Кондуктивная тугоухость у детей: о чем нужно знать каждому родителю
Содержание:
- Под маминым контролем
- Когда новорожденные начинают слышать
- А что малыш видит
- Это обратимо?
- Когда нужно насторожиться
- Особенности развития органов слуха
- Как проводится обследование?
- Как правильно ухаживать за ребенком
- Как развивается слух
- Можно ли как-то наладить контакт
- С какого возраста можно использовать импланты?
- Поведенческая аудиометрия
- Когда надевать слуховой аппарат на ребенка с тугоухостью
- Как проверить слух у новорожденного?
- Как родители могут заметить снижение слуха у ребенка, особенно, если оно небольшое?
- Как работать с маленьким пациентом после операции?
- Каким образом проверяют слух у новорождённого?
- Физиологические особенности
- Как проверить, слышит ли новорожденный
- Метод Калмыковой
Под маминым контролем
Если аудиологический скрининг в роддоме по каким-либо причинам не проводился, но у Вас возникают подозрения, что Ваш ребенок плохо слышит, проверьте слух малыша в домашних условиях (не раньше 5 дня после родов). Для этого незаметно похлопайте в ладоши рядом с ушком малыша. Звук не должен быть слишком громким. Сделайте тест сначала на правое, затем на левое ушко.
Отсутствие реакции ребенка на домашний слуховой тест – повод для немедленного визита к врачу!
Но имейте в виду, что слух у недоношенных детей развивается позже. Если ваш малыш появился на свет раньше срока, пройдите полное обследование, чтобы исключить патологии.
Слуховой аппарат развивается так, что в первые дни жизни кроха реагирует только на определенные вибрации, резкие звуки. На незначительные шумы в спокойной обстановке он не обращает внимания. К месяцу слух полностью развивается. Об этом говорят такие признаки:
-
Малыш начинает слышать и распознавать некоторые звуки.
-
В конце второго месяца он узнает на слух маму, привыкает к голосам других близких.
-
К 4 месяцу кроха осознанно поворачивает голову в сторону источников звука.
-
К полугоду кроха реагирует на свое имя и своеобразно откликается движениями. Он может улыбаться, если с ним разговаривать.
Когда новорожденные начинают слышать
Существует мнение, что младенец в первые несколько суток ничего не слышит. Причина – наличие жидкости во внутреннем ухе.
Мнение экспертаНиколаева Елена СергеевнаПрактикующий врач педиатр.Задать вопрос
Такое мнение ошибочно. Буквально с первых минут грудной ребенок начинает слышать, правда только громкие и резкие звуки. На спокойную музыку или работающий телевизор он не реагирует.
Новорожденные способны отличать голос людей от других звуков. Самым приятным является материнский голос.
Малыши различают интонацию, скорость речи, тембр голоса. Начинают резко плакать, вздрагивать, настороженно молчать.
Если реакция ребенка на звук изначально не наблюдается, паниковать не стоит. Осознанно реагировать он начнет только к третьему месяцу жизни.
Убедиться в отсутствии отклонений родители могут в домашних условиях. Первые тесты проводятся через неделю после родов.
А что малыш видит
Конечно, любую маму волнует вопрос о том, когда начинают видеть и слышать новорожденные дети. Женщина наклоняется над обожаемым карапузом и думает, а видит ли ее малыш.
В родильном доме глазки малышам проверяют с помощью светового луча. При попадании света нормально развитый зрачок уменьшается.
Новорожденный не способен пока различать предметы, но может видеть светлые и темные пятна. Но уже буквально через месяц ребенок будет видеть черты окружающих предметов с расстояния около 30 см.
Поэтому при подвешивании игрушек или показе погремушек всегда рекомендуют придерживаться данного расстояния. Но вот мир малыша в это время черно-белый.
Современные издатели книжек для малышей даже выпускают экземпляры с черно-белыми картинками.
В любом случае, в то время, когда начинает видеть и слышать новорожденный, самым любимым звуком будет голос мамы. А наиболее интересный предмет, привлекающий малыша, — лицо. Причем многие психологи даже рекомендуют на время бодрствования малыша закреплять в поле его видимости нарисованное изображение лица.
Это обратимо?
Каждый случай – индивидуален. По умолчанию считается, что обратимая тугоухость, выражаясь, медицинским языком, кондуктивная – та, которая не связана со слуховым нервом, повреждением внутреннего уха, и которую успели вовремя заметить. Вовремя – это максимум в течение месяца после возникновения и то не в каждом случае, а, например, после простуды или травмы. В дальнейшем эффективность медикаментозного лечения снижается
Чтобы не упускать время, важное для развития ребенка, рекомендуется слухопротезирование (слуховые аппараты, если отпадет в них надобность, всегда можно снять) и занятия с логопедом-дефектологом, дабы не отстать от сверстников
Если требуется хирургическая коррекция (удаление жидкости из среднего уха, восстановление слуховых косточек и т. п. – вариантов очень много), сурдолог подробно расскажет об этом на приеме, объяснит порядок действий.
Зачастую многие взрослые относятся к детским отитам пренебрежительно, мол, с кем ни бывало. Но даже такая, казалось бы, мелкая неприятность, способна вызвать стойкое снижение слуха. Все заболевания нужно долечивать.
Если же в результате обследований подтверждается, что снижение слуха – сенсоневральное или смешанное, т. е. уже связанное со слуховым нервом, невозможностью проводить звуки во внутреннем ухе, будет разработан маршрут реабилитации со слуховыми аппаратами или кохлеарными имплантами, участием различных узких специалистов.
Просто ждать и наблюдать в большинстве случаев – не вариант. Ребенку необходимо слышать весь частотный диапазон. Каждый звук важен для развития!
Так, при потере слуха I степени, т. е
самой небольшой, легкой, на которую многие взрослые у себя вообще могут не обращать внимание, у малыша будет нарушена разборчивость слов. Особенно тех, где звуки близкие по звучанию
Например, слова «кошка» и «ложка» ребенок будет воспринимать одинаково. Даже в тишине на небольшом расстоянии от говорящего. Способствует ли это детскому развитию или мешает – ответ потен без объяснений.
В шумной акустической обстановке – на фоне разговоров в классе, на улице с десятками звуков, шумом машин, разговорами прохожих, в помещении, где работает телевизор, играет музыка – ребенку на 100 % придется сложно.
Поэтому детям даже с I степенью тугоухости рекомендовано слухопротезирование и занятия со специалистами.
Комплексовать и бояться по этому поводу не надо.
Во-первых, дети зеркалят отношение взрослых к проблеме. Если окружающие спокойны и позитивны, свое снижение слуха малыш воспримет нормально. Ходят же детки в очках, брекетах, у некоторых вообще протезы или они передвигаются на инвалидных колясках, а у него всего-то оригинальные девайсы на ушах.
Во-вторых, современные слуховые аппараты и кохлеарные импланты практически не мешают вести полноценную насыщенную жизнь. И даже делать «фантастические» вещи – например, подключаться к смартфону и отвечать на звонки, не беря аппарат в руки. Какие возможности откроются в будущем – сегодня трудно даже представить. В общем, во всем можно найти плюсы.
Когда нужно насторожиться
Поскольку слух у новорожденного ребенка формируется постепенно, многие родители испытывают тревогу, замечая, что реакции малыша отсутствуют или очень слабы. Они хотят удостовериться, что со слухом малыша все в порядке, ведь по статистике два ребенка из тысячи появляются на свет с врожденной тугоухостью.
Мы не будем описывать все возможные варианты нормы, поскольку развитие каждого ребенка протекает очень индивидуально и может быть совершенно непохожим у двух разных детей, притом, что это не будет означать, что один из них развивается с патологий.
Однако следующие закономерности позволят понять встревоженным родителям, что, возможно, что-то при формировании слуха идет не так:
- Если в 2-3 недели малыш не обращает никакого внимания на достаточно громкие звуки.
- Если ребенок старше месяца не пытается повернуть голову на звук, раздающийся вне зоны видимости.
- Если трехмесячный малыш не успокаивается от голоса матери.
- Если в возрасте около четырех месяцев малыш не обращает внимания на голоса или на необычный звук, которого он раньше не слышал, такой как шум новой игрушки.
- Если ребенок в возрасте от двух до четырех месяцев не пытается издавать звуки, подражать интонациям, произносить первые слоги.
Если родители, наблюдая за новорожденным, замечают какие-либо странности, им стоит показать малыша врачу-отоларингологу.
Для диагностики слуха специалисты используют современное оборудование, позволяющее установить наличие нарушений даже через несколько дней после появления малыша на свет.
Особенности развития органов слуха
Слух у эмбриона появляется уже на 16−17 неделе внутриутробного развития. Исследования показали, что еще до рождения дети слышат музыку и голоса людей, а после появления на свет могут узнавать знакомые звуки, реагируя на них активными телодвижениями. Быстрее всего малыш узнает свою маму, откликаясь на тембр ее голоса.
Новорожденные воспринимают все звуки без исключения, но реагируют они только на громкие сигналы, выделяющиеся из общего шумового фона, например, бренчание погремушки или хлопки в ладоши. На негромкие разговоры, звук пылесоса или телевизора, дети не откликаются. Но несмотря на это, не рекомендуется делать звук на максимум при просмотре телепередач. В этом случае сон ребенка будет прерывистым, и кроха не сможет полноценно отдохнуть.
Немного повысив громкость речи и изменив интонацию, можно увидеть, что малыш заинтересовался. Это выражается в изменении положения ручек и ножек, движении головки или своеобразной мимике. Также ребенок может вздрогнуть и замереть прислушиваясь. Если младенца испугает неожиданно возникший шум, он начинает плакать или судорожно двигать конечностями. Не нужно удивляться, если малыш негативно среагирует на попытку заговорить с ним. Он еще не разобрался, откуда исходят звуки, поэтому боится. Осознавать, в какой стороне находится источник шума и вертеть головой, могут трехмесячные дети.
Если что-либо завладело вниманием ребенка, он может не отвлекаться на другие раздражители. Таким образом, кроха учится концентрироваться
Известно, что все груднички любят слушать мелодичные классические композиции. Симфонии Баха, Штрауса, Шуберта успокаивают нервную систему младенца и благоприятно влияют на его развитие.
Как проводится обследование?
ВАЖНО! Необходимо, чтобы в момент проведения обследования малыш был спокоен. Лучше выбрать для этого один из промежутков бодрствования между кормлениями
Ребенка, который пока не умеет сидеть, кладут на пеленальный столик. Стол должен быть расположен таким образом, чтобы к нему можно было подойти справа и слева.
Ребенка старше 6 месяцев мама может посадить себе на колени.
Попросите кого-нибудь из близких помочь вам. В обследовании должны принимать участие 2 человека — наблюдатель и ассистент
Наблюдатель склоняется над ребенком и пытается привлечь внимание ребенка к яркой игрушке, передвигая ее вправо и влево. Задача наблюдателя в ходе обследования — увидеть реакцию ребенка на звук (замирание, прислушивание, активизация или торможение общих движений, расширение глазных щелей, поворот глаз или головы в сторону источника звука)
В тот момент, когда ребенок смотри прямо на игрушку или в лицо наблюдателя, ассистент сзади, на расстоянии 10 см от уха ребенка начинает трясти коробочкой.
При проведении обследования необходимо строго соблюдать следующие правила:
1) Чтобы получить достоверные данные о состоянии слуха ребенка, проводить обследование нужно от тихих звуков — к громким звукам. Звуковые сигналы должны идти в следующей последовательности: а) манка; б) гречка; в) горох. Если такая последовательность звуков нарушается, ребенок, «среагировавший» на громкий звук, тихий может просто не заметить.
2) Интервалы между сигналами должны быть не менее 30 сек. (Для того, чтобы угасла предыдущая реакция).
3) При подаче звуковых сигналов вы должны быть уверены в том, что ребенок не видит вашу руку со спрятанной в ней «шумовой» баночкой.
4) Процедура обследования проводится поочередно на каждое ухо.
Как правильно ухаживать за ребенком
Некоторые мамы кормят малыша по 10 раз в день — все зависит от потребностей. Основной объем молока дети выпивают за 5-10 минут, но некоторые устают и засыпают у груди. Тогда кроху нужно легонько похлопать по щекам, вынуть изо рта сосок и вложить снова.
Вместе с молоком в рот поступает воздух, из-за чего и происходит срыгивание — каждые 5 минут или при смене грудей. Чтобы помочь, младенца можно расположить вертикально на плече и немного поносить в таком положении. Легкий массаж живота по часовой стрелке, газоотводная трубочка тоже выводят газы из кишечника. В целом, вздутия, колики и спазмы часто бывают у ребенка в 1 месяц.
Новорожденных кормят каждые 2,5–3 часа, поэтому они часто пачкают пеленки. Количество испражнений зависит от числа кормлений и в среднем составляет 3-6 раз в сутки. А вот мочеиспускание происходит интенсивнее: 20-25 раз. Главное — следить за ребенком и оперативно менять подгузник, чтобы не вызвать раздражения кожи.
Есть еще несколько правил ухода за ребенком в 1 месяц жизни:
Расчесывать нежные волосы с помощью специального гребешка.
Подстригать ногти младенца, чтобы он не поцарапался.
Гулять на свежем воздухе.
Чистить нос, если там появились корочки или сопли — сам малыш не справится.
Подмывать несколько раз в день после дефекации.
Проводить купания каждый вечер с температурой воды 36 градусов. После того, как вы протерли кожу малыша от влаги, смазать ее теплым кремом.
Как развивается слух
Существует миф, что в первые несколько недель после рождения ребенок отдаленно слышит голоса. Именно поэтому некоторые родители стараются громче разговаривать с ним, думая, что тем самым они могут помочь ему их услышать. Что происходит в итоге? Плач, крики и капризы малыша. И все потому, что тот боится громкости. Причем совсем небезосновательно, ведь на деле все это может негативно сказаться на его нервной системе.
А по сути, привлечь внимание крохи могут просто высокие тона. Кстати, именно поэтому наши мамы и бабушки так любят с детьми «сюсюкаться»
И именно поэтому те всегда реагируют на других детей, точнее на их голоса.
Можно ли как-то наладить контакт
Крохотный комочек – это самое дорогое, что есть у родителей. Они ждали его 9 месяцев, а может даже всю жизнь. Поэтому оттягивать время налаживания контакта с ним еще на несколько долгих недель, им вряд ли захочется. Да и нужно ли, тем более что сделать это можно чуть ли не с рождения.
Знаете, в каком возрасте Вам удастся привлечь внимание малыша? В любом, главное, правильно к нему подойти и помочь ему сосредоточиться. Известно, что в первые 60 дней от роду ребенок способен разглядывать вещи, которые находятся на расстоянии 20 – 25 см от его головки
Почему? Говорят, что именно такое расстояние разделяет его и маму при кормлении грудью.
А это значит, что если приблизиться к нему ровно на столько, есть все шансы попасть в поле его зрения. И не стоит беспокоиться о том, что в эту самую минуту он Вас четко не увидит. Специалисты говорят, что это произойдет уже к 3 месяцам.
С каждым новым днем малыш растет и развивается, а, значит, получает все больше сведений об окружающем его мире
80% из них приходит к нему благодаря его глазам, но это совсем не значит, что нужно игнорировать важность тактильных ощущений маленького человечка
Поглаживания, массажи и нежные мамины прикосновения, как средство налаживания контакта в том числе, никто не отменял.
В вертикальном положении даже самые маленькие дети способны фокусировать взгляд. Поэтому чаще берите их на руки, держите на расстоянии 20 – 25 см от своего лица и помогайте им изучать окружающий мир. Пусть даже сейчас он составляет для них исключительно мамины глаза.
Не рекомендуется вешать игрушки в кроватку крохи непосредственно перед его лицом. Идеальный вариант – на уровне грудной клетки сбоку или за ножками.
Разговаривая с малышом, нужно следить за своей мимикой. С какого времени? Всегда. Дело в том, что улыбки и доброжелательность во взгляде многое ему говорят и нередко могут стать причиной капризов и плача.
Специалисты советуют чаще играть с малышами в «гляделки». Даже с самыми маленькими. Просто потому, что, таким образом, мама налаживает контакт со своим малышом, а сам он имеет возможность получше ее разглядеть.
Больше всего на свете новорожденные и карапузы любят разглядывать лица
С усами или без, с бородой, в очках, с высоким лбом или пухлыми губами – неважно. Главное, видеть новые очертания, изучать их и угадывать среди них родные.
Уже в 1,5 месяца ребенок может различать объемные и плоские предметы, а в 2,5 месяца – вогнутые и выпуклые.
В первые недели после рождения кроха способен видеть лишь белый и черный цвет, что обусловлено притупленностью его зрения
В 3 месяца он умеет различать желтый и красный. Через месяц-два – все остальные.
Я, Лена Жабинская, с нетерпением жду Вас здесь снова!
С какого возраста можно использовать импланты?
Минимально возможного возраста нет: есть ряд показаний и ограничений. Устанавливать кохлеарный имплантат маленькому ребенку рекомендуют при таких условиях:
- диагностировано снижение слуха четвертой степени, граничащее с глухотой;
- использование сверхмощных заушных слуховых аппаратов с индивидуальным вкладышем оказалось неэффективным в период не менее 6 месяцев.
Окончательное решение о возможности операции принимает консилиум врачей в клинике. В него входят врач-хирург, отохирург и сурдолог. Специалисты учитывают результаты компьютерной томографии височных костей в коронарной и аксиальной проекциях (значение имеет толщина костей черепа)
Также берут во внимание данные объективных исследований слуха
Поведенческая аудиометрия
Безусловно-рефлекторный метод
У детей в возрасте до 7 месяцев состояние слуха проверяют с помощью оценки безусловных рефлексов на звук. В некоторых случаях безусловно-рефлекторную аудиометрию проводят более старшим детям, если другие поведенческие методы исследования слуха (условно-рефлекторную или игровую аудиометрию) провести не удается. Безусловно-рефлекторную аудиометрию проводят, используя генераторы звука, педиатрические ручные аудиометры, бытовые звучащие предметы, «шумные» игрушки (погремушки, барабаны, пищалки).
Рисунок 1. Безусловно-рефлекторная аудиометрия с помощью ручного педиатрического аудиометра PA5 производства Interacoustics, Дания.
В ответ на звуковую стимуляцию медсестра или врач отмечает наличие или отсутствие безусловных рефлексов ребенка на звук, среди них, основные:
- рефлекс Моро — движение подрагивания руками и ногами, ребенок вытягивает руки и ноги, а потом снова подтягивает их к телу
- кохлеопальпебральный рефлекс — сжимание век при закрытых глазах или быстрое смыкание век при открытых глазах
- дыхательный рефлекс — за глубоким вдохом следует 5–10-секундная задержка дыхания, после которой дыхание снова нормализуется
- ауропальпебральный рефлекс Бехтерева — мигание и активность век
- ауропупилярный рефлекс Шурыгина — расширение зрачка
Безусловные рефлексы новорожденных угасают в возрасте примерно 3–5 месяцев и начинают развиваться первые ориентировочные реакции
При проведении безусловно-рефлекторной аудиометрии детям старше 6-7 месяцев обращают внимание на изменение поведения в ответ на акустические сигналы, такие как:
- изменения мимики
- поворот или движение головы
- движение глазами или бровями
- сосательная активность – замирание или усиленное сосание
- изменение дыхания, движение руками и/или ногами.
Когда надевать слуховой аппарат на ребенка с тугоухостью
Если вы заметили, что ребенок плохо реагирует на звуки, запишитесь в поликлинику, чтобы получить направление к сурдологу, или на прием в наш медицинский центр. Сурдолог проведет аудиологический скрининг (детям до года) или аудиометрию. Подберет слуховой аппарат и настроит его под особенности ребенка. После первичной настройки назначит даты, когда нужно прийти на донастройку и техническое обслуживание слухового аппарата.
Приучайте ребенка носить слуховой аппарат весь день: он должен привыкнуть к разнообразию звуков и сформировать стихийное слушание. Помните, что слуховой аппарат не решит вопросы естественного развития сам по себе. Если вы не станете тренировать слуховое восприятие ребенка, он отстанет в развитии и в будущем не социализируется.
Как проверить слух у новорожденного?
С рождением малыша у родителей возникает множество вопросов, связанных с его здоровым развитием. Часто молодых мам и пап волнует, слышит ли их ребенок. И неудивительно, ведь новорожденные детки практически не проявляют эмоций и редко бурно реагируют на внешние раздражители. Кроме того, в первые дни своей жизни малыши действительно плохо слышат, однако уже к годику органы слуха становятся практически совершенными. Но все же, когда нужно задуматься о проблемах с детским слухом и проверить его у новорожденного? Ответить на этот вопрос мы решили в нашей сегодняшней публикации.
Наиболее простым домашним способом диагностики слуха у крохи является его реакция на ваш голос, музыкальные игрушки, погремушки. И если во время бодрствования ребенка вы не можете разглядеть реакцию малыша, то дождитесь, пока он уснет, и воспользуйтесь следующими рекомендациями. Когда веки крохи сомкнуты, а глазные яблоки двигаются под ними — самое время проводить проверку. Возьмите в руку резиновую игрушку с пищалкой и сжимайте ее возле ушка ребенка. Если со слухом все в порядке, то у малыша наблюдается изменение ритма дыхания. Как правило, кроха шумно выдыхает, делает паузу и глубоко вдыхает. Кроме того, ребенок может приоткрыть глаза от шума или заворочаться во сне. Это свидетельствует о том, что ваш малыш прекрасно слышит, поэтому вы можете быть спокойными.
Если вам не удалось проверить слух новорожденного во время сна, то повторить попытку можно и в период бодрствования, когда ребенок пребывает в хорошем настроении, он сыт и сух. Подойдите к своему чаду сзади и тихонько позвоните в колокольчик или поднесите к малышу мобильный телефон, музыкальную игрушку. Однако в этом случае необходимо сделать так, чтобы колебания воздуха или пола не дали знать ребенку, что сзади кто-то находится. Малыш заворочался или проявил интерес к происходящему? Поздравляем! Он вас услышал.
Обращать внимание на возможности появления проблем со слухом следует тем родителям, детям которых диагностировали врожденные пороки развития: нарушение строения черепа, заячья губа, деформация ушных раковин. Если малыш родился недоношенным или у кого-то из родственников были проблемы со слухом, то вы тоже должны тщательно следить за развитием своего чада
В группу риска попадают и те детки, которым после родов делали искусственное дыхание.
Заботливые родители должны уделять таким малышам максимум внимания, чтобы не пропустить заболевание, связанное с нарушением слуха. Кстати, такие болезни как корь, краснуха и гнойничковые ранки в области головы, могут повлиять на слышимость малыша, поэтому после болезни необходимо в обязательном порядке проверять реакцию на слух ребенка.
Если вы обнаружили хоть одно отклонение в ходе проверки, немедленно идите к врачу. Лучше перестраховаться и доверить свое чадо специалисту, который проведет все необходимые анализы и успокоит вас в случае ложной паники. Однако если врач выявит нарушение слуха, то отказываться от его предписаний и помощи ни в коем случае нельзя. Помните, что любые проблемы поправимы, стоит лишь приложить немного усилий. Поэтому не расстраивайтесь заранее, а доверьтесь специалистам и выполняйте все их указания.
В завершение нашего сегодняшнего разговора, хотелось бы отметить, что в первые месяцы жизни ребенка у него только закладывается восприятие звукового режима. И даже, несмотря на то, что такие крохи слышат многое, они не могут реагировать на звуки так, как бы этого хотелось вам. Новорожденный различает свет и тьму, шум и тишину, но каждый раз проявлять эмоции по этому поводу он неспособен. Поэтому просто понаблюдайте за своим маленьким исследователем и научитесь видеть и слышать мир таким, каким воспринимает его малыш. Ну, а если вопрос проверки слуха у новорожденного вас все еще продолжает беспокоить, то развеять все сомнения поможет ваш лечащий педиатр. На приеме у врача попросите специалиста провести диагностику слуха у вашего сокровища и будьте спокойны.
Пусть ваши детки будут здоровыми и счастливыми!
Как родители могут заметить снижение слуха у ребенка, особенно, если оно небольшое?
Если малыш в таком возрасте, что уже понимает обращенную к нему речь, отвечает, реагирует на слова взрослых, заподозрить нарушение слуха можно, когда:
Ваш сын или дочь перестает сразу откликаться на обращение взрослого. В этот момент мы зачастую думаем, что ребенок слишком увлечен или нарочно не хочет подходить. Стоит присмотреться повнимательнее: часто ли подобное повторяется и при каких обстоятельствах. Если постоянно, то это тревожный знак.
Ребенок часто переспрашивает – взрослые при этом могут подумать, что он так балуется или все время «витает в облаках».
Просит увеличить звук работающего телевизора
На это вообще мало кто обращает внимание, особенно, если в квартире живут еще бабушки, дедушки – им громкие звуки могут быть только в радость. А зря! Слух нужно беречь в любом возрасте.
Иногда сын или дочь сами могут пожаловаться, что болит ушко, они стали хуже слышать
Предложить в этом случае ребенку потерпеть, погреть больное место или закапать «чем там в прошлый раз врач говорил» чревато.
С младенцами – сложнее.
- Взрослым нужно стараться подмечать любые мелочи в развитии: реагирует ли ребенок на звуки и как именно.
- Никогда не пренебрегать профилактическими осмотрами специалистов. В рамках каждого должна проводиться проверка слуха.
Причин тугоухости – десятки. Обратимых случаев, к сожалению, немного. Но скорректировать снижение слуха и жить дальше полноценной жизнью можно и нужно.
Как работать с маленьким пациентом после операции?
Большинство детей, которым показана кохлеарная имплантация, еще не умеют говорить. Это осложняет реабилитационный период, поэтому в нем всегда принимают участие квалифицированные сурдопедагоги.
Первый год после операции проходит для ребенка очень насыщенно: ему предстоит заново знакомиться с внешним миром, открыть для себя много нового. Чтобы реабилитация была успешной, врачи постепенно, в несколько этапов увеличивают порог стимуляции системы кохлеарной имплантации. За год выполняют не менее четырех настроек, чтобы малыш легче адаптировался в мире звуков.
Если ребенок до операции уже освоил речь, задача родителей – соблюдать несложные правила. В первые месяцы при разговоре нужно находиться не дальше чем на 1,5-2 м от ребенка и стоять так, чтобы он видел ваше лицо. Хорошо, если во время общения в комнате не будет посторонних помех – звуков от телевизора или уличного шума. Говорить стоит медленнее, чем обычно, но четко и естественно. Успех адаптации во многом зависит от терпения и участия родителей.
В течение первого года после слухопротезирования или установки системы КИ ребенка ожидает целая гамма открытий
Каким образом проверяют слух у новорождённого?
Сейчас в каждом роддоме на 3 — 4 день (а у недоношенных новорожденных на 7) осуществляется проверка слуха. Заключается она в том, что относительно маленький переносной приборчик приносят в палату, когда ребёнок спит.
Узнать о результатах обследования можно у лечащего врача в роддоме или посмотреть в выписке. Если тест в роддоме не пройден, это ещё не повод расстраиваться. Причин может быть множество. Но особенно это касается недоношенных новорождённых.
После достижения своего долженствующего «срока родов» слух, скорей всего, появится. Если ребёнок родился с большим количеством родовой смазки, это также может быть преградой к прохождению звуковой волны.
Также не проводят исследование у детишек, которые по состоянию здоровья находятся или находились в палате интенсивной терапии. В эти трёх случаях назначается контроль обследования через месяц.
Кроме этого, слух новорождённого опосредованно может проверить врач, вызвав рефлекс Моро. Это рефлекс испуга, относится к защитным. Проявляется в раскидывании ручек и вздрагивании при ударе-хлопке рук врача о стол на расстоянии 15 сантиметров с двух сторон от головки ребёнка.
Родителям этот рефлекс самостоятельно дома проверять ни в коем случае не стоит.
Если ребёнок в 1 месяц не реагирует на резкие звуки, это повод обратиться к врачам – неврологу и сурдологу, которые, в свою очередь, помогут найти причину.
Физиологические особенности
Когда у новорожденных появляется слух? В первые 2-3 дня после рождения младенец почти ничего не слышит из-за нахождения в его внутреннем ухе околоплодной жидкости. Вообще способность малыша распознавать звуки формируется еще во внутриутробном периоде.
В целом, младенец не нуждается в абсолютной тишине при засыпании, поскольку в животике мамы постоянно слышал звуки окружающих органов. Кроха может не реагировать на достаточно сильные монотонные шумы, но резкие громкие звуки могут его напугать.
Фото новорожденного
Важно! Особенность, которую имеет слух у новорожденного ребенка, в том, что он может одинаково слышать и во время сна, и в период бодрствования. На четвертой недели жизни дите становится способным различать некоторые звуки, с 9-12 недели он начинает понимать, откуда они, и искать глазами источник
На четвертой недели жизни дите становится способным различать некоторые звуки, с 9-12 недели он начинает понимать, откуда они, и искать глазами источник.
В 3 месяца малыш может поворачивать голову в сторону звука и способен узнавать маму по голосу. Когда он ее слышит, успокаивается, а также умеет понимать интонацию и прислушиваться к тембру голосов разных людей.
Уже с первых дней жизни полезно давать крохе слушать детские песни, стихи, сказки. Также можно комментировать свои действия. Благодаря этому ребенок быстрее запомнит названия предметов и их предназначения, а также такие разговоры способны укрепить отношения между дитем и матерью.
Как проверить, слышит ли новорожденный
В первую очередь, определитесь, а нужно ли проверять вообще, либо вы сами заметите, как ребенок среагирует на очередной стук двери либо громкий голос родителей. Если ждать вообще невтерпеж, то возьмите самую громкую погремушку и погремите ей поочередно возле ушей новорожденного. Если погремушки нет, то можно просто попробовать пощёлкать пальцами возле уха.
Кстати, проверка слуха прямо в роддоме в современном мире имеет место быть, поэтому, можно попросить это сделать и там. Если вы уже выписались из роддома, никто не запрещает вам обратится к педиатру в детской больнице с просьбой проверить слух.
В принципе все, мы с вами разобрались с вопросом и выяснили, когда новорожденные малыши начинают слышать.
Метод Калмыковой
Более сложная методика разработана врачом Калмыковой и предполагает использование предметов, которые создают различный по силе звук. Для изготовления анализаторов используют одинаковые банки из пластика, на треть заполненные в каждом доме манкой, гречкой и горохом.
С малышом работают 2 человека – один играет с малышом, показывая ему красивую, ярко раскрашенную игрушку, второй – на расстоянии 10-15 сантиметров трясет банкой с крупой над ухом ребенка. На каждом этапе проверки используют различные банки. Первой используют емкость с манкой, затем с гречкой, в последнюю очередь – с горохом. Между тестами делают минутный перерыв. В каждом периоде развития младенец реагирует на разную интенсивность звука – до 6 месяцев это 70 децибел.
Нормальный ребенок заинтересуется игрушкой, но одновременно будет реагировать на звук банки с гречкой и горохом, если реакция не появится – это должно насторожить родителей.
Если у ребенка обнаружен дефект слуха – это не повод впадать в отчаяние. Современные методики лечения и протезирования позволяют такому малышу быть полноценным членом общества.