Кризис 2 лет у детей: причины, как справиться
Содержание:
- Причины истерик
- Дети младшего школьного возраста и подростки
- Как помочь ребенку пройти этот период наиболее эффективно?
- Какие еще факторы способствуют развитию частых отитов у детей?
- Помощь ребенку
- Чтобы не было истерики, предупреждайте заранее
- Десятый скачок роста — мир систем
- Юношеский возраст
- Должна ли быть у ребенка свобода выбора?
- Причины
- Психология: с чем связан кризис 3-х лет у ребенка
- Другие советы
- Кризис первого года жизни
- Психологическая картина кризиса трёх лет
- Проявления кризиса и чем они обусловлены с точки зрения развития психики
- Расстройства соматоформные и невротические, связанные со стрессом
Причины истерик
Главная причина истерик у детей 2-3 лет – противостояние точек зрения родителей и детей. Ребенок растет, а вместе с ним растет количество потребностей, которые надо удовлетворять
Раньше все это было проще и важно для жизни – еда, сон, гигиена и прочие нужды, все эти желания исполнялись родителем. Теперь же все сложнее: ребенок хочет не просто поесть, а съесть определенный продукт, не просто играть, а играть с любимой игрушкой, и еще масса более сложных необходимостей
Здесь следует помнить, что простые капризы и истерики – вещи разные, путать их не стоит. Доктор Евгений Комаровский отличает детские истерики 2-3 лет от капризов так: если ребенок может объяснить, что он хочет, – это каприз, нет – это истерика.
Также в распознавании истерики вам помогут симптомы-стадии:
- крик: малыш не говорит с большей громкостью, а просто кричит;
- двигательное возбуждение: ребенок топает ногами, может даже выгибаться дугой и биться головой о стену, царапать себя, рвать волосы на голове, разбрасывать вещи;
- рыдание: не плач, а именно слезы ручьем, постоянные всхлипывания, которые могут продолжаться долго.
Чем раньше вы заметите истерику и ее симптомы, тем лучше, поскольку с каждой стадией успокоить малыша все сложнее и сложнее.
Если вы обнаружили следующие симптомы во время приступов, то следует обратиться к врачу:
- нарушение дыхания, порой его остановка;
- частое повторение истерик, отличающееся агрессией;
- дрожь в конечностях или подбородке;
- повышенный или пониженный мышечный тонус;
- расширенные зрачки;
- частые срыгивания;
- плохой сон;
- потеря сознания.
Наиболее распространенные причины детских истерик в 2-3 года:
дискомфорт, связанный с болезнью либо с началом заболевания;
недосып, переутомление;
голод или, наоборот, переедание;
неустойчивая нервная система;
нарушение режима дня;
полученная травма (ушиб, порез, ожог);
желание проявить себя, отсутствие возможности сделать это;
отвлечение взрослым ребенка от дела, которым последний увлеченно занимался;
неспособность четко выразить свои желания и несогласия;
отсутствие четкой реакции на разные поступки малыша со стороны родителей;
желание привлечь к себе внимание взрослых;
гиперопека родителей, которые не дают ребенку делать что-то самостоятельно;
сильная строгость, часто сопровождающая предыдущий пункт;
в случае если родился второй ребенок – ревность к новорожденному.
Зная эти причины, можно избежать ненужных нервных потрясений, максимально нейтрализовав раздражители. К сожалению, обойтись без истерик полностью мало кому удается.
Дети младшего школьного возраста и подростки
С момента начала посещения дошкольного или школьного учреждения, ребёнок ежедневно находится в коллективных условиях. Учащиеся младших классов и подростки, чаще сталкиваются с такими нарушениями со стороны пищеварительного тракта:
- Острый гастрит. Как правило, данное состояние развивается под воздействием инфекционных возбудителей.
- Дискинезия желчевыводящих путей. Ускоренное выведение желчи или её задержка в желчном пузыре, чаще всего провоцируется нерациональным питанием, когда в меню ребенка преобладают так называемые перекусы. Кроме пищевого фактора, спровоцировать дискинезию у ребенка и подростка могут врождённые аномалии развития желчевыводящих путей.
- Острые и хронические гепатиты. Основной причиной развития воспалительного процесса в печени являются вирусы гепатита. Чаще всего дети и подростки сталкиваются с гепатитом А. Инфицирование происходит при употреблении некачественной воды, с немытыми руками, а также с грязными овощами и фруктами.
В отличие от взрослых, при лечении детей необходимо соблюдать особый подход. Для лечения симптомов дисбактериоза кишечника у детей, назначаются средства, содержащие бифидум и лактобактерии. При выборе лекарственных средств отдается предпочтение медикаментам щадящего действия, которые имеют минимальный список побочных эффектов. Одним из главных звеньев лечения инфекционных и неинфекционных патологий желудочно-кишечного тракта у детей являются пробиотики и пребиотики, которые восстанавливают нормальный баланс кишечной и желудочной микрофлоры.
Как помочь ребенку пройти этот период наиболее эффективно?
Стоит помнить, что вы с ребенком являетесь учителями друг для друга. Вы учите его осваивать этот мир, а он учит вас осознавать себя. Какие вы? Как вы смотрите на этот непростой период и взаимодействие с ребенком?
Ребенок должен научиться трансформировать агрессию, отстаивать границы, настаивать на своем. Это необходимо для взрослой жизни.
Если смотреть на все это НЕ как на то, что ребенок сознательно и назло отравляет нам жизнь, а как на период обучения, будет проще.
Еще раз вспомним пример с обучением ребенка самостоятельно есть. Можно было бы всю жизнь самим кормить ребенка с ложки, но тогда он бы никогда не научился есть сам. Поэтому нам необходимо пережить этот период, когда после каждого обеда приходится отмывать ребенка, стульчик, кухню. Никакого другого способа научить ребенка есть самостоятельно не существует.
Точно также и с кризисом 3 лет. Нужно помнить, что ребенок не стремиться отравить нам жизнь, манипулировать, не добивается власти. Он просто учится.
Чтобы научиться конфликтовать, направлять свою агрессию, настаивать на своем, человеку нужен партнер, он должен учиться на ком-то.
Поэтому, если родитель будет мыслить о себе как о тренере, партнере, учителе, ему будет психологически легче. Он не будет считать себя жертвой или демонстрировать агрессию. Родитель будет понимать, что сейчас ребенок учится.
Он должен дать ребенку максимальное разнообразие реакций. Что это значит? Об этом следующий пункт этой статьи.
Какие еще факторы способствуют развитию частых отитов у детей?
Аллергия. Было установлено, что аллергические процессы могут по-разному влиять на состояние среднего уха и слуховой трубы. Это и воспалительный отек (такой же как и в других отделах дыхательной системы), и заброс аллергенов из носоглотки в слуховую трубу, и среднее ухо. Все это приводит к дополнительному ухудшению и так плохо функционирующей слуховой трубы у детей.
Аденоиды. Увеличенная аденоидная миндалина примыкает к устью слуховой трубы в носоглотке. Установлено 2 возможных механизма:
- Бактериальный резервуар, и при каждом удобном случае (ОРВИ, чихание при аллергии) инфекция попадает в ухо.
- Из-за излишнего давления увеличенных аденоидов на устье слуховой трубы дополнительно нарушается процесс ее открытия.
Рефлюкс. Следует отметить, что острые отиты у совсем маленьких детей (до 6 месяцев) могут возникнуть вообще без связи с инфекцией. Кормление в неправильном положении может приводить к забросу пищи в носоглотку и в среднее ухо. Это было подтверждено наличием пепсина в среднем ухе у детей. Слизистая оболочка дыхательных путей не имеет защитных свойств от желудочного содержимого и реагирует на него воспалительными изменениями. По этой же причине не рекомендуется длительное использование соски (более 6-12 месяцев).
Помощь ребенку
Для начала, нужно пересмотреть распорядок дня и быт в целом. Это нужно для того, чтобы исключить нервных перегрузок и переутомления малыша. Ведь если ребенок будет сильно уставать, то истерики участятся.
Следует придерживаться некоторых правил, чтобы помочь малышу:
- Не нужно расставлять слишком жесткие рамки вокруг ребенка. Если часто делать наперекор требованиям малыша, то это усугубит ситуацию, и истерики только участятся.
- Не следует самим назначать успокоительные средства по отзывам из интернета или своих знакомых. За этим следует обратиться к врачу.
- Во время истерик обеспечьте малышу безопасность. Уберите все колющие и режущие предметы. Постарайтесь придерживать ребенка, чтобы он не травмировал себя.
- Не следует что-то доказывать и пытаться «приводить в себя» ребенка, находящегося в истерике. На малыша не подействует ничего, пока он не успокоиться самостоятельно. Пока ребенок бьется в истерике, не следует на него кричать или бить. Малыш может испугаться этих действий и начнет кричать еще громче.
- После окончания детских криков не следует первым начинать разговаривать с ребенком. Большинство детей думают, что мама или папа пошли ему на уступку, и истерика вероятнее всего начнется с удвоенной силой. В этом случае лучше дождаться, когда ребенок придет в себя и подойдет сам. Тогда нужно подарить малышу большую порцию любви и ласки. Также нужно вести себя таким образом, как будто ничего не было.
- Нужно дать понять малышу, что своим ужасным поведением он ничего не добьется. Даже когда малыш успокоится, не стоит позволять ему то, что он хотел добиться. Продолжите заниматься тем, чем и занимались, когда ребенок прекратит истерику. И не напоминайте о ней малышу.
Придерживаясь всех этих правил, вы поможете малышу исследовать мир и покажите ему рамки вседозволенности. Не стоит забывать главного – любая истерика когда-нибудь заканчивается. И когда это произойдет, маленькое чудище, которое каталось по полу, и орала до хрипоты в голосе окажется снова маленьким, крохотным малышом. И он, как никто другой, будет нуждаться в двойной порции любви и ласки. И в эти моменты следует дать ему это.
Чтобы не было истерики, предупреждайте заранее
Много слез бывает, когда ребенок увлечен игрой, а взрослым надо по какой-то причине эту игру прервать. То ли обедать пора, то ли домой идти, то ли спать. Мгновенно прекратить игру бывает сложно, и здесь подойдет прием «Предупреждение».
Ребенка лучше предупредить заранее, дать время закончить, помочь довести сюжет игры до логического завершения. Чтобы пирамидка была собрана, паровозик успел закончить свой маршрут, все феечки благополучно вернулись в свои кроватки, а в поединке роботов определился победитель.
Нам ведь, взрослым, тоже бывает сложно резко переключиться с одного вида деятельности на другой. Необходимо какое-то время, чтобы поставить дело на паузу, доведя до логической точки. Дочитать главу, дописать письмо, досмотреть новостной сюжет, закончить уборку. Понятно, что если случится что-то экстренное, мы все бросим и побежим. Но это будет стресс.
Для ребенка резкое переключение на другую деятельность — это тоже стресс. На стресс он реагирует слезами. Если не случилось ничего экстренного, считаю возможным проявить уважение к деятельности ребенка, помочь завершить дело, которым он в данный момент занят.
Со старшими детьми этот прием тоже работает. Был период, когда я очень сильно раздражалась на то, что приходится долго ждать детей к столу, звать по нескольку раз. Прибегали обычно после ультиматума: «Если сейчас не придете — кормить не буду!».
Однажды в гостях у мамы я сама оказалась в роли такого ребенка
Мама позвала к столу, а мне было очень важно дописать главу, пока мысль не вылетела. Я так увлеклась процессом завершения, что очнулась только на вопросе: «Почти остыло
Тебе подогреть? Или уже в холодильник убрать?». С тех пор я стала с детьми договариваться, когда (во сколько) ужинаем, чтобы они к этому времени старались все дела завершить.
Десятый скачок роста — мир систем
72–75-я недели
Лейтмотив: «Я, ты, мы, они»
Что теперь умеет малыш:
-
начинает проявлять гибкость в применении принципов и примеряться к обстоятельствам. В этом возрасте начинается формирование совести;
-
понимает, что его действия приводят к определенным событиям, что он обладает властью над вещами, способен принимать решения;
-
отмечает, что другие люди имеют отличные от его предпочтения;
-
замечает различия между своими и чужими;
-
рисует окружающие предметы, себя.
Особенности поведения
Более возбудим, хочет находиться с мамой все дни напролет. Порой ребенок может показаться вам просто невыносимым в своей настойчивости.
Что делать родителям?
Дайте выход его энергии. Дурачьтесь вместе, устраивайте шумные игры, пускайте мыльные пузыри, бегайте. Это период, когда ребенок выбирает, что ему интересно. Будьте внимательны, наблюдайте, пытайтесь разобраться, какими способностями и склонностями он наделен. Поощряйте его новые умения и интересы. Позвольте ребенку познакомиться с разнообразными системами. Сейчас он стремится к порядку — дайте ему возможность насладиться этим: купите пазлы, объясните, как их собирать.
Совет психолога:
Когда пошел годовалый ребенок, видно, что он бежит, куда его ноги несут — под ним земля вертится. А полуторагодовалый конкретно двигается из пункта А в пункт Б, у него есть четкий маршрут. Он может споткнуться по дороге, но он понимает, куда ему надо. Это качественно другой уровень.
Юношеский возраст
Раннюю юность как отдельный возрастной этап становления личности ребенка выделяют не все психологи. Многие ограничиваются подростковым периодом. И все же, кризис юношеского возраста происходит в 17 лет.
На пороге совершеннолетие, которое ассоциируется у детей с полной свободой и независимостью. И пока оно не наступило, подростки впадают в размышления о бытие. Вся жизнь впереди, и надо тщательно ее продумать. В это же время наступает и половая зрелость, возникает стремление к интимным отношениям.
Обычно кризис ранней юности протекает мягко, без острых проблем. От взрослых требуется проявление уважения к мнению своего ребенка и психологическая поддержка. Строго наказывать ребенка за то, что он проявляет свой характер, утверждается как личность, не совсем правильно в любом возрасте. Наказание должно быть понятным ребенку, он должен осознавать последствия того или иного поведения, должен понимать, что какие-либо его выходки могут сильно ранить окружающих.
Должна ли быть у ребенка свобода выбора?
Как и любой взрослый человек, ребенок должен иметь право выбора. В период кризиса 2-3 лет формируются волевые качества малыша, и для нормального их становления, ему нужно осознавать свою самостоятельность в моменты принятия решений. Отказ в возможности выбирать может подорвать развитие уверенной и целеустремленной личности.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: кризис 3 лет у детей
Однако полная свобода тоже не является наилучшим решением для деток в два – три года. Идеальный вариант – предоставлять крохе выбор с помощью вопросов с уловкой. Например, пусть он решит на какую площадку пойти гулять, или какую лопатку взять с собой: большую или маленькую и тому подобные повседневные мелочи.
Причины
Основная причина, из-за которой у детей наступает кризис 3 лет, — это стремление к самостоятельности. К этому возрасту они уже хорошо говорят, могут ясно и чётко выражать свои желания и эмоция вербально. Им кажется этого достаточно, чтобы быть такими же, как взрослые: есть то, что едят они, сидеть допоздна за телевизором, ругаться нехорошими словами. Каждое действие в рамках этого маленького домашнего апокалипсиса будет направлено на стремление к независимости.
Однако кризис 3 лет у каждого ребёнка протекает по-разному. Кто-то делает существование домашних невыносимым — бесконечные истерики, неуправляемая агрессия, постоянные протесты, полное обесценивание прежних правил приводят к серьёзным проблемам. У других проявления не столь яркие: единичные случаи строптивости, резкая смена настроения, небольшие капризы. Заметно, что кризис наступил, но он вполне контролируемый. Есть и такие детки, у которых всё проходит сглаженно и практически незаметно.
Психологи выделяют ряд причин интенсивности и яркости проявления кризиса 3 лет.
Авторитарный стиль воспитания
Если в семье установлены чрезмерно жёсткие нормы, требуется безусловное подчинение, подавляются воля и самостоятельность, это выливается в длительные истерики.
Гиперопека
Чрезмерная родительская забота, как и авторитарный стиль воспитания, подавляет волю и самостоятельность. Ребёнка даже в 3 года считают несмышлёным, нежизнеспособным и совершенно беспомощным. Не дают ему и шагу ступить без разрешения взрослого. Неудивительно, что малыш будет доказывать обратное, что существенно осложнит проблемный период.
Социум
Ситуация часто осложняется из-за авторитарного стиля воспитания или элементарной грубости воспитательницы в детском саду. Плохое влияние на ребёнка может оказать компания ребят, с которыми он играет во дворе или в садике. Конфликты с другими людьми заставляют его ещё более рьяно отстаивать свою независимость.
Внутрисемейные отношения
Кризис усугубляется, если внутри семьи напряжённая атмосфера. Во-первых, если родители часто ругаются или находятся в состоянии развода. Вторая психотравмирующая ситуация — их постоянная занятость на работе, заниматься ребёнком некогда. Проблемы могут начаться после рождения второго малыша. Возникает детская ревность, которая оборачивается неконтролируемыми вспышками гнева. Во всех этих случаях наблюдается дефицит внимания.
А вот старшие дети, участвующие в воспитании, облегчают течение кризиса.
Темперамент
Неустойчивая нервная система, чрезмерная впечатлительность, холерический или меланхолический тип темперамента — ещё одна причина усугубления кризиса 3 лет.
Состояние здоровья
У здоровых детей кризисный период протекает в рамках нормы. Он заметен, но держится родителями под контролем. Если у ребёнка к 3 годам обнаруживаются психические отклонения и расстройства, ситуация усугубляется, проявления неуправляемые, яркие и взрывные. При наличии хронических заболеваний, генетических патологий, физических недостатков от рождения дети обычно сильно привязаны к матери и не бунтуют против неё. Поэтому они чаще всего не доставляют особых хлопот.
Часто одной из основных причин кризиса 3 лет называют адаптацию к детскому саду. Действительно, именно в этом возрасте родители обычно отдают ребёнка в это дошкольное учреждение. Но есть и такие детки, кого определяют туда гораздо раньше (с 1,5 или 2 лет). Есть малыши, которые вообще туда не ходят, сидят дома с мамой или с бабушками и дедушками. Согласно проведённым исследованиям, во всех этих случаях к 3 годам наступает возрастной кризис, независимо от того, посещает ребёнок детский сад или нет и с какого возраста.
Психология: с чем связан кризис 3-х лет у ребенка
Кризис трех лет – один из наиболее важных этапов в процессе взросления малыша. Кроме того, стоит отметить, что он очень важен, как в жизни родителя, так и в жизни самого ребенка. У обеих сторон происходит первое отделение друг от друга.
Так, кроха начинает понимать, что он – самостоятельная личность, которая вправе так же, как и мама с папой, принимать решения, высказывать свое мнение и отстаивать его. В его речи все чаще появляются: «я», «я сам», «хочу», «буду/не буду» и т. д. При этом он доказывает свою самостоятельность не только словами, но и делом. Начало данного периода считается лучшим временем для того, чтобы отдать ребенка в садик. Он так же, как и вы, сможет пережить процесс адаптации комфортно.
Что же касается родителей, то немаловажным является момент, так сказать, первого отпускания малыша. Вы должны принять тот факт, что он действительно стал старше, и вы можете доверить ему некоторые вещи выполнять самостоятельно. Например, научить его полностью одеваться, завязывать шнурки или мыть посуду. Если же вы не сможете справиться с собой и дать крохе необходимую, но разумную свободу действий, то вы рискуете вырастить «маменькиного сыночка или дочечку».
Другие советы
Очень важно в этом вопросе найти золотую середину для каждого родителя. Поверьте, те мамы и папы, которые стараются во всем угодить своему малышу, не делают ситуацию лучше
Кроме того, они закладывают основу для роста настоящего деспота. Не забывайте: пройдет несколько лет и вас встретит —кризис 5-ти лет—, потом школьные годы и —кризис 7 лет у ребенка—, а там не за горами и переходный возраст. При этом с каждым разом при неправильно выбранной тактике вам не будет становиться легче.
В то же время, родители, которые держат своих детей в ежовых рукавицах, тоже поступают неправильно. У ребенка нет свободы действий, он не узнает достаточно новой информации и, соответственно, медленнее развивается
Поэтому очень важно выбрать позицию, которая дает малышу достаточную свободу, но в то же время для него существуют рамки поведения, которые установлены в вашей семье
Кризис первого года жизни
Младенцами дети считаются до того момента, когда начинают ходить и говорить. Эти новообразования, как психолог Выготский назвал все приобретаемые детворой умения и навыки, появляются в возрастном промежутке от 9-ти месяцев до полутора лет. Данный период называется кризисом первого года жизни.
Речевая деятельность и ходьба – отличительные признаки развития годовалого ребенка. Способности ходить и говорить возникают у каждого малыша в разное время. Кто-то произносит первые слова в 10 месяцев, кто-то позже. Так же и с ходьбой. Все индивидуально.
Первые шаги и первые слова делают ребенка более самостоятельным. Происходит некий разрыв между ним и опекой взрослых. Он хочет все делать сам. Родители порой пугаются такой самостоятельности и напрасно тормозят развитие ребенка. Он все равно будет пробовать все «на вкус», такого природа познания мира. Взрослым необходимо проявить терпимость и обеспечить безопасность своего чада. Он будет топать, не держась за руку мамы, будет брать в рот все, что попадется на глаза и заинтересует, попробует и «отдавать команды» с помощью указания пальчиком или начав истерику.
Родителям же необходимо следить, чтобы не задел острые углы или не упал возле твердых предметов, убирать мелкие детали, лекарства и пр., учиться договариваться. Кстати, именно на этом этапе можно заложить основу для хороших взаимоотношений с малышом.
Психологическая картина кризиса трёх лет
Кризис трёх лет не имеет чётких границ начала и окончания. Примерные временные рамки появления симптомов — это 2-3,5 года. О приближение кризиса может рассказать острая заинтересованность ребёнка самим собой. Он рассматривает себя в зеркале, наблюдает за своей тенью, озадачиваться внешним видом и тем, как выглядит в глазах других людей. В этот период многие дети начинают остро реагировать на неудачу: швыряют игрушки и предметы, бьют себя и близких взрослых.
Кризис трёх лет часто проявляется в демонстративном поведении ребенка. Недовольство он выражает истериками и капризами. Такая реакция может быть на любое ранее привычное действие родителей. На все вопросы и предложения взрослого у малыша один ответ – «нет!». Однако такое поведение ребёнка считается нормой для данного возраста. И это необходимо понять и принять.
Для кризиса трёх лет характерна чёткая специфическая симптоматика, которая называется «семизвездием кризиса трёх лет», поскольку эти симптомы проявляются ярко и в совокупности.
Негативизм
Негативизим – наиболее очевидный симптом данного кризиса. Это реакция не на содержание предложения, а на то, что оно идёт от взрослого. Особенно если это предложение сделано в авторитарном тоне. Ребёнок специально не выполняет просьбы родителей. Он стремиться сделать всё наоборот, наперекор взрослому, даже вопреки своим желаниям.
Упрямство
Упрямство проявляется в настаивании ребёнка на своём. Переубедить его невозможно. Он так решил и других вариантов он не приемлет.
Строптивость
Выражается в недовольстве всем, что предлагают ему взрослые, с чем ребёнок имел дело раньше. Это реакция не на конкретного человека, а в целом непринятие сложившихся правил поведения в семье, режима дня и прочих условий.
Своеволие
Заключается в стремлении к самостоятельности. Психологи часто называют этот этап в развитии кризисом «Я сам!». Ребёнок хочет сам решать, куда ему идти, что есть на обед, когда укладываться спать, в какую игру поиграть. Это стремление он подкрепляет словесно. Самая популярная фраза этого возраста: «Я сам!». Сама по себе тенденция к самостоятельности – признак адекватного возрасту развития. Таким образом ребёнок проверяет свои возможности, удовлетворяет потребность в познании.
Протест-бунт
Проявляется в виде частых ссор с родителями. Ребёнок возражает против всего, что ему говорят взрослые. Малыш хочет, чтобы его желания и мнение воспринимали всерьёз. Если этого нет, начинается конфликт, который может быть спровоцирован абсолютно любой ситуацией.
Обесценивание
Обесценивание, как симптом кризиса, выражается в речи ребёнка и его действиях по отношению к значимым взрослым и любимым вещам. Все, что было интересно и дорого ребёнку раньше, в этот период жизни теряет свою значимость и ценность. В лексиконе малыша могут появиться ругательные слова, которыми он начинает обзывать родителей. Некоторые малыши проявляют физическую агрессию к маме или папе, отказываются от любимых игрушек или ломают их.
Деспотизм
Малыш считает себя в семье самым главным и стремится полностью управлять родителями. Он добивается выполнения своих требований любыми способами. Если мама занята домашними делами, она должна всё бросить и просто сидеть рядом
Если она не выполняет требований малыша, он пускает в ход весь свой арсенал: начинает хныкать, вредничать, разбрасывать вещи по дому, то есть делать всё, чтобы привлечь внимание матери. В семьях, где несколько детей, этот симптом называется симптомом ревности, который проявляется капризами, агрессией, направленной на брата (сестру) и родителей. Но иногда этот критический период может проходить практически незаметно для родителей
Существует мнение психологов, что это может не лучшим образом отразиться на становлении личности ребёнка и даже может привести к задержке в развитии волевой сферы. Однако в кризисе развития главное не то, как он протекает, а то, к чему он приводит. Проявление самостоятельности, воли, интерес к познанию окружающего – признаки того, что развитие соответствует возрастным нормам
Но иногда этот критический период может проходить практически незаметно для родителей. Существует мнение психологов, что это может не лучшим образом отразиться на становлении личности ребёнка и даже может привести к задержке в развитии волевой сферы. Однако в кризисе развития главное не то, как он протекает, а то, к чему он приводит. Проявление самостоятельности, воли, интерес к познанию окружающего – признаки того, что развитие соответствует возрастным нормам.
Проявления кризиса и чем они обусловлены с точки зрения развития психики
Начало кризисного периода отследить непросто, но у него существует несколько отличительных черт. Симптомы кризиса:
- Изменения в поведении ребенка. Взрослые все чаще слышат от малыша «нет» в ответ на просьбы, он начинает упрямиться, проявляет агрессию (бросает вещи, ломает игрушки), плачет, кричит. Успокоить ребенка в такие моменты крайне сложно. Поводы для истерики могут быть незначительными, например, родители вместо банана дали малышу яблоко или налили суп не в ту тарелку.
- Поведение крохи становится неуправляемым, а реакция на привычные вещи — необъяснимой. Послушный ранее ребенок не поддается на уговоры и проверенные методы воздействия.
- Малыш может отказываться от нравившихся раньше развлечений, отрицательно реагировать на интересные занятия и игры, протестовать при кормлении, одевании и др. привычных процедурах.
Главные причины такого поведения:
- Конфликт между желаниями, которые начал осознавать ребенок, и возможностями. Чаще всего дети злятся на объект (родителей или предметы, в том числе игрушки), когда пытаются что-то сделать (например, объяснить что-то родителям или собрать конструктор), но им это не удается. Иногда по той же причине малыши злятся на себя и специально делают себе больно (в том числе, грызут ногти, с силой бьют по коленям и др.)
- Неполное владение речью. Во-первых, двухлетнему крохе попросту не хватает слов, чтобы выразить свои желания и объяснить их, поэтому он действует (что иногда выглядит как упрямство, действие «на зло» или «наперекор», настырность). Во-вторых, ребенок еще не овладел навыком замещения: когда ему больно, он плачет, а не озвучивает свои чувства, когда он зол, ругается, швыряет вещи или дерется. Малыш в два года не умеет описывать (чувства, предметы, желания) и договариваться (когда взрослые договариваются с ним — он просто соглашается или отказывается).
- В то же время ребенок становится активным, более уверенным в себе, стремится к самостоятельности и построению взаимоотношений с окружающим миром. Малыш сам управляет своим телом: ест, ходит в туалет, играет в некоторые игры. По этой причине все чаще можно услышать от крохи отказ, и каждое из этих «нет» служит утверждением собственного цельного «я».
Однако не всегда громкий плач — признак кризиса. Нередко дети используют этот прием для манипуляции. Стоит несколько раз дать малышу требуемое «лишь бы перестал», и кроха вполне усваивает такой метод получения всего, что ему нужно. Кроме того, плач двухлеток, как и грудничков, часто связан с болью или страхом, нередко — с обидой или ощущением, что его не любят.
Кризис у двухлеток отличается эмоциональностью, но иногда протекает без ярко выраженных особенностей
Если родители будут уделять должное внимание потребностям малыша, то переходный период пройдет с минимумом проблем
Расстройства соматоформные и невротические, связанные со стрессом
Объединение соматоформных и невротических, связанных со стрессом, расстройств в одну большую группу основано на том, что большая часть этих патологий имеет психологические причины. Кроме того, эта группа расстройств имеет много исторических связей с общей концепцией неврозов.
В эту категорию расстройств входят:
1. Фобии (страхи). Пациенты, страдающие фобическими тревожными расстройствами, испытывают чувство страха в определенных ситуациях или при наличии внешних объектов, которые не представляют реальной угрозы. Встречаются различные виды фобий. Дети и подростки могут бояться повышенного внимания со стороны других людей, такие расстройства принято называть социальными фобиями. Также известны изолированные или специфические фобии, ограниченные конкретными ситуациями или объектами. Пациент может испытывать тревогу при перелетах на самолете, при виде крови, при посещении общественных туалетов и т.д.
2. Панические атаки, агорафобия. Обычно под агорафобией понимают боязнь открытого пространства. Пациент испытывает чувство тревоги перед большим количеством народа (толпой), а также паникует от мысли, что нельзя быстро вернуться в зону комфорта, например, домой. Отличительной чертой данного вида расстройств от других видов фобий, является то, что больные редко испытывает сильные тревожные чувства. Так как основная часть их деятельности направлена на избегание фобических ситуаций. Агорафобия часто сопровождается паническими атаками.
3. Обсессивно-компульсивное расстройство (навязчивые мысли и действия, трихотиломания, онихофагия). Для данного вида расстройств характерно наличие тягостных для больного обессивных мыслей или компульсивных действий. Развитие патологии начинается в детском возрасте, обессивные расстройства одинаково часто встречаются как у девочек, так и мальчиков.
4. Соматоформные расстройства (кардионевроз, гастроневроз, синдром раздраженного кишечника, психогенный болевой синдром и т.д.) Появление подобных расстройств связно с эмоционально значимыми стрессовыми ситуациями, которые пережил больной. Жалобы на болезненные симптомы могут возникнуть у ребенка, воспитывающегося в семье, где любовь и поддержку получают только больные дети.
К невротическим, связанным со стрессовыми ситуациями, расстройствами можно отнести и другие патологические состояния. В большинстве случаев наблюдается сочетание различных симптомов, хотя наиболее распространенными все же являются депрессии и тревожные состояния различной тяжести.