Развитие ребёнка в 1 год и 9 месяцев

Навыки и умения

Девятимесячный ребёнок умеет многое. Он крепко стоит на ножках возле опоры и делает первые попытки сделать самостоятельные шаги с поддержкой.

Малыш уже крепко стоит на ножках возле опоры

Специалисты советуют развивать навыки и стимулировать малыша к передвижению. Например, можно взять любимую игрушку и поставить на небольшом расстоянии от крохи. Затем предложить ребёнку дотянуться до неё.

К 9 месяцам большинство крох умеют:

  • самостоятельно садиться и сидеть от 15 и больше минут;
  • нагибаться в разные стороны;
  • держать предметы, бросать на пол и поднимать с пола;
  • передвигаться по дому с помощью ползания (не все детки умеют ползать, некоторые пропускают этот этап);
  • реагировать на знакомые лица, выполнять простые просьбы «покажи носик, дай ручку»;
  • лепетать и делать попытки произнести первые полноценные слова;
  • делать первые шаги.

Возможные отклонения от нормы

Что должно насторожить родителей? Если малыш:

  • не реагирует на своё имя и не узнаёт родных;
  • не проявляет интереса к игрушкам;
  • не лепечет и не пытается подражать взрослым при воспроизведении звуков;
  • не удерживает крепко предметы в ладошке.

Особенности гигиены и ухода

Особенности ухода за ребенком в этом возрасте и правила гигиены включают в себя соблюдение навыков аккуратности и чистоплотности, направленные на укрепление его здоровья и профилактику различных заболеваний.

Главное – содержать в чистоте тело малыша, все его вещи, игрушки и, по возможности, все что его окружает.

Важное внимание необходимо уделять кожным покровам ребенка, поскольку кожа у малыша очень нежная и легко повреждается. Каждый день крохи должен начинаться и заканчиваться умыванием и чисткой зубов

Каждый день крохи должен начинаться и заканчиваться умыванием и чисткой зубов.

Купать ребенка необходимо не менее 2-х раз в неделю, стричь ногти и волосы – по мере необходимости, используя специальные инструменты.

Взрослые, ухаживающие за малышом, также обязаны соблюдать правила личной гигиены, следить за состоянием своего здоровья и вести правильный образ жизни.

Соблюдение правил гигиены поможет не только сохранить здоровье, но и привить ему необходимые навыки – главное – это личный пример взрослых!

Рост и развитие ребенка в 10 месяцев

В этом возрасте есть заметные изменения, по сравнению с развитием в предыдущие месяцы. Десятимесячный малыш очень подвижен и много двигается, благодаря чему привес в массе тела по сравнению с предыдущими месяцами жизни начинает уменьшаться. Вес и рост в десятом месяце таковы – у ребенка прибавляются около 1,5 см в длине тела, а в массе цифра подрастает на 300 – 450 г. Итого к данному возрасту младенец имеет среднюю массу тела 8,5 – 10 кг (± 1 кг) и рост 70 – 73 см (± 3 см).

Таблица основных параметров физического развития детей в 10 месяцев

Параметры развития Примерные показатели нормы
девочки мальчики
Рост, см 69 – 74 71 – 76
Вес, кг 8,2 – 10,8 9,2 – 11,5
Окружность головы, см 45 – 46 46 – 47
Окружность груди, см 43 – 44 44 – 45
Размеры большого родничка, мм 12 – 14
Примерное кол-во молочных зубов

Физические данные

Для начала стоит рассмотреть нормы для физических данных – роста и веса. И так как дети разных полов несколько различаются, нормы для них приведём отдельно.

В этой таблице рассмотрены нормы веса и роста для мальчиков в возрасте 1 года и 8 месяцев:

Показатели роста (в см) Показатели веса (в кг) Описание параметра
Менее 75,9 Менее 8,1 Недостаточный
Менее 78,6 Менее 9,1 Ниже нормы
78,7-81,5 9,2-10 Чуть ниже среднего
81,6-87 10,1-12,8 Норма (средний)
87,1-89,7 12,9-14,2 Чуть больше среднего
89,8-92,5 14,3-15,8 Большой
Более 92,6 Более 15,9 Не соответствует возрасту, крайне большой

В следующей таблице приведены нормальные показатели роста и веса для девочек:

Показатели роста (в см) Показатели веса (в кг) Описание параметра
Менее 73,7 Менее 7,5 Недостаточный
73,8-76,6 7,6-8,3 Ниже нормы
76,7-79,6 8,4-9,3 Чуть ниже среднего
79,7-85,6 9,4-12 Норма (средний)
85,7-88,6 12,1-13,6 Чуть больше среднего
88,7-91,6 13,7-15,6 Большой
Более 91,7 Более 15,7 Не соответствует возрасту, крайне большой

Важно! Вес напрямую зависит от роста: чем выше ребёнок, тем больше масса его тела. А рост во многом определяется наследственностью: если оба родителя высокие, то и кроха может значительно опережать своих сверстников.

Девочки и мальчики: есть ли разница?

Отличаются ли девочки и мальчики по развитию? Да, некоторые различия есть. Во-первых, дети мужского пола крупнее представительниц женского пола (и по росту, и по весу). Разница в росте в среднем составляет 2 см, в массе тела – 1 кг.

Во-вторых, мальчики несколько медленнее развиваются интеллектуально и психологически, зато активнее совершенствуют физические навыки. Девочки же более зрелы в умственном и психическом планах, но могут медленнее развиваться физически.

Полезно знать! Развитие – индивидуальный процесс, поэтому далеко не всегда различия между девочками и мальчиками имеются и являются заметными и явными.

Кормление ребенка

Грудное молоко все еще остается в рационе питания 9-месячной крохи. Но это уже не основной элемент рациона. Стоит приучать малыша к новым продуктам и блюдам. Каков же рацион питания ребенка в 9 месяцев? Ежедневно в него должны входить молочные кашки, пюре из овощей, мяса, вареного желтка, творога. Отличным дополнением к питанию станут фруктовое пюре и соки. Вместо маминого молочка можно применять молочную высоко адаптированную смесь.

В этот период многие практикуют мясные фрикадельки из фарша. Творожок разбавляют немножко с кефиром. Из каш подойдет пшеничная и овсяная. Манная каша еще трудно переваривается желудком малыша, лучше подождать до года. Так как кроха уже может питаться из ложки, то можно попрактиковать суп для ребенка 9 месяцев. Стоит поэкспериментировать с новыми вкусами и продуктами. Главное – соблюсти состав и консистенцию блюд. В этом возрасте малышу нужно давать не обычный суп, а суп-пюре из ингредиентов, приготовленных на пару или отваренных. Вот рецепт простейшего супа-пюре:

  • картофель, капуста, морковь:
  • чуточку зелени, мелко порубленной;
  • небольшой лавровый лист;
  • 1/2 чайной ложки сливочного или растительного масла;
  • чуть-чуть соли.

Кроме вышеперечисленных овощей, можно использовать цветную капусту, брокколи, зеленый горошек, тыкву, кабачки. Для приготовления супа лучше использовать отфильтрованную воду. После того, как овощи отварятся, их измельчают блендером до консистенции пюре. В такой суп можно уже добавлять мясные фрикадельки, крупы, мелкие макаронные изделия.

Важное место в рационе крохи занимают каши. Перловку, рис, гречку сначала варят на воде

После того, как крупа сварится, ее пропускают через ситечко. После этого добавляют в массу молоко и доводят до кипения.

Постепенно вводите в рацион питания ребенка 9 месяцев рыбу. Лучше использовать нежирные сорта: хек, треску, минтай, судака.

Советы родителям

Ребенок в 1 год и 3 месяца очень активен и стремится к самостоятельности. Помогать и поддерживать малыша, слегка корректируя его действия и подсказывая – вот самая главная задача родителей.

Несколько советов:

  • Приучайте малыша к самостоятельности. Запаситесь терпением и поддержите желания малыша самостоятельно принимать пищу. Главное, подсказывать и показывать, как правильно держать ложку или чашку, сколько еды положить в рот.
  • Разговаривайте с ребенком постоянно. Рассказывайте ему на прогулках о людях и животных, домах, зданиях и автомобилях. Малыш усваивает каждое услышанное от родителей слово.
  • Не забывайте хвалить малыша за каждый, даже самый крошечный успех, и малыш порадует вас и окружающих.

Частые проблемы и как их решать

Отказ от приема пищи. Зачастую это связано с нежеланием ребенка есть определенный продукт. В таком случае не стоит навязывать ребенку пищу. От нелюбимого продукта следует отказаться на несколько дней, после чего попробовать дать еду снова. Если ребенок не съедает порцию целиком, не следует принуждать его доедать все. Страх перед незнакомцами. В данном возрасте страх является физиологической реакцией на все новое. В случае крика или плача при виде нового человека ребенка нужно взять на руки. Родитель может некоторое время контактировать с человеком у малыша на виду — это даст ему успокоиться. Плач во время ухода матери

Такая реакция является нормальной для ребенка (настораживать должно отсутствие плача и невнимание малыша к уходу мамы). Однако перед каждым уходом мама может рассказать, куда она идет – несмотря на то, что малыш может не понять ее, речь матери заметно его успокоит

Боли и лихорадка во время прорезывания зубов. В случае появления таких симптомов следует воспользоваться специальными гелями для десен при прорезывании зубов (приобретаются в аптеке без рецепта).

Интеллект и психология детей к 21 месяцу

К достижению 1 года 9 месяцев необходимо дальше развивать речевой аппарат, причем происходит это быстрыми темпами, количество слов достигает 30. Каждый день приносит пополнение в детский словарный запас

Зачастую малыш просто говорит то, что где-то подслушал, поэтому взрослым следует обращать внимание на свою речь и быть осмотрительными при выборе своих слов. Не обязательно, но довольно часто в возрасте 1 года 9 месяцев дети разговаривают простыми предложениями из нескольких слов

Эмоциональное состояние малышей этого возраста, как правило, больше связано с радостью, чем со слезами. По его настроению уже безошибочно можно определить, доволен ли малыш или чем-то расстроен.

Доставляйте детям радость

Прогрессирует высокими темпами развитие цветовых познаний и размеров предметов – все это малыш делает уже без сомнений и затруднений. Дети начинают рисовать прямые линии и окружности. Особо умелые на пальцах показывают, что скоро им исполнится два.

Все больше ребенок 1 года 9 месяцев стремится общаться с другими детьми, вступая в отношения сотрудничества. Коммуникабельность становится яркой чертой для возраста 1 года 9 месяцев, дети легче идут на контакт с незнакомыми им людьми.

Психоэмоциональная сфера

В 22 месяца ребенок развивается психоэмоционально, начинает взаимодействовать с окружающим миром. В таком возрасте идет формирование характера, которое может протекать непросто и требовать от родителей терпения и поддержки.

Кроха начинает понимать, что можно получать помощь. Например, когда сломалась любимая игрушка, или не удаётся достать какой-то предмет самостоятельно, ребёнок просит помочь родителя (словами, жестами, эмоциями).

В 22 месяца малыши любят оказываться в центре внимания, вызывать реакцию окружающих. Так, выполняя какие-либо действия, ребенок внимательно смотрит, как на это реагируют окружающие. Кроха способен демонстративно показывать свои умения и достижения, причем не всегда правильные и нужные: он может специально бросать предметы, прыгать с дивана.

Рассмотрим психоэмоциональные проблемы, с которыми могут сталкиваться родители малышей:

Капризы. Дети в таком возрасте капризничают по разным поводам: в ответ на запреты, с целью получить что-то желанное, но недоступное. Дочка или сын может громко кричать и плакать, махать руками, кататься по полу, стучать кулаками. Как вести себя в таком случае? Использовать тактику выжидания. Просто спокойно подождите, пока малыш успокоится и поймет, что не получит то, чего хочет. Если каприз перерастает в истерику, успокойте кроху, обнимите, скажите ласковые слова
Также можно попытаться переключить внимание на что-то интересное. Но не потакайте капризному поведению, иначе оно будет использоваться в качестве инструмента манипулирования.
Бессмысленные просьбы, например, обуть дома сапоги или снять шапку на улице в холодную погоду
Это связано с ограниченностью познаний. Если есть возможность, выполняйте просьбы. Так малыш будет понимать, что они бессмысленны и ошибочны, и это поможет осваивать новую информацию, дополнять и формировать картину мира.
Демонстрация беспомощности. Уверенно ходящий и быстро бегающий ребенок может внезапно начать проситься на руки, и это тоже абсолютно нормально. Он понял, что родители больше не помогают перемещаться. Но крохе по-прежнему нужны поддержка и чувство защищенности. В такие моменты можно обнять сына или дочь, ласково поговорить, иногда взять на руки.
Требования. Ребёнок может выбирать и просить только определенные игрушки, предметы одежды и посуды. Так он прощупывает границы дозволенного, пытается контролировать ситуацию и выявлять зону своего контроля. Если малыш соглашается есть только из собственной тарелки, не стоит отказывать в этом.
Ярое стремление к самостоятельности. Ребёнок может становиться самостоятельным и отказываться от помощи

Иногда нужно помогать, но лучше делать это осторожно и ненавязчиво, чтобы кроха постепенно осваивал новые умения и не терял уверенность в себе.
Отсутствие инстинкта самосохранения. Да, малыши могут намеренно или неосознанно создавать опасные обстоятельства, не понимая угроз

Родители должны всегда быть начеку и минимизировать риски.

Организация полноценного сна

Ребенок сам не понимает, что он устал, и ему нужно поспать, поэтому оптимальные условия для засыпания и последующего спокойного, крепкого сна должны создать родители.

В комнате, где спит ребенок, должна поддерживаться комфортная температура (20–22 С) и влажность (60–70%). Нужно хорошо проветрить комнату до того, как положить малыша в кроватку. Необходимо подобрать хороший ортопедический матрас. Перед укладыванием малыша нужно застелить кроватку, не допуская образования складок на постельном белье. Кроха должен спать в удобной одежде, которая не стесняет движения, не трет. Одежда не должна быть слишком теплой, но и мерзнуть ребенку нельзя. В кроватке ребенка не должно быть лишних предметов (игрушек, ненужных подушек и пледов)

Это важное условие не только для хорошего сна, но и для безопасности малыша. Прогулка на свежем воздухе вечером, купание перед сном помогут маленькому организму расслабиться

Успокоению способствуют мелодичная музыка или колыбельная в мамином исполнении. На дневной и ночной сон ребенка стоит укладывать в тишине и в условиях приглушенного освещения. Нужно стараться начинать подготовку ко сну в соответствии с привычным режимом, не отступая от него.

Важно соблюдать введенные ритуалы. Обычно на это уходит 20–30 мин

перед засыпанием. Ритуал должен выполняться не только перед ночным сном, но и днем. Отступление от ритуала приводит к удлинению времени, которое требуется на засыпание.

Если ребенок спит дольше, чем обычно, ни в коем случае не надо его будить! Ведь маленький организм сам регулирует необходимое для отдыха время.

Если ребенок перевернулся во сне

Малыш восьмимесячного возраста во сне может легко перевернуться со спины на живот. В этом возрасте такое явление менее опасно, чем в 3–4 месяца, но родителям нужно быть внимательными. Если ребенок при переворачивании не проснулся, он может уткнуться носом в подушку. В этом случае нужно бережно развернуть его обратно на спину.

Шансов не разбудить будет больше, если родители станут тихо напевать колыбельную или поглаживать кроху. Когда малыш проснулся от переворота, можно его укачать на руках и переложить в кроватку. Большинство родителей боятся, что сами уснут крепко и не смогут контролировать ребенка.

Совет таков: следует подвинуть детскую кровать вплотную к родительской постели, предварительно сняв боковую стенку. Тогда мама сможет «уловить» любое движение малыша, помочь ему уснуть, если он проснулся по какой-либо причине, и сама избавится бессонницы.

Отдых ребенка и кормление грудью

Очень редко, кто из грудничков спит всю ночь. Кроха просит кушать через час-два после засыпания, потом около 3 часов ночи, далее в 5 часов утра и в 7 часов утра перед пробуждением. Это усредненные данные, каждый ребенок устанавливает свой режим ночных кормлений.

Дети, находящиеся на грудном вскармливании, продолжают прикладываться к груди по ночам

В период прорезывания зубов или болезни ребенка ночные сосания могут становиться чаще. Скачки в развитии и овладение новыми навыками тоже приводят к тому, что ребенок часто требует успокоения у маминой груди. В большинстве случаев детки сосут грудь во сне, то есть не просыпаясь. Для того чтобы кормящая мать высыпалась и утром ощущала себя отдохнувшей, практикуют совместный сон.

Что умеет делать малыш

  • преодолевать невысокие препятствия, самостоятельно может забраться на стул, залезть на диван;
  • взбираться по лестнице, держась за перила;
  • строить башенку или собирать пирамидку;
  • различать форму предметов, подобрать необходимую форму для отверстия сортера;
  • определять размер предмета, например, найти самый большой и самый маленький кубик;
  • различать цвета, найти по просьбе взрослого два одинаковых цвета;
  • самостоятельно кушать из ложки пищу любой консистенции, к тому же старается практически без потерь донести ее до рта;
  • надевать шапку, натянуть штаны, обуться, с раздеванием дела обстоят еще проще, с легкостью снимает с себя все, где не нужно
  • расстегивать пуговицы и замки;
  • может осознанно пользоваться горшком, сообщая о своих потребностях определенными словами;
  • знает место хранения игрушек, по просьбе взрослого убирает книжки и игрушки на свои места;
  • пытается быть самостоятельным, начинает протестовать, когда ему предлагают помощь в том, что он хочет сделать сам.

Играть с прищепками

Такие, казалось бы, обычные бытовые предметы как прищепки, можно превратить в очень полезную игру для развития силы пальцев и координации движений. Нам-то кажется, ничего особенно прицепить прищепку, а для ребенка целая наука, и одолеть ее у него получается далеко не сразу. Очень часто дети либо захватывают прищепку всей ладошкой, либо пытаются взять прищепку пальцами, но при этом нажимают не на самые краешки, а где-то посредине. Поэтому ваша основная задача на первом этапе – научить малыша правильно орудовать прищепкой.

Куда прицеплять прищепки?

Делаем из прищепок лучики для солнышка, иголки для ежика, украшаем елочку

Для этой игры нужно заранее заготовить шаблон из картона, желательно плотного (круг, елочка или туловище ежика). Первое время картонку предстоит держать вам, в дальнейшем учите малыша самостоятельно придерживать картонку левой рукой.

Вот здесь можно СКАЧАТЬ еще больше интересных шаблонов для игр с прищепками, это и дождь для тучки, и ноги для лошадки, и уши для зайца и т.п.

.                   

Также можно воспользоваться готовыми вариантами игр с шаблонами (Ozon, My-shop, KoroBoom).

Прицепляем прищепки, ориентируясь на цвет

Прицепляем прищепки на край коробки

Когда у Таисии только появился интерес к прищепкам, и стало немного получаться, мне кажется, она готова была прицеплять их куда угодно. Начали мы с того, что просто прицепляли прищепки на край коробки. Если прицепить прищепки по всему периметру, то получится заборчик, за которым даже можно кого-нибудь поселить.

Вы здорово разнообразите игру, если приобретете декоративные прищепки, ведь гораздо веселее украшать коробку какими-нибудь разноцветными бабочками или гусеницами.

А еще впоследствии, мы с Таисией придумали, что если коробку с прищепками (классическими) перевернуть, получится вот такой смешной паук.

Вешаем сушиться кукольную одежду или одежду малыша

В детской комнате можно закрепить небольшую веревку (например, привязав ее к ножкам стола и стула) и рассказать ребенку историю о том, как кукла упала в лужу, испачкала всю одежду, и вам пришлось ее постирать (понарошку). Теперь всю одежду необходимо развесить сушиться. А можно даже вместе с малышом затеять настоящую стирку с последующим развешиванием одежды.

В этом занятии также сначала помогаем малышу держать предмет одежды, а в дальнейшем учим его действовать самостоятельно.

Прицепляем прищепки на одежду малыша

Если малыш не против, прицепите несколько прищепок на одежду, которая на нем одета, а он пусть попробует снять. У нас эта игра вызывала бурю эмоций (положительных, разумеется)!

Эмоциональное поведение малыша

Эмоциональный мир крохи на 9-м месяце пока достаточно скромный. Родителям могут его обогатить, если будут постоянно вместе с малышом

Ребенку действительно важно чувствовать, что мама и папа его не бросили, готовы с ним общаться, играть или просто находиться рядом

Дети в этом возрасте уже четко понимают, с каким настроением к ним обращаются взрослые. Они негативно реагируют на порицание, счастливо улыбаются, когда их хвалят

Очень важно, чтобы родители постарались избегать в общении критики в адрес малыша, не пытались ему запрещать познавать мир. Интонации, с которыми взрослые обращаются к детям, должны быть добрыми, нежными, ласковыми

На 9 месяце совершенствуется речь и умение подражать взрослым. Этот месяц ознаменуется первыми простыми словами. Из обрывков слога малыш складывает простые слова. Правда, они еще бессмысленны, но первые попытки к общению происходят.

Кроме того, малыш уже может:

  • Подражать издаваемым звукам животных.
  • Проявлять реакцию в виде смеха на стихи и потешки, которые рассказывает мама.
  • Легко идти на контакт со взрослыми и детьми.
  • Пытаться подражать действиям других детей.
  • Знакомится со своей внешностью по средствам «пощупать», трогает ушки, волосы.
  • Испытывать чувство привязанности к родителям. До этого эта было чувство необходимости.
  • Связать воедино действие, предмет и издаваемый звук.

Помните о том, что нормальное развитие малыша на 9-м месяце жизни возможно только в условиях комфортной для него среды, в которой люди будут выражать преимущественно позитивные эмоции.

Основные физические навыки

В год ребенок уверенно сидит и стоит с поддержкой взрослого или придерживаясь за какой-то предмет или стену, ползает. Малыш легко может встать на ноги из положения сидя, и вовсе необязательно, что перед своими первыми шагами он будет ползать — некоторые дети минуют эту стадию. Поскорее начать ходить обычно спешат активные ребята: они предпочитают самостоятельно держаться за опору или при любой возможности — за руку взрослого, чтобы добежать до намеченной цели. Невероятно, но факт: всего за 12 месяцев ребенок переходит из абсолютно горизонтального положения в вертикальное и очень подвижное.

Что должен уметь ребенок в 1 год:

  • передвигаться по ступенькам лестницы, держась за руку взрослого, переползать по ступенькам;
  • самостоятельно залезать на стул, кресло, диван и другие поверхности;
  • спускаться с лестницы или предмета мебели.

Все эти особенности родителям малыша необходимо учесть. Ведь, если вы вовремя не обезопасите малыша от опасностей (окон, на которых нет защитных сеток, открытых розеток, горячих, острых и тяжелых предметов на краю стола и т. д.), то можете столкнуться с трагическими ситуациями. Не надейтесь на то, что годовалый ребенок не способен очень быстро очутиться на подоконнике или столе: он очень сообразителен и уверенно стремится к цели.

Конечно, это вовсе не означает, что ребенку постоянно надо говорить «нет» и ограничивать любое его перемещение. Как раз напротив: доверяя малышу, но постоянно за ним присматривая, старайтесь показывать ему, что в окружающем мире есть предметы большой опасности, обязательно обозначьте их определенным кодовым словом и жестом. А если вы желаете, чтобы малыш поскорее сделал свои первые шаги, реже берите его на руки и стимулируйте к самостоятельному передвижению. К примеру, дайте ему возможность самому залезть на горку или перешагнуть через бордюр песочницы. Будьте «страхующим элементом», но не выполняйте за ребенка его «работу».

Режим дня в 8 месяцев

Существенных отличий в режиме дня восьмимесячного ребенка от семимесячного нет, но все же, периоды бодрствования преобладают над сном.

Режим сна

Дети уходят на двухразовый дневной сон, только он становится более продолжительным и крепким, чем ранее. Ребенок может не реагировать на посторонние шумы и звуки, когда спит. Практически всю ночь малыш может проспать, не просыпаясь, за редкими исключениями. Это связано с тем, что ночью уровень активности мозга понижается до минимума.

Пять или шесть часов ребенок спокойно может провести без сна днем, все это время он занят играми и активным изучением окружающего мира;

Ночной сон составляет семь или восемь часов, дневной сон составляет от часа до двух, хотя ребенок может выспаться и за сорок минут.

Чтобы ребенок был спокойнее, лучше спал и хорошо развивался, необходимо создать для этого нужные условия:

  • Проветривать комнату, сохранять температуру воздуха в пределах 24 градусов.
  • Выбрать правильный ортопедический матрас, кровать должна быть идеально застелена, без складок на простыни.
  • Перед сном можно сделать ребенку расслабляющий массаж.

Питание

К восьми месяцам ребенку можно давать не только пюре, но и мягкую пищу, порезанную кусочками, например, фрукты, овощи или мясо.

Пора начинать вводить рыбу, которая содержит легкоусвояемый белок, полиненасыщенные жирные кислоты, большое количество витаминов. Предпочтение стоит отдавать белой рыбе: треска, хек или минтай. Для начала малышу будет достаточно и 30 грамм на один прием, частота – один или два раза в неделю.

Далее, можно давать по 50 грамм творога, также несколько раз в неделю; смело можно вводить кисломолочные продукты: детский кефир или йогурт. Сначала стоит начать с одной чайной ложки, постепенно объем должен составлять 150-200 мл в день.

Продукты можно комбинировать между собой, тем самым приучать ребенка к разнообразию вкусов.

С рекомендациями по введению новых продуктов вы можете ознакомиться, открыв Справочник «маме в помощь!», страница 21.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector