Приучение к горшку

Какой горшок купить

Каждая мама хочет для своего малыша все самое необыкновенное, красивое. И как не подобрать для любимого чада симпатичный горшок с различными интересными штучками?

Магазинами детских товаров предоставляется огромный выбор самых различных экземпляров. Различаются они не только цветом, но и материалом и формой. Продаются модели на ножках и с высокими спинками, в виде машин и велосипедов, с прикрепленными рулями и подставками для игр, сборные и походные, превращающиеся в симпатичный контейнер, музыкальные и имитирующие маленькие унитазы со сливом воды.

Но многие педиатры советуют не торопиться выкидывать деньги на продвинутые дорогие модели. Желательно сначала остановить свой выбор на классическом варианте, практичном и удобном. Ребенок, которого приучают к новому предмету и формируют новый навык, может испугаться слишком яркого цвета или резких звуков. И игнорировать впоследствии все попытки родителей освоить горшок. Это, во-первых. А во-вторых, ребенок может принять навороченную модель как игрушку, и вместо использования горшка по прямому назначению, увлечься новой забавой.

Поэтому самый правильный выбор для формирования навыка — это обычный простой «туалет» без изысков и лишних функций. Позже, когда ребенок привыкнет справлять свои надобности в «детском туалете», тогда можно будет выбрать модель по вкусу.

Выбрать «правильный» горшок помогут такие характеристики:

  • Устойчивость. Маленький ребенок даже на горшке может быть очень активным. И чтобы исключить случайное падение, надо выбирать модель, с широким основанием или с наличием подножек.
  • Материал. Предпочтительнее покупать горшок из пластика и только в специализированных магазинах, которые имеют сертификаты соответствия на свои товары. Поверхность, соприкасающаяся с нежной кожей малыша, не должна быть липкой, иметь швы, шероховатости и зазубрины.
  • Форма. Удобство горшка зависит и от его формы, Так, девочкам приобретают круглую модель, мальчикам – овальную, имеющую выступ впереди. Разница в форме обусловлена разным анатомическим строением малышей.
  • Для поездки с малышом лучше приобрести горшок с имеющейся крышкой или дорожные модели в виде контейнеров с ручками.

Методика обучения за три дня

Эта методика подойдет малышу в возрасте 2,5-3 лет, т.к. у него уже сформированы все предпосылки для быстрого обучения: физическое развитие, устойчивый контроль за мочеиспусканием, психологическая готовность.

В первые два дня:

  1. Дайте привыкнуть малышу к горшку, объясните его предназначение;
  2. Присаживайте его после каждого приема пищи, до и после сна;
  3. Дайте понять, что он уже достаточно взрослый, пора отказаться от памперсов и носить белье;
  4. Объясните в доступной форме, для чего нужно ходить на горшок;
  5. Хвалите и подбадривайте его, даже при не очень удачных попытках.

Как правило, вскоре ребенок начинает понимать, чего хотят от него взрослые и начинает делать попытки ходить на горшок самостоятельно.

Важно, чтобы горшок постоянно был доступен, а белье легко можно было снять даже малышу.

На третий день ребенок уже должен хорошо ориентироваться и стараться самостоятельно пользоваться горшком. Поощряйте его, он должен чувствовать, что он все делает правильно и вы рады этому.

Читайте более подробно: Как приучить ребенка к горшку за 3 дня: пошаговая инструкция

Не нужно приучать к горшку при стрессовых ситуациях в семье, когда ребенок болен и капризничает, при переездах.

Какой горшок купить

В детских магазинах представлено много моделей горшков для малышей разного возраста. Они отличаются материалом, формой и цветом: не стоит думать, что купив розовый горшок для девочки, а голубой – для мальчика, вы сделаете удачный выбор.

Для маленьких представительниц женского пола предпочтительнее приобретать горшки круглой формы, а для будущих мужичков – овальной, это связано с анатомическими особенностями строения тела. Также при покупке «туалета» для мальчика можно обратить внимания на горшки с выступом впереди.

Существуют общие рекомендации, как выбирать для ребенка горшок и выбор зависит от нескольких факторов:

Он не должен быть холодным. Малышу это придется не по вкусу, и обучение потерпит крах в самом начале

Согласитесь, неприятно дотрагиваться телом к чему-то холодному, а тем более попе малыша, которая прикасалась к памперсу, пеленке, маминым рукам, ко всему теплому и мягкому, а тут вы вздумали посадить его на железный или керамический горшок! Поэтому отдавайте предпочтение пластиковым моделям;
Удобство не менее важно в этом деликатном вопросе. Благо, что сейчас рынок предоставляет огромный выбор, и вы сможете подобрать как по анатомическому признаку, так и по финансам удобный для себя и малыша вариант;
Важно, чтобы горшок был устойчивым

В противном случае, при малейшем неловком движении ребенок может шлепнуться вместе с горшком, а это чревато отказом в дальнейшем садиться на «опасный» предмет на долгие месяцы;
Модели со съемной крышкой удобны в поездках;
Не стоит приобретать горшок с музыкальными, световыми эффектами, малыши будут воспринимать его как игрушку;
Наличие спинки поможет удобному нахождению ребенка на горшке.

Как приучить ребенка к горшку за неделю

Наверняка каждый родитель старается сделать все, чтобы как можно быстрее приучить своего малыша к горшку. И это вполне понятно, ведь не придется тратить деньги на памперсы, что значительно сэкономит семейный бюджет. Кроме этого, значительно сократится и количество стирок. Помочь в этом вопросе, может методика приучения к горшку за семь дней, которая опробована и одобрена большим количеством родителей.

Если по достижении полутора лет ребенок еще не приучен к горшку, то благодаря этой методике процедуру можно провести быстро и безболезненно для психики ребенка. Этот метод разработан американским специалистом Джиной Форд. Он рассчитан на деток, которые уже умеют выполнять простые действия.

Первый день

Приучения необходимо начинать со снятия памперса после сна, мотивируя свой поступок тем, что ребенок уже взрослый, а взрослые памперсов не носят и ходят в туалет в отведенное для этого место. Ведя с малышом подобный разговор, его нужно сажать на горшок. Чтобы показать нужность походов на горшок, ребенка нужно взять с собой в туалет, чтобы он посмотрел на процесс и понял, что не все так страшно. Если у малыша не получается сходить на горшок, необходимо повторять данную процедуру каждые 15 минут с сидением на нем по 10 минут. Этого срока должно хватить на то, чтобы кроха сделал свои дела. Чтобы карапуз не вставал с горшка, можно сесть рядом с ним и развлекать его в процессе. Если малыш не сходил в горшок, а написал в штаны, не нужно его ругать и отчаиваться, просто следует запастись терпением, потому что оно вам пригодится.

Второй день необходим для закрепления полученных навыков. Чтобы ребенок исправно ходил в горшок, за ним следует внимательно наблюдать и при первых признаках желания посетить туалет, его сразу нужно сажать на горшок.

Третий день

На протяжении третьего дня следует придерживаться выбранной линии поведения. Если вы четко решили учиться ходить на горшок, то памперсы нельзя надевать даже не прогулку, иначе малыш просто запутается. Он не сможет понять, куда ему ходить в памперс или на горшок. Перед выходом на прогулку ребенку нужно предложить сходить на горшок, а на прогулке следует чаще спрашивать о том, не хочет ли он в туалет, таким образом, удастся избежать неприятных неожиданностей. В случае если ребенок захочет сходить в туалет на улице, первое время лучше брать с собой горшок, ну а потом будет достаточно отойти с ним в кусты. Через некоторое время ребенок научится контролировать свой кишечник и мочевой пузырь, и будет выдерживать без посещения туалета всю прогулку.

С четвертого дня и родители и малыш уже будут четко знать, когда необходимо сходить на горшок. Если карапуз забыл посетить туалет, ему нужно об этом напомнить. Когда ребенок сходит на горшок, его следует похвалить и искренне порадоваться, положительные эмоции родителей от этого действия помогут ребенку быстрее усвоить и закрепить навык.

Закрепление навыков

Быстрое приучение к горшку вовсе не означает, что уже через неделю карапуз будет четко ходить на горшок, а «аварии» перестанут случаться. Возможно, такого и не случится, но зато ребенок будет четко знать, что от него хотят и скоро хождение на горшок станет для него стандартным действием. Эта методика позволяет не только сформировать у малыша туалетные навыки, но и сделать его более дисциплинированным и самостоятельным.

После семи дней приучения малыша к туалету, ребенок начнет спокойно воспринимать горшок, а может даже он начнет самостоятельно на него садиться или просить родителей отвести его. Во время процедуры приучения лучше одевать ребенка в свободные штанишки без лямок и тугих резинок, чтобы он мог их быстро и самостоятельно снять при надобности.

Даже если ребенок не сразу привыкнет снимать штаны, прежде чем сесть на горшок, то ничего страшного в этом нет. Через некоторое время кроха запомнит последовательность действий и будет выполнять все идеально. А через месяц можно будет полностью отказаться от подгузников даже ночью.

Мнение педиатров

Развитие ребенка по месяцам до 1 года: нормы физических и психологических достижений

Учитывая уникальность каждого индивидуума, со всего разнообразия человечества, ни один, даже самый опытный медик не сможет точно определить со скольки лет нужно начинать высаживание на детский трон. Как ни крути, честь познавать такие тонкости имеют только самые близкие. Лучше всех, прочувствовать свое творение можете только Вы, любящие мама и папа.

Помните, что ваше маленькое чудо так же вас чувствует, наблюдает за вами и формирует образы поведения. Существует мнение, что если малыш будет видеть как ходите в туалет вы, в нужный момент это поможет ему понять назначения горшка, у вас будет свой – большой, у него – свой маленький. Не вздумайте недооценивать чувствительность малыша!

В любых процессах обучения новому, даже груднички прекрасно чувствуют и распознают интонацию и настроение… А подобные взаимодействия, надо признать — это определяющий фактор гармоничного развития здоровой личности. Следовательно, для того, чтобы даже такие уроки как высаживание, протекали в легкости, создайте приятную атмосферу и учитесь играя!

В каком возрасте лучше учить ребенка ходить на горшок?

Впервые познакомить кроху с этим важным атрибутом можно уже после того, как ему исполнится 7-8 месяцев. Разумеется, не стоит ждать, что он сразу же поймет, что от него требуется, и будет проситься на горшок. Но практика показывает, что чем раньше малыш освободиться от подгузников, тем быстрее пройдет процесс приучения. В данном возрасте ребенок начинает знакомиться с собственным телом, половыми органами и постепенно начнет понимать, для чего они нужны.

В этот период следует просто осуществлять постепенное введение нового предмета в обиход малыша. Предложить ему посмотреть, потрогать, потом, если он пожелает, немного посидеть на нем.

Важный момент! Нельзя насильно удерживать ребенка на горшке до момента, пока он не сходит в туалет. Подобным способом можно добиться лишь обратного эффекта – малыш надолго утратит желание даже находиться рядом с предметом, который доставил ему столько неприятных эмоций.

Рекомендуемый возраст для того, чтобы начать учить ходить ребенка на горшок – 18-24 месяцев. Такой достаточно большой интервал времени обусловлен тем, что у каждого ребенка индивидуальные особенности психологического и физического развития.

Как правило, мамы хорошо знают своего ребенка и умеют определять оптимальное время, когда можно познакомить его с горшком. О том, что это время пришло, ей подскажут следующие моменты:

  1. Кроха хорошо и с уверенностью держится на ногах, сам ходит хотя бы немного.
  2. Способен с легкостью наклониться, сесть из стоячего положения и поднять что-либо с пола.
  3. Хорошо понимает, что ему говорят, что требует или объясняет мама.
  4. Умеет выражать собственные желания.
  5. Испытывает дискомфортные ощущения от мокрых трусов и просит переодеть его.
  6. Остается сухим на протяжении двух-трех часов, пока бодрствует.

При подобном раскладе кроха начинает соизмерять ощущение наполненного мочевого пузыря или кишечника с чувством влажности и дискомфорта. Мама же в этот период должна только спокойно и ненавязчиво объяснить, что воспользоваться горшком намного удобнее, чем ходить во влажных вещах. При этом можно предложить ему чуть-чуть посидеть на новом предмете. Если малыш не сразу понял, что надо сделать, и результата не видно, не надо злиться, ругаться на него. Нужно запастись терпением, постепенно он всему научиться.

Чтобы ускорить процесс знакомства с горшком, следует более часто сажать на него кроху (когда он покушал, проснулся, вернулся с прогулки и т.д.). Через некоторое время ребенок поймет, что намного удобнее ходить на горшок.

«Малыш отказывается от горшка. Как быть?»

«Нам уже один годик. Наша Анюта может очень долго сидеть на горшочке, играть, смотреть книжки, но того, что надо, не делает. Как нам быть?» Мария

Не стоит переживать по этому поводу. Ваша дочь еще слишком мала для приучения к горшку. Начинать приучать ребенка можно только тогда, когда его организм физиологически готов к этому — то есть приблизительно в возрасте 18 месяцев. Только к этому возрасту у него формируется нервная система и он начинает осознавать, что хочет в туалет

А сейчас, когда Вашей дочке 1 год и она начинает ходить, очень важно помочь ей развивать равновесие и укреплять мышцы спины — для этого очень бы подошли упражнения на гимнастическом мяче (покачивания малыша, лежаще-

го спинкой или животиком на мяче) или перешагивания через препятствия (через игрушки на полу).

«Мы начали приучать нашего малыша ходить на горшок около 3 недель назад, он вроде бы сразу все понял и делал все как надо, а потом стал отказываться, и теперь не хочет даже приближаться к нему. Нам 1,5 годика.» Ирина

Такое часто случается, и в этом нет ничего страшного. Постарайтесь вспомнить, после чего ребенок стал отказываться от горшка. Может, что-то его напугало, или горшок был холодный

Обратите внимание на обстановку в семье, задумайтесь, что изменилось в жизни малыша и не переживает ли он стресс? И если Вы поймете причину, постарайтесь устранить ее. Ни в коем случае не заставляйте его садиться на горшок

Лучше всего приостановить процесс обучения на несколько недель и окружить ребенка вниманием и лаской. Обычно после такой передышки дети готовы заново знакомиться с горшком.

«Наша Катюша в свои 1 год и 7 месяцев не ходит на горшок. Но она очень интересуется всем, что происходит в туалетной комнате. Когда кто-то из нас заходит туда, она каждый раз пытается ворваться и посмотреть, что мы там делаем. Нормально ли это?» Дарья

Не волнуйтесь! Это абсолютно нормально, более того, этот интерес Вашей дочери свидетельствует о ее готовности к приучению к горшку. Если она сейчас игнорирует процесс обучения, внимательно посмотрите мои правила успешного освоения горшка и убедитесь, что

Вы все делаете правильно. А если где-то была допущена ошибка и горшок теперь вызывает у ребенка отрицательные эмоции, прервитесь и начните обучение заново. Воспользуйтесь ее любопытством к поведению взрослых. Известно, что малыши очень любят подражать взрослым. Купите дочери детское сидение для унитаза и покажите ей, как использовать туалет. После этого скорее всего она сама захочет вести себя, как взрослая, и делать то же самое.

Как правильно высаживать младенца?

Начинать жизнь без подгузников очень важно с изучения теории. Некоторые путают два понятия: высаживание и присаживание

Это разные вещи. Ни в коем случае нельзя сажать ребёнка, пока он не сделает это сам! Обычно дети сами садятся после полугода. Но для справления нужды тоже как-то нужно ребёнка горизонтально устроить – это многих ставит в тупик. В чём же разница?

Присаживание – это позиция, при которой позвоночник ребёнка находится под углом примерно 90 градусов по отношению к тазу. Часто бывает, что малыш не сел, а его посадили – в подушки, например. Это может навредить здоровью и развитию крохи.

Высаживание – физиологичное положение тела, при котором никто ребёнка не сажает вертикально. Необходимо прижать кроху спиной к животу взрослого, обеспечивая ему достаточную поддержку, протянуть руку под колени и поднять их выше попы. То есть позиция действительно должна быть удобной для малыша с любого возраста. Её контролирует именно мама.

Взяв так малыша, нужно подождать пару минут. Для ускорения процесса можно включить воду. Ребёнок обычно недолго кряхтит и делает свои важные дела. Со временем родители учатся понимать младенческие ритмы и уже примерно знают, когда нужно его высадить. Обычно после пробуждения и приёма пищи. Но ребёнок и сам даст понять, что пора. Он начнёт крутиться, беспокоиться и подтягивать ножки к животу.

Ошибка №1

Приучение к горшку начинается в неподходящем возрасте.

Зачастую в практике встречаются случаи, когда мамы начинают приучать ребёнка к горшку СЛИШКОМ РАНО! Забывая о том, что готовность садиться на горшок и управлять своими функциями требует зрелости. Причём большинство современных исследований говорят, что успех в приучении к горшку зависит от грамотного сочетания ТРЁХ факторов:

  • физиологическая зрелость,
  • психологическая зрелость,
  • социальная зрелость.

Высаживания на горшок в 6, 8 и даже в 12 месяцев не имеют никакого отношения к осознанному овладению ребёнка горшком.

Совет №1. Не торопиться!

Дождаться соответствующего возраста ребёнка для обучения его навыкам пользования горшком. Чаще всего это от 1,2 до 1,9. Но это не значит, что не нужно совершать подготовительных мер, которые помогут ребёнку быстрее освоить выделительную функцию.

Формирование навыков опрятности по Казьмину

Для эффективного и естественного приучения малыша к туалету необходимо понимание основных этапов в формировании навыков опрятности при развитии маленького человечка. Лучше всех их сформулировал профессор, кандидат медицинских наук, зав.кафедры клинической психологии раннего детства МГППУ А.М.Казьмин в книге «Дневник развития ребенка от рождения до трех лет».

*На мобильном устройстве внизу таблицы горизонтальный скроллинг

Формирование навыков опрятности

Примерный возраст появления реакции Описание навыка
14 месяцев (1 год 2 мес) Негативно реагирует на промокшие или грязные штанишки
18 месяцев (1 год 6 мес) Реагирует на потребность в туалете беспокойством или голосом
22 месяца (1 год 10 мес) Дает понять родителям, что хочет в туалет, с помощью движений, жестов, мимики (не словами)
24 месяца (2 годика)
  • В течение дня остается сухим,
  • Сам снимает штанишки, когда садится на горшок
27 месяцев (2 года 3 мес ) Просится на горшок, используя слова
36 месяцев (3 года) Под присмотром взрослых сам ходит на горшок (снимает штанишки, садится, после опорожнения пытается вытереть попу туалетной бумагой, сам одевается)

Согласно исследованиям, проведенным профессором Казьминым, лучший возраст для приучения к горшку 1,5-2 года. Но это не догма. Если ваш малыш по своему уровню развития готов проситься в туалет и контролировать позывы — значит он перейдет на горшок гораздо раньше, в 1 год.

Когда сажать ребенка на горшок?

Грудничок даже физически еще не готов к сажанию на горшок. Потом, позже, когда ваша крошка уже научится сидеть, горшок в обиходе должен появиться в 1-1,3 года. Малыши все непоседы, в первое время их трудно будет уговорить посидеть на горшке. Но со временем карапуз поймет, что от него требуется, и скоро начнет проситься на горшок сам. Хорошо, когда в семье уже есть ребенок постарше, который служит примером крошке в столь нелегком деле.

Достигнув годовалого возраста, малыш, знакомый с рождения с высаживанием, спокойнее воспринимает появление горшка. Но желательно следовать простым правилам:

  1. Создавайте тихую спокойную обстановку.
  2. Высаживая на горшок, лучше не отвлекать ребенка игрушками. Но если он сел с игрушкой в руках, не отнимайте ее, чтобы не создавать у крохи негативных эмоций, связанных с горшком.
  3. Если у малыша на горшке ничего не получилось, не ругайте его. Сохраняйте спокойствие.
  4. Чаще хвалите малютку. Начинать это делать нужно с младенчества, когда маленький справляется при высаживании над ведром или тазиком.
  5. Соблюдайте режим. Подстраивайтесь под потребности организма растущего человечка.

Приучение к горшку по рекомендациям педиатров

Наши педиатры говорят о том, что раннее приучение к горшку формирует неправильную последовательность импульсов. Ребёнок привыкает, что при звуке (пс-с-с или а-а-а) надо опорожниться, независимо от того, есть ли что-то внутри мочевого пузыря или кишечника. Поэтому в возрасте около двух лет, когда проявляются признаки самостоятельности, дети начинают протестовать против горшка, показывая родителям, что писать им сейчас нечем. Однако протест формируется не всегда и не у всех.

По рекомендациям медиков необходимо приступать к приучению после 2-х лет. Показывать малышу горшок, говорить о том, что на него надо писать, усаживать в определённое время – словом, делать то же, что рекомендуют другие методики.

Иногда в процессе приучения возникают проблемы. К примеру, если малыш до того находился постоянно в памперсах, то поначалу бывает сложно оставить его без подгузника. Он протестует, он часто бывает не согласен расстаться с привычной одеждой.

Хотите кое-что интересное?

Как ребенка приучить к горшку после памперсов?

  • Дать малышу возможность почувствовать, что подгузник ему мешает. Для этого не снимать памперс до тех пор, пока влагопоглощающий слой не наполнится и не станет слишком тяжёлым.
  • Снимать подгузник с малыша периодически уже после года (летом, когда тепло, или во время отопительного сезона дома). Нельзя держать детей старше года в подгузниках с утра до вечера.

Какие особенности необходимо учесть, приучая малыша к ночной вазе?

  • Нет памперсам. Это условие – обязательно, без отказа от подгузников ребёнок не станет различать мокрые после писания штанишки и сухую одежду.
  • Малышей держат над тазиком или ванной, не высаживая. Детей старше 1 года высаживают непосредственно на горшок. Садить рекомендуют как девочек, так и мальчиков. Это связано с сопутствующей дефекацией. Мальчик может не только пописать, но и покакать.
  • Существует время обязательного высаживания. Дети почти всегда писают после сна и часто хотят в туалет через непродолжительное время после еды (от 30 мин. до 1,5 часов). В это время их необходимо посадить на горшок.

С чего начинать?

Начинать высаживание необходимо в правильной позе, чтобы ребенок не капризничал

Сторонники этого метода считают, что можно начинать высаживать новорожденного чуть ли не с самого рождения, что к полутора-двум месяцам уже будет поздно. Этому может научиться любая мама, если захочет.

Наблюдайте за своим крошечкой. Дайте ему возможность побыть пару-тройку дней без памперсов, замечайте изменения в его настроении и поведении, когда он справляет естественные потребности. Узнав, как малыш готовится к серьезному делу, вы безошибочно уловите моменты, когда проводить высаживание.

Как правильно это делать? Вопрос, который возникает у молодой мамы. Главное, не бросать начатое дело. Позу принимаете, как вам удобно, например, берете малыша под коленки, упирая спинкой об себя, расставляете ножки и помещаете над ванной, ведром, тазом или раковиной. Можно включить воду, произнося «пись-пись»

Это поможет выработке условного рефлекса, что немаловажно в будущем, когда вы начнете сажать малыша на горшок

Многие мамы высаживают своих чад одновременно с прикладыванием к груди. В таком случае поза другая: маленького располагают спинкой вдоль одной руки, которая придерживает одну ножку и направляет струю у мальчиков, второй рукой слегка отодвигается другая ножка. Попка опускается вниз, грудничок оказывается в почти сидячем положении.

Когда приучать ребенка к горшку?

​Если в США и странах ЕС родители даже не задумываются о горшке раньше 2-летнего возраста, то в России же наоборот принято форсировать процесс приучения. Достаточно просто посмотреть на популярность в сети статей вроде «приучить ребенка к горшку за 3 дня» или «как приучить ребенка к горшку в 1 год», как сомнений не остается.

Как ни странно, но практика показывает, что ребенок, которого начали приучать к туалету еще до года, начинает контролировать процесс мочеиспускания примерно в том же возрасте, что и ребенок, который познакомился с горшком в 1,5-2 года.

И происходит это ближе к 2 годам (точные сроки у всех индивидуальны).

А как же соседский ребенок, который, по словам его мамы, начал ходить на горшок в год? Действительно, многим родителям удается добиться некоторых результатов еще до 1,5 лет. Однако каким образом это происходит? Постоянно усаживая дитя на горшок и повторяя «пись-пись», родители добиваются того, что ребенок начинает связывать опорожнение мочевого пузыря с заветными словами, иначе говоря, вырабатывается условный рефлекс. На самом деле, если повторять эти операции долго и упорно, добиться выработки такого рефлекса совсем несложно. Вопрос только в том, действительно ли это то, что нам нужно? Ведь ребенок должен научиться опорожнять мочевой пузырь вовсе не в ответ на кодовые слова, а в ответ на свое ощущение, что мочевой пузырь наполнен. Кроме этого, ему нужно еще и научиться сдерживать процесс выделения и сообщить маме о своем желании (или самостоятельно справить нужду). Чтобы это случилось, нервная система ребенка должна СОЗРЕТЬ!

Сколь бы ни были активны воспитатели, все успехи, которых они добились до 1,5 лет, будут временны. Примерно в 1,5 года дети, приученные делать «пись-пись», ни с того, ни с сего перестают беспрекословно подчиняться и начинают выгибаться при виде горшка. Дело в том, что в этом возрасте у детей начинается этап формирования того самого сознательного контроля над выделениями. Они уже не могут делать «пись-пись» по заказу! Поэтому и протестуют. Встревоженные родители изо всех сил пытаются вернуть былые успехи: силой усаживают на горшок, ругают за мокрые штанишки, но все напрасно. Взаимное раздражение нарастает, ребенок начинает негативно относиться ко всей этой «туалетной теме» и может даже специально справлять нужду не в том месте, где того требуют родственники.

Итак, с какого же возраста приучать ребенка к горшку? Принимая решение, нужно помнить, что чем раньше вы начнете, тем больше усилий будет потрачено и тем больше вероятность взаимных обид и разочарований.

Специалисты называют следующие физиологические нормы:

  • Естественное формирование навыка контроля над выделениями начинается после года и постепенно совершенствуется в течение второго года жизни.
  • Более-менее устойчивые навыки пользования горшком формируются примерно в 1 год 10 месяцев – 2,5 года.
  • Стойкие рефлексы появляются к трем годам.

Также полезно знать следующие признаки готовности организма ребенка к знакомству с горшком:

  • Ребенок может оставаться сухим в течение 1,5-2 часов;
  • У малыша установился относительно стабильный режим дефекации;
  • Ребенку не нравится находиться в мокрых (грязных) штанишках или подгузниках;
  • Кроха может сообщить родителям о своем желании сходить в туалет (любым способом – кряхтением, жестами, словами).

Когда лучше начинать

Нормальное развитие детей раннего возраста в значительной степени определяется правильным уходом за ними. Процесс приучения к горшку – важный этап в развитии и взрослении ребенка, а также в формировании его отношений с родителями. Многие родители склонны проявлять излишнее беспокойство, когда их ребенок не развивается в соответствии с их представлениями.

Практикуемые до недавнего времени методы «раннего приучения к горшку» (в течение первого года жизни) следует признать устаревшими и нефизиологическими, поскольку при их использовании не учитывается степень зрелости мышц и нервной системы ребенка (в частности, иннервация мочевого пузыря и кишечника). Как следствие, обучение становится долгим и малопродуктивным процессом. Кроме того, при их применении у детей могут возникать негативные реакции (поскольку обучение построено на давлении со стороны родителей) и соматоневрологические дисфункции, что впоследствии чревато такими проблемами, как запоры, недержание мочи/кала, многочисленные невротические реакции (включая логоневроз, тики и др.), а по достижении определенного возраста – энурез, гиперактивный мочевой пузырь и стойкий энкопрез. Принудительное приучение к горшку в любом возрасте может обернуться стрессом как для ребенка, так и для родителей. Описываемый стресс становится еще более выраженным, если ребенок не способен понять или интерпретировать полученную команду. Попытки навязать ребенку такие методы, основанные на доминировании взрослого, неизбежно приводят к затягиванию процесса обучения и низкой эффективности.

Описываемые методы раннего приучения к горшку относятся к рефлекторным, то есть, основанным на выработке условного рефлекса, а не сознательного навыка. В процессе приучения родители определяют сигналы и «язык тела» ребенка перед мочеиспусканием или дефекацией подобно тому, как приучают к туалету домашних животных. Такие приемы основаны не на реальном обучении, а на выработке рефлекса, и поэтому неэффективны. Успех процесса зависит от того, сумеет ли взрослый распознать потребность или желание ребенка сходить в туалет (при этом отсутствуют основные элементы обучения, и процесс не носит ассоциативный характер). Приобретенное ребенком «умение» имеет непостоянный характер и может быть утрачено при любой стрессовой ситуации (например, болезнь или переезд из квартиры, ссора родителей) или других неблагоприятных обстоятельствах. Поэтому попытки принудительного приучения ребенка к горшку до достижения им физической готовности и/или повышенная интенсивность обучения никоим образом не ускоряют и не приближают желаемый результат. Успешное приучение к горшку – это воспитание когнитивного (сознательного) навыка или умения, которое должно быть сосредоточено вокруг ребенка; оно должно проходить позитивно и занимательно

Важно помнить, что приобретенный рефлекс легко утрачивается, если не является заученной моделью поведения

Чтобы процесс приучения к горшку проходил быстро и легко, родители должны быть проинформированы о методе, «ориентированном на ребенка.

«Ориентированный на ребенка» или физиологический метод туалетного обучения, является методом, учитывающим степень зрелости центральной нервной системы. Именно ЦНС обеспечивает иннервацию мышц, органов мочеполовой системы и желудочно-кишечного тракта детей. Данный подход помогает родителям правильно понять ребенка и направить процесс приучения к горшку в соответствие с уровнем развития ребенка. Согласно этому методу ребенок становится главной фигурой, повышается его уверенность в себе и самоуважение. Обучение, согласно такой методике, призвано не просто выработать у ребенка рефлекс, а ускорить усвоение соответствующей информации или навыков, в случае с приучением к горшку – знакомство ребенка с собственным телом. Физиологическая модель учитывает три ведущие составляющие детского развития: физиологическую зрелость (укрепление мышц сфинктера мочевого пузыря и кишечника, необходимое развитие ЦНС), психологическую и эмоциональную готовность (понимание и желание следовать инструкциям). Согласно литературным данным, здоровый ребенок достигает необходимой физиологической зрелости в среднем в возрасте от 18 до 24 месяцев (Американская Академия Педиатрии, 2003).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector