Как научить ребёнка жевать?

Содержание:

Почему необходим навык жевания

Процесс пищеварения – сложный, отлаженный природой механизм. И начинается он именно с жевания. В ротовой полости вырабатывается специфическая жидкость – слюна. Во время жевания она выполняет ряд функций:

  • склеивание комка пережеванной пищи для глотания (за это отвечает муцин);
  • обезвреживание многих вражеских агентов, попадающих в рот вместе с едой (этим занимается лизоцим);
  • переваривание углеводов (этим занимаются ферменты амилаза и мальтаза).

Знаете ли вы?Около 70% углеводов расщепляются именно во рту за счет слюны, пока вы жуете

Тщательное пережевывание пищи обуславливает большее количество усвоенных организмов углеводов, а это очень важно для подвижного маленького организма.. Когда малыш активно жует, слюна хорошо смачивает комок пищи, что запускает дальнейшее ее переваривание уже в желудке

Полужидкая или пюрированая пища не так хорошо смачивается слюной, и организм усваивает из нее на порядок меньше питательных веществ. Вывод прост: пока ребенок не жует, организм не в силах усвоить все то, что вы ему даете, на 100%

Когда малыш активно жует, слюна хорошо смачивает комок пищи, что запускает дальнейшее ее переваривание уже в желудке. Полужидкая или пюрированая пища не так хорошо смачивается слюной, и организм усваивает из нее на порядок меньше питательных веществ. Вывод прост: пока ребенок не жует, организм не в силах усвоить все то, что вы ему даете, на 100%.

Процесс жевания также запускает цепочку пищеварительных рефлексов, таких, как:

  • глотание и продвижение пищевого комка по пищеводу;
  • выделение желудочного сока с ферментами, способными расщепить именно то, что сейчас во рту у крохи;
  • секрецию желчи для расщепления жиров в тонком отделе кишечника;
  • перистальтику (работу) всех отделов кишечника.

В итоге пища переваривается быстрее и качественнее – пока ребенок жевал, вся пищеварительная система настроилась на активную и продуктивную работу.

Важно! Жевание хорошо стимулирует кровообращение в деснах и правильное формирование челюсти. Чем раньше малыш начинает жевать, тем красивее и ровнее у него зубы

Кроме прочего, жевание развивает лицевые мышцы, которые в ответе за формирование правильной речи. Чем раньше малыш начал пережевывать еду, тем быстрее и лучше он будет говорить. Для деток, начавших жевать позже 3 лет, походы к логопеду могут стать суровой необходимостью.

Что такое височно-нижнечелюстной сустав – ВНЧС

Этот сустав мы используем во время разговора, жевания, зевоты, смеха – очень часто. Вокруг него расположены мышцы и сухожилия, которые обеспечивают движение челюсти в разных направлениях с разными целями.

Проблемы с ВНЧС возникают по многим причинам:

  • нарушение зубочелюстной системы, например врожденные аномалии зубов, десен или костной ткани, дефекты прикуса, травмы, некачественное протезирование;
  • врожденные анатомические аномалии этого сустава;
  • повышенный или пониженный тонус мышечных волокон вокруг ВНЧС;
  • активная разговорная нагрузка, например у актеров, певцов, ораторов;
  • проблемы ЦНС;
  • сбои в работе эндокринной системы;
  • чрезмерное напряжение мышц челюсти, например, из-за вредной привычки грызть ногти.

Что представляет собой височно-нижнечелюстной сустав и почему с ним возникают проблемы? Подробно и понятно – в видео:

Актеры и певцы с активной ораторской артикуляцией – в группе риска по артрозу ВНЧС

Когда нужно начинать обучение

Ответ простой: с 3 месяцев. Это не значит, что в 3 месяца надо выдать грудничку кусок яблока и приказать его съесть. Просто подготавливать жевательные мышцы нужно уже с этого возраста. С введением прикорма нужно чаще предлагать малышу что-то грызть и жевать. Так вы предупредите его нежелание кушать твердую пищу в дальнейшем.

С 1 года малыша можно попробовать накормить пищей кусочками. В случае неудачи, опыт можно повторить через день, и так до тех пор, пока не получится. Упустив момент в годик, уже в 2-летнем возрасте не исключено появление проблемы с избирательным аппетитом, решить которую можно только ценой слёз ребенка и нервов любящей мамы. Так что в меню ребенка в 1 год уже можно вводить мягкую отварную пищу кусочками.

Когда время упущено: мама, не хочу жевать!

Примерно к двум годам жизни пищевое поведение ребёнка сформировано, поэтому его трудно научить жевать или заставить попробовать непривычное блюдо.

Однако ситуация отнюдь не безнадёжна, а некоторые наши советы вам помогут.

Не держите кроху голодным

Плохо работает правило: ничего страшного, проголодается — поест. Наоборот, малыш может занервничать, а все ваши усилия пойдут насмарку. К тому же у ребёнка нередко появляется отрицательное отношение к любому новшеству в питании.

Если вы начали учить малыша жевать, но он не наедается во время кормления, докормите его протёртыми продуктами.

Не жалейте своё чадо

Дети в возрасте 1,5–2 лет — умелые манипуляторы. Довольно быстро они понимают, что можно похныкать и получить привычные блюда, которые не нужно жевать.

Заручитесь поддержкой семьи

Все должны быть единодушны и выдержаны. Если вы учите малыша жевать, не нужно, чтобы, например, бабушка или тётя, любя и жалея, кормили кроху протертой пищей.

Возьмите ребёнка к себе в помощники

Сначала вместе измельчайте продукты в блендере, затем — с помощью мясорубки или терки. Чуть позднее предложите крохе самому давить себе еду в тарелке вилкой. Ведь он уже «боооольшой»! Обычно со временем малышу начинает надоедать протирать/давить, поэтому он постепенно начинает жевать.

Проработайте жевательные движения

Детям нравится подражать. Начните с удовольствием жевать какую-то вкусность, наверняка, кроха тоже захочет её попробовать. Конечно, вы ему дадите, но при этом показывайте, как это нужно делать правильно.

Разумеется, продукты должны быть качественными — например, зефир или жевательный мармелад.

Проявите своё актерское мастерство

Попробуйте «потерять» или «сломать» блендер, миксер, ситечко, тёрку. Скажите, что при случае (когда появится в магазине) купите всё новое. Постарайтесь своего обещание не сдержать.

Превратите обучение в интересную игру

Из ломтиков любимых продуктов крохи на тарелке можно разложить «радугу» или «построить» домик, «нарисовать» зверей.

Добавляйте в каши или пюре измельчённые кусочки мягких ягод и фруктов. Со временем постепенно увеличивайте размеры кусочков.

Расширяйте рацион

Предложите новое блюдо в не протёртом и не измельчённом виде. Иногда в силу природного любопытства дети начинают жевать незнакомые продукты.

Посетите логопеда

Доктор поможет улучшить тонус и работу жевательных мышц: проведёт логопедический массаж и покажет, как выполнять речевую гимнастику.

Конечно, эти советы не всегда работают применительно ко всем детям. Оно и понятно, ведь каждый малыш индивидуален. Используйте свою фантазию и добавьте немного творчества: подумайте над новыми идеями и придумайте интересные игры.

врач-ординатор детского отделения

фото: http://globallookpress.com/

Как научить ребенка жевать и глотать твердую пищу – видео

На этом видео педиатр рассказывает, когда можно давать ребенку пищу кусочками.

В этом видеоролике мама делится опытом в том, как научить ребенка жевать.

Жевание – очень важный навык в жизни взрослого человека. Закладывать его нужно с раннего детства, еще когда малыш кушает мамино молоко или смесь. Чем раньше вы озаботитесь этим вопросом, тем меньше трудностей у вас возникнет в старшем возрасте.

Если опоздали – страшного в этом ничего нет. Жевание заложено в человеке природой, и с вашей помощью малыш рано или поздно перейдет на твердую пищу!

Когда ребенок начинает есть самостоятельно, родители должны знать, что делать, чтоб ребенок не подавится.

Когда следует начинать знакомство с твердой пищей

Принято считать, что большинство малышей готово к знакомству с пищей кусочками в 6–8 месяцев. На самом деле возраст в деле развития навыка жевания не главное. Кроха должен быть готов к введению твердого прикорма как физически (уметь активно работать язычком и правильно прижимать его к нёбу), так и психологически: должен «проснуться» пищевой интерес, желание заглянуть в родительскую тарелку и попробовать то, что едят взрослые.

«Появление первых жевательных движений происходит в 4–5 месяцев, тогда же наблюдается перемещение рвотного рефлекса от середины к задней трети языка, — говорит педиатр Юлия Рахимбекова. — И если в этот период не вводить прикорм, а продолжать стимулировать только сосательный рефлекс, то неподкрепленный практикой рефлекс жевания начнет затухать. Еще несколько лет назад малыш до появления первых молочных зубов получал от мамы сушку, сухарик или даже куриную косточку и учился „жевать“ деснами. Сегодня родители часто вводят прикорм после 6 месяцев и позже, когда во рту уже появились 2–4 передних зуба

Но эти зубы служат для откусывания, жевать ими невозможно, и — что важно! — они мешают малышу жевать деснами. Вот так момент бывает упущен

Далее в норме в возрасте 7–12 месяцев у ребенка продолжают укрепляться навыки кусания и жевания, развиваются боковые движения языка и умение перемещать языком пищу к зубам. Он уже в состоянии есть каши, рубленые фрукты и овощи. Конечно, все индивидуально. Доношенный или недоношенный, здоровый или с проблемами со здоровьем, есть зубки или еще не появились — так или иначе к году кроха должен производить качественные жевательные движения челюстями. Но это произойдет только в том случае, если родители постепенно учили его этому. Не бывает так, чтобы ребенка кормили только грудным молоком, а в годик он сел за стол, взял ложку и стал деловито есть с общего стола».

Как помочь ребенку?

Стоит понимать, что эти привычки возникают не сами по себе и не из-за плохого поведения. Замечания и напоминания, что нельзя высовывать язык, не сработают – нужно работать с основной причиной нарушения.

  1. Восстановить носовое дыхание.

Ортодонты часто назначают консультации отоларинголога, так как зубочелюстная система и органы дыхания тесно связаны. Удаление аденоидов, терапия хронических заболеваний, нормализация микроклимата дома, чтобы снизить частоту ОРВИ, закаливание и другие общеукрепляющие процедуры – все это может назначить врач, чтобы достичь ремиссии.

ЛОР может помочь восстановить здоровье для правильного функционирования языка

  1. Обратиться к ортодонту.

Только в таком порядке, иначе лечение не будет эффективным. Как только ребенок получит возможность дышать с закрытым ртом, можно переходить к исправлению положения зубов и языка.

Для этого созданы детские ортодонтические аппараты:

  • Пластины.
  • Трейнеры.
  • Аппарат Twin Block.
  • Детские элайнеры Kinder Smile.

Все эти аппараты съемные, действуют достаточно мягко, направляя зубы в период их активного роста. Ношение требует контроля со стороны родителей, но при правильном использовании проблемы решаются достаточно быстро – за несколько месяцев.

Только после этого можно приступать к занятиям с логопедом – когда будут устранены нарушение прикуса и основные проявления дисфункции языка, коррекция звукопроизношения будет идти гораздо успешнее.

Причины проблем с жеванием у детей

Каждый ребенок развивается в индивидуальном порядке. Тем не менее, существуют общепринятые нормы, на которые можно ориентироваться в определенных вопросах. Жевание сюда тоже включено. Обычно малыши осваивают жевательные навыки к 5-6 месяцам. Этот процесс сопряжен с появлением первых зубок. Ближе к году большинство детей уже переходят «на общий стол» и знакомы со «взрослой» пищей. Причин, по которым малыш испытывает проблемы с пережевыванием пищи может быть много. Например:

  1. Препятствование естественному развитию навыка. Родители, нарочито вынимающие изо рта малыша прорезыватели, крупные игрушки и даже пальцы, на самом деле вредят. Детки со временем начинают побаиваться твердой пищи.
  2. Личные мотивы. Не все дети любят преодолевать трудности. Переживание кусочков – процесс, требующий от крохи определенных усилий. «Ленивые» малыши могут отказываться от твердой пищи именно поэтому.
  3. Физиология. У малышей пережевывание пищи зачастую вызывает болевые ощущения. В конечном итоге еда выплевывается. Подобные явления наблюдаются при различных заболеваниях рта, гортани и ЖКТ.

Как именно?

Научить малыша 2-3 лет жевать помогут следующие приёмы:

  • Стимулировать интерес к самостоятельному жеванию. Если малышу в 9-12 месяцев захотелось самому пососать кусочек яблока, маме не нужно отнимать у него фрукт, чтобы потереть на мелкой тёрке. Правильнее будет срезать с плода шкурку и последить, чтобы малыш не откусил слишком большой кусочек.
  • Приучить младенца питаться по режиму. Очень часто родители, которые жалуются на отсутствие детей аппетита и интереса к еде, бывают сами виноваты в этом, потому что не организовали режимного питания. Педиатры уверяют: когда родители приучат младенца к еде по расписанию, тогда у него значительно улучшится аппетит.
  • Поддерживать интерес малыша кушать ложкой самостоятельно. Для того, чтобы кроха начал кушать сам, не стоит его заставлять это делать. Всякое принуждение убивает у детей интерес к действию. Давать крохе в руку ложечку можно в процессе кормления. Пока мама будет кормить ребёнка, он будет размешивать кашу или пюре. Постепенно у него сформируется умение попадать ложкой в рот, и он начнёт кушать без маминой помощи.
  • Предлагать крохе блюда, в которых частички пищи постепенно будут всё более и более крупными. Если детям до года лучше давать измельчённую до однородной консистенции еду, то с возрастом необходимо измельчать продукты менее тщательно. В возрасте 2 лет девочки и мальчики уже должны уметь пережёвывать и глотать крупы, овощи, фрукты, мяса. Если в таком возрасте ребёнок всё ещё давится твёрдой пищей, значит, родители допустили ошибку в его воспитании.
  • Давать младенцу твёрдые сушки для того, чтобы он чесал дёсны. Когда у крохи появятся первые зубки, уже можно предлагать ему почесать дёсны твёрдым хлебобулочным изделием: это поможет облегчить дискомфорт от зуда и познакомит со вкусом сушки.
  • Не показывать свой страх, если малыш начнёт давиться. В подобном случае необходимо просто помочь ему, сохраняя при этом спокойствие. Как правило, при попадании слишком большого куска в рот, у ребёнка срабатывает защитный рвотный рефлекс, поэтому до области горла частица не доходит. Удалить лишнюю еду изо рта крохи в таком случае можно указательным пальцем.

Научить младенца жевать самостоятельно поможет также приглашение за общий стол. Видя, как взрослые кушают, кроха будет подражать им, стараясь самостоятельно откусывать кусочки хлеба, овощей, фруктов, котлет, тефтелей.

У некоторых детей интерес к взрослой твёрдой еде долго не просыпается. Конечно, если малыш в 2-3 года не хочет самостоятельно кушать, это проблема: ведь скоро ему нужно будет идти в сад, а там все воспитанники едят сами. В то же время многие малыши именно в садике начинают подражать ровесникам и кушать без помощи взрослых. Воспитатели детских дошкольных учреждений говорят, что в коллективе дети гораздо быстрее осваивают необходимые навыки.

Проблема в том, что ни одна мама не хочет, чтобы элементарным вещам её ребёнка обучали в садике, поэтому старается все умения сформировать сама

Чтобы процесс обучения пошёл быстрее, нужно принять во внимание простую истину: чрезмерная опека родителей вредит самостоятельности сыновей и дочек. Если ребёнок ещё не научился сам кушать, нужно перестать ему постоянно помогать, выполняя вместо него действия, которые он и сам сможет совершить

Да, сначала малыш будет не очень ловким. Он наверняка испачкает лицо, руки, стол и даже стульчик, поэтому нужно просто запастись несколькими слюнявчиками и терпением. Как говорит знаменитый доктор Комаровский, к школе жевать твёрдую пищу обучаются все без исключения дети. Постепенно кроха научится есть аккуратно, пережёвывать еду тщательно, глотать её уверенно.

Так что не стоит слишком переживать и зацикливаться. Психологи рекомендуют мамам и папам наслаждаться каждым днём младенчества своих малышей. Ведь не успеют они оглянуться – дочка или сын вырастет, и то время, когда они были маленькими и многого не умели, будет вспоминаться как самый лучший период жизни семьи.

Сайт www.sympaty.net – Красивая и Успешная. Автор — Буренюк Елена Николаевна. Статья проверена педагогом, специальным психологом Грызловой Ольгой Юрьевной. Подробнее про авторов сайта

Как научить малыша жевать – лайфхаки

Оказывается, в реализации поставленной задачи нет ничего трудного

Первое, на что важно обратить внимание – на самих себя. Дети берут пример с людей, которые их окружают. Родители перекусывают «налету»? Не прожевывают продукты тщательно? Тогда и кроха вряд ли будет уделять этому процессу достаточно внимания

Родители перекусывают «налету»? Не прожевывают продукты тщательно? Тогда и кроха вряд ли будет уделять этому процессу достаточно внимания.

Также не стоит сразу переходить от жидкой к твердой еде. Приучать к «новшествам» крох придется постепенно. Сначала подают пюре с небольшими мягкими кусочками пищи, к 8 месяцам продукты разминают вилкой или ложкой. Можно добавлять мягкие большие куски еды или полутвердые мелкие частицы. Ближе к году родителям стоит начать предлагать твердые продукты, чередуя, но не смешивая их вместе с пюре. Примерно к 12 месяцам малыш освоит соответствующий навык. Как быстро научить ребенка жевать твердую пищу? Точно ответить на этот вопрос проблематично, потому что все детки развиваются по-разному. Но во время очередной трапезы мамы и папы должны не показывать собственные страхи. Если ребенок видит, что родители паникуют «а вдруг он подавится?», у него тоже возникнут опасения. Твердые продукты начнут ассоциироваться с опасностью. Настоящим спасением для малышей, которые сами боятся пережевывать пищу, станет ниблер. Кусок твердой пищи необходимо завернуть в марлю и положить в соответствующее «устройство». Далее – дать ребенку пожелать его. Жесткая еда может вызывать рвотный рефлекс. На помощь придет специальный массаж языка. Делается он при помощи обычной салфетки или специальной щетки

Конечно же, не стоит забывать и о таком важном моменте, как игра. Пусть прием пищи превратится во что-то веселое и увлекательное

Это обязательно заинтересует малыша.

А еще на помощь придет артикуляционная гимнастика. Она отвечает за развитие челюстно-лицевых мышц и речи малыша. На способности к пережевыванию пищи такие занятия влияют только благоприятно. На самом деле все не так трудно, как кажется. Не нужно заставлять при «обучении» малыша кушать продукты, которые ему категорически не нравятся. От негативизма в будущем избавиться будет весьма проблематично.

Почему так важно научиться жевать твердую пищу?

Жевательные навыки крайне важны во взрослой жизни. Трудно представить человека, который питается исключительно жидкой и пюреобразной пищей. Кроме того, если малыши не развивают соответствующую способность, у них появится немало проблем. А именно:

  • сильно пострадают зубы;
  • будут нарушены пищеварительные процессы;
  • возникнут проблемы с грамотным произношением некоторых звуков.

Также обнаружится неправильный прикус. Исправлять все это в реальной жизни намного труднее, чем предотвратить источник проблем. Ребенок в год все еще не жует? Стоит сдать анализы и показать малыша врачу

Но для начала важно понять, когда кроха готов к осваиванию жевательных навыков

Жевательный рефлекс: когда формируется в норме?

Маленькие дети рождаются с рефлексами, одним из которых является сосательный. Грудничка не нужно этому обучать: он будет сосать любой предмет, который попадёт к нему в рот. Примерно до четырёхмесячного возраста младенец будет рефлексивно выталкивать языком изо рта любую твёрдую пищу.

Именно поэтому раньше 4-месячного возраста вводить прикорм бессмысленно. Детям, которые уже достигли этого возраста, можно постепенно вводить в рацион простые продукты. Сначала нужно начинать учить кроху есть пищу в виде кашицы или пюре. Для этого блюда необходимо измельчать в блендере. Умение глотать каши и пюре – это основа для формирования жевательного рефлекса.

Сайт sympaty.net подчёркивает: жевание является именно рефлексом, который развивается следом за сосательным рефлексом и предусмотрен природой как жизненно важное умение. Когда в норме грудничок должен научиться жевать? В каждом индивидуальном случае ответ на этот вопрос будет разным

Когда в норме грудничок должен научиться жевать? В каждом индивидуальном случае ответ на этот вопрос будет разным.

Когда у крохи появится жевательные инструменты, он и должен научиться ими пользоваться. У большинства детей этот период наступает после года. В то же время рефлекс жевания не сможет развиться у младенца, который в этом не нуждается. Так бывает, когда чрезмерно заботливая мама даже после года продолжает тщательно измельчать еду младенцу в блендере и кормить его жидкой кашкой из бутылочки.

Что нужно делать, чтобы научить ребёнка правильно жевать и глотать твёрдую пищу? Если отвечать на этот вопрос коротко, то можно сказать одним предложением: необходимо кормить кроху твёрдой пищей. Рассмотрим этот вопрос более подробно.

При каких симптомах стоит обратиться к врачу

Чем раньше поставлен диагноз, тем более благоприятны прогнозы. Поэтому обратитесь за помощью, если:

  • испытываете боль в нижней челюсти – интенсивную или слабовыраженную;
  • не можете полноценно двигать челюстью, ощущаете ограничение;
  • слышите болезненное щелканье, хруст во время открытия и закрытия рта;
  • появилась боль и шум в ушах (особенно если отоларинголог не обнаружил патологий);
  • появилось ощущение неполного прикуса.

Артроз ВНЧС – явление не очень частое, но достаточно опасное. Под угрозу попадает привычный нам комфорт во время разговора, принятия пищи, другой бытовой деятельности. Чтобы избежать этого, не списывайте тревожные симптомы на усталость и не полагайтесь на «само пройдет»: обязательно находите время на себя и свое здоровье!

Язык, нос, горло: все взаимосвязано

Носоглотка ребенка изнутри покрыта слизистой, которая в норме должна выполнять защитную функцию: задерживать вирусы, бактерии, частички пыли и других аллергенов. Но если слизистая пересыхает, она становится слишком тонкой и уязвимой.

Если же дома жарко, воздух сухой, слизистая носоглотки пересыхает, и любой вирус легко может проникнуть через истонченный защитный барьер. От этого возникают частые ОРВИ, связанные с насморком и отечностью носа.

Из-за этих заболеваний у ребенка нарушается носовое дыхание, у него постоянно приоткрыт рот и виден язык. Постепенно возникает привычка дышать ртом во сне.

Дыхание ртом во сне – очень тревожный признак

Рот приоткрывается, расширяя пространство для языка. И, разумеется, язык ребенка начинает занимать это дополнительное пространство во рту и вне его.

Так возникает дисфункция языка, затем она закрепляется в привычках у ребенка.

Все это может привести к разрастанию лимфоидной ткани, а значит, к аденоидитам и тонзиллитам, поскольку именно нос обеспечивает фильтрацию воздуха, а при ротовом дыхании аллергены и вирусы попадают прямо в ротоглотку. При этом не происходит полноценного насыщения крови кислородом и нарушается ночной сон – по утрам ребенок встает невыспавшимся, днем ощущает сонливость и не может сконцентрироваться на учебе.

Всё должно быть вовремя: мама, научи меня жевать, я хочу кушать!

Какой-либо специальной методики не существует, ибо всё должно идти своим чередом и постепенно.

Когда начинать обучение?

Примерно в возрасте 4–6 месяцев жизни — с появлением жевательных движений и ещё до прорезывания первых зубов. Как не упустить момент? Предложите малышу выпить водички с ложечки. Когда её содержимое начинает попадать в полость рта, ребёнок готов к усвоению навыка жевания.

Если же кроха продолжает питаться молочными смесями, грудным молоком или протертой пищей, постепенно рефлекс жевания гаснет.

Вы против знакомства вашего малыша с баранками или печенками в возрасте 7–8 месяцев? Тогда лучше дождаться появления большинства зубов и учить жевать уже ими.

Не торопитесь

Начинайте с небольших порций. Если ребёнок упорно отказывается от новой консистенции прикорма, не настаивайте. Через некоторое время повторите попытку.

Твёрдая пища или специальные «тренажёры»

Пока кроха мал, можно использовать резиновый прорезыватель для зубов. Примерно с 6–8 месяцев начинайте постепенно знакомить ребёнка с твёрдыми продуктами.

Любознательность малыша — ваш помощник

Когда ребёнок пытается лизать или «откусить» деснами кусочек яблочка/печенья, не измельчайте эти продукты. Старайтесь чаще ему предлагать твёрдую пищу — пусть тренируется и учится жевать. Обязательно проследите, чтобы кроха не откусывал большие куски, иначе он может поперхнуться или подавиться.

Используйте ниблер — контейнер с закручивающимся ободком. Приспособление представляет собой ёмкость в виде сеточки или силиконовой насадки с дырочками. Поместите внутрь контейнера кусочки разрешённых по возрасту продуктов, а затем дайте в ручки ребёнку, чтобы он разминал содержимое дёснами и одновременно получал питание. Не переживайте. Такой способ абсолютно безопасен.

Будьте последовательны и настойчивы

Блендер/тёрка/мясорубка — удобные помощники для измельчения продуктов, но со временем нужно приучать кроху к твёрдой пище

Важно, чтобы переход был постепенным, а ребёнок не заметил резкой перемены консистенции своих привычных блюд. Иначе он может закапризничать или вовсе отказаться от еды

Раз за разом уменьшайте степень помола: вначале готовьте однородное пюре, потом — с включением небольших кусочков, затем — густую пищу с содержанием твердых фрагментов продуктов.

Готовая баночная еда

При покупке обращайте внимание на маркировку. На этикетке с рекомендованным питанием для возраста 8–10 месяцев ищите указание на то, что в пюре содержатся «кусочки, которые учат жевать»

Не отвлекайте

Не включайте мультики или телевизор во время кормления. Если малыш сосредотачивается на процессе поглощения пищи, тогда у него лучше координируются действия рук, языка и губ.

Способы приучения ребёнка к жеванию

Думая о том, как научить ребёнка жевать и глотать пищу, в первую очередь обратите внимание на своё поведение. Какой пример вы подаёте?. Вы сами тщательно пережёвываете пищу или кушаете на бегу? Ради привития малышу этого навыка имеет смысл пересмотреть своё отношение к еде

Вы сами тщательно пережёвываете пищу или кушаете на бегу? Ради привития малышу этого навыка имеет смысл пересмотреть своё отношение к еде.

Садитесь за стол вместе с ним и демонстрируйте на личном примере, как тщательно нужно жевать, не торопясь и не набивая «полный рот».

  1. При введении прикорма нужно постепенно приучать ребёнка к более твёрдой консистенции пищи;
  • Сначала все блюда даются в виде пюре (в 6-7 месяцев), можно добавлять крошечки еды и несколько мягких кусочков;
  • Затем к 8-9 месяцам пищу уже можно разминать ложкой или вилкой, включать в неё маленькие полутвёрдые частички и мягкие крупные кусочки;
  • В 11-12 месяцев предлагайте малышу твёрдую пищу, чередуя её (но не смешивая в одной тарелке) с пюре. Так, уже в год можно научить ребёнка хорошо жевать разные продукты.

Чтобы научить ребенка уже к году жевать кусочки, не давиться и кушать аккуратно, посмотрите схему введения прикорма по схеме, предложенной в интернет-курсе Азбука прикорма: безопасное введение прикорма грудничку>>>

  1. Постарайтесь не показывать малышу свой страх того, что он подавится и не сможет проглотить кусочки еды. Дети чувствуют наше настроение и тоже могут начать бояться и отказываться от «опасной», на их взгляд, пищи.

Соблюдайте правила безопасности, когда знакомите ребенка с твердой пищей, никогда не оставляйте ребенка одного наедине с твердым куском еды.

  1. Если малыш всё же сам боится подавиться и отказывается от твёрдых кусочков, заверните один из них в марлю (или положите в ниблер) и дайте ему пожевать;

Это может быть ломтик яблока, груши, хлеба или какого-либо овоща. Так ребёнок понемногу будет привыкать к твёрдым кусочкам и перестанет их бояться.

  1. Массаж языка поможет преодолеть рвотный рефлекс и выталкивание пищи изо рта. Его можно делать через салфетку или специальной щёточкой в первые месяцы приучения к жеванию;
  2. Постарайтесь превратить процесс жевания пищи в увлекательное занятие;
  • Например, придумать какую-нибудь легенду, почему нужно хорошо прожевать всё, что лежит в тарелке или устроить соревнование, кто дольше будет «работать зубками»: малыш или мама;
  • Пусть каждый раз, как только ребёнок хорошо справится с заданием и тщательно прожуёт пищу, животик поблагодарит его за то, что он помогает переваривать еду и получать много витаминов из неё.

Конечно и в 2 года можно научить ребёнка жевать. Но всё же в этом процессе важна внимательность и последовательность.

Чем раньше вы начнёте уделять время приучению малыша к жеванию, тем эффективнее и быстрее он освоит этот навык. Детям в 1,5-2 года можно давать длинные продукты, которые удобно держать в руках и откусывать.

Для детей старше года есть свои приемы и хитрости при обучении ребенка жевать. Смотрите курс Едим с удовольствием: возвращаем здоровый аппетит ребенку>>>

  1. Учите малыша жевать с помощью тех продуктов, которые ему нравятся. Так ему будет приятнее подолгу держать их во рту и тщательно пережёвывать;
  2. Не предлагайте слишком большие порции, лучше добавить еду, в случае, если она понравится ребёнку и он захочет покушать ещё. Не давайте новую порцию, пока малыш не прожуёт предыдущую, не торопите его;
  3. Делайте артикуляционную гимнастику. Она будет способствовать укреплению челюстно-лицевых мышц и развитию речевого аппарата.

Каким бы сложным ни казался процесс приучения ребёнка к жеванию пищи, всё же подавляющее большинство детей успешно осваивают этот навык. При ваших грамотных и методичных действиях, ребенок обязательно освоит его.

  • Ребенок плохо ест прикорм
  • Педагогический прикорм
  • Мясо для первого прикорма

Дисфункция языка: как влияет на зубы

Привычка дышать ртом, в том числе во сне, приводит к усилению дисфункции языка. Ребенок начинает чаще высовывать язык (а язык – сильнейшая ротовая мышца), прикладывать дополнительные усилия и давить языком на зубы.

Что будет происходить с зубами, если развивается такая привычка?

  • Может сформироваться диастема – промежуток между передними зубами.
  • Могут нарушиться контакты зубов во фронтальном отделе, тогда появится открытый прикус – достаточно сложная для исправления патология: она наносит заметный вред состоянию зубов, так как вся нагрузка приходится на жевательные зубы в боковых отделах.

Открытый прикус у ребенка

Передние зубы могут ротироваться (поворачиваться вокруг своей оси) или образовывать протрузию – наклон вперед.

Зубы у детей достаточно податливы, так как ребенок растет, размеры его челюстей и место в ряду зубов постоянно увеличиваются. Поэтому тех усилий, которые оказывает язык, вполне достаточно для того, чтобы сдвинуть зубы, а вот вернуться назад к правильному положению самостоятельно они уже не смогут.

Еще одна проблема

Помимо ортодонтических нарушений, прибавятся трудности с произношением звуков. Логопедическая коррекция рассчитана на правильное строение зубов и функционирование языка, поэтому занятия с логопедом будут очень долгими и малоэффективными, если не устранить основную причину плохой дикции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector