Как приучить ребенка к горшку. первые шаги

На горшок раньше срока: хорошо ли это?

О том, как малыш, которому еще и года не исполнилось, исправно ходит на горшок, рассказывают многие мамочки. Сталкиваясь с подобными историями, некоторые мамы маленьких деток и сами порываются как можно раньше научить свое чадо обходиться без подгузников.

Повторяя многократно звуки «пись-пись» или надрывное «а-а-а» и удерживая малыша на горшке, добиться того, что он сделает свое дело, конечно, можно. Но не забывайте, что при этом у него всего лишь появится условный рефлекс.

Однако следует помнить о том, что малыш, обученный таким «премудростям» слишком рано, после полутора года может повести себя совсем не так, как ожидают родители. Если мочевой пузырь у ребенка не наполнен, соответствующий импульс к мозгу не поступает, а малыша тем временем упорно высаживают на горшок и побуждают сходить в туалет, условный рефлекс уже может нее срабатывать. А так как новому, правильному методу, дитя не обучено, проблема мокрых штанишек снова может проявиться во всей красе. При этом родители будут недоумевать по поводу того, почему вдруг что-то пошло не так. И в данном случае повторное приучение к горшку за 1 день невозможно – родителям снова придется постепенно «работать» с ребенком, чтобы в итоге у него развился стойкий навык.

В таблице предоставлено сравнение особенностей слишком раннего и своевременного обучения

До 1,5 года После 1,5 года
Навык быстро теряется, так как не является стойким. Ребенок обретает стойкий навык и не теряет его.
Основывается на условных рефлексах. Ребенок действует осознано, его действия контролирует головной мозг.
Обучение продолжительное, малопродуктивное. Обучается легко и быстро.
Промахи случаются часто, при этом и взрослые, и ребенок испытывают стресс. Ребенку проще учиться, при этом он не испытывает негатива.

Друг мой – горшок: особенности приучения детей разных возрастов

В таблице рассказано, как можно приучать к горшку детей, возрастом от 6 месяцев до трехлетнего возраста:

Возраст начала обучения пользования горшком Среднее время обучения Особенности приучения к горшку (в указанный период)
6 месяцев 12-15 месяцев Малыш в возрасте 6-8 месяцев активно осваивает навык сидения без поддержки. Пытаться приучить к горшку в этом возрасте еще слишком рано; можно понемногу держать ребенка над емкостью после кормления, чтобы выработать рефлекс мочеиспускания.
7 месяцев
8 месяцев
9 месяцев 10-12 месяцев С 9-10 месяцев и вплоть до года у ребенка формируется ранняя стадия контроля над физиологическими отправлениями. Малыш в годик может некоторое время произвольно удерживать мочу, поэтому в год можно пробовать высаживать на горшок перед сном и сразу после; но физиологически годовалый ребенок еще не готов к приучению.
10 месяцев
11 месяцев
1 год
1,5 года 6-8 месяцев В возрасте 18 месяцев у ребенка появляется осознание наполненности мочевого пузыря, а двухлетний малыш может даже оповещать маму о том, что хочет “пи-пи”. Настает средняя стадия достижения контроля, именно этот момент считается наиболее подходящим для начала знакомства с горшком.
2 года
2,5 года < 5 месяцев На рубеже третьего года жизни малыш уже полностью готов освоить детский горшок. Трехлетний ребенок уже понимает смысл процесса, предназначение горшка и достигает нужного результата за короткое время.
3 года и старше

Способы, правила, рекомендации и методики приучения ребенка к горшку

Изобретение памперсов помогло облегчить жизнь мамам. Но теперь наступает время, когда придется, что называется, «засучить рукава» и набраться терпения. Процесс приучения малыша к горшку далеко не самый простой и быстрый. Некоторые советы более опытных мам окажутся кстати:

  • Не стоит слишком настаивать на горшке в первый день, новая странная вещь может напугать. Ласково и спокойно поясните малышу, что это за предмет, посадите на него сначала любимую игрушку. Если ребенок привык к памперсам, то придется их снять. Старшие дети станут хорошим примером, ведь малыши зачастую копируют поведение своих братьев и сестер.
  • Малыши в этом возрасте уже пытаются знакомиться со своим телом. Пояснения мамы, зачем нужны внешние выделительные органы, помогут понять, для чего существует горшок. Дети в состоянии ощущать, что находиться в описанных штанишках очень неприятно, и избежать этого поможет «дружба» с новым предметом.
  • Нужно обязательно хвалить малыша, если освоение горшка проходит удачно. Положительные эмоции помогут закрепить новый навык. При неудачных попытках не стоит отчаиваться и ругаться, нужно терпеливо и ласково снова напоминать ребенку о горшке и возможности быть сухим и чистым.
  • Придется постоянно следить за временем и высаживать малыша на горшок после сна, еды, некоторого времени бодрствования, пока он сам не станет напоминать о туалете при возникновении позывов. Ни в коем случае не стоит делать это силой, отчего у ребенка может возникнуть стойкое неприятие туалета. Спокойно и ласково нужно предлагать сходить на горшок.
  • Пока формируется навык, новый предмет должен быть там, где постоянно находится ребенок, чтобы имелась возможность быстрого использования его в случае необходимости. Если горшок стоит, что называется, «под рукой», малышу при первых позывах легче до него добраться.

Если малыш упрямится и не желает ходить на горшок, следует придумать небольшие хитрости, чтобы сам процесс был более увлекательным. Например: читать в это время определенную книгу, играть в выбранную игрушку, что поможет ребенку расслабиться и забыть о своих страхах. Не стоит, однако, слишком увлекаться этим методом, чтобы не заменить естественный процесс игрой. Многим малышам интересен механический слив воды в унитазе. Можно воспользоваться этим и во время формирования привычки к горшку.

Не нужно спешить и с силой сажать на горшок. Чрезмерные усилия могут вызвать у малыша обратную реакцию, и в качестве протеста он будет делать «свои дела» где угодно, только не там, куда следует. При такой ситуации лучший выход – не вспоминать о горшке некоторое время. А пока мальчиков стоит поучить мочиться по-взрослому, стоя как мужчина, а девочкам «запустить ручеек» в ванне или тазу. Спустя несколько дней можно попробовать вернуться к горшку, но постараться не настаивать, а мягко предложить сесть и пописать.

Никогда не равняйте своего малыша с кем-то из детей и не сетуйте, если что-то не сразу выходит. Каждый ребенок индивидуален, и все получится, если относиться к нему с любовью и терпением.

Внимательный и спокойный настрой родителей поможет малышу быстрее понять, что от него хотят. Если он тужится, напрягается, краснеет, это сигнал к быстрой высадке на горшок. Несколько удачных попыток, и ребенок сам будет проситься в свой туалет.

Подытоживая все сказанное, можно сделать вывод:

  • быстрый результат возможен, если ребенок уже достиг определенного психологического возраста;
  • обязательна посадка на горшок после того, как ребенок проснулся, а если его одежда к тому же сухая, то увеличивается вероятность скорого формирования нового навыка;
  • не стоит приучать к туалету нездорового ребенка: больной живот, вылезающие зубки и температура – повод отложить обучение на некоторое время;
  • нельзя вызывать мочеиспускание при помощи звуков льющейся воды, сформировавшийся в результате рефлекс может сыграть с ребенком в будущем злую шутку;
  • во время приучения к горшку не стоит сразу отказываться от подгузников;
  • при неудачах нельзя ругать ребенка, нужно проявить больше заботы и терпения и все получится.

Когда лучше начинать

Нормальное развитие детей раннего возраста в значительной степени определяется правильным уходом за ними. Процесс приучения к горшку – важный этап в развитии и взрослении ребенка, а также в формировании его отношений с родителями. Многие родители склонны проявлять излишнее беспокойство, когда их ребенок не развивается в соответствии с их представлениями.

Практикуемые до недавнего времени методы «раннего приучения к горшку» (в течение первого года жизни) следует признать устаревшими и нефизиологическими, поскольку при их использовании не учитывается степень зрелости мышц и нервной системы ребенка (в частности, иннервация мочевого пузыря и кишечника). Как следствие, обучение становится долгим и малопродуктивным процессом. Кроме того, при их применении у детей могут возникать негативные реакции (поскольку обучение построено на давлении со стороны родителей) и соматоневрологические дисфункции, что впоследствии чревато такими проблемами, как запоры, недержание мочи/кала, многочисленные невротические реакции (включая логоневроз, тики и др.), а по достижении определенного возраста – энурез, гиперактивный мочевой пузырь и стойкий энкопрез. Принудительное приучение к горшку в любом возрасте может обернуться стрессом как для ребенка, так и для родителей. Описываемый стресс становится еще более выраженным, если ребенок не способен понять или интерпретировать полученную команду. Попытки навязать ребенку такие методы, основанные на доминировании взрослого, неизбежно приводят к затягиванию процесса обучения и низкой эффективности.

Описываемые методы раннего приучения к горшку относятся к рефлекторным, то есть, основанным на выработке условного рефлекса, а не сознательного навыка. В процессе приучения родители определяют сигналы и «язык тела» ребенка перед мочеиспусканием или дефекацией подобно тому, как приучают к туалету домашних животных. Такие приемы основаны не на реальном обучении, а на выработке рефлекса, и поэтому неэффективны. Успех процесса зависит от того, сумеет ли взрослый распознать потребность или желание ребенка сходить в туалет (при этом отсутствуют основные элементы обучения, и процесс не носит ассоциативный характер). Приобретенное ребенком «умение» имеет непостоянный характер и может быть утрачено при любой стрессовой ситуации (например, болезнь или переезд из квартиры, ссора родителей) или других неблагоприятных обстоятельствах. Поэтому попытки принудительного приучения ребенка к горшку до достижения им физической готовности и/или повышенная интенсивность обучения никоим образом не ускоряют и не приближают желаемый результат. Успешное приучение к горшку – это воспитание когнитивного (сознательного) навыка или умения, которое должно быть сосредоточено вокруг ребенка; оно должно проходить позитивно и занимательно

Важно помнить, что приобретенный рефлекс легко утрачивается, если не является заученной моделью поведения

Чтобы процесс приучения к горшку проходил быстро и легко, родители должны быть проинформированы о методе, «ориентированном на ребенка.

«Ориентированный на ребенка» или физиологический метод туалетного обучения, является методом, учитывающим степень зрелости центральной нервной системы. Именно ЦНС обеспечивает иннервацию мышц, органов мочеполовой системы и желудочно-кишечного тракта детей. Данный подход помогает родителям правильно понять ребенка и направить процесс приучения к горшку в соответствие с уровнем развития ребенка. Согласно этому методу ребенок становится главной фигурой, повышается его уверенность в себе и самоуважение. Обучение, согласно такой методике, призвано не просто выработать у ребенка рефлекс, а ускорить усвоение соответствующей информации или навыков, в случае с приучением к горшку – знакомство ребенка с собственным телом. Физиологическая модель учитывает три ведущие составляющие детского развития: физиологическую зрелость (укрепление мышц сфинктера мочевого пузыря и кишечника, необходимое развитие ЦНС), психологическую и эмоциональную готовность (понимание и желание следовать инструкциям). Согласно литературным данным, здоровый ребенок достигает необходимой физиологической зрелости в среднем в возрасте от 18 до 24 месяцев (Американская Академия Педиатрии, 2003).

Приучение к горшку по рекомендациям педиатров

Наши педиатры говорят о том, что раннее приучение к горшку формирует неправильную последовательность импульсов. Ребёнок привыкает, что при звуке (пс-с-с или а-а-а) надо опорожниться, независимо от того, есть ли что-то внутри мочевого пузыря или кишечника. Поэтому в возрасте около двух лет, когда проявляются признаки самостоятельности, дети начинают протестовать против горшка, показывая родителям, что писать им сейчас нечем. Однако протест формируется не всегда и не у всех.

По рекомендациям медиков необходимо приступать к приучению после 2-х лет. Показывать малышу горшок, говорить о том, что на него надо писать, усаживать в определённое время – словом, делать то же, что рекомендуют другие методики.

Иногда в процессе приучения возникают проблемы. К примеру, если малыш до того находился постоянно в памперсах, то поначалу бывает сложно оставить его без подгузника. Он протестует, он часто бывает не согласен расстаться с привычной одеждой.

Хотите кое-что интересное? Как ребенка приучить к горшку после памперсов?

  • Дать малышу возможность почувствовать, что подгузник ему мешает. Для этого не снимать памперс до тех пор, пока влагопоглощающий слой не наполнится и не станет слишком тяжёлым.
  • Снимать подгузник с малыша периодически уже после года (летом, когда тепло, или во время отопительного сезона дома). Нельзя держать детей старше года в подгузниках с утра до вечера.

Какие особенности необходимо учесть, приучая малыша к ночной вазе?

  • Нет памперсам. Это условие – обязательно, без отказа от подгузников ребёнок не станет различать мокрые после писания штанишки и сухую одежду.
  • Малышей держат над тазиком или ванной, не высаживая. Детей старше 1 года высаживают непосредственно на горшок. Садить рекомендуют как девочек, так и мальчиков. Это связано с сопутствующей дефекацией. Мальчик может не только пописать, но и покакать.
  • Существует время обязательного высаживания. Дети почти всегда писают после сна и часто хотят в туалет через непродолжительное время после еды (от 30 мин. до 1,5 часов). В это время их необходимо посадить на горшок.

Соблюдение режима

Некоторые мамы переживают, что ребенок не встает ночью на горшок. А если и сходил в туалет, то потом развивает такую активность, что уже и родителям не до сна. Поэтому маме необходимо создать режим. То есть ходить на горшок в одно и то же время. Чаще всего родитель знает, в какое время ребенок хочет писать, на это и нужно ориентироваться. Например, можно ходить в туалет несколько раз: сначала перед сном, потом в 12 ночи и 4 утра.

Такой график имеет некоторые трудности для мамы. Ей нужно разбудить малыша, посадить на горшок, а потом снова уложить спать. Однако этот подход имеет ряд преимуществ:

  • мама предугадывает позывы к мочеиспусканию, и ребенок остается ночью сухим;
  • также мама создает режим, к которому потом привыкнет мочевой пузырь крохи.

Через некоторое время позывы будут совпадать с временем пробуждения. И тогда мозг малыша сможет связать одно событие с другим и сформировать привычку просыпаться ночью для похода в туалет.

А что говорит доктор Комаровский?

Он пользуется большим авторитетом у многих родителей, бабушек и дедушек, так как просто и доступно объясняет даже самые сложные вопросы.

Комаровский предлагает родителям небольшой тест, результат которого покажет, готов ребенок к горшку или нет. Если большинство ответов на следующие утверждения положительные, значит пора приучать малыша ходить на горшок:

  • малыш в течение полутора часов может оставаться сухим;
  • кроха понимает, что означает «пипи» и «кака»;
  • процесс дефекации стабилен, ребенок ходит в туалет «по-большому» регулярно, приблизительно в одно и то же время;
  • малыш знает основные части тела и может показать их на себе или на другом человеке;
  • кроха начинает капризничать, когда его подгузник или трусики становятся мокрыми, он чувствует при этом дискомфорт;
  • может самостоятельно снять с себя часть одежды, например, приспустить штаны или трусики.

Однако самым главным признаком, по мнению доктора Комаровского, есть определенные жесты и звуки, которые издает ребенок, когда хочет писать.

Он может сжимать ножки, пытаться снять трусики, зажимать промежность рукой или держаться за животик.

Если вы заметили такое действие за малышом, значит, настало время учить его садиться на горшок, в том числе и в ночное время.

Как видите, торопиться и паниковать не надо, если у соседки дочка стала проситься ночью в туалет в два годика, а ваш сын в 2,5 года никак не может подружиться с фаянсовым другом днем.

В промежутке между 1 и 2 годами детей приучают к туалету. Как научить ребенка проситься на горшок без слез и истерик – используем метод пряника.

Каждый ребенок индивидуален, следовательно, время Х у каждого свое. Занимайтесь с ним, играйте в развивающие игры, рассказывайте истории и стишки, просто общайтесь. Ведь развитие вашей крохи в первую очередь зависит от вас.

Однако не бегите быстрее паровоза! Природу все равно не обманешь. Невозможно приучить малыша проситься ночью на горшок, если он физически и морально к этому не готов. Подождите месяц-другой и возобновите попытку. Вы удивитесь, насколько быстро малыш способен познавать мир и себя.

Как приучить ребенка к горшку? Методика

  1. Отказываемся от подгузников

Если до сих пор ваш малыш все время проводил в подгузниках, то теперь нужно будет от них отказаться (исключениями могут быть прогулка в холодное время года, поездка в транспорте, поход в гости, время сна). Это необходимо для того, чтобы малыш установил четкую взаимосвязь между позывами в туалет и результатом (мокрыми штанишками), а также почувствовал дискомфорт, возникающий вследствие этого.

  1. Знакомимся с горшком

Первое время предлагайте сходить в туалет только в моменты, когда вероятность успеха максимальна – после сна, после еды, а также когда очевидны изменения в поведении ребенка – он замирает, напрягается, кряхтит. Главное, не настаивайте и не предлагайте горшок слишком часто!  Объясняйте, зачем нужен этот незнакомый предмет и подчеркивайте преимущества его использования – «Вот, и попка чистенькая осталась, и штанишки сухие».

Замечательно, если кроха будет видеть на примере старших детей или взрослых, как и куда справляется нужда. Можно также приводить в пример какого-нибудь любимого персонажа. Ведь совершенно невозможно представить в подгузниках, например, крокодила Гену.

  1. Хвалим и не критикуем!

Если высаживание на горшок прошло успешно, обязательно похвалите малыша. Про критику неудач нужно забыть совершенно! Да, это нелегко. По себе я отлично знаю, что это первая приходящая на ум реакция при виде очередных мокрых штанов (ведь целый день уже прошел без промахов!), но все-таки нужно постараться. Можно сказать что-то вроде «Ой, МЫ забыли, что у нас есть горшок. В следующий раз обязательно им воспользуемся». Но опять же, не стоит занудно повторять это каждый раз.

Также никогда не сравнивайте ребенка в укорительной манере с другими детьми («Вот Вася младше тебя, а уже давно в штанишки не писает»). Любое давление способствует исключительно негативному отношению малыша к этой болезненной теме, протесту с его стороны.

  1. Набираемся терпения

Естественно, вам хочется, чтобы малыш как можно быстрее начал сам ходить в туалет. Однако чудес не бывает. И что бы там не обещали методики вроде «Как приучить малыша к горшку за 3 дня», в столь короткие сроки научить ребенка ходить на горшок абсолютно без промахов, да чтоб он еще и сам просился, вряд ли выйдет.

После первого знакомства с горшком наступает довольно длинный этап (чем раньше вы начнете, тем длиннее он будет), когда кроха может делать свои дела то в положенное место, то мимо, и здесь самая главная задача – научиться реагировать спокойно на промахи. Просто не замечать их. Но активно хвалить за удачи.

Иногда даже кажется, что ребенок специально издевается. Например, когда сидя на диване и делая свои дела, он задумчиво сообщает всем  «Я писаю!». Однако малыш делает это вовсе не из злого умысла, просто ему нужно некоторое время, чтобы научиться распознавать сигналы, которые предшествуют самому событию.

Бывают случаи, когда у ребенка, который вроде бы совсем уже обучился горшечной науке, случаются «аварии». Как правило, это происходит когда малыш болеет, находится в чужой обстановке / в гостях, стесняется попроситься при незнакомых людях или просто слишком увлекается игрой. Расстраивается как обычно не стоит, это совершенно нормальная ситуация, число подобных «аварий» будет постепенно сокращаться, пока, наконец, не сойдет на «нет».

То же самое касается и ночного сна. Малыш, научившийся пользоваться горшком в течение дня, может еще некоторое время писаться в постель. Освоение ночного горшка происходит несколько позже.

Дополнительные меры

Если обычная методика приучения не дает стабильных результатов, посетите врача-педиатра. Ребенок может регулярно писать ночью в постель по причине инфекции мочевого пузыря

При склонности к инфекциям важно повысить иммунитет малыша

Визит к врачу потребуется и в случае, если после долгого периода сухих ночей у ребенка он вдруг снова стал регулярно писать в постель. Причиной может быть болезнь или сильный стресс.

Приучение ребенка двух-трех лет оставаться сухим ночью может затянуться на несколько месяцев, все зависит от особенностей организма и развития малыша. Со временем все придет в норму, если относиться к малышу с любовью и заботой.

Ошибки родителей

То, что у родителей не получается приучить своего ребенка к горшку свидетельствует о неправильном подходе к этому процессу. Нельзя ожидать быстрого результата и винить малыша в том, что он не “управляется” к срокам. Нежелательно начинать приучение слишком рано. И это далеко не все запреты, которые не стоит нарушать.

◊ Основные ошибки ️:

  1. Недостаточно времени на ребенка. Мама с папой удаляют приучению чада к горшку несколько часов в день, а в остальное время просто достают подгузники и начинают заниматься своими делами. Итог: ребенок справляет нужду то в подгузник, то в горшок, что полностью сбивает его с толка.
  2. Непоследовательность действий. Родители приучают малыша к горшку, но не приучают его к последовательному ритуалу. К тому, что сначала нужно снять штанишки, потом трусики, а после похода в туалет – выносить чашу и мыть руки. Итог: малыш привыкает справлять нужду в правильном месте, но игнорирует важные аспекты этого процесса.
  3. Переусердствование. Родители применяют всевозможные методы приучения к горшку каждый день на протяжении долгого времени. Они ставят себе цель: приучить чадо до энного возраста. Итог: у ребенка развивается страх перед горшком.
  4. Наказание “мокрыми штанами”. Мама с папой видят, что ребенок снова описался, вместо того чтобы пойти на горшок, и решают проучить его этим методом. Они оставляют чадо разгуливать по дому в мокрых штанах на 10-30 минут. Итог: ребенок все равно не осознает, почему он ходит в мокром, но у него вырабатывается привычка так ходить.

Эти ошибки встречаются постоянно даже среди опытных родителей, воспитывающих не первого ребенка.

Сказка на ночь

Часто дети не контролируют свой мочевой пузырь, так как неспокойно спят.

Чтобы малыш хорошо высыпался, его нужно готовить ко сну. Для этого:

  • перед сном расскажите крохе сказку;
  • займите его спокойной игрой;
  • спойте колыбельную;
  • приглушите свет, выключите телевизор;
  • сделайте ему расслабляющий массаж перед сном.

Одним словом, час-полтора перед отходом ко сну должны протекать в спокойной обстановке. За это время ребенок расслабится, успокоится. Следовательно, будет спокойно спать и меньше мочить пеленки.

Маленькие дети видят во сне кошмары чаще, чем взрослые люди

Именно поэтому так важно приучать их правильно готовиться ко сну.

Как приучить ребенка к ночному горшку

Ночное обучение проводится после освоения им горшка днем. 

Рекомендуем заранее подготовиться к приучению к ночному горшку:

  1. Проследите, когда и сколько пьет ребенок в течение дня. Перераспределите потребление жидкости малышом, чтобы большая ее часть приходилась на первую половину дня. 
  2. Если малыш еще ходит постоянно с поильником и пьет из него сок или чай, замените их на воду. 
  3. Приготовьтесь вставать за ночь несколько раз. При проблемах со сном, переутомлении и недосыпе у ребенка обучение может вызвать сложности во время ночного приучения к горшку. 
  4. Приготовьте дополнительное постельное белье для детской кровати и раздельную пижаму. 

Понравиласть статья? Оцените:

Голосов: 28

Как приучить ребенка за 3 дня

Несмотря на то, что лучше учить ребенка ходить в туалет постепенно, иногда бывает, что это нужно сделать быстро. Например, ребенок идет в детский сад или планируется какая-то поездка. В этом случае нужно действовать быстро, но в то же время мягко и без особой настойчивости

Но для того чтобы эти попытки имели результат, важно чтобы были соблюдены следующие условия:

  • ребенок должен быть не младше 1,5 лет;
  • он уже должен уметь контролировать позывы в течение нескольких часов;
  • малыш легко обходиться без подгузников;
  • выработан режим, поэтому он ходит в туалет приблизительно в одно и то же время.

Начинать быстрое обучение нужно только после проведения предварительной подготовки. Она начинается за несколько недель до активных действий и заключается в следующем:

  • горшок нужно купить заранее и рассказывать о нем ребенку, объясняя, зачем он нужен и т.д.;
  • обязательно нужно упомянуть, что все большие дети ходят на горшок;
  • также необходимо рассказать, что скоро малыш начнет обходиться без памперсов;
  • для того чтобы заинтересовать ребенка к смене подгузников на трусики, нужно приобрести ему новое белье с различными интересными изображениями из мультиков;
  • приучать малыша к горшку лучше с помощью других родственников.

В первый день обучения нужно, чтобы малыш привык ходить без памперса. Его снимают с самого утра. При этом все взрослые должны целый день наблюдать за ребенком и сажать его на горшок сразу, как только увидят, что он собирается писать или какать. Главное, чтобы ребенок как можно быстрее уловил связь между горшком и своими действиями. И именно поэтому одному человеку не справиться с такой задачей. За каждый успех нужно хвалить малыша, причем именно за действие. А вот ругать нельзя.

На второй день навык нужно закрепить на улице. Пусть малыш перед прогулкой сходит в туалет. Естественно, ни о каких памперсах речь не идет

Здесь важно, чтобы ребенок начал сам просится в туалет, поэтому далеко от дома уходить не стоит. Как вариант, можно взять горшок с собой. На следующий день также можно сходить с малышом на прогулку

Необходимо, чтобы он научился сдерживать позывы и ходить в туалет дома

На следующий день также можно сходить с малышом на прогулку. Необходимо, чтобы он научился сдерживать позывы и ходить в туалет дома.

Обычно такое активное обучение способствует тому, что ребенок очень быстро привыкает к горшку. Многие дети через три дня начинают самостоятельно ходить на него. Хорошо, если в период обучения ребенок ходит дома в легкой одежде, например, в одних трусиках. Тогда ему не придется долго возиться с одеждой. Некоторые родители приучают детей к горшку голенькими, но это не совсем правильно. Малыш должен понимать последовательность действий при хождении на горшок, иначе впоследствии он не будет снимать штаны и трусики.

как успокоить ребенка во время истерики

Когда лучше начинать

Нормальное развитие детей раннего возраста в значительной степени определяется правильным уходом за ними. Процесс приучения к горшку – важный этап в развитии и взрослении ребенка, а также в формировании его отношений с родителями. Многие родители склонны проявлять излишнее беспокойство, когда их ребенок не развивается в соответствии с их представлениями.

Практикуемые до недавнего времени методы «раннего приучения к горшку» (в течение первого года жизни) следует признать устаревшими и нефизиологическими, поскольку при их использовании не учитывается степень зрелости мышц и нервной системы ребенка (в частности, иннервация мочевого пузыря и кишечника). Как следствие, обучение становится долгим и малопродуктивным процессом. Кроме того, при их применении у детей могут возникать негативные реакции (поскольку обучение построено на давлении со стороны родителей) и соматоневрологические дисфункции, что впоследствии чревато такими проблемами, как запоры, недержание мочи/кала, многочисленные невротические реакции (включая логоневроз, тики и др.), а по достижении определенного возраста – энурез, гиперактивный мочевой пузырь и стойкий энкопрез. Принудительное приучение к горшку в любом возрасте может обернуться стрессом как для ребенка, так и для родителей. Описываемый стресс становится еще более выраженным, если ребенок не способен понять или интерпретировать полученную команду. Попытки навязать ребенку такие методы, основанные на доминировании взрослого, неизбежно приводят к затягиванию процесса обучения и низкой эффективности.

Описываемые методы раннего приучения к горшку относятся к рефлекторным, то есть, основанным на выработке условного рефлекса, а не сознательного навыка. В процессе приучения родители определяют сигналы и «язык тела» ребенка перед мочеиспусканием или дефекацией подобно тому, как приучают к туалету домашних животных. Такие приемы основаны не на реальном обучении, а на выработке рефлекса, и поэтому неэффективны. Успех процесса зависит от того, сумеет ли взрослый распознать потребность или желание ребенка сходить в туалет (при этом отсутствуют основные элементы обучения, и процесс не носит ассоциативный характер). Приобретенное ребенком «умение» имеет непостоянный характер и может быть утрачено при любой стрессовой ситуации (например, болезнь или переезд из квартиры, ссора родителей) или других неблагоприятных обстоятельствах. Поэтому попытки принудительного приучения ребенка к горшку до достижения им физической готовности и/или повышенная интенсивность обучения никоим образом не ускоряют и не приближают желаемый результат. Успешное приучение к горшку – это воспитание когнитивного (сознательного) навыка или умения, которое должно быть сосредоточено вокруг ребенка; оно должно проходить позитивно и занимательно

Важно помнить, что приобретенный рефлекс легко утрачивается, если не является заученной моделью поведения

Чтобы процесс приучения к горшку проходил быстро и легко, родители должны быть проинформированы о методе, «ориентированном на ребенка.

«Ориентированный на ребенка» или физиологический метод туалетного обучения, является методом, учитывающим степень зрелости центральной нервной системы. Именно ЦНС обеспечивает иннервацию мышц, органов мочеполовой системы и желудочно-кишечного тракта детей. Данный подход помогает родителям правильно понять ребенка и направить процесс приучения к горшку в соответствие с уровнем развития ребенка. Согласно этому методу ребенок становится главной фигурой, повышается его уверенность в себе и самоуважение. Обучение, согласно такой методике, призвано не просто выработать у ребенка рефлекс, а ускорить усвоение соответствующей информации или навыков, в случае с приучением к горшку – знакомство ребенка с собственным телом. Физиологическая модель учитывает три ведущие составляющие детского развития: физиологическую зрелость (укрепление мышц сфинктера мочевого пузыря и кишечника, необходимое развитие ЦНС), психологическую и эмоциональную готовность (понимание и желание следовать инструкциям). Согласно литературным данным, здоровый ребенок достигает необходимой физиологической зрелости в среднем в возрасте от 18 до 24 месяцев (Американская Академия Педиатрии, 2003).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector