать по собственной воле. Следствием этого становятся новые приобретения в эмоциональной, волевой и интеллектуальной сфере, которые могут быть не только положительными, но и отрицательными.

Как же «помогать иммунитету» ребенка?

В первую очередь нужно освободиться от внушений рекламы, призывающей родителей «укреплять» детский иммунитет. Помните, что такая реклама основана на порождении естественного чувства родительской тревоги и беспокойства.

Если вы считаете, что ребенок болеет слишком часто, у него часто развиваются инфекционные осложнения, то, прежде всего, покажите его педиатру!

Если врач сочтет, что у ребенка действительно может быть иммунодефицит или связанное с нарушением работы иммунной системы заболевание, он назначит соответствующие анализы и исследования, и направит малыша на консультацию к иммунологу.

Если проблем с иммунитетом не будет выявлено, то родителям необходимо усвоить, что нормально работающая иммунная система ребенка способна справляться с самыми разными патогенными микроорганизмами. Для подавляющего большинства детских болезней не требуется никакой «стимуляции» иммунитета. Простуда, желудочно-кишечная вирусная инфекция и другие легкие инфекции, как правило, проходят самостоятельно через несколько дней. Иммунная система может справиться со многими бактериальными инфекциями, такими как насморк или ангина. Но при ряде инфекционных заболеваний иммунитету действительно требуется помощь. Но не в виде «иммуностимуляторов», в виде использования антибактериальных или противовирусных препаратов, которые могут облегчить течение заболевания и, даже, спасти жизнь.

Влияние на организм

Неврастения – только выраженное нарушение эмоциональных проявлений, и не затрагивает интеллектуальные способности, не влияет на личностные показатели. 

Этапы формирования заболевания:

  1. Несоответствие внутренних возможностей ребенка требованиям окружающих.
  2. Нарастание внутреннего конфликта.
  3. Депривация – невозможность удовлетворить собственные потребности из-за стремления угодить другим.
  4. Стрессовые ощущения.
  5. Нервно-психическое напряжение.
  6. Истощение психофизиологических ресурсов.

Любой вид невроза нуждается в лечении. Чем раньше оно будет начато, тем большая вероятность избежать осложнений и вернуться к нормальной жизни.

Занятия с психотерапевтом, безусловно, дают положительный результат. Однако два-три сеанса терапии – это ничтожно мало.

Эффект будет гораздо заметнее, если к процессу подключится кто-то из родителей. Домашние занятия с родными людьми способствуют положительной динамике. О проблеме необходимо сообщить воспитателю или учителям, чтобы и они присоединились к процессу реабилитации ребенка.

Автор статьи

Файнштейн Татьяна Александровна

Психиатр, Детский психоневролог, Детскоподростковый психиатр, Детский психиатр.

Врачебный стаж: 12 лет

Записаться на прием

Маленький бунтарь

Естественно, что после одного года у детей появляется гипертрофированное стремление к самостоятельности. Смысл слов «нельзя» и «не трогай», которые так любят повторять мама с папой, им не понятен. Если подумать, взрослые придумали их для того, чтобы расставлять ограничительные флажки, чтобы упростить себе жизнь.

Если говорите ребенку « нет», мотивируйте отказ

Не важно, понимает он смысл или нет. Кроха реагирует на интонацию голоса, сразу переключается и забывает о том, что хотел сделать минуту назад

Причем мамины слова откладываются у него на подкорке. Если «включать» строгую маму и пытаться наказать его за плохое поведение, со временем от запретов и нравоучений у него сформируется невроз.

Что предпринять

Чтобы реже запрещать, уберите опасные вещи подальше, куда не дотянутся его ручонки.

  • заблокируйте розетки;
  • на двери поставьте защитные амортизаторы;
  • отодвиньте стулья от окон;
  • на острые углы мебели наденьте овальные уголки;
  • со стола уберите скатерть.

Каждая мама знает потенциально опасные зоны и предметы квартиры, от которых нужно защитить ребенка.

Что такое кризис первого года

Отрезки времени, когда меняются поведение и привычки малыша — неотъемлемая часть взросления ребёнка. И называются они возрастными или личностными кризисами. На протяжении жизни такие кризисы повторяются регулярно. В детстве это происходит в первые недели после рождения, в 1 год, в три, в шесть и в 12–14 лет.

Возрастные кризисы у детей: причины, признаки, что делать

Именно в возрасте 1 года (плюс-минус 1–2 месяца) малыш делает первые шаги, начинает активно изучать окружающий мир. Но его стремления и порывы чаще всего ограничиваются родительским категорическим «нет!». От этого и слёзы, и капризы, и упрямство.

Помните первопричину мировых революций: «Низы не могут, а верха не хотят»? Здесь примерно та же ситуация. Мамы и папы должны осознать, что их малыш вырос, стал более самостоятельным, коммуникабельным и мобильным, и начать относиться к крохе по-другому. Но как понять, что кризис у годовалого карапуза уже наступил?

Когда иммунитет в дефиците

  • из-за генетических нарушений,
  • химиотерапии
  • при иммунодифицитных заболеваниях

Многие из таких детей действительно нуждаются в «усилении» иммунной системы. Но сделать это возможно только врачу-иммунологу, который внимательно изучит причины и характер иммунных нарушений, выяснит текущий уровень иммунитета и только после этого займется лечением нарушений иммунитета. Врач будет использовать такие методы, как введение антител, полученных от доноров, введение факторов роста для стимуляции выработки белых кровяных клеток, или даже прибегнет к трансплантации костного мозга. Для людей с истинным иммунодефицитом было бы опасно (и потенциально смертельно) полагаться на витамины, добавки или «суперпродукты» для «усиления» иммунитета, вместо проведения медикаментозного лечения, нацеленного в первую очередь на устранение причины иммунодифицита.

Профилактика

Минимизировать риски появления раздражения на лице помогут такие меры профилактики:

с малых лет ребенку необходимо прививать правила личной гигиены и контролировать его в том, как он их придерживается;
важно сделать рацион малыша полноценным и сбалансированным, а все прикормы вводить постепенно и контролировать реакцию его организма;
нельзя допускать появления запоров, чтобы в детском организме не нарушались обменные процессы;
важно проводить профилактику глистной инвазии;
необходимо своевременно вакцинировать ребенка, согласно графику прививок;
перед выходом на улицу следует использовать специальный защитный крем;
после контакта с водой применять эмоленты.

Для умывания ребенка важно использовать средства без мыла, которые не разрушают естественную гидролипидную пленку кожи. Также важно подбирать косметику для ухода и бытовую химию, которые не содержат красителей и ароматизаторов, провоцирующих аллергические реакции

А в помещении, где ребенок проводит больше всего времени, необходимо поддерживать правильный уровень влажности.

Причины развития кризиса одного года

Появлению кризиса первого года жизни способствуют различные изменения, которые ребёнок приобретает в годовалом возрасте. Особенность этих изменений состоит в том, что их образуется сразу много, и они затрагивают самые разные сферы жизни ребёнка. Определяющими факторами для появления кризиса первого года жизни исследователи считают ходьбу, развитие автономной речи, мотивирующие представления и представление о себе. Можно сказать, что младенец в годовалом возрасте «резко становится человеком», к чему он, однако, не подготовлен в полной мере, из-за этого его биологическая природа, существенно видоизменённая, вступает в противоречие с социальной, которая ещё только начинает формироваться.

  • Ходьба прежде всего изменяет отношение ребёнка к окружающему миру. Если ребёнок ходит (или хотя бы активно ползает), то он приобретает способность дотянуться до всех предметов, оказывающихся в зоне его доступа, может взять их и манипулировать ими, не дожидаясь родительского сопровождения. Разнообразие предметов увлекает маленького ребёнка, и особого внимания заслуживают предметы, которыми пользуются взрослые. Способность свободно перемещаться к интересующим предметам может создавать ситуации, когда здоровье и жизнь ребёнка оказываются под угрозой, он также может испортить семейное имущество.
    Стандартной реакцией родителей в этих ситуациях становится запрет. Он приводит к дискомфорту; ребёнок «чувствует» своё желание, он не согласен с тем, что ему кто-то препятствует. При этом запреты со стороны взрослых редко приводят к нужному результату; чаще всего ответом на них становятся так называемые гипобулические реакции, с помощью которых ребёнок выражает протест. Если воспитание ведётся неправильно, то такие реакции перерастают в гипобулические припадки – ребёнок плачет, кричит, падает на пол, отказывается ходить (если уже умеет это делать), в этот период происходит в некотором смысле регрессия поведения.
  • Автономная речь – характерный признак кризиса первого года жизни и одна из его причин. От обычной человеческой речи – социальной – она отличается тем, что не имеет грамматических правил, имеет собственную фонетическую структуру и семантику (так, одно и то же «слово» в этой речи может обозначать разные предметы и явления, имеющие нечто общее), такая речь понятна только небольшому кругу взрослых, постоянно общающихся с этим ребёнком. Своеобразие детской речи приводит к тому, что ребёнок, реализующий свою потребность в общении, часто остаётся непонятым, что также приводит к дискомфорту и порождает гипобулические реакции. К концу кризиса первого года жизни автономная речь сменяется социальной.
  • Мотивирующие представления. Впервые были выделены Л. И. Божович, ученицей Льва Выготского. Если раньше ребёнок действовал целиком под влиянием предметов, попавших в поле его восприятия, то теперь они уступают место образам, сформированным в его памяти. Эти образы сами начинают мотивировать ребёнка к тому или иному поведению, они могут привлекать его или отталкивать, нравиться или не нравиться ему. Это приводит к тому, что ребёнка уже невозможно отвлечь от какого-то занятия простым переключением внимания. Навязывание ребёнку того, что ему в данный момент неинтересно, вызывает отторжение и формирует гипобулические реакции.
  • Представление о себе, самосознание. Обычно формируется на втором полугодии жизни маленького ребёнка. Признаком появления такого представления считается узнавание себя в зеркале. Наличие самосознания означает, что ребёнок начинает понимать себя как действующее начало и осознавать последствия своих действий. В этот момент он может целенаправленно копировать поведение взрослых. Переживание себя проявляется и в общении со взрослыми, и в действиях с предметами.

Исследователи говорят, что в момент кризиса первого года жизни изменяется социальная ситуация развития ребёнка. Если в младенческом возрасте он контактировал с миром через посредничество взрослых, то теперь необходимость в этом посредничестве отпадает, ребёнок чувствует необходимость самостоятельного познания окружающего пространства. И излишнее вмешательство взрослых в его жизнь вызывает лишь агрессивную реакцию.

Кризис 3 лет: рекомендации родителям

Если у ребенка кризис 3 лет, советы родителям сводятся, по большому счету, к рекомендации соблюдать баланс. Не стоит как наказывать ребенка, так и поощрять его поведение

Во время истерики попытайтесь переключить внимание упрямца на что-то другое, а если не получается — просто переждите. Но когда ребенок успокоится, обязательно проговорите с ним случившееся, объясните, что любите его по-прежнему, но такое поведение вас очень расстроило и в обществе оно недопустимо

Предоставьте ребенку возможность выбора

Ребенок хочет быть самостоятельным? Разрешите ему самому принимать решения. Не принуждайте съесть кашу и бутерброд, спросите: «Ты будешь кашу или бутерброд?» Если вы идете по делам, оставьте ребенку возможность поучаствовать в определении маршрута: «Мы сначала зайдем в магазин или в аптеку?»

Иногда можно сыграть и на противоречии: если вам срочно нужно собрать ребенка в детский сад, а он отказывается одеваться, скажите, что в сад вы сегодня не пойдете. Ребенок из упрямства начнет кричать: «Нет, пойдем!» Воспользуйтесь этим, но подчеркните, что сегодня вы выполняете его просьбу, а завтра он будет выполнять вашу.

Помогите ребенку принять себя

Ребенок должен поверить, что он хороший, несмотря на временные трудности с поведением. Хвалите ребенка, если он выполнил ваши поручения, подчеркивайте, что он послушный и у него все отлично получается.

Обратитесь к специалистам

Если вы не справляетесь с ситуацией, становитесь раздражительным, агрессивным или, наоборот, у вас опускаются руки, вам поможет наука психология. Кризис 3 лет — тема, на которой специализируются многие детские психологи, которые подскажут, как правильно себя вести, откуда черпать спокойствие и силы, а также поработают с самим ребенком.

