Речевое развитие ребенка в 1–3 года

Как поддерживать развитие ребенка в 14 месяцев

Каждый малыш развивается по своему персональному сценарию. Но для всех деток после года будут полезны различные стимулирующие развитие занятия.

  • Озвучивайте все свои действия при ребенке, давайте описание окружающий предметам. Например: «Сейчас мы будем кушать. Давай сядем за столик, возьмем тарелочку и нальем в нее суп», «Посмотри, какой красивый цветок. Он красного цвета». Это поможет малышу расширить пассивный словарь, что развивает речевые навыки.
  • Изучайте вместе предметы различной формы и свойства разных материалов. Ребенок в 14 месяцев уже хорошо отличает шар от кубика и способен понять назначение каждого. Также малышу полезно будет тактильное восприятие разнофактурных материалов. Можно мять и рвать бумагу, перекладывать камушки из коробочки в коробочку, пересыпать крупу. Во время таких игр нужно помнить о безопасности и не оставлять ребенка наедине с мелкими предметами.
  • Учите малыша простым вежливым словам: «спасибо», «пожалуйста», «привет», «пока», «спокойной ночи».
  • Отточить навыки ходьбы поможет цветная ленточка, разложенная на полу. Также полезно будет перешагивать через небольшие игрушки и подниматься по низким ступенькам.
  • Играйте в пальчиковые игры.
  • Стимулируйте активность малыша в движениях. Например, вместе сложите раскиданные по комнате игрушки на диван, а потом в коробку.
  • Привлекайте всех членов семьи к занятиям с ребенком. Разностороннее общение положительно скажется на развитии малыша.

Статистика

Данные статистики гласят – с каждым годом все большее количество детей дошкольного и школьного возраста нуждается в целенаправленном и усиленном речевом развитии. Младенцы все чаще рождаются с неврологической патологией, которая влечет за собой неактивность речевых центров, а, следовательно, такие дети позже начинают говорить, а если говорят, то с многочисленными нарушениями. К тому же, многие родители в основном заняты тем, что зарабатывают деньги на обеспечение своей семьи и им попросту некогда заниматься детьми. Эта картина печальна, но она полностью отражает состояние современной действительности.

Разница между девочками и мальчиками в визуальном плане следующая:

  • у девочек больше жировых запасов при рождении;
  • у мальчиков чаще всего отмечают больший рост и вес;
  • мальчишки растут и набирают вес быстрее девчонок;
  • окружность головы обычно у мальчиков чуть больше.

Вообще все дети развиваются по-разному, но есть определенные нормы, которым должны соответствовать младенцы. Именно поэтому, в первый год жизни, следует водить ребенка каждый месяц в поликлинику. Там подробно рассказать врачу, чему научился ваш малыш за прошедшие 4 недели.

Регулярные осмотры помогут вовремя распознать любую патологию или задержку в развитии. Если начать лечение незамедлительно, то у вас будут все шансы полноценно вылечить ребенка.

Существуют специальные точные таблицы, где указано соответствие роста, веса и остальных навыков к возрасту. На их данные мы и будем опираться.

Этот сайт для детей и их родителей

Развитие ребенка в 9-10 месяцев

Малыш многого достиг в своем физическом развитии. В 9-10

месяцев ребенок уже достаточно много умеет делать: он самостоятельно садится и сидит без поддержки, хорошо ползает, самостоятельно встает, держась за опору и переступает. А некоторые дети в этом возрасте уже делают свои первые шаги.

Спит ребенок два раза в день по 1,5-2 часа. Перерывы между кормлениями в среднем 4 часа. Сейчас на родителей ложится большая ответственность за обеспечение безопасности своего малыша. Все опасные для ребенка предметы необходимо убрать в недоступное для него место, на розетки следует поставить заглушки, игрушки надо мыть каждый день, так как малыш исследует их с помощью рта.

Также, в этом возрасте, происходит значительный скачок в психическом развитии ребенка. В общении со взрослыми он использует различные движения, звуки и действия

Он уже сигнализирует взрослому, о том, что хочет, но не может взять какой-либо предмет, показывая на него пальчиком, привлекая к себе внимание, дергает маму за руку, старается отстраниться, если не хочет, например, одеваться

Для интеллектуального развития малыша очень важны игрушки, которые его окружают, позаботьтесь, чтобы они были разного размера, цвета, формы . Покажите малышу, как действовать с игрушками: постройте вместе башенку из кубиков, соберите пирамидку, матрешку. Совместные игры с взрослыми очень важны для малыша. Благодаря им у крохи происходит формирование представлений о целом и части, форме, цвете, размере, развитие внимания и памяти. Малыш с удовольствием включается в такие совместные игры, пытается действовать сообща: подает кубик маме, при одевании протягивает ручку, ножку. Позвольте ребенку проявлять инициативу, не заставляйте его действовать по шаблону.

В этом возрасте малыш ждет от вас оценки своих действий, он уже способен повторить действие, за которое его похвалили, а также расстроиться или обидеться за порицание. Оценка взрослого очень важна для малыша, уже сейчас закладывается фундамент уверенности в себе, своих силах, осознание успеха. Не скупитесь на похвалу, похвала стимулирует у ребенка желание действовать, быть активным, препятствует развитию комплексов.

Не злоупотребляйте запретами и порицаниями, малыш еще не способен регулировать свое поведение, легче отвлечь его какой-нибудь игрушкой или действием. В этом возрасте дети отвлекаются и переключаются на другую деятельность очень легко.

Развитие речи

К 9-10 месяцам у ребенка уже есть определенный пассивный запас слов. Он понимает речь взрослого и с удовольствием откликается на просьбы взрослого: дай куклу, покажи, где мама и т.д. Если с ребенком много общаются, он начинает произносить первые слова. Для дальнейшего речевого развития полезно рассматривать с детьми картинки, иллюстрации в книжках, играть в речевые игры. Учите показывать у мамы и у себя глазки, носик, ротик, части тела. Ставьте перед малышом задачи, выражая их в словесной форме. Научите его стаскивать носочек с ножки, подставлять голову, для того чтобы надеть кофточку, сжимать руку в кулачок, просовывая ее в рукав.

Необходимо всячески развивать у ребенка мелкую моторику рук. Этому способствуют пальчиковые игры, игры с различными развивающими игрушками, которые можно изготовить самостоятельно: мешочки, заполненные разными крупами: горох, греча, фасоль; коврики с пришитыми на них застежками-молниями, пуговицами, шнурками, ленточками -это зависит от вашего воображения; коробки с приклеенными крышечками для закручивания, с отверстиями разной величины –чтобы просовывать в них различные предметы. Обеспечьте вашему малышу выбор таких игрушек , он с удовольствием будет играть с ними , развивая в игре пальчики, что способствует умственному развитию, развитию речи, творческих способностей. Кроме того, с помощью таких игрушек вы всегда сможете отвлечь малыша от чего-то нежелательного для него, переключить с одной деятельности на другую.

Психическое развитие: эмоции и общение с другими людьми

В одиннадцать месяцев маленький человечек продолжает становиться самостоятельной личностью. Крепнет его уверенность в себе; он способен со многими вещами справиться без помощи родителей. Развитие ребенка ведёт к тому, что в 11 месяцев жизни он делает первые попытки проверить границы допустимого поведения.

На заметку! Кроха замечает, что в ответ на его плач родители готовы дать ему все, что душе угодно. Малыш начинает этим пользоваться и вскоре только и делает, что капризничает.

Не потакайте хитрецу, лучше  разработать систему правил и очень строго ее придерживаться.

Границы дозволенного очень важны для развития гармоничной личности. Важная статья по теме: Как объяснить ребенку что нельзя>>>

Конечно, малыш хнычет, когда не получает желаемого. Однако у родителей есть весь арсенал средств, чтобы его отвлечь. Посмотрите с крохой в окно, спойте забавную песенку с пританцовыванием,  понажимайте на разные части тела с забавными звуками, покружите капризулю.

Детишки быстро забывают свои расстройства и радуют окружающих веселым смехом. Читайте интересную статью Как мы учим детей нас не слушаться>>>

Вам актуальна тема воспитания? Тогда изучите наш видеокурс: Послушание без криков и угроз>>>

Несмотря на приход первого возрастного кризиса, многие родители отмечают, что их жизнь становится проще. Малыш уже не требует внимания 24 часа в сутки, развитие ребенка одиннадцатого месяца жизни позволяет ему проявлять некоторую самостоятельность. Появляются и новые хлопоты: следить за маленьким сорванцом, обеспечивать его безопасность. Родителям рекомендуется:

  1. не открывать окна нараспашку (родители обычно не до конца представляют, что умеет ребенок, а в 11 месяцев малыш способен подставить стул и забраться на подоконник);
  2. поставить ограничители на двери, дверцы шкафов и ящики (чтобы карапуз не прищемил пальцы);
  3. закрыть углы специальными накладками;
  4. не позволять малышу вставать на диване;
  5. убрать бортик с детской кроватки (детки могут перевалиться через прутья);
  6. закрыть розетки заглушками, максимально спрятать все провода;
  7. убрать из зоны досягаемости мелкие, острые, горячие предметы, лекарства и бытовую химию.

Психическое развитие ребенка в 11 месяцев делает его более общительным. Малыш интересуется другими детьми, особенно теми, кто на пару лет старше. На площадке или в гостях малыш с удовольствием наблюдает за «большими» детками, пытается им подражать.

Первый месяц

Первый месяцжизни новорожденного также называют периодом адаптации. Ребенок учится жить вне привычной среды – теплого материнского животика. В это время кроха:

  • много спит — до 20 часов в сутки,
  • много кушает  (подробнее об этом читайте в статье кормление грудью>>>).

Задача ближайших родственников – поместить ребенка в комфортные условия: не перегревать и не переохлаждать. Об этом в статье температура в комнате для новорожденного>>>, вовремя менять пеленки и кормить.

Конечно, важно дарить крохе свою любовь: носить на ручках, разговаривать, петь песенки

К месячному возрасту ребенок уже обращает внимание на яркие игрушки и может следить за ними глазами и поворачивая голову. В статье информация о том, когда новорожденный начинает видеть>>> Первый цвет, который видят новорожденные – красный. На заметку! Очень полезным будет такое упражнение: возьмите яркую, лучше красную, игрушку, и водите на расстоянии 30 см от лица ребенка слева направо, снизу вверх

Месячный малыш уже может следить за перемещениями игрушки

На заметку! Очень полезным будет такое упражнение: возьмите яркую, лучше красную, игрушку, и водите на расстоянии 30 см от лица ребенка слева направо, снизу вверх. Месячный малыш уже может следить за перемещениями игрушки.

В месяц ребенок уже поворачивает головку на звук. Узнайте, когда новорожденный начинает слышать>>> Можете это проверить, гремя погремушкой слева и справа от малыша.

В первый месяц жизни ребенок сохраняет некоторые врожденные рефлексы новорожденного, которые полностью исчезнут к четвертому месяцу жизни:

  • сосательный рефлекс (может сосать предметы, оказавшиеся в ротике);
  • плавательный (если опустить кроху в воду животом вниз, ребенок будет делать движения, напоминающие плавание);
  • хватательный (если коснуться ладошки, ребенок сожмет кулачок);
  • поисковый рефлекс (если коснуться щеки, ищет материнскую грудь);
  • рефлекс шагов – если поставить ребенка на ножки (при этом придерживая), он может «шагать».

Если положить ребенка на живот, то он попытается слегка приподнять головку; тренирует свою шею, спинку и плечи.

Физически развитые детки к месячному возрасту уже начинают держать головку.

Подробнее о том, что должен уметь ребенок в один месяц>>>

А также в моем видеоуроке:

Физическое развитие ребенка в 14 месяцев

Сейчас основные силы организма направлены на развитие мозга, поэтому с физической стороны уже не будет таких резких ежемесячных изменений. Самый наглядный признак взросления здесь – это прорезывание каждого очередного молочного зуба. К 14 месяцам у деток их может быть от 6 до 12. Но большее или меньшее количество не считается критичным отклонением от нормы.

Совершенствуется двигательная активность. Многие малыши уже неплохо самостоятельно передвигаются, другие готовы уверенно стоять на ножках и ходить за руку со старшим. В любом случае ребенок уже способен сам держать равновесие и даже балансировать ручками при пошатывании. В большинстве случаев детки умеют вставать на ноги без опоры, а также приседать на корточки и подниматься обратно.

Зрение

Малыш начинает проявлять больший интерес к ярким цветным картинкам и детским книжкам. Может завороженно рассматривать новую игрушку длительное время. Сейчас уже можно называть основные цвета в игре с ребенком. Первым малыш начинает отличать красный цвет, чуть позже идет желтый, зеленый и синий осознаются в последующее время. Поэтому изучение цветов стоит начать именно с красного и желтого.

Слух

Восприятие звуков совершенствуется с каждым месяцем. Теперь малыш может легко узнать близкого человека по голосу. Например, услышав знакомый тембр из другой комнаты, кроха поймет, что пришла бабушка.

Речь

Речевое развитие ребенка в 14 месяцев очень индивидуально. Оно зависит от генетических предрасположенностей, личных особенностей развития организма, участии родителей в этом процессе. Принцип здесь прост – чем больше вы разговариваете с ребенком (читаете книжки, рассказываете сказки), тем богаче будет его пассивный словарь. В этом возрасте детки понимают больше, чем могут произнести. Обычно словарный запас пока небольшой – от 5 до 25 слов. В то время как пассивный словарь может насчитывать 50-60 слов. Поэтому ребенок может осмыслить обращенную к нему речь, уже четко знает слова «да», «нет», «нельзя». Также малыш пробует общаться простыми слогами, имитирующими слова.

Моторика

В 1 год и 2 месяца малыш активно использует жесты. Теперь это не только указание пальчиком на нужный предмет, но и хлопанье в ладоши, кивание головой в знак согласия, махание ручкой при прощании. Мелкая моторика продолжает улучшаться. Ребенок уже способен собрать полностью пирамидку. Особо самостоятельные малыши могут снимать с себя носочки и шапочку.

Эмоции

Уровень развития психики уже позволяет ребенку соотносить реакцию взрослых со своим поведением. Например, когда мама похвалила за что-то малыша или проявила восхищение, он непременно будет стараться повторить данное действие. Именно в этом возрасте уже проявляются очертания будущего характера. Постепенно ребенок начинает осознавать себя, как личность, отдельную от мамы или папы. И естественно, стремится отстаивать свои права. Более норовистые детки проявляют первые признаки негативизма. Что бы ни сказала мама, все делается наоборот

Здесь родителям важно понимать, что этот период – важный этап становления личности. Поэтому стоит запастись терпением, реагировать спокойно на бурные проявления

Не нужно идти у малыша на поводу, но в то же время и метод постоянных запретов не лучший вариант. К ребенку придется искать подход.

Таблица развития ребенка до года по месяцам

Беременность подошла к концу и на свет появляется долгожданный малыш. И у многих, еще недостаточно опытных, родителей возникает масса волнений и вопросов: нормально ли происходит развитие их младенца, все ли он умеет делать для своего возраста.

В первый год жизни малыш учится всему — следить, улыбаться, хватать, сидеть, ползать, стоять, ходить. Каждый новый успех несомненно радует всех родителей. Существует некий календарь, благодаря которому можно следить за его умениями

Однако важно учитывать, что развитие ребенка до года происходит индивидуально, ведь все дети разные. К примеру, если малыш что-то не делает в 5 месяцев, то он обязательно сделает это в шесть

Плюс (минус) месяц — является нормой.

Рассмотрим, какие изменения происходят в развитии детей от рождения до года по месяцам.

Упражнения для развития правильной речи у детей от 1 до 2 лет

Прежде чем начинать развивать речь малыша, родителям нужно учесть следующие правила:

Упражнения необходимо подбирать с учетом возрастных особенностей ребенка, а также его индивидуальному психическому развитию. Так, один малыш в 1 год и 11 месяцев может не мочь делать то, что отлично дается другому в полтора года. Старайтесь избегать чрезмерно сложных игр и упражнений, так как малыш потеряет интерес, и обучать его в дальнейшем будет сложнее

Важно учитывать зоны ближайшего развития. Сначала малыш должен начать произносить открытые и закрытые слоги, потом нужно учить с ним одно- и двуслоговые слога

Только после того как он сможет обозначать определенное действие или предмет словами, можно будет переходить к фразам
Примите во внимание психические особенности малышей в возрасте от 1 до 2 лет. Для них вполне нормально неустойчивое внимание до десяти минут
В этом возрасте в мозгу лишь формируются нейронные связи, и перегрузка может только навредить, вызвав головную боль и плач или вовсе отвращение к развивающим урокам. Оптимальная длительность занятия – 5-10 минут.

Ежедневно уделяя время простым упражнениям, вы поможете малышу лучше развить речевые навыки. Для детей в возрасте 1-2 года подойдут следующие приемы:

Научите малыша выражать эмоции через звуки: «ох» и «вау» при восторге и удивлении, «эх» при разочаровании и так далее. Благодаря этому он начинает интуитивно поднимать, для чего предназначена речь. Пойте вместе с ребенком либо учите его регулировать высоту голоса иными способами. Если он умеет хорошо подражать, можете просто перекликиваться с ним звуками, регулярно повышая высоту голоса. Так он поймет смысл игры. Кстати, это упражнение можно использовать при игре в прятки, или же находясь в разных комнатах с ребенком. Произносите названия предметов, если они находятся в поле зрения малыша. В возрасте до 2-3 лет они понимают, о чем вы говорите, если видят это (наглядно-действенное мышление). При кормлении говорите о ложке, тарелке, называйте другие находящиеся рядом с ребенком предметы. То же самое делайте при купании, укладывании ребенка спать и других регулярных процессах. Предлагайте ребенку подуть на одуванчик, игрушечную крутилку, давайте ему пить через трубочку. Это способствует развитию артикуляционного аппарата. Учтите, что питье через соску и трубочку – это разные вещи. При использовании соски ребенок не задействует губы и щеки. Питье через трубочку намного сложнее, так как малыш должен втягивать жидкость сам. Поэтому некоторые специалисты отмечают, что детки на грудном вскармливании начинают говорить раньше. Мышцы их щек и губ подготовлены лучше, отточек навык прикладывать язык к небу. Давайте малышу для игры предметы, имеющие разную фактуру: крупы в сухом и мокром виде, слегка влажные мягкие игрушки, сыпучие материалы

Важно, чтобы он играл с ними под вашим присмотром. Пусть малыш часто играет со старшими детками

Наблюдайте за их общением между собой. Годовалый малыш слабо выражает что-то понятное, а вот трехлетний ребенок говорит уже намного лучше. Под его влиянием первый также будет стараться объясниться. Предложите деткам игры, в которых они могут взаимодействовать: построить вместе пирамиду, катать машинку по очереди и так далее.

Также существует ряд специальных логопедических разработок, помогающим деткам в возрасте 1- лет быстрее развить речь. Вот некоторые их примеры:

  1. Для малышей в возрасте от года до года и трех месяцев отлично подходят игрушки в виде животных. В процессе игры предложите покормить зверушку, но перед этим она должна будет попросить об этом – «мяу-мяу», «ав-ав» и так далее. Ребенок должен активно подражать, повторяя звуки и слоги.
  2. В возрасте от года и трех месяцев до полутора лет можно играть в катание машин, строительство башенок, загрузку кузова. Вместе с ребенком называйте предметы и действия, чтобы малыш умел отличать названия от процессов.
  3. От полутора до двух лет необходимо работать над расширением словарного запаса ребенка. Объясняйте ему название предмета на картинке и просите найти аналогичный в помещении либо среди игрушек.

Регулярно играя с малышом и делая с ним простые и интересные упражнения

Важно проявлять терпение и ответственно относиться с попыткам малыша и ошибкам, которые он совершает

Режим дня ребенка в 13 месяцев

Сон

Продолжительность детского сна в сутки должна составлять не менее 12-14 часов. Детки после года обычно уже не просыпаются ночью на кормление и вполне могут проспать до утра. Дневной сон остается только однократный, но более продолжительный — порядка 2-3 часов. Хорошо, если к этому возрасту у ребенка уже будет четко сформированный по часам режим сна и бодрствования.

Прогулки

Малыш с интересом изучает окружающий его мир, природу и пространство, поэтому предпочтительно, чтобы на прогулке он не спал. Ежедневный выход на свежий воздух будет способствовать поддержанию иммунитета и помогать ребенку получать новые впечатления. В 13 месяцев уже можно стимулировать общение крохи со сверстниками: посещать детскую площадку, парки, скверы. Длительность прогулки в теплое время года ограничивается только соблюдением режима, а в прохладную погоду достаточно 1.5-2х часового пребывания на улице.

Питание

Сейчас уже можно постепенно переводить ребенка на общий стол. Это означает, что рацион продуктов нужно аккуратно расширять. Если у малыша уже достаточно зубов для пережевывания пищи, можно предлагать ему еду небольшими мягкими кусочками. Таким образом будет хорошо стимулироваться жевательный рефлекс и развиваться артикуляционный аппарат.

Важное значение в детском питании все еще занимает грудное молоко или смесь. Многие мамы именно после наступления 1 года прекращают кормление

Но стоит понимать, что малышу пока недостаточно будет питания с детского стола. В материнском молоке огромное количество незаменимых элементов. И при отказе от него стоит задуматься о выборе смеси.

В линейке питания Кабрита присутствуют смеси для малышей возраста 12+ и 18+ месяцев. Они оптимально подойдут для получения ребенком необходимых нутриентов в случае отказа от грудного вскармливания. Смеси производятся на козьем молоке, что делает их состав максимально приближенным к компонентам грудного молока. Такое питание не вызывает колик, запоров и расстройств. Но тем не менее стоит помнить о том, что любой новый продукт, в том числе и смесь, вводится в детский рацион постепенно.

Как правильно формировать речь

Отзывайтесь на гуление и лепет ребенка, подражайте его звукам, повторяйте их.
Говорите с малышом, когда ухаживаете за ним: пеленаете, кормите, купаете

Разговаривайте с ним в течение всего дня.
Читайте яркие разноцветные книжки каждый день.
Повторяйте короткие ритмичные стишки, потешки.
Учите ребенка именам близких людей и названиям всех окружающих его предметов.
Берите кроху с собой в новые места, бывайте с ним в разных ситуациях.
Обращайте внимание ребенка на различные объекты, которые издают звуки (животные, птицы, транспорт и т. д.).
Поощряйте попытки ребенка произносить новые слова.
«Проговаривайте» с малышом новые ситуации, в которых он оказывается, до, во время и после события.
Смотрите на кроху, когда разговариваете с ним.
Детально и красочно описывайте ребенку, что он слышит, видит, делает и чувствует.
Ставьте малышу детские песенки и сказки.
Разговаривая со своим маленьким собеседником, не подражайте детскому произношению, следите, чтобы ваша речь была четкой, выразительной (но без сюсюканий), грамотной, простой и ясной.
Хвалите ребенка каждый раз, когда он сам инициирует общение с вами.
Следите за тем, чтобы малыш не обозначал окружающие предметы звукопроизношениями

Родители могут употреблять упрощенные формы слов «дай», «ам-ам», «ту-ту» при общении с ребенком до года. Это поможет ему включиться в процесс развития речи. Потом желательно упрощенные слова сопровождать правильными названиями. Он увидел поезд: «Ту-ту!» — мама отреагировала: «Да, поезд поехал». Малыша спрашивают: «Кто это?» — он отвечает: «Гав-гав», — мама объясняет, что «гав» говорит животное «собака».
Обязательно исправляйте ошибки в речи малыша, делайте это тактично, иначе ребенок может потерять к вам доверие.
Обогащайте упрощенную речь ребенка: «Еще сок», — «Таня хочет еще апельсинового сока».
Выбирайте не повествовательный, а описательный стиль общения («Вон летит ворона» — «Посмотри, вон над тем домом летит ворона. Она черная и умеет громко каркать»).
Выслушивайте ответы ребенка на ваши вопросы, поощряйте его попытки высказаться.
Помогайте малышу учиться слушать и выполнять инструкции через простые просьбы, называя последовательность действий (лучше в игровой форме): «Сходи в свою комнату и принеси мишку».
Для развития речевых способностей ребенка очень важна игровая деятельность, через которую малыш познает окружающую его реальность. Поэтому играйте с малышом!
Включайте ребенка не только в игру, но и в реальное взаимодействие со всеми членами семьи. Обязательно давайте крохе полезные поручения. Передавайте через него просьбы к другим взрослым. Благодарите за помощь.
Каждый день читайте; возможно, чтение должно стать частью вечернего ритуала отхода ко сну.
Всегда внимательно слушайте, когда ребенок говорит с вами.
Объясняйте малышу, о чем вы думаете, что планируете, делаете, как рассуждаете.
Задавайте ребенку вопросы, стимулируя его к размышлениям, побуждайте его к ответам.
Обсуждайте с малышом, как он провел день в детском саду, как прошла ваша совместная прогулка. Поиграв с ребенком, вспоминайте самые интересные моменты.
Пользуйтесь наглядным материалом. Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения.
Показывайте ребенку, что вы внимательно его слушаете: кивайте, улыбайтесь, отвечайте на его вопросы.
И главное: поддерживайте все начинания малыша, хвалите его даже за незначительные успехи.

Что влияет на правильное развитие речи?

Существует две группы факторов, которые влияют на развитие речи:

  1. Биологические.
  2. Социальные.

К первым относят различные патогенные факторы, которые могут вредить правильному развитию: сложное внутриутробное развитие, мозговые инфекции и травмы, нарушения слуха, наследственность.

Вторая группа – это сочетание внутренних процессов развития ребенка и внешних условий, которые являются специфичными для каждого возрастного этапа. Например, раннее отделение малыша от матери иногда становится причиной появления эмоциональной неустойчивости, импульсивности, нарушения поведения. А это, в свою очередь, ведет к речевым расстройствам.

На правильный разговор влияют примеры, образцы для подражания. Ребенок сначала слышит, как говорят в семье, потому начинает пробовать сам. Чтобы верно усваивать слова в процессе игровой деятельности, ребенок сначала накапливает впечатления – это основа для будущих образов и связей с ними в речи. Развитие общей моторики также влияет на правильность разговора.  На формирование речевых навыков влияет язык, на котором учится говорить ребенок. Попытка усвоить сразу несколько языков может слегка тормозить ребенка в развитии, речь его может формироваться медленнее.  

Правильному развитию речи способствуют:

  • Эмоционально положительное окружение;
  • Спокойствие в семье;
  • Умеренное в звуке общение между близкими (без криков);
  • Чувство защищенности в семье;
  • Терпение родителей по отношению к ребенку;
  • Чуткое и доброжелательно поведение воспитателей в детском саду.

Второй месяц

Второй месяц развития ребенка иногда еще именуют «месяцем оживления». Ваш малыш теперь меньше спит, может бодрствовать до 50 минут.

У ребенка улучшаются зрение и слух, кроха способен разглядывать предметы с расстояния от 30 сантиметров до полуметра. Около 15 минут малыш может провести в своей кроватке, глядя на мобиль или другие игрушки.

  1. В двухмесячном возрасте детки уже поднимают головку и некоторое время удерживают ее в вертикальном положении.
  2. Некоторые младенцы уже умеют переворачиваться с бочка на спину. Подробнее о том, когда ребенок начинает переворачиваться>>>
  3. Ребенок изучает свои ручки – может подносить кулачки ко рту и обсасывать их;
  4. Младенческие рефлексы пока сохраняются, но начинают понемногу угасать;
  5. Развивается и эмоциональная сфера. В два месяца формируется так называемый «комплекс оживления». Этот навык занимает почетное место в таблице развития ребенка; это одна из важнейших вех до года, подтверждающих нормальное функционирование нервной системы;
  6. Малыш уже может узнать своих родителей, радуется им. Когда вы склоняетесь над кроваткой, кроха начинает быстро-быстро дергать ручками и ножками;
  7. Во второй месяц жизни ваше чадо, скорее всего, подарит вам свою первую осознанную улыбку.  Если этого не произойдет, ничего страшного; значит, это радостное событие случится чуть позже. Узнайте, когда ребенок начинает улыбаться>>>
  8. В два месяца ребенок умеет гулить – издает певучие гласные звуки, иногда даже может произносить «агу», «ага», «абу». Деткам нравится собственная «речь», они с удовольствием прислушиваются к ней. В статье информация о том, когда кроха начинает агукать>>>

Чаще общайтесь с ребенком, пойте ему, вы увидите, что кроха будет вам подпевать!

Способы развить речь у ребенка

  • «Мама не понимает». Если малыш уже может называть предметы, но не делает этого, родители могут притвориться, что не понимают, что ребёнок от них хочет, заставляя его самому сказать: «Что тебе дать? Медвежонка? Ложку? Котёнка?» Малыш обычно легко покупается на такой приём и называет предмет, который ему нужен.
  • «Что выберем?» В бытовых ситуациях спрашивайте у ребёнка его пожелание. «Ты пойдешь гулять в желтой или синей блузке?», «Ты хочешь на ужин рыбу или салат?» Таким образом, ребёнок научится формулировать свои мысли и подавать их в словесной форме. Кроме этого, такое упражнение положит начало самостоятельности и ответственности.

Язык для избранных

К 9 месяцам у большинства детей развивается нормальный язык (звуки плюс жесты). Родители хорошо понимают этот язык, посторонние — нет. Вот когда вам пригодился опыт, который вы копили из месяца в месяц, расшифровывая сигналы своего малыша. Определенные звуки, издаваемые ребенком, означают определенные просьбы. Наш Мэтью произносил «мам-мам-маммам», когда хотел, чтобы его подержали на руках. Рассмотрим некоторые из наиболее частых сочетаний жестов и звуков.Указующий перст

Малыши начинают дотрагиваться до предмета с легкого касания его (примерно так же осторожно прикасаются к своим младенцам на первых порах и молодые мамы). Сначала дети дотрагиваются до предмета только подушечками пальцев, а затем касаются его раскрытой ладонью

В то время, как ребенок начинает показывать пальцем на интересующий его предмет, он начинает понимать и ваши указующие жесты.
Из дневника Марты: «Около 6 месяцев Мэтью начал показывать пальчиком на нашу кошку. Сначала он подбирался к ничего не подозревающей кошке с раскрытой ладошкой и растопыренными пальчиками. Он осторожно дотрагивался до ее головы кончиком указательного пальца, какое-то время как бы изучал кошку кончиками других пальцев, потом клал всю ладонь на кошачью голову и в конце концов хватал ее за шерсть и сжимал в кулачок». Приглашение к игре. Приглядитесь, какими жестами и звуками малыш приглашает вас поиграть. Когда вы входите в комнату, ребенок прямо-таки оживает. Его личико озаряется, расцветает улыбкой, малыш размахивает ручками и тянется к вам всем телом, как бы говоря: «Давай поиграем!»
Звуки, выражающие настроение. Посмотрите, каким образом малыш выражает удовольствие и разочарование. Когда он счастлив, это лучезарное настроение выражается целым набором мимических движений: глаза сияют, мускулы лица подтянуты, щеки раздвинуты улыбкой.
Он хохочет с повизгиванием и подпрыгивает, все его тело излучает восторг. При этом он издает радостные звуки — что-то наподобие «ба-ба-ба-ба».
Когда малыш грустит, он что-то уныло бормочет, хрюкает и издает рычаще-жалобные звуки. На этом этапе универсальный звук «н» означает разнообразные отрицательные эмоции. Так, ребенок может протестовать против приема лекарства, протяжно хныча «на-на-на-на». Личико малыша становится несчастным: рот кривится в плаксивой гримасе, лицевые мускулы опадают. И если вы быстро не сообразите, в чем дело, скоро раздается плач.

Нормы развития речи в 3 года

Для ориентирования в степени развития речи родителям можно ориентироваться на примерные таблицы
нормального развития речи ребенка.

Таблица нормального развития речи
Возраст Форма речи
1 — 2 мес Крик, с помощью которого выражает радость либо раздражение
2 — 3 мес Появляется гуление, попытки произносить первые простые слоги
4 — 5 мес Попытки повторения слов за взрослым
6 мес — 1,2 года Произношение первых слов, состоящих из простых слогов (ма-ма, ба-ба, ки-са…)
1,6 — 2,2 года Объединяет по 2-4 слова в предложения
1,9 — 2,6 года Начинается период вопроса: «что это?»
2,4 — 3,6 года Пытается строить предложения с использованием чисел
2,6 — 4 года Активно разговаривает, общается с игрушками и может рассказать о себе (чем занимается…)
Таблица необходимого словарного запаса
Возраст Количество слов
1 год 9 слов
1,5 года 39-100 слов
2 года 200-400 слов
3 года 1000-1100 слов
4 года 1600-1926 слов

Так в возрасте трех с половиной лет ребёнок часто знает и умеет следующее:

  • Говорит своё имя, фамилию и отчество.
  • Знает имена родственников и друзей.
  • Воспринимает образы и описывает любую увиденную ситуацию
  • Говорит простыми предложениями и постепенно переходит в более сложные.
  • Определяет предметы по группам: сковорода, тарелка, чашка — это посуда; куртка, штаны, футболка — это одежда и т. д.
  • Находит признак предмета: окно белое, стол деревянный, стакан стеклянный и др.
  • Знает действия человека или животного: дядя идёт, кошка сидит, мальчик бежит.
  • Повторяет услышанное.
  • Пересказывает мультфильм или сказку.
  • Говорит не только громко, но и тихо.

В этом возрасте нечёткое произношение, замена шипящих звуков на свистящие («ж» на «з», «ш»
на «с»), а также неумение произносить «л» или «р», считаются допустимыми, и не требуют
корректировки.

Развитие речи у детей особенное и индивидуальное. Одни дети знают меньше слов,
другие — больше. Так что это только ориентиры. Если регулярно заниматься с ребёнком, можно получить
хорошие результаты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector