Все, что нужно знать родителям о развитии ребенка в 10 месяцев
Содержание:
- Этот сайт для детей и их родителей
- Развивающие игры для детей. Как помочь ребенку расти веселым и счастливым
- Нормы веса и роста
- Нормы сна
- Что умеет делать малыш?
- Как развивать ребёнка в 9 месяцев
- 10 месяцев — от разрушения к созданию
- Важные особенности воспитания
- Возможные проблемы
- Что должен уметь делать десятимесячный малыш
- Физическое развитие ребенка в 15 месяцев
Этот сайт для детей и их родителей
Развитие ребенка в 9-10 месяцев
Малыш многого достиг в своем физическом развитии. В 9-10
месяцев ребенок уже достаточно много умеет делать: он самостоятельно садится и сидит без поддержки, хорошо ползает, самостоятельно встает, держась за опору и переступает. А некоторые дети в этом возрасте уже делают свои первые шаги.
Спит ребенок два раза в день по 1,5-2 часа. Перерывы между кормлениями в среднем 4 часа. Сейчас на родителей ложится большая ответственность за обеспечение безопасности своего малыша. Все опасные для ребенка предметы необходимо убрать в недоступное для него место, на розетки следует поставить заглушки, игрушки надо мыть каждый день, так как малыш исследует их с помощью рта.
Также, в этом возрасте, происходит значительный скачок в психическом развитии ребенка. В общении со взрослыми он использует различные движения, звуки и действия
Он уже сигнализирует взрослому, о том, что хочет, но не может взять какой-либо предмет, показывая на него пальчиком, привлекая к себе внимание, дергает маму за руку, старается отстраниться, если не хочет, например, одеваться
Для интеллектуального развития малыша очень важны игрушки, которые его окружают, позаботьтесь, чтобы они были разного размера, цвета, формы . Покажите малышу, как действовать с игрушками: постройте вместе башенку из кубиков, соберите пирамидку, матрешку. Совместные игры с взрослыми очень важны для малыша. Благодаря им у крохи происходит формирование представлений о целом и части, форме, цвете, размере, развитие внимания и памяти. Малыш с удовольствием включается в такие совместные игры, пытается действовать сообща: подает кубик маме, при одевании протягивает ручку, ножку. Позвольте ребенку проявлять инициативу, не заставляйте его действовать по шаблону.
В этом возрасте малыш ждет от вас оценки своих действий, он уже способен повторить действие, за которое его похвалили, а также расстроиться или обидеться за порицание. Оценка взрослого очень важна для малыша, уже сейчас закладывается фундамент уверенности в себе, своих силах, осознание успеха. Не скупитесь на похвалу, похвала стимулирует у ребенка желание действовать, быть активным, препятствует развитию комплексов.
Не злоупотребляйте запретами и порицаниями, малыш еще не способен регулировать свое поведение, легче отвлечь его какой-нибудь игрушкой или действием. В этом возрасте дети отвлекаются и переключаются на другую деятельность очень легко.
Развитие речи
К 9-10 месяцам у ребенка уже есть определенный пассивный запас слов. Он понимает речь взрослого и с удовольствием откликается на просьбы взрослого: дай куклу, покажи, где мама и т.д. Если с ребенком много общаются, он начинает произносить первые слова. Для дальнейшего речевого развития полезно рассматривать с детьми картинки, иллюстрации в книжках, играть в речевые игры. Учите показывать у мамы и у себя глазки, носик, ротик, части тела. Ставьте перед малышом задачи, выражая их в словесной форме. Научите его стаскивать носочек с ножки, подставлять голову, для того чтобы надеть кофточку, сжимать руку в кулачок, просовывая ее в рукав.
Необходимо всячески развивать у ребенка мелкую моторику рук. Этому способствуют пальчиковые игры, игры с различными развивающими игрушками, которые можно изготовить самостоятельно: мешочки, заполненные разными крупами: горох, греча, фасоль; коврики с пришитыми на них застежками-молниями, пуговицами, шнурками, ленточками -это зависит от вашего воображения; коробки с приклеенными крышечками для закручивания, с отверстиями разной величины –чтобы просовывать в них различные предметы. Обеспечьте вашему малышу выбор таких игрушек , он с удовольствием будет играть с ними , развивая в игре пальчики, что способствует умственному развитию, развитию речи, творческих способностей. Кроме того, с помощью таких игрушек вы всегда сможете отвлечь малыша от чего-то нежелательного для него, переключить с одной деятельности на другую.
Развивающие игры для детей. Как помочь ребенку расти веселым и счастливым
Малыш испытывает особенное удовольствие от перемещения в пространстве — ползанья или ходьбы. Ему нравится сам процесс, хотя дело не обходится без определенных трудностей и неприятностей, ребенок может уставать, падать и ушибаться.
Поэтому малыш с особым удовольствием воспринимает такие развивающие игры, при которых ползание, или ходьба, или некоторые важные элементы этих действий воспроизводятся в облегченном и безопасном, но ускоренном или усиленном виде.
Подсуньте под живот лежащего на ковре ребенка полотенце или сложенное одеяльце. Приподнимите его так, чтобы он принял позу, нужную для того, чтобы ползти, и покачайте его немного вперед и назад. Держите его так, чтобы ему было легко ползти, и время от времени поднимайте его в воздух и переносите вперед на небольшое расстояние.
Главная способность, которую ребенок должен развить, учась ходить, — это способность удерживать равновесие. Вы можете ему в этом помочь. Посадите малыша себе на колени, разведите его ручки в стороны и держите их. Поочередно поднимайте то одно, то другое колено, так, чтобы ребенок наклонялся то вправо, то влево. Помогайте ребенку сохранять равновесие, держа его за руки. Поднимайте и опускайте колени в такт музыке. Можете поставить пластинку, или включить магнитофон, или пойте сами, главное, чтобы музыка была веселая.
Поставьте ребенка перед собой лицом к вам и возьмите его за руки. Начинайте слегка наклонять его то вправо, то влево, перемещая его центр тяжести с одной ноги на другую. Пойте при этом песенку так, чтобы ребенок покачивался в ритме песни. Держите руки ребенка на уровне плеч или даже ниже. Постепенно уменьшайте вашу поддержку, так чтобы малыш продолжал качаться самостоятельно. Пусть он потом держится только за ваши указательные пальцы своими ручками. Сделайте так, что его ручки опустятся и будут располагаться почти вертикально по его бокам. Попробуйте и сами качаться в ритме песенки. Это будет стимулировать ребенка — он попробует подражать вам.
Поставьте малыша ножками на ваши ноги спиной к вам. Держите его за плечи. Скажите: «Давай, пойдем» и пройдите короткое расстояние.
Посмотрите, как он реагирует на эту игру. Если она ему понравится, повторяйте ее в разные дни. Пусть вместо вас это делают другие члены семьи, включая старших детей. Такая игра способствует укреплению контакта между ребенком и взрослым и полезна с этой точки зрения. Если малыш не выражает удовольствия от игры, отложите ее и через какое-то время попробуйте снова.
Приучите ребенка «петь» под музыку. Включайте магнитофон, или проигрыватель, или радио. Пойте сами, используя те слоги («мамама» или «папапа»), которые ребенок без труда произносит. Предлагайте ему присоединиться к вам. Повторяйте такую игру многократно, пока он не станет самостоятельно петь под музыку.
Продолжайте играть с ребенком в «Ку-ку, где я?». Сначала сами закрывайте ручками ребенка его глаза и восклицайте: «Где же Миша, куда он ушел?». Убрав его ручки, радуйтесь: «Миша тут!» Потом приучите ребенка самого закрывать глазки руками и ждать ваших возгласов: «Куда Миша исчез?». Выражайте восторг, когда он уберет ручки от лица. Можете также научить его самого закрывать себе лицо салфеткой или пеленкой, а потом ее сдергивать
Ваша радость, когда салфетка сдергивается или ручки убираются от глаз, будет способствовать эмоциональному развитию ребенка.
В этом возрасте ребенок начинает понимать, как привлечь или поддерживать внимание взрослого — и начинает повторять действия, которые вызывали смех окружающих. Вы можете поддерживать и развивать у него такое поведение, участвуя вместе с ним в самых разных играх
Например, поиграйте с ребенком в «Идет коза рогатая за малыми ребятами, забодает, забодает, забодает, забодает», где сначала вы изображаете эту козу, а потом — он. Испугайтесь, когда ребенок протянет руку в вашу сторону, а потом начинайте смеяться.
Нормы веса и роста
Родители, сравнивая показатели роста и веса своего малыша со стандартными, должны понимать, что приведённые значения являются усреднёнными и оптимальными. Если параметры физического развития малютки попадают в указанные в таблице границы, волноваться не стоит.
Мальчики | Девочки | |||||
Критично низкое | Среднее
значение |
Критично
высокое |
Критично
низкое |
Среднее
значение |
Критично
высокое |
|
Вес (кг) | < 10,3 | 11,0-13,2 | > 14,4 | <9,7 | 10,7-12,3 | >13,4 |
Рост (см) | < 79,5 | 83,2-86,8 | >91,8 | <78,5 | 81,9-83,2 | >90,5 |
Окружность головы (см) | < 46,7 | 47,8-50,4 | > 52,1 | <45,5 | 47,0-50,1 | >51,3 |
Оценивать рост и вес нужно постоянно. Таблица стандартов помогает определить, правильно ли идёт развитие ребёнка в 1 год и 10 месяцев. Если замечены небольшие отклонения, это не страшно, главное, чтобы наблюдался прогресс: вес и рост увеличивались пропорционально. Тревогу должны вызывать критичные отклонения от нормы.
Нормы сна
Общая продолжительность сна в 10 месяцев составляет 13–14 часов, из которых 10–11 уходит на ночной сон. Если ребенок здоров и спокоен, то он спит всю ночь, делая перерыв максимум на одно кормление молоком или смесью.
С 9 месяцев рекомендуется делать два дневных сна: один в утреннее время, другой в обеденное, тогда периоды бодрствования не будут слишком продолжительными, ребенок не будет переутомляться. Для хорошего режима лучше вставать с утра не позже 7 часов, тогда расписание перерывов на сон будет выглядеть так:
Время | Состояние / Продолжительность |
6:30–7:00 | Пробуждение |
9-10:00 | Первый сон / 1.5–2 часа |
14–15:00 | Второй сон /1.5–2 часа |
20:30–21:00 | Ночной сон |
Некоторые дети в этом возрасте пытаются переходить на один сон. Такой распорядок не рекомендован, так как организм физически не готов так долго бодрствовать. В результате ребенок будет очень рано просыпаться, капризничать перед дневным и ночным укладыванием. Могут наблюдаться нервозность и потеря аппетита, апатия в течение дня.
Если один день не удалось вовремя лечь спать, не прекращайте попытки. В создании режима дня важна цикличность и дисциплинированность. Спать нужно укладываться в одно и то же время, соблюдая при этом ритуалы перед засыпанием (они успокаивают и настраивают на сон, занимают 20-30 минут. В их числе могут быть укачивания, массаж или водные процедуры, сказка или белый шум.
Важно! Если из-за долгого засыпания первый сон мешает второму, сократите его продолжительность.
В 10 месяцев ребенок начинает проявлять характер, могут появляться протесты перед сном. Старые способы укладывания (кормление, укачивания) перестают работать, иногда в этом возрасте начинается период излишнего беспокойства из-за ослабления связи мама – малыш. Не отступайте при первых сбоях режима, при необходимости немного скорректируйте его в соответствии с желаниями малыша, пробуйте новые способы расслабления (ночники, колыбельные, игрушки), старайтесь уделять ребенку достаточно внимания в течение дня, давать ему достаточно активности, но не перегружайте нервную систему.
Что умеет делать малыш?
Возраст в 22 месяца предполагает наличие у ребенка определенных бытовых навыков и умений, существенно облегчающих жизнь как малышам, так и их родителям. Например, дети в этом возрасте умеют:
- Самостоятельно пить из чашки, а во время еды пользоваться и ложкой, и вилкой.
- Снимать и надевать обувь, определяя соответствующую ногу (малыш может справиться с застежкой – липучкой, но вот шнурки ему пока еще не «подвластны»). Ребенок умеет и может самостоятельно надевать и снимать одежду, только не справляется еще с пуговицами и застежками.
- Умываться, мыть ручки с мылом, правильно пользоваться полотенцем.
- Пользоваться горшком по назначению, контролируя естественные потребности своего организма.
- Играть самостоятельно некоторое время, используя игрушки.
- Убирать за собой игрушки.
- Ухаживать за домашним питомцем (совершая некоторые посильные действия, например: налить водички в миску животного).
Дети такого возраста просто обожают активность – бегают, прыгают, лазают.
Часто малыши разбрасывают вещи; стремятся открыть шкафы, различные емкости и коробки, рассыпая и разливая их содержимое.
Это, конечно же, доставляет немало хлопот родителям – их задачей становится не постановка постоянных запретов , а направление его энергии и стремления познать окружающий мир в правильное русло, основываясь на желании малыша полностью копировать поведение взрослых.
В возрасте 1 года и 10 месяцев ребенок может участвовать в совместных играх с другими детьми, произносит все больше новых слов, стремясь выразить свои впечатления – речь ребенка хорошо понимают не только родители, но и посторонние люди.
Как развивать ребёнка в 9 месяцев
Подбирая развивающие занятия, следует ориентироваться на то, что уже умеет малыш и что он должен уметь к концу девятимесячного возраста. Занятия и игры должны быть систематичными, ежедневными, короткими (около 5 минут) и очень желательно, чтобы проходили они в одно и то же время.
Чему учить
В первую очередь и у мальчика, и у девочки развиваем навык ползания – именно от него зависит, как скоро малыш сможет стоять и ходить самостоятельно. Чаще выкладывайте ребёнка на живот, размещая подальше от него интересные игрушки, чтобы малыш к ним подползал. На развитие мышц благоприятно влияют танцы вместе с мамой.
Учите применять вещи и даже маленькие предметы в соответствии с их назначением. Показывайте на своём примере: погремушкой нужно трясти, мелкие предметы складывать или нанизывать, ложка нужна для еды и так далее.
Во что играть
Учитывая, что должен уметь ребёнок в девять месяцев (в статье выше), подбираются игры.
Чтобы развивать мелкую моторику и пальчики, очень хороши игры с фасолью, орехами, камушками, насыпанными в ёмкость. Малыш трогает их, пересыпает из одной ёмкости в другую, одновременно учась и координации движений. Пальчиковые краски и пластилин из теста также прекрасно влияют на моторику.
Играйте с малышом в «ладушки», прятки, стройте из кубиков, собирайте пирамидку, показывайте привычные вещи в непривычном виде, например, переворачивайте их вверх дном, подталкивая ребёнка поставить правильно.
Имитируйте в игре ситуации из реальной жизни, показывая, как на них нужно реагировать. Самый простой вариант – звонящий телефон и диалог.
Для девятимесячных малышей даже созданы специальные игровые комплексы для развития.
В 9 месяцев ребёнок в большей мере знакомится с миром именно через слух.
Воспитание
Главные направления воспитания малыша в 9 месяцев – это развитие речи и скоординированные, целенаправленные движения.
В первом случае вам нужно как можно чаще разговаривать с ребёнком, рассказывать стишки, читать истории и сказки, повторять некоторые слова с эмоциями, чтобы малыш пытался повторять отдельные слоги. В этом возрасте дети особенно наблюдательны и отлично подражают. И этот нюанс можно использовать также для второго случая – показывая на своём примере, что и как делать с игрушками, предметами, одеждой. Приучайте ребёнка кушать с ложки, пить из чашки, засыпать без ношения на руках и укачивания.
Какие нужны игрушки
В девятимесячном возрасте ребёнок уже получает видимое удовольствие от процесса игры, продолжая впитывать новую информацию как губка. Правильный подбор игрушек поможет развивать моторику и ловкость, даст больше знаний об окружающем мире. Поэтому предметы вокруг должны быть полезными: фигурки диких и домашних животных (максимально реалистичные), куклы, которых можно одевать и укладывать спать, игрушки в виде предметов обихода.
Для улучшения навыка хождения на этом месяце обязательно купите каталку (типичная конструкция – колесо на палочке), которая будет служить игрушкой и одновременно опорой для малыша. Для познания нового и увеличения словарного запаса подходят книжки-игрушки с различными игровыми элементами. Это не обычные книги со сказками, они многофактурны, с разными шуршащими, звенящими элементами внутри, которые можно открывать, закрывать, дёргать, тянуть. Сегодня в магазинах можно найти объёмные картонные книги, текстильные и даже резиновые, с которыми можно принимать ванную.
Неким аналогом книжкам-игрушкам служат развивающие игровые центры. Они состоят из тянущихся, выпадающих, крутящихся элементов, которые можно мять, стучать по ним, изучать, как они меняют цвет. Подобные центры развивают не только моторику, они требуют неких физических и умственных усилий.
10 месяцев — от разрушения к созданию
В районе 10 месяцев у вашего малыша наступит очередной скачок роста. Главное новшество этого периода — переход от разрушения к созиданию.
Вы заметите, что ребенок, который раньше всё разрушал и разбрасывал в разные стороны, чтобы не попалось ему под руку, вдруг начал складывать и собирать.
Теперь он открывает для себя во всём последовательность.
Читайте интересную статью С какого возраста ребенок начинает собирать пирамидку>>>
Малыш начинает осознавать, что для достижения желаемой цели нужно совершить ряд действий в определённом порядке.
Другими словами, ребенок понимает — чтобы выстроить из кубиков башню или построить пирамиду, нужно аккуратно поставить предмет один на другой.
И вы увидите, что теперь ваш малыш сознательно занят построением и складыванием, в то время как раньше у него получалось что-то собрать случайно.
Точной даты начала этого скачка роста назвать невозможно, так как все дети разные. У одних новый виток в развитии может начаться раньше, у других чуть позже.
Вам нужно быть готовой к изменениям с начала 40 недели жизни вашего ребенка, но учитывать, что приход нового этапа может затянуться и до 44 недели.
Примерная продолжительность скачка в 10 месяцев — 5 недель. Но и тут нет точных дат: освоение новых навыков может занять от 3 до 7 недель.
Важные особенности воспитания
Перед началом воспитания ребенка, рекомендуем обратить внимание на следующее:
Дисциплина – это не про диктатуру. Ваша задача на данном этапе – обучить малыша правильному поведению в обществе
Не важно, какими способами. Совершенно не обязательно издеваться над ним, и постоянно наказывать
Можно объяснять ребенку, как себя вести, и по-хорошему, прибегая к крайним мерам только в самых редких случаях.
Учитывайте, что каждая ситуация индивидуальна. При возникновении различных проблем с ребенком, вам нужно импровизировать – придумывать, как их решить.
Даже если малыш ведет себя очень плохо, не нужно демонстративно отворачиваться от него. Любовь и поддержка родителей важна для карапуза. А проявление нелюбви – очень опасно для его психики, потому что очень бьет по чувству собственного достоинства и самооценке.
Во время воспитания вам нужно вести себя с дитем не мягко, но и не очень жестко. В прежние времена родители использовали дисциплину диктатуры. Они во всем старались следить за малышом, и контролировать каждое его действие. Но это не было эффективно. Ребенок не умел контролировать себя самостоятельно. Как только он выходил из поля зрения родителей, то начинал вытворять то, что ему запрещают дома. Так дети становятся хулиганами и драчунами. В то же время, слишком мягко вести себя тоже не рекомендуем. Если не наказывать ребенка за его шалости, то в будущем с этим тоже могут возникнуть определенные проблемы. Карапуз станет эгоистом, будет грубить окружающим, и чувствовать себя безнаказанным. Не рекомендуем выбирать ни одну из этих крайностей. Они негативно влияют на психическое здоровье ребенка – он чувствует себя нелюбимым. Ваша задача – найти золотую середину, и периодически чередовать добродушное поведение с жестким. Так вы сможете дать ребенку понять, что если он ведет себя хорошо – то родители это одобрят, а если плохо – то накажут.
Если установили рамки – следуйте им
Многие родители устанавливают рамки для ребенка, но при первой же ситуации отказываются от них. Наверняка, когда вы были карапузом, у вас случались ситуации, в которых вам что-то запрещали, а вы делали милое выражение лица, заглядывали в глаза родителям, и вам это разрешали. Это – неправильно, и с этим нужно бороться.
Если карапуз проделывает подобные манипуляции, то стойте на своем. Если вы запретили ему, к примеру, есть «Kinder» из магазина, то идите до конца. Не разрешайте делать этого до последнего. Вы можете подумать, что в том, чтобы дать карапузу покушать сладкого, нет ничего плохого, но влияние подобных изделий на организм очень негативное. Во-первых, стоимость у них недешевая, а во-вторых, огромное количество сладкого может негативно сказаться на здоровье. К тому же, если вы купите малышу конфету, которую ранее запретили, то проявите слабость. Ребенок ей может воспользоваться.
Если карапуз выбирает дорогие предметы, при том, что у вас на них нет денег, то не нужно идти у него на поводу. Если купить их, то ребенок постоянно будет просить что-то недешевое, не взирая на семейный бюджет. В будущем он будет тратить заработанные деньги на всякую ерунду.
Не говорите провинившемуся дитю, что он «плохой»
Если карапуз сделал что-то не так, то он не плохой.
Учитывайте, что карапузы в раннем возрасте еще не понимают, что можно делать, а что – нет. Если они совершили ошибку, то не нужно сразу вешать клеймо «ты плохой». Это негативно скажется на самооценке ребенка, и вы потеряете с ним связь. Чадо замкнется в себе, и не будет советоваться с вами, если произойдет какая-нибудь негативная ситуация.
Будьте последовательны
Если вводите запрет, к примеру, на «чипсы», то следуйте ему до конца. Если вы их запретили сегодня, но проявили слабину, и дали карапузу их завтра, то он поймет, что любое правило можно нарушить. К вам, как к педагогу и родителю, будет утеряно уважение. Карапуз сядет на «шею» и будет скептически относиться ко всему, что вы говорите.
Доводите начатое до конца
Если вы занимаетесь свои делом, и видите, что карапуз что-то делает не так, говорите ему «не делай этого», и сразу же теряете к этому интерес, то это неэффективно. Ваша задача – убедиться, что ребенок действительно прекратил заниматься тем, что вы ему запретили.
Если вы не будете подтверждать свои слова на деле, и показывать карапузу, что они важны, то он будет так же к ним и относиться. Если дите, во время того, как вы стоите на кухне, засовывает пальцы в розетку, то сначала нужно предупредить его не делать этого.
Если малыш ослушается, то идете к нему, берете на руки, и переносите в другую комнату. На этом этапе ребенок поймет, что вас лучше слушаться, во избежание подобных ситуаций.
Возможные проблемы
Задержка речи
Ребенок никак не пытается начать говорить. К сожалению, часто это происходит от дефицита общения родителей с малышом. Многие считают, что ребенок всему научится сам. Это самая большая ошибка, которую могут сделать родители – общайтесь с малышом как можно больше! Да, малыш может слушать аудио сказки и запоминать из них слова и фразы, но при этом он не привыкнет вникать в их смысл. Из этого в дальнейшем проистекают многие проблемы с непослушанием, неумением и нежеланием думать. И, конечно, задержка речи может быть связана с нарушением слуха, проблемами в деятельности ЦНС, стресса (ссора родителей, например). Если вам кажется, что у ребенка наблюдается задержка речевого развития, обратитесь к ЛОР-врачу.Беспокойный сон
Нарушения сна приводят к усталости, капризам. Прежде всего, попробуйте разобраться в их причинах. Возможно, это происходит из-за несоблюдения режима для, насморка или иного заболевания, возможно – из-за переутомления, перевозбуждения, эмоциональных перегрузок. Не стоит долго купать малыша перед сном – максимум 5-7 минут, не стоит занимать ребенка мультиками и гаджетами, особенно перед сном.
Что должен уметь делать десятимесячный малыш
В возрасте 10 месяцев уже заметны различия в развитии и поведении малышей разного пола.
Мальчики
Юные джентльмены с легкостью взбираются на стулья, достают вещи с полок и очень любят все раскидывать.
Они подвижны и самостоятельны, не хотят получать мамину помощь.
К этому возрасту начинается активная социализация мальчика: он тянется к другим деткам, активно играет с ними, но не очень хочет делиться своими игрушками.
Малыш любит кидать разные предметы и смотреть, как они падают.
Мальчикам нравится играть с мелкими деталями, раскладывать их в кучу и перекладывать с места на место. У крохи очень хорошо развита цепкость рук. Он получает большое удовольствие от похвалы: запомнив однажды, что вас развеселило, он будет повторять свой «трюк» снова и снова.
Девочки
Маленькие леди любят повторять услышанные звуки, поэтому они начинают разговаривать раньше мальчиков. Девочки с удовольствием принимают участие в самых простых ролевых играх: делают вид, что кормят куклу или разговаривают по телефону. Крохи самостоятельно держат ложку или чашку. Они очень привязаны к матери, любят держаться за ручку, часто им неинтересно играть в одиночестве.
Малютки предпочитают спокойные занятия: собирать пирамидки, заводить юлу или листать книжки. В таком возрасте они уже умеют самостоятельно сидеть и быстро и уверенно ползать, порой делают первые попытки встать и потихоньку шагать, держась при этом за маму или предмет мебели. Девочки уже проявляют интерес к другим малышам, хотят их потрогать.
Физическое развитие ребенка в 15 месяцев
Детки этого возраста могут развиваться несколько по-разному, но все они схожи в одном – неугомонности, непоседливости и желании везде успеть. Неустанное движение определяет ход развития. Благодаря постоянным «тренировкам» мышцы становятся крепче, улучшается координация движений, ориентация в пространстве. Малыш уже способен не только ходить без поддержки, но и одновременно удерживает что-то в руках при ходьбе или толкает перед собой игрушку. Также появляется навык отступать назад. Развитие ребенка в 15 месяцев у мальчиков может несколько опережать девочек по физической активности и непоседливости.
Зрение
Малыш закрепляет ранее полученные навыки. Может более точно определить расстояние до игрушки. Например, если мишка сидит на полке шкафа, ребенок визуально определит, сможет ли он сам до него дотянуться. Рассматривание картинок и детских книжек становится более увлекательным. Теперь карапуз радостно узнает знакомых животных и героев и уже неплохо различает цвета. На просьбу мамы показать конкретный цвет, малыш поставит в книжке на него пальчик.
Слух
У ребенка появляются любимые песенки. Подпевать он пока не может, но будет ярко выражать радость при звуках знакомой мелодии. Если в разговоре упомянуть кого-то из родных и близких, малыш поймет, о ком идет речь (о бабушке, папе или домашней кошке). Хорошо воспринимает просьбы старших: принеси куклу, подай книжку. Знает свое имя.
Речь
Постепенно расширяется словарный запас. Теперь ребенок не только покажет пальцем на нужный ему предмет, но и произнесет первый слог названия предмета. Зачастую детки произносят первые слова на свой лад. Например, вместо «банан» – «нанан», вместо «машина» — «шиа» и тд. За игрой малыш активно общается с игрушками, щебечет сам с собой, неустанно повторяя различные звуки. Речь приобретает интонационную окраску. Обычно речевое развитие ребенка в 15 месяцев у девочек идет более быстрыми темпами.
Моторика
В этом возрасте большинство детей уже умеют полноценно ходить, причем не только вперед, но и со сменой курса в желаемую сторону. Также деткам под силу стоя оглянуться назад через плечо. Уверенно освоены такие действия, как подъем и спуск с дивана, перешагивание препятствий, катание игрушки за веревочку или ее толкание перед собой. Малыш уже может научиться топать ножкой и вставать на цыпочки в попытке дотянуться до игрушки. Развитие мелкой моторики позволяет ребенку самому листать книжку с толстыми страницами, держать ложку за едой, рисовать каракули карандашом.
Эмоции
В 1 год и 3 месяца малыши очень эмоциональны. Они бурно выражают восторг или негодование. Но контролировать этот поток эмоций они пока не в силах. Поэтому в данном возрасте уже можно обучать ребенка пониманию своих чувств и правильному их выражению. Этому поможет проговаривание основных эмоций. Например, когда малыш расстроен и сердится, можно сказать: «Понимаю, ты злишься, что мы не купили эту игрушку. Я тоже иногда злюсь». Тогда малыш будет с раннего возраста привыкать к мысли, что любые эмоции – это нормально. Но выражать их нужно без ущерба для окружающих. Здесь лучшим примером будут сами родители. Если они умеют справляться с различными эмоциями, то и ребенку будет проще перенять этот навык.