Малышу 1 месяц: привыкание
Содержание:
- Органы чувств ребенка в первый месяц жизни
- Причины аллергии на коже у ребенка
- Одиннадцатый месяц
- Рефлексы новорожденных малышей
- Развитие ребёнка в 3 месяца
- Навыки и умения малыша
- Занятия с ребенком в 1 месяц
- От чего зависит нормальное развитие
- Как помогать развитию малыша
- Как поддерживать развитие ребенка в 15 месяцев
- Развитие ребенка: третья неделя жизни
- Этапы развития в 5 месяцев
- Окружность головы
- Средние показатели веса, роста, окружности головы и грудной клетки детей
- Режим или свобода?
- Что должен уметь ребенок в 1 месяц?
Органы чувств ребенка в первый месяц жизни
Наиболее важными органами чувств для ребенка являются зрение и слух. И речь идет не только о способности новорожденного контактировать с окружающим миром через звуки и визуальный ряд. Внешняя среда, воздействуя на слух и зрение малыша, стимулирует его умственное и физическое развитие. На первом месяце жизни ребенка все органы чувств отличаются более или менее выраженными особенностями.
- Вкус. Вкусовые рецепторы у новорожденного развиты достаточно хорошо, и основные «раздражители» он идентифицирует так же, как взрослый. Например, при попадании на язык подслащенной воды ребенок не проявляет никаких особенных реакций. А при добавлении в воду кислого яблочного или лимонного сока малыш может демонстрировать признаки неудовольствия – морщиться, пытаться вытолкнуть языком неприятную на вкус жидкость.
- Обоняние. Умение определять запахи играет важную роль в жизни новорожденного, особенно в первые дни и недели жизни, когда остальные органы чувств еще неразвиты. Именно благодаря обонянию ребенок узнает мать, безошибочно находит грудь, отказывается от кормления, если чувствует неприятный запах (например, если мать обработала сосок мазью для заживления трещин или антисептиком с лекарственным запахом).
- Осязание. Кожа новорожденного очень чувствительна к воздействию механических и термических раздражителей, но при этом количество рецепторов распределено неравномерно. Так, ребенок более активно реагирует на прикосновения к ладоням, стопам, лицу и не настолько выраженно – при поглаживании спины и живота. Кроме того, температура окружающей среды также вызывает определенные реакции. При некомфортной температуре ребенок проявляет признаки беспокойства, становится вялым, его кожа бледнеет или краснеет и пр.
- Зрение. В первые недели жизни зрение ребенка не отличается остротой. Хотя новорожденный жмурится при ярком свете, а его зрачки расширяются и сужаются в зависимости от интенсивности освещения – это рефлекторные реакции, управляемые нервной системой. На самом деле изображения в поле зрения новорожденного выглядят размыто и нечетко, а определять конкретный объект малыш сможет только через 10–12 дней после рождения. Но и в этом случае фиксировать предмет взглядом он еще не умеет – малыш сможет только следить за движением объекта или за источником света. Еще одна особенность зрения новорожденного – рассогласованное движение глаз, когда они направлены в разные стороны. Это часто вызывает беспокойство у родителей, которые предполагают у ребенка наличие косоглазия. Но такой «блуждающий» взгляд – естественное явление, и к концу первого месяца после рождения (в норме через 4–8 недель) движения глаз малыша приобретают согласованность.
- Слух. Слух – еще одна распространенная причина беспокойства родителей, которые не наблюдают выраженной реакции у новорожденного ребенка на звуки. Но слух малыша уже «натренирован» во время внутриутробного развития, в течение которого он воспринимал фоновые шумы и успел привыкнуть к ним. Благодаря этому в первые месяцы после рождения внешние звуки редко вызывают у малыша выраженные реакции. Кроме того, слуховой нерв у новорожденных развит недостаточно, и ребенок еще не воспринимает «взрослый» спектр акустических волн: более высокие звуки он слышит лучше, низкие – хуже.
Причины аллергии на коже у ребенка
Ученые продолжают проводить исследования в отношении того, почему именно развиваются аллергические реакции. При этом они уже четко могут выделить ряд факторов, значительно повышающих риск возникновения патологии как у взрослых, так и у детей:
- предрасположенность, заложенная на генетическом уровне;
- склонность к частым респираторным заболеваниям;
- неблагоприятная экологическая обстановка того региона, где проживает ребенок;
- постоянные попытки родителей создать для своего ребенка «стерильные условия» проживания;
- ранний отказ от лактации, слишком раннее и неконтролируемое введение прикорма.
Непосредственно аллергическая реакция развивается при проникновении в детский организм аллергенов, которые выступают веществами раздражителями. Они могут попадать в организм одним из способов: пероральный (ребенок потребляет их с пищей, питьем или лекарствами), респираторный (малыш вдыхает аллергены), контактный (ребенок напрямую соприкасается с раздражителем).
У детей, которым еще не исполнился один год, развитие патологического состояния прежде всего провоцируют пищевые аллергены: коровье молоко, яйца, рыба, злаковые, овощи и оранжевые или красные фрукты.
У детей постарше и у взрослых лиц в ответе за аллергию на коже выступают другие раздражители:
- бытовые (пыль, скапливающаяся на различных предметах в доме, пылевые клещи);
- пыльцевые (пыльцевые зерна различных трав, деревьев и злаковых культур);
- животные аллергены (частицы кожного покрова, шерсть, протеины, вырабатываемые сальными или слюнными железами);
- грибковые (плесневые или дрожжевые грибы);
- бактериальные (токсины, продуцируемые золотистым стафилококком).
Уязвимость детских организмов перед воздействием аллергенов повышают: ухудшающаяся экологическая обстановка, изменение климатических условий, несбалансированное питание, злоупотребление лекарственной терапией (бесконтрольное употребление антибактериальных средств и НПВС), гиподинамия, частая подверженность стрессовым ситуациям.
Важно! В том что у ребенка формируется непереносимость определенных веществ большую роль играет наследственный фактор. В большинстве случаев склонность к атопии передается от родителей
Одиннадцатый месяц
- В одиннадцать месяцев ваш малыш достаточно окреп, чтобы начать делать первые шаги без поддержки. Ребенок может пройти небольшое расстояние от одного взрослого до другого, или от опоры до мамы. Кроха активно передвигается в любом помещении: ползает, садится, встает, ходит с опорой.
- Продолжают развиваться навыки самообслуживания. Человечек старается есть ложкой, пить из чашки, пытается сам надеть или снять свою одежду. Можно надолго занять кроху, если предложить ему ящик с одеждой. Самостоятельность чада необходимо поощрять, тем более детки в этом возрасте обожают, когда их хвалят.
- Одиннадцатый месяц развития ребенка – время появления первых осмысленный диалогов. Кроха прекрасно понимает значение слов «да», «нет», «нельзя» (узнайте из статьи, как объяснить ребенку, что нельзя>>>); умеет положительно кивать и отрицательно мотать головой.
- Кроме того, малыш смотрит и показывает пальцем на интересующий предмет. Таким образом происходит общение малыша со взрослыми, родители и ребенок начинают лучше понимать друг друга. Количество произносимых слогов растет. В это время в речи малыша могут появиться два-три четко произносимых слова (чаще всего это «мама», «папа», «баба» и какое-нибудь звукоподражание, например, «ав»).
- Одиннадцатимесячные детки начинают осваивать навыки вежливого общения: легко запоминают жесты «привет» и «пока», охотно машут ручкой.
На заметку! Хотя для них это пока что игра, родителям рекомендуется всегда просить ребенка поздороваться и попрощаться, чтобы закрепить эту положительную привычку.
В 11 месяцев малыши очень возбудимы, легко переходят от смеха к плачу. Настораживаются в незнакомом месте, пугаются при появлении нового человека. Эти проявления свидетельствуют о нормальном развитии психики ребенка и не должны расстраивать родителей.
Подробнее: Что должен уметь ребенок в 11 месяцев>>>
Рефлексы новорожденных малышей
Рефлексы – это непроизвольные реакции на определенный вид раздражителя. По ним определяют, прежде всего, правильное развитие нервной системы малыша.
Перечислим основные рефлексы новорожденных.
- Защитный (в положении на животике грудничок поворачивает головку на бок).
- Сосательный (если ввести в ротик крохи указательный палец, он начнет ритмичные сосательные движения). Рефлекс может сохраняться до 2 лет, а иногда и дольше.
- Хоботковый (если коснуться губ младенца пальцем, он вытягивает их в трубочку). Сохраняется примерно до 3 месяцев.
- Поисковый (при поглаживании уголков ротика малыш начинает искать грудь, поворачивая головку в сторону раздражителя). Угасает примерно после 3–4 месяцев.
- Моро (резкий звук или внезапное перемещение крохи в пространстве заставляют малыша выгибать спинку, раскидывать в стороны ручки и ножки, вскрикивать). Угасает к 5 месяцам.
- Опоры и ходьбы (коснувшись ножками поверхности, ребенок упирается в нее и отталкивается, делая «шаг»). Угасает примерно к 1,5-месячному возрасту.
- Хватательный (при надавливании на ладошку младенца он рефлекторно ее сжимает). Прослеживается до 3–4 месяцев.
- Ползания (в положении на животике кроха делает ползающие движения ручками и ножками, а почувствовав под пятками опору, отталкивается от нее). Может сохраняться до 4 месяца.
- Бабинского (если надавить пальцем на стопу ребенка, пальчики сгибаются, если провести по ней – раскрываются «веером»). Рефлекс может сохраняться до 2 лет.
- Галанта (мануальное раздражение линии вдоль позвоночника вызывает у младенца выгибание). Угасает к концу 4 месяца.
По мере созревания нервной системы малыша на место рефлекторным придут сознательные движения и навыки.
Развитие ребёнка в 3 месяца
Развитие 3 месячного ребёнка делает в этом возрасте колоссальный скачок. И перечень того, что умеет малыш в 3 месяца, достаточно велик.
Двигательная активность
Основное достижение ребёнка – умение держать головку вертикально. На протяжении предыдущих месяцев младенец упорно развивал мышцы шеи и плечевого пояса. Лежа на животе, всё дольше удерживал поднятую голову. Сейчас, уверенно приподнявшись на предплечьях, малыш может несколько минут продержаться.
Ребёнок в 3 месяца, будучи в вертикальном положении, должен уверенно держать голову. Кто-то полминуты, кто-то несколько. Если такого признака нет, обратитесь к врачу.
При поддержке за подмышки ребёнок крепко становится на твердую опору, согнув ноги в тазобедренных суставах ненадолго. Мышцы ног, вслед за мышцами рук, набирают свою силу. Ребёнок в таком положении стоять самостоятельно, конечно, не может. Оставлять его в этом положении запрещено.
Многие дети в три месяца начинают переворачиваться со спины на живот. Чтобы этот навык развивался активнее, проводите с грудничком занятие:
- Ребёнок на спине, а родитель аккуратно берёт его за правую ножку, немного приподнимает её и направляет влево.
- Малыш следом, повинуясь инерции, поворачивается сначала на левый бочок, а затем и на животик.
- Повторить с другой ножкой.
Для малыша момент с поворотом ноги – самый сложный. Благодаря посторонней помощи ему будет легче освоить этот навык.
Продолжает своё развитие и мелкая моторика. Если над кроваткой на расстоянии 15 сантиметров подвесить игрушки, ребёнок будет на них натыкаться и пытаться ухватить. Также начинается угасание рефлексов новорождённых. Прежде всего, это хоботковый, поисковый рефлексы и рефлекс Бабкина.
Родители могут их проверить самостоятельно:
- поисковый рефлекс. Если пощекотать щёчку ребёнка, он будет тянуться в сторону раздражения, ища его источник;
- хоботковый рефлекс. Если легонько постучать по губкам младенца, он будет их вытягивать как хоботок;
- рефлекс Бабкина. Если обхватить кисти ребёнка и надавить на середину ладошек, малыш откроет рот.
Зрение
Находясь на руках, ребёнок с интересом рассматривает всё вокруг. Ведь малыш уверенно держит голову, умеет ею крутить.
Таким образом, может и рассмотреть всё получше.
При появлении постороннего шума поворачивает голову в поисках источника. Если слышит знакомый голос, фиксируется на лице и в течение минуты смотрит.
Эмоции и поведение
Самое яркое проявление – возникновение «комплекса оживления». Увидев маму или папу, малыш начинает усиленно двигать ручками и ножками, улыбается и гулит.
Начало формирования детского лепета. В общем потоке звуков происходит разделение – можно слышать бульканье, посмеивание, хныканье. При гулении отчетливо слышны согласные и гласные звуки.
Рост и масса тела ребёнка
Масса тела ребёнка в 3 месяца зависит от массы тела при рождении. В среднем за это время младенец набирает 2 — 2,5 килограмма. Так можно посчитать, сколько должен весить ребёнок в 3 месяца.
Например, мальчик родился с массой тела 4300 грамм. Нормально, если в 3 месяца он весит около 6500 грамм.
Рост ребёнка в 3 месяца высчитывается просто. Учитывая, что за один месяц малыш вырастает в среднем на 3 сантиметра, рожденный с ростом в 55 сантиметров в три месяца будет 64 — 65 см.
Норма роста и веса не имеют какую-то конкретную долженствующую величину. Дети индивидуальны, их рост неравномерен. В педиатрии существуют специальные таблицы, в которых приведены все эти показатели в зависимости от пола и возраста. И лишь значительное отклонение от нормы должно вызывать тревогу.
Если малыш вскармливается смесью, контролировать массу тела надо более пристально.
Питание и режим дня
К трём месяцам формируется определённый режим дня. Ребёнок начинает выдерживать время между кормлениями, укладываться спать через определённый час. В среднем спят в таком возрасте 5 раз – 4 днем и 1 раз ночью. Питание в третий месяц жизни ребёнка исключительно грудное или смесями.
Вводить прикорм соками, как это было распространено в советское время, сейчас крайне не рекомендуют.
Навыки и умения малыша
В норме 13-месячный ребенок не только умеет распознавать, но и демонстрирует всю гамму человеческих настроений, чувств и поступков (рекомендуем прочитать: что умеет делать ребенок в 1 год и 2 месяца?). Он будет проявлять не только любовь, но и независимость, страх, злость, упрямство, непослушание, грусть. Во всех этих проявлениях ему нужна безусловная любовь мамы и папы, но уже стоит выставлять границы и внушать слово «нельзя». Пока малыш очень привязан к маме, однако нужно нежно подталкивать его к общению с другими людьми.
Советы:
- Примите чувства вашего ребенка. Он имеет на них право.
- Если отучаете от груди, старайтесь вознаградить это лаской и забавой. Не отучайте во время болезни или важных изменений в его жизни (переезд, например). Во время отлучения постарайтесь занять его чем-то новым и захватывающим.
В 1 год и 1 месяц дети проявляют большую активность и стремление к самостоятельности. Их проще занять и направить. Они уже умеют ходить сами или с помощью взрослых или ползают с изумительной прытью. Исследование домашней территории переходит на более высокий уровень: открываются полки, двери и окна, все пробуется на зуб и засовывается в нос или ухо. Некоторые уже умеют приставить стульчик и влезть довольно высоко.
Ходят годовалые дети неумело, но с большим энтузиазмом. Они стремятся ходить, как все взрослые вокруг них. Тем более, что прямохождение позволяет расширить горизонты.
Занятия с ребенком в 1 месяц
Для развития ребенка можно использовать купания и проводить интересные упражнения. Если вы купаетесь в ванной, можно брать малыша с собой и положить его на грудь затылком. Левой рукой удерживайте животик, правую используйте для показа погремушек или поливания водой. Подключайте папу. Катайте малыша в воде, покачивая вверх-вниз, держите его просто за подбородок и поворачивайте в разные стороны.
Пусть он отталкивается от борта ванной пятками, подведите его ближе к краям, чтобы он упирался ногами. Несколько пружинящих движений помогут понять малышу, как можно себя вести. Еще одно упражнение – держите ребенка вертикально, чтобы он упирался ножками по дну – пусть переступает — как будто ходит. Затем поверните его на спинку — пусть поплавает. Упражнение «морская качка» прекрасно укрепляет и развивает вестибулярный аппарат.
От чего зависит нормальное развитие
Без активного участия членов семьи кроха не сможет развиваться нормальными темпами. Близкие должны выполнять несложные правила ухода за крохотулей.
Правильный уход
Новорожденному для быстрого и успешного развития требуется грамотный уход. Он заключается в соблюдении несложных правил. Рекомендуется:
- выполнять гигиенические процедуры: умывание, подмывание, стрижку ноготков, причесывание (при необходимости), увлажнение кожи;
- делать гимнастику и массаж;
- гулять с крохой на свежем воздухе;
- купать крохотулю;
- грамотно кормить;
- играть с малюткой в развивающие игры;
- придерживаться режима дня;
- ласково разговаривать с ним.
Важно понимать: весь комплекс по уходу за малышом следует выполнять постоянно
Здоровый продолжительный сон
Большую часть своей жизни месячный малыш проводит во сне. Это необходимо для правильного развития. Малютка бодрствует ¾-1 час. Остальное время кроха спит. Днем кроха должен иметь до 8 сонных периодов. Длительность каждого до 2-3 часов. Ночной сон продолжается 8 часов. Для высыпания малютке требуется создать комфортные условия:
- свежий воздух в комнате;
- удобную постель;
- температуру 20-22 градуса;
- приглушенный свет.
Важно помнить: голодный малыш крепко и долго спать не станет
Питание ребенка в 1 месяц
Идеальная пища для месячного малютки — грудное молоко. За один прием он высасывает до 60 мл. Кормить крошку рекомендуется при первых признаках беспокойства. Такой процесс называется режимом свободного вскармливания. В сутки у мамы может получиться до 12 кормлений. Частое прикладывание ребенка к груди стимулирует увеличение лактации. Молочко вырабатывается в требуемых малютке количествах. Если молока достаточно, давать прикорм в один месяц не следует. Не рекомендуется допаивать малютку водой.
При недостатке молочка следует сообщить о проблеме участковому педиатру. Он назначит адаптированную смесь.
Как помогать развитию малыша
Для ребёнка крайне важна тихая и уютная обстановка в семье. Не в коем случаи не ругайтесь и не кричите на глазах у малыша. Это может его напугать. Наоборот, давайте ребёнку больше положительных эмоций. Показывайте своё счастье.
Старайтесь, как можно чаще трогать ребёнка, гладить его, прижимать к себе. Так у него будет правильно развиваться сенсорная и центральная нервная системы.
Если у вас стоит выбор кормить грудью или смесями, отдавайте предпочтение первому варианту. С маминым молоком малыш получает не только полезные вещества и укрепляет иммунитет, но и таким образом у него быстрее развиваются осязание и обоняние.
Купайте малыша каждый день. Лучше добавлять травки, которые будут расслаблять его мышечный тонус. «Правила купания грудничков».
Старайтесь делать ребёнку массажик и маленькую, его первую, зарядку. Это позволит начать укрепление мышц с раннего детства.
Как можно чаще разговаривайте с малышом, включайте ему классическую музыку, медленно двигайте перед ним яркие предметы.
Используйте игрушки для развития детей. В этом возрасте лучшим предметом станет погремушка
Она поможет не только развивать слух, но и концентрировать внимание ребёнка.
Рекомендуем к прочтению статьи:
- Режим дня ребенка в 1 месяц;
- Какие игрушки нужны ребенку в 1 месяц.
Вот и прошёл один месяц из жизни вашего ребёнка. Сейчас он стоит на пороге новых открытий. Ребёнок уже заметно подрос, уже не выглядит столь хрупким, как при рождении. Малыш издаёт свои первые звуки и уже начал вам улыбаться. Дальше он всё больше будет вас радовать своими достижениями. Счастья вам и вашей крохе, растите здоровыми!
Как поддерживать развитие ребенка в 15 месяцев
- Игры на развитие координации: кидание и перекатывание мяча, веселая гимнастика под музыку вместе с мамой (повороты, наклоны, приседания).
- Проползание под препятствием на высоте 40-45см за игрушкой.
- Игра «поиск пары» с помощью различных предметов.
- Лепка из пластилина, рисование, чтение коротких рассказов и стишков.
- Приобщение к простым делам (совместное собирание игрушек, наведение порядка). Также можно давать элементарные поручения малышу («открой, пожалуйста, шкаф» или «подай мне полотенце»).
- Раскладывание небольших предметов по ячейкам.
- Игра с прищепками. Можно прицепить их мишке на лапу и предложить ребенку снять. Для этой игры прищепки должны быть не тугими.
- Игра с проталкиванием предметов (сортеры с простыми фигурами, копилки, пластиковые бутылки)
- Поддержание полезных привычек: умывание, причесывание, мытье ручек после улицы, чистка зубов.
- Задувание свечки, также можно дуть на бумажный кораблик в большой миске с водой.
Развитие ребенка: третья неделя жизни
Что должен уметь ребенок в это время? На третьей неделе жизни малыш уже может взять в руку небольшой предмет или палец родителя. Он также способен рассматривать лицо взрослого, глядя в глаза.
Лежа на животе, ребенок пытается приподнять головку и оторвать подбородок от поверхности.
Теперь уже вполне осознанно он поворачивает голову в разные стороны, пока лежит на спинке и разглядывает окружающий его мир.
Процесс развития ребенка на третьей неделе очевиден: он оживляется в ответ на ласковую обращенную к нему речь, двигает ножками и ручками, ищет говорящего.
Сон трёхнедельного ребёнка в совокупности составляет 15–18 часов, за одно кормление он способен высосать до 80–100 мл материнского молока или молочной смеси.
Этапы развития в 5 месяцев
Пятый месяц проходит под девизом «Хочу двигаться!». Пусть малыш продолжает попытки переворачиваться, раскачиваться, садиться, главное — обеспечьте ему безопасность в эти моменты. Если вы замечаете, что ребенку нужна большая свобода пространства, чем у него есть в кроватке или манеже, можно выкладывать его на пол. Заранее подготовьте для этого поверхность: она должна быть чистой и приятной для контакта с нежной кожей малыша, мягкий коврик прекрасно подойдет для этих целей.
Режим сна, бодрствования и кормления в этот период может снова начать перестраиваться. Иногда малыш может не просыпаться всю ночь, даже на кормление, или встать очень рано и уже не досыпать утром.
Физическое развитие в пять месяцев:
- Долго лежит на животе, опираясь на вытянутые руки, может начинать ползать по-пластунски;
- Уверенно переворачивается со спины на живот;
- Сидит с поддержкой, спина при этом сильно согнута;
- Развлекает себя, играя с собственными ручками и ножками;
- Уверенно хватает предметы и подолгу держит их в руках.
Психоэмоциональное развитие в пять месяцев:
- Узнает голос матери;
- Отличает лица близких от чужих;
- По-разному реагирует на неодинаковый тон обращения к нему — улыбается в ответ на ласковый тон голоса и хмурится при строгой интонации;
- Долго и певуче гулит;
- Сам побуждает родителей к общению — улыбается, лепечет, тянет ручки; капризничает, если общения не хватает.
Окружность головы
Этот показатель позволяет определить благополучие развития ЦНС и пропорциональность в целом. Измерения нужно проводить сантиметровой лентой по затылку и надбровным дугам. С 1 до 6 месяцев окружность головы увеличивается на 1,5 см ежемесячно, с 6 до 12 месяцев — по 0,5 см ежемесячно.
Окружность головы мальчиков от 0 до 12 месяцев, см
Возраст, мес / центиль | 3 | 10 | 25 | 50 | 75 | 90 | 97 |
---|---|---|---|---|---|---|---|
32.8 | 33.7 | — | 35.2 | — | 36.7 | 37.6 | |
1 | 34.6 | 35.5 | 36.3 | 37.1 | 38.0 | 39.1 | 40.3 |
2 | 36.5 | 37.4 | 38.2 | 39.0 | 40.0 | 41.0 | 42.0 |
3 | 38.2 | 39.0 | 39.7 | 40.6 | 41.5 | 42.5 | 43.3 |
4 | 39.5 | 40.2 | 40.9 | 41.8 | 42.8 | 43.6 | 44.4 |
5 | 40.5 | 41.2 | 41.9 | 42.7 | 43.8 | 44.6 | 45.4 |
6 | 41.5 | 42.0 | 42.8 | 43.9 | 44.8 | 45.5 | 46.3 |
9 | 43.4 | 44.0 | 44.8 | 45.8 | 46.7 | 47.4 | 48.0 |
1 год | 44.6 | 45.3 | 46.2 | 47.1 | 48.0 | 48.6 | 49.3 |
Окружность головы девочек от 0 до 12 месяцев, см
Возраст, мес / центиль | 3 | 10 | 25 | 50 | 75 | 90 | 97 |
---|---|---|---|---|---|---|---|
31.7 | 32.5 | — | 34.1 | — | 35.5 | 36.3 | |
1 | 34.2 | 35.0 | 35.8 | 36.6 | 37.4 | 38.1 | 39.0 |
2 | 35.7 | 36.7 | 37.4 | 38.2 | 39.0 | 39.8 | 40.7 |
3 | 37.1 | 38.0 | 38.7 | 39.5 | 40.4 | 41.2 | 42.0 |
4 | 38.3 | 39.1 | 39.9 | 40.7 | 41.4 | 42.2 | 43.0 |
5 | 39.5 | 40.3 | 41.0 | 41.7 | 42.5 | 43.2 | 44.0 |
6 | 40.6 | 41.5 | 42.0 | 43.0 | 43.4 | 44.2 | 45.0 |
9 | 42.3 | 42.9 | 43.5 | 44.6 | 45.6 | 46.4 | 46.8 |
1 год | 43.5 | 44.2 | 44.9 | 45.7 | 46.5 | 47.3 | 48.0 |
Средние показатели веса, роста, окружности головы и грудной клетки детей
В 1 месяц младенец начинает активно набирать рост и вес. Показатели веса, роста и окружности головы в 1 месяц, т.н. норму, связывают с полом ребенка и данным, зафиксированными при рождении:
- Мальчик. Новорожденный мальчик имеет рост в 50 см. Весит он при таком росте около 3.3-4 кг. Окружность головы составляет 34.5 см. Месячный малыш вытягивается на 5 см, его вес увеличивается на 1-1.3 кг, а голова в окружности имеет уже 37 см.
- Девочка. Девочки рождаются с ростом в 49 см, весят 2.5-3.5 кг, имеют окружность головы, равную 34 см. Месячная малышка прибавляет в росте 5 см, весит на 1 кг больше, окружность ее головы увеличивается до 36.5 см.
Именно такие данные публикует в своих графиках ВОЗ. Но опираться на них слишком строго не нужно. Дети развиваются индивидуально, многое зависит от генов, питания, образа жизни родителей.
Режим или свобода?
В каждой стране свое отношение к режиму. Например, в Голландии детишек укладывают спать примерно в 7 вечера, индийцы только к 22:00 завершают свою вечернюю трапезу, а в Бразилии и вовсе ребенок может «пировать» с родителями до часу ночи. И все же, согласно работам последних лет, если в семье есть устоявшийся режим и практикуются ранние укладывания, вероятность того, что чадо будет послушным, значительно выше.
Исследования показывают, что четкий и строгий режим не влияет на успехи ребенка в школе. Но зато он увеличивает социальную адаптированность и спокойствие малыша.
- Новые доводы в пользу режима были опубликованы в исследовании британских ученых (Millennium Cohort Study). В опросе приняли участие около 10 000 малышей и их матерей, и на каждом возрастном этапе — 3, 5 и 7 лет — результаты оказались схожими: дети, которые ложились поздно и/или не следовали режиму, были более раздражительными и зачастую гиперактивными, а те, кто ложились спать по четкому графику, оказались куда более спокойными и социально адаптированными. При этом, если в 3 года режим отсутствовал, но вводился в более позднем возрасте, поведение ребенка неизменно улучшалось.
- В наши дни часто можно встретить родителей, которые регулярно ходят поздно вечером в гости с детьми младшего возраста. Плюсы такой ситуации совершенно очевидны: мама и папа не страдают от изоляции и ведут насыщенную жизнь, а дети привыкают к общению с разными людьми и получают новые впечатления. Кроме того, свободный график позволяет подстроиться под индивидуальные особенности ребенка: кому-то требуется больше времени на сон, кому-то — меньше.
- Какой бы вольнодумной идея свободного режима ни казалась строгим родителям, на самом деле практически все дети вырабатывают свой определенный график уже в первые недели жизни. Родители, придерживающиеся философии свободного режима, просто следуют естественным биоритмам малыша, а не устанавливают для него строгий график сна и приема пищи. Взрослые в этом случае приучаются быть внимательными к потребностям ребенка, вовремя улавливая смены его настроения и самочувствия и реагируя на них.
- Официальной нормы сна не существует, вы легко можете сами определить ее для своего ребенка, если позволите ему спать утром и днем столько, сколько ему захочется. Многие врачи утверждают, что такая норма для малыша от года до 4 лет составляет в среднем 12 – 14 часов в день, хотя, конечно, многое зависит от индивидуальных особенностей конкретного ребенка.
В случае со строгим режимом проблема заключается в том, что рано или поздно каждый второй-третий малыш, живущий по такому графику, решает взбунтоваться. Это реальная статистика, которую приводят западные специалисты по проблемам сна.
Что должен уметь ребенок в 1 месяц?
Малыш в этом возрасте может пытаться поднимать и удерживать головку, лежа на животе. Пока это умение сводится к нескольким мгновениям, поскольку мышцы шеи еще очень слабые. Успехом подобные попытки увенчаются не раньше, чем к 2-3 месяцам жизни.
Слух малыша за
прошедший месяц развился достаточно хорошо. К этому времени он уже может
поворачивать голову на громкие звуки, или услышав Ваш голос.
Очень важны для
новорожденного тактильные ощущения: ласковые мамины объятия и прикосновения
доставляют крохе удовольствие, а также способствуют полноценному
психологическому развитию.
Детки в возрасте 1 месяца с удовольствием воспринимают
водные процедуры
Важно, чтобы купание
крохи происходило примерно в одно и то же время – так Вам будет легче
выработать определенный режим дня.
Для развития зрения и внимания можно повесить над
кроваткой яркие игрушки или музыкальный мобиль. Малыш в возрасте 1 месяца
может фокусировать взгляд на предметах на расстоянии полуметра от его лица.
К концу 4 недели жизни у ребенка формируется реакция на
появление взрослого человека в зоне видимости
При Вашем приближении
наблюдаются признаки заметного оживления: малыш начинает издавать звуки,
учащается его дыхание, появляется улыбка. Если же ребенок был обеспокоен или
плакал, вполне возможно, в этот период он затихнет, в ожидании Вашего участия.