Потешки и пестушки для малышей

Ход непрерывной образовательной деятельности

I часть.Вводная:

Воспитатель: «Колокольчик, мой дружок, собери детей в кружок» — звенит колокольчиком, дети собираются около воспитателя.

Воспитатель: Здравствуйте, девочки.

Девочки: Здравствуйте.

Воспитатель: Здравствуйте, мальчики.

Мальчики: Здравствуйте.

Воспитатель: Дети, давайте поиграем в нашу любимую игру с пальчиками.

Коммуникативная игра

«Дружат в нашей группе девочки и мальчики,

Мы с тобой подружимся, маленькие пальчики

1-2-3-4-5 – начинаем мы играть.

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!»

II часть.Основная:

Неожиданно в группе появляется сорока

Воспитатель: Дети, кто это?

Дети: Сорока.

Пальчиковая игра «Сорока — белобока»

Воспитатель: Ребята, а наша сорока — белобока кого-то испугалась,

угадайте кого?

Загадка:

Сам мохнатенький, да усатенький,

Зелёные глаза – всем мышам гроза.

(Кот).

Дети: Кот.

Воспитатель: Вот, он Васька-кот, на окошечке лежит, да на солнышке греется. А знаете, как он мурлычет?

Дети: Мур- мур — мур.

Воспитатель: А как есть просит?

Дети: Мяу, мяу, мяу.

Воспитатель: А кто ему потешку расскажет?

Ребёнок:

Как у нашего кота шубка очень хороша.

Как у котика усы, удивительной красы.

Глазки смелые, зубки белые. (Вета)

Ребёнок:

Пошёл котик на торжок,

Купил котя пирожок,

Пошёл котик на улочку,

Купил котик булочку.

Самому ли есть,

Либо Бореньке снесть. (Настя)

Воспитатель: А чем мы кота Ваську угостим?

Дети: Молочком.

Воспитатель:

Вот я ему молока налью,

Кота Ваську угощу.

Пей ты, мой котик, беленький животик.

Пока котик лакомится, мы поиграем в игру.

Подвижная игра: «Кот и мыши» Дети садятся на стулья.

Воспитатель:

Ку-ка-ре-ку! (3 раза)

Дети, кто так поёт?

Дети: Петушок.

Воспитатель: Ребята, споём про него песенку?

Дети вместе с воспитателем исполняют русскую народную прибаутку «Петушок».

Воспитатель: Петя-петушок всегда очень рано поёт свою песенку и будит солнышко красное. Ребята, поможем петушку, позовём солнышко красное.

Дети читают потешки про солнышко.

1 ребёнок:

Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошко:

Ждут тебя детки,

Ждут малолетки.

Освети, обогрей

Маленьких детей (Святослав)

2 ребёнок:

Солнышко, вёдрышко,

Выгляни в окошко!

Твои детки плачут

По камушкам скачут.

Солнышко появляется на окне. (Ростислав)

Воспитатель:

Солнышко красное взошло,

Утро ясное пришло.

А прежде чем за дело взяться,

Что нужно делать? –Умываться!

Верно, верно, ребята, каждое утро надо умываться.

Воспитатель: Ребята, а сейчас расскажем потешку про водичку:

Водичка, водичка, умой моё личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щёчки краснели

Чтобы смеялся роток

Чтобы кусался зубок. (Катя)

Воспитатель: Водичку любят не только дети, но и разные зверушки. Вот на крылечке заинька сидит. А кто ему стишок расскажет?

Ребёнок:

Скачет зайка маленький

Около завалинки.

Быстро скачет зайка,

Ты его поймай-ка. (Витя)

II часть.Заключительная:

Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо играли, а петушок сейчас для вас станцует (механическая игрушка-забава).

Мы устали

Нам ножки сегодня сказали:
«Мы так сегодня устали,
мы столько сегодня прыгали,
что больше совсем не хотим,
чтобы нами опять дрыгали.
Мы хотим полежать, отдохнуть,
чтобы завтра снова пуститься в путь».

И ручки сказали:
«Мы тоже очень устали,
мы одевали, кормили и мыли
и ещё рисовали.
Вы знаете, как мы устали?»

И каждый пальчик сказал:
«Я тоже устал!
Я тоже трудился, я помогал!
И ложку держать, и глаза умывать!
Дайте теперь нам поспать!»

И ушки вдруг зашептали:
«И мы тоже устали!
Мы целый день
всех внимательно слушали.
Мы столько узнали…
Мы были бы рады,
если б поспали!»

И глазки сказали:
«Ох, а мы как устали!
Так устали, что аж защипали!
Мы столько сегодня видели,
а теперь хотим мы поспать,
давайте нас закрывать!»

И ротик сказал и зазевал:
«Я тоже устал,
я жевал, я кусал и кричал.
Давайте скорей отдыхать,
чтобы завтра опять
«доброе утро» сказать!»

И язычок пролепетал:
«А сколько я рассказал,
почмокал, почавкал и прорычал,
я тоже очень устал!»

И только носик промолвил:
«А я не устал!
Вы все тихонько лежите,
отдыхайте и спите!
А я буду вас охранять
и спокойно дышать и дышать».

Потешки на коленках (по кочкам)

Подкидываем ребенка на коленках и напеваем, на
последних словах: «Бух!»— «роняем» между коленями.

Еду-еду к бабе, к деду
На лошадке в красной шапке,
По ровной дорожке
На одной ножке,
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам,
Всё прямо и прямо,
А потом… в яму!
Бух!

Поехали, поехали
За грибами, за орехами.
Приехали, приехали
С грибами, с орехами.
В ямку бух!

Чики-чики-чикалочки 
Едет Ваня на палочке, 
Настенька в тележке 
Щелкает орешки!

Поехали, поехали
С орехами, с орехами,
Поскакали, поскакали
С калачами, с калачами!
Вприпрыжку, вприприскочку
По кочкам, по кочкам —
Бултых в ямку!

Тюшка-тутушка.
Прыгала лягушка
На крутую горку,
Где живет Егорка
Бух! — покатилась!
С горки свалилась!

Путаница

Корней Чуковский

Ехала деревня
Мимо мужика,
А из-под собаки
Лают ворота:
«Караул, деревня!
Мужики горят!
Бабы сарафаном
Заливать хотят!»

 
***

Ехала деревня
Мимо мужика,
А из-под собаки
Лают ворота.
Выхватил телегу
Он из-под кнута
И давай дубасить
Ею ворота.
Крыши испугались,
Сели на ворон,
Лошадь подгоняет
Мужика кнутом.

 
***

Чепуха, чепуха,
Это просто враки!
«Куры съели петуха», –
Говорят собаки.

 
***

Рано утром, вечерком,
Поздно на рассвете
Едет барыня пешком
В ситцевой карете.

 
***

Где же это видано,
Где же это слыхано –
Поросёнок снёс яйцо,
Медведь по небу летал,
Белым хвостиком махал.

 
***

Сидит заяц на сосне –
Он себе там гнездо свил.
И кому какое дело,
Что у зайцев крыльев нет?

 
***

Пошёл я на лыко гору драть.
Вижу: на утках озеро плавает.
Я срубил три палки:
Одну еловую, другую берёзовую, третью рябиновую.
Бросил еловую – не добросил,
Бросил берёзовую – перебросил.
Бросил рябиновую – угодил.
Озеро вспорхнуло, улетело,
А утки остались.

Умывание с потешкой

Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок. 

***
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
Чистая водичка
Умоет наше личико,
Вымоет ладошки,
Намочит нас немножко,
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся!

***
Топики, топики, 
По водичке хлопики, 
Хлопики ладошками,  
Да босыми ножками!

***

Ты мне ручки подай,
Да с кровати вставай,
Умываться пойдем,
Где водичка найдем!

***

От водички, от водицы
Всё улыбками искрится!
От водички, от водицы
Веселей цветы и птицы!
Катя умывается,
Солнцу улыбается!  

Виды малых жанров фольклора

Колыбельная песня

Подробнее по этой теме см. Колыбельная песня.

Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора, на что указывает тот факт, что в нём сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее. Итак, колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребёнка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.

Пестушка

Пестушка

(от слова пестовать, то есть нянчить, холить) — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребёнок проснётся, мать гладит, ласкает его, приговаривая:

Когда ребёнок начинает учиться ходить, говорят:

Потешка

Потешка

— элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка. Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки), рук, мимики. Потешки помогают привить ребёнку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу. Примеры

«Сорока»

Сорока-ворона, (водя пальчиком по ладошке)

Сорока-ворона, Деткам отдала.(загибают пальчики) Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала: — Зачем дров не пилил? — Зачем воду не носил?

«Сорока»

(вариант, фигурирующий в мультфильме «Песенка мышонка»):

Сорока-ворона Кашу варила, Деток кормила: Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала.

«Ладушки»

(на ударных слогах хлопают в ладоши)

Ладушки-ладушки, где были? У бабушки! А что ели? Кашку! А что пили? Бражку! Кашка масленька! Бражка сладенька! (Бабушка добренька!) Попили, поели, ш-у-у-у… Шуууу!!! (Домой) Полетели! На головку сели! («Ладушки» запели) Сели посидели, Дальше (Домой) полетели!!!

Смешные и интересные шутки про школу для детей и про детей

смешные шутки про школу для детей любого возраста, забавные анекдоты на школьную тематикуСмешные шутки про школу для детей:

В учительской два преподавателя разговаривают, один жалуется: — Представляете, этот Пупочкин постоянно грубит, мешает, кричит и перебивает меня на уроках. Каждый урок срывается из-за его невоспитанного поведения. — Не может быть! Неужели у этого мальчика совсем нет никаких положительных качеств? — Есть ,он не пропускает ни одного урока!

В школьном коридоре стоит мальчик во время урока и озадачено смотрит в пол. Мимо проходит директор школы и спрашивает: — Вовочка, почему ты стоишь в коридоре? — Меня выгнали! — А почему тебя выгнали? — Не понимаю, сам не вижу в этом никакой логики: я пукнул — меня выгнали, а весь класс нюхать оставили!

Урок в школе, первое сентября, учитель объясняет: — Дети, познакомьтесь с тем как должен проходить урок: ни в коем случае нельзя вставать из-за парты, говорить без разрешения, кричать и плохо себя вести. Если вы хотите что-то спросить у меня ,вам нужно просто поднять руку. (один мальчик тянет высоко руку) — Игорек, ты хотел что-то спросить? — Нет, Мария Ивановна, просто проверяю как работает ваша система.

Потешки на все случаи жизни

Из глубины веков дошли до нас потешки для детей, которые придумали заботливые мамочки и нянюшки для использования в самых различных ситуациях. Их хорошо регулярно проговаривать, когда ребенок просыпается, умывается, кушает.

Умываемся с потешками

Водичка, водичка, Умой мое личико, Чтобы глазоньки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок.

Ай, лады, лады, Не боимся мы воды, Чисто умываемся, Маме улыбаемся.

Щечки? Мыли. Носик? Мыли? А глазки? Забыли.

Зарядка

Вот мы руки развели, Словно удивились. И друг другу до земли В пояс поклонились! Наклонились, выпрямились, Наклонились, выпрямились. Ниже, ниже, не ленись, Поклонись и улыбнись. (Зарядку делать вместе с ребенком. Исходное положение – ноги на ширине плеч. Декламировать стихотворение, выполняя движения.)

Зарядка с Буратино

Буратино потянулся, Раз – нагнулся, Два – нагнулся, Три – нагнулся. Руки в сторону развел, Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать. (Вместе с ребенком декламировать стихотворение, выполняя все движения по тексту.)

Знакомство с пальчиками

(Поочерёдно загибаем пальчики) Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – я, Вот и вся моя семья.

Этот пальчик — в лес пошёл, Этот пальчик — гриб нашёл, Этот пальчик — занял место, Этот пальчик — ляжет тесно, Этот пальчик — много ел, Оттого и растолстел.

Знакомимся с телом

Паучок, паучок, Аню хвать за бочок. Лягушка, лягушка, Аню хвать за ушко. Олени, олени, Аню хвать за колени. Песик, песик, Аню хвать за носик. Бегемот, бегемот, Аню хвать за живот. Оса, оса, Аню хвать за волоса. Кузнечики, кузнечики, Аню хвать за плечики.

(подставляйте имя своего ребенка)

Купаемся

Кто тут будет куп-куп, По водичке – хлюп-хлюп? В ванну быстро – прыг, прыг, В ванне ножкой – дрыг, дрыг! Будет мыло пениться, И грязь куда-то денется.

Пестушки

Пестушки — это еще один огромный пласт в русском наследии. Они очень похожи на потешки, но обязательным их условием считается эмоциональное взаимодействие с ребенком, ласковые прикосновения, массаж, проводимые в игровой форме. В древности именно такие действия назывались пестованием, которые давали чувство защищенности ребенку, уверенность в том, что он любим, что формировали его правильное самосознание и самооценку. Именно пестушки предшествуют потешкам и прибауткам, которых уже сменяют считалки и заклички. Можно сказать, что первое познание мира малыша идет через пестушки, когда мир для него состоит целиком из мамы, которая знакомит его терпеливо и любя с окружающим миром.

Вот, например, пестушка на просыпание, когда мама нежно и ласково поглаживает своего малыша, при этом приговаривая:

Потягунюшки,Порастунюшки, Поперек толстунюшки, А в ножки — ходунюшки,А в ручки — хватунюшки, А в роток — говорок, А в головку — разумок.

Потешки о погоде и природе

Дождик, дождик,
Полно лить,
Малых детушек
Мочить!

***

Радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышка,
Колоколнышка!

***

Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошко!
Солнышко, нарядись,
Красное, покажись!
Ждут тебя детки,
Ждут малолетки.

***

Радуга-дуга
Ах ты, радуга-дуга,
И туга, и высока!
Не давай нам дождичка,
Подавай нам ведрышко.
Чтоб ребятам погулять,
Чтоб телятам поскакать,
Нужно солнышко,
Колоколнышко!

*** 

Дождик, дождик, посильней —
Будет травка зеленей,
Вырастут цветочки
На нашем лужочке.
Дождик, дождик, пуще,
Расти, трава, гуще.

***

Дождик, дождик, поливай —
Будет хлеба каравай.
Дождик, дождик, припусти —
Дай капусте подрасти.
Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи!
***

Радуга-дуга,
Подавай дождя!
Нам по ложке,
Медведю по пложке,
А серому волку —
По полному ведёрку!

***

Дождик, дождик,
Не дожди!
Дождик, Дождик,
Подожди.
Дай дойти до дому
Дедушке седому!

Текст потешек для умывания

Ах, водичка хороша! Хороша водичка! Искупаем малыша, Чтоб сияло личико!

***

Буль, буль, буль, Карасики. Моемся мы в тазике. Рядом лягушата, Рыбки и утята.

***

Вода текучая, Дитя растучее, С гуся вода — С дитя худоба. Вода книзу, А дитя кверху.

***

Водичка, водичка, Умой моё личико, Чтобы глазоньки блестели, Чтобы щёчки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок!

***

От водички, от водицы Всё улыбками искрится! От водички, от водицы Веселей цветы и птицы! Таня умывается, Солнцу улыбается!

***

Щечки? Мыли. Носик? Мыли? А глазки? Забыли.

***

Знаем, знаем — да-да-да! В кране прячется вода! Выходи, водица! Мы пришли умыться! Лейся понемножку Прямо на ладошку! Будет мыло пениться И грязь куда-то денется!

Моем ручке перед едой с потешкой:

Ладушки, ладушки, С мылом моем лапушки. Чистые ладошки, Вот вам хлеб и ложки.

***

Водичка-водичка, Умой Настено личико, Настя кушала кашку, Испачкала мордашку. Чтобы девочка была Самой чистенькой всегда, Помоги, водичка, Умыть Настено личико.

История создания

Ни один историк сейчас не сможет вам ответить точно на вопрос о том, когда же появились первые потешки. Прибаутка — определение сложное и, можно сказать, древнее. Своей историей данные шедевры фольклорного творчества уходят далеко вглубь веков. Подобное явление есть и в украинском языке, и в белорусском. Следовательно, можно сделать вывод, что этими стишками люди шутили и раскрашивали свою речь еще до появления государственности, во времена Восточных славян. Они не фиксировались письменно очень долгое время, да и сейчас в основном нам известны в большей мере от родителей, чем из книг.

Оригинальная и интересная шутка детская на 1 апреля

шутки и приколы на 1 апреля для детейВот несколько вариантов шуток на первое апреля:

  • клякса — для того ,чтобы кого-то сильно напугать и получить удовольствие от такого испуга необходимо заранее разлить баночку лака для ногтей на бумаге или клеенке. Когда клякса высохнет, ее нужно аккуратно снять с поверхности и подложить тому, над кем вы хотите подшутить. Сделать это можно на тетрадку, на телефон, в дневник
  • мыло — для того, чтобы розыгрыш был успешным нужно заранее вскрыть бесцветным лаком кусочек мыла. Те, кто захочет вымыть руки не сможет понять почему мыло в руках не мылится
  • приклеился — с помощью двухстороннего скотча можно приклеить вещи ученика к парте пока он будет бегать на перемене и посмотреть как потом он будет старательно готовиться к следующему предмету

Когда и как использовать потешки?

Также потешки используются:

  • когда ребенка одевают на прогулку;
  • купают;
  • помогают проснуться с хорошим настроением;
  • если ребенок шалит или капризничает;
  • для игры с ним;
  • для обучения малыша в игровой форме и пр.

Для лучшего восприятия читать потешки нужно ласково, выразительно, сопровождая слова соответствующей мимикой и движениями

Важно использовать их тогда, когда малыш не устал и готов к активному восприятию

Кроме названных выше положительных моментов использования потешек в воспитании маленьких деток, они способствуют формированию чувства юмора, ритма, творческих способностей. На этой страничке мы представляем вам любовно собранную нами коллекцию детских потешек. Будем рады, если они помогут вам с вашим малышом лучше понять друг друга. Общайтесь с удовольствием!

Вернуться в раздел детские стихи. <�хедер>Для самых маленьких

  • Для малышей
  • Потешки и пестушки для малышей
  • Цикл Игрушки Агнии Барто
  • Добрые стихи Берестова для самых маленьких
  • Для самых маленьких

Детские классики

  • Агния Барто
  • Самуил Маршак
  • Борис Заходер
  • Сергей Михалков
  • Ирина Токмакова

Обучающие стишки

  • Скороговорки
  • Считалки
  • Потешки
  • Мирилки

Животный мир

  • Стихи про животных
  • Стихи про птиц
  • Стихи про рыб
  • Стихи про насекомых

Природа и времена года

  • Стихи о космосе
  • Стихи про зиму
  • Стихи про весну
  • Стихи про лето
  • Стихи про осень
  • Стихи про цветы
  • Стихи про овощи и фрукты
  • Стихи про грибы
  • Стихи про море

Другие авторы

  • Валентин Берестов
  • Генрих Сапгир
  • Елена Благинина
  • Иван Суриков
  • Надежда Шемякина
  • Татьяна Гусарова
  • Эдуард Успенский
  • Александр Мецгер

Праздники

  • Стихи ко дню Святого Валентина
  • Стихи про 23 февраля
  • Стихи на 8 марта
  • Стихи про Масленицу
  • Стихи к Пасхе
  • Стихи к 9 мая
  • Стихи к 1 сентября
  • Стихи ко Дню учителя
  • Стихи ко Дню матери

Новый год

  • Стихи про Новый год
  • Новогодние стихи для самых маленьких
  • Стихи про Деда Мороза
  • Стихи про снегурочку
  • Стихи про снежинки
  • Стихи про снеговика
  • Стихи про новогоднюю ёлку
  • Стихи на Рождество

Просыпаемся с потешкой

Вместе с солнышком встаю, Вместе с птицами пою. С добрым утром! С ясным днем! Вот как славно мы поем!

***

Вот проснулись, Потянулись, С боку на бок Повернулись! Потягушечки! Потягушечки! Где игрушечки, Погремушечки? Ты, игрушка, погреми, Нашу детку подними!

***

Потянушки — потягушки, Кто тут сладкий на подушке? Кто тут нежится в кроватке? Чьи тут розовые пятки? Это кто же тут проснулся, Кто так маме улыбнулся? И кого так любит мама? Вот тут кто любимый самый!

***

Кто — кто в этом доме живет? Кто — кто вместе с солнцем встает? Это *Имя* проснулась Маме с папой улыбнулась И, откинув одеяло, вдруг сама на ножки встала! Здравствуй солнышко Колоколнышко!

***

Глазки открываются, Глазки просыпаются, Потягушки — ножки, Потягушки — пяточки, Ручки и ладошки, Сладкие ребяточки! Дай — ка локоточек Мама поцелует! Славный мой сыночек! Как тебя люблю я!

***

Мышка в гости пошла, бантик нацепила (шагаем пальчиками по ручке ребенка снизу-вверх, доходим до ушка Динь — динь — дона — дона (слегка дергаем за ушко) А Мишаня (имя ребенка) дома?

Расчесывая волосы, рассказываем такие потешки:

Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят —
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся —
Маму, дочка, слушайся.

***

Уж я косу заплету,
Уж я русу заплету,  
Я плету, плету, плету,
Приговариваю:
Ты расти,расти, коса,
Всему городу краса!

Дарики-дарики, 
Злые комарики 
Вились, кружились, 
Да в ушко вцепились — 
Кусь!

Идет коза рогатая, 
За малыми ребятами
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп, 
Кто кашки не ест, 
Кто молока не пьет, 
Того забодает, забодает, заботает!

Где же наши ручки?

— Где же наши ручки? А вот наши ручки! 
Где же наши ножки? А вот наши ножки! 
А вот это Светкин (Машин, Васин) нос. 
Весь козюльками зарос. 
Ну, а это что? Живот. 
А вот это Светкин рот. 
А вот это глазки, а вот это ушки. 
А вот это щечки — толстые подушки. 
Покажи мне язычок. 
Пощекочем твой бочок.

Ладушки

Берут руки ребенка в свои и, хлопая ими в ладоши, произносят:

— Ладушки, ладушки,
Где были?
— У бабушки.
— Что ели?
— Кашку.
— Что пили?
— Бражку.
Кашка вкусненька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили-поели,
Домой полетели,
На головку сети,
Ладушки запели!

С последними словами берут руки ребенка и кладут их ему на голову.

Вася

Коми-пермяцкая народная песенка

Вася-непоседа
Вертелся до обеда,
А за стол уселся,
Снова завертелся.
Допрыгался, добился –
Со стулика свалился!

Сто серебряных коней

Коми-пермяцкая народная песенка  
Пересказал Л. Кузьмин
Собрал В. Климов

Встану, пряжи напряду,
К Иньве-реченьке пойду,
На густой сосёнушке
Сплету гнездо воронушке.

У вороны под сосной
Лавка с дверцею резной.
Дверца бархатом обита,
На засовы не закрыта.
А за ней для девочек
Сто коробок ленточек,
Сто коробок пуговок
Да румяных куколок.
 
А для мальчиков за ней
Сто серебряных коней!
Сто серебряных коней –
Нет их краше и чудней.
Сам идёшь – они идут,
Сам бежишь – они бегут,
Верхового носят,
А овса не просят!

Вот что у воронушки
Есть в лесной сторонушке;
Вот за что я с ней дружу
И всегда ей услужу.

Ход занятий:

1 часть: Воспитатель (показывает детям альбомчик, обращает внимание на обложку). В этом домике живет Козушка-Белоногушка

Посмотрите, какие беленькие у Козушки ножки, по-этому ее и называют Белоногушкой (Воспитатель предлагает погладить изображение). Она пошла в лес за грибами и ягодами (Поясняется содержание картинки на обложке).

2 часть: Открывается первый лист

Воспитатель обращает внимание на картинку, на кото-рой изображена Козушка, гуляющая по лесу (В средней части альбома вкладка в сложенном виде, из которой виден только хвост волка)

Воспитатель: Вышла Козушка-Белоногушка на лесную полянку, грибочки и ягодки собира-ет. А чей это хвост виден из-за елки? (Пауза). Как вы думаете кто это спрятался под елкой? Это Волчок-Серый Бочок.

3 часть: Вкладка в сложенном виде прикладывается влево, плотно прилегая к изображению панорамы, сливаясь с ним. Перед детьми возникает изображение Козы и Волка, смотрящих друг на друга. Вся панорама полностью раскрыта.

Воспитатель (продолжая рассказ). Зашла Козушка за елку и увидела Волка (пауза). И ре-шила Козушка-Белоногушка спрятаться от Волка.

4 часть: На фоне панорамы раскрывается средняя часть вкладки, она скрывает Козушку. Появляется изображение березки с низко свисающими зелеными ветвями.

Воспитатель: Козушка спряталась под березкой (Откидывается левая часть вкладки и вновь закрывается, тем самым детям дается возможность эмоционально перенести исчезновение Козы).

5 часть: Открывается вся панорама и вкладка. Перед детьми предстает изображение Волка на фоне леса.

Воспитатель: Волк туда, сюда, кинулся в разные стороны. Ищет Козушку, а найти не мо-жет. Мы ему не скажем, где Козушка-Белоногушка? Не так ли? Волчок-Серый Бочок убежал в лес (С этими словами воспитатель складывает и перекладывает ее в правую сторону, прикладывая к изображению панорамы. Изображение Волка скрывается. Перед детьми вновь появляется Козуш-ка, гуляющая по лесу).

6 часть: Воспитатель вновь проигрывает в темпе все части занятия, обогащая каждую часть соответствующими строчками фольклорного текста:

Козушка- Белоногушка

По лесу ходила,

Волка дразнила:

«А я волка не боюсь,

Не боюсь.

Я серого не страшусь,

Не страшусь.

Я от серого, от волка

Под березкой сохранюсь».

7 часть: Воспитатель складывает альбомчик и поворачивает его четвертой страницей об-ложки к детям, на которой изображена Коза, идущая с полной корзиной грибов к своему домику.

Воспитатель (рисует в воображении детей картинку дальнейших событий):

Набрала Коза полную корзину грибов и ягод. Пошла домой и решила спеть песенку.Идет и поет: Козушка-Белоногушка

По лесу ходила,

Волка дразнила,. .и т. д.

Воспитатель исполняет всю потешку речитативом, задорно передавая игровое настроение Козушки перехитрившая Волка. Затем предлагается детям вместе с нею спеть про Козушку-Белоногушку (на мотив русской народной плясовой мелодии «Барыня»). Выполняются хлопки в такой мелодии, игровые движения кистями рук «фонарики». Воспитатель говорит, что Козушка еще придет к ним в гости в следующий раз.

ЗАНЯТИЕ №3.

ИНСЦЕНИРОВКА РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ

(В ОБРАБОТКЕ К. Д. УСПЕНСКОГО) «КОЗЛЯТА И ВОЛК»

(для детей 2лет бмес. -Злет).

Цель: На основе сказки о козе, козлятах и волке формировать у детей широкие обобщения в понимании отношений между большими и маленькими, в частности между матерью и детьми.

Укрепит авторитет матери, послушание ей на основе воспитания добрых

чувств.

Мягко усилит колорит народности в раскрытии образа волка как силы, противостоящей до-бру. На эмоционально-чувственной основе высветит образ козы, утвердит торжество доброго на-чала. Обогатит малышей теплотой материнской любви, воплощенной в народном слове.

Материал: Столик для экспозиции с вращающейся поверхностью.Зрительно разделит по-верхность на три сектора: первая- фасад деревенского домика (избушка Козы, вторая- его внут-реннее убранство (изба, третья- лес (пастбище Козы).

Игрушки: Коза и козлята (2-3 шт.). Волк- персонаж кукольного театра.

Ход занятия:

1 часть: Рассматривание плоскостных изображений диких животных.Воспитатель: Дети, посмотрите, кто это? Рыженькая с пушистым хвостом? Правильно, лиса. Зеленые глазки, хитрая мордочка. Воспитатель предлагает малышам подойти и рассмотреть повнимательней сначала изо-бражение лисы, затем волка, сравнить их. Вначале подчеркиваются яркие особенности, скажем,волка: шерсть серая, серый хвост, не такой длинный и не такой пушистый, как у лисы. Глаза у волка зеленые, смотрят сердито. Волк злой.

2 часть: Рассматривание плоскостных изображений козы и козлят.Дети должны отметить: у козы длинные рога, шерстка белая, пушистая, на ногах — копытца.Воспитатель поясняет значе-ние словосочетаний: «коза-хлопота, день-деньской занята». Далее воспитатель акцентирует вни-мание детей на козлятах, неоднократно называя их сама и побуждая своих воспитанников.

3 часть: Чтение потешки без наглядного сопровождения текста. Коза-хлопота День-деньской занята:

Ей- травы нащипать,

Ей- на речку бежать,

Ей- козляток стеречь,

Малых деток беречь,

Чтобы волк не украл,

Чтоб медведь не задрал,

Чтобы лисонька-лиса

Их с собой не унесла.

4 и 5 части: Чтение потешки с наглядным сопровождением текста.

Потешки перед сном

Баю, баю, баю, бай
Ты собачка не лай.
Белолапа не скули,
Нашу дочку не буди.
Темна ноченька, не спится,
Наша доченька боится.

Баю-баю-байки
Прилетели чайки.
Стали крыльями махать
Нашу Катю усыплять.

Вот лежат в кроватке
Розовые пятки.
Чьи это пятки –
Мягки да сладки?
Прибегут гусятки,
Ущипнут за пятки.
Прячь скорей, не зевай,
Одеяльцем накрывай!

Ай, люленьки да люленьки,
По горам идет олень.
На рогах он дрему носит,
В каждый дом ее заносит.
В люльку дрему он кладет,
Тихо песенку поет:
(повторяем потешку)

Паучок-паучок
Паутиновый жучок
Семь ночей не спал,
Для Катюши соткал
Сон про солнышко-колоколнышко
И про дождик грибной,
И про нас с тобой.
Хочешь по лесу во сне побродить?
Глазки попробуй закрыть.

За окошком вечер,
А на небе месяц…
Спит малыш в кроватке,
В стойле спит лошадка,
Белочка — в дупле,
Собачка — в конуре.
Ну а солнышко проснется,
Малыш маме улыбнется.
Будет день веселым.
Расти малыш здоровым.

Разденьте меня,
Разуйте меня,
Уложите меня,
Укройте меня,
А засну
Я сам!

Отзвенел звоночек.
Спать пора, цветочек.
Солнышко уснуло,
Тучка спать легла.
И волшебная синяя птица
Добрые сны тебе принесла.
Мамочка нежно обнимет тебя.
Засыпай моя деточка, радость моя!

Маленькие заиньки
Захотели баиньки,
Захотели баиньки,
Потому что заиньки.
Мы немножечко поспим,
Мы на спинке полежим.
Мы на спинке полежим
И тихонько посопим.

Целый день играл Сережка,
Вам спасибо скажем, ножки.
Вам спасибо скажем, ручки.
С каждым днем вы все послушней.
Слушаются ножки нашего Сережку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector