Ребенок в полтора года

Содержание:

Занятия с ребенком в 5 месяцев (как развивать)

Малыш в пять месяцев приобретает интересную привычку – он с удовольствием бросает на пол игрушки. Некоторые мамы раздражаются, однако в этом есть огромный элемент развития. Не ругайте малыша, а наклоняйтесь с ним и предложите ему поднять предметы. Крохе будет интересно – это выльется в своеобразную игру. Он поступает как взрослый! Ребенок отмечает для себя — насколько быстро падает этот предмет, звонко или приглушенно звучит. К тому же развивает моторику, координацию движений.

Прекрасно развивает малыша игра «А ну-ка, поймай!» — с мячиком или игрушкой – пищалкой. Называйте игрушки по имени, когда малыш тянет ручки — старайтесь отодвигать предмет дальше.Чтобы стимулировать словарный запас малыша, показывайте ему крупные цветные картинки с животными или яркими предметами, рассказывайте о составных частях. Показывайте свою фотографию и рассказывайте где носик, ротик и так далее. Обогащайте знания крохи об окружающем мире, описывая действия — едет на велосипеде, смеется, машет рукой и так далее. Некоторые малыши уже сидят, пытаются стоять, но делают это неумело.

Физическое и психомоторное развитие ребенка в 6 месяцев

Шестимесячный малыш подрос на 2 см, вес увеличился на 650 г.

Согласно стандартным показателям ВОЗ масса девочек в этом возрасте должна составлять 6,5-8,2 кг, рост — 63,5-68,0 см, а окружность головы — 40,9-43,5 см.

Будущие защитники должны иметь параметры посерьезней: масса мальчиков в 6 месяцев колеблется от 7,1 до 8,8 кг, рост — от 65,5 до 69,8 см, а окружность головы — от 42,1 до 44,6 см.

Малыш при поддержке из положения сидя поднимается, а сгибая ножки в коленных суставах, спокойно возвращается в исходное положение. Он легко уже меняет ориентацию своего тела, чтобы повернуться в сторону яркой игрушки или раздавшегося звука.

Увеличилась активность кистей рук. Большой палец теперь используется одновременно с ладошкой, поэтому карапуз уже способен хватать крупные предметы. Он берет желаемую игрушку пальчиками и начинает перекладывать ее из руки в руку. Малыш теперь способен концентрироваться на одном предмете.

К концу 6 месяца ребенок становится весьма избирательным в своем общении. Он открыто радуется близким и знакомым, с которыми часто видится. В то же время, будучи на руках у мамы, мгновенно настораживается при виде незнакомца. Забавно, но если ее нет рядом, он иначе смотрит на непривычные лица — крохотный исследователь видит в них возможность установления нового, интересного контакта.

Питание и режим дня грудничка

Питание шестимесячного малыша также должно включать грудное кормление. Ведь только молоко мамы обеспечивает нормальное физическое и психическое развитие малыша. Такое питание формирует и укрепляет иммунитет, стабилизирует рост и вес. К полугоду у детей полностью исчезают колики и срыгивания, поэтому ребенок чувствует себя лучше.

В этот период в питание детей включают первый прикорм. В первое время давайте ребенку пищу в жидкой консистенции и небольшом объеме. Существуют различные мнения о том, что давать грудничку в первую очередь. Многие педиатры считают, что это должно быть пюре из овощей и фруктов.

Наиболее безопасное питание для детей представляет брокколи и цветная капуста, яблоки и бананы, кабачки и картофель. Будьте аккуратны, так как взрослые продукты могут вызвать аллергию! В любом случае пюре должно включать только один ингредиент. Только после введения каждого, продукты можно перемешивать.

Известный телевизионный доктор Комаровский считает, что первое питание должно состоять из творога и кефира. Так как эти продукты наиболее напоминают по составу грудное молоко. Это сделает переход к взрослой пище легким и безболезненным. Подробнее про питание грудничка в 6 месяцев и введение первого прикорма, читайте здесь.

Развитие ребенка в 6 месяцев также должно включать дневной и ночной сон, развивающие игры и занятия, массаж и гимнастику, прогулку. Предлагаем примерный режим дня для детей в полгода.

6:00 первое кормление (грудное молоко)

6:30 гимнастика, уход и гигиена;

7:00 развивающие игры;

8:30 прогулка со сном на свежем воздухе;

10:30 второе кормление (прикорм, при необходимости докорм грудным молоком);

12:30 дневной сон;

14:30 третье кормление (прикорм, при необходимости докорм грудным молоком);

15:00 бодрствование (развивающие игры и занятия, массаж);

16:00 прогулка со сном на свежем воздухе;

18:30 четвертое кормление (грудное молоко);

19:00 бодрствование (развивающие игры, купание и плавание, подготовка ко сну);

20:00 – 21:00 ночной сон с перерывом на одно кормление грудью.

Не забывайте о соблюдении гигиены грудничка. Каждое утро умывайте и протирайте лицо и глаза, прочищайте уши и носик. Регулярно подстригайте ногти, так как малыш может случайно поранить кожу или слизистую. Следите за интимной гигиеной ребенка, меняйте памперсы и правильно одевайте малыша на прогулку.

Физические параметры в полтора года

Нормы веса, роста, окружности головы и груди у мальчиков и девочек

Согласно данным, приведенным в таблице пособия «Справочник педиатра» под редакцией В.О. Быкова (Ставрополь, 2004 год), в норме считаются следующие показатели:

  • вес мальчика – от 10 килограммов 200 граммов до 13 килограммов;
  • вес девочки – от 9 килограммов 800 граммов до 12 килограммов 200 граммов;
  • рост мальчика должен составлять от 78 до 86 сантиметров;
  • рост девочки – от 77 до 85 сантиметров;
  • окружность головы мальчика должна быть в пределах 46,6 – 50,2 сантиметров;
  • окружность головы девочки – 45,8 – 49 сантиметров;
  • окружность грудной клетки мальчика — 47,4 – 53,9 сантиметров;
  • девочки – 47,8 – 52,9 сантиметров.

Развитие пальчиков и моторика

В 1,5 года мелкая моторика ребенка достаточно развита.

Если малышу не удается выполнить какое-либо действие, то целесообразно родителям усиленно заняться развитием мелкой моторики.

В этом может помочь массаж пальчиков ребенка, с которым справится мама, детские песенки-считалочки (например, «Сорока-белобока»), игры в кубики, пирамидку, конструктор, пазлы, мозаика, сортёр.

В качестве подручных средств можно использовать фасоль двух цветов, рисование по манке и т.п. А в последнее время получили широкую популярность так называемые бизиборды, сконструировать которые под силу каждому папе или дедушке.

Ну и, конечно, лепка из теста, специального пластилина, пальчиковое рисование – это классические способы, помогающие в развитии мелкой моторики.

Что касается моторики в целом, то ребенок, которому исполнилось 1,5 года уже отлично бегает, умеет залезать на стулья и диван, играет в детском городке во дворе. Естественно, что пока он не может владеть телом полноценно, поэтому часто падает, что называется, на ровном месте. Присмотр родителей за играми, рисованием, лепкой, общением со сверстниками должен быть ежеминутным!

Различия между мальчиками и девочками

С возраста 18 месяцев дети начинают себя идентифицировать как мальчика или девочку.

  • У мальчика быстрее развивается крупная моторика (бег, прыжки), а у девочки – мелкая (удерживание предметов, игра с пирамидкой, кубиками).
  • Мальчики отстают от девочек в речевом развитии, поскольку у них усиленно развивается правое полушарие мозга, ответственное за развитие пространственного и образного мышления, а у девочек – левое, ответственное за речь и концентрацию внимания на мелочах.
  • Мальчики проигрывают девочкам и в процессе приучения к горшку (девочки психологически готовы к горшку уже к полуторагодовалому возрасту, мальчики – не совсем).

Разница в развитии детей разных полов в полтора года составляет 3 – 4 недели не в пользу мальчишек.

Режим или свобода?

В каждой стране свое отношение к режиму. Например, в Голландии детишек укладывают спать примерно в 7 вечера, индийцы только к 22:00 завершают свою вечернюю трапезу, а в Бразилии и вовсе ребенок может «пировать» с родителями до часу ночи. И все же, согласно работам последних лет, если в семье есть устоявшийся режим и практикуются ранние укладывания, вероятность того, что чадо будет послушным, значительно выше.

Исследования показывают, что четкий и строгий режим не влияет на успехи ребенка в школе. Но зато он увеличивает социальную адаптированность и спокойствие малыша.

  • Новые доводы в пользу режима были опубликованы в исследовании британских ученых (Millennium Cohort Study). В опросе приняли участие около 10 000 малышей и их матерей, и на каждом возрастном этапе — 3, 5 и 7 лет — результаты оказались схожими: дети, которые ложились поздно и/или не следовали режиму, были более раздражительными и зачастую гиперактивными, а те, кто ложились спать по четкому графику, оказались куда более спокойными и социально адаптированными. При этом, если в 3 года режим отсутствовал, но вводился в более позднем возрасте, поведение ребенка неизменно улучшалось.
  • В наши дни часто можно встретить родителей, которые регулярно ходят поздно вечером в гости с детьми младшего возраста. Плюсы такой ситуации совершенно очевидны: мама и папа не страдают от изоляции и ведут насыщенную жизнь, а дети привыкают к общению с разными людьми и получают новые впечатления. Кроме того, свободный график позволяет подстроиться под индивидуальные особенности ребенка: кому-то требуется больше времени на сон, кому-то — меньше.
  • Какой бы вольнодумной идея свободного режима ни казалась строгим родителям, на самом деле практически все дети вырабатывают свой определенный график уже в первые недели жизни. Родители, придерживающиеся философии свободного режима, просто следуют естественным биоритмам малыша, а не устанавливают для него строгий график сна и приема пищи. Взрослые в этом случае приучаются быть внимательными к потребностям ребенка, вовремя улавливая смены его настроения и самочувствия и реагируя на них.
  • Официальной нормы сна не существует, вы легко можете сами определить ее для своего ребенка, если позволите ему спать утром и днем столько, сколько ему захочется. Многие врачи утверждают, что такая норма для малыша от года до 4 лет составляет в среднем 12 – 14 часов в день, хотя, конечно, многое зависит от индивидуальных особенностей конкретного ребенка.

В случае со строгим режимом проблема заключается в том, что рано или поздно каждый второй-третий малыш, живущий по такому графику, решает взбунтоваться. Это реальная статистика, которую приводят западные специалисты по проблемам сна.

Таблица с примерным распорядком дня

Трехразовый дневной сон, так часто используемый мамами еще месяц назад, сейчас, как правило, становится ненужным. Здесь важными условиями выступают:

  • комфортное время бодрствования (время от момента пробуждения до момента, когда малыш уже уснул) составляет не менее 3-х часов;
  • ребенок “уходит в сон” рано – около 19 (рекомендуем прочитать: здоровый сон новорожденного ребенка по месяцам).00-20.00, что обеспечивает ему полноценный ночной сон в 10-11 часов.

Среднестатистические данные режима дня для ребенка в 8 месяцев, в идеале, должны выглядеть как в таблице ниже:

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: нормальный режим дня 11-месячного ребенка

Время Занятие
6:00 Пробуждение, гигиенические процедуры. Первый завтрак (грудное молоко или смесь) можно организовать сразу после сна.
9:00 Первый дневной сон в течение 1,5 часов, который можно организовать на свежем воздухе.
10:30 Пробуждение после 1 сна. Второй завтрак. Время бодрствования можно продлить до 3,5-4 часов и занять малыша массажем, гимнастикой, развивающими упражнениями, песенками и т.д. Также с ребенком можно отправиться на прогулку.
13:45-14:00 Обед и подготовка ко сну.
14:00-14:30 Начало второго дневного сна продолжительносью около 1,5 часов.
15:39-16:00 Пробуждение после 2 сна.
16:00-19:30 Время для активных игр и прогулки. В 18:00 малыша кормят ужином, а в 19:00 купают и готовят к укладыванию на ночь.
19:30-22:00 Малыш засыпает на ночной сон, с последующим просыпанием для последнего кормления.
22:00 Завершающее кормление.

Этот порядок хорош во всех случаях, кроме того, что многие дети, проснувшись на последнее кормление, совершенно просыпаются и имеют желание погулять еще пару часов. Такая ситуация совсем не радует родителей, ведь утром папе рано просыпаться на работу, а мама уверена, что малыш все равно встанет в привычные 6 утра.

Корректировка режима дня для ребенка 8 месяцев может выглядеть так:

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: сколько при правильном развитии спит ребёнок в 8 месяцев?

  • просыпаться малыш должен со сдвигом на час – в 7:00;
  • первый сон — 10:00-12:00;
  • тихий час — 15:00-17:00.

Отдых днем делится на 2 части. Такой распорядок ребенок будет соблюдать приблизительно до полутора лет.

Интеллект

Именно на полуторагодичный возраст приходится резкий скачок интеллектуального развития, малыш буквально как губка впитывает всю информацию. Он уже прекрасно различает предметы, после того как их покажут. Прекрасно различает геометрические фигуры, уже не путает кирпичик и кубик. Может уже собирать несложные конструкции, используя отверстия сортера, собирает пирамидки из предметов, объединенных родовыми признаками. Используя карандаш или фломастер, рисует прямые линии, овалы и зигзаги. Игры для детей в 1,5 года уже должны усложняться, чтобы они позволяли развить сообразительность. К примеру, малыш должен научиться доставать какой-либо предмет, используя другой.

Психоэмоциональная сфера

В 22 месяца ребенок развивается психоэмоционально, начинает взаимодействовать с окружающим миром. В таком возрасте идет формирование характера, которое может протекать непросто и требовать от родителей терпения и поддержки.

Кроха начинает понимать, что можно получать помощь. Например, когда сломалась любимая игрушка, или не удаётся достать какой-то предмет самостоятельно, ребёнок просит помочь родителя (словами, жестами, эмоциями).

В 22 месяца малыши любят оказываться в центре внимания, вызывать реакцию окружающих. Так, выполняя какие-либо действия, ребенок внимательно смотрит, как на это реагируют окружающие. Кроха способен демонстративно показывать свои умения и достижения, причем не всегда правильные и нужные: он может специально бросать предметы, прыгать с дивана.

Рассмотрим психоэмоциональные проблемы, с которыми могут сталкиваться родители малышей:

Капризы. Дети в таком возрасте капризничают по разным поводам: в ответ на запреты, с целью получить что-то желанное, но недоступное. Дочка или сын может громко кричать и плакать, махать руками, кататься по полу, стучать кулаками. Как вести себя в таком случае? Использовать тактику выжидания. Просто спокойно подождите, пока малыш успокоится и поймет, что не получит то, чего хочет. Если каприз перерастает в истерику, успокойте кроху, обнимите, скажите ласковые слова
Также можно попытаться переключить внимание на что-то интересное. Но не потакайте капризному поведению, иначе оно будет использоваться в качестве инструмента манипулирования.
Бессмысленные просьбы, например, обуть дома сапоги или снять шапку на улице в холодную погоду
Это связано с ограниченностью познаний. Если есть возможность, выполняйте просьбы. Так малыш будет понимать, что они бессмысленны и ошибочны, и это поможет осваивать новую информацию, дополнять и формировать картину мира.
Демонстрация беспомощности. Уверенно ходящий и быстро бегающий ребенок может внезапно начать проситься на руки, и это тоже абсолютно нормально. Он понял, что родители больше не помогают перемещаться. Но крохе по-прежнему нужны поддержка и чувство защищенности. В такие моменты можно обнять сына или дочь, ласково поговорить, иногда взять на руки.
Требования. Ребёнок может выбирать и просить только определенные игрушки, предметы одежды и посуды. Так он прощупывает границы дозволенного, пытается контролировать ситуацию и выявлять зону своего контроля. Если малыш соглашается есть только из собственной тарелки, не стоит отказывать в этом.
Ярое стремление к самостоятельности. Ребёнок может становиться самостоятельным и отказываться от помощи

Иногда нужно помогать, но лучше делать это осторожно и ненавязчиво, чтобы кроха постепенно осваивал новые умения и не терял уверенность в себе.
Отсутствие инстинкта самосохранения. Да, малыши могут намеренно или неосознанно создавать опасные обстоятельства, не понимая угроз

Родители должны всегда быть начеку и минимизировать риски.

Речь ребенка в 1 год

Малыш с года начинает понимать буквально все, о чем говорит ему взрослый. Отзывчивость ребенка располагает к общению с ним. С годовалым крохой можно постепенно учиться называть предметы, цвета, части тела, не заменяя их правильное название “детским” языком. Подавая пример правильной речи с малого возраста, вы поможете ребенку научиться произносить слова с минимумом затруднений.

Основные моменты развития речи в данном возрасте:

  • Показывает пальцем предметы или картинки в книге, которые ему называют родители (“где мячик?”, “покажи собачку!”).
  • Произносит несколько простых слов (к 15-18 месяцам);
  • Выполняет простые инструкции и просьбы (“пойдем завтракать”, “принеси куклу”);
  • Пытается повторять услышанные слова;
  • Выражает отрицание, крутя головой (“нет”).

Возможно, пройдет время, прежде чем вы научитесь понимать своего ребенка, в том числе его жесты. Помните, никогда нельзя смеяться над речевыми ошибками малыша, даже если они кажутся вам забавными. Произношение постепенно улучшится, надо только быть терпеливыми и внимательными к своему чаду.

Занятия с малышом

Развивающие занятия с ребенком должны проводиться регулярно, так как в этом возрасте мозг малыша активно развивается, и ребенок готов получать и усваивать информацию.

Обязательно нужно читать ребенку книжки, и обязательно анализировать прочитанное и отвечать на вопросы

Очень полезно учить детские стихи, важно заинтересовать ребенка, поэтому читать стихи надо с паузами и эмоциями

Учить малыша цифрам конечно рано, но некоторыми математическими понятиями он конечно уже должен владеть – мало, много, большой, аленький и так далее. Можно научить ребенка считать до трех, а также дать понятие о простых геометрических фигурах.

С этого возраста можно учить ребенка лепить из пластилина, дать ему краски и карандаши. Лучше всего покупать раскраски с простыми рисунками, где все детали большие.

Для развития мелкой моторики можно заниматься с ребенком пальчиковой гимнастикой – как вариант «Ладушки», «Сорока-белобока».

Ребенок к 1 году и 11 месяцам начинает испытывать потребность в общении со сверстниками, родители должны учить ребенка правильно строить отношения, не ссорится, учиться играть вместе.

К этому возрасту ребенку будут интересны игрушки из следующих категорий:

  • развивающие – лото, мозаика, пазлы, краски,
  • обучающие – игрушечная посуда, лего, конструкторы с крупными деталями,
  • для активных игр – мячи, мини-кегельбаны, железные дороги, мини-баскетбол на липучке,

Кроме того, малыш будут с удовольствием играть с различными говорящими и музыкальными игрушками, мальчики в этом возрасте любят играть с машинками, наборами инструментов, девочкам придется по душе кукольный домик, гладильная доска, посудка, игрушечный медицинский набор.

Пример режима дня ребенка 3 лет

  • 7:30 — пробуждение, утренний туалет
  • 8:00 — завтрак
  • 8:30 — занятия, игры, гимнастика
  • 10:00 — второй завтрак
  • 10:30 — прогулка
  • 12:30 — обед
  • 13:00 — дневной сон
  • 15:30 — полдник
  • 16:00 — игры, занятия
  • 16:30 — прогулка
  • 18:30 — ужин
  • 19:00 — игры
  • 20:00 — вечерние процедуры, подготовка ко сну
  • 20:30 — ночной сон

Соблюдение ребенком определенного распорядка приучает его к организованности, облегчает жизнь ему и родителям. Малышу, который придерживается режима, в дальнейшем будет намного легче адаптироваться к условиям детского сада.

Дети-совы и дети-жаворонки

Бывает, что, как бы ни старались родители, малыш все равно засыпает и встает по своему внутреннему будильнику. Иные дети могут заявиться в родительскую спальню в 6 утра; другие только в полночь, вдоволь напрыгавшись и исполнив все знакомые песни, сидя верхом на спящем (или, скорее, притворяющемся спящим) родителе, наконец отправляются в детскую.

Дети-совы, поздно просыпающиеся и изводящие родителей своей повышенной активностью ближе к ночи, и дети-жаворонки, дающие вечером папе и маме успеть перевести дух, но поднимающие их на ноги ни свет ни заря, — предмет обсуждения за семейным столом, на детских площадках и форумах в сети. Кажущиеся со стороны милыми, эти причуды деток могут здорово нарушить график жизни родителей, если они ведут интенсивную профессиональную жизнь.

Хорошо, если биоритмы или жизненная ситуация родителей и ребенка совпадают. Но как быть, если нет? 

Возможно, ваша жизнь нуждается в переменах. Что можно сделать?

  • Самое главное — режим должен работать для всех: и для ребенка, и для взрослых.
  • Определите для себя точное время отхода ко сну, не слишком позднее, но и не слишком раннее, и начните каждый день немного приближать ночной сон ребенка к этому часу.
  • Для родителей ребенка-совы: перенесите время дневного сна на более ранний срок, чтобы к вечеру малыш был готов уснуть не поздно; подумайте над отменой дневного сна — в этом случае ребенок начнет чувствовать усталость к тому времени, когда в среднем ложатся спать его сверстники; поддерживайте высокую физическую активность ребенка в течение дня, чтобы накопившаяся за день усталость располагала к своевременному укладыванию.
  • Для родителей ребенка-жаворонка: сдвиньте время отхода ко сну на час позже, недостающие часы можно будет компенсировать дневным отдыхом; договоритесь с ребенком, чтобы он не будил вас слишком рано, пусть ему будут доступны тихие игры в любимые игрушки, стакан воды, йогурт на нижней полке холодильника или тарелка с фруктами на столе; с ребенком совсем раннего возраста (1 год) договориться вряд ли удастся, в этом случае родители могут прийти к соглашению между собой — устраивать утренние «смены» с малышом по очереди, давая таким образом друг другу возможность высыпаться через день.
  • Во всех случаях используйте яркое естественное или искусственное освещение во время активных дневных занятий, а за час-два до вечернего отхода ко сну, наоборот, приглушите свет и отмените все шумные и подвижные игры.
  • Следуйте ритуалам укладывания (купание, сказка на ночь, обнимания и т. д.).

Специалисты по сну не рекомендуют полностью переводить ребенка на новый график, кардинально меняя старый: это скажется и на самочувствии, и на настроении, в результате нужного эффекта достичь все равно не удастся. Найдите золотую середину, организуйте ваш совместный с ребенком распорядок дня таким образом, чтобы были учтены индивидуальные физиологические потребности всех членов семьи и чтобы в то же время он соответствовал условиям труда и отдыха.

Хорошо продуманный и организованный распорядок дня ребенка создает благоприятные условия для нормального функционирования всех органов и систем организма малыша. Это обеспечивает ему бодрое состояние в течение всего дня, высокую физическую активность, поддерживает познавательный интерес к окружающему миру и создает благодатную почву для его гармоничного развития.

Берегите своих детей!

Список использованной литературы:

  1. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С.,Дорофеевой Э. М.От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. Москва: Издательство «Мозаика-Синтез», 2015.
  2. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. Санкт-Петербург: Издательство «Питер», 2009.
  3. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. Москва: Издательство «Римис», 2008.
  4. Кочетова, Н. П. Физическое воспитание и развитие детей раннего возраста. Москва: Издательство «Просвещение», 2008.
  5. Буракова Екатерина. Что такое метод Монтессори и зачем он детям?

Особенности речевого и психического развития ребенка 1 года

К 12 месяцам в норме у детей появляются первые простые в произношении слова: «мама», «баба», «бух» — их еще называют лепетными. Однако теперь каждое слово имеет определенный, один-единственный смысл. Словарный запас малыша составляет примерно 5–10 слов. Речь имеет эмоциональную окраску. Кроме того, продолжаются активные попытки повторять слова за взрослыми.

В год большинство детей активно использует простые жесты в повседневной жизни, такие как «пока-пока», кивание головой в знак согласия и махание головой при отрицании. Еще малышам-«годовасикам» свойственно копировать движения взрослых.

Как развивать ребенка в 12 месяцев? С помощью самых простых игр и заданий. Например, в этом возрасте многие детки уже имеют любимые игрушки: попробуйте приучить малыша убирать их за собой, ведь складывать и доставать предметы из коробки — одно из любимых занятий в этом возрасте. Также многие дети могут показывать на картинке предметы, о которых их спрашивают (например, «Покажи котика»), легко находят спрятанные вещи.

Бытовые навыки

В возрасте 1,5 лет ребенок должен развиваться и начинать осваивать первые бытовые навыки. К ним относятся:

  • удерживание ложки и попытки самостоятельно есть;
  • питьё из детской кружки;
  • спокойное реагирование на проведение гигиенических процедур, попытки участвовать в них или выполнять какие-то действия самостоятельно;
  • попытки самостоятельно раздеваться (частично);
  • поиски вещей или предметов, нужных для тех или иных процедур (одежды, полотенца, зубной щетки);
  • выполнение простых просьб (принести что-то, подать, положить);
  • освоение горшка (сообщения о желании опорожниться или оповещении об уже произошедшем опорожнении).

Полуторагодовалый малыш стремится активно участвовать в поддержании быта, повторять за родителями. Он может пытаться протирать пол тряпкой, убирать игрушки в корзину и выполнять другие повседневные рутинные действия.

Рост и развитие ребенка в 10 месяцев

В этом возрасте есть заметные изменения, по сравнению с развитием в предыдущие месяцы. Десятимесячный малыш очень подвижен и много двигается, благодаря чему привес в массе тела по сравнению с предыдущими месяцами жизни начинает уменьшаться. Вес и рост в десятом месяце таковы – у ребенка прибавляются около 1,5 см в длине тела, а в массе цифра подрастает на 300 – 450 г. Итого к данному возрасту младенец имеет среднюю массу тела 8,5 – 10 кг (± 1 кг) и рост 70 – 73 см (± 3 см).

Таблица основных параметров физического развития детей в 10 месяцев

Параметры развития Примерные показатели нормы
девочки мальчики
Рост, см 69 – 74 71 – 76
Вес, кг 8,2 – 10,8 9,2 – 11,5
Окружность головы, см 45 – 46 46 – 47
Окружность груди, см 43 – 44 44 – 45
Размеры большого родничка, мм 12 – 14
Примерное кол-во молочных зубов

Режим дня десятимесячного ребенка

В десять месяцев малыши спят ночью до 10 часов, а днем у детей сохраняются как минимум два сна длительностью по 1,5 – 2 часа. Все зависит от биоритмов конкретного ребенка: кому-то комфортнее ложиться пораньше и рано вставать, а некоторые любят укладываться попозже и дольше спать по утрам. Дневной сон в этом случае, соответственно, будет в разное время у этих малышей.

Обратите внимание! Очень важно, чтобы родители приучали свое чадо к поддерживанию режима питания и сна, тогда их младенец будет кушать с аппетитом и не столкнется с переутомлением и капризами

Время (в часах) Элемент режима
6.00-10.00 Пробуждение, гигиенические процедуры, первый прием пищи, утренняя гимнастика
10.00-10.30 Второй прием пищи
10.30-12.00 Сон
12.00-14.00 Прогулка на свежем воздухе
14.00-14.30 Третий прием пищи
14.30-15.30 Период бодрствования, игр и чтения с мамой
15.30-17.00 Сон
17.00-18.00 Бодрствование, развивающие игры, активный досуг
18.00-18.30 Четвертый прием пищи
18.30-20.30 Прогулка на свежем воздухе
20.30-22.00 Спокойные игры, расслабляющий массаж, вечернее купание
22.00-22.30 Пятый прием пищи
22.30-6.00 Ночной сон

Купание и гигиена малыша

Купание ребенка в 10 месяцев по-прежнему должно быть ежедневным. Малыш с удовольствием проводит время в воде, поэтому время купания можно смело увеличивать до получаса. Многие младенцы настолько активны, что отказываются купать сидя в стульчике – они поднимаются и ходят по ванной, придерживаясь за бортики. Родителям стоит следить за температурой воздуха в помещении, особенно в холодное время года. Если в ванной не жарко, то нужно предлагать ребенку периодически садиться в воду и играть, чтобы не замерзнуть.

Гимнастика с ребенком

Физические упражнения необходимы для укрепления мышечного аппарата крохи. Ежедневно занимайтесь гимнастикой с малышом. Уделяйте больше времени упражнениям для развития ползания и предстоящего умения ходить:

  • тренируйте приседания и вставания (с поддержкой);
  • помогайте крохе освоить ходьбу на четвереньках;
  • стимулируйте ходьбу с поддержкой за ручку;
  • продолжайте выполнять сгибания и разгибания ручек и ножек ребенка после пробуждения, как и в предыдущие месяцы.

На заметку! Каждому занятию отводится не более 15 минут, чтобы не утратить интерес ребенка к гимнастике. Обязательно дайте малышу отдохнуть после них, самостоятельно поиграть.

Мальчишки и девчонки

Разнополые дети заметно отличаются по своему поведению в этом возрасте. Давайте разберёмся, что  им свойственно.

Что должен уметь мальчик в полтора года:

  1. Эмоциональная устойчивость.
  2. Спокойное поведение, уравновешенность.
  3. Не стесняется, проявляет интерес к девочкам.
  4. Готов подарить даже любимые игрушки деткам, к которым проявляет симпатию.

Мой племянник, когда выходил во двор, раздаривал все свои игрушки. Вот такой он у меня общительный и щедрый. И далеко не все мальчики отвечали ему взаимностью. Могли с лёгкостью принять в дар его машинку, а сами не давали даже посмотреть на свои игрушки. Бывало и такое.

Что должна уметь девочка в полтора года:

  1. Эмоциональна и имеет повышенную чувствительность.
  2. Обладает сильной привязанностью к родственникам, особенно к маме.
  3. Любит обнимать, целовать своих родителей
  4. Слишком ранимая, может расстраиваться даже из-за пустяка.

Возможные проблемы

Приучение к горшку

Большинство малышей уже знакомы с этим предметом, а некоторым даже периодически удается успешно его использовать. Существует миф, что чем раньше родители начнут приучать ребенка к горшку, тем лучше он будет справляться с этой задачей самостоятельно. Но здесь не все так просто. За контроль выделительной системы отвечают определенные зоны мозга. До их созревания ребенок просто не сможет физически уловить, что ему пора сесть на горшок. У большинства деток эти зоны формируются к 1,5-2 годам. То есть раньше этого возраста высаживание горшок – это скорее игра для ребенка, чем реальное приучение к правильным походам в туалет.

Проблемы с засыпанием

Детки этого возраста порой имеют трудности с засыпанием из-за излишней эмоциональности, обилия полученных впечатлений или отступления от режима. Нужно помнить несколько простых правил, которые помогут избежать этой проблемы:

  • Четкое соблюдение режима дня поможет спокойному отходу ко сну. Возможны отступления от привычного ритма на 20-30 минут.
  • Слишком позднее пробуждение после дневного сна или недостаток активности во второй половине дня могут привести к тому, что малыш не успевает устать до вечернего укладывания.
  • Излишне плотный ужин также мешает спокойно заснуть.
  • Активные игры перед сном, эмоциональное перевозбуждение не способствуют быстрому укладыванию.
  • Слишком душный или теплый воздух в детской провоцирует беспокойство ребенка. В идеале температура не должны быть выше 22°С.
  • Хорошим правилом будет ежедневное применение вечернего ритуала. Например, уборка игрушек, питье кефира, водные процедуры, чтение в кроватке перед сном. Строгая последовательность действий, выполняемых каждый день, помогут ребенку эмоционально подготовиться ко сну.

Не без трудностей: кризис 1 года жизни

В двенадцать месяцев у ребенка начинает проявляться “кризис негативизма”, который проявляет себя в полной мере к двум годам. О его существовании можно догадаться по некоторым признакам:

  • малыш демонстрирует неповиновение, упрямство, становится неуправляемым;
  • поведение ребенка противоречиво, его невозможно предсказать;
  • ярко выражено стремление к независимости и самостоятельности.

Дело в том, что ребенок в течение второго года жизни находится в постоянном стремлении делать самостоятельные шаги, но в то же время держать маму рядом с собой. Он может отойти от родителя и проверить свои способности и навыки “в деле”. Но мысль о том, что он отдельный независимый человек, пугает малыша. Ему в большой мере нужна забота и тепло, особенно когда ребенок устал, обижен, или плохо себя чувствует.

Как справиться с эмоциональной нестабильностью младенца?

Обеспечивайте ребенку как можно чаще физический контакт. Ваша цель – укрепить у него чувство защищенности и благополучия. Сидите рядом, обнимайте, будьте внимательны к настроению малыша. Реагируйте, когда он счастлив и когда расстроен. Поддержка и необходимая дисциплина помогут ребенку миновать непростой период.

Важно! Объяснять правила поведения или наказывать кроху в год – совершенно бесполезно. Ребенок вас просто не поймет, а регулярные подобные действия приведут к озлобленности и агрессии с его стороны

Лучший способ помочь годовалому крохе восстановить уверенность в себе – предоставить ему необходимую поддержку и внимание.

Еще советуем посмотреть видео с опытом молодой мамы, которая рассказывает о достижениях своего годовалого ребеночка:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector