Почему новорожденный не спит ночью и плачет. что делать
Содержание:
- Причины нарушения режима отдыха
- Ребенок 5 месяцев плохо спит ночью
- Особенности восьмимесячного ребенка
- Раздражительная слабость
- Нормальный сон у детей.
- Диагностика и лечение
- Ночной энурез
- Причина № 4. Мне больно
- Дыхательный невроз: причины
- Что делать родителям, если у малыша нарушился сон
- Нарколепсия
- Личная гигиена
- Полезные советы и ответы на вопросы
Причины нарушения режима отдыха
Прежде чем бороться с проблемой, нужно определить причину ее возникновения.
Обычно бессонницу вызывает:
- чувство голода;
- плохое самочувствие;
- гиперактивность;
- первые зубки.
5-месячные дети еще нуждаются в ночном кормлении. Если ребенок сыт, он просыпается реже. Иногда материнского молока недостаточно, поэтому стоит присмотреться к смесям.
Ребенок может капризничать и из-за заложенного носика. Измерьте температуру тела, при необходимости закапайте капли.
Если ребенок перенапряжен, гиперактивен, посетите врача. Специалист подскажет что делать, подберет препараты, массаж, может порекомендовать расслабляющие ванны.
В 5 месяцев обычно режутся первые зубки. Проверьте эту догадку и начните пользоваться охлаждающими гелями.
Ребенок 5 месяцев плохо спит ночью
Ночной сон в этом возрасте составляет около 9-11 часов, с несколькими пробуждениями для кормления. Искусственники обычно спят, не просыпаясь до почти часов, груднички пробуждаются чаще – раз в 3-4 часа. Но если ребенок 5 месяцев просыпается каждый час ночью, такое состояние может существенно изматывать родителей и его самого. Прерывистый ночной сон не дает полноценного отдыха никому. Прежде всего, нужно проанализировать, почему ребенок 5 месяцев беспокойно спит ночью? Часто причинами плохого сна могут стать шум с улицы, громкие звуки, свет. Если эти факторы исключены или малыш привычен к подобной атмосфере, стоит подумать о том, что климат комнаты может нарушать спокойный сон. Если воздух слишком душный, сухой и жаркий. Это мешает крохе нормально дышать носом. Слизистые носа пересыхают, возникает отек и затруднение дыхания, это приводит к беспокойству и пробуждению. Также могут влиять и неудобная одежда для сна, теплое одеяло. Устраните все эти факторы и понаблюдайте за сном крохи.
Поэтому, для полноценного ночного сна, дни крохи должны быть спокойными и беззаботными. Оградите его от избыточного посещения родней и друзьями, не перевозбуждайте его перед ночным сном шумными развлечениями, стоит выключить вечером телевизор и музыку, избыток шума также возбуждает нервную систему.
Особенности восьмимесячного ребенка
В 8 месяцев многие дети умеют ползать на четвереньках, встают у опоры, а особо шустрые карапузы пытаются делать самостоятельные шаги. Отсутствие достаточного сна в этом возрасте может провоцировать:
- капризы,
- вялость,
- плохой набор веса,
- торможение развития.
Изменения, характерные для ребенка 8 месяцев
В своем развитии организм восьмимесячного малыша претерпевает много изменений:
- Мышечная система достаточно окрепла, что позволяет малышу освоить навыки ползания, сидения. При поддержке малыш может стоять на ножках, шагать.
- Развивается мелкая моторика. Малыш может брать пальчиками различные предметы, переворачивать, стучать, нажимать на кнопки, кидать. Ему нравятся эксперименты. Например, узнать, что будет, если бросить игрушку на пол. Крохе интересна реакция мамы, звук от падения предмета. Это не проявление вредного характера, а способ получения опыта.
- Ребенок начинает проявлять любопытство. От его внимания не ускользнут оказавшиеся в свободном доступе «взрослые» предметы: парфюмерия, медикаменты, бытовая химия. Сообразительность и сила развита настолько, что малыш может доползти, подтянуться, открыть ящик комода, дверцу шкафа, влезть в коробку. Поэтому необходимо любыми способами сделать так, чтобы у крохи не было возможности достать опасный предмет.
- Дети в этом возрасте пытаются копировать поведение родителей, чувствуя малейшие перемены настроения взрослых. Они задорно смеются, корчат рожицы, грустят, расстраиваются. Большой интерес у ребенка вызывает собственное отражение в зеркале, ведь на нем можно «тренировать» проявление разных эмоций.
Игра, движение, речевые навыки
Малыш пока научился только разрушать, а не созидать. Он с удовольствием ломает башню из кубиков, снимает колечки с пирамиды, высыпает все игрушки из ящика на пол. Родителям не стоит переживать. Это всего лишь такой период развития. Уже на следующем этапе ребенок научится собирать и строить.
Излюбленным видом деятельности восьмимесячного ребенка становится игра
Не менее важная составляющая развития – передвижение в пространстве. Ребенок 8 месяцев ползает и обследует всю квартиру, учится вставать в кроватке, держась за бортик. Он любит «ездить» на руках у родителей, прыгать у них на коленях. Некоторые дети начинают передвигаться с помощью ходунков.
Совершенствуются речевые навыки. Ребенок в возрасте 8–9 месяцев «разговаривает» на своем языке, могут появляться первые слова.
Прикорм и зубки
В восьмимесячном возрасте малыш ест прикорм: каши, овощи и фрукты. Объем прикорма и очередность введения продуктов зависит от характера вскармливания (грудное или искусственное). Возраст 8 месяцев – то время, когда у ребенка появляются зубки. Их может быть два, а может – и шесть. Здесь все зависит от индивидуальных особенностей крохи.
Процесс прорезывания зубов довольно болезненный, поэтому почти у всех деток в этот период ухудшается сон. Это касается и того, сколько раз спит малыш. Ухудшение проявляется уменьшением продолжительности сна, частыми пробуждениями, появлением трудностей в укладывании, более ранним подъемом по утрам, беспокойством во сне.
Чуткий сон
Малыш этого возраста любит поспать, но выдерживает более долгие периоды бодрствования, чем раньше. Ребенок в 8 месяцев спит более чутко.
Если несколько месяцев назад родители могли спокойно смотреть телевизор в помещении, где спит кроха, то теперь это может потревожить его сон. Малыша может разбудить не только сильный шум, но и любой шорох.
Первые 5–10 минут от момента засыпания – самый чувствительный период. Если ребенок проснется в этом временном промежутке, то повторно уложить его спать будет трудно. Это связано с возникающим у малыша ложным чувством отдыха. В этой связи важным является соблюдение ритуалов отхода ко сну.
Раздражительная слабость
Данное состояние – промежуточный этап между гиперстенической и гипостенической фазами. Оно формируется у людей, обладающих уравновешенным типом нервной системы, с холерическим экспрессивным темпераментом, по прошествии ими гиперстенической фазы и отсутствия должного лечения.
На данном этапе для неврастеника характерна противоположность симптомов. Например, раздражительность резко сменяется апатией. Больной быстро заводится, начинает кричать, а затем резко возбудимость сменяется торможением. Он ощущает себя обессиленным, испытывает обиду и отчаяние, способен расплакаться, даже если раньше ему это было несвойственно.
Из других присущих данному состоянию черт выделяют суетливость, нетерпеливость, бесконтрольность собственных эмоций. Появляется рассеянность, проблемы с памятью.
Сон – поверхностный, с затрудненным засыпанием. Днем ощущается сонливость, а ночью сопровождает бессонница. Сон не выполняет своего прямого назначения – отдых, расслабление, восстановление. Проснувшись, люди с неврастенией лишены бодрости и прилива энергии.
Постепенно состояние переходит в следующую стадию, когда «опускаются руки», ничего не хочется делать, сложно сосредоточиться. Приступая к выполнению любой работы, пациент быстро устает, теряет ясность восприятия, у него усиливаются головные боли. Из-за испытываемой слабости он бросает начатое дело, при этом ощущая досаду из-за собственного бессилия. Через некоторое время снова предпринимает попытку что-то сделать и опять бросает по причине того же истощения.
В промежутках между такими этапами энергия и психический баланс не восстанавливаются. Их многочисленные повторы изрядно выматывают больного, доводя до полнейшего изнеможения. Наблюдается фиксация на телесных ощущениях. Появляется убежденность в наличии заболеваний внутренних органов, основанная на испытываемых вегетативных симптомах. Крайней степенью состояния становится появление депрессивных мотивов в поведении: мрачность, вялость, безразличие.
Нормальный сон у детей.
Сон у совсем маленьких детей существенно отличается от сна у взрослых. Младенцы до 6 месяцев проводят 50% своего сна в стадии инактивного REM сна по сравнению с 20% у взрослых. Сон у малыши начинается через начальную активную REM стадию, тогда как у взрослых первая REM фаза появляется не раньше чем через 90 минут от момента засыпания. Активная REM фаза часто повторяется у младенцев, формируя укороченные циклы сна. До 6 месяцев спокойный REM (определяемый также как спокойный или неопределенный сон) не может быть подразделен на ЭЭГ стадии, известные как зрелый паттерн сна. После 6 месяцев архитектура сна младенца начинает становиться похожей на таковую у взрослых. После начального «установочного» периода, который обычно длится от 10 до 20 минут, наблюдается переход из 1 стадии NREM в стадии 3 или 4. Ребенок может вернуться в стадию 1 и повторить цикл. После одного или двух циклов NREM сна, через 60-90 минут наступает REM сон. Первая треть ночи представлена в основном глубоким сном (Стадии 3 и 4 NREM). Во второй половине ночи преобладают стадии 2 NREM и REM сон. У новорожденных, общее время сна равномерно распределено между дневным и ночным периодами суток. Ночной сон постепенно консолидируется в один непрерывный эпизод к первому году жизни. Количество дневного сна постепенно снижается на протяжении первых трех лет жизни. К четырем годам, большинство детей не испытывают больше потребности в коротком дневном сне. Потребность в ночном сне также снижается, так что в подростковом возрасте она сопоставима с потребностью у взрослых.
Диагностика и лечение
Диагноз «астенический невроз» устанавливает невролог. Врач собирает анамнез жизни и болезни пациента, учитывает жалобы.
Особенность постановки данного диагноза заключается в характере симптомов: они достаточно неспецифичны и могут сопровождать множество расстройств. Поэтому обязательно проводится дифференциальная (то есть сравнительная) диагностика неврастении с депрессивными состояниями, ипохондрией, астении в рамках шизофренического расстройства.
Обязательно исключается присутствие органических патологий, при которых неврастения может являться одним из симптомов: опухоли ГМ, нейроинфекции, а также травмы черепа. Для этого используют объективные методы обследования:
- МРТ, КТ, другие инструментальные методы;
- анализ крови, мочи;
- бактериологические анализы;
- консультации узких специалистов.
Если неврастения развивается как отдельное расстройство, ее симптомы отчетливо выражены. Когда же это проявления основного заболевания, признаки уходят на второй план.
Для определения наличия астенического состояния применяется «Шкала астенического состояния», являющаяся вариацией MMPI – Миннесотского многомерного личностного перечня.
Терапию расстройства начинают с определения его причины и устранения травмирующего фактора. Важным, одним из первостепенных мероприятий является налаживание режима дня пациента:
- установление правильного режима труда и отдыха;
- создание благополучного микроклимата внутри семьи;
- спокойная, располагающая обстановка на работе;
- полноценное питание, обогащенное витаминами;
- умеренные физические нагрузки;
- прогулки на свежем воздухе;
- по возможности смена обстановки;
- обязательно обеспечение полноценного сна.
Едва ли можно переоценить значение правильного режима дня и благополучной обстановки вокруг пациента. Положительный психологический климат и рациональное распределение нагрузки позволят гармонизировать состояние нервной системы, восстановить равновесие между процессами возбуждения и торможения.
Медикаментозное лечение допускается с назначения врачей. Прописывают общеукрепляющие средства для поднятия тонуса организма:
- гопантеновая кислота;
- глицерофосфат кальция;
- препараты железа;
- кофеин;
- боярышник, валериана, пустырник – для поддержания сердечно-сосудистой системы;
- препараты брома – бромкамфора. Она эффективна при доминировании процесса возбуждения в ЦНС, усиливает тормозные процессы, позволяя уравновесить возбуждение и торможение, снижая повышенную возбудимость. Улучшает сон, восстанавливает его структуру.
Из психотропных средств используют:
- транквилизаторы (при повышенной возбудимости) – «Нитразепам»
- снотворные (при расстройствах сна);
- ноотропы (в гипостенической фазе) – улучшают обменные процессы в мозге, активизируют нейронные связи;
- транквилизаторы в небольших дозах при гипостении – «Диазепам» (для снятия мышечного и эмоционального напряжения, нормализации сна);
- «Тиоридазин» – препарат из группы нейролептиков. В малых дозах проявляет себя как антидепрессант, стимулируя работу нервной системы. В данном качестве применяется в гипостенической фазе. Большие дозы «Тиоридазина» оказывают седативное воздействие, назначаются в гиперстенической фазе неврастении.
Для поднятия тонуса рекомендуется пить чаи на основе женьшеня, китайского лимонника, корня аралии маньчжурской.
Назначают физиотерапевтическое лечение:
- массаж;
- рефлексотерапия;
- электросон;
- ароматерапия.
Следует отметить потенциальные риски, возникающие при использовании психотропных препаратов без назначения врача. Возможны побочные явления как со стороны внутренних органов, так и ЦНС. Например, самолечение фенобарбиталом приводит к развитию брадикардии, снижению давления, усиливает головные боли и головокружение, угнетает дыхательный центр и провоцирует сонливость, повышает нервозность, развивает тревогу.
Главным методом лечения неврастенических состояний является психотерапия. Предпочтение отдается рациональной психотерапии и аутотренингам. Психотерапевтические методы помогают осознать больному, что его состояние вызвано реально существующими причинами. Это не просто лень или неумение держать себя в руках, а результат травмирующего опыта, который можно проработать и избавиться от проблемы, таким образом, нормализовав свое состояние и взаимоотношения с социумом.
Аутотренинг – инструмент первой помощи. Он позволяет настроиться на «нужную волну», помочь себе самостоятельно в трудной эмоциональной ситуации.
В целом, только комплексное лечение, объединяющее психотерапию, фармакотерапию и правильный режим дня, позволяют избавиться от неврастении.
Ночной энурез
Ночной энурез или ночное недержание мочи является одной наиболее преобладающих и стойких проблем у детей. Энурез классифицируется как первичный, если ранее ребенок никогда не был «сухим» в постели и вторичный, если возникает после того, как ребенок в течение минимум года мог сдерживать мочеиспускание. Первичный энурез встречается гораздо чаще и маловероятно является следствием патологии.
Этиология первичного энуреза является, скорее всего, мультифакторной. Часто первичный энурез связан с семейным анамнезом. Умение сдерживать мочеиспускание тесно связано со зрелостью нервной системы и ребенок, который в возрасте 1-3 лет задержан в развитии, имеет гораздо больше шансов быть энуретиком в шесть лет. У детей-энуретиков была обнаружена меньшая функциональная емкость мочевого пузыря (объем мочи, который мочевой пузырь способен удерживать), чем у детей без энуреза, хотя истинная емкость не различалась. И наконец, энурез относится большинством исследователей к парасомниям, поскольку наблюдается только в стадиях NREM сна. Тем не менее, несмотря на субъективное мнение родителей, детей-энуретиков разбудить не сложнее, чем остальных.
В большинстве случаев, если при тщательно собранном анамнезе, общем и неврологическом осмотре отсутствуют симптомы других нарушений, не требуется проводить дополнительных диагностических исследований, включая анализ мочи. Как правило, еще до первого визита к врачу, родители уже предпринимают какие-то меры, в частности ограничивают вечерний прием жидкости, будят ребенка, чтобы он сходил в туалет до того, как сами родители лягут спать. Хотя иногда врачи и прибегают к медикаментозному лечению, такому как назначение имипрамина (тофранил) и как следующий этап десмопрессина (DDAVP), многочисленные исследования показали превосходство сигналов «влажности» в плане эффективности, отсутствия побочных эффектов и редком проценте повторения эпизодов. Эти устройства доступны через аптеки или могут быть заказаны через Интернет. Существует также «тренировка сдерживания» (мочевого пузыря), которая подразумевает ряд методов, что лежит, однако, за рамками этой статьи (см. Sheldon).
Причина № 4. Мне больно
Что означают резкие, пронзительные, встревоженные крики, которые не прекращаются, даже когда вы берете малыша на руки? Они говорят о боли, которую он испытывает. Чаще всего это боль в животике или колики. Мало кому удается их избежать, но вы можете помочь малышу и снизить неприятные ощущения.
Читайте о том, как с ними справиться, здесь.
Как снизить болевые ощущения малыша
- Следите за тем, чтобы во время кормления ребенок захватывал сосок и ареолу — так воздух не будет попадать к малышу вместе с молоком (громкое причмокивание — признак того, что ребенок подсасывает воздух вместе с молоком, а этого надо избегать);
- Если малыш находится на искусственном вскармливании, кормите ребенка несколько медленнее, смесь должна полностью заполнять соску; можно воспользоваться специальными бутылочками, не позволяющими воздуху проходить вместе с пищей;
- После кормления подержите малыша 2 – 5 минут в вертикальном положении, с головкой, прислоненной к вашему плечу, и с животиком, тесно прижатым к вашей груди;
- Сделайте малышу несложный массаж, стимулирующий выведение газов из кишечника: уложите его на спинку и погладьте ему животик по часовой стрелке. Массаж производите мягким надавливанием на живот вокруг пупка. Мысленно нарисуйте на животике подкову, концы которой направлены вниз. Движения вашей руки должны следовать этой траектории по часовой стрелке;
- Положите малышу на животик теплую (не горячую) пеленку или грелку;
- Попробуйте газоотводную трубочку (ее можно приобрести в аптеке). Процедура такова: малыша надо уложить на бочок, тонкий конец трубочки, смазанный вазелином, ввести в задний проход примерно на сантиметр, а другой опустить в стакан с водой. Если причина боли в газах, скопившихся в кишечнике, то вскоре вы увидите пузырьки воздуха. Иногда трубочка стимулирует стул, что тоже приносит облегчение младенцу;
- Наладьте свое питание, попытайтесь определить, какой продукт вашего рациона вызывает колики у малыша, и старайтесь его не употреблять. Капуста, бобовые, виноград, изделия из дрожжевого теста, любая острая пища, кофеин, шоколад могут усиливать колики у ребенка;
- Попробуйте давать малышу из бутылочки теплый чай из фенхеля или укропную воду;
- При отсутствии эффекта от вышеперечисленных мероприятий обратитесь за консультацией к педиатру, при необходимости он рассмотрит возможность применения медикаментозных средств — препаратов, которые устраняют повышенное газообразование, не всасываются в кровь и не наносят вреда малышу;
- Усиливать метеоризм может переизбыток лактозы или недостаток фермента лактазы. Это происходит тогда, когда малыш получает слишком много «переднего» молока и не получает «заднего». В начале кормления материнское молоко более насыщено молочным сахаром — лактозой. Оно называется «передним». Через 10 – 15 минут кормления одной и той же грудью она начинает вырабатывать «заднее» молоко. Оно богаче жирами, которые нейтрализуют лактозу и тем самым снижают газообразование. Также заднее молоко обладает успокоительным эффектом и помогает беспокойным детям засыпать.
Дыхательный невроз: причины
Заболевание может быть вызвано целым рядом фактором. Кроме этого, оно существует как отдельный недуг или патология в другой болезни. Кроме этого, человеческий организм способен «запоминать» причину, которая привела к появлению проблем с дыханием. В случае повторения тех обстоятельств, недуг может снова дать о себе знать. Чаще всего гипервентиляционный синдром возникает из-за целого набора факторов:
- постоянные эмоциональные и психические потрясения;
- нахождение в стрессовом состоянии длительное время;
- заболевание органов дыхательной системы;
- сердечно-сосудистые болезни;
- отравление токсическими веществами;
- передозировка лекарственных препаратов;
- проблемы в работе пищеварительной системы;
- вегетативная дисфункция;
- нестабильное психологическое состояние;
- депрессия.
В большинстве случаев заболевание возникает из-за физических факторов, таких как недосыпание или повышенная утомляемость организма. Также синдром затрудненного дыхания могут провоцировать алкогольные напитки, наркотические и психотропные вещества.
Что делать родителям, если у малыша нарушился сон
Важно знать, что формирование нормального детского режима полностью зависит от действий родителей, т.е. оттого, насколько правильно построен режим
Сомнологи считают, что такие регрессы длятся до 3-5 дней, а если нарушение сна занимает больше времени, то причина в том, что родители не обеспечили ребёнку комфортные условия для соблюдения режима.
Правильный режим включает в себя:
- время бодрствования, которые соответствует возрасту малыша;
- раннее укладывание;
- количество дневных снов, соответствующих возрасту;
- исключение ночных пробуждений;
- общее время должно соответствовать возрасту ребёнка. Подробнее о сне ребёнка можно прочитать тут.
Как преодолеть период регресса сна:
Родители должны понимать, что это временное явление. Чем больше мы сил потратим на установление режима, тем быстрее закончится регресс.
За первые три месяца у ребёнка должен сформироваться нормальный режим сна и бодрствования. Если режим до сих пор не установлен, необходимо подстроиться под ребёнка и установить совместный режим. Малыш не знает, когда нужно спать. Родители должны помочь ему. В 4 месяца норма активного бодрствования для малыша составляет 1,5-2,5 часа
Поэтому важно, чтобы малыш за это время успел устать и заснул. Если упустить момент усталости (малыш потирает глазки, перестал активно играть, зевает), будет очень трудно уложить малыша.
Необходимо помогать ребёнку заснуть, создав для качественного сна благоприятные условия: затемнение комнаты (способствует выработке мелатонина), колыбельные, белый шум, тишина, оптимальная температура в комнате.
Постарайтесь создать ритуал перед отходом к ночному сну в виде купания или колыбельных песен
Ритуал должен обеспечить малышу расслабление и дать понять, что скоро будет сон.
Чем больше малыш устанет за день, тем крепче и дольше будет его сон. Поэтому родители должны заниматься с ребёнком, играть, гулять, беседовать.
Нужно уделять малышу ещё больше внимания, ведь и ему трудно в эти моменты. Дать ребёнку больше заботы и ласки.
Обеспечьте малышу комфортное место, не меняйте место сна. Так малыш чувствует себя в безопасности.
Укладывайте малыша в промежутке от 19.00 до 21.00, в это время происходит наиболее активная выработка мелатонина.
Необходимо стараться больше гулять на свежем воздухе. Это поможет восстановить биологические ритмы, а также удлинить сон.
Повторюсь, важно не упустить момент, когда малыш устал и хочет спать. После 1,5-2 часов бодрствования четырёхмесячный ребёнок засыпает, поэтому нужно помогать ему в этом. Если в течение часа не удалось уложить спать ребёнка, нужно подождать ещё час-полтора и снова приступить к укладыванию. Накопление неудавшихся попыток заснуть может усугубить ситуацию, нарушив ещё больше режим ребёнка.
Считается, что именно в этот период ребёнок начинает понимать причинно-следственные связи, поэтому введение в режим ритуалов для отхода ко сну помогут понять малышу, что нужно спать.
Происходит формирование устойчивых привычек, поэтому родители должны решить, будет ли ребёнок спать отдельно. После 4 месяца, когда сон установится, можно перекладывать малыша в кровать, ему легче будет привыкнуть в ней спать именно после регресса сна.
Нормы сна в возрасте 4 месяцев:
- общее количество суточного сна составляет около 14-16 часов;
- количество дневного сна равно 4-5 часов;
- количество ночного сна равно 10-11 часов;
- длительность одного дневного сна составляет от 40 мин до 2 часов;
- количество дневных снов равно 3-4;
- активное бодрствование занимает от 1,5 до 2 часов.
Нарколепсия
Нарколепсия нехарактерна для детского возраста, хотя может встречаться у подростков. Основным симптомом, как и у взрослых, является повышенная дневная сонливость. Очевидно, что это может создавать сложности в процессе обучения. У детей катаплексия или гипнагогические галлюцинации встречаются значительно реже, чем у взрослых. Вначале ребенок начинает испытывать сложности при утреннем пробуждении. После пробуждения может отмечаться некоторая спутанность, ребенок может быть даже агрессивным в словах и поступках. Диагноз может быть довольно трудным, начальная полисомнография может быть нормальной. Если диагноз остается под сомнением, показаны повторные полисомнографии. Таким детям может помочь регулярный короткий дневной сон. Иногда может потребоваться медикаментозная стимуляция. Поскольку это пожизненное заболевание с повышенной смертностью, дети с нарколепсией должны находиться под контролем специалиста-сомнолога.
Личная гигиена
- Кожа ребенка, особенно в первые месяцы жизни, очень чувствительна к любым раздражителям. Поэтому для купания новорожденного следует выбирать средства, предназначенные именно для ухода за детской кожей. Такое мыло, шампунь или гель для купания не включают в свой состав веществ, способных спровоцировать аллергию, а их pH соответствует pH кожи малыша.
- Температура воды для купания должна быть в пределах 33–34 °C в первые недели, после чего, когда ребенок уже привык к водным процедурам, ее можно постепенно снижать (не больше чем на 1 °C в неделю), доводя до комнатной температуры. Это помогает стимулировать мышечный тонус малыша, улучшить кровообращение в поверхностных сосудах и в целом закалить новорожденного. Но снижение температуры воды для купания должно проводиться только после консультации с педиатром, так как закаливающие процедуры у ослабленного, недоношенного или перенесшего какое-либо заболевание ребенка недопустимы.
- При смене подгузника следует каждый раз очищать наружные половые органы, а также кожу в паховых и ягодичных складках ребенка с помощью специальных гигиенических салфеток без содержания спирта. В первые недели жизни малыша кал преимущественно жидкий или кашицеобразный, поэтому после дефекации ребенка лучше подмывать под проточной водой, уложив его на предплечье лицом вниз, или использовать специальные ванночки для подмывания. После купания кожу ребенка следует осушить мягким полотенцем, которое хорошо впитывает влагу, после чего можно выделить 5–10 минут на воздушные ванны.
Создание правильного микроклимата. В первые недели жизни у малыша недостаточно развиты механизмы терморегуляции – его тело еще неспособно в полной мере компенсировать слишком высокие или низкие температуры окружающей среды. Это значит, что переохлаждение или перегревание ребенка может привести к неприятным последствиям. Поэтому родителям нужно следить за соблюдением следующих условий:
- температуру в комнате ребенка следует поддерживать в пределах 18–22 °C, при этом нужно контролировать уровень влажности воздуха – нельзя допускать ни его чрезмерной влажности, ни сухости;
- одежда малыша должна быть выполнена из натуральных тканей, которые обеспечивают оптимальную вентиляцию кожи, гигроскопичность и не накапливают в себе статическое электричество;
- новорожденного не следует укрывать одеялом или пледом во время сна – достаточно одежды, соответствующей температуре помещения;
- следует регулярно проветривать помещение, в котором находится ребенок. Лучше всего проводить сквозные проветривания в то время, пока малыш на прогулке. За 15–20 минут до того, как он вернется в свою комнату, нужно прекратить проветривание, чтобы воздух успел нагреться до нужной температуры.
Полезные советы и ответы на вопросы
Как узнать — хватает ли ребенка грудного молока?
- Мокрые пеленки Суть метода заключается в том, чтобы вычислить, сколько раз в течение суток малыш мочится. Для проведения подобного эксперимента необходимо запастись пеленками и выбрать подходящий день, когда можно отложить дела и посвятить свободное время стирке. Избавив ребенка на сутки от подгузника, необходимо подсчитать количество мочеиспусканий за 24 часа. Если число мокрых пеленок будет больше десятка, то причин для беспокойства нет, малыш сыт и доволен!
- Норма веса Всемирная организация здравоохранения постаралась и произвела на свет диаграмму, которая показывает норму роста и веса малыша в различные возрастные периоды. Ориентируясь на полученную информацию можно сделать вывод, что здоровый ребенок должен набирать от 500 г до 2 кг за месяц. Регулярные прибавки в весе являются верными показателями того, что процесс лактации протекает успешно.
- Регулярность стула Малыш, который питается достаточно, на первом месяце жизни должен опорожняться до 5 раз за день. Несколько дней с момента рождения стул младенца имеет густую консистенцию и темный цвет. Затем испражнения приобретают светло-коричневый оттенок и несколько возрастают в размере. На начальном этапе жизни при хорошем питании, количество испражнений должно практически совпадать с количеством приемов пищи. Нерегулярный стул или полное его отсутствие является сигналом о нехватке молока.
- Наблюдение.Ребенок может чувствовать голод, если был неправильно приложен к груди. Понять, что все сделано точно, можно понаблюдав за тем, как младенец глотает. При осуществлении глотка, подбородок малыша делает толкательное движение по направлению к груди. Длительность исполнения приема показывает количество полученного молока. Если глотки не слышны, следует изменить положение младенца, добившись правильного расположения у груди.
Какой распорядок дня у младенцев?
Спокойное бодрствование — ребенок смотрит открытыми глазами, ясный взгляд. Руки и ноги спокойно лежат
Внимание сосредотачивается на том, что дитя видит перед собой. Такое состояние наиболее подходит для обучения и общения.
Активное бодрствование — движения становятся более активными, внимание сосредоточено на себе, своих действиях.
Дремота — веки начинают смыкаться, внимание почти отсутствует
Это состояние переходит или в сон, или в пробуждение.
Поверхностный сон — малыш спит, но у него дергаются лицо, ручки и ножки. Дыхание неровное.
Глубокий сон — дитя расслаблено, лицо без выражения, ножки и ручки лежат свободно, дыхание спокойное и ровное.
Как поиграть? Потешки.
Тушки-тутушкиТушки-тутушки,
С творогом ватрушки!
Тушки-тутушки,
Пшеничный пирожок!
На опарушке мешен,
Высоконько взошел!
Тушки-тутушки,
На столе преснушки!
Тушки-тутушки,
А в печи ватрушки!
Тушки-тутушки,
Пекла баба плюшки.
Всем по плюшке,
А две — Ванюшке (Катюшке)!Едет-едет паровозЕдет, едет паровоз,
Две трубы и сто колес.
Две трубы, сто колес,
Машинистом рыжий пес.
Едет, едет паровоз,
«Чух, чух, чух», — пыхтит наш пес.
Пятьдесят поросят
На подножках висят.Смелый пилотВырасту, буду
Летчиком смелым.
Нет для мальчишки
Лучшего дела.ЛужицаАи гу-гу, аи гу-гу,
Не кружись на лугу.
На лугу-то лужица,
Голова закружится.
Прямо в лужу упадешь,Вот проснулисьВот проснулись,
Потянулись,
С боку на бок
Повернулись!
Потягушечки!
Потягушечки!
Где игрушечки,
Погремушечки?
Ты, игрушка, погреми,
Нашу детку подними!