12 месяцев года на русском языке

Постепенное введение прикорма

Начиная знакомить младенца с новой пищей, родители и другие взрослые должны всегда помнить «золотое» правило: «Не торопись».

Правильный прикорм предполагает постепенное появление в рационе незнакомого продукта. Он должен начинаться буквально с нескольких граммов или миллилитров пищи (5-10), которую только с большой натяжкой можно назвать «твердой». На самом деле, по консистенции в первый прикорм любая еда должна напоминать кефир. Она должна быть пюрированной, не содержать комочков и твердых включений в виде кусков. Готовое или домашнее детское питание, овощное пюре или каши для первого прикорма опытные педиатры рекомендуют дополнительно разбавлять.

Консистенция блюда и количество твердой пищи на один прием и в течение дня будет меняться по мере взросления малыша, чтобы прикорм до года постепенно превратился из дополнения к грудному молоку или искусственным смесям, в основную пищу. А материнское молоко и молочные смеси – стали дополнением к твердой пище.

Точное количество твердой пищи, которую должен получать младенец, рекомендует педиатр. Специалист расскажет родителям и другим взрослым, которые осуществляют уход за малышом, о том, как организовать введение прикорма, с учетом типа вскармливания и показателей здоровья новорожденного.

Своеобразным напоминанием, «подсказкой» для родителей, может служить таблица прикорма.

Лучшее время для начала прикорма

В прошлом веке врачи и родители стремились «форсировать» заложенные природой этапы развития детей. Начиная с 3 месяцев и даже раньше, вводили в меню новорожденного соки. Некоторые родители с гордостью рассказывали о том, что их чадо в 4 месяца уже получал первый прикорм, каши.

В результате увеличилось количество детей с пищевой непереносимостью, аллергией, патологиями желудочно-кишечного тракта, а также все чаще регистрировались проблемы с грудным вскармливанием. Кроме того, многочисленные научные исследования показали, что пищеварительная система новорожденного первых месяцев жизни не готова к перевариванию никаких иных продуктов, кроме молока матери либо специально разработанных для докармливания или искусственного вскармливания смесей.

Есть и другое мнение, бытующее в народе. Оно предписывает расширять меню грудничков, лишь когда прорежутся первые зубы. Но беда в том, что это может происходить как с опережением обычных сроков (например, в 3 месяца), так и со значительным опозданием (после года). Поэтому данный совет не всегда работает.

Посоветуйтесь с педиатром, перед тем как вводить твердую пищу. Специалист определит оптимальное время начала прикорма до года.

Есть общие рекомендации, касающиеся оптимального времени для появления разнообразия в моно-меню грудничков, единственный продукт питания которых – мамино молоко. Они гласят, что при сбалансированном питании матери и нормальном развитии дитя, лучшее время для введения твердой пищи наступает, когда маленький человек прожил первые полгода. Начиная прикорм в 6 месяцев, можно исключить дефицит различных микронутриентов, которые обеспечивают рост, физическое и психическое созревание ребенка. Прикорм при грудном вскармливании с этого возраста поможет адаптировать малыша к «автономному» от мамы питанию.

Прикорм грудных детей, находящихся на искусственном вскармливании, по рекомендациям Всемирной организации здравоохранения, можно начинать несколько раньше. Допустим прикорм в 5 месяцев, а иногда – в 4.

Однако у конкретного ребенка могут быть показания к тому, чтобы несколько ускорить или отсрочить начало прикорма. Определить оптимальный момент для введения твердой пищи может только врач, который наблюдает развитие малыша в динамике.

Сколько дать в первый прикорм

Чтобы обезопасить ребенка от возможных нежелательных эффектов при введении незнакомой пищи, первый прикорм грудных детей должен быть чисто символическим. Малышу предлагают всего чайную ложку нового продукта, пристально наблюдая за реакциями организма. При этом не следует настаивать, пугая кроху и вырабатывая негативную реакцию на любую пищу, кроме грудного молока или смесей.

Если нет никаких тревожных симптомов пищевой непереносимости, аллергических реакций, странностей в привычном поведении младенца, можно на следующий день предложить ребенку 2-3 чайных ложек. Так, постепенно, от раза к разу увеличивая количество пищи на один прием, доводят до оптимального количества, рекомендованного специалистами.

Норму количества определенных продуктов в меню детей разного возраста можно найти в таблицах прикорма, скачав их в Интернете или загрузив специальные мобильные приложения со схемами прикорма на планшет, смартфон.

Этапы развития в 5 месяцев

Пятый месяц проходит под девизом «Хочу двигаться!». Пусть малыш продолжает попытки переворачиваться, раскачиваться, садиться, главное — обеспечьте ему безопасность в эти моменты. Если вы замечаете, что ребенку нужна большая свобода пространства, чем у него есть в кроватке или манеже, можно выкладывать его на пол. Заранее подготовьте для этого поверхность: она должна быть чистой и приятной для контакта с нежной кожей малыша, мягкий коврик прекрасно подойдет для этих целей.  

Режим сна, бодрствования и кормления в этот период может снова начать перестраиваться. Иногда малыш может не просыпаться всю ночь, даже на кормление, или встать очень рано и уже не досыпать утром.

Физическое развитие в пять месяцев:

  • Долго лежит на животе, опираясь на вытянутые руки, может начинать ползать по-пластунски;
  • Уверенно переворачивается со спины на живот;
  • Сидит с поддержкой, спина при этом сильно согнута;
  • Развлекает себя, играя с собственными ручками и ножками;
  • Уверенно хватает предметы и подолгу держит их в руках.

Психоэмоциональное развитие в пять месяцев:

  • Узнает голос матери;
  • Отличает лица близких от чужих;
  • По-разному реагирует на неодинаковый тон обращения к нему — улыбается в ответ на ласковый тон голоса и хмурится при строгой интонации;
  • Долго и певуче гулит;
  • Сам побуждает родителей к общению — улыбается, лепечет, тянет ручки; капризничает, если общения не хватает.

Интеллект и социальные навыки

Речь ребёнка в этом возрасте активно развивается, но состоит в основном из повторяющихся слов: «мама», «папа», «деда», «баба», «дай».

Малыш понимает, когда ему также говорят «дай» или «на», может имитировать голоса животных: «му», «гав», «мяу».

Очень часто малыш произносит лишь ударный слог в слове, тем сам, давая названия окружающим предметам. Например, ложку он назовет «ло», кубик – «ку».

Ребёнок, играя, может говорить сам с собой то понижая, то повышая голос, менять интонации.

Нормой для 13-ти месяцев является знание 10-ти слов.

Это возраст, когда ребёнок учится делать обобщения. Например, все круглые предметы он воспринимает как мяч, а все животные воспринимаются им как кошка или собака. Он объединяет и действия.

Всё, что касается еды называет «ням-ням», а все двигающиеся предметы для него автомобили – «би-би».

Малыш в этом возрасте ещё очень сильно привязан к родителям, но это время, чтобы начать понемногу сближать его с другими детьми. Родителям стоит найти подходящую компанию для своего чада среди детей друзей или родственников, а также во время прогулок в песочнице.

Также малыш в этом возрасте уже отделяет своё «я» и играет с игрушками один, если у него есть настроение. Но он по-прежнему боится остаться один, капризничает, если рядом нет кого-то из родителей, настороженно относится к незнакомым людям, если в гости приходит кто-то, кого он ещё ни разу не видел.

Массаж и гимнастика — каждый день!

Да, именно так. Хотите видеть эффект массажа и гимнастики, занимайтесь ежедневно (кроме, разумеется, тех случаев, когда ребенок нездоров). Комплекс теперь немного усложняется, к приемам поглаживания добавляется более интенсивное растирание

Его проводите осторожно, бережно, так, чтобы ребенку это нравилось

1. Начав, как и раньше, с поглаживания рук, затем 6-8 раз скрестите их на груди ребенка, попеременно накладывая одну на другую и разводя в стороны.

2. Живот уже можно не только поглаживать круговыми движениями одной ладони по часовой стрелке (8-10 раз), но и слегка растереть вдоль серединной линии обеими ладонями, движущимися в противоположном направлении (6-8 раз), затем — от поясничной области к середине, так, чтобы пальцы ваших рук соединялись над пупком, а потом снова погладить.

3. Ноги после поглаживания сначала разотрите мелкими движениями ладони от стопы к тазобедренному суставу, по наружной стороне» голени и бедра, потом — спиралеобразными движениями большого и указательного пальцев обеих рук — по наружной и внутренней стороне голени и наружной стороне бедра, от стопы к паховой области.

4. Даже если поворот со спины на живот ребенок уже освоил, неплохо потренироваться, тем более что сам он обычно предпочитает одну какую-то позицию, а сейчас с вашей помощью должен будет повернуться по 2-3 раза вправо и влево. Стимулом может стать яркая игрушка.

5. Спину (погладив, как и раньше) 4-6 раз разотрите обеими ладонями от шеи к ягодицам и обратно, по обеим сторонам позвоночника.

6. Повторите упражнение 9 из прошлого комплекса (третий месяц).

7. Положив ребенка на спину, ладонями обеих рук погладьте грудную клетку по ходу грудных мышц, в направлении к подмышечным впадинам.

8. Далее, взяв ребенка за локти и приподнимая, побуждайте его встать сначала на колени, а потом и на ноги (2-3 раза).

9. Помассируйте его стопы, поглаживая, растирая и слегка поколачивая их тыльной стороной среднего и указательного пальцев.

10. А в заключение — потанцуем! Взяв ребенка под мышки, дайте ему хорошо упереться стопами, и он сам начнет радостно сгибать и разгибать колени.

Все занятие должно продолжаться 8-10 минут. Обязательно найдите в распорядке дня эти минутки!

Развитие ребенка в 5 месяцев

К середине пятого месяца детишки вдвое прибавляют в весе (по отношению к массе тела при рождении). Среднестатистический младенец этого возраста весит около 6,5-7 килограммов. Долго на руках уже не удержишь, поэтому желательно приобрести слинг либо рюкзачок-кенгуру. Тем более что ребенка уже можно носить в сидячем положении довольно долго. А вот ходунки и прыгунки лучше не использовать. Ортопеды считают, что эти приспособления больше вредят.

Читай также: Чем вредят ходунки

На пятом месяце достаточно ощутимо меняется режим дня. Постепенно кроха может перейти с шестиразового кормления на пятиразовое с усредненным интервалом в 4 часа. По-прежнему основное питание – грудное молоко или искусственная смесь.

Малыш спит 14-16 часов в сутки (10 часов ночью и два-три раза по 2 часа днем).

К концу пятого месяца он нередко перестает просыпаться на ночное кормление или же пробуждается всего раз (это характерно для деток на грудном вскармливании).

Полезная прогулка

Выходить на улицу необходимо каждый день. Кислород нужен малышу для полноценного развития. Да и многие детки на улице спят намного лучше, чем дома.

Позаботьтесь, чтобы коляска была удобная, хорошо закрывалась, если на улице непогода.
Важно не только одеть правильно ребенка, не перекутывать его, но и самой мамочке одеться по погоде.
Старайтесь гулять с ребенком в парке, возле водоемов, в тихих и спокойных местах, где есть чистый воздух. Не стоит ходить с коляской вдоль проезжей части или в местах с большим скоплением людей

Особенно актуально это в пору простуд и эпидемий гриппа.
Если малыш не спит, то общайтесь с ним, рассказывайте, что видите вокруг: листик на дереве, собачку, солнышко. Ему все интересно, ведь он только знакомится с миром и жизнью.

Причины нарушения режима дня

Их может быть несколько, но не стоит сразу пугаться, если ребенок вышел из графика. Такое возможно, и ваша задача узнать причину и предпринять действия.

Основной причиной может быть прорезывание зубов. Здесь возможно и повышение температуры тела, и беспокойный сон, и даже расстройство стула. В этот период будьте терпеливы и внимательны. Прилагайте все усилия, чтобы облегчить дискомфортное состояние малыша.

Часто прикорм вводится рано, ребенок еще не готов к нему, и начинаются проблемы с пищеварением, аллергические реакции. У крохи может болеть животик, появиться сыпь. Срочно прекратите давать новое блюдо, а следующий раз назначьте только после консультации у педиатра.

Главное правило – не действовать необдуманно, прислушивайтесь и наблюдайте за своим ребенком. Если он что-то не хочет делать или кушать, то не заставляйте его, потому что так написано в книге. Есть всегда причины, выявляйте их: если малыш плохо спит, возможно у него что-то болит или он не наедается. Кроха беспокоится и плачет? Возможно, его пугает громкая музыка в соседней комнате. Только чуткость и любовь способны помочь правильно вырастить малыша.

Первый зуб

  • Нарушение ночного и дневного сна. Дети, находящиеся на ГВ часто просят грудь, во время еды плачут. Получающие искусственное вскармливание малыши, тяжело засыпают и спят тревожно.
  • Понос. Часто накануне появления вершины зубиков малыши начинают опорожняться, структура фекалий становится более жидкой.
  • Температура. В дни активного прорезывания зубов у крохи может повышаться температура до отметки в 38,5 градусов, не требующая применения жаропонижающих средств. При сочетании процесса появления зубов и инфекции температура может быть выше, поэтому следует иметь под рукой подходящее жаропонижающее и обезболивающее средство.
  • Насморк и повышенное слюнотечение. Некоторые дети ощущают заложенность носовых ходов, зуд в деснах.

 Снижению интенсивности проявления негативных симптомов способствуют:

  • Частое прикладывание к груди. Материнское молоко обладает анальгезирующим действием. Если кроха во время прорезывания зубов изменяет частоту употребления пищи, позвольте ему это сделать.
  • Использование прорезывателей. В аптеках и детских отделах продаются специальные игрушки, сделанные из материалов, позволяющих почесывать зудящие десна. Часто внутри них содержится гель, позволяющий охлаждать воспаленную кожу, в некоторой степени, снимая боль. При использовании прорезывателей с охлаждающим гелем следует внимательно ознакомиться с инструкцией и правильно их использовать. Большинство требуют предварительного охлаждения в холодильнике. Продолжительность подготовки к использованию указывается производителем на упаковке и может быть от 10 до 40 минут.
  • Назначенные педиатром гели для обезболивания. Обычно назначаются специально разработанные гели для облегчения прорезывания зубов, содержащие анальгетик. Их применение возможно после консультации с педиатром и строго в обозначенной дозировке и частоте.
  • Назначенные врачом свечи для снижения температуры и боли. Чаще всего они содержат в себе ибупрофен и применяются при повышении температуры. Их применение возможно только после консультации с врачом, при отсутствии аллергической реакции на компоненты.
  • Ручной режим. Многие дети в период прорезывания зубов начинают усиленно проситься на ручки к маме или папе. Возросшая потребность в нахождении на руках обусловлена дискомфортом, который испытывает карапуз. Если вы четко знаете, что крохе плохо, то не лишайте его ощущения комфорта и спокойствия. Зубы скоро появятся, а ваш малыш снова отправится на самостоятельное изучение мира.

Правила ввода прикорма

Возраст – не единственный ориентир для пересмотра рациона малыша. Прежде чем знакомить сына или дочь с новыми продуктами, необходимо учитывать особенности психомоторного развития:

  • общую активность ребенка;
  • интерес ко “взрослой” еде;
  • способность проглатывать кусочки твердой пищи;
  • способность принимать новые продукты с ложки, а не через соску.

На появление зубов ориентироваться не стоит – у некоторых малышей первые зубы прорезаются слишком поздно, а потребность в разнообразном питании возникает гораздо раньше.

Как правильно вводить прикорм:

  • На первом этапе знакомьте ребенка с новой пищей жидкой консистенции. Объем первой порции – около 5 мл (г).
  • Давайте продукт с чистой чайной ложки – на самом ее кончике, чтобы научить грудничка принимать пищу губами и перемещать ее в ротовой полости.
  • Очередной продукт включайте в рацион только спустя 1-2 недели – это время необходимо для адаптации к новой пище. 
  • Прикорм планируйте на первую половину дня, чтобы во второй проследить за реакцией организма (не развивается ли аллергия, как меняется стул). Если нежелательных реакций нет, с каждым днем можно постепенно увеличивать объем продукта до рекомендованной нормы.
  • По мере привыкания к жидкому прикорму предлагайте грудничку плотную пищу – примерно в 9-10 месяцев. Если малыш отказывается есть блюда кусочками, повторите попытку чуть позже.  
  • Не используйте слишком много сахара в блюдах. Малыш должен испытывать разнообразные вкусовые ощущения, в том числе кислые и горькие.

Старайтесь сформировать у своего чада положительное восприятие пищи. Не превращайте кормление в пытку. Предлагать одно и то же блюдо можно от 8 до 10 раз. Если ребенок отказался от прикорма в первый раз, это не означает, что блюдо ему не нравится. Даже те продукты, от которых малыш неоднократно отказывался, впоследствии могут перейти в разряд любимых. Исследования показывают, что для формирования такой привычки может потребоваться до 15 попыток .

Пятый месяц

В пятый месяц своей жизни ребенок оттачивает физические навыки:

  • может уверенно переворачиваться в разные стороны;
  • лежа на животе, поднимается на локти или ладони;
  • занимает позу «подготовки к сидению»: полулежа на бедре, опираясь на одну из ручек;
  • пытается дотянуться до интересующего предмета;
  • может стоять, если его поддерживать за подмышки;
  • захватывает себя за ступни, тянет их в рот, облизывает.

В пятый месяц развития ребенка у него появляется важный социальный навык: он начинает отделять своих от чужих. Малыш с удовольствием сидит на ручках у родителей, но может нахмуриться или даже заплакать, если к нему обратится или попробует взять другой человек.

В 5 месяцев ребенок умеет сам играть с различными предметами: брать их в ручки, бросать, стучать, облизывать и т. д. На пятом месяце жизни малыша может заинтересовать книжка с картинками. Детки любят разглядывать лица, особенно с различными выражениями. Интересуются цветными журналами.

Рассказывайте, что изображено на страницах, читайте простые стишки. Так вы не только надолго займете свое чадо, но и поспособствуете развитию речи малыша.

В этом возрасте уже можно учить ребенка простым словам: «мама», «папа», «баба». Некоторые малыши в пятимесячном возрасте уже повторяют их.

В 5 месяцев детки вовсю выражают свою радость улыбкой, умеют заливисто хохотать, сердиться и грустить; продолжают осваивать весь спектр эмоций. Если ему не хватает внимания взрослых, ребенок может закапризничать.

Узнайте, что должен уметь ребенок в 5 месяцев>>>

Игрушки для развития

Пирамидкой

Обратите внимание, что пластик, из которого сделана пирамидка должен быть безопасным. Его структура должна быть ровной и однородной, цветовое решение элементов — близким к основным цветам спектра

В качестве первой пирамидки достаточно взять небольшую, до 6-ти элементов.
Неваляшки. Этот вид игрушек очень нравится детям 5-ти месяцев. Они с удовольствием толкают их, трогают, заставляют звучать.
Мягкие вкладыши. Для младенцев продаются специальные наборы крупных мозаик-вкладышей, на которых в возрасте 5-ти месяцев малыш может развивать мелкую моторику, а став постарше, изучать изображенные предметы.
Книги для младенцев. В продаже есть множество книжек для детей до года. Они могут быть выполнены из ткани, твердого картона или даже пластика. Основные требования к такой продукции – безопасность, долговечность, яркость и доступность изображений.
Развивающие коврики. Существует огромное количество разнообразных ковриков для младенцев. Для усиления развивающего и массирующего эффекта хорошо использовать варианты, набитые не только мягкими материалами, но и мелкими деталями. Но при их использовании стоит внимательно следить за целостностью вещи, чтобы предупредить заглатывание мелкого наполнителя. Младенцы не понимают опасности, они просто играют с тем, что видят, тянут в рот.
Сенсорные подушечки и кубики. Для развития моторики рук можно предложить малышу щупать специальные сенсорные игрушки, наполненные разными небольшими предметами, разной величины. После каждой игры внимательно просматривайте такие игрушки на целостность. При появлении дырочек, затяжек или разрывов стоит убрать предмет из постоянного пользования или починить.

Развитие малыша к 4 месяцам

В 4 месяца главным для ребенка становится координация движений глаз и рук. Хватательный рефлекс постепенно ослабевает, движения рук становятся осознанными, приобретают смысл, особенно когда нужно до чего-нибудь дотянуться, хватательный рефлекс постепенно угасает. Именно собственные ручки (а иногда уже и ножки) становятся самыми любимыми игрушками для малыша.

Может появиться активное слюноотделение — так начинают прорезываться зубки. Не удивляйтесь, если произойдет это только через пару месяцев и больше.

Физическое развитие в 4 месяца:

  • Самостоятельно или при помощи взрослого, придерживающего его за одну руку, переворачивается со спины на живот (а иногда и с живота на спину);
  • Тянется за предметами, ощупывает их;
  • Облизывает пальцы, сосет кулачок, с этой же целью пытается дотянуть до рта ножки;
  • Ритмично дрыгает ножками и переносит на них вес;
  • Исчезает гипертонус ног.

Психоэмоциональное развитие в 4 месяца:

  • В общении отдает предпочтение маме, узнает ее, радуется при ее появлении, может капризничать, когда она ненадолго отходит;
  • «Воркует» с родителями, когда у него хорошее настроение;
  • Активно улыбается, смеется, визжит от восторга;
  • Реагирует на звук своего имени;
  • Долго может заниматься висящими над кроваткой игрушками;
  • Появляется лепет и первые слоги — «ма», «ба», «па».

Режим дня

Сон.

В возрасте 18 месяцев ребенок спит меньше, чем это было ранее – примерно, 14 часов в сутки. Основная часть отведенного времени (10-11 часов) приходится на ночной сон, а остальные часы ребенок спит днем. Как правило, дневной сон остается только один, но некоторые крохи все еще ложатся на отдых днем дважды.

Прогулки.

На прогулки рекомендуется выходить несколько раз в день, хотя бы не менее одного. Если погода позволяет, можно гулять столько, сколько захочется ребенку и родителям, в особо ветреную или дождливую погоду лучше остаться дома.

Питание.

Питание выходит на пятиразовый режим. Ребенку не рекомендуется голодать более четырех часов, приемы пищи должны быть примерно в одно и то же время. Если ребенок еще не отлучен от груди, сейчас самое время заняться этим процессов. В рационе ребенка появляются новые продукты, питание становится более разнообразным, но от вредных продуктов все еще стоит воздержаться.

Если ребенок находится на искусственном вскармливании, или вы отучаете его от груди, отдельное внимание нужно уделить смеси, она должна отвечать потребностям ребенка. Отличным вариантом является питание на козьем молоке Кабрита 4

Смесь имеет сбалансированный состав и предназначена для детей от 18 месяцев. Кроме того, в линейке «Кабрита» есть пюре, которое также станет отличным вариантом для разнообразия питания малыша.

Рецепты блюд, которые можно давать пятимесячным малышам

Меню ребенка в пять месяцев основывается на мамином молоке или смеси. Если прикорм начинается с овощей, каши карапуз будет есть с удовольствием. Если же знакомство начинается с каши, от овощей он может отказаться, ведь каша намного вкуснее. Пюре многие предпочитают готовить сами из экологически чистых овощей.  Меню 5-месячного ребенка будет богато незаменимыми микроэлементами. Приготовление блюд из овощей не займет много времени, но принесет колоссальную пользу здоровью маленького человечка.

Каши

Если вы категорически против готовых детских каш, попробуйте приготовить малышу кашу самостоятельно. Для этого промытую крупу (например, рис, гречу) измельчают в блендере или кофемолке до консистенции порошка. В кипящую воду (100 мл) всыпать столовую ложку без горки смеси и варить, непрерывно помешивая, около 10 минут на маленьком огне.

Рецепты овощных пюре

Пюре из брокколи

Брокколи перебрать, удалить листья и стебли, тщательно вымыть. Сварить до готовности в воде без добавления соли, протереть через сито. Предлагать малышу пюре комнатной температуры.

Кабачковое пюре

Тщательно очистить от кожицы молодой кабачок, вымыть, удалить семена. Мякоть порезать на мелкие кубики, отварить до готовности. Остудить, блендером взбить до однородной консистенции. Давать 5 месячному ребенку пюре комнатной температуры.

Фруктовые пюре

Яблочное пюре

Мякоть зеленого яблока измельчить, залить водой. Отварить яблоки до готовности, затем остудить до комнатной температуры, измельчить блендером. Добавить смесь или мамино молоко.

Что лучше – баночки или готовить самой?

При покупке готовых пюре стоит выбирать только проверенных производителей

Готовить пюре самой или покупать баночки – выбор индивидуальный. Плюсы баночного питания:

  • Экономия времени;
  • Качество питания контролируется специальными службами;
  • В продаже имеется широкий ассортимент различных производителей.

Плюсы домашнего приготовления:

  • Известно, какие продукты были использованы;
  • Можно контролировать количество приготовленной пищи;
  • Используя овощи и фрукты, выращенные на своем участке, можно быть уверенными в их экологичности.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector