Первый месяц жизни новорожденного. как правильно ухаживать?
Содержание:
- Новорожденный
- Пятый месяц
- Окружность головы
- Физическое развитие
- Психическое развитие грудничка
- Маленькие достижения
- Когнитивное (познавательное) развитие
- Игры для ребенка от 10 до 12 месяцев
- Физические параметры
- Средства для ухода: самое необходимое
- Режим дня
- Что необходимо ребенку в первый месяц жизни?
- Купание и гигиенические процедуры
- Мнение доктора Комаровского
- Одиннадцатый месяц
Новорожденный
Новорожденным ваш кроха считается с момента появления на свет до достижения им возраста 28 недель. Четыре календарных недели — именно такой срок отвела природа на формирование основных навыков. В этот период у маленького человека совершенствуются органы чувств, с помощью которых он будет изучать окружающий мир. Видит он пока только размытые пятна разной яркости, фокусировать зрение новорожденный научится позже. Слух при рождении несколько снижен, но уже на 3-4 день малыш мир точно также, как это делают взрослые. Он хорошо различает вкусы (горькое, сладкое, кислое), осязание довольно развито, поэтому тактильный контакт является очень важным элементом познания мира в первые недели самостоятельной жизни.
Режим дня новорожденного в первый месяц играет большую роль для дальнейшего развития. От того, как родители организуют питание, купание, прогулки и сон, зависит, насколько здоровым и крепким будет расти карапуз. Грудничок олько кажется крошечным и беспомощным. Его умения обусловлены самой природой, и он может не так уж и мало, как думают родители. Новорожденный до 1 месяца демонстрирует рефлексы, которые свойственны только ему, по мере взросления они исчезают за ненадобностью. Оценить основные рефлексы родители вполне могут самостоятельно:
Хватательный рефлекс. Поднесите свой указательный палец близко к ладошке малыша, он обязательно очень крепко ухватится за него.
Рефлекс объятий. Положите кроху на твердую поверхность (например, на столик для пеленания), резко стукните ладонью по поверхности стола. Громкий звук и вибрация вызовут у малыша движения, сходные с движениями взрослого при объятиях — сначала малыш прогнется назад и широко раскинет ручки, а потом он вернет их в положение у грудной клетки.
Ползательный рефлекс. Из положения лежа на животе малыш будет рефлекторно совершать движения, которые используются при ползании.
Шаговый рефлекс. Возьмите малыша под мышки и держите вертикально. Если слегка опереть его ножками на твердую поверхность, он оттолкнется ими, спружинит. Если при этом слегка наклонить тело ребенка вперед, он совершит несколько «шажков» ногами.
Рост и вес
За первый месяц жизни среднестатистический ребенок, будь то мальчик или девочка, прибавляет в среднем от 450 до 700 граммов в весе и 1,5-2 сантиметра в росте. Эти параметры очень индивидуальны, по словам Комаровского, а потому не стоит сравнивать своего ребенка с другими только по этим критериям.
Рекомендации
В первый месяц особое внимание родителям следует уделить формированию рефлексов крохи, установлению четкого режима дня. Уход за новорожденным должен строиться по принципам создания оптимальных условий для развития его иммунитета (купание в прохладной воде по методу Комаровского, прогулки, температура воздуха не более 20 градусов в комнате, влажность воздуха в помещении в пределах 50-70%)
Пятый месяц
Ребенок в пять месяцев, крайне любознателен и продолжает развивать уже приобретенные навыки. Кроме того, он все больше стремиться к самостоятельности и начинает проявлять характер.
Физиологические изменения
У детей происходит угасание многих рефлексов, повышается острота зрения, они безошибочно определяют голос мамы, папы и других членов семьи. К концу месяца у многих детишек уже появляются первые молочные зубки.
Психологическое развитие и двигательная активность
Развитие ребенка в 5 месяцев позволяет ему быстро определять источник звука, говорить слогами и гулить нараспев, легко переворачиваться. Проявляется и характер крохи, если ему отказывают в общении, а мамы нет рядом, он может быть возмущен и расстроен. Выражается это в плаче, крике и сучении ножками.
Основные умения
Главные успехи пятимесячных детишек:
- первые попытки садиться и ползать;
- умение смеяться и издавать восторженные звуки;
- навык самостоятельной игры;
- умение говорить слогами.
Малышам, желательно, больше уделять внимания и играть с ними в прятки, рисование, не менее важны занятия с подтягиванием, поощрение игр с музыкальными игрушками.
Окружность головы
Этот показатель позволяет определить благополучие развития ЦНС и пропорциональность в целом. Измерения нужно проводить сантиметровой лентой по затылку и надбровным дугам. С 1 до 6 месяцев окружность головы увеличивается на 1,5 см ежемесячно, с 6 до 12 месяцев — по 0,5 см ежемесячно.
Окружность головы мальчиков от 0 до 12 месяцев, см
Возраст, мес / центиль | 3 | 10 | 25 | 50 | 75 | 90 | 97 |
---|---|---|---|---|---|---|---|
32.8 | 33.7 | — | 35.2 | — | 36.7 | 37.6 | |
1 | 34.6 | 35.5 | 36.3 | 37.1 | 38.0 | 39.1 | 40.3 |
2 | 36.5 | 37.4 | 38.2 | 39.0 | 40.0 | 41.0 | 42.0 |
3 | 38.2 | 39.0 | 39.7 | 40.6 | 41.5 | 42.5 | 43.3 |
4 | 39.5 | 40.2 | 40.9 | 41.8 | 42.8 | 43.6 | 44.4 |
5 | 40.5 | 41.2 | 41.9 | 42.7 | 43.8 | 44.6 | 45.4 |
6 | 41.5 | 42.0 | 42.8 | 43.9 | 44.8 | 45.5 | 46.3 |
9 | 43.4 | 44.0 | 44.8 | 45.8 | 46.7 | 47.4 | 48.0 |
1 год | 44.6 | 45.3 | 46.2 | 47.1 | 48.0 | 48.6 | 49.3 |
Окружность головы девочек от 0 до 12 месяцев, см
Возраст, мес / центиль | 3 | 10 | 25 | 50 | 75 | 90 | 97 |
---|---|---|---|---|---|---|---|
31.7 | 32.5 | — | 34.1 | — | 35.5 | 36.3 | |
1 | 34.2 | 35.0 | 35.8 | 36.6 | 37.4 | 38.1 | 39.0 |
2 | 35.7 | 36.7 | 37.4 | 38.2 | 39.0 | 39.8 | 40.7 |
3 | 37.1 | 38.0 | 38.7 | 39.5 | 40.4 | 41.2 | 42.0 |
4 | 38.3 | 39.1 | 39.9 | 40.7 | 41.4 | 42.2 | 43.0 |
5 | 39.5 | 40.3 | 41.0 | 41.7 | 42.5 | 43.2 | 44.0 |
6 | 40.6 | 41.5 | 42.0 | 43.0 | 43.4 | 44.2 | 45.0 |
9 | 42.3 | 42.9 | 43.5 | 44.6 | 45.6 | 46.4 | 46.8 |
1 год | 43.5 | 44.2 | 44.9 | 45.7 | 46.5 | 47.3 | 48.0 |
Физическое развитие
Первый месяц жизни младенца наиболее насыщенный с точки зрения новых впечатлений и происходящих изменений как для ребенка, так и для родителей. Вся семья учится жить по-новому. Несмотря на свалившиеся на плечи мамы и папы обязанности, тяжелее всего новорожденному.
В течение первого месяца жизни малыша происходит адаптация внутренних органов и систем к внеутробному существованию, пищеварительный тракт перестаивается под новое питание, формируется гемоглобин, собственный гормональный фон, иммунитет. Организм ребенка подвергается воздействию новой микробной флоры. Активные изменение в первый месяц влияют на физическое развитие младенца. В первую неделю кроха теряет до 10% своего веса, но в течение последующего месяца он активно набирает массу тела. Прирост основных параметров физического развития в первый месяц жизни самый большой.
Таблица с нормами роста, веса и окружностей
Нормы отличаются в зависимости от пола. Данные в таблице.
Параметры | Мальчики | Девочки |
---|---|---|
Вес, кг | 3,4–5,8 | 3,2–5,5 |
Рост, см | 50,8–58,6 | 49,8–57,6 |
Окружность головы, см | 34,9–39,6 | 34,2–38,9 |
Окружность груди, см | 34,1–38,9 | 34–38,1 |
Рост, вес и окружности в 1 месяц во многом зависят от значений при рождении малыша и выписки из роддома. Месячный ребенок может набрать 100–900 г и прибавить до 3 см в росте. Если кроха недоношенный, то его развитие отстает, прибавка в весе меньше нормы.
Психическое развитие грудничка
Зрение у полуторамесячного младенца становится более чётким, чем на первом месяце развития. Ребёнок приобретает способность быстро фокусироваться на лице разговаривающего с ним человека
Малыш начинает акцентировать своё внимание не только на лице, но и на глазах, говорящих с ним людей. Попавшие в поле его зрения движущиеся предметы вызывают у малыша интерес
Чтобы развивать ребёнка в 1,5 месяца и научить его концентрировать внимание на предмете, можно поставить яркую игрушку в стороне от линии его взгляда и немного потрясти её. Малыш должен самостоятельно отыскать взглядом вещь и сконцентрировать на ней своё внимание, рассматривая неподвижный предмет в течение 20−30 секунд
Для повышения концентрации внимания над детской кроваткой подвешиваются яркие игрушки, способные привлечь внимание ребёнка. Для начала следует повесить одну игрушку
Когда малыш научится фиксировать взгляд на одном предмете, можно увеличить количество игрушек, тем самым обучая грудничка переводить взгляд с одного предмета на другой.
Игрушки следует вывешивать над уровнем груди малыша. Мнение о том, какое расстояние должно быть до развешенных игрушек, весьма неоднозначно. Ряд учёных, занимающихся вопросом развития ребёнка, полагает, что малыш не способен рассмотреть предметы, которые находятся дальше 30 см от его глаз. Другие учёные утверждают, что такое близкое нахождение предметов может развить у малыша близорукость и рекомендуют вешать игрушки на высоту 50 см. Практикующие педиатры советуют вешать маленькие игрушки на расстоянии 30−40 см, а предметы побольше на 70 см выше глаз ребёнка.
Музыкальное сопровождение, которое обычно присутствует в таких гирляндах, воспринимается ребёнком как шум и мешает ему сосредоточиться.
Слуховые реакции ребёнка также продолжают развиваться. В полтора месяца грудничок реагирует на все посторонние звуки:
- шум пылесоса;
- гудение машин на улице;
- работающий телевизор.
Малыш может успокоиться и перестать плакать, не видя мамы, но услышав её голос. От резких и громких звуков младенец может испугаться и заплакать, поэтому в помещении не следует кричать и громко включать музыку.
Маленькие достижения
- Умение поднимать голову из положения лежа на животе. Вначале это буквально сантиметр и пару секунд. Но если внимательно наблюдать, то можно заметить, что с каждым днем высота и длительность удержания головы будут возрастать. Стимулом для развития становится частое выкладывание в положение лежа на животе;
- Изменения во взгляде. Взгляд месячного малыша изменяется. Он становится более осмысленным. Иногда, рассматривая лица мамы, кроха напоминает маленького философа. Развитие зрительных центров позволяет из мутного пространства, которое окружало ребенка после рождения, выделять отдельные элементы и черты, видеть яркие цвета и запоминать их. Чтобы помочь своему чаду, старайтесь еженедельно менять гирлянду и игрушки в кроватке, чаще играть с погремушками над малышом, водя их из стороны в сторону, давайте возможность видеть, как вы разговариваете с крохой, улыбаетесь ему, поете;
- Новые звуки. Постепенно, кроме крика, малыш учится произносить другие звуки. Это зачатки «гуления». Именно их этого странного и милого произношения в будущем появятся слова;
- Стремление удержать голову. Месячный карапуз, когда его берут на руки, стремится самостоятельно удержать голову и повернуть ее в нужном направлении. При интенсивных занятиях и массаже, к 2 месяцам это умение будет уже уверенным, малыш сможет осваивать новые двигательные навыки;
- Улыбка. Первая осознанная улыбка маме происходит именно в этом возрасте. Ранее это были неконтролируемые движения, а теперь реакция;
- Захват и удержание. Следуя за врожденным хватательным рефлексом, дети от 1 до 2 месяцев учатся не только руководить своим телом, но и совершать манипуляции с предметами. Настоящая победа, когда карапузу удается самостоятельно скоординировать свои движения и достать интересующий его предмет.
Когнитивное (познавательное) развитие
К трем месяцам ребенок знакомится с причиной и следствием, выясняет, что может заставить то или иное событие произойти. Определенное действие вызывает определенное последствие: «Я ударяю по карусели рукой или ногой — она начинает двигаться», «Я трясу погремушку — она гремит». Ребенок «записывает» эти модели причины-следствия в свой активно развивающийся мозг и начинает вносить в эти модели правки, чтобы повысить их эффективность. Например, к этому времени ребенок научился плакать так, чтобы наиболее эффективно донести свою потребность до взрослого.
С разнообразными свойствами предметов: формой, текстурой, величиной, весом и пр. — младенец знакомится в процессе манипулирования. Предмет «учит» руку подстраиваться под его свойства, а глаз «учится» у руки. Поэтому изменение положения пальцев в тот момент, когда рука ребенка тянется к предмету, может служить хорошим показателем ориентировки в форме и величине. Но не только благодаря рукам ребенок познает предметы. Многие из них он пробует ртом, в котором находится, большое количество рецепторов.
Ребенок играет с предметами
Манипулирование с предметами приводит к открытию в предметах все новых и новых свойств: звучание, мягкость, твердость, сжимаемость, устойчивость и пр. Переход к манипулированию двумя руками также открывает новые свойства: расчленяемость на части, нахождение одного предмета в, над или под другим предметом и т.д. Все эти свойства ребенок «знает» лишь в тот момент, когда действует с предметами. Он исследует предметы и через них познает реальность. Получаемые при манипулировании знания о свойствах предметов являются основой для мышления. Со временем предмет начинает выступать для ребенка как нечто постоянно существующее, имеющее неизменные свойства. И в 8–9 месяцев ребенок уже понимает, что предмет, исчезнувший из поля зрения, не перестал существовать, а просто находится в другом месте. Это относится не только к предметам, но и к родителям. Теперь, когда вы уходите, ребенок понимает, что вы обязательно вернетесь, и уже меньше боится вас потерять. Голос из соседней комнаты, может успокоить его.
Также в этот период ребенок начинает замечать и понимать не только прямые, но и косвенные результаты своих действий — например, потянув за веревочку, можно притянуть привязанную к ней машинку, нажав на кнопку, можно включить или выключить свет, при помощи пульта переключать каналы в телевизоре. Ребенок начинает понимать и выделять свои действия, что дает ему возможность изображать их. Так, например, он может изобразить что ест, пьет, спит «понарошку», т.е. в символической форме представить знакомые ему действия. В течение следующих месяцев количество и разнообразие таких действий стремительно увеличивается, что говорит об активном развитии мыслительных способностей ребенка.
К 6 месяцам, ребенок начинает все лучше распознавать и идентифицировать свои чувства. Например, он начинает понимать разницу между чувством голода и одиночества. И пытается передать вам этот сигнал, что он хочет покушать или он хочет объятий. Но он не только передает сигнал. Он уже считывает, насколько точно передал его, смогли ли вы понять его просьбу.
Активно воздействие на мышление ребенка оказывают прогулки (новая среда), и конечно же, взаимодействие с другими людьми.
Игры для ребенка от 10 до 12 месяцев
Нужно уделить особое внимание хождению ребенка, обучая его ориентироваться по предметам. Все предыдущие упражнения или их часть остаются
Десятый месяц
Игрушки на колесах – учат кроху оценивать результат, связывая его с усилиями, которые были приложены. Например, сильно толкнул машинку – она поехала быстро и далеко, слабо толкнул – быстро остановилась.
Крупный конструктор – развивает мелкую и крупную моторику, мышление, сообразительность и фантазию.
Куклы с крупными чертами лица – по ним дети узнают о расположении частей тела у человека. Нужно показывать и спрашивать, где у куколки нос, глаза, губы, руки и так далее.
Учимся рисовать – сначала рисует мама, показывая, что карандаш, ручка, краски, фломастер оставляют на бумаге следы. Чтобы ребенок не разрисовал всю квартиру, можно соорудить специальное большое полотно для рисования, например, купив несколько листов формата А2.
Одиннадцатый месяц
В 11 месяцев ребенок уже активно ходит. Двигательная активность должна поощряться, как и проявляемый интерес ко всему новому. Если малыш делает что-то неправильно, не имеет смысла его ругать и уносить подальше, намного лучше на своем примере показать, что и как делать правильно.
Игрушки-каталки – с виду это может быть совершенно нелепая игрушка, например, колесо на палочке, но эти вещи помогают улучшать навык хождения, удерживать равновесие, развивать координацию движений и при этом рассматривать все вокруг.
Песочница – куличи, пересыпание песка из ведерка в ведерко — это та же моторика плюс помощь в освоении столовых приборов.
Двенадцатый месяц
У годовалого ребенка взгляд на игры и вещи в целом меняется, поэтому рекомендуется привычные до этого предметы и упражнения показывать в новом свете.
В этом возрасте дети уже различают основные цвета, так что следует начинать учить их названия. Для этого берется предмет, игрушка и ребенок должен выбрать из других предметов вещь того же цвета. Удачные попытки активно поощряются похвалой, интонацией.
Еще одно полезное упражнение – высыпать в небольшой таз фасоль и горох, перемешать и показать ребенку, что фасоль нужно перекладывать в одну емкость, а горошины – в другую. С этим занятием не оставляйте малыша одного, предметы слишком мелкие, он может их проглотить или засунуть себе в нос.
Физические параметры
Сколько должен весить, рост
В возрасте одного месяца наблюдаются множество изменений в физическом развитии младенца. Согласно нормам Всемирной Организации Здравоохранения малыш должен набрать 100-900 гр, рост на 3 см, а окружность головы на 1,2-1,5 см.
Рассчитать конкретный вес и рост можно с помощью калькулятора.
Калькулятор роста и веса малыша Выберите пол и возраст малыша, чтобы узнать какими должны быть параметры вашего чада согласно нормам ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения) Мальчик Девочка Выберите возраст месяцев Рассчитать Вес Низкий кг Средний кг Высокий кг Рост Низкий см Средний см Высокий см
Рефлексы новорожденных
- Подошвенный – при проведении пальцем по стопе малыш отдергивает ножку.
- Сосательный – прикосновение к губам крохи заставляет его складывать губы трубочкой.
- Хватательный – малыш сжимает в плотный кулачек, вложенный в ладошку палец.
- Рефлекс поиска – поворот головы при касании или поглаживании щечки свидетельствует об инстинктивном поиске источника питания.
- Мора – разведение и сведение рук и ног при громком внезапном звуке.
- Бабинского – проведение пальцем по краю стопы с внешней стороны пальчики ноги расходятся, а стопа разворачивается.
- Бабкина – надавливание на ладошки вызывает открытие рта и поворот головы.
- Рефлекс ходьбы – движения, имитирующие шаги при вертикальном положении тела малыша с опорой на твердую поверхность.
Зрение
Зрение младенца улучшается – он способен удерживать в поле зрения зафиксированный предмет на расстоянии 25-30 см. Цвета еще по-прежнему не распознаются, но очертания ребенок уже различает и может проследить взглядом движение яркого, крупного предмета. Взгляд при этом слегка запаздывает, а движение глазных яблок толчкообразное.
У крохи в 1 месяц появляется реакция на громкий внезапный звук в виде вздрагивания. В положении лежа на животике малыш пытается поднимать голову, удерживать ее и поворачивать в стороны и к источнику света.
Также для развития зрения можно использовать черно-белые картинки. Их крепят к кроватке. В первый месяц лучше показывать простые геометрические фигуры.
Для гармоничного физического развития необходимо:
- Периодически менять положение его тела – переворачивать на спинку, живот, бочок. Манипуляции проводить плавно и внимательно следить за реакцией младенца. Если какое-либо положение вызывает ухудшение настроения его лучше отложить на следующий раз.
- Проводить гимнастику для глаз с помощью большого красного предмета – рисовать в воздухе линии и круги. Движения совершать медленно, на расстоянии 30 см от глаз ребенка и периодически фиксировать положение. Это предотвратит появление проблем со зрением и укрепить глазные мышцы.
У ребенка в возрасте одного месяца наблюдается чистая кожа светло-розового цвета, снижается гипертонус рук и ног, увеличиваются периоды бодрствования от 10-15 минут до 1 часа в интервалах между сном и кормлением, появляется возможность наблюдать за перемещением взрослого, возникает способность различать свет и темноту.
Средства для ухода: самое необходимое
Очень важно подбирать правильный уход с первого дня жизни младенца. Ищите упаковки с пометкой «0+» и упоминанием того, что средство проверено и рекомендовано педиатрами
Старайтесь выбирать гипоаллергенные средства — это означает, что их формула с минимальной вероятностью может вызвать аллергическую реакцию.
Пенка-шампунь с головы до пят — универсальное средство, которое очищает волосы, тело и создает легкую приятную пену. Она увлажняет кожу и делает волосы мягкими и шелковистыми.
Вечером можно воспользоваться пенкой для купания «Баю-Баюшки». Аромат лаванды создает приятную атмосферу и настраивает малыша на крепкий сон, а нежная пена поднимает настроение.
Крем-гель с пантенолом бережно очищает кожу при смене подгузника или перед сном. Благодаря D-пантенолу крем не сушит кожу и препятствует возникновению раздражений из-за подгузника — особенно если у малыша чувствительная кожа.
Крем под подгузник создает надежный воздухопроницаемый барьер и предотвращает контакт с мокрым подгузником. Масло жожоба, D-пантенол и цинк в составе препятствуют появлению опрелостей: раздражений из-за механического трения или контакта с экскрементами.
После смены подгузника обязательно понадобятся влажные салфетки. Неважно, где вы находитесь: дома, в гостях, на прогулке или в торговом центре — салфетки помогают соблюдать гигиену в любое время. Они легко и бережно удаляют загрязнения, не сушат кожу.
Присыпка-крем от опрелостей нужна каждому малышу. Зачастую воспаления возникают вне зависимости от тщательности ухода и мучают младенца. Детская присыпка в форме крема моментально превращается в шелковистый тальк, который не скатывается в складочках. Крем быстро подсушивает кожу и избавляет от дискомфорта
Нежный крем для лица и тела обеспечивает бережный уход за нежной кожей лица и тела. Благодаря комплексу масел ши, D-пантенолу, экстрактам цветков календулы и ромашки крем делает кожу малыша нежной и мягкой. А еще он легко наносится и быстро впитывается.
Детский бальзам для губ с пантенолом подходит малышам с первых дней жизни. Его можно наносить перед выходом на улицу, чтобы защититься от воздействия солнца и ветра. Бальзам содержит D-пантенол, витамин Е, масло ши и быстро восстанавливает сухую кожу губ в любое время года.
Масло для массажа поможет сделать массаж бережно и аккуратно, не вызывая раздражения у малыша. Масло для общеукрепляющего массажа и ухода за детской кожей Мое солнышко или масло-спрей с экстрактом алоэ быстро впитываются, не оставляя липкости и жирного блеска.
Режим дня
- Сменить ночной подгузник и подмыть ребенка;
- Умыть и протереть тело чистой водой:
- Очистить глазки от корочек и пыли при помощи ватного тампона смоченного кипяченой водой, легким движением от носа к ушам;
- Очистить нос от корочек при помощи ватного жгутика;
- Осмотреть и при необходимости очистить ушные раковины и область за ушами;
- Протереть шейные складки, подмышечную область, обработать пах;
- Провести утреннюю воздушную ванную, оставив кроху на 15 минут голым;
- Сделать легкий массаж. Для месячного ребенка он заключается в поглаживании всех мышц тела;
- Провести утренний комплекс гимнастических упражнений.
- Выкладывание на живот для стимуляции развития шейных отделов позвоночника и общей двигательной активности. Этот вид упражнений хорошо помогает снижать неприятные ощущения при кишечной колике;
- Ношение «столбиком» после кормления для избежания возможной отрыжки. Это занятие позволяет малышу тренировать мышцы шеи, самостоятельно удерживая голову. Хорошо в это время петь песенки, читать стихи, рассказывать об окружающих предметах;
- Разговор с карапузом. В течение всего дня рекомендуется вести беседы с ребенком, петь ему песенки и рассказывать истории. Это стимулирует развитие слуха, речевых центров, способствует сохранению психического комфорта крохи;
- Тренировать зрение при помощи игр с погремушками и гирляндами;
- Танцевать с крохой на руках тренируя его вестибулярный аппарат;
- При отсутствии противопоказаний можно посещать бассейн и обучать малыша плаванью при помощи специалистов.
Что необходимо ребенку в первый месяц жизни?
Новорожденному в первый месяц после рождения необходимы комфортные условия пребывание, а также присутствие рядом мамы, которая для него является источником питания и безопасности
В это время важно, чтобы ребенок ощущал и видел маму, так как он не отделяет себя от нее
В соответствии с последними исследованиями ВОЗ кормление новорожденного ребенка должно осуществляться по требованию, а не по часам как было раньше. Ведь кормление — это для ребенка время непосредственного контакта с мамой, который крохе жизненно необходим. В процессе сосания груди ребенок не только получает питательное молоко, но и успокаивается, усыпает, а особые вещества в его составе способны обезболивать.
Важно после каждого кормления держать ребенка «столбиком», чтобы малыш мог срыгнуть воздух, попавший в желудок во время сосания молока
Малышу необходимы полноценные гигиенические условия, которые предотвратят проникновение различных инфекций и бактерий в неокрепший детский организм. Для этого мама должна регулярно следить не испражнился ли ребенок и сухие ли у него пеленки, не переполнился ли подгузник
Важно также осуществлять гигиенические процедуры:
- купание
- обработка пупочной раны
- применение средств от опрелостей и дерматитов
- чистка ушек и носика
- подрезание ногтей на руках и ногах
Незыблемой потребностью малыша являются прогулки на свежем воздухе. В это время можно проветрить комнату ребенка и провести влажную уборку. Также следует производить нежный массаж пальчиков, ручек и ножек, который заключается в поглаживаниях. После заживления пупочной раны можно выкладывать новорожденного на живот.
Купание и гигиенические процедуры
Новорождённый не может заниматься своей гигиеной самостоятельно. Это должны делать родители, но, к сожалению, далеко не все знают, как и что делать. Прежде всего, родители должны следить за своей гигиеной. Например, обрезать ногти, мыть руки с мылом, а средства для ухода выбирать только безопасные.
Рассмотрим особенности ухода подробнее:
- За глазами. Понадобятся ватные тампоны, тёплая кипячёная вода. Тампон смачивается в воде, отжимается и проводится от внешнего уголка глаза к внутреннему. Действует правило «один глаз – один тампон». Вату использовать нельзя, ворсинки могут навредить ребёнку. Если выделения обильные, вместо обычной воды можно использовать отвары из ромашки или календулы.
- За носом. Как и у взрослых, в носике ребёнка скапливается слизь, мешающая ему нормально дышать. Чтобы её убрать, используются ватные палочки и стерильное растительное масло.
- За ушами. Можно очищать только наружную ушную раковину, не трогая слуховой проход. Используются ватные диски, смоченные в тёплой воде.
- Личико. В тёплой кипячёной воде нужно смочить салфетки и протереть лоб, щёки и подбородок.
- Ногти. Обрезать ноготки лучше, пока ребёнок спит, используя специальные щипчики с тонкими лезвиями.
- Пупочная рана. В первые недели такую процедуру делать обязательно. Ранку обрабатывают перекисью водорода (3%), зелёнкой и ватными палочками. Зелёнкой нужно обрабатывать только зону самой ранки. Тогда будет заметно, если изменится цвет вокруг неё. Это сигнализирует о возможности воспаления.
К обязательным гигиеническим процедурам относится купание. Каждый день ребёнку нужно подмывать половые органы и ягодицы. Сначала нужно снять подгузник и вымыть ребёнка тёплой водой. Потом нужно его вытереть и убедиться, что влаги не осталось. Все «стратегически важные» места нужно обработать присыпкой или специальными кремами для использования с подгузниками. Тальк впитает оставшуюся влагу и не допустит формирования раздражений и опрелостей.
Купать младенца тоже желательно каждый день.
Это не только избавит его от лишней грязи, но и успокоит, обеспечив хороший сон:
- температура воды около 37 градусов;
- чтобы не испугать малыша, его можно завернуть в тонкую пелёнку;
- погружать начинать с ног, постепенно погружая всё тело;
- нельзя, чтобы в уши попала вода;
- использовать детский шампунь.
Продолжать купание дольше 5 минут не рекомендуется. После купания с шампунем ребёнка нужно омыть чистой водой и только после этого обернуть в полотенце и тщательно просушить.
Мнение доктора Комаровского
Евгений Олегович Комаровский, кандидат медицинских наук и врач, посвятивший детям всю свою жизнь и множество работ.
Он считает именно этот возраст началом ключевых изменений именно в психоэмоциональной сфере ребенка.
Данный этап развития он называет сенсорным. Комаровский считает:
По мнению доктора, именно в этом возрасте ребенок наиболее активно поглощает новую информацию, усваивает новые слова.
Качество усвоения информации в этом возрасте, считает доктор, является основным показателем развития. Однако, учитывая особенности психики и физиологии каждого ребенка, отсутствие какого-либо навыка нельзя назвать отклонением.
Комаровский выделяет следующие главные особенности стандартного поведения ребенка в данном возрасте:
- резкое расширение запаса понимаемых слов;
- понимание разницы в величине предметов, если та больше 3см;
- длительное самостоятельное передвижение, изменение положения тела в пространстве;
- самостоятельный прием густой пищи.
Одиннадцатый месяц
- В одиннадцать месяцев ваш малыш достаточно окреп, чтобы начать делать первые шаги без поддержки. Ребенок может пройти небольшое расстояние от одного взрослого до другого, или от опоры до мамы. Кроха активно передвигается в любом помещении: ползает, садится, встает, ходит с опорой.
- Продолжают развиваться навыки самообслуживания. Человечек старается есть ложкой, пить из чашки, пытается сам надеть или снять свою одежду. Можно надолго занять кроху, если предложить ему ящик с одеждой. Самостоятельность чада необходимо поощрять, тем более детки в этом возрасте обожают, когда их хвалят.
- Одиннадцатый месяц развития ребенка – время появления первых осмысленный диалогов. Кроха прекрасно понимает значение слов «да», «нет», «нельзя» (узнайте из статьи, как объяснить ребенку, что нельзя>>>); умеет положительно кивать и отрицательно мотать головой.
- Кроме того, малыш смотрит и показывает пальцем на интересующий предмет. Таким образом происходит общение малыша со взрослыми, родители и ребенок начинают лучше понимать друг друга. Количество произносимых слогов растет. В это время в речи малыша могут появиться два-три четко произносимых слова (чаще всего это «мама», «папа», «баба» и какое-нибудь звукоподражание, например, «ав»).
- Одиннадцатимесячные детки начинают осваивать навыки вежливого общения: легко запоминают жесты «привет» и «пока», охотно машут ручкой.
На заметку! Хотя для них это пока что игра, родителям рекомендуется всегда просить ребенка поздороваться и попрощаться, чтобы закрепить эту положительную привычку.
В 11 месяцев малыши очень возбудимы, легко переходят от смеха к плачу. Настораживаются в незнакомом месте, пугаются при появлении нового человека. Эти проявления свидетельствуют о нормальном развитии психики ребенка и не должны расстраивать родителей.
Подробнее: Что должен уметь ребенок в 11 месяцев>>>