Психологическая картина кризиса трёх лет

Кризис трёх лет не имеет чётких границ начала и окончания. Примерные временные рамки появления симптомов — это 2-3,5 года. О приближение кризиса может рассказать острая заинтересованность ребёнка самим собой. Он рассматривает себя в зеркале, наблюдает за своей тенью, озадачиваться внешним видом и тем, как выглядит в глазах других людей. В этот период многие дети начинают остро реагировать на неудачу: швыряют игрушки и предметы, бьют себя и близких взрослых.

Кризис трёх лет часто проявляется в демонстративном поведении ребенка. Недовольство он выражает истериками и капризами. Такая реакция может быть на любое ранее привычное действие родителей. На все вопросы и предложения взрослого у малыша один ответ – «нет!». Однако такое поведение ребёнка считается нормой для данного возраста. И это необходимо понять и принять.

Для кризиса трёх лет характерна чёткая специфическая симптоматика, которая называется «семизвездием кризиса трёх лет», поскольку эти симптомы проявляются ярко и в совокупности.

Негативизм

Негативизим – наиболее очевидный симптом данного кризиса. Это реакция не на содержание предложения, а на то, что оно идёт от взрослого. Особенно если это предложение сделано в авторитарном тоне. Ребёнок специально не выполняет просьбы родителей. Он стремиться сделать всё наоборот, наперекор взрослому, даже вопреки своим желаниям.

Упрямство

Упрямство проявляется в настаивании ребёнка на своём. Переубедить его невозможно. Он так решил и других вариантов он не приемлет.

Строптивость

Выражается в недовольстве всем, что предлагают ему взрослые, с чем ребёнок имел дело раньше. Это реакция не на конкретного человека, а в целом непринятие сложившихся правил поведения в семье, режима дня и прочих условий.

Своеволие

Заключается в стремлении к самостоятельности. Психологи часто называют этот этап в развитии кризисом «Я сам!». Ребёнок хочет сам решать, куда ему идти, что есть на обед, когда укладываться спать, в какую игру поиграть. Это стремление он подкрепляет словесно. Самая популярная фраза этого возраста: «Я сам!». Сама по себе тенденция к самостоятельности – признак адекватного возрасту развития. Таким образом ребёнок проверяет свои возможности, удовлетворяет потребность в познании.

Протест-бунт

Проявляется в виде частых ссор с родителями. Ребёнок возражает против всего, что ему говорят взрослые. Малыш хочет, чтобы его желания и мнение воспринимали всерьёз. Если этого нет, начинается конфликт, который может быть спровоцирован абсолютно любой ситуацией.

Обесценивание

Обесценивание, как симптом кризиса, выражается в речи ребёнка и его действиях по отношению к значимым взрослым и любимым вещам. Все, что было интересно и дорого ребёнку раньше, в этот период жизни теряет свою значимость и ценность. В лексиконе малыша могут появиться ругательные слова, которыми он начинает обзывать родителей. Некоторые малыши проявляют физическую агрессию к маме или папе, отказываются от любимых игрушек или ломают их.

Деспотизм

Малыш считает себя в семье самым главным и стремится полностью управлять родителями. Он добивается выполнения своих требований любыми способами. Если мама занята домашними делами, она должна всё бросить и просто сидеть рядом

Если она не выполняет требований малыша, он пускает в ход весь свой арсенал: начинает хныкать, вредничать, разбрасывать вещи по дому, то есть делать всё, чтобы привлечь внимание матери. В семьях, где несколько детей, этот симптом называется симптомом ревности, который проявляется капризами, агрессией, направленной на брата (сестру) и родителей. Но иногда этот критический период может проходить практически незаметно для родителей

Существует мнение психологов, что это может не лучшим образом отразиться на становлении личности ребёнка и даже может привести к задержке в развитии волевой сферы. Однако в кризисе развития главное не то, как он протекает, а то, к чему он приводит. Проявление самостоятельности, воли, интерес к познанию окружающего – признаки того, что развитие соответствует возрастным нормам

Но иногда этот критический период может проходить практически незаметно для родителей. Существует мнение психологов, что это может не лучшим образом отразиться на становлении личности ребёнка и даже может привести к задержке в развитии волевой сферы. Однако в кризисе развития главное не то, как он протекает, а то, к чему он приводит. Проявление самостоятельности, воли, интерес к познанию окружающего – признаки того, что развитие соответствует возрастным нормам.

Что происходит с ребенком в этот период

Характерные признаки кризиса одного года:

  • Самостоятельность;
  • Неуправляемость;
  • Упрямство;
  • Непослушание;
  • Требование внимания к себе;
  • Чувствительность к замечаниям;
  • Обиды;
  • Агрессия;
  • Капризность;
  • Противоречивое поведение.

Теперь ребенок способен действовать под влиянием не только событий, которые происходят сейчас, но и всплывающих в памяти представлений и образов.

В это время у ребенка наблюдается определенный скачок в развитии. Внутри него происходят глубокие психологические преобразования. Он начинает ощущать себя личностью и хочет быть самостоятельным. У маленького человека возникают собственные желания, которые больше не зависят от взрослых. Он стремится познавать мир самостоятельно — все потрогать, попробовать на вкус, посмотреть, что внутри. И любые запреты вызывают в нем волну непослушания. 

Сроки кризиса

Понятие «кризис первого года» условно. У кого-то он начинается раньше, у кого-то позже, а у кого-то не начинается. Иногда родители списывают странное поведение ребенка на прорезывание новых зубов или плохое самочувствие, но в действительности он просто взрослеет и переходит на новый жизненный этап. То же самое касается сроков его окончания: помните, что каждый ребенок индивидуален. Кое-что, конечно, зависит и от родителей. На сроки не всегда получится повлиять, а отменить кризис и вовсе невозможно. Все, что от них требуется, – создать ребенку атмосферу любви и заботы, понять, что происходит у него в голове, и постараться сгладить дискомфорт для малыша и родителей. Несмотря на все стремление к самостоятельности, в кризисный период ребенку очень важна поддержка мамы и папы.

Когда начинается. Точных сроков никто не может дать. У кого-то кризис проявляет себя уже в 8–9 месяцев, другие дети начинают вести себя иначе ближе к дню рождения, а то и после него. Критерием, по которому можно предположить скорое начало кризиса, часто называют способность самостоятельно передвигаться . Можно сверяться с календарем или таблицей кризисных периодов у детей, но чаще всего родители узнают о наступлении кризиса по его признакам. Это изменения в поведении малыша:

  • повышенное стремление к самостоятельности;
  • отказ от привычных ритуалов, смена вкусов;
  • упрямство и капризность, переменчивость настроения;
  • нестабильность желаний, в том числе в отношении родителей. Ребенок может одновременно пытаться обнять маму и отстраниться от нее – так проявляется кризис отделения;
  • ревность по отношению к другим членам семьи.

Сколько длится. Иногда говорят, что рассчитать и отследить начало кризиса можно по появлению в лексиконе малыша двух слов-маркеров: «дай» и «нет» . Они начинают повторяться в его речи особенно часто. А вот с окончанием сложного периода все труднее. Длительность кризиса первого года индивидуальна и составляет от 1 месяца до целого года. Есть мнение, что пик кризиса приходится на 8–15 месяцев жизни, затем идет на спад. Противоположное мнение говорит, что кризисная ситуация длится целый год, то усиливаясь, то ослабевая. Консенсуса по этому поводу до сих пор нет, но помните: малыш развивается в своем собственном темпе. На этот темп нельзя повлиять, но можно позаботиться о том, чтобы кризис прошел легко, и сгладить его проявления. Тогда наиболее острый период купируется быстро, а у ребенка не появится травм, влияющих на дальнейшую жизнь.

Советы доктора Комаровского

Доктор Комаровский кризис 1 года у ребенка называет капризной порой. В работах этого автора можно найти советы по преодолению кризиса 1 года:

Прежде чем заниматься домашним хозяйством после возвращения домой, маме рекомендуется уделить полчаса ребенку: поиграть с ним, поговорить, посадив к себе на колени. Затем можно вместе отправиться на кухню. Пока мама занята приготовлением ужина, ребенок с удовольствием посидит рядом с ней, наблюдая за ее действиями или играя кастрюлями.
Помочь ребенку смириться с тем, что маме некоторое время нужно побыть одной в ванной комнате, могут яркие картинки или фантики от конфет. Взяв с собой несколько таких картинок, мама может увлечь тревожного малыша интересной игрой: малыш с нетерпением ждет, когда из-под двери появится очередная яркая картинка. Если картинок под рукой нет, можно петь песни. Слыша голос мамы, малыш не будет переживать из-за того, что она исчезла.
Смириться с запретами ребенку будет легче, если родители будут предлагать альтернативные разрешенные действия. Например: «Книжку нельзя рвать. Ее можно листать и смотреть картинки», «Когда кота дергают за хвост, ему больно. Кота можно только гладить».
Стимулировать соблюдение режимных моментов помогут игрушки. Если ребенок не хочет чистить зубы, можно попросить плюшевого мишку показать, как он чистит зубки

Если перед сном девочка капризничает, можно обратить ее внимание на то, что кукла Катя уже спит, потому что она послушная.
Эффективным способом купирования вспышки негативных эмоций является переключение внимания малыша на что-то другое.

Опасные моменты самостоятельности ребенка в 1 год

Внимание! В период кризиса 1 года у ребенка все опасные предметы должны быть убраны из поля зрения малыша. За этим строго нужно следить

У вас может возникнуть логичный вопрос: что делать, когда у ребенка кризис 1 года и он проявляет любознательность к опасным вещам (огонь, колюще-режущие предметы): тоже разрешать, не ограничивая его самостоятельность или запрещать?

Есть несколько вариантов, как поступать в такой ситуации.

  1. Можно использовать совет, описанный выше, по поводу строжайших запретов в 1 год;

Но можно пойти и по иному пути.

  1. Ребенку можно позволять пробовать все, включая и опасные вещи, но  только под вашим неусыпным контролем.

Можно приблизить руку ребенка к огню, чтобы он ощутил жар или дать потрогать острый гвоздь или нож, но аккуратно, чтобы ребенок не поранился.

Суть такого обучения малыша в 1 год быть осторожным заключается в следующем:

  • Тактильные болевые ощущения передают сигнал в мозг об опасности;
  • Это эмоциональное ощущение запоминается на уровне подсознания;
  • В следующий раз ребенок уже не потянется к огню или иголке, при виде опасных предметов он автоматически не подойдет к ним, обходя стороной.

Советы доктора Комаровского

Доктор Комаровский кризис 1 года у ребенка называет капризной порой. В работах этого автора можно найти советы по преодолению кризиса 1 года:

Прежде чем заниматься домашним хозяйством после возвращения домой, маме рекомендуется уделить полчаса ребенку: поиграть с ним, поговорить, посадив к себе на колени. Затем можно вместе отправиться на кухню. Пока мама занята приготовлением ужина, ребенок с удовольствием посидит рядом с ней, наблюдая за ее действиями или играя кастрюлями.
Помочь ребенку смириться с тем, что маме некоторое время нужно побыть одной в ванной комнате, могут яркие картинки или фантики от конфет. Взяв с собой несколько таких картинок, мама может увлечь тревожного малыша интересной игрой: малыш с нетерпением ждет, когда из-под двери появится очередная яркая картинка. Если картинок под рукой нет, можно петь песни. Слыша голос мамы, малыш не будет переживать из-за того, что она исчезла.
Смириться с запретами ребенку будет легче, если родители будут предлагать альтернативные разрешенные действия. Например: «Книжку нельзя рвать. Ее можно листать и смотреть картинки», «Когда кота дергают за хвост, ему больно. Кота можно только гладить».
Стимулировать соблюдение режимных моментов помогут игрушки. Если ребенок не хочет чистить зубы, можно попросить плюшевого мишку показать, как он чистит зубки

Если перед сном девочка капризничает, можно обратить ее внимание на то, что кукла Катя уже спит, потому что она послушная.
Эффективным способом купирования вспышки негативных эмоций является переключение внимания малыша на что-то другое.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector