Ребенку год и месяц не встает и не ходит, что делать?
Содержание:
- Когда обращаться к врачу
- Во сколько ходит ребенок самостоятельно?
- Советы родителям
- Как подготовиться к детскому саду?
- «Я здесь чужой!»
- Что делать, если ваш ребенок не ходит в полтора года?
- Почему ребенок отказывается ходить в школу?
- Как помочь при проблемах с одноклассниками
- Почему дети в год-полтора отказываются ходить самостоятельно без помощи рук?
- Психологическая дезадаптация
- 4 Мама боится одиночества
- Во сколько дети должны сделать свои первые шаги?
- Вопрос №2: возможные проблемы и их решение
- «Там было все мое!»
Когда обращаться к врачу
Иногда (очень-очень редко) причиной того, что ребенок не ходит, является слабый тонус мышц. Обычно он выявляется в течение первых месяцев жизни. Но врачи иногда ошибаются. Как определить, что у малютки могут быть проблемы?
- В год карапуз не ползает, не встает у опоры.
- В 18 месяцев малыш все еще не стоит и не ходит самостоятельно.
- Малыш до сих пор плохо удерживает спину, с трудом сидит.
Скорее всего, подобные признаки насторожат внимательную маму значительно раньше. Ваш карапуз активно лазает по комнатам, карабкается на кресла и познает мир? Вам не о чем беспокоиться!
Если же сомнения все-таки есть, обратитесь к неврологу и ортопеду. Они развеют ваши страхи и опасения. Не забывайте – ребенок чувствует переживания мамы. Не заставляйте его зря нервничать вместе с вами.
Мамы очень переживают, если малыш в год не ходит. Особенно когда перед глазами сверстники, делающие первые шаги. Родители пытаются учить маленького человечка, заставлять, уговаривать и даже обращаться к специалистам.
В результате малютка все равно начинает самостоятельно ходить тогда, когда ему удобно и нужно. А сколько времени, нервов и сил было потрачено!
Если ваше чадо хорошо развивается, отлично себя чувствует, и отсутствие этого навыка никак его не стесняет – оставьте малютку в покое. Все, что от вас нужно – терпение и умение радоваться тем достижениям ребенка, которые уже имеются.
Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .
Во сколько ходит ребенок самостоятельно?
Некоторые родители сильно переживают, что их малыш долго ползает и никак не начнет ходить, некоторые, наоборот, озабочены тем, что их ребенок слишком рано встал на ножки. Чтобы попросту не волноваться и развеять все сомнения по этому поводу, сначала нужно понять, как происходит этот процесс естественным путем.
Вскоре после рождения малыши начинают шевелить ножками и пытаться оттолкнуться от какой-либо поверхности. Это происходит еще неосознанно, на рефлекторном уровне.
В 5 месяцев дети продолжают попытки оттолкнуться от поверхности, на которую они опираются, если удерживать их в вертикальном положении. Примерно до 7 месяцев это занятие будет излюбленной забавой, до тех пор, пока ребенок не научится сидеть и ползать.
В 9 месяцев детишки опираются на подручные средства, пытаясь подняться на ножки. В этот период многие родители уже озабочены тем, как научить ребенка ходить. Однако в этом возрасте еще не все дети готовы к такому шагу. Только самые энергичные малыши самостоятельно передвигаются по квартире в 9 месяцев, придерживаясь за стоящую мебель. Более ленивые дети к этому возрасту учатся только стоять непродолжительное время без чьей-либо помощи.
В 11 месяцев малыши пробуют самостоятельно садиться и вставать. В этот момент родители могут водить своего ребенка за ручки, чтобы помочь ему быстрее научиться ходить.
В 1 год и 1 месяц большинство детей уже могут самостоятельно передвигаться. Однако делают это неуверенно и не очень быстро. Также не стоит волноваться, если до 1,5 лет ваш ребенок не предпринимает попытки к самостоятельному передвижению. Это считается нормой. О задержке развития можно говорить только в том случае, если достаточно взрослый ребенок (3 года) не ходит сам и не делает никаких попыток к этому. В этом случае родителям стоит незамедлительно обратиться к специалистам.
Все приведенные выше возрастные границы являются обобщенными. Поэтому не стоит пугаться, если ваш ребенок начал передвигаться сам раньше или немного позже указанного срока. Ведь всем известно, что одни дети развиваются быстрее, а другие – чуть медленнее. Родители могут только поспособствовать тому, чтобы быстрее научить ребенка ходить. Однако существует несколько факторов, почему ребенок не ходит.
Советы родителям
Когда ребенку исполняется год и несколько месяцев, а ходить он еще не собирается, некоторые родители приходят в замешательство. Наверное, потому что первый шаг младенца ассоциируется с началом взросления, переходом из младенчества в детство, за которым последует отрочество.
Нетерпение родителей можно понять, первый год жизни малыша был, наверное, самым радостным и в то же время трудным годом для них.
Если детский врач не замечает никакой патологии в развитии ребенка, малыш подвижен и любознателен, значит, нет никаких причин для паники или нетерпения. Всему свое время! Время ползать, и время ходить. Скоро карапуз начнет так бегать, а иногда и убегать, что вы сами будете этому не рады. Страх перед самостоятельной ходьбой можно преодолеть во время игры.
Когда ребенок боится ходить, а вернее, не может по причине заболевания, это уже нельзя назвать страхом. Поэтому нужно сразу отбросить вероятность того, что все само собой пройдет. Своевременное лечение болезни, которая может быть врожденной или приобретенной, должно сопровождаться лечебной гимнастикой, плаванием, занятиями на фитболе, лечебным массажем.
Чем больше вы вложите в ребенка, тем счастливее и здоровее он вырастит. Встречаются серьезные врожденные патологии, которые требуют хирургического вмешательства и большой суммы. Нельзя опускать руки, просите помощи у благотворительных организаций, не оставайтесь наедине со своей проблемой. Нельзя считать себя побежденным, не вступив в борьбу за возможность нормальной жизни для своего ребенка.
Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .
Как подготовиться к детскому саду?
Подготовка нужна – это неоспоримо. Вы же нашли время подобрать из десятков заведений лучшее на ваш взгляд, пройти медицинскую комиссию, взять справки на работе и для работы. Найдите еще немного для психологической подготовки своего ребенка, чтобы в недалеком будущем избежать конфликтов и взаимных обид.
Подготовиться к детскому саду – это не только купить новые костюмчики, панамочки, сделать прививки и начать учить азбуку. Важен психологический момент. Как сделать переход для малыша из привычного небольшого домашнего мирка, где все его любили и опекали, в просторный мир незнакомых людей, где ему еще только придется самостоятельно, без мамы и папы, завоевывать свои позиции?
Заранее начните рассказывать ребенку, что его ждет
Не акцентируйте внимание на том, что вас рядом не будет – говорите о том, сколько нового и интересного он узнает и увидит, как весело ему будет там играть с детьми.
Прогуляйтесь вместе с малышом в детский сад, чтобы он своими глазами увидел, что это, чем там занимаются его сверстники, как все красиво, уютно и весело.
Постарайтесь познакомиться с будущим воспитателем – обычно они не отказывают в этом родителям. Таким образом ребенок привыкнет к новому человеку в своей жизни и не испугается, когда останется с ним на какое-то время без вас.
Если ваше драгоценное чадо до этого круглые сутки семь дней в неделю находилось только рядом с вами – даже не с бабушкой! – немедленно исправляйте ситуацию
Пусть вам на самом деле не нужно, скажите, что отправляетесь по делам, а малыш должен какое-то время поиграть с папой, с тетей, с сестрой, другими родственниками. Постепенно приучайте его к тому, что он вполне комфортно может существовать и без вашей постоянной опеки.
Показывайте мультфильмы, читайте стихи и рассказы о детях и детском саду – пусть крохе станет интересно самому увидеть, что это такое.
Очень редко дети с первого дня хорошо воспринимают садик, обходятся без капризов и плача. Почти все родители понимают это, хотя и переживают за любимое чадо. Но куда большую тревогу вызывает поведение ребенка, который ходит в сад уже не один месяц или даже год, и вдруг по утрам его не вытянешь из постели. Он дуется, капризничает или же злится и становится агрессивным, плачет и кричит. Свое поведение объясняет так: не хочет идти в садик. Что делать в этом случае?
«Я здесь чужой!»
Переезд неизбежно ведет за собой смену окружения. Очень часто на прежнем месте жительства остаются бабушки и дедушки, по которым сильно скучают малыши, и иногда и младшие школьники
Часто встречается ситуация, когда именно старшее поколение в наибольшей степени окружало ребенка заботой и вниманием, организуя его досуг, оказывая помощь в подготовке уроков, наполняя положительными эмоциями время между уходом из детского учреждения до прихода родителей. На новом месте может возникнуть ситуация, когда ребенок будет вынужден дольше находиться в школе или садике, больше предоставлен сам себе.
Иногда бывает и по-другому. Один из родителей начинает больше проводить времени со своим чадом, так как временно не работает, что также ведет к изменению всей системы взаимоотношений в семье, которое иногда бывает на пользу, а иногда – нет.
Кроме того, новый житель большого города вынужден по-новому выстраивать все социальные контакты, на этот факт мы уже обращали внимание выше. Особенно сильно по поводу отношений со сверстниками переживают подростки
В силу психологических особенностей возраста они просто не способны успешно заниматься учебой, быть социально активными и эмоционально устойчивыми, если их отношения с ровесниками не складываются. Эта проблема выходит на первый план внутренних переживаний детей, не позволяя им выполнять все те задачи, которые им ставят взрослые.
Гамма эмоций, которые стоят за трудностями адаптациями в новом коллективе, очень широка: от тревоги, что его не примут, ощущения собственной ненужности, неуместности на новом месте до неосознаваемого страха построения близких отношений. Подросток с одной стороны уже достаточно сознательная личность, чтобы серьезно относиться к друзьям и их выбору, с другой – очень ранимый, болезненно реагирующий на то, что его забывают и постепенно вычеркивают из общения старые друзья.
Субъективно подросток может чувствовать себя очень одиноким, противопоставлять тех, кто остался там, тем, кто есть сейчас, не видеть реальных достоинств новых одноклассников, из-за высокой тревоги воспринимать нейтральное к себе отношение как враждебное, что, конечно, не только не помогает, а, напротив, осложняет создание новых социальных связей.
Ирина, 15 лет, чьи родители восемь месяцев назад переехали из небольшого южного городка в мегаполис, так и не смогла наладить отношения в новом классе. С прежними друзьями она попыталась сохранить контакт, общаясь через социальные сети, но расстояние сделало свое дело, у них становилось все меньше тем для разговоров. Девушка чувствовала себя преданной. Новые одноклассники отнеслись к ней спокойно, но не спешили принимать ее в своей круг. Сама Ирина оказалось не готова выстраивать все отношения с нуля, постепенно все ее попытки наладить общение со сверстниками прекратились, она замкнулась в себе, стала хуже учиться, большую часть времени проводила перед телевизором. Понадобилось полгода работы с психологом, чтобы девушка вновь поверила в свои силы, научилась видеть позитивное в других людях, стала более активной. Личностные изменения повлекли за собой и повышение успеваемости.
Лишаясь возможности в прежнем объеме общаться с теми людьми, которые были очень значимыми «там», ребенок или подросток лишается значительной части поддержки, внимания, безусловного принятия, которые так нужны ему в непростой период адаптации
Поэтому очень важно родителям быть рядом со своим чадом и быть готовым не ругать и критиковать, а понять и прийти в нужный момент на помощь. В случае, когда ситуация выходит из под контроля, лучше обратиться к психологу за консультацией.
Что делать, если ваш ребенок не ходит в полтора года?
Что же делать родителям, если их ребенку уже полтора года, а он так и не начал ходить самостоятельно?
Во-первых, родителям нужно набраться терпения, поскольку впереди предстоит достаточно сложный процесс выяснения истинной причины отказа ребенка передвигаться в вертикальном положении.
Во-вторых, для определения причины нужно привлечь следующих специалистов:
- педиатра, который осмотрев малыша и сделав выводы о его общем состоянии, выпишет направления к врачам более узкого направления;
- хирурга – врача, который профессионально оценит состояние мышечного корсета и суставов малыша;
- невролога – специалиста, который оценит психомоторное развитие ребенка, тонус мышц, его рефлексы и реакции на определенные раздражители. Если врач отметит какие-то тревожные признаки, то назначит определенную реабилитационную программу.
Обратите внимание
Очень важно показать малыша специалисту данного профиля в три месяца, чтобы убедиться, что кроха развивается согласно нормам, соответствующим его возрасту. ортопеда – специалиста наиболее узкого профиля, к которому, как правило, направляют хирурги или неврологи в случае подозрения у малыша каких-либо проблем с костями, суставами и мышцами
ортопеда – специалиста наиболее узкого профиля, к которому, как правило, направляют хирурги или неврологи в случае подозрения у малыша каких-либо проблем с костями, суставами и мышцами.
Как отмечают ортопеды, самыми распространенными проблемами являются:
- дисплазия тазобедренных суставов;
- гипертонус (постоянное напряжение) мышц;
- мышечная дистония.
Важно
Чтобы вовремя выявить и устранить возможные ортопедические проблемы, не следует пренебрегать профилактическими осмотрами у специалиста на протяжении первого года жизни ребенка. Поскольку впоследствии могут возникать проблемы с самостоятельным передвижением малыша.
Если походы по врачам окончены, и вы имеете на руках заключение о том, что ваш ребенок полностью здоров, но при этом он все равно не хочет ходить, тогда вам следует терпеливо продолжать заниматься с крохой с учетом вышеизложенных правил, и еще немного подождать. Проявляйте мудрость и смекалку, и ваш малыш очень скоро пойдет вам на встречу.
При этом не забывайте о простых радостях жизни: просто любите кроху, обнимайте, целуйте. Доброжелательный настрой и положительная атмосфера – это лучшая помощь и поддержка для вашего ребенка.
Токарева Лариса, педиатр, медицинский обозреватель
23,817 total views, 1 views today
Почему ребенок отказывается ходить в школу?
«Я не хочу идти в школу!». Вероятно, эту фразу многие родители слышали не раз, независимо от возраста их ребенка. Но помимо простого отсутствия желания посещать школу или делать уроки, она может скрывать множество причин. Все они важны, поэтому необходимо понять, какая из них спровоцировала столь категоричное заявление, чтобы впоследствии принять эффективные меры.
1. Выяснить причину
Во многих случаях причинами являются:
- нежелание следовать строгой школьной дисциплине;
- боязни разлучаться с родителями (характерно для детей младших классов);
- отсутствие интереса и мотивации;
- школьная фобия;
- сопротивление из-за чувства эмоциональной или физической неполноценности;
- переживания стрессовых ситуаций (развод родителей, смерть близкого родственника или издевательства со стороны одноклассников);
- ребенок болен или начинает заболевать.
Анализ возможных причин позволит выработать адекватную стратегию и решить возможные проблемы, с которыми ребенок мог столкнуться.
2. Поддерживайте спокойное общение со своим ребенком.
Общение является основой любого рода позитивных отношений
В отношениях между родителями и детьми особенно важно, чтобы ребенок мог выражать свои чувства, страхи и мысли с уверенностью и без страха осуждения или наказания
3. Учитывайте мотивы и трудности
Иногда отсутствие желания ходить в школу вызвано отсутствием мотивации, наличием проблем при посещении занятий или непонимании некоторых из аспектов процесса обучения.
Вот почему с учетом интересов вашего ребенка и понимания мотивации, полезно оптимизировать его навыки, способствовать их развитию и готовности к обучению.
Выявление возможных трудностей также является первым шагом к установлению некоторого типа руководства или помощи, которую могут предоставить родители. Например, помощь в выполнении заданий, объяснение некоторых нюансов школьной программы или даже обратиться к помощи частных репетиторов.
4. Наличие заметных различий в поведении
Иногда наличие поведенческих изменений и настроений между до и после посещения образовательного учреждения может указывать на то, что с ребенком что-то могло случиться, особенно если отказ ходить в школу был высказан внезапно.
В этом случае было бы полезно обсудить ситуацию спокойной и непринужденной обстановке, чтобы ребенок мог свободно высказать свое мнение.
5. Семейные проблемы
Еще один элемент, который необходимо учитывать — возможные значимые события или перемены в семье, повлиявшие на ребенка.
Например, смерть близкого члена семьи может вызвать страх потерять другого или умереть, что может заставить некоторых детей отказываться покидать семью или уходить из дома на долгое время.
То же самое происходит в случае развода и возможным чувством одиночества или даже вины, а также рождением второго ребенка и вследствие этого возникшей ревности или наоборот желания защитить нового члена семьи.
6. Поговорите с учителями
Это полезно как для того, чтобы быть в курсе все школьных событий, так и перед аспектами, которые специалисты школы упускают из виду
Также важно принимать во внимание рассказы ребенка, которые могут дать подсказку о наличии трудностей в одной или нескольких областях, проблем в классе с одноклассниками, учителями или предметами
7. Друзья и другие родители, как внешние источники информации
Другой возможный источник информации — друзья ребенка или их родители. Речь идет не о том, чтобы расспрашивать их о вашем ребенке, а о том, что они могут знать о каких-либо важных событиях. Однако имейте в виду, что сначала вы должны поговорить со своим ребенком.
Как реагировать?
После выяснения возможной причины отказа посещать школу родители должны принять правильные меры для разрешения ситуации.
Как помочь при проблемах с одноклассниками
К сожалению, большинство родителей проверяет только оценки. А вот о взаимоотношениях с одноклассниками спрашивают редко. Проблему буллинга активно обсуждают в американских школах. Но с травлей знакомы и российские школьники.
Категорически запрещено игнорировать любые жалобы ребенка на плохое отношение одноклассников. Фразы: «Будь мужиком», «Учись решать свои проблемы самостоятельно» могут привести к неожиданным результатам. Вместо того, чтобы найти компромисс, были случаи, как мальчик «мужественно» лез в драку с плачевными последствиями, а девочка находила «решение» в снотворных таблетках.
Поэтому бороться с буллингом в первую очередь должны родители и общество.
Любая жалоба на травлю или оскорбления должна завершаться приходом в школу, разговором с классным руководителем, второй стороной конфликта и директором. Возьмите номер родителей хулигана и спокойно уведомите их о возникшем инциденте.
Обязательно дайте ребенку советы, как реагировать на обидчиков, отрепетируйте конкретные ситуации.
Хорошая идея: организовать школьнику несколько консультаций с психологом. Родителям тоже не помешает задать профессионалу вопрос о том, что делать, если ребенок не ходит в школу. Иногда дети охотнее доверяют чужому человеку. Позвольте посреднику решить проблему.
Смена школы или класса — последний вариант, который нужно рассматривать.
Дело в том, что ребенок с психологией жертвы скорее всего станет жертвой травли и в другом коллективе
Важно поработать над повышением самооценки, внушить мысль о том, что никто не заслуживает плохого и несправедливого отношения к себе
Почему дети в год-полтора отказываются ходить самостоятельно без помощи рук?
По мнению специалистов, на то, что ребенок отказывается самостоятельно ходить и не отпускает руку родителя, могут быть причины, как психологического, так и физиологического происхождения.
К основным психологическим факторам относятся:
- Страх падения. Это одна из самых распространенных причин, по которой физически здоровые детки отказываются делать самостоятельные шаги. Данная проблема обычно возникает после того, как малыш уже пытался сделать первые шаги, но упал и сильно ударился. В результате он выбирает для себя наиболее безопасный путь – ползание или хождение за ручку.
- Лень. В последние годы эта причина встречается все чаще, поскольку на рынке появляется все больше различных приспособлений для малышей, которые хоть и немного, но все же облегчают жизнь мамам на определенном этапе. Наибольшей популярностью у родителей пользуются ходунки, в использовании которых имеется достаточно много спорных моментов, но негативных все же больше. Так, при их использовании оказывается сильное давление на опорно-двигательный аппарат ребенка. Кроме того, из-за того, что в них малышу гораздо проще передвигаться, он начинает лениться ходить самостоятельно. Когда родители решают забрать ходунки у чада, чаще всего, он выбирает более безопасный и легкий способ передвижения – ползание.
Достаточно редко, но все же встречаются и физиологические факторы, способствующие более позднему появлению самостоятельных шагов малыша:
- Проблемы с моторным развитием, мышечная дистония и прочие подобные недуги. Это достаточно серьезный фактор, при наличии которого происходит задержка не только освоения самостоятельной ходьбы ребенком, но и других двигательных навыков.
- Мышечный корсет малыша еще недостаточно укреплен. Довольно часто встречается ситуация, когда мышцы ног и позвоночника ребенка к годовалому возрасту еще не успевают подготовиться к сильным нагрузкам, которые неизбежны при ходьбе. Когда малыш на интуитивном уровне почувствует уверенность в своем теле – он пойдет. В этом случае как нельзя кстати известная фраза: «Всему свое время».
Это основные причины нежелания ходить, которые выделяют специалисты. Однако не стоит забывать, что каждый ребенок индивидуален и имеет право на свой собственный график развития. Так, даже в одной семье дети могут начать ходить в совершенно разное время.
Что же касается тех деток, которые минуют стадию ползания и сразу начинают ходить, психологи рекомендуют родителям все-таки постараться в игровой форме научить своих малышей ползать. Ведь согласно исследованиям, проведенным специалистами в области нейропсихологии, длительное ползание имеет несколько положительных последствий:
- у «ползающих» деток более гармонично развиваются полушария мозга;
- в будущем такие детки добиваются больших успехов в учебе и хорошо осваивают точные науки.
Кроме того, активное ползание благоприятно влияет на развитие спинных мышц малыша.
Психологическая дезадаптация
Отношения со значимыми для ребенка людьми, кружатся вокруг успехов в школе. Получил хорошую оценку – молодец, все благополучно. Получил плохую (замечание) – общее недовольство и в школе, и дома. Поэтому ребенок часто скован и напряжен. Сама ситуация школьной жизни вызывает у него напряжение и тревожность. Он постоянно чего-то боится, и это становится устойчивым состоянием.
Чувство уязвимости сопровождает везде. На уроке хочется стать незаметным, а на переменах – не привлекать внимания. Ребенок легко краснеет, часто плачет, теряется при неожиданных вопросах, боится неверно ответить.
Растерянность и зажатость – 1 этап психологического уровня школьной дезадаптации.
Детская психика обладает охранным свойством. Инстинктивно защищаясь от непосильных нагрузок (постоянного напряжения), ребенок вырабатывает защитные формы поведения. Он смотрит в окно, отвлекаясь от уроков, занимается посторонними делами. Сначала это возникает эпизодически (2 этап), а потом постоянно (3 этап).
4 этап – протест против сложной ситуации: нарушение дисциплины, ссоры, отказ от работы. Подростки убеждают себя в низкой значимости учебной деятельности, а младшие школьники просто заменяют ее чем-то более интересным.
Психологический уровень часто связан с отношением педагога и ученика, которые переходят на отношения с родителями.
Механизм появления отношенческой дезадаптации прост:
1 этап – напряжение на основе неуспехов в учебной деятельности: плохая оценка, необоснованное (несправедливое) замечание. Может, стоило опустить этот эпизод, но родители и педагог напоминают об этом ребенку.
Отдельная ситуация перерастает в смысловые барьеры. Начинаются они со слов: «Ты опять…», «Мне снова сказать маме?..», «Ты как всегда…» — 2 этап.
На 3 этапе появляются эпизодические конфликты. Это объяснимо, так как на ребенка вешается ярлык плохого ученика.
4 этап – устойчивый конфликт с учителем.
5 этап – потеря эмоциональных отношений с родителями.
Что делать?
Прежде всего, не акцентируйте внимания на прошлых неудачах. Любой конфликт учитель-ученик должен быть разрешен и предан забвению. В противном случае, он нарастет как снежный ком.
Нельзя школьные отношения переводить на детско-родительские. Вы любите ребенка, даже если увеличили время занятия при наличии плохой оценки или серьезно поговорили после замечания с учителем. Конфликты с родителями из-за школьных проблем усугубят негативное отношение к школе.
4 Мама боится одиночества
Очень многие мамы решают родить ребенка «для себя», чтобы «в старости было кому подать стакан воды», чтобы не остаться одной. Очень велика вероятность того, что взрослея, ребенок будет чувствовать бессознательное чувство вины каждый раз, когда уходит из дома погулять с друзьями, когда самостоятельно решает выбрать профессию, когда создает свою семью. Если ребенок рожден «для мамы», чтобы не оставить ее одну, он будет испытывать большие трудности в построении самостоятельной жизни.
Процесс отделения ребенка от родителей естественен и закономерен. По мере взросления отношения между родителями и ребенком трансформируются, дети строят свою жизнь.
Во сколько дети должны сделать свои первые шаги?
Как уже упоминалось ранее, когда ребенок должен начать ходить, у каждого индивидуально, но в среднем такое знаменательное событие следует ожидать к году жизни. Нормой для всех детей врачи отмечают возраст от 9 месяцев до 1,5 года. Сначала кроха учится самостоятельно сидеть и вставать, а уже после, держась за предметы мебели или за руки родителей, ходить. Но все же каждый малыш развивается по-разному, кто-то быстрее, а кто-то медленнее, за счет чего не все дети в определенный период преодолевают такой важный барьер.
Во сколько дети начинают ходить, во многом зависит от темперамента. К примеру, более спокойные дети не слишком спешат к этой ступени развития, поскольку их полностью устраивает познание окружающего мира на четвереньках. Многих малышей и вовсе устраивает положение сидя, чего не скажешь о более активных, которые стремятся как можно быстрее рассмотреть окружение, поэтому благодаря своему любопытству они начинают ходить довольно рано. Очень часто можно услышать, что ребенок начинает ходить самостоятельно несколько раньше, нежели ползать.
На вопрос, от чего зависит возраст начала самостоятельной ходьбы, помогут ответить следующие факторы, которые выделяют специалисты и врачи:
- Характер и темперамент ребенка. Навыки ходьбы раньше среднестатистического возраста обретают более активные дети. Для них это своего рода возможность лучше узнать мир, потрогать новые предметы и увеличить обзор.
- Вес. Обычно полные малыши познают навыки ходьбы позже. Это понятно, так как в силу большей массы тела им тяжелее передвигаться.
- Уровень развития мышц. Когда ребенок начинает ходить, зависит от правильного ухода за ним — массажа, гимнастики, питания и т.п. Все эти факторы помогают обретать мускульную силу и большую выносливость, благодаря чему мышцы становятся развитыми и крепкими, а это способствует ранней ходьбе.
- Генетика. Если вы в соответствующем возрасте поздно преодолели данный барьер, то наверняка и ваш малыш может поздно начать ходить.
- Пол малыша. Если верить статистике, то представительницы слабого пола начинают ходить раньше.
Учимся делать первые шаги
Все родители не могут дождаться момента, когда ребенок начинает ходить, и иногда стараются ему в этом всячески помочь. В такой задаче для взрослых главное — не переборщить. Навязчивость может привести к обратному эффекту — испугу, чрезмерной нагрузке на неокрепшие мышцы или к проблемам с костно-мышечной системой ног. Ваша задача заключается в помощи, но никак не в оказании давления, когда ребенок будет проявлять к этому интерес.
Рассмотрим несколько полезных рекомендаций, а также способы, которые помогут сделать первые шаги и начать уверенно ходить:
- Территория. Для малышей необходимо достаточно пространства для их передвижения, но не забывайте про наличие предметов опоры. В качестве стимула можно использовать любимые игрушки, но расставить их таким образом, чтобы ребенку дотянуться до них было сложнее, пришлось сделать несколько шагов или вовсе оторваться от опоры.
- Полезный массаж. Чтобы ваш малыш начал ходить, нужно позаботиться о его мышцах, укрепление которых позволит безболезненно и эффективно достичь желаемых результатов. Выполняйте регулярно несложные упражнения в виде растираний, поглаживаний и постукиваний.
- Гимнастика и упражнения для стимуляции. В перечень упражнений входят разгибания/сгибания ножек, приседания, подпрыгивания и пр.
- Игрушки. Многие игрушки из категории каталок отлично помогают детям научиться самостоятельно передвигаться. Ребенок, когда он будет толкать перед собой игрушку, будет следовать за ней уже без помощи.
- Специальная обувь. При желании и возможности можно малышу приобрести специальную ортопедическую обувь, в которой ваше чадо будет увереннее себя чувствовать.
В случае если после всех проделанных усилий к 1,5 годам ребенок так и не порадует вас первыми самостоятельными шагами, необходимо обратиться для выяснения причин к специалистам.
Вопрос №2: возможные проблемы и их решение
В освоении навыков ходьбы есть свои «подводные камни», это обстоятельства, которые могут тормозить их развитие.
Первый пункт – физиология.
Часто причиной того, что ребенок поздно начал ходить, становится его физическое состояние. Крепыши-малыши с большой массой тела труднее встают на ноги, первые шаги тоже даются им значительно труднее, чем более стройным сверстникам.
Умеренные, но регулярные нагрузки, сбалансированное питание и консультация специалиста помогут разрешить эту проблему;
- Второй пункт – генетика. Малыш обычно повторяет развитие родителей в ранний период. Поэтому есть смысл расспросить бабушек и дедушек о собственных успехах на поприще хождения;
- Третий пункт – вид темперамента.
Спокойный, меланхоличный ребенок предпочитает больше лежать или сидеть. Ему в большей степени интересно наблюдать за чем-нибудь, и в меньшей – двигаться.
Чтобы флегматичный малыш захотел ходить, надо придумать ему забавное развлечение, способное его расшевелить и вызвать интерес к двигательной активности;
Четвертый пункт – малыш бегает в ходунках, но не может или не хочет самостоятельно ходить.
Эта проблема решается легче всего – нет ходунков, нет проблемы. Кроха будет вынужден «работать» самостоятельно, когда «помощник» исчезнет;
Пятый пункт – психологический.
Если малыш уже начинал ходить, и, несколько раз упав, перестал, то надо помочь ему перебороть страх перед новыми падениями.
Например, подать руку, предложить пройтись вместе. Поиграть с ним: широко распахивая объятия на некотором отдалении от крохи, ловить, когда ребенок делает первые шаги. Малыш почувствует себя увереннее, когда поймет, что мама всегда поймает его и поддержит;
О других возможных причинах читайте в статье Ребенок боится ходить самостоятельно>>>
Шестой пункт – индивидуальные обстоятельства.
Недоношенные дети немного отстают от сверстников, и это нужно понимать. Ребенок, родившийся на 2 месяца раньше срока будет развиваться в соответствии со своим биологическим возрастом.
Поначалу ему будет трудно «догнать» тех, кто является его сверстниками, но родившимся в срок.
Поэтому, если малыш начинает ходить позже по этой причине, то это должно быть не поводом к расстройству, а стимулом еще больше физически развивать ребенка. Как правило, к году-полутора «ранние» младенцы выравниваются с родившимися в правильный срок;
Седьмой пункт – болезни, стрессовые ситуации и расстройства неврологического характера. Как научить ребенка ходить самостоятельно в этих случаях?
После болезни требуется время, чтобы малыш вспомнил все то, чему успел научиться до болезни. Если нежелание ходить у крохи связано со стрессом, то ему понадобится поддержка близких, чтобы он чувствовал себя в максимальной безопасности.
Если хождение тормозят иные причины, связанные с нарушениями в организме по ортопедической или неврологической части, то лучший вариант – обратиться за квалифицированной помощью к врачам.
Раньше существовало мнение, что принадлежность к определенному полу тоже имеет значение. Однако сейчас специалисты, которым задают вопрос: «во сколько начинают ходить девочки», отвечают: «так же, как и мальчики. По-разному.»
«Там было все мое!»
Привязанность к тем или иным вещам характерна не только для взрослых. Для некоторых тревожных детей привычные игрушки, книжки, знакомое расположение предметов в квартире или доме, в которых они живут, символизируют на бессознательном уровне стабильность и безопасность мира. Новое место, даже будучи лучше и просторнее, невольно нарушает внутреннее равновесие. И поэтому требует освоения и привыкания.
На одном из занятий с пятилетней девочкой, чьи родители недавно переехали в Санкт-Петербург из другого крупного города, психолог предложила нарисовать злость. Ребенок начал рисовать круги, по уточняющим вопросам стало понятно, что это камни от «разрушенного дома». В ходе работы удалось перевести гнев в сожаление, на символическом уровне построить новое обиталище, при этом в общении с родителями девочка не показывала своих переживаний от смены места жительства и поводом обращения к детскому психологу послужили совсем другие трудности. К слову сказать, большую часть детских вещей, дорогих сердцу малышки, пришлось оставить.
Даже если ваш ребенок совсем небольшой, посвятите его в свои планы заранее, дайте ему возможность выбрать те вещи, которые он хочет взять с собой. По возможности, сделайте новую комнату или уголок вашего чада похожим на то место, которое было у него раньше.
Дети постарше обращают внимание еще на одно обстоятельство, связанное с местом жительства. Переезжая в более крупный населенный пункт, они лишаются свободы передвижения
Речь, конечно, о школьниках. Младших не отпускают родители на самостоятельную прогулку, в школу или на кружки, хотя на прежнем месте они ходили везде сами. Происходит невольное снижение самостоятельности, что может привести к протестным реакциям.
Подростки же, особенно боязливые и мнительные, порой сами отказываются выходить на улицу. Новый город, большие пространства, плохое знание местности, страх потеряться приводят к тому, что дети сами не желают перемещаться самостоятельно, невольно сокращая свои возможности на адаптацию и поддержание той активности, которая им была присуща на прежнем месте.
«Там было все мое! Это была моя улица, моя школа, мой город, там я мог пойти в гости к однокласснику или гулять до темна, и никто мне этого не запрещал! А здесь: туда не ходи, сюда не смей, хоккей пришлось бросить, потому что возить некому. Что я, маленький что ли, чтоб везде с нянькой ходить!» — заявляет 12 летний мальчишка, которого привели на прием родители, уставшие от постоянных конфликтов.