Когда новорожденный начинает слышать?

Содержание:

Первые улыбки

Сначала улыбка ребенка имеет рефлекторную природу и не связана с тем, что он способен видеть или слышать. Неосознанно улыбаться кроха может даже через несколько дней после своего рождения. Эта улыбка не играет пока еще социальной роли и просто показывает, что малышу хорошо и спокойно в этот момент. Нередко увидеть ее можно на лице малютки, когда он спит, купается или сразу после кормления.

Для того чтобы она стала осознанной, должно пройти определенное время. И это неудивительно, ведь в возникновении улыбки принимает участие более десятка лицевых мышц. Самое же главное, что ее появлению предшествует сложная мозговая деятельность, включающая распознавание эмоций близкого человека, передачи нервных импульсов в нужную зону мозга и последующее расслабление мышц лица. Обычно ребенок начинает улыбаться осознанно, когда проходит период от 4 до 8 недель с момента рождения.

Когда младенец улыбается?

К концу первого месяца, а также в течение второго месяца жизни малыша его улыбка может уже являться реакцией на:

  • какое-то приятное или увлекательное событие (мама хлопает в ладоши, напевает песенку, агукает с ребенком) Когда малыш начинает агукать?;
  • выраженную мимику взрослого (иногда реакция может последовать даже на четкое изображение лица, например, другого малыша на журнале для мам или на любимой игрушке с достаточно большими глазами, носом и ртом).

Малыш постепенно учится поддерживать зрительный контакт со взрослым, реагировать на интересные звуки и ласковые прикосновения, поэтому улыбку ребенка могут предопределять теперь и внешние факторы. Хотя кроха еще не умеет внимательно слушать, полезно в это время с ним не только ласково разговаривать, но также включать спокойную музыку (например, классику), размещать над детской кроваткой мобиль с забавными игрушками и приятной мелодией.

Улыбаемся и развиваемся

Одновременно с тем, как ребенок начинает активно улыбаться маме и другим близким людям, он может размахивать ручками и ножками, постепенно начинать «гулить» в ответ на обращение к нему.

Все эти явления составляют то, что называется комплексом оживления. Заключается он в том, что малыш способен зафиксировать приятный для него звук или лицо и отреагировать на них улыбкой, радостными вскриками, двигательной активностью, учащенным дыханием.

В зависимости от ситуации (например, взрослый проявляет свои эмоции более или менее выражено), младенец также может усиливать или уменьшать интенсивность своего поведения. Также кроха может начать улыбаться, издавать разнообразные звуки, выгибать спинку и двигать ножками еще до того, как взрослый к нему обратился. Тогда комплекс оживления является своеобразным призывом к общению, что со временем помогает малышу учиться применять все более и более разнообразные способы для контакта с родителями.

Считается, что формируется этот комплекс где-то с третьей недели жизни крохи и наибольшего развития достигает к 3-м или 4-м месяцам, после чего поведение ребенка становится более сложным. Если к 2-м месяцам ваш ребенок не начал активно улыбаться, это вовсе не значит, что развитие его происходит не так, «как надо». Дети все разные и редко кто из них развивается «по всем правилам».

Тем не менее, учеными давно было замечено, что недостаток эмоционального и телесного контакта мамы с малышом прямо сказывается на его развитии. Составляющие комплекса оживления выражены слабее, некоторые компоненты, такие как радостное гуление, могут вообще отсутствовать.

Пока ребенок еще не открыл для себя улыбку как способ взаимодействия с близкими ему людьми, постарайтесь ему помочь. Для этого достаточно всего лишь почаще брать малыша на руки, поглаживать его, нежно с ним разговаривать, рассказывать ему стишки, петь песенки и, конечно, чаще улыбаться. Такие нехитрые действия со стороны мамы, безусловно любящей своего ребенка, рано или поздно приведут к тому, что малыш в один прекрасный день широко распахнет свои глаза и просияет маме в ответ на ее улыбку своей доверчивой и радостной улыбкой.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: Что умеет ребенок в 1 год?

Бинокулярное зрение новорожденных детей

Бинокулярность — свойство зрения, при котором изображение на обоих сетчатках соединяется в одну объемную картинку. Бинокулярное зрение также помогает определять форму предметов, расстояние до них или между ними. При его отсутствии по какой-либо причине у ребенка развиваются патологии: косоглазие, амблиопия, близорукость и другие.

На 4-5 месяце жизни развивается хватательный рефлекс, при этом направление движения определяется верно, а вот с оценкой расстояния до предмета еще существуют трудности. Также малыш не способен оценить объем в полной мере: он пытается схватить ручками солнечные блики или движущиеся тени.После полугода начинается освоение дальнего пространства. Осязательный рефлекс заменяет активное ползание, а после 10 месяцев — ходьба. При этом ребенок учится оценивать расстояния до объекта, к которому он движется, наступает понимание того, что с края кровати можно упасть.Бинокулярное зрение у новорожденных детей сразу после появления на свет еще отсутствует из-за несформированного полностью глазного аппарата. А вот в 6-8 недель он уже должен уметь фиксировать глаза на предмете, в 3-4 месяца это должно стать нормой

Родителям стоит обратить на это особое внимание

Стадии развития после рождения

Зрение и слух формируются постепенно, проходя различные этапы развития. После рождения ребенок не воспринимает объемные предметы и не запоминает тон голоса. Он реагирует только на простые раздражители:

  • источники света и шума;
  • крупные размеры предметов.

Младенец не отмечает различия в цвете.

Новорожденный

Зрение фрагментировано, из-за чего младенец видит только отдельные образы и изображения. После зрение узкое, поэтому ребенок не наблюдает мелких вещей, располагающихся по бокам от тела. Новорожденный различает 2 объекта, если показать ему только один. Изображение, получаемое от обоих глаз, не комбинируется в один рисунок.

Ребенок реагирует на яркие источники света, плачет и кричит. Он слышит голоса людей, которые кажутся ему громкими. Любые звуки раздражают нежный слух.

3 недели после рождения

Ребенок адаптируется к окружающему миру. На данном этапе развития он не различает цвета и интонации в голосе. Дети постоянно щурятся, пытаясь привыкнуть к освещению. Они видят объекты в двухмерной плоскости. Наблюдается дальнозоркость, поэтому младенец не различает объекты на расстоянии 40 см.

1 месяц

Младенец учится отличать белые и темные оттенки, реагирует на отсутствие или наличие световых источников. Объекты воспринимают расплывчато, одной цветовой гаммы. На 30 сутки острота зрения усиливается в 2 раза. Взгляд скользит по поверхности объектов. Ребенок учится распознавать интонацию в голосе.

2 месяца

Дети начинают видеть предметы на расстоянии до 80 см. Их интересуют крупные объекты однородного оттенка, на которых можно сконцентрироваться. При этом предметы не должны двигаться.

3 месяца

На 12 неделе жизни ребенка интересуют простые геометрические узоры. Дети разглядывают лица, но не запоминают увиденное. Груднички начинают следить за движущимися объектами.

4-5 месяцев

В это время ребенок начинает различать расстояние между объектами. Он фокусирует взгляд как на близких, так и на дальних предметах. Активно развивается боковое зрение. Если дети фиксируют движение на периферии зрительного поля, они поворачиваются в сторону перемещающегося человека или объекта.

Младенец различает красные и желтые цвета, но не различает оттенки по их глубине.

6 месяцев

Бинокулярное зрение позволяет складывать видимое изображение обоих глаз в единое целое. Помимо боковых объектов, дети хорошо различают предметы, располагающиеся перед ними. Ребенок хорошо контролирует хрусталик, его привлекают яркие оттенки и глубина цвета. Контрастные изображения и сложные рисунки дети рассматривают длительное время.

7 месяцев и старше

В этот период активно развивается память, поэтому ребенок активно реагирует на свое имя. Грудные дети способны связать название объекта с его визуальной формой. Младенцы начинают видеть четко, острота зрения прекращает меняться. Глаза полностью сформировываются и должны полностью передавать визуальную информацию.

Возраст, в котором дети начинают слышать

Родители, которые считают, что дети начинают слышать звуки лишь на определенной неделе жизни, сильно ошибаются. Новорожденный не только имеет острый слух с рождения, ученые доказали, что ребенок понимает все уже тогда, когда находится в утробе матери. Формирование соответствующих органов начинается с пятой недели внутриутробного развития, на 17 неделе этот процесс завершается, и малыш уже может различать высоту звука.

Начиная с 26 недели беременности, дети начинают не только слышать все, что происходит в окружающем мире, но и пытаются реагировать на происходящее. Это проявляется значительным повышением активности, особенно в те моменты, когда мама разговаривает со своим малышом, дополнительно сопровождая процесс поглаживанием живота. С 36 недели активность плода еще больше повышается, ответ идет даже на самые незначительные шумы.

Учитывая тот факт, что дети слышат не только то, что происходит снаружи, но и все, что характерно для внутренних процессов, в первые недели после родов они быстрее успокаиваются под шум морских волн, который у них ассоциируется с движением околоплодных вод.

Когда надевать слуховой аппарат на ребенка с тугоухостью

Если вы заметили, что ребенок плохо реагирует на звуки, запишитесь в поликлинику, чтобы получить направление к сурдологу, или на прием в наш медицинский центр. Сурдолог проведет аудиологический скрининг (детям до года) или аудиометрию. Подберет слуховой аппарат и настроит его под особенности ребенка. После первичной настройки назначит даты, когда нужно прийти на донастройку и техническое обслуживание слухового аппарата.

Приучайте ребенка носить слуховой аппарат весь день: он должен привыкнуть к разнообразию звуков и сформировать стихийное слушание. Помните, что слуховой аппарат не решит вопросы естественного развития сам по себе. Если вы не станете тренировать слуховое восприятие ребенка, он отстанет в развитии и в будущем не социализируется.

Что может сделать мой ребенок в этом возрасте

Развитие ребенка в 1 месяц жизни: хотя новорожденный спит около 16 часов в день, время, в течение которого ребенок не спит, может быть занятым. Большая часть движений и активности новорожденного являются рефлексами или непроизвольными — ребенок не делает эти движения целенаправленно. Когда нервная система начинает созревать, эти рефлексы сменяются целеустремленным поведением.

Ребенку 1 месяц что он должен уметь

Рефлексы у новорожденных включают следующее:

  • Корневой рефлекс. Этот рефлекс возникает, когда угол рта ребенка гладят или касаются. Ребенок повернет голову или откроет рот, чтобы следовать, и «укоренится» в направлении поглаживания. Корневой рефлекс помогает ребенку найти грудь или бутылочку.
  • Сосательный рефлекс. Этот рефлекс не начинается примерно до 32-й недели беременности и полностью не развивается примерно до 36 недель. Недоношенные дети могут иметь слабую или незрелую способность сосать, потому что они рождаются до развития этого рефлекса.
  • Моро рефлекс. Рефлекс Моро часто называют рефлексом испуга, потому что он обычно возникает, когда ребенок поражен громким звуком или движением. В ответ на звук ребенок откидывает голову назад, выбрасывает руки и ноги, плачет, а затем втягивает руки и ноги обратно. Иногда собственные крики ребенка могут поразить его или ее, инициируя этот рефлекс. Рефлекс Моро длится до тех пор, пока ребенку не исполнится от 5 до 6 месяцев.
  • Тонический рефлекс шеи. Когда голова ребенка поворачивается в одну сторону, рука с этой стороны вытягивается, а противоположная рука сгибается в локте. Это часто называют «фехтованием». Тонический рефлекс шеи сохраняется до тех пор, пока ребенку не исполнится 6-7 месяцев.
  • Хватательный рефлекс. С рефлексом хватания, поглаживание ладони руки ребенка заставляет ребенка зажать пальцы. Хватательный рефлекс длится всего пару месяцев и сильнее у недоношенных детей.
  • Бабинский рефлекс. При рефлексе Бабинского, когда подошва стопы жестко поглажена, большой палец ноги наклоняется назад к верхней части стопы, а другие пальцы разлагаются. Это нормальный рефлекс, пока ребенку не исполнится 2 года.
  • Ступенчатый рефлекс. Этот рефлекс также называется рефлексом ходьбы или танца, потому что ребенок, кажется, делает шаги или танцует, когда его держат в вертикальном положении, когда его ноги касаются твердой поверхности.

Нам 1 месяц фото:

Период различения на слух речевых и неречевых звучаний

Детям с тугоухостью тяжело не столько слышать абстрактные звуки, сколько понимать речь. Каждый раз слова и предлоги оказываются в новом окружении, их звучание меняется. Только методом проб и ошибок ребенок может «приноровиться» к слову, научиться различать его в устах любого человека. Категорически запрещено навязывать модель звучания какого-либо слова, иначе ребенок запомнит его и будет угадывать. В незнакомой обстановке он окажется беспомощным: угадывать непривычную интонацию станет сложнее.

Упражнения:

Отберите значимые и интересные для ребенка слова из ежедневного словесного фона. Например, если в семье есть любимая собака, сделайте слово «собака» тренировочным. Включайте его в каждое занятие, но произносите всегда по-разному. Ребенок должен привыкнуть к множеству вариаций.
По мере взросления усложняйте тренировки: делайте группы непохожих слов («стол-сова-красный-ехал-пришел-здесь»). На каждом занятии меняйте слова местами, чтобы усложнить угадывание и представить их в новой обстановке.
Подселяйте к старым словам новые. Стройте короткие фразы со свободным порядком слов.
После каждого повторения слов стимулируйте в ребенке интерес к их воспроизведению

Важно, чтобы ребенок слышал себя: только так он сможет развить устойчивую слухоречевую связь.

В этом периоде ребенок находит ориентиры, чтобы понимать слова в речи. Его словарный запас расширяется, пропадает страх перед общением с незнакомцами – теперь он лучше понимает их.

Эмоциональная сфера

В возрасте 1 месяц младенец еще не различает лиц, но уже способен на некоторые эмоциональные реакции. При появлении родителей ребенок оживляется, совершает хаотичные движения ручками и ножками.

Младенец способен интуитивно определять настроение мамы. Улыбка свидетельствует о том, что ребенка ничего не беспокоит, не болит и не тревожит. Плач выражает потребность в общении или физический дискомфорт.

Для нормального эмоционального развития малышу необходимо уделять внимание и предложить игры, а также обязательно повесить над кроваткой музыкальную игрушку – мобиль. Он позволит развивать слух, координацию и будет успокаивать ребенка

В случае негативной реакции – игрушку можно предложить позже.

Самостоятельная проверка зрения

Проверять зрение самостоятельно родителям и другим людям в домашних условиях не рекомендуется. Осматривать ребенка на предмет имеющихся зрительных заболеваний должен только детский офтальмолог или педиатр

Специалист обращает внимание на цвет склеры. В норме она должна обладать бледно-голубым оттенком

Если склера окрашивается в желтый цвет, это свидетельствует о развитии желтухи и повышенном уровне билирубина.

В некоторых случаях возможно развитие астигматизма, который является физиологической нормой и проходит самостоятельно к 2 годам. Это явление характерно для детей, у которых хрусталик имеет неправильную форму. Естественная линза постепенно сформировывается к 4 годам.

Родители должны обращать внимание на следующие детали:

  1. Размер и положение глазных яблок. Выпячивание органов зрения не является нормой и требует срочной консультации с лечащим врачом.
  2. Постоянное слезотечение или сильная сухость глаз может говорить о травме слезного канала.
  3. Зрачки должны обладать круглой формой и одинаковым размером.
  4. Появление гноя свидетельствует о развитии инфекционно-воспалительных процессов, которые характерны для конъюнктивита.

Если у детей наблюдаются отклонения, следует обратиться к лечащему врачу. Только специалист может назначить правильное лечение. При самостоятельном осмотре нельзя насильно открывать ребенку глаза

Новорожденного можно перевернуть на живот или привлечь внимание звуками

Для чего нужен тест на слух?

Как указано выше, Очень важно рано диагностировать некоторые виды глухоты или потери слуха, которые могут присутствовать у ребенка., которые следует лечить и восстановить слух до двух лет с помощью хирургического вмешательства, слухового аппарата или кохлеарного имплантата. Почему лечение так важно? В основном потому что через ухо ребенок развивает речь, так что любое слуховое расстройство связано с задержкой как в языке, так и в общении. Эта статья опубликована только в ознакомительных целях

Вы не можете и не должны заменять консультацию у педиатра. Мы советуем вам проконсультироваться с вашим доверенным педиатром. темыНоворожденный

Эта статья опубликована только в ознакомительных целях. Вы не можете и не должны заменять консультацию у педиатра. Мы советуем вам проконсультироваться с вашим доверенным педиатром. темыНоворожденный

Почему лечение так важно? В основном потому что через ухо ребенок развивает речь, так что любое слуховое расстройство связано с задержкой как в языке, так и в общении. Эта статья опубликована только в ознакомительных целях. Вы не можете и не должны заменять консультацию у педиатра

Мы советуем вам проконсультироваться с вашим доверенным педиатром. темыНоворожденный

Вы не можете и не должны заменять консультацию у педиатра. Мы советуем вам проконсультироваться с вашим доверенным педиатром. темыНоворожденный

Способы диагностики в роддоме

В первый месяц жизни выполняют основные диагностические мероприятия. Проводят процедуру аппаратом в роддоме.

Продолжительность исследования составляет максимум пять минут. Допускается выполнение, когда новорожденный ребенок спит.

Применяется метод отоакустической эмиссии. Если результаты вызывают сомнения, дополнительно регистрируют вызванные слуховые потенциалы.

Используется специальный прибор, позволяющий проверить реакцию на звуковые ощущения.

Эффективные методики:

  • фиксация отоакустической эмиссии;
  • поведенческая аудиометрия;
  • импедансометрия;
  • регистрация КСВП (методика ABR).

Определение реакции мозга (ABR)

Способ диагностики подразумевает улавливание импульсов восковых клеток, локализующихся внутри улитки. Слуховой нерв под воздействием звуковых раздражителей дает ответ.

Аппарат является датчиком с электродами, присоединенными к компьютеру. На ПК визуализируется и обрабатывается полученная информация.

Ответом на звуковой сигнал выступает генерация импульсов, фиксируемых прибором. Слышны однотонные звуки, щелчки. Результат переносится на монитор. Там появляется графическая кривая, позволяющая оценить результаты.

Проверка внутреннего уха (ОАЭ)

Отоакустическая эмиссия – это звук, регенерируемый волосковыми клетками улитки. Разделяется на спонтанную, возникающую при отсутствии звуков и вызванную, проявляющуюся под воздействием раздражителей.

При диагностике применяется вызванная ОАЭ. Методика считается обязательным обследованием при проверке слуха грудничка.

Отсутствие отоакустической эмиссии нередко свидетельствует о наличии проблем. При получении результата назначаются дополнительные тесты.

Импедансометрия

Тестирование проводится путем помещения в наружный слуховой проход специального прибора. Проводится измерение давления, устройство воспринимает отраженный от перепонки звук.

Дополнительно производится фиксация сокращений стапедиальной мышцы, отвечающей на звуковой сигнал.

Диагноз – кондуктивная тугоухость. Что он означает

Кондуктивная тугоухость – нарушения восприятия звуков, связанные с плохой их проводимостью в слуховом проходе. Причина – физическое препятствие (иногда врожденное, но чаще всего – приобретенное) для передачи звука в мозг. Кондуктивная тугоухость может возникнуть в любом возрасте, но, в основном, обнаруживается в раннем.

  • Чуткие родители быстро замечают врожденные аномалии.
  • Именно малыши часто засовывают мелкие предметы в ухо, что может вызвать повреждение барабанной перепонки, частей слухового прохода и, соответственно, снижение слуха.
  • Дошкольники и младшие школьники чаще, чем взрослые, страдают заболеваниями, дающими осложнения на уши, в основном речь об отитах , но встречаются и другие опасные детские инфекции.

Диагноз «кондуктивная тугоухость», конечно, неприятен, но с ним есть и повод для оптимизма – этот вид нарушения слуха лучше многих других поддается коррекции. Если, конечно, вовремя выявить проблему и начать ею заниматься

Для маленьких пациентов это особенно важно, так как влияет на дальнейшее развитие. Несколько месяцев промедления – и все заметнее будут: задержка речи, проблемы с коммуникацией

Причем чем меньше возраст, тем все это явнее и критичнее.

Что делать если ребёнок не реагирует на звук погремушки

По статистке примерно 20% из всех случаев тугоухости формируются в первый год жизни, остальные 80% — это врождённая патология. Если вы знаете, что имеются предпосылки наследственного влияния на слух, сразу обратитесь к специалистам.

Совсем другая ситуация, когда ребёнок в 2 месяца не реагирует на звук погремушки, а в семейной родословной такие случаи не наблюдались. При отсутствии своевременной реакции на звонкие игрушки родители начинают переживать. Не спешите с выводами, если дети равнодушны к погремушкам, но откликаются на мамин голос, работающий телевизор или музыку, ваши тревоги напрасны.

Проблемы со слухом — это полное отсутствие реакции на любые источники звука. Подобные нарушения можно заметить уже в первые два месяца жизни. Наблюдайте за новорождённым, не переусердствуйте, проверяя слуховые способности месячного малыша, и не пытайтесь ставить диагнозы самостоятельно. Развеять подозрения способен только специалист.

Диагностика тугоухости в наше время возможна даже у новорождённых. Врач проводит профессиональный аудиотест, а и при обнаружении нарушений необходимые коррекционные мероприятия. Реабилитация в раннем возрасте наиболее результативна, поэтому, чем раньше будут выявлены отклонения и назначено лечение, тем больше у вашего ребёнка шансов сохранить слух и не отличаться от здоровых сверстников.

Рекомендуем также посмотреть нашу новую статью о том, как почистить нос новорожденному.

Предыдущая запись Необходимо ли кипятить пастеризованное молоко для детей
Следующая запись Как принимать активированный уголь при аллергии у ребенка

Как помочь малышу развить органы чувств?

Для развития слухового аппарата необходимо часто разговаривать с детьми, давать им слушать звуки с различной частотой. Специалисты рекомендуют включать классическую музыку, ограничивать прослушивание громких и резких мелодий. При этом не следует оставлять ребенка в тишине. Беседовать с грудничком следует в процессе развивающих занятий, сопровождать свои действия стихотворениями или сказками.

На начальном этапе развития ребенок будет реагировать только на интонацию, но с течением времени будет разделять слова и пытаться анализировать смысл предложений. Когда дети слушают, они одновременно учатся говорить. В 3-4 месяца младенцы пытаются повторить услышанные звуки.

Чтобы у ребенка не возникло проблем со зрением, необходимо впускать в детскую комнату большое количество солнечного света. Затемненное помещение замедляет развитие глаз. Игрушки нужно показывать или подвешивать на расстоянии 50-60 см. Колыбель следует поставить в середине комнаты, чтобы родители смогли подходить к ней с разных сторон. При этом рядом с кроватью не должны располагаться зеркала или лампы.

Погремушки и другие изделия для игр следует подбирать одинакового цвета и менять их каждый месяц. Если после родов у ребенка будут синие игрушки, то в последующем их следует заменить на красные или оранжевые. После полугода необходимо приобрести предметы разных цветов.

Ребенку с 1,5-2 месяцев рекомендуется показывать иллюстрированные книжки или черно-белые рисунки. При достижении возраста 3 месяцев следует распечатывать яркие контрастные изображения. В ходе прогулки необходимо отвлекать ребенка на животных, проезжающие машины и других людей.

Что видит новорожденный малыш?

Ребенок, которому от роду всего несколько дней, очень чувствителен к яркому свету. Его зрачки имеют очень маленький размер, это предусмотрено самой природой, – так внутрь глаза не проникает избыток световых лучей. По достижению двухнедельного возраста зрачки уже начинают постепенно расширяться. Это дает младенцу возможность воспринимать уже более широкий спектр света и теней.

Новорожденный ребенок видит окружающую его обстановку с определенными особенностями:

  • в первые недели после рождения грудничок еще не задерживает свой взгляд на предметах более чем на 5 секунд;
  • новорожденный может “скашивать” взгляд по той причине, что использование двух глаз одновременно – умение, которое постигается в течение ближайших 6 месяцев. Грудному ребенку на первых порах еще трудно контролировать свое зрение;
  • после 4 недель жизни малыши начинают видеть лучше и способны хорошо сфокусировать свой взгляд на ярком предмете, но лишь ненадолго, больше “скользя” глазами по его поверхности.

Сетчатка также ежедневно тренируется и развивается, и по мере “взросления” этой светочувствительной ткани улучшается способность ребенка определять более сложные узоры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector