Именины

Как поступали наши предки

Традиция выбора имени по святцам зародилась много веков назад. В те времена самостоятельно называть ребенка родители не имели права. Церковный календарь регламентировал, каким именем можно назвать малыша, рожденного в определенный день. Причем имя выбирали только после рождения. Родители новорожденного не задумывались, как назвать ребенка — по церковному календарю или как-то иначе. Они приходили в церковь, и батюшка предлагал выбрать одно из имен христианских святых.

Идти наперекор церкви в прежние времена люди не смели. Если выходило, что в день появления на свет ребенка почитался только один святой, выбора у родителей не было. Позже эти ограничения перестали быть настолько строгими. Если на указанный день не приходилось никакого святого или имена совершенно не нравились, стало разрешаться брать имя святого, «приходящегося» на ближайшие дни.

Если же ничего подходящего, по мнению родителей, в эти дни в календаре не было, можно было выбрать имя в последующие 8-40 дней. Тем самым список приемлемых имен значительно расширялся, и проблемы, как подобрать имя ребенку, не возникало.

В старину все родители желали, чтобы малыши получили защиту святых. Каждый хотел дать сыну или дочери небесного покровителя, который будет вести его на протяжении жизненного пути, защищать от нечистой силы и помогать во всем.

Даже при советской власти детей умудрялись крестить и давать им церковные имена. Часто таинство крещения совершалось вдалеке от дома, например, в селе у родственников.

Экскурс в историю: как это было

 Люди, которые считают себя верующими, все стороны жизни стараются проживать согласно своей религиозной традиции. В Библейской традиции культуры Средиземноморья, к которой относится христианство в целом, и Православие в частности вопрос имени человека всегда был очень важен. Имена героев веры – Авраама, Исаака и Иакова — многократно повторялись в поколениях, сначала у ветхозаветных иудеев, а потом и христиан. Считалось, что присвоение ребенку имени праведника делало его, ребенка, причастником той святости и славы, которую уже получил первоначальный носитель имени у Бога. Здесь основным мотивом наименования малыша было желание делегировать ему, пусть пока только по имени, части заслуг перед Богом их прототипами.

Эпоха раннего христианства, особенно ее ярко выраженный эллинский период не регламентировала особенного процесса выбора имени ребенку. Многие имена носили конкретно языческий характер, о чем свидетельствует их греческий перевод на русский язык. Собственно люди, ставшие святыми и придали своим именам сакральный характер, сделали их христианскими именами. Надо понимать, что для любого верующего очень дорог эффект прецедента. Если однажды в религиозной жизни что-то получилось именно так, то и в последующем стоит повторять тот же путь для достижения успеха в самом главном – спасении собственной души. Отчасти, этот рецептивный подход напоминает Ветхозаветную традицию, но лишь отчасти, поскольку в Ветхом Завете нет понимания того, что умершие святые являются активно действующими персонажами, особенно в жизни людей носящих их имена. Там, как раз, это в большей мере, традиция, нежели мистика.

В христианстве же, с его ощущением того, что «у Бога все живы», святой, имя которого человек носит, является реальным действующим персонажем в судьбе своего подопечного. Этот патронаж выразился в понятии «небесный покровитель». Интересно, что зачастую у самих «небесных покровителей» в свое время, никаких небесных покровителей не было, следовательно, осуществить свою святость они смогли и без дополнительного мистического элемента в своей жизни, без дополнительной помощи. «Богатыри – не мы!» — хочется воскликнуть вслед за поэтом, прославляющим силу и крепость предыдущих поколений. Однако помощь лишней не бывает, и традиция давать имена в честь святых – и получать в их лице молитвенников и покровителей — укрепилась уже за несколько первых веков христианства. На Руси эта традиция появилась вместе с принятием Православия как неотъемлемая его часть. Креститель Руси – равноапостольный князь Владимир – сам в крещении своем получил христианское имя Василий.

Вопрос выбора имени в христианских семьях всегда решался родителями. В России в Синодальный период в крестьянской среде сформировался странный обычай делегировать это право священнику, который совершает крещение. Понятно, что приходской священнослужитель, не очень утруждая себя вопросом выяснения жизни своих или не своих прихожан, предпочитал пользоваться святцами. Святцы – это список святых с датами их кончины, распределенный по календарю. В христианской традиции дата земной кончины всегда считалась началом вечной жизни, а у святых тем более. Следовательно, особые праздники в честь святых совершались, как правило, не тогда, когда вспоминали их рождение, а тогда, когда вспоминали день их отшествия к Богу. За время многовековой истории Церкви святцы постоянно пополнялись. Поэтому сейчас каждый день Церковь отмечает память многих святых, следовательно, можно выбрать имя по благозвучию и толерантности к вкусам родственников, наиболее подходящее, если уж руководствоваться этим синодальным пережитком. Однако, в нормальной ситуации, как об этом говорят наиболее авторитетные книги по православной обрядности «Новая скрижаль» и «Истолкование православного богослужения» Блаженного Симеона Фессалоникийского, имя малышу дается, все-таки, родителями. Священник же во время чтения молитвы на имянаречение лишь фиксирует родительский выбор.

Церковный календарь и современность

Святцы продолжают пополняться и по сей день. На первый взгляд выбор имен из месяцеслова очень однообразен, но это не так. Хотя многие из имен имеют устаревшую форму и не подходят для современной жизни, родители иногда нарекают малыша самыми странными и неблагозвучными именами, чтобы выделиться из толпы. Тем самым они идут наперекор традициям предков, которые пытались избежать странных и невостребованных имен.

И имена девочек по церковному календарю, и имена мальчиков достаточно разнообразны и всегда есть возможность подобрать классическое красивое и благозвучное имя.

В наши дни современные родители часто дают детям двойное имя — как светское, так и церковное. Иногда так поступают намеренно, иногда получается случайно. Если при рождении малышу дали имя, которое не является православным, пришедшие крестить ребенка в церкви родители обычно узнают, что имя, данное малышу, имеет созвучный паспортному православный вариант.

Считается, что православный христианин обязан иметь два имени — светское и церковное.

В любом случае выбор имени для новорожденного — сугубо личное дело родителей. Главное в этом деле — любовь к малышу и забота о его будущем. Мы лишь пытаемся объяснить, как можно сочетать личные предпочтения с имеющими глубокий смысл истинно православными ценностями. Успехов вам, дорогие родители, счастья и здоровья вашему малышу!

С каким именем крестить взрослого?

Случается, что родители приходят к вере позже рождения малышей, и когда собираются крестить подрастающих детей или креститься сами — оказывается, что имя, избранное первоначально, не имеет аналогов, например, в русских святцах. В настоящее время есть традиция переименовывания на самом крещении, с тем, чтобы у человека был таки православный небесный покровитель. В случае согласия у ребенка, да и не только ребенка, особенно если крещение происходит в зрелом возрасте, в жизни появляется двойное имя. Одно – для всех и общего пользования, а другое – для религиозной жизни. Особенно это характерно для не славянских национальностей, имеющих свои имена, например, такие как Роза, Стелла и тому подобное.

Крестильное имя можно выбирать по-разному: или в честь особо почитаемого святого, или по святцам, как уже говорилось выше, или же – и этот вариант является наиболее распространенным – выбирается имя, близкое по звучанию к записанному в свидетельстве о рождении. Поэтому Яны и Жанны чаще всего крестятся с именем Иоанна, Гертруды становятся Галинами, Илоны, Алёны и Нелли – Еленами.

При этом надо знать, что русские святцы далеко не полностью отражают всю палитру православных имен. В них нет многих имен святых других поместных церквей. И, к примеру, армянам или грузинам нередко приходится пояснять в церковных лавках, куда они подают записки, что они крещены по православному чину, просто с такими национальными именами. Есть и более яркий пример некоторой изолированности, это имя кельтского святого Эдуарда, который жил в Англии и принадлежал к святым неразделенной Церкви. По всем параметрам это православное имя, однако, в русских святцах этого имени нет, и мальчиков с таким красивым именем, как правило, называют по-новому на крещении.

В советские времена, правда, как очень редко и сейчас, людей крестили с несвяточными именами, к примеру Инга или Нинель. По невнимательности это происходило, или еще по каким другим причинам, но человеку после приходилось очень туго, если он пробовал вести активную церковную жизнь, так как требовался постоянный комментарий «крестили именно так». Зато, чисто теоретически, если бы эти люди стали святыми, и Церковь могла бы их канонизировать, их имена могли бы быть включены в православные святцы. Ведь бывало и такое, что даже крещенный с новым христианским именем человек, ставший святым, создавал прецедент со своим подлинным именем, как например наши княгиня Ольга и князь Владимир.

А если крестится взрослый человек с именем, которое есть в святцах? В этом случае удобнее креститься в честь святого таким же именем, чтобы не создавать путаницы с двумя именами. Если же святых тёзок несколько – выбрать среди них небесного покровителя можно из тех же соображений, что упоминались выше: или взять самого почитаемого среди них, или же – именно так происходит тогда, когда небесного покровителя «назначают» в церковной лавке при приеме заявки на крещение – выбрать святого, чей день памяти идет сразу после дня рождения новокрещаемого.

Традиции крестить с двойными именами – например Анна-Мария — в Православной Церкви нет.

Что такое святцы

Святцами называется список имен святых, почитаемых в православном мире. Как правило, к каждому дню церковного календаря было привязано несколько женских и мужских имен. Родители могли выбрать из них понравившееся.

Православный календарь содержит имена славянского, греческого, латинского, древнееврейского происхождения. По-настоящему церковные имена давались раньше лишь при крещении, со временем они приобрели более удобное для русского уха звучание. Многие из них имеют старославянский вариант произношения (например, Юрий — «светский» вариант имени Георгий).

Согласно словарю В. И. Даля, месяцеслов — это календарь, в котором указано церковное, а также гражданское значение каждого месяца и дня в течение всего года.

Месяцеслов официально использовался до революции 1917 года. При советской власти, с началом гонений на церковь, от этой традиции отказались. Появились новые имена для детей, часто образованные из нескольких слов — современных понятий. Многие из них были искусственными и труднопроизносимыми, например, Даздрасен (или Да здравствует седьмое ноября).

Но в последние годы родители все чаще обращаются к православному календарю, хотя для многих из них это всего лишь дань современной моде, согласно которой старинное имя — последний писк. Поэтому среди современных младенцев часто можно встретить Лавра, Варвару, Пелагею, Ефима и т. д.

Большинство из имен, содержащихся в святцах, — мужские. То есть имена мальчиков по церковному календарю выбирать намного легче, чем имена девочек. А всего их около 1700. Многие имена уже вышли из употребления и кажутся современным людям смешными и неблагозвучными.

Святые — кто они?

Кто же такие эти святые, имена которых навсегда вошли в православный календарь?

Согласно преданиям, они были особо почитаемы различными религиями за благочестие, праведность и мудрость. Словосочетание «святые мученики» говорит нам о том, что святые подвергались бесконечным гонениям, преследованиям и мукам. Именно стойкостью, несокрушимой верой, способностью выдержать любое испытание эти люди заслужили вечную славу святых мучеников и были канонизированы.

Так, один из самых почитаемых святых — Николай Чудотворец, покровитель моряков. День его смерти — 19 декабря — стал днем Святого Николая. Традиция праздновать день святого в день его смерти нашла широкое распространение в христианстве, хотя есть и исключения.

Называть детей по святцам — традиция не только православных христиан, но и других народов, и славяне тут — не исключение. Люди всегда верили, что, получив имя святого, малыш проживет долгую счастливую жизнь. В то же время старались не называть детей именами великомучеников, чтобы не обрекать на подобную судьбу.

Согласно другим традициям, ребенка могли называть именем того святого, который в семье особо почитался, или же именем особенно чтимого родственника. Чаще всего предлагались имена святых, взятые из трех последующих дней от рождения младенца, согласно завету Феофана Затворника, который провозгласил возможность называть ребенка именем того святого, который почитался в промежутке между телесным рождением малыша и его крещением.

Что нужно учитывать при выборе имени

Перед тем как назвать ребенка по церковному календарю, подумайте хорошенько. Выбирая имя, помните, что оно наложит огромный след на его судьбу и характер. Прежде чем окончательно определиться с выбором имени, изучите его значение по всем имеющимся словарям, выберите подходящее имя ребенка по дате рождения. Также не забудьте проверить его на сочетаемость с фамилией и отчеством, религией и другими важными обстоятельствами.

Выбирая имена девочек по церковному календарю, следует отбросить мужские варианты. Издавна такой выбор считается неудачным, якобы налагающим на характер и судьбу новорожденной мужской отпечаток. Принято верить, будто «мужские» имена для ребенка женского пола (Виктория, Александра, Евгения, Валерия) несут его обладательнице сложную судьбу, много трудностей и препятствий. Также не рекомендуется выбирать имя из предыдущих дней.

Немаловажно в таком вопросе одобрение родственников, поэтому с ними заранее стоит посоветоваться. Конечно, всем угодить невозможно, но лучше, если имена для детей, выбранные родителями, будут одобрены большинством родни

Это благотворно скажется на их отношении к малышам в целом.

Если родители не испытывают особенного восторга от перспективы именовать ребенка старинным и не всегда удобным именем, но хотят пойти на уступки старшему поколению, они могут выбрать сыну или дочке имя по собственному желанию, но во время крестин подобрать другое, по святцам.

Выбираем имя — выбираем судьбу

Правильный подбор имени малышу — процесс непростой. Выбрав странное или неблагозвучное имя, родители обрекают дочку или сына на насмешки ровесников

Важно и смысловое значение будущего имени, которое всегда имеет особую энергетику, тем самым целенаправленно влияя на формирование характера

Считается, что, подарив родителям ребенка в определенный день, Господь уже говорит, как его назвать. Имя является главной и самой первой собственностью человека, его духовной составляющей.

Как назвать ребенка? Имена варьируются от широко распространенных до самых необычных. Утверждают, что чем более уникально имя, тем больше шансов у его обладателя выделиться из толпы. Такие люди часто ломают принятые в обществе стереотипы, становятся лидерами, возглавляют команду.

В наши дни мамы и папы нередко дают имя ребенку по именам родителей, называют сына или дочку в честь родственника, близкого друга или умершего любимого. Но прежде чем так поступить, задумайтесь. Ребенок вырастет и узнает, что его назвали в честь папиного друга детства. Малыш может посчитать, что его собственная личность не так уж и важна. К тому же есть поверье, что тем самым можно передать ребенку карму умершего.

Обряд имянаречения

Прежде Крещение совершалось не так спешно, как теперь. Крестили, если не было никаких экстренных случаев, на сороковой день после рождения, в который, по ветхозаветному поверью, женщина-мать очищалась от последствий беременности и сама могла присутствовать на крещении младенца. Но имя давали, и причисляли к разряду так называемых оглашенных, на восьмой день. Здесь тоже не все так произвольно и случайно. С одной стороны, на восьмой день у иудеев происходил обряд обрезания младенца, то есть посвящение его Богу и вхождение в число избранного народа. Так повелось со времен Авраама.

Поскольку христианское крещение заменило обрезание, то логично было, что вхождение младенца в число «святого народа», то есть христиан, также происходило на восьмой день. Однако было и собственно Евангельское толкование этой традиции. Символически восьмой день ассоциировался с наступлением Царства Небесного. Об этом пишет апостол Павел в Послании к Евреям, за семь дней Бог создал этот мир, и о нем позаботился, и, теперь, верующие ожидают «день оный», восьмой, когда придет Иисус Христос. Кстати, восьмой день недели в православной седмице совпадает с первым, и это день воскресный, когда вспоминается Пасха. Следовательно, символическое значение обряда имянаречения на восьмой день после Дня Рождения – это еще «вписывание имени новорожденного в книгу жизни Царства Небесного».

Но, это, конечно в идеале, на практике сейчас молитва имянаречения совершается в тот же день, когда ребенка крестят, и не выделяется в отдельное богослужебное действие. В этой молитве священник призывает благодать Святого Духа на новокрещаемого и осеняет его крестным знамением, освящая все его мысли, чувства и действия, впервые называя его по избранному христианскому имени. И с этих пор и далее, это имя будет употребляться во всей жизни человека, как его церковное имя по которому, в конечном итоге, его и призовут на Суд будущего Царства.

Молитва Ангелу-Хранителю

Ангеле Божий, хранителю мой святы и, на соблюдение мне от Бога с небесе данный, прилежно молю тя: ты мя днесь просвети, и от всякого зла сохрани, ко благому деянию настави и на путь спасения направи. Аминь.

В церковной традиции празднование Дня Рождения менее значимо, по сравнению с празднованием именин. И хотя в настоящее время это еще не так ярко выражено, но в дореволюционные времена люди простого происхождения обычно помнили лишь год своего рождения, а не точную дату, и в метриках, часто записывался именно «Ангельский день», а не дата появления на свет. Разница в акцентах празднования того и другого события существенна. В День Рождения чествуется сам человек, реже его родители, хотя, кстати, это несправедливо

В именины же внимание уделяется не столько живущему носителю имени святого, сколько самому святому и его призыванию на помощь. Поэтому главным элементом правильного церковного празднования Дня Ангела является усиленная духовная жизнь в этот день

Выражается она вполне практично. Имениннику рекомендуется посетить храм, в идеале, исповедоваться и причаститься в этот день, или, хотя бы, поучаствовать в этот день в богослужении в честь своего святого.

Поздравительно-семейная часть именин вовсе не исключается. Подарки — они ведь всегда подарки. Обычно, именно в этот день, они, также, носят религиозный характер. Сейчас достаточно церковных сувениров, чтобы иметь возможность сделать приятный знак внимания своему родному или близкому человеку в День Ангела. Впрочем, не исключаются и подарки бытовые, или обыденные. В любом случае именины – это дополнительный семейный праздник, который собирает любящих людей вместе, укрепляя их общение и отношение. Первыми поздравителями, по традиции являются, конечно, крестные человека, его духовник и родители. В литературе можно найти достаточно большое количество описаний самих домашних обрядовых действий связанных с именинами, вплоть до именинных меню и невинных развлечений. В любом случае, нужно отметить, что это обычаи не столько церковные, сколько бытовые, и в зависимости от географии и времени они достаточно разнообразятся. Исходя из этого, невозможно прописать какие бы то ни было шаблоны для домашнего празднования именин. Общим, безусловно, должно остаться так называемое «многолетие» в честь именинника. Оно возглашается либо священником, либо старшим стола, или, человеком имеющим особенные голосовые данные и включает в себя общую формулировку:

«Благоденственное и мирное житие, здравие, спасение, и во всем благое поспешение, подай господи, ныне тезоименитому рабу Твоему (рабе твоей) «имя рек», и сохрани его (ее) на многая лета!»

И все присутствующие громко и весело поют «Многая лета»! Поют сколько захотят какими угодно распевами, их достаточно большое количество.

Как назвать ребенка по церковному календарю?

Есть определенные правила, согласно которым следует выбирать имя по святцам. Правильнее будет рассматривать не сам день появления малыша на свет, а восьмой по счету день с момента рождения. Раньше на православной Руси именно в этот день крестили ребенка, нарекая именем определенного святого.

Если же ни на один из этих дней не пришлось подходящего имени, не пытайтесь жестко соблюдать формальности. Бывает так, что родители всем сердцем тянутся к определенному имени. Случается, что имя приходит к матери во сне. Православие отнюдь не отвергает такого способа выбора, так что вы вполне можете прислушаться к себе и собственным чувствам.

Если вы все же никак не можете определиться, найдите специальную книгу — месяцеслов, где все православные имена расписаны по числам и месяцам.

Как назвать ребенка по церковному календарю или по святцам правильно? Нужно заранее приобрести церковный календарь, где по порядку перечислены имена всех святых. Такой календарь насчитывает больше 1100 имен, то есть на каждый день приходится несколько разных имен, что упрощает задачу родителям.

Выберите от даты рождения ребенка или восьмой, или сороковой день (так как на сороковой день крещение на Руси тоже допускалось). Из предлагаемого списка имеет смысл выбирать имена, наиболее созвучные с отчеством и фамилией малыша.

Католические имена

Церковные фамилии

Церковные фамилии (фамилии церковного происхождения) – это благозвучные искусственные фамилии, которые с конца XVII века получали представители духовного сословия (духовенства) взамен своих наследственных фамилий…

Например:

Благонравов – фамилия давалась за успехи в учебе и поведении…

Олег и Валентина Световид

Адрес электронной почты:  osvetovid@bk.ru

Подарок от нас!

Для тех, кто покупает все наши электронные книги (15 книг – 2000 руб.) или серию «Тайные учения» из 7 книг в бумажном (печатном) виде (1000 руб. вместе с почтовыми услугами) – мы высылаем подарок!

— Совместимость в браке. Сильные и слабые знаки. Типы браков.

— Самодиагностика. Как определить, есть ли на вас сглаз, порча, проклятие, приворот.

— Война стихий. Примеры влияния стихий на взаимоотношения людей.

— Совместимость в браке с иностранцем. В какой стране можно искать спутника жизни. Какие международные браки могут быть счастливыми.

— Совместимость имён – основной признак (национально-религиозный).

Совместимость русских имён с именами других народов.

Совместимость и несовместимость имён в русском именослове:

Библейские (еврейские) имена

Греческие имена

Римские имена

Славянские имена

Скандинавские имена

Персидские имена

Индийские имена

Западные имена

Народы с несовместимой этнической энергией.

Огромный выбор гороскопов

На момент написания и публикации каждой нашей статьи ничего подобного в свободном доступе в интернете нет. Любой наш информационный продукт является нашей интеллектуальной собственностью и охраняется Законом РФ.

Любое копирование наших материалов и публикация их в интернете или в других СМИ без указания нашего имени является нарушением авторского права и преследуется Законом РФ.

При перепечатке любых материалов сайта ссылка на авторов и сайт – Олег и Валентина Световид www.waylux.ru – обязательна.

Календарь именин. Именины – день ангела. Церковный календарь имён (святцы).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector