«мой ребенок ничего не хочет делать сам!»

Содержание:

1 Покажите на своем примере как надо

Дети и подростки учатся через наблюдение. Если у членов семьи проблемы с весом или питанием, если родственники стыдятся своего тела, дети перенимают их поведение и привычки.

Одно из самых вредоносных убеждений, которое может передаться от родителя: «Тело нужно лепить (менять, исправлять, контролировать)».

Последите за собой: сколько раз в день вы негативно высказываетесь о своем теле или его части? А о количестве еды, которое вы съедаете?

Если вам кажется, что ребенок слишком много ест, и у него появляется серьезный лишний вес, станьте для него примером. Начните питаться сбалансировано и получать регулярные физические нагрузки. Вместе веселее и гораздо проще.

Когда начинать обучать малыша самостоятельно есть

Как упоминалось ранее, каждый ребенок индивидуален, поэтому нужно подобрать определенные способы учить малыша осваивать навык и пользоваться ложкой по назначению, но, как правило, умение само по себе приходит уже к полутора годам.

  1. Не в коем случае нельзя делать за ребенка то, что он может делать сам. Это относится не только к завтраку, обеду и ужину, но и к другим аспектам.
  2. Нельзя учить ребенка против его воли и предъявлять ему такие требования, которые он не в состоянии выполнить, потому что в большинстве случаев такое поведение вызывает категорическое нежелание учиться употреблять пищу самостоятельно.

Как научить ребенка ходить на горшок:физическая готовность малыша

Читайте далее:

Как приучить ребенка к горшку в 1 год: методы опытных мам и рекомендации Комаровского

Решаем проблему ночного похода к горшку

Выбор серебряной ложки для малыша

Как научить ребенка есть ложкой самостоятельно: рекомендации педиатра

Педиатры выделяют следующие советы, которые помогут Вашему малышу быстрее научиться есть самостоятельно:

Как научить ребенка есть ложкой самостоятельно: советы

Практикуйтесь с Вашим ребенком

Питание — это возможность пообщаться и помочь Вашему ребенку учиться, поэтому не просто ставьте еду перед малышом и уходите. Посидите с ребенком, поговорите о новых продуктах и ​​держите отдельные кусочки, чтобы обхватить их рукой. Возьмите руку своего ребенка в свою и продемонстрируйте.

Следите за удушьем

Всегда контролируйте своего ребенка, когда он или она учится есть пищу. Вы можете минимизировать риск удушья, сохраняя прикусы маленькими (но не такими маленькими, чтобы он или она могли проглотить, не жуя вообще).

Приготовьтесь к беспорядку

Младенцы и дети от двух лет становятся грязными, когда учатся есть. Используйте слюнявчик и постарайтесь свести к минимуму ущерб, сняв коврик с пола или поместив защитную крышку под стульчик вашего ребенка.

Следите за признаками того, что ребенок готов

Когда маленький ребенок может есть определенную пищу и начал брать у Вас ложку во время еды, он, вероятно, готов научиться есть самостоятельно с помощью ложки.

Выберите правильную ложку

Большие ложки будут слишком большими для рта малыша; лучше всего использовать чайную ложку. Подумайте о покупке специальных детских ложек, которые легче, закруглены сверху и обычно сделаны из пластика.

Начните с двух ложек. Для начала используйте две ложки: одну для себя и одну для ребенка. Вы можете кормить своего ребенка, как обычно, и он или она также может начать опробовать ложку.

Не беспокойтесь, если поначалу Ваш младенец использует ложку, прежде всего, чтобы стучать по тарелке или подносу для стульчика и обмазывать пищу вокруг. Самостоятельное кормление требует времени; он или она поймет это. Научите своего ребенка пользоваться ложкой. Покажите своему малышу, как держать ложку, а затем помогите, положив руку на его или ее руку для демонстрации. Медленно направьте ложку в рот малыша.

Итоги

По мере того как малыш учится, родитель также может начать использовать две миски. Вы можете кормить своего ребенка от одного. Малыш будет параллельно кушать из другой миски, в которой должно быть небольшое количество пищи.

Начните с более толстой, плотной пищи; они останутся на ложке, в то время как больше жидких продуктов будет капать, прежде чем ребенку удастся поднести ложку ко рту. Йогурт, творог и пудинг подходят хорошо. По мере развития ребенка переходите на более жидкие пюре и супы.

Ешьте, когда ест Ваш ребенок; семейное питание важно для обучения навыкам самостоятельного питания, общения и поведения. В обязательном порядке хвалите усилия Вашего ребенка

Пусть малыш знает, что Вы гордитесь его или ее растущей независимостью

В обязательном порядке хвалите усилия Вашего ребенка. Пусть малыш знает, что Вы гордитесь его или ее растущей независимостью.

Как научить ребенка есть ложкой самостоятельно в 2-3 года

Когда время упущено: мама, не хочу жевать!

Примерно к двум годам жизни пищевое поведение ребёнка сформировано, поэтому его трудно научить жевать или заставить попробовать непривычное блюдо.

Однако ситуация отнюдь не безнадёжна, а некоторые наши советы вам помогут.

Не держите кроху голодным

Плохо работает правило: ничего страшного, проголодается — поест. Наоборот, малыш может занервничать, а все ваши усилия пойдут насмарку. К тому же у ребёнка нередко появляется отрицательное отношение к любому новшеству в питании.

Если вы начали учить малыша жевать, но он не наедается во время кормления, докормите его протёртыми продуктами.

Не жалейте своё чадо

Дети в возрасте 1,5–2 лет — умелые манипуляторы. Довольно быстро они понимают, что можно похныкать и получить привычные блюда, которые не нужно жевать.

Заручитесь поддержкой семьи

Все должны быть единодушны и выдержаны. Если вы учите малыша жевать, не нужно, чтобы, например, бабушка или тётя, любя и жалея, кормили кроху протертой пищей.

Возьмите ребёнка к себе в помощники

Сначала вместе измельчайте продукты в блендере, затем — с помощью мясорубки или терки. Чуть позднее предложите крохе самому давить себе еду в тарелке вилкой. Ведь он уже «боооольшой»! Обычно со временем малышу начинает надоедать протирать/давить, поэтому он постепенно начинает жевать.

Проработайте жевательные движения

Детям нравится подражать. Начните с удовольствием жевать какую-то вкусность, наверняка, кроха тоже захочет её попробовать. Конечно, вы ему дадите, но при этом показывайте, как это нужно делать правильно.

Разумеется, продукты должны быть качественными — например, зефир или жевательный мармелад.

Проявите своё актерское мастерство

Попробуйте «потерять» или «сломать» блендер, миксер, ситечко, тёрку. Скажите, что при случае (когда появится в магазине) купите всё новое. Постарайтесь своего обещание не сдержать.

Превратите обучение в интересную игру

Из ломтиков любимых продуктов крохи на тарелке можно разложить «радугу» или «построить» домик, «нарисовать» зверей.

Добавляйте в каши или пюре измельчённые кусочки мягких ягод и фруктов. Со временем постепенно увеличивайте размеры кусочков.

Расширяйте рацион

Предложите новое блюдо в не протёртом и не измельчённом виде. Иногда в силу природного любопытства дети начинают жевать незнакомые продукты.

Посетите логопеда

Доктор поможет улучшить тонус и работу жевательных мышц: проведёт логопедический массаж и покажет, как выполнять речевую гимнастику.

Конечно, эти советы не всегда работают применительно ко всем детям. Оно и понятно, ведь каждый малыш индивидуален. Используйте свою фантазию и добавьте немного творчества: подумайте над новыми идеями и придумайте интересные игры.

врач-ординатор детского отделения

фото: http://globallookpress.com/

Когда можно учить ребенка кушать самостоятельно?

Пожалуй, в первую очередь каждый малыш тренируется пользоваться ложкой. Причем обращение с ложкой для него будет весьма серьезным делом – в первое время ему обязательно потребуется помощь кого-то из взрослых.

Когда, и главное, как научить ребенка есть ложкой самостоятельно, каждый родитель решает для себя сам. Если одним свойственна чрезмерная опека, то другим предлагается достаточная свобода в освоении новых навыков. Причем, в том случае, когда родители не ограничивают стремление своего чада к самостоятельности, у детей обычно быстрее получается освоить эту непростую задачу.

Так или иначе, родителям потребуется терпение, чтобы научить ребенка 2 лет кушать самостоятельно. Нужно быть готовым к тому, что на кормление будет уходить достаточно много времени. При этом ребенок будет пачкать себя, а также те предметы, которые его окружают. Здесь главное, вдруг, для собственного спокойствия и экономии времени, не начинать вновь кормить ребенка с ложки.

Все дети разные, поэтому и освоение навыка использования ложки будет приходить постепенно, ко всем в разное время. Обычно, уже к полутора годам дети без особого труда учатся самостоятельно кушать.

Для облегчения процесса детские психологи рекомендуют предлагать крохе ложку уже с того возраста, как он начнет уверенно сидеть, то есть, начиная с 7-8-месячного возраста. В это же время малыш может самостоятельно кушать печенье. Такая тренировка просто необходима, ведь поедая хлеб или печенье, ребенок впервые тренируется брать пищу, и класть ее к себе в рот. Только когда этот навык будет освоен, можно переходить к использованию ложки.

Что делать, если ребенок отказывается есть сам?

Дети бывают разные. Многие тянутся к ложке, воспринимая ее как очередную игрушку. Есть и такие, которые наотрез отказываются брать в руки столовые приборы. В любом случае нельзя принуждать малыша есть самому. Родительское давление приведет к тому, что у малыша сформируется негативное отношение к приему пищи.

Если ребенку уже исполнился год, а он все еще отказывается взять ложку, попробуйте пойти на хитрость:

  1. Покормите ребенка сами, дайте ребенку расслабиться, а через пару дней повторите попытку.
  2. Попросите братьев или сестер малыша показать ему, как они ловко орудуют ложками.
  3. Организуйте детский праздник — в компании друзей ребенок сможет отработать навыки.

Ошибки родителей, или как не надо учить ребенка есть ложкой

Учить малыша кушать самостоятельно сложно, и вначале многие родители допускают ошибки. Используйте опыт других мам и пап — и вы существенно ускорите и облегчите воспитательный процесс.

Не торопите ребенка, когда он ест. Фразы наподобие «жуй быстрее, мне нужно мыть посуду» должны пропасть из вашего лексикона

Еду важно тщательно разжевывать, чтобы она хорошо переварилась, а для этого требуется время. Кроме того, сам прием пищи — это прекрасная возможность маме пообщаться с малышом, подарить ему свою заботу.

Не прерывайте обучение

Если вы начали учить свое чадо пользовать ложкой, продолжайте гнуть свою линию. Не поддавайтесь лени, не ищите отговорки. Объясните всем членам семьи, что отныне малыш будет кушать без их помощи.

Не заставляйте ребенка брать ложку. Если он сыт, болен или просто капризничает, оставьте малыша в покое. Урок по самостоятельности всегда можно перенести.

Не ругайте малыша за то, что он испачкался едой, даже если он баловался. Это временные трудности, ведь скоро кроха научится есть, как взрослые. Ваша агрессия напугает ребенка, и у него пропадет вся мотивация на обучение.

Не позволяйте включать телевизор во время еды. Мультфильмы и любые передачи отвлекают малыша, а ведь ему нужна концентрация, чтобы научиться пользоваться ложкой.

Не накладывайте в тарелку огромную порцию. Лучше дайте ребенку меньше каши, а потом положите добавку, если он попросит.

Не поддавайтесь на детский шантаж. Малыши пытаются управлять своими родителями с помощью капризов. Так, ребенок, который уже прекрасно орудует ложкой и вилкой, может заявить, что будет есть сам только котлету, но не суп. Это значит, что малыш не голоден, поэтому смело убирайте тарелку.

Не заставляйте ребенка съедать всю порцию. Он ест столько, сколько нужно его организму для нормальной работы. Если ваш малыш отодвинул тарелку — значит, он сыт, пусть там и осталась треть порции.

Не используйте двойные стандарты. Если в поездке вы разрешаете ребенку сладкое на обед вместо супа, то дома должно быть точно так же. Если на своей кухне вы закрываете глаза на то, что малыш вытирает испачканное лицо о скатерть, не делайте ему замечаний и в гостях.

Почему ребенок отказывается от еды?

Давайте разберемся с самой больной для мам темой — почему малыш плохо ест.

  1. Проблемы со здоровьем. Прорезывание зубов, стоматит, воспаления ЖКТ, простуда — частые причины отказа детей от еды. Если малыш заболел, не кормите его насильно. Организм в этот период направляет свои силы на борьбу с заболеванием, а еще защищает печень — главный орган, очищающий тело от токсинов. Когда ребенок выздоровеет, аппетит вернется. Главное, давайте ему побольше воды, чтобы избежать обезвоживания.
  2. Переживания, стрессы. Ссоры и новые этапы в жизни также могут лишить малыша аппетита.
  3. Сезонные колебания. Летом у всех нас слегка снижен аппетит, дети — не исключение.
  4. Переутомление и недостаток сна тоже плохо влияют на аппетит. Скорректируйте режим дня ребенка, и все наладится.

Дети — наши «зеркала». Малыши внимательно наблюдают, что мы едим, и наш рацион постепенно становится для них нормой. Хотите кормить ребенка определенными продуктами? Пусть они всегда будут на вашем столе.

Некоторые дети едят лишь ограниченный, привычный набор продуктов, например, макароны, творог, яблоки и куриную грудку. Хорошие новости: в принципе, в этом нет ничего страшного, пока ваш ребенок получает достаточно микро и макроэлементов с питанием. Некоторые родители склонны преувеличивать масштабы проблемы. Попробуйте вести пищевой дневник ребенка в течение пары недель, и вы убедитесь что его рацион шире а объем пищи больше, чем вам казалось.

Но если малыш отказывается от целых пищевых групп: молочных продуктов, мяса, овощей или каш – это действительно может стать проблемой. Немного скорректировать ситуацию помогут молочные напитки для детей от 12 месяцев: они содержат необходимый набор витаминов и микроэлементов. Но расширять рацион все равно придется, ведь подобное пищевое поведение может привести к проблемам со здоровьем. Например, в одном из исследований было установлено, что дети, которые едят недостаточно овощей, имеют сниженный уровень витамина С**, в другом утверждается что дети, недополучающие овощей и фруктов в среднем потребляют больше калорий в день, чем их сверстники.***

Плохая новость: запаситесь терпением, возможно, это надолго. Большинство детей перерастает неофобию в 5-6 лет, но в некоторых случаях она может сохраняться и до подросткового возраста.

Как кормить ребенка с гипотрофией от рождения до 6 месяцев

Для грудных детей, не получающих прикормов, оптимальным является вскармливание грудным молоком. Необходимо устранить факторы, препятствующие нормальному сосанию молока из груди: при «тугой груди» — массаж железы и теплый душ перед кормлением ребенка, при плоском, втянутом соске — использование специальных накладок во время кормления. Если малыш в силу состояния своего здоровья не может высосать необходимое ему количество молока, необходимо докармливать его сцеженным молоком, желательно с ложечки.

Малышу, находящемуся на грудном вскармливании, необходимо обеспечить режим кормлений по требованию, в том числе в ночные и предутренние часы, исключить ограничение пребывания у груди по времени.

Рекомендуется проводить контрольные взвешивания ребенка при кормлении грудью с целью определения точного количества высосанного молока. Методика контрольных взвешиваний подразумевает определение массы тела ребенка до каждого грудного кормления и после него в течение суток. Определяют, сколько молока высосал из груди кроха за каждое кормление, затем складывают эти данные и получают суточный объем питания. Полученный результат сравнивают с тем, который соответствует нормальному в данном случае (объем питания рассчитывают не только исходя из возрастных норм, но и в зависимости от массы тела при рождении и веса малыша на момент осмотра)

Обратите внимание, что однократное взвешивание до кормления и после него не дает объективных данных, так как количество молока, полученного ребенком во время кормлений, может существенно различаться в течение суток

Если у матери гипогалактия (недостаточная выработка грудного молока), педиатр назначает докорм в виде адаптированной молочной смеси. Детям, находящимся на искусственном вскармливании, при участии педиатра подбирается адаптированная молочная смесь, которая соответствует возрасту и особенностям организма малыша, не вызывает аллергии и признаков непереносимости (срыгиваний, вздутия живота и колик, нарушения стула).

На начальном этапе диетического лечения, который при гипотрофии легкой степени продолжается 1-2 дня, педиатр назначает ребенку объем смеси или грудного молока, равный 2/3 от того объема, который соответствует фактической массе тела ребенка. Недостающую часть объема питания обязательно восполняют жидкостью в виде физиологического раствора, Регидрона, Оралита и т. п. (какой раствор и в каком объеме применять — решает врач). Эти растворы называются также «регидрационные», то есть восполняющие недостающий объем жидкости. Кроме воды они содержат в своем составе минеральные соли, что необходимо для «правильного» использования жидкости тканями организма.

Если малыш при таком подходе хорошо усваивает питание (т.е. у него отсутствуют снижение аппетита, неустойчивый стул, признаки нарушения переваривания пищи в анализе кала — копрограмме: повышенное количество нейтрального жира, жирных кислот, мыла), к концу второго дня объем питания доводят до долженствующего по фактической массе тела. Далее продолжают постепенное увеличение количества смеси, стремясь достичь суточного объема питания, рассчитанного на массу тела, которую ребенок должен был бы иметь в этом возрасте (долженствующую массу тела). Этот период называется переходным.

После благополучного завершения переходного периода начинается период усиленного питания. Ребенок получает приблизительно такой же объем смеси, как его здоровые сверстники, не имеющие гипотрофии. Педиатр, наблюдающий малыша, может порекомендовать более раннее введение в рацион крохи прикорма. Как правило, первым прикормом маловесных детей является каша (предпочтительнее инстантные каши — выпускаемые специально для кормления детей растворимые каши, не требующие варки), так как ее вкус обычно нравится малышам, она легко усваивается, обеспечивает организм достаточным количеством энергии. В данном случае допускается и даже рекомендуется разведение безмолочной каши молочной смесью или сцеженным грудным молоком.

Сколько раз болеть?

В реальности ребенок будет страдать простудными заболеваниями достаточно часто (в норме до 8-10 раз в год до младшего школьного возраста, и до 4-5 раз в год в средней школе). Высокая заболеваемость связана с постепенным развитием защитной иммунной системы и ее последовательным «знакомством» с различными штаммами вирусов, которые вызывают простуду. Лишь «запомнив» определенные виды вирусов, иммунитет способен эффективно бороться с возбудителями, предотвращая или смягчая тяжесть течения заболевания.

Однако родители, искренне желая своим детям лучшего, постоянно ищут средства и способы «усилить иммунитет» у ребенка, тем более что реклама настойчиво внушает, что это действительно возможно с помощью витаминов, пищевых добавок и «волшебных» йогуртов или напитков.

Как выбрать ложку

Карапузу обязательно нужна собственная посуда. Ни в коем случае взрослые не должны есть из неё, облизывать приборы, пробуя еду. Ложка понадобится крохе почти с рождения, поэтому подойдите серьёзно к её выбору. Покупайте у проверенных производителей – посуда должна быть из качественного пищевого пластика. Металлическая, которую найдёт бабушка, и серебряная, подаренная крёстными, не подойдут для малыша. Оставьте их для детей постарше.

Давать водичку или лекарство лучше из ложечки. Малыш захочет её погрызть, изучить, поэтому следите за чистотой. При появлении дефектов меняйте, чтобы ребёнок не поранился. В этом плане хороши силиконовые ложечки, соразмерные детскому рту. Они не травмируют слизистую и первые зубки. А ложки с прорезиненной ручкой не выскользнут из неумелой ладошки.

Нужны чёткие правила

Прежде всего убедитесь, что ребёнок действительно голоден. Понаблюдайте за ним, отбросив собственные стереотипы. Дети могут быть разные — некоторые едят меньше, но часто. А другим достаточно завтрака, обеда и ужина.

Проголодавшийся малыш будет охотнее есть, а сытый скорей всего захочет поиграть с едой.

Ребёнок следует за своими потребностями, но при этом действует в тех рамках, которые мы ему ставим

Когда он начинает баловаться с едой, важно сразу пресечь и предложить выбор: либо продолжает есть, либо он не голоден и может выходить из-за стола

— Если хочешь есть, то ешь. Если наелся, можешь пойти поиграть или помочь мне убрать посуду.

— Хорошо, я вижу, что ты наелся. Можешь выходить из-за стола и идти играть.

И здесь придётся проявить терпение и настойчивость, ведь ребёнок может возмутиться и устроить истерику. Это его попытка проверить границы и убедиться в твёрдости правил: «Действительно ли мама не разрешает баловаться с едой? А если я покричу, потребую, поплачу?»

В следующий раз, когда придёт и скажет, что хочет есть, предложите полезную еду (а не печенье, перекус или сладкие напитки). Если откажется, напомните:

— Значит, ты не голоден.

Когда вы убедитесь, что голодный ребёнок с аппетитом ест полезную еду и будете последовательны, то всё получится. Дети, у которых нет медицинских случаев, никогда не будут действовать себе во вред. Привычка играть с едой — последствия уверенности, что рано или поздно дадут ту еду, на которой они настаивают.

Выбираем правильные столовые приборы

Очень важно правильно выбрать столовые приборы для ребенка, чтобы ему было удобно кушать из них. Для малышей больше подходят ложки:

  1. Серебряные – согласно традициям, такую ложку крестные родители дарят малышу в день Крещения или на первый зубик. Главное достоинство, коим обладает серебряная ложка, — обеззараживание пищи, что очень полезно для маленького неокрепшего организма.
  2. Резиновые – такая ложка не травмирует ротик крохи. Однако самостоятельно малыш кушать из этого прибора не сможет – он неудобен из-за мягкости материала.
  3. Анатомические приборы разработаны специально для маленьких детей. Они удобно удерживаются крохотной ручкой, ими легко зачерпывать еду. Но есть одно «но»: приучить ребенка к анатомической ложке легко, а вот отучить гораздо сложнее, так как ручка крохи привыкает к ее форме, которая значительно отличается от формы обычного прибора
  4. Чайная ложка – оптимальный вариант, «классика жанра». Этот прибор, по большому счету, уменьшенная копия столовой ложки. Он удобен, компактен, им легче всего приучить ребенка к самостоятельному приему пищи.

Кроме того, выбирая столовый прибор для малыша, необходимо учитывать такие нюансы:

  1. Ложка, предназначенная для ребенка, должна быть безопасной. В связи с этим осуществлять покупку детских ложек следует в специализированных магазинах, где имеются сертификаты качества продаваемой продукции.
  2. Ложка для прикорма не может быть использована для самостоятельного приема пищи ребенком. Такой прибор должен иметь удобную ручку и широкое черпало, в котором будет удерживаться еда.
  3. Рукоятка ложки должна быть широкой и укороченной – в этом случае ребенку будет легче удерживать прибор.
  4. Учить малыша кушать с ложечки проще, если рукоятка прибора немного выгнута или имеет поворотный держатель. Второй тип изделия хорош тем, что как бы ребенок не поворачивал ручку ложечки, черпало будет оставаться в одном положении, не проливая пищу. К тому же в таком приборе есть фиксатор, блокирующий стержень. Поэтому ложку можно использовать, даже когда ребенок подрастет.

Что касается другой посуды, то выбирать следует изделия из пищевого термопластика: они безопасны и экологичны, их вес незначителен, они устойчивы к ударам. Рекомендуется отдавать предпочтение тарелкам с присоской на днище – благодаря этому они не будут скользить по столу и не перевернутся.

С чего начать учить ребенка кушать ложкой

Для начала ребенку необходимо предоставить ложку и тарелку. Тарелку желательно выбрать пластмассовую, чтобы малыш не мог разбить ее и пораниться осколками, если вдруг решит немного побаловаться. Дети во всем подражают своим родителям, поэтому лучший вариант научить малыша пользоваться ложкой — показать ему, как это делается, на личном примере. Родителю будет достаточно сесть перед ребенком и просто сделать вид, что он ест. Малыш последует примеру родителя.

В первое время ребенку не будет удаваться аккуратно кушать, ведь не все получается с первого раза. Для этого родителем придется набраться терпения. Научиться есть самостоятельно — это сложная цель для малыша, которой необходимо достигнуть.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector