Драка в детском саду: как реагировать?

Ребенок дерется в школе: советы психолога

Прежде всего, разберитесь в ситуации, ведь если вы накажете своего ребенка, а потом выяснится, что он ни в чем не был виноват, его доверие к вам будет подорвано. Поговорите с ребенком — возможно, у него не ладятся отношения с одноклассниками. Если он скажет вам, что это была самооборона, обратитесь за помощью к учителям, чтобы те прояснили ситуацию и подсказали, как себя вести. Возможно, в случае когда дело не в вашем ребенке, будет смысл сменить школу на более подходящую.

Рекомендуем

  • Что делать, если меня не устраивает, как и чему учат ребенка в школе?
  • Что делать, если ребенка подвергают психологической травле в школе, во дворе?
  • Ребенок постоянно плохо себя ведет. Что делать и в чем может быть причина?
  • Как быть родителям, если ребенок не слушается?

Драки в детском саду и школе

Почему дети дерутся в саду или в школе? Прежде чем начинать беседу с малышом по поводу драки, нужно обязательно поговорить со всеми участниками происшествия. Каждый ребенок выскажет свою точку зрения, и у каждого будет своя правда.

Не стоит ругать своего малыша, даже если он является зачинщиком и даже если он не прав. Ребенок должен знать, что драка – это не выход из ситуации; можно найти решение при помощи слов. Если малыш дракой хотел доказать свою правду, то следует дать ему понять, что лучше доказывать это делом. Это будет убедительнее.

Если после драки сразу наказать ребенка (так как выяснилось, что он виноват), то малыш только затаит злобу. А это станет поводом следующей ссоры и драки. Может быть и так, что ребенок просто перестанет давать отпор (будет бояться наказания) и на нем будет вымещать обиду любой, кто захочет.

Зверек, загнанный в угол

Агрессивными становятся дети, которых постоянно третируют дома, обижают в детском коллективе или не признают ровесники. Постоянные насмешки или игнор, родительские упреки или просто сложная обстановка в семье настолько повышают уровень внутренней тревоги малыша, что она прорывается наружу – агрессией.

Малыш пытается доказать сам себе, что он чего-то стоит с помощью драк и конфликтов со сверстниками, воспитателями, часто ребенок дерется с родителями чтобы просто привлечь к себе внимание – и добивается своего. Чем активнее реагируют родители, тем больше у них шансов наблюдать такое поведение снова и снова

Опасность ситуации в том, что вместо того, чтобы нормализовать обстановку, в которой растет ребенок, родители могут усугубить ее, введя за агрессию жесткие карательные меры. Тревога станет только сильнее, а выплескивать ее прежним образом малыш уже боится – и появляется самый сложный вид агрессии – аутоагрессия, направленная на себя. Ее проявления различны: от болезней непонятной этиологии до формирования болезненных зависимостей и даже суицида.

Выход из этой ситуации один, и его должны указать ребенку взрослые. Только создание спокойной, доброжелательной атмосферы станет основой для возвращения малышу душевного равновесия. Тревога сразу никуда не денется, но постоянное общение, спорт или кружки по интересам, возможно, психологическая работа со страхами обязательно возымеют свое действие. Это дело не одного месяца, порой и не одного года, но это необходимая работа взрослых для того, чтобы вырастить гармоничного, счастливого человека.

Если причина — коллектив, например, ребенка не любят в классе, обижают в детском саду, то перемена коллектива тоже может сделать свое благое дело. Конечно, решение должно быть совместным, взвешенным и разумным.

Гиперактивность

Еще один вариант гиперактивность. В этом случае сделайте все, чтобы ребенок направлял свою энергию в положительное русло. Возьмите за правило каждый день выполнять вместе утреннюю зарядку, подыщите для крохи спортивный кружок или секцию, где он будет выплескивать свою бьющую через край силу.

Кроме того, чрезмерная возбудимость может указывать на проблемы со здоровьем. Если ничего не помогает, запишитесь на прием к врачу, может быть, у малыша повышено внутричерепное давление и ему нужна помощь специалиста.

Если же все указывает на то, что ваш ребенок лишь защищался , то все равно очень важно донести до него, что драка это очень опасно. Самое верное решение не обращать внимания на задир

Тот, кто может сохранять хладнокровие и не ведется на провокации, умнее всех драчунов и забияк. Если вы сможете донести это до своего малыша, то это знание очень пригодится ему в жизни, независимо от того, воспитываете вы сына или дочь.

Как реагировать?

Зачастую первые серьезные приступы агрессии могут начать проявляться с возраста 1.5 до двух лет, в этот период они обычно касаются родителей или близких.  Примерно к трем годам негативные эмоции ребенка начинают переправляться на сверстников, самые стандартные приемы: дернуть за волосы, укусить, кинуть песком в лицо и так далее.

Детская агрессивность, как утверждают психологи, уменьшается только к школьному возрасту. Это связано с тем, что именно в этот период дети учатся решать конфликты, которые могут возникать в игре, общении и других ситуациях.

Как себя вести, если ваш ребенок драчун? Разве можно наказывать за агрессивность, ведь, если родителям удается добиться решения проблемы от собственного чада только агрессией, то он поймет, что это правильный способ решения проблемы.

Постепенно агрессия будет нарастать и даже, если она не будет проявляться дома, она выльется где-нибудь в другом месте, например, в детском саду. Нельзя запрещать ребенку злиться: «Не кричи!», «Не злись!». Нужно научить ребенка реагировать правильно, к примеру, если он пытается вас ударить, просто крепко обнимите его, а после того, как он немного успокоится, попробуйте поговорить.

Без посторонних людей порассуждайте с крохой, объясните, к чему приводит такое поведение. Нельзя без всяких аргументов запрещать что-либо делать, даже кричать, драться и так далее. Намного эффективнее будет объяснить: «Я понимаю, что ты злишь и тебе обидно, ведь ты хотел поиграть с этой игрушкой, но, ударив Колю, он просто не захочет больше с тобой играть».

Или что-то вроде: «Маме больно, когда ты ее бьешь, она расстраивается и обижается». Научите ребенка выражать свои мысли словами, а не действиями, пусть он формирует предложения типа: «Я злюсь потому, что», «Мне обидно потому, что». Научившись такому «языку чувств», ребенку будет проще выплескивать свои эмоции без кулаков.

Предложите своему чаду новые способы выброса агрессии. Возможно, следует записать кроху на спорт, где он сможет в кругу ровесников правильно освобождаться от лишней энергии и эмоций. Покажите на своем примере, как можно выпускать «пар»: покомкайте вместе несколько листков бумаги, порвите газету или побейте подушку.

Можно научить ребенка специальным играм: подарите ему мешочек, который непростой, а волшебный. Все, что накопится в душе, негативное и плохое можно складывать только в него, это обязательное условие. А потому, когда хочется ругаться и кричать, делать это можно только в этот мешочек, после чего он завязывается и весь негатив остается только в нем.

Учить ли ребенка давать сдачи, если другие дети дерутся в детском саду?

Что делать, если вашего ребенка бьют в детском саду? Конечно, если нет выхода и на ребенка кто-то нападает — необходимо научить его защищаться и давать сдачи. Если ребенок обладает мягким и нерешительным характером — помогите ему сформировать «стержень», отдав чадо в секцию единоборств или других занятий, где он познает дух соревнования и победы, научится давать отпор. Однако, советуя ребенку «дать сдачи», родитель должен понимать, что до подобного поступка маленькому человеку необходимо «созреть». Поэтому, даже если ребенок не будет сразу следовать вашему совету, он все равно будет идти по пути своего жизненного опыта. И этот опыт в конце концов приведет ребенка к ответственному решению.

У 5-летних детей обычно возникают конфликты иного рода. Они могут вовсе не драться, а подговаривать друг друга не дружить с кем-то. Таким образом вашего ребенка могут обидеть, не взяв его в игру или компанию. В такой ситуации родителю хочется пойти и сказать группе заговорщиков: «Примите Петю в игру, надо вместе дружить». Но таким образом невозможно решить задачу, потому что дети послушают взрослого, только когда он рядом. А когда его не будет на горизонте, Петю снова не станут принимать в компанию.

Как помочь ребенку? Задача родителя — поговорить со своим обиженным чадом и спросить — что он хочет. Если тот желает, чтобы его принимали в игру — необходимо научить ребенка стать интересным для этой компании, предпринимать новые попытки стать таким человеком, с которым другим захочется играть. Убедите чадо никогда не опускать руки и стремиться общаться эффективно.

Подумайте о том, что взрослый человек всегда может уйти из компании, которая ему не нравится, выбрать другую работу, если его не устраивает коллектив сотрудников. Но дети часто оказываются в ситуации «заложников», ведь в детский сад и школу их отправляют взрослые, не давая ребенку возможности выбрать подходящий ему коллектив. Но если ребенок приходит в этот коллектив с настроем подружиться, даже при первых неудачах он будет предпринимать тысячу попыток стать интересным тем, кого он выбрал себе в друзья.

В будущем такому ребенку будет проще научиться руководить другими людьми, уживаться в коллективе, с честью и достоинством выходить из конфликтных ситуаций.

Другие причины, вызывающие агрессию

Не всегда в склонности к агрессивному поведению виноваты родители.

Нередко дитя дерется из-за следующих факторов:

  • продукция кинематографа с агрессивными героями,
  • наличие таких же агрессивных ребят в группе детского сада,
  • несправедливые упреки,
  • состояние здоровья,
  • стрессовая ситуация.

Если ребенок часто смотрит фильмы с так называемыми «крутыми» героями, решающими все проблемы, от личных до мировых, с помощью мордобоя, у него возникает желание им подражать. Когда в садике в группе есть еще один или несколько агрессивно настроенных детей, ребенок старается стоять за себя, давать сдачи.

Если вашего малыша часто стыдят за то, чего он не делал, он чувствует себя уязвленным и обиженным. И пытается оправдать нелестное мнение о нем.

В состоянии болезни многие из взрослых становятся агрессивными как из-за постоянных болевых ощущений, так и на фоне изменения состава крови, вызванного болезнью. Согласитесь, трудно общаться с другим человеком и улыбаться, когда температура под 40 или стреляет в пояснице. То же самое происходит и с ребенком.

Стресс у ребенка формируется из-за изменений в его жизни, связанных с поступлением в детский сад. До сих пор он проводил свои дни с родителями или бабушкой, все было понятно и привычно.

Теперь же он попал в новый для него мир, где существуют определенные правила, где он не может побыть в одиночестве, а вынужден все время находиться в коллективе. Все это вызывает определенное внутреннее напряжение, которое трансформируется в агрессию.

Как отучить от драк в детском саду?

  1. Первое – это ваша реакция на происходящее. Не надо самим демонстрировать агрессию: накричать, отшлепать. Постарайтесь взять себя в руки и спокойно поговорите с ребенком, выясните, почему он обижает товарищей по садику.

    Возможно, действительно есть серьезные причины: не принимают в коллектив, обзывают и прочее. В таком случае надо устранить причину: поговорить с воспитателем, родителями обидчиков.

  2. Не демонстрируйте ярость, покажите лишь, что ситуация вас расстроила.
  3. Ни в коем случае перегибайте палку, используя фразы:« Ты меня не любишь», «Ты плохой мальчик» и прочее. Это может вызвать серьезные переживания у ребенка.

Объясните малышу его чувства

Порой ребенок и сам не понимает, почему он вступил в драку. Постарайтесь почаще разговаривать с малышом. Подсказывайте как лучше себя вести, чтобы не огорчать близких.

Очень действенный способ – обыграть ситуацию в виде сказки, где главными героями будут ваш ребенок и его сверстники. Расскажите о чувствах каждого героя, что он переживает, если его обижают. Игровые моменты всегда лучше воспринимаются малышами, нежели привычные нравоучения.

Придерживайтесь установленных правил

Для поддержания эмоционального спокойствия важен режим дня и соблюдение определенных правил. Заведите свои добрые семейные традиции: обсуждать вечером, как прошел день, добрая сказка на ночь, игры с мамой и папой.

Если установили запрет, то не отступайтесь от него ни при каких обстоятельствах. Просмотр мультфильма или компьютерная игра – обозначили время 30 мин, значит именно столько, даже если друзья пришли или праздник семейный. Правило есть правило и его надо соблюдать.

Научите управлять эмоциями

Малышу трудно разобраться в своих эмоциях, часто реакция в виде агрессии – это призыв о помощи. Учите ребенка понимать свои чувства. Когда он плачет или капризничает, задавайте ему простые вопросы: «Тебе больно?», «Ты обижен?» и подобные по ситуации. Он должен видеть вашу заботу и готовность в любой момент прийти на помощь.

Особенно нуждается в вашей поддержке и внимании малыш в возрасте –5 лет, психологи называют этот возраст “нежным”.

Что делать родителям ребенка-драчуна: стратегия, тактика и профилактика

Если я слышу от родителей: «… дерется… ничего не помогает…», — задаю вопрос: а что вы делали? Как правило, отвечают: наказывали, ставили в угол, ругали…

Это как раз то, что мало помогает. Вы не сделали самого главного. Можно, конечно, и отругать, и поставить в угол, но сначала непременно скажите: «Я тебя очень люблю и поэтому не позволю стать плохим человеком, а значит не разрешу так себя вести».

Задача родителей — спокойно и толково объяснить ребенку, как надо вести себя. Не все объясняется словами. Жесты, поступки, действия — тоже самая доступная и понятная ребенку форма объяснения. И самая, кстати, действенная.

Как правильно выйти из кризиса

Родителям важно понимать, что происходящие изменения в поведении ребенка — естественный процесс, на который ничто не может повлиять. Во время кризиса у малыша:

  • развивается речь, воля и самостоятельность, творческие способности;
  • наблюдается подражание старшим;
  • развивается социализация;
  • формируется базовое понятие ощущения безопасности.

В три годика малышу открываются границы между собой и окружающим миром, он учится различать разрешенное и запрещенное

В это время родителям важно объяснить ребенку, что он должен уважать других, уметь сочувствовать

Если трехлетнего ребенка отдают в садик, его социализация происходит намного быстрее. Если наблюдаются проблемы в общении с другими детьми, родители должны объяснить ребенку, почему нужно делиться с другими, а когда можно отказать.

Если малыш хочет самостоятельно что-то сделать, не запрещайте. Таким образом, он учится оценивать свои возможности и привыкать к самостоятельности.

Также в это время важно прививать навыки гигиены: аккуратно кушать, мыть ручки, чистить зубки, одеваться

Почему ребенок дерется? Разберемся впричинах

Одна изпричин возрастные особенности ребенка. Как уже было сказано ранее, ребенок дерется в1 год, проявляя таким образом свой протест набольшое количество запретов, единовременно появившихся вего жизни.

В23 года ребенок учится проявлять свои чувства иможет попробовать замахнуться иударить, проявить физическую агрессию. Онизучает нормы иправила семьи иобщества, смотрит, что можно, ачто нельзя, изучает границы. Пока еще невсостоянии совладать сосвоими эмоциями.

В46 лет ребенок все чаще для разрешения спорных ситуаций использует речь. Новсеже ивэтом возрасте префронтальная кора головного мозга, отвечающая запроизвольность, все еще созревает, ималыш невсегда может сдержать свой накал страстей внутри себя. Чаще всего драки вэтом возрасте носят разовый иситуативный характер.

После 7 лет дети уже могут при желании контролировать свои эмоции. Иобычно уже знакомы снормами вобществе.

Какие еще могут быть причины?

Получает внимание

Как выобычно реагируете наагрессивное поведение ребенка? Мало кто может похвастаться, что остается спокоен, когда ребенок дерется. Если оннедополучает вашего внимания, или высним обычно очень сдержаны испокойны, тонаэтом фоне ваша бурная эмоциональная реакция надраку сильно выделяется.

Задумайтесь ипостарайтесь честно ответить: вкаком процентном соотношении выпроявляете похвалу иругань ксвоему ребенку?

Зачастую мызабываем хвалить ипоощрять ребенка, когда онсамостоятельно играет или затевает совместную игру сбратом. Часто мыэто воспринимаем как само собой разумеющееся иникак нереагируем наэто.

Авот если наш малыш отобрал игрушку утоварища или толкнул кого-то, товот здесь мыточно непромолчим!

Вывод: старайтесь спокойно, новтоже время неоспоримо объяснять недопустимость физической агрессии иодновременно сэтим более эмоционально поощрять хорошее поведение вашего ребенка.

Семейный шаблон поведения

Одна изпричин драчливости незнание других способов реагирования. Если всемье все конфликтные ситуации разрешаются руганью, если всемье используется физическое наказание, торебенок принимает это поведение как адекватное иединственно верное.

Как выразрешаете конфликтные ситуации всемье? Что видит ваш ребенок? Тоон иперенимает.

Отсутствие границ

Яуже сказала, что одной изпричин является слишком большое количество запретов вжизни малыша. Втоже время, отсутствие запретов играниц также является одной изпричин агрессивного поведения ребенка.

Сейчас очень модно стало растить ребенка вдемократической обстановке. Причем каждый родитель трактует это по-своему. Имногие под этим подразумевают, что ребенок самостоятелен практически срождения иможет сам делать, что хочет, аотсутствие границ ижестких рамок поможет ему вырасти свободной личностью.

Поверьте, это жуткая ошибка. Ребенок неможет самостоятельно решать, что такое хорошо, ачто такое плохо. Для этого унего есть родители. Анаша свами задача обеспечить безопасность нашего ребенка.

Обэтом хорошо рассуждает идоктор Комаровский. Выможете посмотреть его мнение поэтому вопросу вследующем видео:

Если малыш нечувствует, что выего защищаете, ставя границы (играть, бросаясь мягкими кубиками можно, аиграть также, бросаясь камнями, нельзя, это опасно!). Тогда ребенок начинает эти границы активно искать.

Заступитсяли мой родитель, когда ябуду драться? Или онопять скажет: Пусть учится сам разбираться. Если ребенок это услышит, тотогда его поведение будет еще больше граничить сразличными правонарушениями. Малыш ждет нукогдаже родители скажут ему: Стоп! Мызатебя отвечаем. Имыставим границы. Создавая тем самым поле деятельности, вкотором тыможешь чувствовать себя спокойно ибезопасно.

Миф онастоящем мужчине

Выслышали наплощадке или среди других родителей, как они сгордостью говорят. Мой сын настоящий мужчина! Может постоять засебя? Ксожалению, такие фразы чаще говорят, когда ребенок защищает свои вещи исвои интересы спомощью силы. Именно это считается мужественностью. Это грустно.

Ведь настоящий мужчина должен уметь разрешать конфликтные ситуации словами ипоступками, анеприменением физической силы.

Другие статьи по теме:

надо ли наказывать детей?
Почему дети в садике часто болеют?
что делать, если ребенок боится чужих
Нужны ли карманные деньги детям?
Нужен ли особый подход к ребёнку ясельного возраста?
Какие методы воздействия эффективны для детей ясельного возраста?
почему ребенок не слушается
Что делать
родителям гиперактивного ребенка
Когда отдавать ребенка в садик?
что делать если ребенок обманывает
Почему ребенок не хочет учиться?
Как рассказать ребенку, откуда берутся дети?
Помощь ребенка по дому
Ночные страхи у детей
Почему дети – эгоисты?
Что делать, если ребенок стесняется?
Родительский контроль за безопасностью и здоровьем ребенка
Ребенок не играет с игрушками
Как научить ребенка засыпать самостоятельно
Детско-взрослый разговорник

Причины детской агрессии

Эмоциональное неблагополучие ребенка в семье и в детском саду – ему там плохо. И с помощью агрессии ребенок пытается добиться стабилизации.
Некоторые негативные черты личности ребенка.
Особенности сложившихся черт поведения, т.е

ребенка научили таким образом себя вести.
Ребенок просто не умеет по-другому разрешать конфликты и спорные ситуации, кроме как агрессивным поведением.
Ребенок подражает агрессии родителей, сверстников, окружающих людей, тому, что увидел по телевизору, в компьютерных играх.
Недостаток двигательной активности, физические нагрузки.
Индивидуальные особенности психики (низкий уровень активного торможения, быстро заводится).
Постоянное стимулирование агрессивного поведения (СМИ, интернет, компьютер).
Стиль воспитания в семье: гиперопека – повышенное внимание на ребенка со стороны родителей + гипоопека – на ребенка совсем не обращают внимания.
Неразрешенные конфликты.

Особо предрасположены к агрессии:

  • Дети, у которых отстает тормозной процесс. При наказании за случайные проступки у таких детей вырабатывается агрессивно-защитный тип поведения. Ребенок постоянно готов к отпору и самозащите. Он легко и активно вступает в конфликт с родителями и воспитателем в детском саду, обижает слабых, иногда прибегает к сознательной порче вещей и разрушению.
  • Дети, которые выделяются среди других: инвалиды, большой или маленький рост, толстый. При этом они могут быть как очень застенчивыми и не привлекать к себе внимания, так и очень агрессивными, как бы компенсируя себе нападки других.
  • Дети, в семьях которых живет дух соперничества. Они могут быть робкими, избегать сравнения с удачливыми членами семьи. Но могут быть и агрессивными, когда включаются в соревнование, пытаясь доказать, что они лучше соперника.

Детский психолог Ольга Черненко с доктором Евгением Комаровским  в видео дают рекомендации как быть если ваш ребенок проявляет агрессию на других детей и как быть если вашего ребенка обидели, укусили, нужно ли заставлять детей просить прощения:

Как ребенок может выразить свое агрессивное поведение?

  • Конкретные агрессивные действия: упрямство, стремление возражать старшим и сверстникам, отказываться; вспышки гнева и ярости; желание унизить или оскорбить; самоуверенность, завышенная самооценка; ребенок ругается, ворчит, кусается, царапается, плюется; драчливость и вспыльчивость.
  • Словесная агрессия: ругается матом, обзывается, придумывает обидные прозвища сверстникам, неприятные слова. Когда маленький ребенок употребляет ругательные слова, он «пробует» их на вкус и наблюдает реакцию взрослого. Если взрослый хоть как-то отреагировал (положительно или отрицательно), ребенок надолго запомнит это слово и будет его употреблять.
  • Агрессивные мысли, намерения, которые развиваются в двух направлениях: агрессия на себя и агрессия на других.

Проведя детальный анализ и ответив на следующие вопросы, родители (воспитатели) легко определят агрессивного ребенка из группы детей дошкольников.

  • На кого он нападает (на слабого и младшего ребенка)?
  • Как часто это повторяется?
  • Нападает он первым или нет?
  • В каких обстоятельствах он нападает? Провоцирует ли его кто-то?

Адаптация и социализация

Порой родители прибывают в изумлении, когда узнают, что их всегда спокойный и миролюбивый малыш становится агрессивным в детском саду. Воспитатели жалуются, что ребенок дерется в садике, хотя раньше за ним такого никогда не водилось.
Если драки начались с поступления в детский коллектив, то там и нужно искать разгадку. Часто в группу попадают дети, которые дрались всегда, везде, и это для них самый привычный способ поведения. Обычно истоки ситуации лежат внутри семьи маленького агрессора, где ему есть с кого брать подобный пример. Остальные дети в группе вынуждены как-то реагировать на нападки хулигана, и в данном случае ответ агрессией – самый эффективный.

Конечно, если ваша семья живет по принципу непротивления злу насилием и растит ребенка в том же ключе, то вы не этого ждете от своего малыша. Но что касается реальной жизни – умение дать адекватный отпор агрессору – это отличные задатки для формирования сильной личности. Защищать свою безопасность тоже нужно уметь.

Ситуация же должна разрешаться через воспитателей: их обязанностью является следить за детьми в группе, если какой-то ребенок терроризирует остальных, то нужно работать с его родителями. А если это бесполезно – стараться занимать его все время, чтобы на драки у него уже не хватало ни сил, ни энергии.

Что делать, если ребенок дерется

Что делать родителям, если ребенок дерется? Как реагировать на размахивание кулаками? Некоторые мамы впадают в панику, когда видят, что их чадо проявляет агрессию. Они начинают отчитывать малыша, заставляют мириться, просить прощения и давать обещания, что такого не повторится. 

Малыш умеет разговаривать, но словарный запас еще не позволяет высказать все эмоции. Тогда в ход идут кулаки. Ударяя другого человека, ребенок проверяет реакцию. Если он не получает сдачу и добивается своей цели, в сознание поступает мысль, что это правильный поступок. 

Дети не способны думать за других и осознавать чужие чувства. Поэтому их мало волнует, что тот, кого они стукнули, обиделся или испытал боль. Ребенок думает о себе, и так как он получил то, к чему стремился, значит, можно и дальше применять такую тактику. 

Другое дело, что малыш не осознает, что она сработает только с теми, кто меньше и слабее. А тот, кто даст сдачу, да еще и отругает, разобьет самоуверенность ребенка в пух и прах.

Поэтому, как только родители заметили, что дети дерутся, нужно остановить их и дать понять, что для решения спора нужно искать другой выход. 

Причины детской «кусачести»

Если привычка кусаться появляется до того, как ребенка отдают в детский сад, то это может говорить о неблагополучной обстановке в семье. Родителям следует присмотреться к себе и к тому, как они относятся к своему карапузу. В «тяжелой» семье ребенок постоянно подвергается стрессам, чувствует страх и даже ненависть.

Раннее детство вообще должно быть периодом положительных эмоций, ведь дети только начинают «присматриваться» к окружающей обстановке; самые первые впечатления – наиболее глубокие, чаще всего они остаются на всю жизнь и формируют личность человека. В некоторых религиях дети до года (или чуть больше) даже объявляются «безгрешными»; если исключить мистику, то в этом есть определенная доля правды.

И что происходит, если первыми впечатлениями маленького ребенка становятся злоба, агрессия, ругань и прочий негатив? Маленький человечек, естественно, пробует отвечать тем же. Вот так дети и начинают кусаться, а также драться и вообще набрасываться на людей.

Бывает, что внешне семья – вполне благополучная, даже любящая. Однако методы воспитания в ней специфические: ребенку постоянно все запрещают, часто наказывают за мелкие провинности и шалости (которых он порой сам еще не понимает и не осознает, за что именно его наказывают).

Такое отношение к себе малыш воспринимает точно так же, как и поведение окружающих в неблагополучной семье (в которой родители – алкоголики, наркоманы и т. д.), а иногда и сильнее, ведь он сталкивается с настоящим лицемерием – на словах родители как будто любят его, но на деле показывают обратное. Кусаться в такой обстановке ребенок начнет с не меньшей вероятностью.

Но бывают и «гиперактивные» дети, которых родители, наоборот, слишком сильно балуют. Очень маленький ребенок может кусаться, так сказать, инстинктивно, мать с отцом умиляются этому и позволяют ему кусаться дальше. Таким образом малыш выражает самые разные чувства, порой даже положительные, и со временем, если его не отучать, он не понимает, что укус – это больно. Неопытные родители, кстати, тоже могут не заметить, что у их ребеночка зубы уже окрепли и теперь укусить он может «по-настоящему». Подобный способ общения он переносит и в детский сад.

Более подробно о том как облегчить привыкание ребенка к детскому саду, можно узнать из нашей статьи: Адаптация ребенка в детскому саду: советы психолога
 

Обобщая причины детской «кусачести», можно выделить следующие:

  • Тяжелая атмосфера в семье
  • Реакция на боль или аллергические проявления
  • Обида или злость на кого-то из домочадцев или детей в коллективе
  • Много запретов
  • Неумение выражать свои чувства другим способом
  • Дурной пример сверстников
  • Излишняя активность, гиперактивность детей.

Но ребенок может не «принести» в садик привычку кусаться из дома, а сформировать ее уже находясь в детском коллективе. В данном случае дело состоит в том, что дети очень быстро друг у друга учатся, как хорошему, так и плохому. И кусаться чадо начинает под воздействием влияния сверстников.

Внутренние причины

Если в доме часто случаются конфликты, взрослые проявляют агрессию по отношению друг к другу или детям, то этот сценарий подрастающее поколение привыкает считать единственно верным и при решении спорных вопросов с другими детьми, на площадке или в классе. У ребенка просто нет опыта положительного общения, он ведет себя со всеми так, как в семье — родители с ним.

Решение любого спора кулаками «подсказывают» телевизор и компьютер. Даже детские мультфильмы часто показывают бурные ссоры и потасовки между героями, милыми зверюшками и человечками. Взрослые понимают условность этих сценок, а дети — нет. Необходимо очень внимательно следить за тем, что именно смотрит ребенок и какими компьютерными играми он увлечен, ведь нежелательный пример с экрана очень быстро переходит в жизнь.

Это причины внешние, они влияют на ребенка со стороны, но есть также целый ряд его личных особенностей, которые тоже могут оказываться поводами для частых драк.

В коллективе, детском саду или классе, драчун может стараться защитить себя, чувствуя неприятие окружающих. Возможно, его обижают остальные, объединившись против одного. Даже дошкольника сверстники могут обзывать, дразнить или поколачивать, но особенно часто это встречается среди учащихся. «Белой вороне» всегда достается и приходится отстаивать себя, нередко с помощью бесконечных драк.

Избалованность

Случается, что повышенная конфликтность — признак эгоизма и неумения добиться своего общепринятыми методами. Если малыш привык к повышенному вниманию окружающих взрослых, приучен требовать и незамедлительно получать желаемое, то эта избалованность может стать поводом бурно выражать свое неудовольствие поведением сверстников, если они не соглашаются исполнять все его капризы и просьбы. Бурное негодование и возмущение часто переходит в попытку силой заставить других подчиняться.

Подвижный, шустрый дошкольник или ученик чаще других оказывается зачинщиком потасовок, ведь ему просто некуда выплеснуть море сил и боевого задора. Кипящая энергия требует выхода и самый простой — затеять бой, который очень быстро из соревнования превращается в безобразную драку.

Предлагаем ознакомиться Об отказе от приватизации, особенностях и значении процедуры

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector