Плохое поведение детей в возрасте 1-3 года
Содержание:
- Памятка родителям неговорящих детей
- Как себя вести если ребенок не слушается: 4 основных правила воспитания
- Игнорирование
- Что делать, если ребенок 3-4 лет не слушается?
- ПОЧЕМУ ОН ТАК СЕБЯ ВЕДЁТ?
- Железная дисциплина
- Умственная отсталость
- Как помочь предотвратить агрессивное поведение
- Как правильно общаться с двухлетним малышом?
- Правило 4. Называйте ребенка по имени
- Правило 5. Я+ТЫ
- Отделять поступок от личности
- Почему ребенок перестал слушаться
Памятка родителям неговорящих детей
Повторю основные моменты, на которые следует обратить внимание родителям. 1 Сходить к неврологу или психиатру, чтобы исключить органические причины
1 Сходить к неврологу или психиатру, чтобы исключить органические причины.
2 Осознать, что ребенок — это самостоятельный, отдельный человек. Пусть он еще маленький и зависимый, но уже отдельный. Хорошо, если у ребенка будет свое пространство — комната или хотя бы кроватка. Мама может оставлять его с другими членами семьи, оставлять в детском саду. Разделиться будет легче, если у мамы будут другие интересы помимо ребенка.
3 Понять, что не нужно всегда угадывать ребенка. Да, это здорово, что у вас такое взаимопонимание
Но важно поверить в ребенка, в то, что он может сам сказать, что ему нужно. Не говорите за него, не отвечайте сразу, пусть он попробует объяснить
Если ребенок еще не захотел есть, а его уже накормили, зачем ему говорить?
4 Укреплять связь с ребенком. Разговаривайте с ним, делитесь своими чувствами, эмоциями. Не говорите за него, говорите о себе. Это помогает укрепить связь, создает положительный и доверительный контакт.
5 Дать ребенку возможность проявить спонтанность и активность. Пусть у него будет место, где он сможет играть сам, двигаться так, как хочет. Рамки и границы нужны, но постарайтесь сделать так, чтобы они не превратились в постоянные одергивания и чтения нотаций по пустякам. Разговаривайте с ребенком, объясняйте ему, что можно, а что нельзя и почему.
6 Называть чувства ребенка; рассказать, что злиться — это нормально. Говорите: «Ты злишься»; «Ты обиделся»; «Ты расстроился». Объясните причину: «Ты разозлился, потому что я не разрешила тебе съесть конфету. Но ты сегодня уже съел две штуки, больше нельзя — мы об этом с тобой договорились на прошлой неделе». Таким образом мы даем ребенку разрешение на эмоции, показываем, что у них есть свои причины, что это нормально.
7 Принимать ребенка любым, говорящим или нет, любить его, говорить с ним ласковым и нежным голосом. Создайте для него условия, где бы он чувствовал себя безопасно. Старайтесь соблюдать примерный режим дня, чтобы создать ощущение предсказуемости событий, предупреждайте его, если уходите. И конечно, говорите ему, как вы его любите, как много он для вас значит.
Как себя вести если ребенок не слушается: 4 основных правила воспитания
Первое правил воспитания
На каждое родительское «нельзя» должно быть пояснение доступное пониманию ребенка «почему». Например: вы не разрешаете малышу кататься на определенных качелях. И, конечно, малыш расстроится и начнет плакать. Что делать: когда малыш просился на эти самые качели, тут же не откладывая объяснить почему именно на них ему опасно кататься. Там катаются детки постарше, они уже сами на них залазят, сами раскачиваются. Когда ты подрастешь немного, то обязательно тоже сможешь на них кататься. А сейчас попробуй сам раскачаться на вот этих качелях (поменьше).
Таким образом ребенок чувствует вашу заботу
И, что важно, вы предлагаете альтернативу – качели поменьше. Плюс он учится самостоятельности: сам попытается раскачаться
Если же ребенок после ваших слов все равно расстроен, то есть еще компромисс. На больших «опасных» качелях вы катаетесь вместе. Тоже отличный вариант: ребенок учится договариваться.
Отвлекать ребенка от «не желаемого родителями» нужно игрой. Именно в игровой форме дети учатся и познают этот мир.
Ребенок 3 года не слушается и истерит? Только на своей «шишке» он сможет понять почему так, а не иначе. Например: огонь – горячо – это опасно. Пусть дотронется пальчиком к горячей кружке. Это будет не опасно, но тем не менее он успеет почувствовать и понять, что вы до этого пытались ему объяснить словами.
Ребенок постоянно не слушается маму? Чаще всего это происходит, если в семье наказывает только папа. Или, наоборот, наказывает только мама, значит папу ребенок не слушается.
Важно: всегда у ребенка должен быть человек:
- которому ребенок доверяет
- который будет его баловать
- с которым можно повеселиться
- который его учит чему-то новому и интересному.
Второе правило воспитания
Хвалить или наказывать сразу после поступка ребенка. Если вы начнете поучать ребенка вечером за то, что он сделал утром, то вряд ли он вообще припомнит подробности события и воспроизведет свою вину в произошедшем.
Третье правило воспитания
Сколько наказаний – столько поощрений. Нельзя только хвалить и поощрять. Или исключительно ругать и запрещать. Необходимо воспитывать в той самой «золотой середине», когда на каждое «плохо» есть «хорошо».
Четвертое правило воспитания
Ребенок 9 лет не слушается: в этом возрасте ребенок внимательно отслеживает поведение и поступки взрослых. У него уже есть понимание что хорошо, а что плохо. И если ваш ребенок вас не слушается в этом возрасте, возможно вы учите его тому, что не транслируете сами своим поведением.
Родители должны сами следовать правилам, которые установили для ребенка. Не кричать в общественном месте – правило для ребенка и родителей.
Теперь вы знаете как себя вести если ребенок не слушается.
Игнорирование
Иногда создается ощущение, что ребенок объявил вам бойкот. Он ведет себя так, будто родителей не существует, их просьб он не слушает и не делает того, о чем его просят. Такое может происходить по двум причинам: ребенок либо настолько ушел в себя и занят своими мыслями или фантазиями, что просто не слышит и не воспринимает, что ему говорят; либо же это еще одно проявление протеста, демонстрация обиды или недовольства. В первом случае игнорирование может говорить о том, что ребенок одарен и одновременно размышляет в нескольких направлениях, либо о возможных неполадках с концентрацией внимания или иных проблемах. Демонстративное же поведение показывает, что отношения в семье по какой-то причине несколько разладились.
Что делать
В первую очередь нужно установить контакт с ребенком, добиться от него ответа. В случае задумчивости и рассеянности, этого шага и повторения вопроса или просьбы будет достаточно, чтобы «включить» реакцию ребенка обратно. Если подобные ситуации повторяются регулярно, вероятно, имеет смысл проконсультироваться с неврологом и психологом.
Ищите возможность вовлечь ребенка в разговор, чтобы в процессе выяснить, каковы причины нежелания общаться, отвечать родителям
Покажите, что вам действительно важно, что происходит, что вы хотите найти возможность помочь и поддержать ваших детей.
Выражение протеста в форме игнорирования свойственно детям постарше – подумайте, не стоит ли дать ребенку немного больше самостоятельности, дать ему понять, что его мнение в семье учитывается и имеет вес.
Что делать, если ребенок 3-4 лет не слушается?
Существует множество ситуаций, когда дети не слушаются и продолжают баловаться. Допустим, малыш отказывается убираться игрушки, не желает одеваться, рвет книжки. Что делать? Предлагаем универсальный алгоритм на все случаи жизни.
- Объясняем, что так поступать нельзя, предоставляем ребенку возможность самому прекратить так себя вести.
- Если он продолжает «хулиганить», говорим, что его ожидает наказание. Оно может быть разным – не идем в парк, на детскую площадку, не смотрим вечерний мультик. Главное – не угрожать отсроченным наказанием: «Не пойдем с тобой в субботу в цирк». К концу недели малыш уже забудет о своем поступке.
- Если и после этого ребенок продолжает баловаться, приводим в действие наказание, закрепляя словами: «Отлично, ты хочешь разбрасывать вещи, а значит, гулять в песочницу мы сегодня днем не пойдем».
- Скорее всего, через пару часов малыш забудет о наказании. Напоминаем, почему он не идет на улицу, только спокойно – без усмешек и злости: «Утром ты баловался, бросался вещами, а этого делать нельзя. Поэтому ты не идешь гулять на улицу».
- Не уступаем ни при каком условии. Не следует отменять наказание, жалея проказника. Своей жалостью вы только причините ему вред и осложните жизнь себе.
- Если ребенок просит, ноет – не сдаемся. Переборов нашу волю сегодня, завтра он снова будет баловаться, а мы потеряем свой родительский авторитет. Мы же хотим, чтобы он слушался и ценил наше мнение?
Психологи также советуют игнорировать только плохие поступки, а не самого ребенка. Иногда родители по несколько часов не общаются с детьми, если те не слушаются. Это неправильно
Наказывайте кроху (конечно, в разумных пределах), но не лишайте своей любви и ласки.
Ну и напоследок, если ваш ребенок в 3-4 года не слушается, пересмотрите ситуацию и задайте себе вопрос: «Действительно ли мне важно именно это? Так ли сильно я хочу добиться этого от своего сына или дочки?» Если запрет относителен, перестаньте сердиться. Тогда малыш поймет, что он свободен в выборе и не станет дальше противостоять родителям
И, как по мановению волшебной палочки, начнет делать то, что вы от него ждете.
(Visited 642 times, 2 visits today)
ПОЧЕМУ ОН ТАК СЕБЯ ВЕДЁТ?
Спонтанная реакция многих взрослых (особенно старшего поколения советской закалки) обвинить в сложившейся ситуации ребёнка, который якобы совсем избаловался и отбился от рук. Тем не менее, опыт многих родителей говорит о том, что ужесточение воспитательных мер только усугубляет нежелательное поведение.
Часто за действиями ребёнка могут стоять совсем неочевидные для родителей мотивы. В своём развитии дети проходят непростые этапы, часто плохое поведение связано с кризисами роста, кроме того, на него может повлиять огромное число факторов: переезд, прибавление в семье, новая воспитательница в детском саду и т.п. Ситуация усугубляется тем, что поведение ребёнка в большой мере управляется инстинктами, а потому неосознанно. Проще говоря – ребёнок сам не может объяснить, что он чувствует и почему так себя ведёт. Понимание бессознательных механизмов поведения ребёнка помогает принять тот факт, что его поступки не могут быть актом манипуляции
Кроме того, представление ребёнка в роли врага, строящего родителям козни, совсем не способствует тому, чтобы разглядеть скрытые мотивы его поведения и начать относиться к нему с большим вниманием и нежностью.
Нередко неприемлемое поведение ребёнка продиктовано острым желанием обратить на себя внимание родителей. Многим взрослым это может показаться крайне нелогичным – зачем кому-то может быть нужно внимание, которое принимает вид крика и ругани? Системный подход в психотерапии, рассматривающий семью как единый механизм, в котором все взаимосвязано, даёт нам ключ к пониманию того, что поведение любого из членов семьи появляется и закрепляется, потому что именно оно эффективно в рамках этой семейной системы
Другими словами, ребёнок ведёт себя плохо, потому что это единственный в сложившихся обстоятельствах способ гарантированно обратить на себя внимание, а другие способы часто просто не срабатывают.
Детский бунт может быть вызван и желанием влиять на ситуацию. Родителям бывает сложно выйти из режима «всё решаю я». Родители несут за ребёнка ответственность и им приходится ежедневно принимать сотни решений, чтобы обеспечить ему безопасность и необходимый уход. Но отпрыск постепенно растёт, становится самостоятельнее, у него формируется своё «я» и ему хочется, чтобы с его мнением тоже считались. В особенно острой форме это проявляется у детей в кризисе 3-х лет и подростков, но и детям, воля которых постоянно подавляется, приходится воинственно отстаивать своё право что-то решать в своей жизни. В данной ситуации усиление дисциплинарных мер только усугубит потребность ребёнка отстаивать свою зону влияния.
Не умаляя важности предыдущего пункта о том, что ребёнок должен иметь возможность проявлять свою волю и реализовывать свои желания, стоит помнить, что задача родителей состоит в том, чтобы обозначить для ребёнка приемлемые границы поведения. Если складывается ситуация, когда родители непоследовательны в своём подходе к воспитанию ребёнок находится в смятении относительно того, что ему можно и что нельзя и начинает проверять, до какого предела он может дойти.
Как пример этого явления можно назвать ситуацию, когда взрослые, то жестко наказывают, то игнорируют один и тот же проступок, или папа и мама придерживаются разной воспитательной политики (то, на что мама закрывает глаза, у папы вызывает бурю эмоций с последующим наказанием провинившегося). В перечисленных случаях, понимание того, что движет ребенком, позволит родителям выстроить новую соответствующую ситуации линию взаимоотношений
Часто осознание скрытых мотивов ребёнка само по себе может принести родителям облегчение и помогает начать относиться к сыну или дочери с большим вниманием и пониманием.
Железная дисциплина
Железная дисциплина и постоянные запреты. Все должно быть сделано по правилам, исключения и отклонения от нормы не принимаются. За любую провинность применяются все меры наказания. Одним словом – «армейская муштра».
Иногда положение детей в такой семье становится просто невыносимым. Выполнять все требования отца или матери безукоризненно, при этом быть успешным и инициативным ребенком просто невозможно.
В семье с железной дисциплиной редко можно услышать похвалу, которая, как правило, подталкивает к желанию стать лучше. Ребенок слышит в свой адрес постоянные нелестные замечания. Он уже давно смирился с тем, что он плохой во всем и заслуживает только нареканий.
Если ребенок не может достигнуть уровня, который к нему постоянно предъявляется, результатом станет замкнутость и непослушание, когда он будет норовить сделать назло родителям. Еще чаще дети поступают так в школе: чем больше учитель кричит и требует, тем больше дети непослушны и делают наоборот.
Что влечет за собой железная дисциплина в семье сегодня и в будущем:
- Страх перед людьми власти (на работе и дома).
- Заниженную самооценку.
- Замкнутость.
- Безынициативность.
- Склонность к обману, мстительности и насилию.
- Уход из семьи (ранние браки, выезд в другой город, проживание отдельно от родителей).
Умственная отсталость
Такое название получило недоразвитие психической деятельности. Как правило, ее провоцируют несколько факторов, среди которых на первом месте генетические заболевания. Другую группу составляют экзогенные факторы: травмы, интоксикации, инфекции, гипоксия плода.
Умственная отсталость имеет необратимый характер и характеризуется следующими особенностями:
- тотальность поражения – нарушаются все нервно-психические функции. В особенности страдает речь – грамматическая сторона, активный словарный запас очень скудный. Эмоции плоские, однообразные, мало контролируемые;
- в первую очередь среди психических процессов страдает мышление. Его дефицит приводит к недоразвитию элементарных процессов психики: память, речь, восприятие.
УО, прежде всего, представлена олигофренией. Это недоразвитие мозга, связанное с повреждением коры больших полушарий, необратимого характера. Является врожденным или приобретенным до двухлетнего возраста дефектом.
Различают три степени олигофрении:
- дебильность;
- имбецильность;
- идиотия.
Они различаются степенью выраженности интеллектуального дефекта. Если IQ при дебильности составляет от 50 до 70, то при идиотии этот показатель равен 20.
Дети, страдающие дебильностью, способны к простому труду. Им сложно усваивать новые навыки, а их эмоции весьма примитивны. Сенсомоторные реакции замедлены. Сохраняется фразовая речь, механическая память. Они способны овладевать базовыми навыками чтения, письма, счета. Дебильность – самая легкая степень расстройства.
Имбецильность сохраняет наиболее примитивные навыки самообслуживания, способность запоминать небольшой объем информации, позволяет получить элементарные учебные навыки.
Идиотия – грубое, глубокое нарушение мышления (практически отсутствует) и всех психических процессов в целом. Такие дети не способны к самообслуживанию, плохо ориентируется в пространстве. Практически никого не узнают кроме ухаживающих за ними людей. Поведение чаще диктуется инстинктивными программами. Речь непонятная. Такие выражения эмоций как плач, слезы, не свойственны.
Деменция – это приобретенное слабоумие, развивающееся у ребенка после 2-3 лет, и сопровождающееся распадом уже сформированных психических функций. Спровоцировать деменцию могут инфекции или травмы. Состояние характеризуется неравномерностью поражения, когда одни отделы ГМ страдают больше, чем другие.
Как помочь предотвратить агрессивное поведение
Вот профилактические меры.
Проявляйте любовь. Чем большей заботой и контактом окружён ребёнок, тем меньше ему приходится прибегать к негативным эмоциям для привлечения внимания.
Никогда не поднимайте руку. Психологи сходятся во мнении, что даже «несерьёзное» физическое наказание (например, шлепок по попе) может травмировать психику ребёнка и впоследствии привести не только к вспышкам агрессии, но и неумению отстаивать границы, страху перед окружающими и низкой самооценке.
Соответствуйте своим же требованиям. Если мама пытается объяснить недопустимость агрессии, а сама при этом кричит — слова расходятся с делом. Если папа говорит, что использовать нецензурные слова плохо, а сам ругается — у ребёнка в голове снова формируется неправильная картинка.
Найдите, куда выплескивать энергию. Полезно записаться на спортивные тренировки — спорт помогает избавиться от чрезмерной агрессии и навести порядок в голове.
Используйте психологические упражнения. Регулярно выезжайте в безлюдное место на природу, чтобы громко покричать в пустоту вместе с ребёнком — полезно для всей семьи. В домашних условиях можно порвать бумагу, побить грушу, избить подушку, поиграть с песком, водой — это экологичные способы выражать злость.
Как правильно общаться с двухлетним малышом?
Деткам в раннем возрасте требуется максимальное внимание и понимание со стороны любимых мамочек. Если ребёнок закапризничал, поинтересуйтесь у него, чего он хочет
Озвучивание своих мотивов помогает даже таким юным карапузам. Если подобная рекомендация не действует, придерживайтесь следующих советов психологов.
1. Требования необходимо формулировать чётко и кратко.
Если ребёнок 2 года не слушается, как себя вести родители не понимают. А всего-то следует запомнить, что он буквально воспринимает ваши слова. «Собирайся на прогулку», – говорите вы. А он не осознаёт ещё последовательность шагов
Вот почему важно делать указания поэтапно, после выполнения предыдущего:
«Подойди ко мне»;
«Наденем-ка кофту;
«Теперь наденем штаны»;
«Сядь на стул»;
«Обуваем сапоги»;
«Натягиваем куртку и шапку».
{reklama2}
2. Ограничений должно быть мало, но они обязаны быть категоричными.
Запрещаете сегодня скакать по диванам и креслам? Будьте добры поддерживать этот запрет и завтра, и послепослезавтра . Однако число ограничений следует свести к минимуму. Идеальный вариант – запрещать то, что угрожает жизни и здоровью карапузу: нельзя хвататься за ножи, лезть к окну, бить животных и т.д.
В столь юные годы не следует окружать ребёнка запретами. Двухлетки активно познают действительность . И мочит ножки он не назло вам, а просто чтобы измерить лужу на улице. Взгляните на мир детскими глазками, и, возможно, причины непослушания заиграют новыми красками.
Что делать?
Иногда простые психологические рекомендации не дают выраженного эффекта, поэтому родители находятся в смятении: ребёнок 2 года не слушается, что делать – совершенно не понятно. Мамочки буквально впадают в оторопь, представляя, как они будут справляться в будущем с этим непослушным чадом.
Вообще со стороны родителей возможны 3 тактики на неправильное поведение детей:
– угроза и переход к наказанию;
– абсолютное игнорирование ребёнка;
– переключение детского внимания на более интересный объект.
В силу возрастных особенностей применять по отношению к малышам-двухлеткам можно лишь третий вариант. Причину наказания они пока не понимают, а игнорировать ребёнка в таком возрасте просто опасно. Достаточно трёх минут, а он уже найдёт опасное приключение.
Особенно хорошо переключение внимание действует в ситуации зарождающейся истерики. Следует помнить, что психические процессы у крох неустойчивы, поэтому они быстро забывают о том, что требовали ещё пару минуток назад
«Посмотри, какая собачка бежит», – восклицает мамочка рыдающего карапуза. И делает абсолютно правильно, поскольку от слёз тут же не остаётся и следа.
Если же вы считаете, что если ребёнок 2 года не слушается, закатывает истерики, то его наказывать всё-таки необходимо, запомните правила адекватных дисциплинарных воздействий в раннем возрасте:
– малышу необходимо объяснять причину наказания; – будьте последовательны;
– согласуйте свои поступки с супругом;
– не наказывайте кроху, будучи разгневанным;
– не унижайте его;
– извиняйтесь, если наказали неправомерно;
– не припоминайте его проступок после наказания;
– не наказывайте при чужих людях;
– нельзя наказывать больного малыша, во время приёма пищи, перед или после сна, во время увлечённого занятия.
Ребёнку жизненно необходима родительская любовь и понимание. Поэтому всё же не прибегайте к суровым дисциплинарным мерам по отношению к двухлетке.
Правило 4. Называйте ребенка по имени
Вы помните, как долго и тщательно выбирали имя ребенку? Имя – самая приятна мелодия для любого человека, как справедливо сказала Карнеги.
Однако современные родители часто заменяют имя безобидными прозвищами: зайка, лапушка, принцесска и др. Безусловно, они имеют право «жить» в бытовом общении как игровой момент, но не несут никакой личностной нагрузки.
Имя – это личность человека, пусть пока еще и очень маленького. Свое имя человек слышит с рождения. Близкие люди называют имя малыша нежно, ласково, с любовью. Малыш, не понимая слов, в звуке имени улавливает любовь. Принятие любви вместе с именем остается с человеком навсегда!
Называя ребенка по имени, мы подчеркиваем, что нас интересует он и его мнение, а не что-то обезличенное. Играя с вариантами имени, мы можем успокоить малыша, настроить на серьезный лад, подчеркнуть его значимость.
— Машенька, ты обиделась?
— Маша, ты собралась в детский сад?
— Как объявят на празднике твое выступление? «Выступает — Иванова Мария».
— А что по этому вопросу думает Мария Алексеевна?
Каждое обращение имеет свою эмоциональную окраску, которую ребенок безошибочно улавливает.
7 фраз, которые помогут ребёнку вас услышать |
Правило 5. Я+ТЫ
Чтобы обращения к детям были эффективными, нужно строить их по формуле «Я+ТЫ». Я – это эмоции и чувства взрослых. Ты – действия и поступки ребенка.
— Мне было приятно, что ты хорошо вел себя в гостях.
— Мне было стыдно за тебя, когда ты грубо разговаривал с бабушкой.
Мы снова вернулись к равновесию: балансу взрослого и ребенка.
Вы уже обратили внимание, что в формуле «Я+ТЫ» чего-то не хватает? Не хватает знака равенства. Чему равно «Я+Ты»? Конечно, «МЫ»
В нашем высказывании появляется третья часть, объединяющая взрослого и ребенка.
— Я была рада увидеть, как ты замечательно выступил на празднике, давай всегда будем тщательно готовиться ко всем мероприятиям.
— Я очень переживала, когда ты без спроса ушел с детской площадки, давай договоримся, что ты будешь всегда сообщать мне, если хочешь куда-то отойти.
МЫ – складывается из наших общих чувств и эмоций, запретов и разрешений и установленных правил, требований и любви к ребенку.
Мы – основа равновесия.
Отделять поступок от личности
Психологи также отмечают, что родители часто допускают ошибку, когда словесно наказывают ребенка. Если он делает что-то нехорошее, то его тут же называют плохим. Но это ведь не так. Малыш просто совершил то, что противоречит представлениям общества о нормах.
Если ребенок 3 лет не слушается — что делать и говорить в этом случае? Правильно будет сказать, что поступок некрасивый, поэтому он характеризует человека с плохой стороны. При таком подходе сама личность малыша не затрагивается. В выборе выражений нужно быть крайне осторожным. В этом возрасте детям очень легко поверить в свою никчемность и неполноценность. В итоге ребенок так и не будет слушаться, но плюсом у него разовьется неуверенность в себе.
Почему ребенок перестал слушаться
Вначале представим, на каком этапе развития находится 2-х-летний дитя. Позади остался кризис одного года (который, фактически, длился с 8-10 месяцев жизни и закончился, примерно, в годик). Следующим периодом станет кризис 3 лет.
Дитя уже умеет самостоятельно ходить, играть, преодолевать препятствия, начинает говорить примитивные фразы, общается на языке жестов. Скачок в развитии вчерашнего младенца в этот период просто огромен.
Чувствуя свои силы, чадо отправляется покорять мир. Ему еще не ведомы опасности и страхи, мало смыслит в устройстве окружающего пространства. Его желания – получить все и сразу.
К быстрой реализации своих потребностей он привык: ранее взрослые прибегали по первому зову и, не откладывая, помогали справиться с любой бедой.
Теперь непоседа, исследуя предметы, часто слышит «нельзя». Заботящиеся взрослые постоянно устанавливают разумные ограничения, связанные с соблюдением режима дня, обучением правилам поведения или защитой в опасности. Но для двухлетки это выглядит иначе: он считает, что родитель идет в противовес детским интересам и поэтому отказывает.
Мальчик в данный момент хочет играть в машинки, а его уговаривают одеться и пойти на улицу. Девочка прямо сейчас хочет получить сладкое, но ее сажают за тарелку с супом.
Для неокрепшей психики протест в выполнении детского желания является большим горем, которое ничто не исправит. Поэтому скоро дитя выбирает единственно верную, на его взгляд, стратегию – начинает от всего отказываться.
Топает ногами, мотает головой, кричит «Нет», «Не хочу», «Не буду», иногда даже не выслушав то, что хочет донести родитель.
Явление это абсолютно нормальное, способствующее гармоничному процессу становления личности.
В психологии есть термин – «кризис негативизма»: все отрицающий тоддлер плавно отделяется от родителей и учится быть самостоятельным человеком, заявляя о воле, потребностях и желаниях.