Безусловные рефлексы новорожденного

Содержание:

Причины аномальной реакции на вызов рефлекса

Изучить информацию о том, какие должны быть у новорожденного рефлексы желательно, в некоторых случаях они могут проявляться в недостаточной степени.

Причинами такой ситуации могут быть следующие обстоятельства:

  • полученные родовые травмы;
  • нарушения функционирования нервной системы;
  • преждевременное рождение ребенка;
  • патологии позвоночника;
  • предшествующая асфиксия.

Признаком ослабления является недостаточная выраженность или одностороннее проявление симметричных рефлексов. В некоторых случаях малыш не готов реагировать на раздражитель, например, при отсутствии у ребенка желания есть сосательный рефлекс не будет ярко выражен.

Данный рефлекс проверяется педиатрами после появления ребенка на свет и делается это достаточно просто, подобное тестирование могут провести даже сами родители. Проведение теста заключается в следующем:

  1. На расстоянии в 15-20 сантиметров от места, где лежит головка новорожденного по ровной поверхности кроватки бьют рукой или же на уровне уха хлопают в ладоши. Именно так делал сам Моро, в честь которого и назван рефлекс, но реакция может проявляться и на резкий и громкий звук, на резкие движения.
  2. У ребенка, как ответная реакция, происходят такие движения – он раскидывает руки в разные стороны, раскрывает ладошки, после подтягивает их к себе, пытаясь как бы ухватиться за что-то. Ножки малыша в этот момент могут рефлекторно подтягиваться к животу или же распрямляться – такая реакция считается нормальной.

Нервная реакция у новорожденного должна быть симметричной, как с левой, так и с правой стороны – если она отсутствует, то речь идет об асимметрии рефлекса Моро.

Предлагаем ознакомиться: Что такое преждевременное старение плаценты

Достаточно часто данный рефлекс проявляется у детей во время сна – напугать его может даже самый незначительный шум, звук, когда ребенок автоматически будет реагировать на них плачем и раскидыванием рук в стороны. Исключить такие проявления не получиться – рекомендовано просто свести к минимуму все шумы, резкие звуки и стук.

Рефлексы могут быть ослабленными или отсутствовать при:

  • Гипоксическом поражении ЦНС во время родов.
  • ДЦП.
  • Внутричерепной родовой травме.
  • Гипотонии мышц.
  • Травмах спинного мозга.
  • Угнетении нервной системы медикаментами.
  • Парезах.

Как проверить наличие рефлекса у ребенка самостоятельно?

Все реакции, необходимые для гармоничного развития малыша, проверяются у педиатра в зависимости от возраста малютки. Однако, бывают случаи, когда необходимо проверить наличие того или иного рефлекса самостоятельно. Это достаточно легко сделать, зная четкий алгоритм действий.

Рефлекс Моро

Действия для взрослого:

  1. Положить малыша на ровную, твердую поверхность.
  2. Ударить по поверхности на расстоянии, равном 15 см от головы ребенка (или громко хлопнуть в ладоши).

Ответная, нормальная реакция:

  1. Резкое, симметричное откидывание рук в сторону.
  2. Разжимание кулачков.
  3. Испуг/плач малыша, выброс адреналина в кровь или учащенное сердцебиение.

Проверить наличие рефлекса Моро можно и при помощи иных способов. Реакция с ручками окажется идентичной.

  1. Выпрямить и поднять ножки ребенка совместно с тазом.

Сосательный рефлекс

Действия взрослого:

  1. Погладить щеку малыша или легонько надавить на губы.

Ответная нормальная реакция:

  1. Открытие рта и шевеление языка, будто он желает сосать.

После еды сосательный рефлекс ослабевает, но уже спустя час восстанавливает силы.

Хватательный рефлекс

Действия взрослого:

  1. Слегка надавить на раскрытую ладонь ребенка.

Ответная нормальная реакция:

  1. Сильный обхват предлагаемого предмета или пальца взрослого.

Рефлекс Бабинского

Действия взрослого:

  1. С нажимом провести от пятки к пальцам стопы.

Ответная, нормальная реакция:

  1. Оттопыривается большой палец, остальные слегка поджимаются.
  2. Все пальцы веерообразно расходятся.

Рефлекс Бабкина

Действия взрослого:

  1. Одновременно легонько надавить на ладони ребенка.

Нормальная реакция ребенка:

  1. Открытие рта, возможно, высовывание языка.

Хоботковый рефлекс

Действия взрослого:

  1. Приложить палец к верхней губе малютки.

Ответная нормальная реакция:

  1. Вытягивает губки, складывая их «трубочкой».

Связан рефлекс с сокращением мимической мускулатуры.

Рефлекс Бауэра

Действия взрослого:

  1. Положить ребенка на живот.
  2. Слегка надавить на стопы.

Ответная нормальная реакция:

  1. Совершение движения, имитирующего ползание.

Рефлекс Ландау

Данная реакция является двухфазной. Первая — верхние рефлексы, вторая — нижним.

Для выявления верхнего рефлекса необходимо:

  1. Положить малютку на живот так, чтобы его грудная клетка оказалась за пределами стола.

Нормальная ответная реакция:

  1. Разгибание спины, шеи и ручек назад. Иногда малыш может переворачиваться.

Для выявления нижнего рефлекса необходимо:

  1. Положить ребенка на плоскую поверхность, лишив опоры ножки и таз, либо взять на руки.

Ответная реакция:

  1. Выгибание спинки дугой.
  2. Поднятие ножек в направлении к себе.

Рефлекс Переса

Действия взрослого:

  1. Провести пальцем вдоль позвоночника (по остристым краям) от копчика до шеи.

Ответная нормальная реакция:

  1. Плач или крик.
  2. Сгибание конечностей.
  3. Поднятие головки.
  4. Разгибание туловища.

Рефлекс Переса воспринимается новорожденным крайне отрицательно.

Рефлекс ходьбы (шаговый)

Действия взрослого:

  1. Взять малютку на руки и поставить в вертикальное положение.
  2. Чуть наклонить вперед.

Ответная реакция ребенка:

  1. Имитация шагов в наклоненную сторону.

Рефлекс Галанта

Действия взрослого:

  1. Провести ладонью по спинке малыша.

Ответная реакция:

  1. Выгибание спинки.
  2. Выпрямление ножки на стороне вызова реакции.

Рефлекс опоры

Действия взрослого:

  1. Поставить малыша вертикально, чтобы стопы касались опоры.

Ответная реакция:

  1. Выпрямление туловище.
  2. Устойчивое положение (с поддержкой) на опоре.

Рефлекс Робинсона

Действия взрослого:

  1. Вложить свои пальцы в ладонь малыша.
  2. Получить ответную реакцию крепкого сжатия.
  3. Приподнять.
  4. Малыш должен спокойно висеть на вытянутых ручках.

Неинтегрированные рефлексы

Рефлексы, которые не подавляются в младенчестве, называются неинтегрированными или стойкими рефлексами. Когда они упорствуют, они связаны с академической борьбой. Например, было обнаружено, что у детей с трудностями в обучении проявляются стойкие примитивные рефлексы. Кроме того, было обнаружено, что стойкий ATNR связан с более низкими показателями чтения и правописания, а у детей с проблемами чтения тонический лабиринтный рефлекс проявляется чаще, чем у детей без проблем с чтением. Наконец, была обнаружена связь между симптомами СДВГ и стойкостью ATNR, а также между диагнозом СДВГ и стойкостью рефлексов Моро и Галанта.

Полезное видео про рефлексы новорожденного

Список истоников:

  • Уход за ребенком с рождения до 5 лет / Дмитриева В. Г. // Эксмо, 2008.
  • Участковый педиатр. Справочное руководство/Под ред. М. Ф. Рзянкиной, В. П. Молочного. // Ростов-на-Дону: Феникс, 2008, 2008.
  • Возрастная психология: Психология развития и возрастная психология / Шаповаленко И.В. // М.: Гардарики, 2005.
  • Неврология новорожденных / Ратнер А.Ю // Бином, 2005

Автор

Елена Медведева
Специалист

Окончила Уральскую государственную медицинскую академию г. Екатеринбурга по специальности «Лечебное дело». Опыт работы: бригада интенсивной терапии, медик на предприятии.

Поделиться

Оральные сегментарные автоматизмы

Сосательный рефлекс

При введении указательного пальца в рот на 3—4 см ребёнок делает ритмичные сосательные движения. Рефлекс является безусловным и отсутствует при парезе лицевых нервов, глубокой умственной отсталости, в тяжелых соматических состояниях.
Сосательный рефлекс у детей человека угасает обычно между тремя и четырьмя годами жизни, что объясняет, почему во многих культурах грудное вскармливание длится до возраста трёх—четырёх лет, т.е. до того возраста, до которого ребёнок сам сосёт грудь.
Антрополог из США профессор Кэтрин А. Деттвайлер пришла к выводу, что потребность в сосании, т.е. естественный срок сосания груди (ожидаемый нашими детьми), может продолжаться от 2,5 до 7,0 лет.

Поисковый рефлекс (рефлекс Куссмауля)

При поглаживании в области угла рта происходит опускание губы, отклонение языка и поворот головы в сторону раздражителя. Надавливание на середину верхней губы вызывает открытие рта и разгибание головы. При надавливании на середину нижней губы опускается нижняя челюсть и сгибается голова.
Этот рефлекс особенно хорошо выражен за 30 мин до кормления

Обращают внимание на симметричность рефлекса с двух сторон. Поисковый рефлекс
наблюдается до 3—4 мес., затем угасает. Асимметрия рефлекса — односторонний парез лицевого нерва

Рефлекс отсутствует — двухсторонний парез лицевого нерва, поражение ЦНС.

Асимметрия рефлекса — односторонний парез лицевого нерва. Рефлекс отсутствует — двухсторонний парез лицевого нерва, поражение ЦНС.

Ладонно-ротовой рефлекс (рефлекс Бабкина)

Видео, показывающее рефлекс Бабкина.

При надавливании большим пальцем на область ладони новорождённого (обеих ладоней одновременно), ближе к тенару, происходит открывание рта и сгибание головы. Рефлекс ярко выражен у новорождённых в норме. Вялость рефлекса, быстрая истощаемость или отсутствие свидетельствуют о поражении ЦНС. Рефлекс может отсутствовать на стороне поражения при периферическом парезе руки. После 2 мес. он угасает и к 3 мес. исчезает.

Строение рефлекторной дуги

Рефлекторную дугу двигательного рефлекса называют простейшей, так как она состоит всего лишь из двух нервных клеток или нейронов. Поэтому она также носит название двухнейронной. Проведение импульса обеспечивают следующие отделы рефлекторной дуги:

  • Первый нейрон является чувствительным, своим дендритом (коротким отростком) он тянется на периферические ткани, заканчиваясь рецептором. А его длинный отросток (аксон) тянется в другую сторону — к спинному мозгу, заходит в задние рога спинного мозга, а после в передние, образуя соединение (синапс) со следующим нейроном.
  • Второй нейрон называется двигательным, его аксон тянется из спинного мозга к скелетным мышцам, обеспечивая их сокращение в ответ на раздражитель. Соединение между нервом и мышечным волокном носит название нервно-мышечного синапса.

Именно благодаря передаче нервного импульса по рефлекторной дуге возможно существование спинальных двигательных рефлексов.

Что делать, если рефлексы слабые?

Некоторые рефлексы новорожденных появляются не сразу после рождения или же проявляются в недостаточной степени. Причин этому может быть множество: родовые травмы, нарушения развития нервной системы ребенка, недоношенность, патологии позвоночника (особенно шейного отдела), асфиксия

Важно знать, что ослабление некоторых рефлексов не всегда свидетельствует о заболевании. Например, когда малыш не голоден, при помещении в его ротик соска материнской груди сосательных движений может не возникать

В диагностике же патологий центральной нервной системы важное диагностическое значение имеет наличие спинальных рефлексов

Они могут ослабляться или вовсе не возникать при серьезнейших нарушениях, поэтому мамы и папы должны обращать внимание на следующие моменты:

  • Симметричность хватательного рефлекса. Если ребенок сжимает мамин палец только одной рукой, это может свидетельствовать о ДЦП, парезах, кровоизлиянии в мозг.
  • Разведение малышом рук в стороны (рефлекс Моро). Если наблюдается отведение только одной ручки, это может быть признаком перелома ключицы, парезов.
  • Ослабление рефлекса ползания зачастую свидетельствует о травмах спинного мозга.
  • «Автоматическая ходьба» отсутствует при парезах, снижении мышечного тонуса, детском церебральном параличе. Подобные причины приводят к ослаблению опорного рефлекса.

Важно следить за положением головы новорожденного при повороте его на животик. Отсутствие или ослабление защитного рефлекса считается одним из первых симптомов ДЦП. Если мама заметила подобные нарушения у своей малютки, необходимо срочно обратиться к врачу

Паниковать не нужно: возможно, родители неправильно проверили наличие некоторых безусловных рефлексов

Если мама заметила подобные нарушения у своей малютки, необходимо срочно обратиться к врачу. Паниковать не нужно: возможно, родители неправильно проверили наличие некоторых безусловных рефлексов.

Игнорировать возникшие проблемы, откладывая визит к педиатру на потом, не стоит. Помните: оценить состояние нервной и мышечной систем может только квалифицированный специалист.

Важным моментом является знание мамами и папами, до какого возраста у ребенка сохраняются безусловные рефлексы. Если к 5-6 месяцам угасания многих из них не наблюдается, следует проконсультироваться с доктором. Усиление или наличие безусловных рефлексов в старшем возрасте возникает при повышенной нервной возбудимости, мышечном гипертонусе.

Узнав информацию о том, какие должны быть рефлексы у новорожденного, а также их значение в развитии ребенка, мамы и папы смогут тщательно следить за здоровьем своей малютки

Важно помнить, что нередко именно по их отсутствию или ослаблению можно определить патологии нервной, мышечной, костной систем

Все, что требуется от родителей – это внимание, являющееся неотъемлемой частью не только в воспитании, но и в сохранении здоровья ребенка

Лечение последствий родовых травм, энцефалопатии, дцп в Саратове, в России

Сарклиник проводит лечение последствий родовых травм, лечение перинатальной энцефалопатии, лечение детского церебрального паралича в восстановительном периоде в Саратове, в России.

Сарклиник желает Вам стойкости духа, мужества и терпения.

Запись на консультации. Имеются противопоказания. Неоходима консультация специалиста.

Текст: SARCLINIC | Sarclinic.com \ Sаrсlinic.ru Фото: phakimata / Фотобанк Фотодженика / photogenica.ru Люди, изображенные на фото, — модели, не страдают от описанных заболеваний и/или все совпадения исключены.

Энурез что делать, как лечить

Эректильная дисфункция сосудистая, лечение: артериальная, венозная, венокорпоральная, артериовенозная недостаточность пениса

Лечение в Казахстане: зрр, задержка речевого развития, дефицит внимания, энурез

Ночной энурез перерастет или нет, энурез с детства, улучшений нет

Ночной энурез и энкопрез, излечим ли энкопрез

38-я неделя беременности: ощущения женщины

Ты живешь в режиме ожидания. Сейчас особо не до планов. Все мысли сосредоточены на предстоящих родах. И, устав от своей неповоротливости и дискомфорта, постоянно возникающих на почве беременности, ты уже считаешь дни до рождения ребенка. Ты заметила, что твой живот как будто слегка опустился. Да, ты права. Так и должно быть. Это означает, что до финального рывка осталось совсем немного. Теперь уже высота дна матки начинает уменьшаться — сначала до 34-35 см. Немного снижается давление матки на диафрагму. Ты чувствуешь себя немного лучше. Головка плода постепенно перемещается вниз. Ты замечаешь первые ноющие боли в области таза, лонного сочленения. Иногда появляется и боль в области крестца, вызванные ишиазом.

Молочные железы наливаются, иногда из сосков даже проступают капельки жидкости — это молозиво. Вены на груди становятся более заметными, соски темнеют. Кстати, раздражение сосков вызывает повышение тонуса матки, и это может стимулировать роды.

Что такое безусловные рефлексы

Рефлексы новорожденных – это реакции малышей на внешние или внутренние раздражители, которые служат для младенцев своеобразным приспособлением к окружающим условиям. Даются они от рождения и в большинстве случаев не требуют специальной тренировки (в отличие от условных, которые необходимо вырабатывать). Врожденные реакции организма необходимы только в первые несколько месяцев жизни ребенка.

Во время медицинского осмотра врач проверяет наличие реакций, а также степень их выраженности. Подобные наблюдения позволяют сделать вывод о здоровье грудного ребенка со стороны неврологии и работе ЦНС в целом. Оценка реакций осуществляется в хорошо освещенном кабинете при комфортной температуре воздуха. Кроха при этом должен находиться на полужесткой поверхности, быть сухим, сытым и бодрым.

При нормальной выраженности рефлексов о здоровье ребенка можно не беспокоиться. Если к определенному моменту реакции, которые должны были угаснуть в новых условиях, сохранились у малыша, его нужно показать невропатологу.

https://youtube.com/watch?v=4ZaQ-5-qP0o

Что такое сестринский патронаж новорожденного? Цели патронажа к новорожденному

Термин «патронаж» дословно переводится с французского языка как «покровительство» (patronaqe). В медицине он означает комплекс мероприятий, осуществляемых врачом или медсестрой на дому у пациента, задачами которых являются лечение больного, профилактика у него различных заболеваний, а также его просвещение.

В первый — третий день пребывания домой к новорожденному придет педиатр.

Персоналу детской поликлиники важно вовремя осуществить первичную профилактику различного рода заболеваний и нарушений в развитии у детей, которая заключается в мерах следующего характера:

  • медицинского
  • психологического
  • педагогического

Во время визитов в рамках дородового патронажа, а также патронажа новорожденных, медицинская сестра должна выявить и предупредить неблагоприятные факторы окружающей среды (внутренние и внешние), которые могут негативным образом сказаться на здоровье и нормальном развитии малыша, который только что появился на свет.

Позже, в середине третьего триместра, медсестра придет еще раз, чтобы проверить, выполнены ли ее рекомендации. Она проконсультирует будущую маму по вопросам ухода за новорожденным, грудного вскармливания, организации послеродового периода в целом

Патронаж — не только медицинское мероприятие, он также преследует цели поддержать молодую маму и помочь ей научиться ухаживать за новорожденным.

  • О том, что на территории, обслуживаемой определенной детской поликлиникой, появился новорожденный пациент, лечебное учреждение информирует родильный дом
  • В первый-третий день после выписки мамы и малыша к ним домой совместный визит должны осуществить участковый педиатр и патронажная сестра. Это визит называется первым педиатрическим патронажем к новорожденному.
  • Примечательно, что помимо того, что первичный патронаж должен быть проведен в срок, предполагается его торжественность
  • Врач и медсестра ни в коем случае не должны выполнять роль строгих учителей или надзирателей. Молодую мамочку, которая после находится в стрессе физическом и психологическом, ни в коем случае нельзя тыкать носом в ошибки, если таковые допущены
  • Персонал детской поликлиники должен продемонстрировать дружественность и готовность помочь женщине в любых вопросах касательно новорожденного, его здоровья, развития и быта

Целями первичного патронажа новорожденного являются:

  • помощь женщине в послеродовой период консультации касательно ухода за новорожденным
  • консультации касательно организации режима новорожденного
  • помощь в организации и налаживании вскармливания новорожденного
  • содействие в грудном вскармливании
  • профилактика распространенных детских заболеваний (рахит, анемия, прочие), в том числе и инфекционных
  • оценка здоровья и развития ребенка, контроль за ними
  • консультации касательно профилактических осмотров ребенка до года педиатром и врачами – специалистами, его вакцинации

При каких заболеваниях наблюдается положительный рефлекс Бабинского?

У взрослых и детей старше 2 лет рефлекс Бабинского может быть признаком основного нарушения центральной нервной системы или другой проблемы в кортикальном отделе спинномозгового тракта. Возможные сопутствующие расстройства включают в себя:

  • травму спинного мозга
  • опухоли спинного мозга
  • дефекты спинного мозга или позвоночника
  • опухоль мозга
  • рассеянный склероз (РС)
  • болезнь Лу Герига
  • инсульт
  • менингит
  • церебральный паралич

Поскольку рефлекторная реакция сама по себе не является диагнозом, человек, имеющий аномальную рефлекторную реакцию, все равно нуждается в дополнительной диагностике, чтобы выявить основную причину.

Примитивные рефлексы у новорожденных из группы высокого риска [ править ]

Термин « новорожденные с высоким риском» относится к новорожденным с высокой вероятностью смерти или заболеваемости, особенно в течение первого месяца после рождения. Новорожденные из группы высокого риска часто демонстрируют аномальные реакции примитивных рефлексов или совсем не реагируют на них. Реализация примитивных рефлексов у новорожденных из группы высокого риска часто будет варьироваться в зависимости от рефлекса (например, может присутствовать нормальный рефлекс Моро, в то время как рефлекс ходьбы отсутствует или ненормален). Нормальное выполнение примитивных рефлексов у новорожденных может быть связано с большей вероятностью иметь более высокие баллы по шкале Апгар , более высокую массу тела при рождении, более короткое время госпитализации после рождения и лучшее общее психическое состояние. [ необходима цитата ]

В перекрестном исследовании 2011 года по оценке примитивных рефлексов у 67 новорожденных из группы высокого риска использовался метод выборки для оценки реакций сосания, рефлексов Бабинского и Моро. Результаты исследования показали, что сосательный рефлекс выполнялся чаще всего (63,5%), за ним следуют рефлекс Бабинского (58,7%) и рефлекс Моро (42,9%). Исследование пришло к выводу, что у новорожденных из группы высокого риска чаще наблюдались аномальные и отсутствующие реакции примитивных рефлексов, и что каждый рефлекс изменялся в ответ.

Однако с появлением простых и эффективных методов, таких как метод неврологической оценки Амиэля Тисона , в качестве средства прогнозирования неврологических осложнений у новорожденных и младенцев из группы высокого риска, важность оценки примитивных рефлексов снижается

Время обратиться к педиатру

Случается, что у малышей совершенно отсутствует врожденный рефлекс хватания. Мы рассказали, какие нужно проводить мероприятия для его развития и про необходимость массажа. Если же процедуры не помогают, и хватательный рефлекс у ребенка так и не появляется, нужно незамедлительно обращаться к доктору.

Своевременное начало лечения – это половина успеха терапии. Врач назначит медикаментозное лечение, физиотерапию и массаж, которые помогут выработать рефлекс. После своевременно оказанной помощи ребенок начнет развиваться по нормам, он быстро догонит сверстников и к году самостоятельно научится удерживать предметы в своих маленьких ручках.

Если к девятимесячному возрасту кроха так и не научился удерживать самостоятельно предметы, брать их, то нужно проконсультироваться со специалистом. Скорее всего, потребуется массаж и прочие процедуры.

Если малышу нет и пяти месяцев, а он так и не начал хватать предметы, то это тоже недобрый знак. Норма такого развития – недоношенность, но после пяти месяцев кроха в развитии должен догнать сверстников.

Как только малыш начинает проявлять интерес к предметам, помогайте ему поддерживать такую любознательность. Если отбирать понравившуюся вещь (конечно, если она не опасна), то этот интерес к изучению мира может угаснуть. При первых попытках ухватить вещь, стимулируйте малыша, помогайте ему, вызывайте интерес.

Устное общение и осмотр

Некоторые выводы о здоровье нервной системы можно сделать путем теоретического опроса пациента. Даже особенности, которые определяются специальными экспертизами, могут быть выявлены устно.

Например, для изучения того, как человек ощущает температуру, достаточно спросить о наличии трудностей с оценкой этого параметра воды. Что касается чувствительности прикосновений, пациента можно проверить на точность извлечения любого предмета из кармана.

Тем не менее, некоторые важные данные можно получить только путем осмотра больного. Кроме того, информация, полученная из диалога, ненадежна. Нужно быть уверенным в достоверности слов информатора: он должен быть внимательным, не испытывать затруднений при общении, предоставлять правдивые данные.

Рефлексы обеих групп проверяются как у новорожденных, так и у взрослых. Они дают необходимую информацию о состоянии нервной системы человека. Таким образом, при проверке брюшного рефлекса можно выявить склонность человека к сколиозу. Эта реакция отсутствует у двух третей пациентов с рассеянным склерозом.

Из вышесказанного следует вывод, что рефлексы характеризуют целостность и функциональность нервной системы (нервно-мышечные соединения, периферический нерв, нервный корешок, спинной мозг) и являются чрезвычайно полезными в анатомической диагностике.

Значение и классификация врожденных рефлексов

Природные рефлексы у младенца имеют различное значение, одни необходимы для того, чтобы родиться, другие являются жизненно важными функциями, например, дыхание, третьи помогают развитию.

Исходя из этого, врачи подразделяют врожденные навыки на три вида:

  1. Необходимые для полноценной жизни, например, дыхательный, глотательный рефлекс.
  2. Реакции защиты оберегают организм от воздействий внешней среды, например, температурных перепадов.
  3. «Временные» необходимы для прохождения по родовым путям, пропадают после рождения.

Также в зависимости от центра, отвечающего за тот или иной рефлекс, их можно разделить на две группы:

  • Двигательные. Внутри вида они подразделяются на оральный и спинальный подвид, регулируют их деятельность головной и спинной мозговой центр.
  • Автоматизмы, за которые отвечают центры среднего и продолговатого мозга, называются позотоническими. Они контролируют работу мышечного тонуса.

Всего врачи выделяют около 15 рефлексов, которые в норме присутствуют у новорожденного. Все их можно разделить на некоторые категории.

Оральные

Сюда относятся жизненно важные автоматизмы, они дают ребенку возможность нормального питания. Часть из них пропадает в младенчестве, некоторые сохраняются до дошкольного возраста, другие остаются с человеком на всю жизнь.

К ним относятся такие рефлексы, как:

  1. Сосательный – навык ребенка захватывать грудь или соску, появляется в первые часы жизни и сохраняется до 3-4 лет.
  2. Хоботковый – этот автоматизм необходим для правильного сосания. Заключается он в том, что при легком прикосновении к губам младенца, они сворачиваются в трубочку. Исчезает навык на 3-4 месяце жизни.
  3. Глотательный – механизм проглатывания пищи, сохраняется на протяжении всей жизни.
  4. Ладонно-ротовой также имеет название рефлекс Бабкина. Если младенцу первых двух месяцев жизни легонько нажать на центр каждой ладони, он приоткроет рот.
  5. Поисковой – грудной ребенок начинает искать источник еды, если слегка дотронуться до уголка рта. Он повернет голову в ту сторону, откуда шло действие, приоткроет рот. Спустя три месяца автоматизм угасает, в дальнейшем ребенок будет искать маму или бутылочку глазами.

Спинальные

Спинальными называются бессознательные повороты тела, рук и ног. Эти реакции имеют не меньшее значение, чем оральные. К ним относятся:

  • Хватательный инстинкт, до 4 месяцев ребенок бессознательно сжимает и удерживает в ладони то, что ему туда попало. По-другому это умение называют обезьяньим, для проверки навыка малышу в ладошку вкладывают указательный палец. Кроха должен сжать кулачки настолько сильно, что вы сможете немного приподнять корпус тела от поверхности.
  • Защитный рефлекс заложен природой для того, чтобы обезопасить новорожденного от удушенья. При выкладывании малыша лицом в подушку, он повернет голову, чтобы иметь возможность дышать.

Важно! Пока ребенок не научился уверенно держать голову, оставлять его на животе без присмотра опасно!

  1. Для проверки реакции на тоническое сгибание пальцев необходимо нажать на стопу рядом с большим и указательным пальцем. Новорожденный должен сжать пальчики ног, это называется подошвенным рефлексом.
  2. Обратный рефлекс носит имя доктора Бабинского. Если провести пальцем по внешнему краю стопы, то пальчики разгибаются, становятся «веером».
  3. Автоматизм опоры сохраняется до того момента, пока ребенок осознанно не начнет вставать. Если кроху держать вертикально, при этом дать ногам коснуться опоры, то малыш рефлекторно сделает упор на полную стопу.
  4. До 4 месяцев у младенца наблюдается рефлекс ползанья. Он заключается в желании сдвинуться с места из положения лежа на животе. После угасания автоматизма у детей начинается период осознанного ползанья.
  5. Реакция Моро имеет две фазы, это ответ на громкий звук, испуг. Сначала малыш разводит руки в стороны, выпрямляет ноги, затем возвращается в исходное положение.
  6. Рефлекс Галанта проверяет реакцию позвоночника. Положите ребенка на бок, двигаясь от головы к ногам, проведите указательными пальцами по линиям вдоль позвоночника. Малыш выгнет спину.

Позотонические

Эти рефлексы необходимы ребенку для того, чтобы научиться правильно распределять мышечную нагрузку, учиться держать голову, сидеть и стоять.

  • Ассиметричный шейный тонический рефлекс: положите новорожденного лицом к себе, голову поверните в сторону. Рука и нога со стороны, куда повернута голова, распрямятся. Навык угасает к 2 месяцам.
  • Симметричный шейный тонический рефлекс. При отклонении головы назад ребенок выпрямляет руки, сгибает ноги, при наклоне вперед наблюдается обратная реакция.

Ссылки [ править ]

  1. . Проверено 23 октября 2008 .
  2. Раух, Дэниел (2006-10-05). . MedlinePlus . Проверено 11 октября 2007 .
  3. Schott, JM; Россор, MN (2003). . J. Neurol. Нейрохирургия. Психиатрия . 74 (5): 558–60. DOI . PMC . PMID .
  4. Teitelbaum, O .; Benton, T .; Шах, ПК; Князь, А .; Келли, JL; Тейтельбаум, П. (2004). . Proc. Natl. Акад. Sci. США . 101 (32): 11909–14. Bibcode . DOI . PMC . PMID .
  5. ^ Amiel-Tison C, Grenier A. Неврологическая оценка в течение первого года жизни. Нью-Йорк. Oxford University Press, 1986; 46-94.
  6. ^ Паро-Панджан, D; Neubauer, D; Кодрич, Дж; Bratanic, B (январь 2005 г.). . Медицина развития и детская неврология . 47 (1): 19–26. DOI . PMID . S2CID .
  7. ^ Leroux, BG; Н’гуен Тич, S; Бранджер, B; Gascoin, G; Rouger, V; Берли, я; Montcho, Y; Ансель, ПЯ; Rozé, JC; Flamant, C (22 февраля 2013 г.). . BMJ Open . 3 (2): e002431. DOI . PMC . PMID .
  8. ^ Берк, Лаура Э .. Развитие ребенка. 8-е. США: Пирсон, 2009.
  9. Одент М. Раннее выражение укореняющегося рефлекса. Материалы 5-го Международного конгресса по психосоматическому акушерству и гинекологии, Рим, 1977 г. Лондон: Academic Press, 1977: 1117-19.
  10. Флетчер, Мэри Энн (1998). . Филадельфия: Липпинкотт-Рэйвен. п. 472. ISBN. 978-0397513864. Проверено 7 февраля 2013 года .
  11. Американская академия педиатрии (1998). Шелов, Стивен П .; Ханнеманн, Роберт Э. (ред.). . Иллюстрации Венди Рэй и Алекса Грея (отредактированная ред.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Бантам. ISBN 978-0-553-37962-4. LCCN   .
  12. ^ Раух, Дэниел (2006-10-05). . Проверено 11 октября 2007 .
  13. . 2001-10-14. Архивировано из на 2001-11-22 . Проверено 11 октября 2007 .
  14. Siegler, R .; Deloache, J .; Айзенберг, Н. (2006). . Нью-Йорк: Издательство Worth. п.  . ISBN 978-0-7167-9527-8.
  15. О’Делл, Нэнси. . NDC Brain.com . Лечебно-диагностический центр детской нейропсихологии . Проверено 9 марта 2017 .
  16. . Терапия зрения в домашних условиях . Проверено 9 марта 2017 .
  17. Шелов, Стивен (2009). Уход за малышом и маленьким ребенком . Американская академия педиатрии.
  18. Ходжа, JIACM 2005; 6 (3): 193-7: «Подошвенный рефлекс»
  19. . MedlinePlus . Проверено 11 января 2010 года .
  20. .
  21. Педросо, Флеминг S .; Ротта, Ньюра Т. (2004). «Рефлекс Бабкина и другие двигательные реакции на аппендикулярный компрессионный стимул новорожденного». Журнал детской неврологии . 19 (8): 592–596. DOI . PMID . S2CID .
  22. Parmelee, Arthur H. Jr. (5 мая 1963). . Педиатрия . 31 (5): 734–740. PMID .
  23. .
  24. Grzywniak, С. (2016). «Роль рефлексов раннего детства в психомоторном развитии ребенка и в обучении». Acta Neuropsychologica . 14 (2): 113–129. DOI (неактивный 2021-01-13).
  25. McPhillips, М. (2007). «Первичное сохранение рефлекса у детей с трудностями чтения (дислексия): перекрестное исследование». Нейропсихология . 45 (4): 748–54. DOI . PMID . S2CID .
  26. Рамирес Гонсалес, S .; Ciuffreda, KJ; Castillo Hernandez, L .; Бернал Эскаланте, Дж. (2008). «Корреляция между примитивными рефлексами и саккадическими движениями глаз у детей 5-го класса с проблемами чтения, о которых сообщают учителя». Оптометрия и развитие зрения . 39 (3): 140–145.
  27. Коникарова, J .; Боб, П. (2013). «Асимметричный тонический шейный рефлекс и симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей». Международный журнал неврологии . 123 (11): 766–9. DOI . PMID . S2CID .
  28. Коникарова, J .; Боб, П. (2012). . Activitas Nervosa Superior . 54 (3–4): 135–138. DOI . S2CID .
  29. Sohn, M .; Ahn, L .; Ли, С. (2011). . Журнал исследований клинической медицины . 3 (6): 285–290. DOI . PMC . PMID .

Заключение

Рефлекс Бабинского возникает в ответ на проведение тупым предметом по нижней части стопы от пятки до большого пальца. Когда рефлекс присутствует, большой палец поднимается вверх, а остальные пальцы вытягиваются в стороны.

Этот рефлекс может присутствовать у младенцев без каких-либо сопутствующих заболеваний. Однако после 2-летнего возраста рефлекс Бабинского должен отсутствовать. Положительный результат у взрослых или детей в возрасте старше 2 лет может быть признаком основного заболевания центральной нервной системы.

Научная статья по теме: Жирная пища может вызывать неврологические изменения в мозге.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector