Наш малыш не глухой! или… все может случиться?

Как родители могут заметить снижение слуха у ребенка, особенно, если оно небольшое?

Если малыш в таком возрасте, что уже понимает обращенную к нему речь, отвечает, реагирует на слова взрослых, заподозрить нарушение слуха можно, когда:

Ваш сын или дочь перестает сразу откликаться на обращение взрослого. В этот момент мы зачастую думаем, что ребенок слишком увлечен или нарочно не хочет подходить. Стоит присмотреться повнимательнее: часто ли подобное повторяется и при каких обстоятельствах. Если постоянно, то это тревожный знак.
Ребенок часто переспрашивает – взрослые при этом могут подумать, что он так балуется или все время «витает в облаках».
Просит увеличить звук работающего телевизора

На это вообще мало кто обращает внимание, особенно, если в квартире живут еще бабушки, дедушки – им громкие звуки могут быть только в радость. А зря! Слух нужно беречь в любом возрасте.
Иногда сын или дочь сами могут пожаловаться, что болит ушко, они стали хуже слышать

Предложить в этом случае ребенку потерпеть, погреть больное место или закапать «чем там в прошлый раз врач говорил» чревато.

С младенцами – сложнее.

  • Взрослым нужно стараться подмечать любые мелочи в развитии: реагирует ли ребенок на звуки и как именно.
  • Никогда не пренебрегать профилактическими осмотрами специалистов. В рамках каждого должна проводиться проверка слуха.

Причин тугоухости – десятки. Обратимых случаев, к сожалению, немного. Но скорректировать снижение слуха и жить дальше полноценной жизнью можно и нужно.

Что такое гуление?

А ведь процесс на самом деле очень важный. Гулением называют доречевой период ребёнка, до него младенцу доступен только крик. И поверьте, если грудничок уже нашёл для себя эту приятную альтернативу воплям и начал агукать, то уже не перестанет вплоть до лепета, а потом и полноценной речи.

Мы не помним нашего младенчества, а потому и представить не можем, насколько сложна для ребёнка речь. То, что нам кажется элементарным, младенец воспринимает как бесконечный набор звуков, мало поддающийся хоть какой-нибудь систематизации. Единственное, что новорождённый улавливает безошибочно – интонация.

Стадии развития речи младенца:

  1. Крик. Самый первый и довольно раздражающий звук, который вы услышите от новорождённого. На самом деле очень важен, так как является единственным способом сообщить свои потребности;
  2. Бессмысленное гуление. Такие звуки кроха издаёт «на пробу», развлекаясь и наслаждаясь своим новым умением;
  3. Осмысленное гуление, лепет. Здесь малыш уже пытается сказать вам что-то своим бормотанием, пожаловаться или поделиться радостью, просто пытается общаться «по-взрослому».

Повлиять на этот процесс вы никак не можете. Он начинается у всех младенцев неизбежно, причём во всех странах и культурах малыши начинают своё изучение речи с одних и тех же звуков. Это довольно просто объяснить – детьми выбираются простейшие гласные звуки, которые часто встречаются в речи взрослых, которые легко повторить. Малыши обычно искренне наслаждаются своим лепетанием, и время гуления зачастую совпадает с тем, когда ребёнок начинает улыбаться.

Как научить ребёнка разговаривать в 3 года

При серьёзных патологиях коррекцией речи занимаются узкие специалисты: логопеды, дефектологи. Возможно медикаментозное решение неврологических проблем. Если же ребёнок просто не торопится
разговаривать или живёт в неблагоприятной речевой среде, помочь ему справится с проблемой необходимо
самим родителям.

Основные рекомендации:

  • Развитие понимания речи — малыша просят выполнить просьбу (покажи ушки, дай ручку).
  • Побуждение к высказываниям во время ситуаций, богатых на проявление эмоций — прячут
    игрушку, приговаривая «Где же она? Поищи!» Можно спрятаться самому или поискать ребёнка,
    приговаривая потешки, считалочки. Таким же действием обладает рассматривание фото
    близких людей с комментариями и вопросами.
  • Выполнение артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики — здесь отлично
    подойдёт какой-нибудь игровой сюжет, например, «сказка про Язычка», где приключения
    Язычка сопровождаются артикуляционными позами. Можно вырабатывать выдох при помощи
    мыльных пузырей, вертушек, закатывания бумажного мячика в ворота на столе, сдувания
    снежинок, одуванчика, включения в работу всевозможных дудочек, свистулек.
  • Формирование умения различать и воспроизводить простые ритмы — отбиваем ритм рукой,
    детским молоточком по столу, хлопаньем в ладоши.
  • Развитие сенсорных умений — здесь используются игры с кубиками, пирамидками, элементами
    мозаики и специально для этого приобретёнными геометрическими фигурками на различение
    цвета, размера, формы предметов.
  • Развитие словаря — показывание и называние предметов и явлений окружающего мира,
    проговаривание своих действий и действий ребёнка, вкладыши и лото.
  • Чтение произведений классической детской литературы (А. Барто, К. Чуковского, Е. Благининой,
    В. Берестова, С. Михалкова, С. Маршака), народных сказок, потешек, с рассматриванием и
    комментированием иллюстраций.

Ребёнок 3,5 лет с недоразвитием речи должен находиться в богатой речевой среде, наполненной не
звуками работающего телевизора, а красивыми, правильными и чёткими словами и предложениями
взрослых.

Запишитесь на консультацию. Детский логопед и психолог центра определят индивидуальные особенности речевого развития, дадут рекомендации по коррекции, а также составят план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и успешно гармонизирует процесс развития малыша.

Как вылечить недуг

Заметив у ребенка нервный тик (дергает головой, гримасничает, часто моргает, морщит нос или лоб), родителям не нужно медлить с визитом к врачу. Лечением нарушения занимается детский невролог. Бывает, что ребенок трясет головой, как при нервном тике, но при этом у него имеется иное заболевание, связанное с поражением отдела мозга, отвечающего за двигательную активность. В отдельных случаях может понадобиться и консультация психиатра (когда у ребенка сильный тик головой, обусловленный психическим расстройством).

Для диагностики нарушения специалисту обычно хватает обычного неврологического осмотра, иногда может потребоваться МРТ мозга или электроэнцефалография. Затем подбираются оптимальные методы терапии. Их набор зависит от выраженности тика, индивидуальных особенностей пациента. Основными направлениями лечения являются:

  • прием медикаментов — успокоительных средств, препаратов для улучшения кровоснабжения, обменных процессов головного мозга;
  • физиотерапия — электрофорез, электросон, хвойные ванны, аэрофитотерапия;
  • лечебный массаж;
  • создание благоприятной атмосферы в семье (нельзя ругать ребенка за непроизвольные движения, требовать контролировать их), исключение стрессовых ситуаций;
  • обеспечить соблюдение режима, достаточные периоды отдыха, правильное питание, сократить время просмотра телевизора, занятий с гаджетами.

Часто лечение нервного тика у ребенка является длительным процессом. Даже когда симптомы быстро уходят, терапию нужно пройти в полном объеме. Иногда наблюдается чередование периодов ремиссии и обострения, и по мере созревания нервной системы проблема постепенно уходит.

Возможные причины смеха во сне

Если ребенок смеется во сне, причины нужно искать в его эмоциональном состоянии, преобладающем в течение прожитого дня. Детки до года каждый день открывают для себя что-то новое. Элементарное переворачивание страниц в красочной книге – настоящее чудо для них. Игра в прятки с предметом, накрываемым чашкой или платком, – самый загадочный фокус. Взбудоражить нервную систему малыша очень просто, что непременно скажется на качестве сна.

Положительные эмоции, полученные за день, все детки перерабатывают по-разному:

  • малыши с флегматичным типом темперамента с удовольствием удивляются и радуются в течение дня, но ночью спят спокойно;
  • среднестатистические дети ночами смотрят красочные сны, изредка вздрагивая;
  • эмоциональные груднички могут громко хохотать или плакать во сне, не просыпаясь.

Внимание! Смеющегося во сне ребенка не нужно брать на ручки, будить, успокаивать. Он спит, через несколько минут смех прекратится. Эмоциональная разрядка в ночное время

Эмоциональная разрядка в ночное время

Как правило, смех можно услышать через полтора часа после того, как ребенок уснул. В это время сон меняет свою фазу. Самый спокойный сон, при котором человек спит глубоко и не обращает внимания на посторонние звуки, – первые полчаса. Именно поэтому большинство малышей первого года жизни спит по 30 минут, они просто не умеют плавно переходить в следующую фазу. Если в этот момент их потревожит какой-то шум, они просыпаются. Большинству нужна помощь мамы, которая погладит, успокоит, поможет снова уснуть.

После первого часа, максимум двух, мозг переключается в фазу быстрого, или активного, сна. Именно в этот период человек видит сновидения, у него формируются нейронные связи, усваивается поступившая информация. Можно увидеть, как у спящего человека, даже взрослого, бегают зрачки за закрытыми веками, дыхание становится неровным. Именно в этот момент можно услышать смех. Взрослые, в силу развитости нервной системы, редко так бурно переживают свои сновидения. Малыши, наоборот, могут и плакать, и смеяться.

Состояние, при котором ребенок внезапно и громко начинает плакать, его тело заметно потеет, а глаза остаются закрытыми, имеет официальное называние «ночной страх». Как во время смеха, малыш не просыпается, а, находясь в глубоком сне, переживает волнительные для него моменты. Такое состояние не длится больше 5-10 минут, в очень редких случаях может затягиваться на 40 минут, но они единичны.

Интересно. Если приступ смеха или плача, случившийся с ребенком в первые полтора-два часа после засыпания, попытаться обсудить утром, он не сможет объяснить, что с ним случилось, потому что этого не помнит.

Гуление у глухих детей

Были проведены исследования, чтобы выяснить, могут ли младенцы с нарушением слуха воспроизвести типичные вокальные звуки.

Агуканье может появляться в том же возрасте и в похожих формах у слышащего и глухого ребёнка, однако дальнейшее продолжение развития речи зависит от способности малыша слышать себя. По этой причине глухие дети перестают лепетать устно раньше, чем слышащие дети.

Дети начинают агукать, если подвергаются воздействию языка, но вокальное лепетание лепета может быть отложено или вообще отсутствовать у глухих детей.

Слабослышащие дети после установления слухового аппарата начинают слышать речь и лепетать, как это делают здоровые младенцы.

Глухие дети не только значительно отстают в развитии разговорного языка, в отличие от слышащих сверстников, но также воспроизводят меньше шумов. Это говорит о том, что слуховой опыт необходим для развития разговорного языка.

Первые гласные

Новорождённый ещё не умеет ничего, разве что кряхтеть и плачем заявлять о своих неудобствах и дискомфорте. Плач — это начало, то есть самый первый способ общения маленького человека. В первые 4–5 недель после рождения некоторые дети смешно скрипят, но большего вы от них не услышите.

Первые гласные есть шанс уловить ко второму месяцу жизни: он начинает тянуть звуки , , , и сочетания звуков . Из-за гортанного произношения нам кажется, что малыш научился говорить агу или аги.

Сначала ребёнок начинает гулить для себя, он пробует «на вкус» своё новое умение, так и эдак тянет гласные, маме кажется, что малыш поёт. После того как младенец освоится с новшеством, он начнёт использовать гуление для общения с мамой, папой или игрушками. Некоторые дети подолгу «разговаривают» с рисунками на бортиках кроватки и с подвесным мобилем, а при виде родного лица включаются в беседу ещё активнее. Начавший гулить младенец сам в восторге от новой способности.

Осознанно или рефлекторно

Отследить точную грань между лепетом и первыми словами бывает сложно. Но внимательному родителю по силам. Когда ребенок произносит звуки неосознанно, он постоянно повторяет самые любимые. Но, когда он говорит «папа» при виде отца или «дай», показывая на игрушку, это уже осознанная речь.

Когда именно появятся первые слова предсказать невозможно. На процесс формирования разговорных навыков влияет ряд факторов. Один малыш к году произносит больше 10 слов, другой – 1-2

В младенчестве важно понимание малышом обращенной к нему чужой речи. Это позволит сформировать лексический запас

Проверить, сколько слов знает годовалый ребенок просто. Достаточно попросить его принести машинку или мишку. Выполнил просьбу или перевел взгляд на игрушку, значит, все понял.

Всему своё время

Итак, когда же ваш малыш должен начать гулить? На самом деле, чёткий период начала довольно размыт и сложно сказать, во сколько месяцев ребёнок начинает издавать такие первичные звуки. Прежде всего, не впадайте в панику. Если ваш ребёнок не агукает в 3 месяца, повод для беспокойства есть, но небольшой – индивидуальное развитие каждого ребёнка допускает такие случаи.

Серьёзно беспокоиться стоит начиная с 4 месяца – в этот период ребёнок обязательно должен научиться агукать. Если этого не произойдёт, есть большой шанс получить нарушение речевого развития, ребёнок не перейдёт на следующий этап – не станет лепетать, складывать звуки в слоги и говорить, естественно. Комаровский, например, советовал до трёх месяцев детей вовсе не трогать, только косвенно помогая малышу начать знакомство с речью.

Наблюдайте за улыбками ребёнка. Эмоции малыша нормальны, ведь это не месячный младенец, который может только извещать о своих потребностях криком. Когда ребёнок начинает агукать, проследите, осмысленно ли он делает это. Требовать такого общения от трёхмесячного было бы глупо, но малыш в 4 месяца вполне способен заниматься агуканьем осмысленно – так он выражает свои эмоции, или просто имитирует поведение и общение взрослых.

Многие женщины после родов сталкиваются с проблемой появления лишнего веса. У кого-то он появляются еще во время беременности, у кого-то — после родов.

  • И вот Вы уже не можете себе позволить носить открытые купальники и короткие шорты…
  • Вы начинаете забывать те моменты, когда мужчины делали комплименты вашей безупречной фигуре.
  • Каждый раз, когда Вы подходите к зеркалу, Вам кажется, что былые времена уже никогда не вернуть.

Многие женщины после родов сталкиваются с проблемой появления лишнего веса. У кого-то он появляются еще во время беременности, у кого-то — после родов.

  • И вот Вы уже не можете себе позволить носить открытые купальники и короткие шорты…
  • Вы начинаете забывать те моменты, когда мужчины делали комплименты вашей безупречной фигуре.
  • Каждый раз, когда Вы подходите к зеркалу, Вам кажется, что былые времена уже никогда не вернуть.

Когда дети начинают агукать, многие родители торопят события и думают, что ребёнок уже на пути к настоящей речи. Да, он на пути, разумеется, но ещё очень далеко – пройдёт не один месяц перед тем, как ребёнок начнёт пытаться складывать слоги, а говорить он начнёт не меньше, чем в 2-3 года.

Пол малыша тоже немаловажен. Помните, что девочки на ранних этапах развиваются гораздо быстрее мальчиков. Если ваша малышка начала лепетать и ранее улыбалась раньше сверстника-мальчика на несколько недель, в этом нет ничего удивительного – так уж устроено наше развитие в младенчестве. Потому родителям девочек стоит особенно насторожиться, если малышка не пытается произносить звуки – вероятность проблемы немного больше.

Если хотите увидеть личные примеры других родителей и узнать, во сколько месяцев чужие малыши начинают агукать, посмотрите тематические видео – счастливые родители выкладывают их пачками.

https://youtube.com/watch?v=5Ic8A-3HTcI

Первая стадия – крик

Когда малыш рождается, попадая из одной среды в другую, ему нужно каким-то образом заявить о себе, о своем присутствии в этом мире. Пока ребенок находился в мамином животе, все его потребности удовлетворялись мгновенно. Теперь же он иногда чувствует какой-то дискомфорт – и кричит (пока еще на уровне безусловного рефлекса). Когда потребности малыша удовлетворяются, у ребенка формируется некоторый стереотип поведения, и крик становится сигналом о дискомфорте (мокро, хочется есть или спать, грустно, одиноко). Средство у ребенка только одно – крик

Постепенно с помощью крика младенец учится не только привлекать к себе внимание, но и общаться. Вспомните, когда ваш малыш зовет вас, он сначала кричит, а потом ждет ответа: придет мама или не придет? Потом он кричит громче и снова ждет

Таким образом ребенок дает возможность своему “собеседнику” включиться в свой первый диалог.

Примерно к третьему месяцу (а у многих детишек и значительно раньше) меняется и интонация криков. Внимательная мама может выделить очень много различных криков своего чада – это может быть ворчание, нытье, недовольство, резкий визг от боли, гневные “восклицания”.

“Даже находясь в другой комнате, я по крикам почти наверняка могу определить, что происходит с моими близнецами. Когда они ссорятся и не могут поделить игрушки – крик один, когда им скучно – крик совсем другой. И, конечно, я всегда отличаю пронзительные и резкие “опасные крики” (когда срочно нужно бежать на помощь) от “неопасных”, когда дети просто выражают свое недовольство”.

Крик присутствует у ребенка довольно долго, развиваясь параллельно с речью. И даже когда появляются настоящие, “взрослые” слова, крик продолжает играть в общении очень важную роль.

Аудиологический скрининг новорожденных

Для раннего выявления дефектов слуха проводится аудиологический скрининг новорожденных. Он может выполняться уже на второй или третий день жизни. Неонатальный аудиологический скрининг – это возможность вовремя диагностировать проблему и предпринять необходимые меры, которые помогут малышу выучить язык и адаптироваться в обществе.

Как правило, аудиометрия и скрининг новорожденных проводятся в роддомах. Но не всегда у их сотрудников достаточно квалификации, чтобы провести такое обследование на высоком профессиональном уровне. И не во всех роддомах есть современное оборудование. К тому же нередко требуется повторная аудиометрия уха новорожденного.

Центр «Мелфон» предлагает медицинские услуги высокого качества. Наши специалисты готовы сделать скрининг новорожденных, используя передовые методики, позволяющие получить точные и достоверные данные.

Статистические данные говорят о том, что врожденные нарушения слуха встречаются у одного ребенка на тысячу новорожденных

Но почему аудиометрия необходима в столь раннем возрасте? Почему так важно вовремя диагностировать патологию? Слух имеет определяющее значение в развитии ребенка, поскольку благодаря ему он получает основной объем информации

Зачем проводится неонатальный и аудиологический скрининг новорожденных?

Здоровью малыша необходимо уделять немало внимания еще и потому, что он не в состоянии сам объяснить, что с ним не так. Родители тоже не могут понять, все ли в порядке с состоянием его ушей, или необходима помощь специалиста. Только аудиометрия, которую проводит опытный врач, может дать объективную информацию.

Важность проведения обследования объясняется несколькими факторами:

  • первые 6 месяцев жизни новорожденного являются критическим периодом для развития речи ребенка;
  • мозг малыша еще во время внутриутробного развития формирует слуховые стимулы, которые он получает из окружающей среды;
  • чем раньше будут проведены скрининговая аудиометрия и коррекция слуха, тем больше шансов, что ребенок научится правильно говорить.

Своевременно проведенное обследование позволяет:

  • выявить нарушения слуха;
  • определить их причину;
  • найти оптимальный вариант их коррекции – лечение, реабилитация или слухопротезирование.

Например, статистика показала, что, если аудиометрия выявила 3-4 степень тугоухости у ребенка в возрасте до 6 месяцев, и была проведена оперативная коррекция слуховым аппаратом, то по речевому и языковому развитию, в том числе по накоплению пассивного и активного словаря и овладение грамматической системой родного языка, он не отличается от нормальнослышащих детей.

Тег video не поддерживается вашим браузером. Скачайте видео.

Как проводится неонатальный аудиологический скрининг?

Есть несколько эффективных методов, которые объединяются общим термином «аудиометрия». В первую очередь применяются:

  • отоакустическая эмиссия (ОАЭ);
  • регистрация коротколатентных слуховых вызванных потенциалов (КСПВ).

Такая аудиометрия представляет собой комплекс методов, которые не только имеют высокую точность, но и являются безболезненными и не вызывают у ребенка дискомфорта. Аудиологическое обследование с использованием современного оборудования может проводиться, даже когда ребенок спит, а в ряде случаев прямо рекомендуется проводить скрининг уха именно у спящего малыша.

Аудиометрия в центре «Мелфон»

Центр «Мелфон» оказывает услуги по диагностике слуха пациентам любого возраста, в том числе малышам, недавно появившимся на свет. Если вы ищете, где можно пройти аудиологическое обследование, обращайтесь к нам. Опытные специалисты проведут качественный скрининг, ведь благодаря надлежащей медицинской помощи можно обеспечить гармоничное развитие ребенка.

Обследование уха новорожденного по предварительной записи можно пройти в центре «Мелфон» по адресу: м. Калужская, ул. Профсоюзная, д. 78, стр. 1

c 19.12.19 исследование временно проводится только в Мелфон-Балашиха (5 мин от МКАД), прием каждый будний день, оперативная запись.

Записаться на скрининг новорожденных можно:

ЗАПИСАТЬСЯ НА ПРИЁМ ОНЛАЙН

  • по электронной почте info@melfon.ru;
  • по телефону: +7 (495) 150-63-00.

Стоимость обследования – 1500 руб.

Когда ребенок начинает лепетать

После полугода, когда начинается период лепета, речь грудничка примечательна звучащими однократно слогами «ба», «та», «ма», «па». В полгода ребенок отчетливо различает интонацию, чувствует ваше настроение, следит за мимикой, подражает звукам речи взрослых. Эмоциональная чувствительность делает ваше общение активным и разносторонним.

Только ближе к 1 году слоги станут повторяться и формироваться в простые слова. К этому времени в обиходе малыша будет порядка 10 слов, таких как «папа», «мама», «баба», «дай» и др. А там и до словесного бума рукой подать — ведь время летит быстро!

Чему учится малыш от 0 до 1 месяца

Первый месяц жизни новорожденного считается периодом адаптации. За эти 30 дней новый член вашей семьи должен успеть проделать огромную работу по перестройке своего организма: большую часть жизни он существовал в водной среде, где был обеспечен теплом, питательными веществами и кислородом, а теперь ему нужно самому дышать, самому регулировать систему теплообмена, самому добывать молоко из маминой груди.

Это требует огромных энергозатрат, поэтому в первый месяц большую часть времени малыш спит и ест. В первые недели жизни сон очень важен для младенца: во сне он растет, а организм привыкает к новой обстановке. Продолжительность бодрствования в течение суток в первый месяц обычно не превышает 2 – 4 часов. Грудное вскармливание быстро налаживается: ест новорожденный в среднем каждые 2 часа, в ночное время 3 – 5 раз (не забывайте — все очень индивидуально). Режим сна, кормления и бодрствования ваш малыш будет устанавливать самостоятельно в зависимости от своих физиологических особенностей и темперамента. Ваша задача как родителей лишь подметить и поддерживать эти ритмы, научившись распознавать и удовлетворять потребности ребенка.

Физическое и психоэмоциональное развитие в этот период происходит само собой, почти незаметно, но непрерывно. Несмотря на то, что малыш пока не демонстрирует особых достижений, он многое впитывает. 

Физическое развитие:

  • Движения рук и ног хаотичные;
  • Сохраняется гипертонус рук и ног, кулачки крепко сжаты;
  • Приподнимает головку, лежа на животе;
  • Учится фиксировать взгляд на неподвижном предмете;
  • Все еще сильно развиты врожденные рефлексы, благодаря которым младенец адаптируется к окружающей среде, — сосательный, поисковый (поиск груди матери), хватательный (сжимает все, что попадает ему в кулачок), рефлекс ходьбы (двигает ножками, как будто шагает, если удерживать его в вертикальном положении на твердой поверхности), плавательный, рефлекс Мора (сводит и разводит ручки и ножки, реагируя на громкий и внезапный звук) и др. По мере развития ребенка они будут постепенно угасать, оставляя место базовым рефлексам взрослого (моргание, чихание, зевота, вздрагивание и т. д.).

Психоэмоциональное развитие:

  • Может порадовать первой улыбкой (т. н. физиологическая улыбка);
  • Издает первые звуки (сопит, кряхтит), а если с ребенком много разговаривают, радует родителей гулением (агуканьем);
  • Реагирует вздрагиванием, замиранием или плачем на резкие и громкие звуки;
  • Прекращает плакать, когда его берут на руки;
  • Активно помогает во время кормления (устраивается поудобнее, ищет и ловит ртом сосок маминой груди).
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector