Детская неврастения как следствие гиперопеки родителей

«Страх хорошо продается»

Мама ищет. И часто – находит нечто пугающее.  Ее дополнительно невротизируют врачи, готовые выписывать анализы, лекарства, процедуры. Потому что, раз уж пациент пришел, его надо лечить.

Масла в огонь добавляют психологи. Сколько уже вышло статей с заголовками: «5 фраз, которые нельзя говорить детям», «10 поступков, которые нанесут ребенку травму» и так далее.

Это звучит отовсюду: будь осторожен, родитель! Шаг вправо, шаг влево, и ты все испортишь! В формировании нашей тревожности большую роль играет информация. Не зря ведь говорят: «меньше знаешь, крепче спишь».

Любопытный факт: когда я опрашивала мам после родов о том, есть ли у детей какие-то проблемы со здоровьем, подавляющее большинство, несколько сотен человек, отвечали «да» и называли, в общем-то, типичные для младенцев вещи – колики, срыгивания и так далее. Это просто этапы развития, но они воспринимаются тяжело, вызывают тревогу. Почва для страхов готова.

Сегодня информации слишком много. И с одной стороны это хорошо – мы предупреждены и вооружены. Например, недавно поисковый отряд «Лиза Алерт» стал активно информировать о том, что дети могут погибнуть в выгребных ямах. Мы можем учесть этот момент, избегать таких ям, закрыть их, следить за своими детьми.

Но иногда новостной фильтр настроен на такой тревожащий контент, что создается ощущение: везде ужас. Помните историю про няню, которая отрезала ребенку голову?

Если вдуматься, статистически это один случай на миллионы, но он прозвучал так ярко, и само по себе это так страшно, что мне до сих пор мамы говорят: боимся нанимать няню, а вдруг что-то случится? Понятно, что риск попасть, например, под машину, гораздо  выше, чем то, что няня отрежет голову, но люди боятся.

Страх хорошо продается. Журналисты это понимают, «происшествие с детьми» — это кликабельно. При этом, конечно, звучат слова о том, что необходимо распространять важную информацию.

Вот только люди по-разному с ней обходятся. Кому-то хоть и страшно, но это длится недолго – вот я проверил все, что могу сделать по этому поводу, исправил и успокоился. А тревожный человек просто не может отвязаться от этих мыслей, вплоть до проблем со здоровьем.

«Тревожность росла с количеством детей»Светлана Соколова, трое детей, 3,7 и 11 лет:
«С третьим сыном я стала гипертревожной, потому что опыта банально больше. Хотя мне кажется, что я очень рациональная. Люблю инструкции и правила, мы в семье стараемся им следовать.
Когда дома появилась двухэтажная кровать, мы сразу договорились, что младший на «второй этаж» не лазает. В итоге средний сын однажды, зацепившись за опору, сорвался с высоты и сломал себе руку.
А младший падал с самоката и тоже ломал руку. После этого я изучила все окрестные дороги, и если знаю, что там выбоины, мы на самокатах не поедем.
Когда дети заболевают, я стараюсь читать о болезни в подробностях. Однажды это помогло спасти жизнь моему младшему сыну: после ветрянки у него начался менингит, и к счастью, я знала, что такие осложнения бывают, мы успели быстро вызвать «скорую».
Чтобы иметь возможность помочь своим детям, я прошла курсы по оказанию первой помощи. И даже в какой-то момент мечтала научиться самостоятельно интубировать – на случай, если будут трудности с дыханием. Муж смеется: ты бы могла!
Тревожусь ли я? Постоянно! Но говорю себе: делай что должно, и будь что будет. Считаю, что бездействовать все равно нельзя».

Нетипичная картина

Наряду с типичной формой заболевания, описанной выше, встречаются и атипичные формы. Они имеют свои особенности, от которых зависит тяжесть заболевания.

  1. Zapella – форма синдрома с неярко выраженными признаками. Речь частично сохранена, умеренно выражен сколиоз, умственная отсталость средней степени тяжести. Физически развиваются нормально.
  2. Hanefeld – в клинической картине преобладает раннее развитие судорожных приступов. Часто они случаются даже до появления умственной деградации.
  3. Rolando – на первый план выходят признаки задержки психомоторного развития. Ребенок теряет возможность передвигаться, нарастает стереотипия движений, его беспокоят дыхательные нарушения.

Синдром Ретта – сложное генетическое заболевание. Прежде всего, его сопровождает полная умственная деградация и психоневрологические нарушения, влекущие за собой многочисленные патологии других систем организма.

К сожалению, в мире еще не существует способа кардинального искоренения болезни, хотя ученые ведут постоянные разработки в этом направлении.

Лечение синдрома сводится к трем основным направлениям. Медикаментозная терапия назначается для купирования судорожных припадков и стимуляции работы головного мозга.

Диетотерапия включает в себя контроль массы тела, употребление в пищу высококалорийных, витаминизированных продуктов.

Однако наибольшее внимание уделяется реабилитационным мероприятиям, направленным на укрепление опорно-двигательного аппарата и поддержание умственного, психомоторного развития

Важно сохранить комплексный, всесторонний подход к проблеме. Такие дети нуждаются в постоянной поддержке со стороны взрослых и веры в них

Сотрудничество с ними, как с полноценной ячейкой общества, способствует их лучшей адаптации в социуме и более благоприятному развитию

Такие дети нуждаются в постоянной поддержке со стороны взрослых и веры в них. Сотрудничество с ними, как с полноценной ячейкой общества, способствует их лучшей адаптации в социуме и более благоприятному развитию

Важно сохранить комплексный, всесторонний подход к проблеме. Такие дети нуждаются в постоянной поддержке со стороны взрослых и веры в них

Сотрудничество с ними, как с полноценной ячейкой общества, способствует их лучшей адаптации в социуме и более благоприятному развитию.

Советы психолога: как справиться со страхом

Итак, что делать, если ребенок боится других детей? Выберите приемлемый для вас вариант и действуйте!

  1. Уделять больше внимания – расскажите тематическую сказку о дружбе, вместе посмотрите короткие мультики, чтобы потом объяснить, что такое дружба, зачем нужны друзья;
  2. Приведите примеры своей дружбы с тем, кого ребенок знает. Расскажите, как искать себе друга, как правильно дружить. Даже некоторые взрослые так за свою жизнь и не могут научиться это делать. Возможно, не с первого раза, но обязательно разговоры помогут;
  3. Как научить ребенка не бояться других детей, если он не реагирует слишком негативно на их присутствие – это пойти с ним в группу раннего развития, где детишки занимаются в присутствии мам. Только один нюанс – пойти должна именно мама. Не перекладывайте эту обязанность на бабушку или папу.

Важно! Найдите хорошего педагога, который включает в программу взаимодействие малышей друг с другом. В таких группах для детей проводятся упражнения на установление контакта с другими детками

Пример: один воспитанник встает в центр (можно с мамой), остальные водят хоровод вокруг него, под слова педагога, в конце воспитатель говорит: «А теперь погладили Ванюшку!» (называется имя ребенка в центре). Дети гладят его. Потом в центре круга оказывается кто-то другой

В таких группах для детей проводятся упражнения на установление контакта с другими детками. Пример: один воспитанник встает в центр (можно с мамой), остальные водят хоровод вокруг него, под слова педагога, в конце воспитатель говорит: «А теперь погладили Ванюшку!» (называется имя ребенка в центре). Дети гладят его. Потом в центре круга оказывается кто-то другой.

  1. Если ребенок стеснительный – покажите собственным примером что нужно делать. Поддержите ребенка! Подойдите к играющей ребятне вместе, спросите сами, кого как зовут, может ли ваш ребенок поиграть с ними вместе, начните играть, а потом аккуратно выйдите из игры, не уходя далеко;
  2. Хвалите. За каждое, даже самое маленькое достижение!
  3. Не заставляйте. Уговаривайте, приводите доводы, договаривайтесь (ты поиграешь с детками, а я тебе куплю что-то/почитаю/поиграем вместе потом/посмотрим м\ф/свой вариант), мотивируйте. Объясните, для чего ему это надо, чтобы он понял;
  4. Если ребенок получил негативный опыт вследствие общения с детьми – его укусили, толкнули, плюнули, отобрали что-то, обидели – тут одними разговорами не поможешь. Конечно, объяснить, что есть и хорошие, стоит обязательно. Но надо подкрепить слова действиями.

Пригласите в гости друзей с детьми постарше, больше 5 лет. Пусть их подготовят к тому, чтобы они взяли шефство над маленьким. Дети любят чувствовать себя воспитателями! А ваш малыш потянется к старшему, когда увидит, что он не опасный, а дружелюбный.

Главное – ваш ребенок должен быть на 100% уверен, что вы его любите, дорожите им, и что вы – на его стороне всегда, что бы ни случилось. Говорите это почаще, чтобы он стал увереннее в себе и не боялся других детей.

  • Ребенок боится темноты
  • Адаптация к детскому саду
  • Как развить самостоятельность у ребенка?

Проявите тактичность

Иногда страх перед посторонними возникает вследствие пережитого стресса. Например, в раннем детстве ребенок попал в больницу, где находился без мамы. Подобные испытания могут вылиться в патологические страхи перед взрослыми, в особенности – перед врачами и медсестрами. В обществе чужих людей малыш может становиться беспокойным, плаксивым или, наоборот, заторможенным, молчаливым. Уговаривать или позорить ребенка – жестоко и бессмысленно, кроха закроется, перестанет доверять родителям, но не станет смелее. Особенно грешат укорами в «трусости» отцы, мечтающие видеть своего малыша активным, смелым, не понимая, что психика ребенка крайне уязвима. От презрительных насмешек или сердитых высказываний у малыша к страху прибавляется еще и стыд за собственную «трусость». Теперь проблема станет двойной – малышу придется избавляться не только от страха, но и доказывать себе и окружающим свою состоятельность.

Помочь в преодолении глубинных страхов можно лишь поддержкой, заверениями, что вы понимаете опасения малыша, осознаете, как тяжело крохе, никогда не оставите его в трудной ситуации и всегда спасете положение. Малыш должен ощущать, что его переживания воспринимают всерьез, сочувствуют ему и сострадают. Тогда у ребенка появится уверенность, что вместе с родителями он все сумеет преодолеть.

Эффективны также рассказы взрослых о собственных детских страхах и о способах их преодоления. Малыш получит важную установку: папа (или мама) тоже боялись, когда были маленькими, но сумели справиться, научились контролировать страх.

Совет. Большим подспорьем могут стать ролевые игры, в которых с помощью кукол можно проигрывать бытовые ситуации, тревожные для трусишек-дошколят. Например, если пяти-шестилетний ребенок ни минуты не может находиться в одиночестве, можно показать мини-спектакль: Зайчонок опасался оставаться один, однако мама-Зайчиха его уговорила и ушла. Когда она отлучилась, зайке стали мерещиться (что? – проговорить вместе с ребенком), но все же Зайчонок придумал, чем себя занять, и избавился от тревоги. Покажите, как мама по возвращении хвалила малыша за смелость.

В том случае, если кроха боится посторонних, можно разыгрывать сценки про «Потеряшку»: Щенок пошел на прогулку вместе с хозяином и… потерялся

Важно зафиксировать внимание ребенка на моменте, когда щенок потерялся, проговорить, что он почувствовал. Малышей постарше можно попросить изобразить мимикой и жестами, как щенок испугался, впал в отчаяние. Обязательно обсудите причину, по которой щенок потерялся

Может, он убежал вперед или, наоборот, задумавшись, отстал от хозяина? Дальше покажите приключения Потеряшки, повествуя, как перепуганный Потеряшка встретил добрых персонажей, которые помогли ему найти дорогу к дому. События должны быть положительными, а окружающие люди или звери, воспринимаемые щенком в первое время как источник угрозы, – замечательными и отзывчивыми

Обязательно обсудите причину, по которой щенок потерялся. Может, он убежал вперед или, наоборот, задумавшись, отстал от хозяина? Дальше покажите приключения Потеряшки, повествуя, как перепуганный Потеряшка встретил добрых персонажей, которые помогли ему найти дорогу к дому. События должны быть положительными, а окружающие люди или звери, воспринимаемые щенком в первое время как источник угрозы, – замечательными и отзывчивыми.

В чем заключается помощь родителей?

Если ребенок боится спать один в комнате, то специалисты в области детской психологии рекомендуют:

Выбрать вещь, которая символизирует безопасность – с любимой игрушкой спать спокойнее. Кроме того, ей можно нашептать таинственные слова, и она сохранит их в тайне. Находится в соседней комнате и разговаривать – детишкам бывает спокойнее, когда за стенкой они слышат спокойный мамин голос. Тишина пугает их и порождает новые страхи. Клетка с птицей или аквариум дают такой же эффект, так как в ночное время они слышат звуки, как днем, и быстро успокаиваются. Уделять больше времени ребенку в течение дня – если днем малыш получил достаточно внимания, ласки и заботы, то он более спокойно будет себя чувствовать в ночное время. Страх заснуть появляется из-за недостатка внимания, любви и заботы. Сочинить ритуал погружения в сон – за час до сна лучше завершить подвижные игры. Далее все индивидуально, например, выпить стакан кефира или молока, сходить в душ, почистить зубы, послушать сказку, прочитанную мамой, обняться, пожелать спокойной ночи. Использовать ночник – дети привыкают к темноте постепенно. Когда ребенок боится спать один, то не следует выключать свет, закрывать дверь и оставлять его одного в темноте, только потому, что вы считаете, будто малыш вырос

Обратить внимание на интерьер детской комнаты – лучше всего обустроить ее вместе с ребенком, учитывая все его пожелания. Добавить больше ярких красок и заполнить все пустоты любимыми игрушками. Поиграть с ночными страхами днем – игра в «жмурки» в шутливой форме научит не бояться темноты

А колдовская палочка, положенная под кровать, будет оберегать сон. Если малыш проснулся, то желательно повторить ритуал укладывания – когда ночью малыш испуганный прибежал к вам, то его желательно обнять и успокоить. Потом отвести в свою комнату и дождаться, пока он уснет, дав понять, что вы рядом и всегда поможете ему

Поиграть с ночными страхами днем – игра в «жмурки» в шутливой форме научит не бояться темноты. А колдовская палочка, положенная под кровать, будет оберегать сон. Если малыш проснулся, то желательно повторить ритуал укладывания – когда ночью малыш испуганный прибежал к вам, то его желательно обнять и успокоить. Потом отвести в свою комнату и дождаться, пока он уснет, дав понять, что вы рядом и всегда поможете ему.

Когда ребенок боится спать один, то родителям надо быть спокойными, так как любая нервозность передается малышу, и он страдает от этого. А если папа с мамой с уверенностью говорят, что вместе победят всех монстров, то малыш искренне в это верит и ему становится спокойно.

Как предотвратить возникновение детских страхов?

Любую проблему проще предотвратить, чем после – иметь дело с не самыми приятными последствиями. Именно поэтому родителям стоит уделить немало внимания и времени созданию психологически благоприятной среды для роста и развития ребенка. Что может сделать для этого каждый взрослый?

Детям не надо давать смотреть страшные фильмы

  1. Ответственно относиться к фильмам и телепередачам, просматриваемым ребенком. И чем меньше лет ребенку, тем тоньше граница между реальностью и вымыслом, существующая в сознании ребенка. И, увидев на экране сцены насилия и жестокости, он может испытать стресс, сопоставимый с тем, что испытал бы взрослый человек при реальной угрозе его жизни.
  2. Залог формирования здоровой, устойчивой к страхам психики – психологически благоприятная обстановка в семье. Для того, чтобы ребенок рос спокойным и уверенным в себе, необходимо максимально оградить его от переживаний стресса, участия в конфликтах. И, напротив, открыть ему доступ к положительным эмоциям, научить ежедневно радоваться простым вещам, делать ставку только на положительные качества ребенка и его заслуги.

Ребенок и в 3 года и в 9 лет нуждается в заботе и внимании со стороны родителей. И первое, чем можно помочь тем, кто боится темноты – искренняя любовь и неподдельное неравнодушие.

5 Мама боится потерять смысл жизни

Здесь сложности будут испытывать те родители, которые в ребенке видят весь смысл своей жизни. Без ребенка жизнь была бы пустая. Да и вообще, ради чего еще можно жить, все только для детей — убеждены они.

Мама трехлетнего мальчика с любовью и гордостью говорит, что в нем весь смысл ее жизни, только с его появлением она зажила по-настоящему. И все бы ничего, только ребенок не отходит от мымы ни на шаг, любые ее отлучения даже на минуту заканчиваются слезами и криками. О причинах догадаться несложно. Как только ребенок начнет немного отходить от мамы, расти, обзаводиться своей собственной жизнью, она столкнется с пустотой. Смысл жизни будет потерян, ее мир рухнет.

Да, до какого-то времени ребенок становится центральным объектом внимания и заботы всей семьи. Например, на первом году жизни, когда он не может еще ничего сделать сам.

Но ребенок растет, становится все более самостоятельным. И вот в какой-то момент родители сталкиваются с тем, что уже не все их время и пространство занято ребенком. Теперь приходится снова посмотреть на свои отношения друг с другом, которые, вероятно, дали трещину; вернуться к своей профессии, которая никогда не приносила радости и удовлетворения; увидеть, что хобби и вовсе отсутствует, а среди друзей и знакомых одни предатели. Очень непросто столкнуться со всем этим «букетом».

Уж лучше заботиться о своем малыше, даже если ему уже стукнуло тридцать. Скорее всего ребенок таких родителей будет чересчур привязан к ним. И даже став взрослым, будет неспособен к самостоятельной жизни, а останется инфантильным.

Как справиться со страхом чужих людей?

Чего делать нельзя

Ни в коем случае не заставляйте ребёнка насильно знакомиться с «чужим» или оставаться на руках у того, кого он боится. Это только усилит страх и может привести к различным психологическим проблемам. Малыш должен ощущать вашу поддержку. Поэтому всегда отвечайте на его просьбы (возьмите на руки, успокойте). Ваши тепло и забота помогут ему постепенно справиться со страхом;
Не критикуйте ребёнка за его боязнь, не высмеивайте и не называйте «трусом». Ему необходимо ощущать, что родители всерьёз относятся к его беспокойству

И вы должны продемонстрировать это;
Важно самим понять и принять тот факт, что такое поведение малыша является нормальным для его возраста. Тогда и до него вы сможете донести эту идею и мысль о том, что со своим страхом он в скором времени справится

А бессмысленные укоры, наоборот, могут привести к тому, что у ребёнка появится комплекс, он станет робким и неуверенным в себе.

Что делать, если ребёнок боится чужих людей?

Самое важное правило – это терпение и умение ждать. Дайте ребенку время на то, чтобы он привык к новому человеку (пусть даже это близкий родственник), к его внешнему виду, голосу, поведению

При этом всегда будьте рядом с малышом, держите его на руках. Так он легче и быстрее освоится и перестанет бояться;
Расскажите малышу о своих детских страхах и о том, как вам удалось с ними справиться. Успешный пример родителей всегда вдохновляет детей;
Демонстрируйте ребёнку своим поведением, что ему бояться нечего. Но здесь стоит делать различие между человеком, к которому нужно чтобы ребенок привык (няня, бабушка, помощница по дому) или это посторонний человек, с которым ребенка ничего не связывает;

Важно! Есть разные тактики общения с незнакомыми людьми

О них вы узнаете из семинара Внимание: прогулка! Как безопасно гулять с малышом на детской площадке>>>

  1. Рассказывайте малышу о родственниках, знакомых (в их отсутствие), характеризуйте их с положительной стороны. Вместе рассматривайте фотографии, называя по именам тех, с кем хотите подружить ребёнка. Можно даже превратить этот процесс в игру на узнавание различных людей и их характеристик, это поможет сделать «чужих» «своими»;
  2. Чаще проигрывайте с малышом ситуации знакомства, успешного взаимодействия и дружбы (на примере игрушек). Например, как Мишка познакомился с Зайкой и они стали друзьями, или как Котёнок боялся других кошек и собак, но потом преодолел свой страх и подружился с ними;

Вариаций можно придумать много, всё зависит от вашей фантазии. Чем ярче будут разыграны ситуации, тем лучше

Обращайте внимание на положительные и отрицательные чувства персонажей, просите малыша изобразить их мимикой

Предупредите своих родственников и знакомых о том, что ребёнок может испугаться их и заплакать, попросите относиться к этому с пониманием. Скажите, что он сейчас почти всех, кроме мамы и папы, боится, нужно подождать, и малыш привыкнет;
Не торопитесь отдавать ребёнка в детский сад

Важно плавно подготовить его к этому событию, чтобы адаптация прошла менее болезненно. В этом вам с успехом поможет материал семинара Я иду в детский сад

Легкая адаптация к садику!>>>

Если ребёнок в 2 года и старше боится чужих людей, то обычно это связано с недостатком взаимодействия с окружающими, в том числе, с другими детьми. Вероятно, круг его общения ограничивается семьёй: мамой, папой, бабушками, дедушками. Малышу сложно идти на контакт с посторонними, поскольку он не знает, как это правильно делать, или чересчур привязан к родителям.

Ребёнка в этом возрасте следует стимулировать к общению с другими детками. Необходимо чаще бывать на детских площадках, гулять в парках, ходить в гости к знакомым, приглашать к себе родственников и друзей, особенно тех, у кого тоже есть малыши. Посещайте культурно-массовые мероприятия, делитесь с ребёнком своими эмоциями от увиденного, учите и его выражать свои чувства.

Главные люди в жизни малыша – это родители. С ними он начинает взаимодействовать и проводит максимальное количество времени. Поэтому, чем комфортнее будет это общение и атмосфера в семье, чем больше внимания и заботы он получит в младенчестве, тем более доверительное отношение у него сложится к миру и к окружающим, и среди них не останется «чужих» людей. Всё в наших руках!

  • Ребенок боится темноты
  • Почему ребенок не слушается
  • Как развить самостоятельность у ребенка?

Как правильно выйти из кризиса

Родителям важно понимать, что происходящие изменения в поведении ребенка — естественный процесс, на который ничто не может повлиять. Во время кризиса у малыша:

  • развивается речь, воля и самостоятельность, творческие способности;
  • наблюдается подражание старшим;
  • развивается социализация;
  • формируется базовое понятие ощущения безопасности.

В три годика малышу открываются границы между собой и окружающим миром, он учится различать разрешенное и запрещенное

В это время родителям важно объяснить ребенку, что он должен уважать других, уметь сочувствовать

Если трехлетнего ребенка отдают в садик, его социализация происходит намного быстрее. Если наблюдаются проблемы в общении с другими детьми, родители должны объяснить ребенку, почему нужно делиться с другими, а когда можно отказать.

Если малыш хочет самостоятельно что-то сделать, не запрещайте. Таким образом, он учится оценивать свои возможности и привыкать к самостоятельности.

Также в это время важно прививать навыки гигиены: аккуратно кушать, мыть ручки, чистить зубки, одеваться

Как помочь ребенку преодолеть страх общения с другими детьми?

Доктор Комаровский считает, что преодолеть страх перед посторонними людьми сложнее, чем его предупредить. Согласны с ним и детские психологи, и опытные родители. Советы Комаровского сводятся к трем важным шагам, которые способны помочь родителям убрать страхи ребенка уже в год, чтобы в 5 лет он был полноценным участником товарищеских игр. Следуя советам известного педиатра, вы можете предупредить формирование проблемы и облегчить вашему сокровищу жизнь.

Три мудрых шага:

  1. Воспитываем в ребенке здоровую самоуверенность. Любовь и доверие помогут вам в этом. Если ваше сокровище проявляет инициативу, совершает что-то самостоятельно, малыш чувствует себя нужным и важным. Откликнитесь на его усилия любовью, покажите ему, что вы любите его всегда, даже если у него что-то не получается. Скажите, что вы верите в него, что все у него получится. Старайтесь не выявлять явно свой страх за малыша, когда он забирается на высокую горку или пытается налить себе компот в стакан. Покажите крохе, что вы ему доверяете, не растите в нем неуверенность в собственных силах, иначе после, когда он будет общаться с другими детьми, его неуверенность проявится сильнее.
  2. Развиваем самостоятельность. Выстраивайте опеку над малышом в разумном количестве. Если ваш отпрыск избегает игр с другими ребятишками, поиграйте с ним немного сами, но заметив, что кроха пошел на контакт, отойдите в сторону. Решайте конфликты между детьми мудро и спокойно, подавая карапузу правильный пример. Набираясь опыта, он быстро научиться вести себя грамотно, и перестанет бояться, понимая, что у него есть два защитника: мама и он сам.
  3. Убираем страх перед другими детьми. Расширяйте круг общения сына или дочки. Приглашайте знакомых с детьми к себе домой, устраивайте общие праздники и игры. Запишитесь на спортивные или интеллектуальные курсы для детей и родителей, будьте сами общительны и активны. Если ребенок выделил кого-то из детей и с удовольствием с ним общается, поощряйте их дружбу. Посещайте зоопарк и детские площадки, где всегда много детей, чтобы кроха смог привыкнуть к тому, что он не один во вселенной, что есть еще детки, и они совсем не страшные, с ними можно общаться и играть.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector