Проблемы нарушения нейромоторной регуляции в раннем детском и младшем школьном возрасте в результате задержки нейросенсомоторного развития у детей на базе персистирующих рефлексов

В чем же причина?

Если у матери резус-отрицательная кровь, а у ребёнка резус-положительная, то возникает резус-несовместимость. Из-за этого иммунная система матери эритроциты плода может определить как потенциально опасные, инородные, и начнет вырабатывать антитела против резус-фактора, расположенного на них. Прикрепившись к эритроцитам ребёнка, антитела разрушают их. Причем начинается этот процесс еще в период внутриутробного развития плода и после рождения ребенка продолжается. Если же у плода кровь резус-отрицательная, а у мамы — резус-положительная, то это ситуации не возникает.

Причины неврологических заболеваний у детей

Развитие неврологических заболеваний у детей до года обычно связано с особенностями протекания внутриутробного процесса развития. В качестве наиболее распространённых причин  специалисты называют:

  • получение ребёнком механической травмы позвоночника или головного мозга во время родов;
  • кислородное голодание (гипоксия) плода, возникающее по разным причинам, например, из-за многократного обвития шеи пуповиной;
  • сложный процесс родов и родовой деятельности, который приводит к инфицированию родовых путей, увеличению безводного промежутка, развитию воспалительных осложнений, кровотечениям во время родов или после них;
  • острый токсикоз беременных на протяжении всего срока;
  • генетическая наследственность.

Что касается детей старше 1 года, то корень неврологических патологий следует поискать в:

  • низком иммунитете и постоянных инфекционных заболеваниях ребёнка;
  • частых стрессах, депрессиях;
  • неправильном использовании некоторых лекарств, например антибиотиков, противовоспалительных препаратов, кортикостероидов;
  • чрезмерных нагрузках на организм – физических и умственных;
  • пребывании в постоянном страхе и угнетённом состоянии, вызванном поведением родителей, сверстников дома, в детском саду, школе, кружках и секциях;
  • чрезмерной эмоциональности ребёнка;
  • неблагоприятной экологической обстановке;
  • болезнях головного мозга, внутренних органов, травмах.

Каковы бы ни были причины неврологических заболеваний у детей, важно своевременно обнаружить нарушения и начать лечение. Чем раньше это произойдёт, тем меньше вероятность развития серьёзных осложнений и тем лучше прогноз на выздоровление

Почему ребенок вздрагивает во сне

Заметив как ребенок неожиданно пугается и вздрагивает во сне, родители ошибочно полагают что это рефлекс Моро.

На самом деле, причины совсем другие:

  • Крохе снится сон. Младенец может вздрагивать при чередовании фаз сна (быстрая, глубокая), стоит отметить что у детей они меняются чаще чем у взрослых.
  • Получил много впечатлений за день. Если день был слишком эмоциональным, сон будет поверхностным и прерывистым. Во время такого сна возможны подергивания ребенка.
  • Его что-то болит. Малыш может вздрагивать от периодической боли (колики, режутся зубы и тд).

Если ребенок просыпается за ночь 10 раз и более — это повод обратиться к специалисту.

Лечение эпилепсии

Сейчас для лечения эпилепсии широко применяют противосудорожные препараты. Их назначают в малых дозах, постепенно доводя до концентрации, достаточной для прекращения приступов. Препарат отменяют в случае, когда приступы не повторяются более 4-ех лет при нормальных показателях ЭЭГ. Иногда лекарства приходится принимать пожизненно, сочетать два и более препаратов, однако это оправдывается существенным повышением качества жизни больного.

Если было выявлено, что причиной судорожных припадков являются новообразования в мозгу, проводится хирургическое лечение.

В клинике «Семейный доктор» предоставляют все необходимое для диагностики этого опасного заболевания:

  • консультацию профессионального невролога-эпилептолога;
  • электроэнцефалографию (ЭЭГ) бодрствования и дневного сна;
  • видео-ЭЭГ мониторинг дневного сна (ВЭЭГМ);
  • ультразвуковое обследование;
  • лабораторные анализы;
  • дополнительную консультацию специалистов для уточнения причины возникновения судорожных припадков (психолога и психиатра, кардиолога, эндокринолога, гастроэнтеролога и других).

ЭЭГ и ВЭЭГМ могут быть проведены в один и тот же день. В этот же день можно записаться на консультацию эпилептолога.

Не откладывайте визит к врачу, диагностику необходимо проводить после первого же приступа! Чем раньше начато лечение, тем больше вероятность, что ваш ребенок сможет излечиться.

В клинике «Семейный доктор» прием ведет опытный эпилептолог – врач-невролог, специалист, способный вовремя распознать судорожный припадок и назначить эффективное лечение. Он знаком с особенностями протекания заболевания у детей самого раннего возраста.

+7 (495) 775 75 66

Особенности проверки

Рефлекс зачастую проверяют в утреннее время, примерно через 2 часа после кормления.
Результат определяют по симметричности и выраженности рефлекса

Он может быть ярким, нормальным, слабым или отсутствующим.
Также оценивают скорость проявления, согласно которой рефлекс может появляться быстро либо запаздывать.
Проверка выполняется в динамике.
В оценке результата немаловажно учитывать здоровье малыша и возбудимость его нервной системы, а также сыт ли малыш и не устал ли он.. Помните, что во время проверки кроха ощущает стресс, так как малышу становится страшно из-за падения и он старается спасти себя, ухватившись за маму или за поверхность

Даже если вам кажется, что это выглядит очень забавно, не стоит провоцировать появление такого рефлекса специально, если это не требуется для медицинского осмотра крохи

Помните, что во время проверки кроха ощущает стресс, так как малышу становится страшно из-за падения и он старается спасти себя, ухватившись за маму или за поверхность. Даже если вам кажется, что это выглядит очень забавно, не стоит провоцировать появление такого рефлекса специально, если это не требуется для медицинского осмотра крохи.

Чтобы исключить частое появление рефлекса, советуют:

  • Не совершать резких жестов рядом с малышом или когда кроха находится у вас на руках.
  • Постараться ограничить уровень шума, воздействующего на карапуза.
  • Разговаривать с младенцем нежным и спокойным голосом.

Повышение температуры тела у грудного ребенка

Температура тела новорожденного ребенка в течение первых 5 – 7 дней жизни колеблется около 37.0, а у некоторых детей возможно повышение температуры тела в этот период до 38.0 – 39.0. Это явление получило название транзиторная гипертермия новорожденных. Помимо гипертермии у новорожденных детей еще чаще бывает гипотермия, то есть снижение температуры тела ниже нормы. Вследствие незрелости структур головного мозга не только новорожденные дети, но и дети младшей возрастной группы до 3х – 5 лет имеют склонность к быстрому перегреванию и к быстрому переохлаждению. Особенно такая «волатильность» температуры тела характерна, конечно же, для детей на первом году жизни. Поэтому, если Вы, измерив температуру тела грудничку, обнаружили повышение температуры тела до 37.0 – 37.4 градусов, не спешите сразу вызывать доктора педиатра. Бывает достаточно перемерить температуру тела, предварительно распеленав ребенка, или просто снять с него теплое одеяло для того, чтобы через 15 – 20 минут температура пришла в норму.

Еще одной частой причиной повышения температуры тела в первые 1.5 – 2 года жизни ребенка является реакция на прорезывание зубов. Об этой проблеме мы писали в отдельной статье на нашем сайте. В двух словах напомню, что реакция на прорезывание зубов у детей бывает очень индивидуальна. Повышение температуры тела, чаще всего, укладывается в промежуток от 37.1 до 37.6 градусов. Повышенная температура при прорезывании зубов, обычно, длится не более 2х – 3х суток, и у большинства детей не требует применения жаропонижающих препаратов. Тем не менее, в некоторых случаях при прорезывании зубов у ребенка может быть достаточно высокая лихорадка до 38.0 и даже до 39.0 градусов. В этом случае не обойтись без применения специальных противовоспалительных гелей для нанесения на десна и жаропонижающих средств в виде суппозиториев (свечей), например нурофена.

Отклонения от нормы

Обследование на рефлекс Моро проходит в рамках стандартного неврологического осмотра новорожденных детей. Для мониторинга развития тоже используется тест на работу рефлекса. Акушер или невролог применяет следующие стимулы:

  • врач резко хлопает ладонью по поверхности стола, на котором лежит ребенок;
  • врач берет ребенка на руки, опускает вниз на глубину 10-30 см, а затем резко поднимает;
  • врач распрямляет ножки ребенка, лежащего на столе.

Ни одно из этих действий не является для малыша приятным. После срабатывания рефлекса младенец плачет от испуга и нуждается в успокоении. Почему эту процедуру проводят, несмотря на неудовольствие ребенка:

  1. Рефлекс Моро служит индикатором работы нервной системы в первые 3-5 месяцев жизни. Оценка рефлекса проходит не изолированно, а в комплексе с другими неврологическими тестами.
  2. При нормальной работе нервной системы рефлекс проявляется полностью симметрично. Одновременно правая и левая руки сначала отводятся и разжимаются в ладонях, затем приводятся и сжимаются.
  3. Асимметричность движений — повод для дальнейшего обследования. При акушерском парезе руки после осложненных родов встречается выраженная асимметрия: травмированная рука отстает от здоровой.
  4. Если, помимо рефлекса Моро, у ребенка есть нарушения по каким-либо другим рефлексам, нужно выяснить, в чем причина. Для всех неврологических нарушений действует одно правило: чем раньше родители отреагировали на недомогание и начали лечение, тем меньше неблагоприятных последствий получил ребенок.

У здоровых детей рефлекс Моро сохраняется даже во сне. Младенцы точно так же реагируют на шум, отводят и приводят ручки, просыпаются и плачут. Для стимуляции рефлекса не нужно пугать новорожденных во сне. Если хочется самостоятельно убедиться, что все в порядке, можно сделать более гуманную проверку.

Профилактика

Синдром происходит только в ответ на событие, которое для ребенка неожиданное, резкое. Как только ребенок осознает, что ему ничего не угрожает, его руки возвращаются внутрь, и он расслабляется. После того как сработал рефлекс, младенца необходимо утешить. Успокоить тихим голосом или привести в темную и тихую комнату для укачивания.

При этом его не следует пугать:

  • Опускать ребенка в постель следует горизонтально, не отклоняя его голову назад.
  • Держать младенца как можно ближе к телу, опуская его в кроватку.
  • Если во время сна возникает рефлекс, и малыш просыпается, пеленание перед сном поможет ему.
  • Хороший ночной отдых так же важен для матери, как и для ребенка, поэтому спальное место младенца должно быть комфортным, тихим и темным, чтобы он не испугался.

Умственная отсталость

Такое название получило недоразвитие психической деятельности. Как правило, ее провоцируют несколько факторов, среди которых на первом месте генетические заболевания. Другую группу составляют экзогенные факторы: травмы, интоксикации, инфекции, гипоксия плода.

Умственная отсталость имеет необратимый характер и характеризуется следующими особенностями:

  • тотальность поражения – нарушаются все нервно-психические функции. В особенности страдает речь – грамматическая сторона, активный словарный запас очень скудный. Эмоции плоские, однообразные, мало контролируемые;
  • в первую очередь среди психических процессов страдает мышление. Его дефицит приводит к недоразвитию элементарных процессов психики: память, речь, восприятие.

УО, прежде всего, представлена олигофренией. Это недоразвитие мозга, связанное с повреждением коры больших полушарий, необратимого характера. Является врожденным или приобретенным до двухлетнего возраста дефектом.

Различают три степени олигофрении:

  • дебильность;
  • имбецильность;
  • идиотия.

Они различаются степенью выраженности интеллектуального дефекта. Если IQ при дебильности составляет от 50 до 70, то при идиотии этот показатель равен 20.

Дети, страдающие дебильностью, способны к простому труду. Им сложно усваивать новые навыки, а их эмоции весьма примитивны. Сенсомоторные реакции замедлены. Сохраняется фразовая речь, механическая память. Они способны овладевать базовыми навыками чтения, письма, счета. Дебильность – самая легкая степень расстройства.

Имбецильность сохраняет наиболее примитивные навыки самообслуживания, способность запоминать небольшой объем информации, позволяет получить элементарные учебные навыки.

Идиотия – грубое, глубокое нарушение мышления (практически отсутствует) и всех психических процессов в целом. Такие дети не способны к самообслуживанию, плохо ориентируется в пространстве. Практически никого не узнают кроме ухаживающих за ними людей. Поведение чаще диктуется инстинктивными программами. Речь непонятная. Такие выражения эмоций как плач, слезы, не свойственны.

Деменция – это приобретенное слабоумие, развивающееся у ребенка после 2-3 лет, и сопровождающееся распадом уже сформированных психических функций. Спровоцировать деменцию могут инфекции или травмы. Состояние характеризуется неравномерностью поражения, когда одни отделы ГМ страдают больше, чем другие.

Длительное, субфебрильное повышение температуры тела у ребенка

Если у грудных детей причиной внезапных «скачков температуры», чаще всего, является незрелость нервной системы и реакция на прорезывание зубов, то у детей более старшего возраста нередко длительная субфебрильная температура тела держится на фоне психоэмоциональных переживаний, неуспехов в учебе, конфликтных ситуаций в семье. Отдельной проблемой является активное внедрение различных электронных гаджетов в жизнь современных детей иногда с самого раннего возраста. Так вот, для ребенка от 4 до 6 лет, который уже привык проводить по несколько часов в день за компьютером или игровой приставкой, длительный субфебрилитет вообще может стать обыденным явлением, а родители, когда схватятся за голову от показаний градусника, затаскают свое чадо по неврологам, иммунологам и инфекционистам, сдавая кучу анализов, вместо того, чтобы просто найти ребенку какое-то более полезное и здоровое занятие.

Забота о младенце – нетрадиционный подход

Маленький ребенок, появившийся на свет, переживает самый сложный период – период новорожденности. После сильнейшего эмоционального и физического стресса, полученного во время родов, он попадает в совершенно иные для себя условия.

На данный момент его главная задача – как можно быстрее пройти процесс адаптации и успешно приспособиться к окружающей среде. Ваша задача, как мамочки – помогать своему младенцу в этом деле.

Именно «помогать», обеспечивая все потребности новорожденного. Не стоит думать, что ребенок – это абсолютно беспомощное существо, которое нуждается в ежеминутной опеке. Такое предположение  не совсем верное.

но, в отличие от многих животных, способных  в течение первых нескольких часов после рождения самостоятельно есть, передвигаться, новорожденный ребенок является одним из самых беспомощных живых существ на земле.

Да, защитные механизмы имеются, но вот  большинство потребностей новорожденного удовлетворяются лишь за счет взрослого человека, мамы.

  1. В первый месяц младенец должен «подружиться» с бактериями, поэтому в его крови увеличено число лейкоцитов, которые уничтожают вредоносные микроорганизмы (когда малыш немного подрос эта задача уже переходит на родителей. Ознакомьтесь с нашим курсом Здоровый малыш>>>;
  2. У малыша повышенная частота пульса и дыхания, может колебаться температура тела;
  3. Повышенное количество эритроцитов и повышен гемоглобин, что способствует интенсивному насыщению кислородом;
  4. Ярко выражены все основные безусловные рефлексы;
  5. Наблюдается быстрый прирост мышечной массы и т.д. О том, как развивается малыш в первый год жизни, читайте в статье Развитие ребенка по месяцам до года>>>

Можно подумать, что новорожденный младенец может самостоятельно расти и развиваться, получая лишь питание и минимальный уход от родителей.  Это не так.  Потребность в безопасности, ласке, внимании, общении – присутствует у ребенка с первых дней жизни.

Будучи лишенным этого ребенок испытывает большой стресс и это отражается на его поведении: он дольше сосет грудь, с трудом засыпает, плачет при попытке спустить его с рук,  очень чутко спит.

Если вы замечаете за своим младенцем такое поведение, значит вам нужно научиться мягкому уходу за ним. Уходу, который снижает уровень стресса у ребенка и превращает его в спокойного, улыбчивого и довольного жизнью малыша. Подробную пошаговую систему обучения такому уходу смотрите в видеокурсе Счастливое материнство>>>

Современные условия окружающей среды тоже не позволяют младенцу расслабиться, создавая новые трудности:

  • он дышит пыльным воздухом;
  • его кожа становится сухой и чувствительной;
  • мы часто его кутаем, постоянно одеваем памперсы и ползунки, что может вызывать усиленное потение, появление раздражения на коже;
  • в проточной воде полно вредных микробов;
  • детские косметические средства могут содержать аллергены.

Поэтому в первый месяц жизни новорожденного необходимым условием для его здоровья и развития является ваша ежедневная родительская забота и уход

Важно делать это умело и осторожно, не вмешиваясь в естественные природные механизмы

Что такое рефлекс у ребенка Моро? Нужно ли родителям волноваться, или это естественное явление?

Малыш появляется на свет с целым набором природных рефлексов, с помощью которых он и выживает в новом для него мире. К сожалению, у ребенка не бывает инструкции, а потому многие молодые родители начинают паниковать, когда сталкиваются с каким-либо явлением, незнакомым им ранее. Как правило, большинство родителей пугаются, когда их кроха вскидывает ручки. Подобное явление было названо – рефлекс Моро.

https://youtube.com/watch?v=YqK2a9uP_7w

Данное явление еще принято называть – рефлекс испуга. Новоявленные родители, не осведомленные о его существовании, обращаются к педиатру с вопросом, почему их кроха беспричинно вскидывает ручки. А некоторые даже хватают малыша и бегут с ним к неврологу. Рефлекс Моро присутствует у новорожденных деток, однако на протяжении нескольких месяцев он быстро угасает. Наличие данного рефлекса проверяет неонатолог. Он укладывает малыша на спинку и убирает из-под нее руку. Кроме того рефлекс Моро проявляется при неожиданном, громком звуке, к примеру, при резком хлопке возле кроватки, где лежит новорожденный.

Родители, знающие, что это явление вполне нормальные, даже считают подобную реакцию малыша забавной, а потому изредка вызывают ее специально, допустим, чтобы повеселить знакомых. Это делать категорически воспрещается! Невзирая на то, что рефлекс Моро сам по себе не опасен, малыш вскидывает ручки совершенно не потому, что он радуется. Данное действие спровоцировано огромнейшим страхом, поскольку младенец уверен, что он падает, а потому стремится схватиться за маму. Можно сказать, что он фактически спасает свою жизнь. Новорожденный еще не может понимать, что он в безопасности. То есть, каждый раз, когда срабатывает рефлекс Моро, для детского организма является настоящим стрессом.

Родители могут не замечать, однако каждый раз при проявлении данного рефлекса, у малыша учащается дыхание и сердцебиение, вырабатывается повышенная доза адреналина. Часто после вскидывания ручек кроха начинает плакать. Можно сказать, что для новорожденного рефлекс Моро является сильнейшим испугом.

Само собой, что полностью избежать проявления рефлекса не удастся. В частности, если в доме имеются питомцы, семья живет на шумной улице, либо у грудничка есть малолетние братья и сёстры. Спровоцировать вскидывание ручек может громкий звук, резкое движение родителя с малышом на руках, чересчур быстрое движение укладывания в кроватку и прочее. Кроме того рефлекс Моро у одного и того же новорожденного может проявляться даже при незначительных факторах, а вот при громких звуках, наоборот, не наблюдаться. У родителей подобная ситуация не должна вызывать беспокойство.

Как правило, рефлекс Моро полностью пропадает через 9 – 12 недель жизни малыша. Однако если рефлекс сохраняется в течение более длительного периода и не угасает даже после 5-месячного возраста, то следует малыша показать специалисту. Кроме того отсутствие данного рефлекса либо его искажение свидетельствуют о проблемах с детским здоровьем. Нужно всегда внимательно следить, что происходит с крохой, как он реагирует на окружающую обстановку.

Значение и классификация врожденных рефлексов

Природные рефлексы у младенца имеют различное значение, одни необходимы для того, чтобы родиться, другие являются жизненно важными функциями, например, дыхание, третьи помогают развитию.

Исходя из этого, врачи подразделяют врожденные навыки на три вида:

  1. Необходимые для полноценной жизни, например, дыхательный, глотательный рефлекс.
  2. Реакции защиты оберегают организм от воздействий внешней среды, например, температурных перепадов.
  3. «Временные» необходимы для прохождения по родовым путям, пропадают после рождения.

Также в зависимости от центра, отвечающего за тот или иной рефлекс, их можно разделить на две группы:

  • Двигательные. Внутри вида они подразделяются на оральный и спинальный подвид, регулируют их деятельность головной и спинной мозговой центр.
  • Автоматизмы, за которые отвечают центры среднего и продолговатого мозга, называются позотоническими. Они контролируют работу мышечного тонуса.

Всего врачи выделяют около 15 рефлексов, которые в норме присутствуют у новорожденного. Все их можно разделить на некоторые категории.

Оральные

Сюда относятся жизненно важные автоматизмы, они дают ребенку возможность нормального питания. Часть из них пропадает в младенчестве, некоторые сохраняются до дошкольного возраста, другие остаются с человеком на всю жизнь.

К ним относятся такие рефлексы, как:

  1. Сосательный – навык ребенка захватывать грудь или соску, появляется в первые часы жизни и сохраняется до 3-4 лет.
  2. Хоботковый – этот автоматизм необходим для правильного сосания. Заключается он в том, что при легком прикосновении к губам младенца, они сворачиваются в трубочку. Исчезает навык на 3-4 месяце жизни.
  3. Глотательный – механизм проглатывания пищи, сохраняется на протяжении всей жизни.
  4. Ладонно-ротовой также имеет название рефлекс Бабкина. Если младенцу первых двух месяцев жизни легонько нажать на центр каждой ладони, он приоткроет рот.
  5. Поисковой – грудной ребенок начинает искать источник еды, если слегка дотронуться до уголка рта. Он повернет голову в ту сторону, откуда шло действие, приоткроет рот. Спустя три месяца автоматизм угасает, в дальнейшем ребенок будет искать маму или бутылочку глазами.

Спинальные

Спинальными называются бессознательные повороты тела, рук и ног. Эти реакции имеют не меньшее значение, чем оральные. К ним относятся:

  • Хватательный инстинкт, до 4 месяцев ребенок бессознательно сжимает и удерживает в ладони то, что ему туда попало. По-другому это умение называют обезьяньим, для проверки навыка малышу в ладошку вкладывают указательный палец. Кроха должен сжать кулачки настолько сильно, что вы сможете немного приподнять корпус тела от поверхности.
  • Защитный рефлекс заложен природой для того, чтобы обезопасить новорожденного от удушенья. При выкладывании малыша лицом в подушку, он повернет голову, чтобы иметь возможность дышать.

Важно! Пока ребенок не научился уверенно держать голову, оставлять его на животе без присмотра опасно!

  1. Для проверки реакции на тоническое сгибание пальцев необходимо нажать на стопу рядом с большим и указательным пальцем. Новорожденный должен сжать пальчики ног, это называется подошвенным рефлексом.
  2. Обратный рефлекс носит имя доктора Бабинского. Если провести пальцем по внешнему краю стопы, то пальчики разгибаются, становятся «веером».
  3. Автоматизм опоры сохраняется до того момента, пока ребенок осознанно не начнет вставать. Если кроху держать вертикально, при этом дать ногам коснуться опоры, то малыш рефлекторно сделает упор на полную стопу.
  4. До 4 месяцев у младенца наблюдается рефлекс ползанья. Он заключается в желании сдвинуться с места из положения лежа на животе. После угасания автоматизма у детей начинается период осознанного ползанья.
  5. Реакция Моро имеет две фазы, это ответ на громкий звук, испуг. Сначала малыш разводит руки в стороны, выпрямляет ноги, затем возвращается в исходное положение.
  6. Рефлекс Галанта проверяет реакцию позвоночника. Положите ребенка на бок, двигаясь от головы к ногам, проведите указательными пальцами по линиям вдоль позвоночника. Малыш выгнет спину.

Позотонические

Эти рефлексы необходимы ребенку для того, чтобы научиться правильно распределять мышечную нагрузку, учиться держать голову, сидеть и стоять.

  • Ассиметричный шейный тонический рефлекс: положите новорожденного лицом к себе, голову поверните в сторону. Рука и нога со стороны, куда повернута голова, распрямятся. Навык угасает к 2 месяцам.
  • Симметричный шейный тонический рефлекс. При отклонении головы назад ребенок выпрямляет руки, сгибает ноги, при наклоне вперед наблюдается обратная реакция.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector